Глава 1 2 3     Введение Краткое сведение о Св. пророке Софонии, время его пророческого служения, содержание его книги Св. пророк Софония 1 , как сам он говорит о себе, был сын Хусия, имел деда Годолию, прадеда Аморию, прапрадеда Изекию. Ни одно из сих лиц по истории неизвестно. Но, конечно, не без причины Св. Софония привел такое удлиненное родословие против обыкновения св. пророков (кроме Варуха), которые избегали указаний на длинные родословия. Потому можно думать, что лица, упомянутые в родословии Софонии, не безызвестны были в своем отечестве, чем-нибудь славились, а некоторые из толковников 2 , хотя без достаточных оснований и нерешительно, думают, что Езекия, упоминаемый в сем родословии, есть известный, благочестивый царь Иудейский, сын Ахаза (цар. 29 л.; 4Цар. 18:1; 729–713 до P.X) О жизни и деятельности Св. пр. Софонии история не оставила нам никаких достоверных сведений. Епифаний 3 , епископ Кипрский, передает известие, что Св. Софония происходил из колена Симеонова, родился на горе Саравафе, о смерти своей узнал по откровению, умер и погребен в отечественном селе; но эти сведения подвергаются сомнению. Блаж. учители Св. Церкви, Феодорит и Иероним, оставившие нам свои толкования на Св. пророка Софонию, не сообщают сведений о жизни сего пророка. Память Св. Софонии 3-го декабря. Сам Св. Софония показывает время своего пророческого служения, когда говорит, что пророческое слово Господне сообщено было ему во дни Иосии сына Аммоня царя Иудина ( Соф.1:1 ; цар. 31 год; 4Цар. 22:1–20; 642–611 до Р. Хр.). Иосия был один из благочестивейших царей Иудейских. Восьми лет возведенный на престол после отца своего Аммона, убитого слугами, он с юных лет возлюбил благочестие, а достигши 16-ти летнего возраста, всячески старался следовать благочестивой жизни царя Давида, и это было в то время, когда кругом, повсюду, была глубокая тьма язычества, почти полное забвение истины и добродетели. После благочестивого царя Езекии (729–713 до Р. Хр.) в Иудеи царствовали два царя – Манассия и Аммон.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 19 Пс.19:1 . В конец, псалом Давиду. НАДПИСАНИЕ В Еврейском: начальнейшему певцу песнь Давидова. СОДЕРЖАНИЕ Общая молитва церкви за царя Израильскаго, идущаго на ополчение, и благодарение о одержанной над неприятелями победе. Некоторые мнят, что Давид песнь сию воспел о другом лице царском, а не о себе. Другие напротив утверждают, что воспел оную о себе самом, не в своем лице, но от стороны своих подданных, когда выходил на сражение против своих неприятелей. И то и другое мнение принять можно. Пс.19:2 . Услышит тя Господь в день печали, защитит тя имя Бога Иаковля. Дух Святый, вводя народ, молящийся за царя, дабы Бог желаниям и молитвам его соответствовал, напоминает купно и самим царям о их должности, дабы в нуждах своих просили помощи у Бога. Ибо нарицая день печали показывает, что и они от печалей и прискорбностей не вовсе свободны; сие же припоминает для того, дабы в случае скорбей не изнемогали духом. Сущность слов состоит в том, что верные непременно должны и обязаны молитвам царя общими молитвами вспомоществовать. Имя Божие полагается здесь за самого Бога, и то не без причины. Ибо как самое существо Божие нам непостижимо, а только открыта сила Его и благодать: для того праведно уповаем на имя Его, от призывания котораго раждается надежда. И так желают верные, дабы царь их покровен был помощию Бога, Котораго имя призывается посреде сынов Иаковлих. Те, которые утверждают, что имя патриарха Иакова упоминается здесь потому, что Бог подобным образом искусил его, как и раба своего Давида, мнят неосновательно. Ибо сим изречением, по свойству священнаго языка, принятаго Писанием, разумеется избранный народ Божий; понеже и сие знамение усыновления у Иудеев почиталося, что они жили под правительством царя, Богом поставленнаго. Здесь должно особенно заметить, что под образом временнаго Давидова царства разумеется другое несравненно лучшее царство, от котораго зависело совершеннейшее благополучие церкви, и к которому наипаче мысленно взирая, Давид увещавал всех сынов Израилевых непрестанныя молитвы о распространении его возсылать.