Т. Сидаш Наказание о еже како и киими исправися сия божественная книга служебник, с древних греческих книг, святыя горы Афона, и прочих, и харатейских главенских 466 . Якоже убо многоводную пучину моря, в малую чашицу вместити не удобно: сице и великая дела, всех добрых виновнаго Бога, и дивное того милосердие навсех, пачеже начад христианския восточныя церкве изливаемое, словом по тонку изъявити невозможно. Благоволи убо той православную свою сущую в велицей и малей россии церковь , и с нею всех православия питомцов, всюду повселенней обитающих возвеселити, восхоте ю правоверных догмат целостию утешити. И что устрояет? Два великая дара яко некую диадиму царскую, священство глаголю и царство на ню возлагает. И первое убо яко моисея 467 и давида дарова ей, благочестиваго и христолюбиваго великаго государя царя, и великаго княза Алексиа михайловича, всея великия и малыя россии самодержца: оцелости чистыя веры присно пекущася. Посемже избра мужа по сердцу своему яко втораго аарона и илию, великаго государя святейшаго Никона патриарха московскаго и всея великия и малыя россии, и вручи ему оную святую церковь пасти и соблюдати со благоволениемже Божиим, благочестивый Царь, со всем освященным собором, едва с велиими моленми сего государя святейшаго Никона, патриаршеский престол приятии и умолиша. Егдаже убо богоизбранный и христолюбивый и премудрый сей великий государь святейший Никон патриарх московский и всея великия и малыя россии, воли Божии, и царскому, и всего священнаго собора прошению повинуся, и на престол великия и святыя церкве возшед, не иных мирских богатых касается разсмотрети, но яже належать пастыреви, якоже глаголет божественный апостол 468 : подобает епископу безпорока быти яко Божию строителю, пособствующу по вернем словеси учения, да силен будет утешити в здравем учении, и противящыяся обличати. И сия внушив упразднися от всех, и вложися в труд, еже бы Святое писание разсмотрити. И входя в книгохранилницу со многим трудом многи дни в разсмотрении положи, и обрете ту грамоту, в нейже написано греческими писмены, како и коим образом в царствующем граде Москве начата патриархи поставлятися, и како равночестнием совселенскими патриархи якоже пятое чювство почтошася: написанаже сия грамота влето 7097-го, в царство благовернаго царя царя и великаго князя Феодора Иоанновича всея русии.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

130. Слово по освящении храма Преображения Господня, что на Ордынке (Говорено сентября 20 дня; напечатано в Христ. Чтен. 1837 г. и в собраниях 1844 и 1848 гг.) 1836 год Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Чашу спасения прииму, и имя Господне призову. ( Пс. 115:3–4 ). Если верный подданный приносит Царю дар от своего усердия, и дар его приемлется: кто, думаете, в сем случае одолжен и осчастливлен, приемлющий, или приносящий? – Думаю: приносящий. Ибо частное приношение частнаго человека может ли быть важно для Царя, обладающаго всем? Напротив очень важно для усерднаго подданнаго снисхождение и благоволение Царя, изъявляемое приятием дара. Кольми паче, когда верный раб Божий, от своего благоговения приносит дар Богу, Который в дарах наших не имеет никакой нужды, Который есть всевластный Владыка даров наших и прежде их приношения, пред безконечным величеством Котораго все тварные дары безмерно малы и ничтожны; – по справедливости должен думать приносящий, что не он одолжает Бога, но что Бог дарует ему милость, благодеяние, счастие, сподобив его благодатию восприять благоговейное желание, дав провидением Своим средства исполнить оное, и от пренебесной высоты крайним снисхождением призрев на приношение земнороднаго. Что и одно желание создать храм имени Божию есть благоугодный Богу дар, сие из уст Самого Бога знаем мы чрез Давида и Соломона, который говорит: «и рече Господь к Давиду отцу моему: понеже взыде на сердце твое, еже создати храм имени Моему, добре сотворил еси, яко бысть на сердце твоем» ( 3Цap. VIII. 18 ). Итак, кто сподобился не только иметь на сердце подобное желание, но и самым делом принести Богу подобный дар: тот да взирает на дар свой Богу, как на дар себе от Бога, с кротким чувством своего благополучия, с чистою радостию, со смиренным благодарением Богу, Который един великодаровит и в ниспослании даров человеку, и в приятии даров от человека. Но не сии ли же чувствования приличествуют и всем, участвующим в торжестве храма, Богу посвящаемаго, и Богом освящаемаго? Ибо храм Божий есть общий дар Божий человекам, или, точнее сказать, великая сокровищница многоразличных даров и благодеяний Божиих человекам, как-то: духовнаго просвещения, очищения, исцелений, утешения, возрождения в новую жизнь, питания, возращения, укрепления сей новой жизни, всякаго благословения, всякой силы, помощи, защиты, общения с Богом мысленнаго, сердечнаго, тайнодейственнаго, не редко, по вере и благопотребности, даже чудеснаго. И потому, когда с новым храмом Господь дарует нам новый ключ, отверзает новую дверь к толиким сокровищам Своея благодати: кто внимательный не воскликнет с Давидом: «что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми!»