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Сказание о Вавилоне Подготовка текста, перевод и комментарии Н. Ф. Дробленковой «Слово ο Вавилоне»... – самое раннее произведение из цикла сказаний ο Вавилонском царстве, возникшее на рубеже XIV–XV вв.; цикл сказаний ο Вавилонском царстве формируется с XVI в. до начала XVIII в. и широко распространяется на Руси, сохраняясь в течение пяти столетий в рукописных копиях XVI–XX вв., а также и в устной передаче в виде легенд ο Федоре Бармине, устных рассказов и сказок («Вавилонское царство», Ο Борме Ярыжке и других). «Слово ο Вавилоне» является центральным звеном в цикле и претерпевает в течение веков значительные преобразования. Публикуемый текст «Слова ο Вавилоне» представлен древнейшим списком конца XV в.; он выдержан в жанре «слов» и следует композиции посольского церемониала. «Слово ο Вавилоне» повествует ο легендарном посольстве греческого царя «Левкия» («Леукия», «Улевуя»), именуемого во святом крещении Василием, за «знамением» κ трем вавилонским отрокам Анании, Азарии и Мисаилу (см. коммент. 1). Ведомые гласом свыше из церкви, от гробов трех вавилонских отроков, κ царским палатам, посланцы греческого царя обретают там регалии первых царей вселенной – царские венцы Навуходоносора и его царицы с сопроводительной грамотой κ ним на греческом языке. Следуя данному обещанию, греческий царь, увенчанный вавилонскими царскими венцами, остается верным Иерусалиму, являющемуся символом чистоты христианской церкви, и становится поборником «рода христианского»: он внимает мудрому совету критского царя Давида вместо похода в Индию пойти против «врагов иноверных» в северные страны на защиту «рода христианского». Β основу памятника, как установлено академиком Α. Η. Веселовским, положена устная византийская легенда ο византийском императоре Льве VI Премудром (Философе) (886–911 гг.), известная на Руси уже в начале XIII в. в записи новгородского путешественника Антония (в миру Добрыни Ядрейковича); Антоний слышал ее в Константинопольском Софийском соборе, где находился портрет-икона императора. Опираясь на эти сведения, русский автор создает свою версию легенды ο посольстве некоего «греческого» царя «Левкия»-«Василия» в Вавилон и посланцами его делает представителей трех православных стран: русского, грека и «обежанина» (из Абхазии–Грузии–Иверии), которые только все вместе, втроем, могут прочесть на вавилонской лестнице ту надпись на трех языках, которая указывает путь κ «знамению».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XLII. Поучение, сказанное на освящении обновленного храма в селе Усадах Казанского уезда 46 . О христианских храмах и христианской жизни Освящение обновленного храма сего совершено по милости Божией с торжественностью, редкою не для села только, но и для города. Пользуясь настоящим случаем, я хочу побеседовать с вами о времени появления св. храмов на земле и их украшении. Обращаясь к первым дням жизни человека на земле, мы видим, что люди собирались для молитвы в разных местах, не имея ни постоянных, ни переносных храмов, причем родоначальник совершал богослужение. Так было с Адама до Моисея. После же изведения Евреев из рабства Египетского, где они видели языческие праздники и торжества, Господь, желая предохранить их от увлечения язычеством, дал Моисею подробное указание об устройстве 1-го храма – скинии, храма переносного. Этот переносный храм – скиния завета – существовал от Моисея до царя Давида. При св. царе Давиде был устроен, по указанию Божию, храм постоянный, по своему богатству и благолепию во много раз превосходящий скинию Моисея. С развитием политического могущества и увеличением богатства, св. псалмопевец просил у Господа позволения построить для места обитания славы Его более величественный храм, чем построенный им дотоле. Но Господу угодно было устройство нового храма предоставить сыну Давида, премудрому Соломону. Соломон воздвиг храм, беспримерный в истории по своему богатству и благолепию. Этот величественный храм был разрушен Навуходоносором и самый народ Еврейский был рассеян по разным местам Вавилонского царства. По освобождении из плена иудеи построили новый храм, который по своему благолепию далеко уступал храму Соломонову, так что иудеи плена из старцев, помнившие величие храма Соломонова, горько плакали. Но пророки утешали и ободряли их тем, что в этот храм придет чаяние языков из рода Давидова. Что и исполнилось. Действительно Господь И. Христос пришел, как предсказали пророки, в этот последний храм, в нем Он молился в праздники и проповедывал Свое учение, возвещая мир и любовь, основание новой религии, которая должна была заменить собой религию ветхозаветную: да воссияет солнце вместо тьмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

ЖМП 6 июнь 2022 /  30 мая 2022 г. 16:00 Плачьте с плачущими КАК СВЯЩЕННИКУ УТЕШИТЬ И ПОДДЕРЖАТЬ ЧЕЛОВЕКА, ПРИШЕДШЕГО С БОЛЬШИМ ГОРЕМ Священнику часто требуется найти слова утешения для людей, которых постигла трагедия, — например, смерть маленького ребенка. Как утешить и поддержать человека, не помнящего себя от горя? На что опереться? Какие слова подобрать там, где ничем не утешить?  PDF-bepcuя. Взвешивать каждое свое слово Лучше не сказать ничего, чем сказать неуклюжее или неосторожное слово, от которого и без того страдающему человеку сделается еще хуже, так что он, может быть, никогда больше не переступит порог храма. Если к священнику пришли родители в слезах и спрашивают, почему их ребенок умер, а человек в сане отвечает, что «это за ваши грехи», — такого батюшку надо сразу запрещать в священнослужении, считает Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. «Не знаю, с каким сердцем и с какой головой должен быть священник, чтобы так сказать несчастной матери или отцу!» — восклицает Предстоятель Русской Православной Церкви. Священная история действительно знает случаи, когда тяжко согрешившие родители лишались своих детей. Один из самых известных — смерть младенца, рожденного Вирсавией от царя Давида, который взял ее себе еще замужней, отправив ее супруга Урию в бой на верную смерть. Несмотря на скорое и искреннее покаяние Давида, дитя, зачатое в этом союзе, не выжило (см. 2 Цар. 11, 2–27; 12, 1–19). С подобными ситуациями, по словам иеромонаха Даниила (Лаврова), настоятеля монастыря великомученика Феодора Стратилата Симферопольской епархии , священники сталкиваются и сегодня. Но дело пастыря в этом случае — прежде всего проявить сострадание, а не рубить сплеча, бросившись обличать пороки. В отдельных случаях — точно не в тех, когда речь идет о смерти ребенка, — некоторое увещевание скорбящего человека может быть уместным, допускает протоиерей Константин Островский, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Красногорске. Он приводит пример: «Скажем, жена бросила мужа, он скорбит и вопиет к Богу: " За что мне это?! " Можно напомнить ему, что перед этим он три года беспробудно пьянствовал, бил жену и изменял ей. Сказать это не всегда будет признаком " профнепригодности " священника». Но подобное назидание может прозвучать лишь в самых исключительных ситуациях, и каждое такое слово говорящий должен хорошо взвесить.

http://e-vestnik.ru/church/plachte_splac...

Закрыть itemscope itemtype="" > Грузия, Украина и терпение Кремля 22.11.2008 504 Время на чтение 11 минут Грузия, и Украина обладают искусственно созданными в советское время территориями. Эти территории никем не гарантированы, в том числе и всяческими международными организациями. Их положение гарантировано лишь терпением Кремля. Вместе с тем, Россия. Украина, Белоруссия, Казахстан, Приднестровье — части исторической России. В наше время многих интересует, что происходит с Украиной? Почему правительство Украины так радикализировалось? Почему Ющенко буквально «на стенку лезет» в ситуации, его прямо не касающейся? Речь, естественно, идет о грузино-осетинском и грузино-абхазском конфликте. Безусловно, мы говорим о двух православных странах, что отнюдь не означает, что они являются православными государствами. Ющенко, в принципе, в попытках «сварганить» автокефальную церковь вызвал очень большие вопросы по поводу своей «православности». Правда, его нигде и не поняли, даже в Константинополе. Но дело не в этом. Как нам представляется, и Грузия, и Украина обладают искусственно созданными в советское время территориями. Эти территории никем не гарантированы, в том числе и всяческими международными организациями. Их положение гарантировано лишь терпением Кремля. Грузия Государственная история Грузии уходит в дохристианскую древность, но и тогда Грузия состояла из двух исторических образований - Колхиды и Иверии. Они были очень различны по многим уровням, включая и международные связи. Колхида более тяготела к Востоку, Иверия - к средиземноморским странам. Впрочем, Грузия в своей истории была не только единой державой, но и великой. Максимального веса она достигла в конце XI века при царе Давиде-Строителе. Но на основании этого трудно утверждать, что нынешняя Грузия наследница той. У царя Давида были в составе армянские земли, которые сегодня, кстати, принадлежат даже не Армении, а оккупированы Турцией. Были у Давида и земли в области не только нынешних Южной и Северной Осетии. Державы, как часто это бывает, не стало. Если опыт имперского строительства заканчивается неудачей, то большие империи рассыпаются, поскольку их ничто не держит.