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

498. Слово в день коронования Его Императорского Величества, Государя Императора Николая Павловича (Говорено в Успенском Соборе, августа 22-го.) 977 1831 год Царь уповает на Господа: и милостию Вышняго не подвижится. ( Пс. ХХ. 8 ). Как некогда сподвижники Давида увидели его в крайней опасности от нападающего иноплеменника: то «кляшася мужи Давидовы, глаголюще: не изыдеши ктому с нами на брань, да не угасиши светильника Израилева» ( 2Цap. XXI. 17 ). Подлинно видеть Возлюбленного Царя, подвергающагося опасности для безопасности Своих подданных, есть зрелище, сколь возвышенное, столь же поразительное для верного народа. Чем очевиднее попечение Царя о нас, простертое до самопожертвования: тем более Он возлюблен для нас. Чем более возлюблен: тем более трепещем за Него во время опасности. Чем более страшимся за Него: тем более дивимся Его великодушному бесстрашию. Чем более дивимся Ему: тем более чтим Его, тем более любим, тем более видим и чувствуем в опасности Его нашу собственную опасность. Так волны сильных душевных движений одна другую рождают, одна другую поглощают, и опять рождают одна другую до тех пор, как, наконец, усматриваем, что гроза опасности миновала превознесенную главу, и светильник Израилев сияет яснее прежнего. Вы понимаете меня, россияне: потому что я говорю теперь по нашему общему опыту. Господи, «в руце» Котораго «власть земли», и Который «потребнаго воздвигаеши во время на ней!» ( Сир. Х. 4 ). На какое трудное время обрел Ты потребным избранного и воздвигнутого Тобою Николая! В то самое время, когда Он вступал на родительский и прародительский престол, Ему надлежало перешагнуть чрез опасность, или лучше сказать, чрез бездну, грозившую поглотить и престол, и царство. Он не поколебался; заградил бездну; мы успокоились: вдруг видим Его вновь среди опасностей брани. Две трудные брани окончены со славою; мы торжествовали; вновь открывается опасность, тем более грозная, чем менее знакомая, – опасность губительной болезни; и где сия опасность очевиднее угрожает народу, там именно является Царь наш, с Своею отеческою попечительностию о Своих подданных, с Своим, светильника Израилева достойным, светом, чтобы разгнать сумрак страха истинного и ложного, чтобы уменьшить причины опасности действительной, чтобы уничтожить призраки опасности мнимой, чтобы спасительно проникнуть сквозь сугубый мрак легковерного и упорного невежества, – увы! – не менее иногда опасного и пагубного, как злоумышление. Конец ли трудностям хотя ныне, и хотя по шести летах необыкновенными подвигами ознаменованного царствования, будет ли приближающееся седьмое лето летом совершенного покоя и мира, – Ты веси, Господи, в руце Которого власть земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

I. Ныне празднуется Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Многократное обетование Божие о пришествии на землю Спасителя непреложно исполнилось в 5508 году от создания мира. Пресвятая Дева Мария, обрученная старцу Иосифу, жила в его доме, в Назарете. В девятый месяц после благовестия архангела, Она с Иосифом, во исполнение императорского указа о переписи, пришла в отечественный город Вифлеем. Здесь, в одной из загородных пещер, 25 декабря месяца Пресвятая Дева родила обетованного Спасителя мира. Пресвятая Дева спеленала Его и положила в ясли. В эту ночь пастухи, близ Вифлеема, пасли свои стада. Вдруг осиял их свет небесный, и ангел, явившись к ним, сказал: «не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям. Ныне, в городе Давидовом, родился Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». Едва ангел сказал это, как явилось многочисленное воинство нсбесное, которое славило Господа и восклицало: «слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение». Когда исчезли ангелы, пастухи