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Иосиф Ватопедский О молитве     Иосиф Ватопедский О молитве И бысть внегда быти Ему на месте некоем молящуся, и яко преста, рече некий от ученик Его к Нему: Господи, научи ны молитися, якоже и Иоанн научи ученики своя (Лк. 11, 1).    Можно без преувеличения сказать, что молитва была первой обязанностью и завещанием для всех мыслящих существ, материальных и нематериальных, ангелов и людей, и этих последних как до, так и после падения. Самое видное место в нашем церковном богослужении принадлежит Псалмам царя и пророка Давида. Они содержат все виды молитвословий, так что всякий в любое время, находясь в разных условиях и имея различные нужды, может искать с их помощью милости Божией. Так иногда верующий восклицает: Из глубины воззвах к Тебе, Господи, Господи услыши глас мой! (Пс. 129, 2) Кроме этого Псалмопевец распределяет свои молитвы в двадцатичетырехчасовой последовательности, особо отмечая отдельные части суток: Седмерицею днем хвалих Тя о судьбах правды Твоея (Пс. 118, 164); и в другом месте: Во дни воззвах и в нощи пред Тобою (Пс. 87, 2) и: Полунощи востах исповедатися Тебе о судьбах правды Твоея (Пс. 118, 62), и в другом месте снова: Предварих в безгодии и воззвах: на словеса Твоя уповах. Предваристе очи мои ко утру, поучитися словесем Твоим (Пс. 118, 147-148), и опять: Вечер и заутра и полудне... и на всякое время благословлю Господа (ср. Пс. 54, 18; Пс. 33, 2). Нужно признать, что раньше Отцы наши много времени посвящали псалмам Давида и многие знали наизусть всю Псалтирь, так как она была основным богослужением. От древних Отцов Церковь переняла обычай заполнять часы дневных и ночных служб многими псалмами. Однако для уединенной молитвы Отцы придумали короткие односложные молитвы, так как они больше способствуют обращению внутрь себя и сосредоточению, в отличие от большого разнообразия псалмов и тропарей, которые поются на церковных собраниях. Так иногда они повторяли начало пятидесятого псалма: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое; иногда же повторяли слова мытаря: Боже, милостив буди мне грешному (Лк. 18, 13), а иногда говорили: «Аз убо, Госпо-ди, яко человек согреших, Ты же яко Бог помилуй мя»; иные же Отцы повторяли слова благоразумного разбойника: Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Си (Лк. 23, 42).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=792

Новый завет 63. Рождество Пресвятой Девы Марии Между потомками царя Давида были благочестивые люди: Иоаким и жена его Анна. Они всегда исполняли заповеди Божии, помогали бедным и с верою ожидали Спасителя. Они дожили до старости, но не имели детей, и часто молили Господа послать им дитя. Молясь Богу о ребенке, они обещали отдать его в храм для служения Богу. Господь услышал молитву Иоакима и Анны; у них родилась дочь. Они назвали Ее Мариею. День рождества святой Девы Марии мы празднуем 8 сентября (21 сентября). О чем просили Господа Иоаким и Анна? Что они обещали сделать с ребенком? Как они назвали свою дочь? Когда мы празднуем день рождества святой Девы Марии? 64. Введение во храм Пресвятой Девы Марии. Воспитание Ее при храме Родители Марии не забыли своего обещания посвятить дочь свою Господу Богу. Когда Ей было три года, Иоаком и Анна повели Ее в храм. Приведя Марию к храму, родители поставили Ее на первую ступень лестницы, на верху которой стоял первосвященник. Мария сама взошла на лестницу, и первосвященник, по указанию Божию, ввел Ее в самую главную часть храма – святое святых. При храме был дом, где жили дети, посвященные Богу своими родителями. Иоаким и Анна оставили Марию при храме. Здесь Мария жила вместе с другими девицами. Благочестивые женщины научили Марию читать, приучили Ее к различным рукоделиям. С ранних лет святая Мария приучалась каждый день ходить в храм Божий и молиться за своих родителей и за всех людей. Она любила читать священные книги, молиться Богу и трудиться. Когда Марии исполнилось четырнадцать лет, священники хотели выдать Ее замуж; но Она сказала, что дала обещание никогда не выходить замуж. Священники не хотели принуждать Ее к замужеству, но, по закону, не могли оставить Ее и при храме. Родители Марии уже умерли. Тогда священники Ее обручили, или отдали как будто в невесты одному родственнику Марии восьмидесятилетнему старику Иосифу и повелели ему заботиться о Ней. Иосиф, также как и Мария, происходил из царского рода Давида, но был беден и плотничеством добывал себе хлеб. Он жил в городе Назарете. Обручившись с Девой Мариею, он взял Ее в свой дом и стал заботиться о Ней, как родной отец.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

О почитании Честного Креста Христова § I. Мы сошлись на беседу с сектантами в церковной школе. Встретились, как добрые друзья: поприветствовали друг друга миром и полюбовно договорились вести речь о почитании Креста Христова . Эта беседа должна была служить продолжением нашей беседы о почитании святых икон. Петр Данилович, штундистский «старший брат», особенно настаивал, чтобы мы беседовали « именно о кресте. «Оправдайте, – говорил он, – от Слова Божия все рукотворенные вещи, какие существуют в Православной Церкви»... И вот, с Божией помощью, при довольном числе слушателей, мы открыли беседу. Я сказал: Св. Царь Давид просил у Бога: «даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины» ( Пс. 59. 6 ). Видим отсюда, что душа Псалмопевца Давида жаждала торжества дела Божьего на земле. В доказательство этого торжества «боящиеся Бога», по словам Царя Давида, должны были «поднять знамя ради истины». – И пр. Исаия говорит про Спасителя людей: Он «поднимет знамя язычникам, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных иудеев созовет от четырех концов земли» ( Ис.11:12 ; ср.: Ис.62:10 ). Таким образом, то, о чём молил Бога Царь Давид, – должно исполниться с пришествием в мир Спасителя. Значит, у «боящихся Бога» – христиан должно быть видимое знамя, поднятое «ради истины». – Считают ли сектанты себя «боящимися Бога» и есть ли у них такое знамя Божие? Петр Данилович и сектанты молчали, соображая силу моего вопроса. Потом они оправились. Петр Данилович ответил: В Евангелии Марка написано: «уверовавших будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» ( Мк.16:17–18 ). Вот какие знамения будут у верующих, а не видимое какое-либо «знамя»... Сектанты дружно поддержали своего «старшего брата». Произошел шум в училище... Когда все утихли, я ответил: – Значит, друзья мои, вы признаете, что жизнь верующих христиан должна сопровождаться разными чудесами. Спрошу я вас: какие же чудеса совершаются в вашем обществе? Кто из вас брал во руки змия – и не был ужален им; кто «изгонял бесов», «говорил» чужими языками?..

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Праведный Иосиф – глава Святого семейства Мария – кроткая и смиренная жена, которая и не думает командовать мужем и требовать чего-либо для Себя. Не Ей, но Иосифу даются откровения от Господа в сонных видениях. 9 января, 2011 Мария – кроткая и смиренная жена, которая и не думает командовать мужем и требовать чего-либо для Себя. Не Ей, но Иосифу даются откровения от Господа в сонных видениях. В Неделю по Рождестве Христовом мы празднуем память праведного Иосифа Обручника. Не только его память, это правда, – в этот же день мы вспоминаем и апостола Иакова, брата Господня, и царя Давида. Но св. Иаков не обойден вниманием, историю Давида знают даже дети, а вот Иосиф оказывается в тени. А между тем эта фигура чрезвычайно примечательная. В неделю по Рождестве Христовом – Мф 2:13–23 (зач. 4): Когда же они отошли, – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: «из Египта воззвал Я Сына Моего». Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: «глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет». По смерти же Ирода, – се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.

http://pravmir.ru/pravednyj-iosif-glav/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010