сказали друг другу: «пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь». Пришедши в Вифлеем, они нашли Младенца, лежащего в яслях, поклонились Ему и потом рассказали всем, что слышали. В это время пришли в Иерусалим волхвы (или мудрецы) с востока. Они знали, что ожидается пришествие Царя, Мессии, и старались узнать по звездам время Его рождения. Господь указал им на небе особенную, чудесную звезду, следуя за которой, они пришли в иудейскую землю. Царь Ирод, услышав, что они спрашивают о новорожденном Царе иудейском, очень встревожился, потому что, с восшествием на престол царя – потомка Давида, он, как иноплеменник, будет лишен престола. Собравь первосвященников и книжников народных, он спрашивал у них, где должно родиться Христу. Они сказали, что, по пророчеству Михея, он должен родиться в Вифлееме. Ирод послал волхвов в Вифлеем и велел им, идя оттуда, зайти к нему, чтобы и он мог поклониться новорожденному Царю. Волхвы, руководимые звездою, дошли до Вифлеема, поклонились Господу и принесли Ему дары: золото – как царю, ладан – как Богу, смирну – как человеку. Потом, получив во сне откровение – не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою. Узнав об этом, Ирод велел в Вифлееме и в окрестностях его избить всех младенцев, от двух лет и моложе. Но Богомладенец Иисус был спасен от смерти: по наставлению ангела, Иосиф с Мариею и Младенцем отправились в Египет и прожили там до смерти Ирода. Между тем Ирод, осмеянный волхвами, избил до 14-ти тысяч невинных младенцев, которых церковь ублажает, как мучеников за Христа. По смерти Ирода, Иосиф, по внушению ангела, возвратился в землю Иудину; но, убоявшись Иродова сына, Архелая, поселился в галилейском городе Назарете.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Беседа в неделю Крестопоклонную (о крестном знамении) Дал ecu боящимся Тебе, Господи! знамение, еже убежати от лица лука. ( Пс. 59:6 ). Премилосердый, не истощимый в благости своей, Триединый Бог, предопределит даровать нам вечное блаженство, еще в Ветхом Завете обещал через пророка Исайю воздвигнуть для народов знамение спасения, послать спасенных Им возвестить славу свою неведевшим Его ( Ис. 66:19 ), не имевшим истинного познания о Нем, Творце своем, собрать в Церковь свою избранных из всех народов ( Ис. 66:20 ), и работающих Ему назвать именем новым ( Ис. 65:15 ). И в полноту времен, Господь и Бог наш Иисус Христос, удовлетворив правосудию Божию за грехи рода человеческого крестными страданиями своими, призвал в Церковь свою людей из всех народов, племен и языков, запечатлел их именем новым, – именем Христиан, и даровал им для отличия от неверных, неумеющих истинного Богопознания, крестное знамение свое, как избранному своему народу, царскому священию, как людям взятым в Его Божественный удел, с тем, чтобы они святостью жизни возвещали совершенства Призвавшего их из тьмы в чудный свет своего Боговедения ( 1Пет. 2:9 ). Таким образом, знамению Св. Креста вполне соответствует пророческое изречение царя Давида: Дал ecu боящимся Тебе, Господи! знамение, еже убежати от лица лука ( Пс. 59:6 ), коим лукавым мещет раскаленныя стрелы свои ( Еф. 6:16 ) на нашу пагубу. Ибо Крест Иисуса Христа, будучи оружием победы Его над адом, смертью и вечным врагом рода человеческого, есть вместе знамение нашего спасения. Посему, знаменуя себя Св. Крестом, мы, подобно воинам, ратующим под знаменем Царя земного, поставляем себя под священную хоругвь Христа Спасителя, становимся в ряды Его воинства, как бы обновляем обеты, данные нами во Св. Крещении, отрекаемся своей воли, предаем себя водительству Господа нашего, ограждает себя щитом нашего спасения – от козней враждебных нам. Сообразно с сей целью, для ограждения себя крестным знаменем, слагаем три первые перста правой руки во образ всесвятого, единосущного, Триединого Божества 1 , означая тем тайну искупления нашего, совершившуюся на Кресте изволением Отца небесного, любовью единородного Сына Его и содействием пресвятого Духа. Вместе с сим, пригибая к ладони два меньшие перста той же руки, означаем ими два естества Господа нашего Иисуса Христа, явленные нам в Его вочеловечении, – Божеское и человеческое, которое Он воспринял в утробе приснодевственной Матери своей, чтобы принесть Себя Отцу небесному во умилостивление за грехи всего мира. Итак, знаменуя себя Св. Крестом, мы сокращенно исповедуем великое таинство нашего благоверия 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

Глава 1 1–22. Празднование Пасхи в 18-й год царя Иосии. 23–24. Общее замечание о царствовании Иосии. 25–34. Война Иосии с египетским фараоном и смерть Иосии. 34–36. Правление Иехонии. 37–42. Правление Иоакима и нашествие Навуходоносора. 43–45. Правление Иехонии. 46–58. Царствование Седекии и начало вавилонского плена. 2Езд.1:1 И совершил Иосия в Иерусалиме пасху Господу своему, и закололи пасхального агнца в четырнадцатый день первого месяца, 1 . В четвертый день первого месяца, т. е. нисана, первого месяца церковного года. Первым месяцем гражданского года был тисри. 2Езд.1:2 поставив священников по чередам в облачении в храме Господнем. 2Езд.1:3 И сказал левитам, священнослужителям Израилевым: освятите себя Господу, для поставления святого ковчега Господня в храме, который построил царь Соломон, сын Давидов. 3 . И сказал левитам, священнослужителям ( εροδουλοις) Израилевым . Писатель употребляет наименование εροδουλος в общем смысле, не имея в виду нефинеев, которые обыкновенно этим именем называются. В соответствующем месте 2 Пар у LXX стоит: то ς δυνατος. 2Езд.1:4 Не нужно будет вам брать его на рамена; служите теперь Господу Богу вашему, и заботьтесь о народе Его Израиле, и устройтесь по родам и поколениям вашим, по расписанию Давида, царя Израилева, и по великолепию Соломона, сына его, 3–4. Освятите себя для поставления святого ковчега Господня в храме. Не нужно будет вам брать его на рамена. Ковчег завета уже со времени Соломона стоял в храме ( 3Цap VIII,6 ). Поэтому приведенные слова ст. 3–4 возбуждают недоумение. Это недоумение Михаелис и Моверс разрешают предположением, что ковчег завета при предшественниках Иосии нечестивых царях Манассии и Аммоне, в предупреждение осквернения, был вынесен куда-либо из храма. 2Езд.1:5 и став во святилище, по родовым левитским разрядам вашим пред братьями вашими, сынами Израиля, 2Езд.1:6 заколите по уставу пасхального агнца и приготовьте жертвы для братьев ваших и совершите пасху по заповеди Господней, данной Моисею. 2Езд.1:7 И дал Иосия в дар находившемуся там народу тридцать тысяч агнцев и козлов и три тысячи тельцов; это по обету дано от царских стад народу и священникам и левитам.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Закрыть Священное Писание, Св. Отцы и документы Церкви об управлении государством Посвящается всем власть имущим в назидание событий 1917 и 1991 гг. Часть II 30.12.2021 829 Время на чтение 18 минут Фото: Из личного архива автора Продолжение, начало здесь .  ТРАКТОВКА ПРЕДПИСАНИЙ ДЛЯ ГОСУДАРСТВА И ЕГО СЛУЖАЩИХ. Подчинённые руководителя государства должны быть также достойными и верующими людьми: «Горе непокорным сынам, говорит Господь, которые делают совещания, но без Меня» (Ис. 30: 1). «Каков правитель народа, таковы и служащие при нем, и каков начальствующий над городом, таковы и все живущие в нем» (Сир. 10: 2). «Если правитель слушает ложные речи, то и все служащие у него нечестивы» (Сир. 29: 12). «Жертва нечестивых – мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему» (Прит. 15: 8). « Видел ли ты человека проворного в своем деле? Он будет стоять перед царями, он не будет стоять перед простыми» (Прит. 22: 29). Очень важные принципы управления государством Господь дает через пророка Иеремию. Как видели и ранее – важнейшее требование к власти – справедливость (Иер. 21: 11-12): «И дому царя Иудейского скажи: слушайте слово Господне: дом Давидов! так говорит Господь: с раннего утра производите суд и спасайте обижаемого от руки обидчика, чтобы ярость Моя не вышла, как огонь, и не разгорелась по причине злых дел ваших до того, что никто не погасит. Так сказал Господь: сойди в дом царя Иудейского и произнеси слово сие и скажи: выслушай слово Господне, царь Иудейский, сидящий на престоле Давидовом, ты, и слуги твои, и народ твой, входящие сими воротами. Так говорит Господь: производите суд и правду и спасайте обижаемого от руки притеснителя, не обижайте и не тесните пришельца, сироты и вдовы, и невинной крови не проливайте на месте сем. Ибо если вы будете исполнять слово сие, то будут входить воротами дома сего цари, сидящие вместо Давида на престоле его, ездящие на колеснице и на конях, сами и слуги их и народ их…» (Иер. 22: 1-4). Что мы видим – опять идёт предупреждение не только царю, но и слугам его « ты, и слуги твои» и праведном суде « производите суд и правду», справедливом отношении к гражданам в том числе самым не защищенным « не обижайте и не тесните пришельца, сироты и вдовы». При соблюдении этого Господь обещает успешное правление царю и его слугам.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/12/30/sv...

Изъяснение псалма 71-го. «О Соломоне». Что настоящий псалом ни мало не приличествует Соломону, это, думаю, признают Иудеи, желающие сказать правду, тем паче питомцы веры. Ибо, во-первых, Соломон не обладал пределами земли, не собирал дани с западных и восточных народов; притом, как человек, пожив соразмерное естеству время, приял конец жизни, и даже не славный. А псалом показывает, что Тот, о Ком он пророчествует, древнее солнца и луны. Точнее же сие даст видеть изъяснение речений псалма. Да и надписание не неприлично, и свободно применяется к Спасителю, потому что Соломон толкуется мирный, и сие ясно показывает история Паралипоменон, ибо Бог через Нафана говорит Давиду: «зане Соломон имя ему, и мир дам во дни его» ( 1Пар. 22:9 ). Сие же наименование имеет и Владыка Христос. Великий проповедник истины Павел взывает: «Той есть мир наш, сотворивый обоя едино, и средостение ограды разоривый» ( Еф.2:14 ). И Сам Господь говорит священным Апостолам: «мир Мой даю вам, мир Мой оставляю вам» ( Ин. 14, 27 ). Посему Его царство, Им возстановленный мир и спасение язычников предвозвещает псалом сей. И поскольку Он – Бог и человек, и Бог Он всегда, а человечество приял ради нас, то пророчество показывает то и другое, – говорит, что, как Бог, имеет Он власть над всеми, а как человек, приемлет оную от Отца Своего. Пс.71:1 .  Боже! даруй царю Твой суд и сыну царя Твою правду. «Боже, суд Твой Цареви даждь, и правду Твою Сыну Цареву». Владыка Христос – и Царь и Сын Царев. Потому пророчество называет Его Царем и Сыном Царевым. Так и Патриарх Иаков именует Его и львом и скимном львовым. Ибо говорит; «скимен львов Иуда: от леторасли, сыне мой, возшел еси: возлег уснул еси яко лев и яко скимен: кто возбудит Его?» ( Быт.49:9 ). Не только Он Царь, но и Сын Царев, потому что, как Бог, рожден Всецарем Богом, а как человек, имеет предком Царя Давида. И пророческое слово испрашивает, чтобы Ему, как человеку, дана была правда от Бога. Потом открывает причину. Пс.71:2 .  Да судит праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Иногда в храме или в студенческой аудитории можно услышать такие вопросы: «Почему канонизировали последнего русского царя, разве он был хороший политик?», или «Я лично знал человека, он такой праведник, почему Церковь до сих пор его не сделала святым, разве он не в раю?» За этими «маленькими» вопросами скрываются большие проблемы, которые нет-нет, да и вырываются наружу: то потребуют сделать святым Иоанна Грозного или Евгения Родионова, то, напротив, с такой обидой говорят о «политических канонизациях», как будто Православная Церковь разрушится, если в ее святцах станет на одно имя больше. В современной Церкви многие верующие воспринимают святого как человека, находящегося в раю, а саму канонизацию - как гарантию, что этот человек спасен. В определенной степени это так и есть, но мы не можем утверждать, что число спасенных равно числу канонизированных святых. Попробуем же вместе разобраться, кто такой «святой» и что значит «канонизация» того или иного подвижника? ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ ПРАВЕДНИКИ Читая Библию, мы видим, что ветхозаветные праведники отличаются от христианских подвижников. Если мы представим себе благочестивогоиудея, то почти наверняка это будет образ человека, соблюдающего все нормы Моисеева Закона, подолгу молящегося, а может быть, это будет образ ребе (раввина, учителя), идущего по пыльной дороге, - за ним следует небольшая горстка учеников, а он разговаривает с ними, объясняет им нормы Закона, а также учит его толкованию. Мы также можем представить себе пламенного пророка, который безбоязненно говорит с царями, или, наоборот, царя Давида, который кается в своем падении, Лота, спешно покидающего Содом, или Авраама, умоляющего Бога пощадить город ради нескольких праведников. Одним словом, это будет человек, для которого предельно важно соблюсти заповеди или исполнить свое предназначение, миссию.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/3/44...

(Макашвили) [Бодбели; Бодбель-Макаев; груз. ] (1744, с. Икалто, Кахети - 24.09.1837), митр. Бодбийско-Сигнахский (1792 - 14 июля 1811, 30 авг. 1814 - 24 сент. 1837) Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Грузинская Православная Церковь) и Грузинского Экзархата РПЦ. Род. в семье дворянина Омана Макашвили, обучался дома. В 1769 г. поступил в мон-рь Натлисмцемели во имя св. Иоанна Предтечи в Гареджи , где получил богословское образование. В 1774 г. принял там постриг, в 1776 г. был рукоположен во диакона, в 1778 г.- во иерея, в нач. 1788 г. по благословению католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония I (Багратиони) стал архимандритом и был переведен в Ниноцминдскую епархию настоятелем мон-ря Ниноцминда . В 1790 г. католикосом-патриархом Вост. Грузии Антонием II (Багратиони) хиротонисан во епископа Ниноцминдского (ЦГИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Д. 5110. Л. 4). В 1792 г. территории Бодбийской и Сигнахской епархий были объединены, и И. был переведен в Бодбийско-Сигнахскую епархию, которой руководил 45 лет. Как политический деятель И. не разделял курс последнего царя Картли-Кахети Георгия XII (1798-1800) и после его смерти не поддержал притязаний на царский престол его сына Давида. И. вел переписку с др. претендентом, жившим в Иране и пользовавшимся поддержкой иран. шаха, сыном царя Картли-Кахети Ираклия II царевичем Александром (АКавАК. 1866. Т. 1. С. 156, 258, 282; Иоселиани. 1978. С. 252). Сохранилось 2 письма от 25 окт. 1800 г., принадлежащие др. сыну Георгия XII, царевичу Иоанну. В 1-м, направленном командующему рус. военными частями в Грузии ген.-майору И. П. Лазареву, царевич сообщал, что Александр прибыл в стан правителя Аварии Омар-хана, намеревавшегося совершить вторжение на груз. территории, о чем и написал письма И. и «тамошним чиновникам». Собравший груз. ополчение царевич Иоанн просил Лазарева «на подкрепление наше... поспешить» с российскими войсками. В др. письме, адресованном И., царевич Иоанн предупреждал митрополита о готовившемся вторжении Омар-хана: «Возьмите меры осторожности, дабы он не напал на ваши селения» (АКавАК. 1866. Т. 1. С. 161-162).

http://pravenc.ru/text/469506.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010