протоиерей Михаил Браверман Храм для живого Бога Нигде, кроме как в Церкви, мы не услышим о той непостижимой высоте человеческого призвания, о которой говорит апостол Павел всем Христовым ученикам: «Разве не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас?» [ 1Кор 3:16 ]. «Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть» [ 2Кор. 13:5 ]. Человек в Церкви сам должен стать храмом для обитающего в нем Бога! Но есть ли такие люди среди нас и знаем ли мы вообще о них? Конечно, такие люди – это все святые, ведь святость и есть присутствие Духа Святого в человеке! Именно Христос, открывающий Себя в Духе Святом, сияет во святых! А вот Дева Мария стала Храмом Божиим в совсем особом смысле, ибо Она носила в Себе «Носящего вся» 26 – от Нее Невидимое Слово облеклось плотью. И о том, что Та, Которой уготовано стать храмом для Живого Бога, посвящается Всевышнему, говорит праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. В этот день родители Марии, Иоаким и Анна, исполнили свой обет – посвятили свою дочь Богу. Об этом событии говорит Предание Церкви. Но и в Писании, в Ветхом Завете, в котором скрываются корни всего, что доныне происходит в нашей жизни, есть подобная история: однажды несчастная женщина по имени Анна плакала перед дверями Дома Господня и просила Бога даровать ей сына, обещая посвятить его Богу же – отдать в Храм на служение. Бог исполнил просьбу Анны: ее сын Самуил вырос и стал пророком. Именно он помазал на царство юношу Давида, из рода которого должен был прийти Христос. Прошло десять веков после царя Давида, и Дева Мария, получив в день Благовещения откровение, идет к своей родственнице – Елисавете, уже шесть месяцев носящей в себе Иоанна, будущего пророка и Крестителя. В ответ на приветствие Елисаветы Мария произносит: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем...» [ Лк. 1:46–47 ]. И это напоминает гимн благодарения матери пророка Самуила, который воспела она, приводя сына в Храм: «Возрадовалось сердце мое в Господе» [ 1Цар. 2 : 1].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Псалом 40 В конец Давиду Этот псалом надписывается: «в конец», потому что содержит пророчество, относящееся к концу времен (1), пророчествуя об отступничестве Иуды. Содержание сего псалма с внешней стороны его есть любовь к нищим, а с таинственной он относится ко Христу, обнищавшему для нашего спасения, как Он Сам показал это в Евангелии Иоанна, сказав Апостолам: не о всех вас говорю, ибо знаю которых Я избрал, но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою ( Иоан.13:18 ) свидетельство о сем не находится ни в каком месте Писания, кроме настоящего псалма, говорящего: ядущий хлебы мои вознесет на Меня пяту. (1) Слова Исихия: Пророк надписывает псалмы: «в конец», потому что в них говорится о том, что относится к окончанию домостроительства, со стороны Христа, Которого не только сей пророк называешь Давидом, но и Осия, сказавший: После сего сыны Израилевы обратятся и поищут Господа Бога своего и царя их – Давида ( Ос. 3:5 ). А как Давид жил и скончался за многие годы (до Осии), то посему Давидом называет нового Давида (в изд. Своде). Пс.40:2 .  Блажен разумеваяй на нища и убога Разумеваяй, или имеющий разумение означает того, кто мыслит по надлежащему, потому что разумение есть хорошее сведение о каждой вещи. Нищим и убогим часто безразлично называет Давид затруднявшегося в продовольствии себя. Древние нищим называли просителя подаяния, производя имя сие ( πατωχος) от: κατεπτηχεναι – бояться, потому что проситель боится всех людей; а убогим называли снискивающего пищу трудами рук своих(1). Итак, блажен сей, хорошо понимающий нищих и бедных и из сострадательности вспомоществующий им: таковой должником имеет самого Бога, говорящего чрез Соломона: взаем дает Богу, кто милует нищего ( Притч. 19:17 ), и собственными своими устами свидетельствующего в Евангелии: поелику вы сделали сие одному из сих братьев Моих меньших, то Мне сделали ( Матф.25:40 ). Так должно разуметь сии слова о простых нищих: но в них содержится глубочайший смысл, как изъясняют Кирилл, Феодор и Евсевий, о Христе, то есть, счастлив, кто хорошо понимает Христа, – что Он есть Бог, Который, ходя по земли в нищете, не имел для успокоения своего, где приклонить главу; а это он поймет и постигнет из слов, которыми Христос учил, и дел, которые Он произвел (2).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

св. пророчица XI в. до Р. Х. (пам. 9 дек.), мать прор. Самуила (1 Цар 1. 1-2. 11). Одна из 2 жен левита Елканы из Рамафаима-Цофима (см. Рама ). Будучи бездетной, А. испытывала притеснение со стороны др. жены - Феннаны. Бесплодие А. и ее трагичное положение напоминают ситуацию с Саррой (Быт 16). Во время ежегодного паломничества в Силом А. дала обет: если Бог пошлет сына, посвятит его Господу «на все дни его жизни». Среди многих молящихся свящ. Илий обратил внимание на тихую молитву А. и уверил женщину в том, что ее прошение будет исполнено, она родит сына. Обещание А., что «бритва не коснется головы его» (1 Цар 1. 11), указывает на ее желание посвятить сына в назореи (ср.: Числ 6. 1-21; Иуд. древн. V 10. 3). Через 3 года рожденный ею сын по имени Самуил был приведен к Илию и посвящен на служение Господу. Чувство благодарности Богу за то, что Он сподобил ее родить сына, А. вкладывает в «Хвалебную песнь» - образец древней библейской поэзии. Песнь А. передает состояние глубокого благоговения и смирения при созерцании тайн Божественного Промысла (1 Цар 2. 1-10). Слова А.: «Господь будет судить концы земли и даст крепость царю Своему» (1 Цар 2. 10) - пророчески указывают на царя Давида , (1877-1937) прообразовательно - на Господа Иисуса Христа. В 10-м стихе песни впервые в Свящ. Писании упомянут помазанник (греч. χριστς). Ближайшей параллелью к Песни А. в ВЗ является Песнь Давида (2 Цар 22): первые 3 строфы 8-го стиха Песни А. почти идентичны с Пс 122. 7-8. При этом псалмопевец искусно дополняет этот текст нек-рыми подробностями из истории А.: «[Господь] неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях» (ср. упоминание в 1 Цар 2. 21 о рождении А. после первенца еще 3 сыновей и 2 дочерей). Песнь А. послужила прообразом для созвучной ей Песни Пресв. Богородицы (Лк 1. 46-55; см. Песнь Богородицы ; Magnificat) - нек-рые темы из 1-й повторяются во 2-й (ср.: 1 Цар 2. 4, 7-8 и Лк 1. 52; 1 Цар 2. 5 и Лк 1. 53). История А. находит отражение в рассказе апокрифического Протоевангелия Иакова о рождении Пресв. Богородицы. Свт. Иоанн Златоуст называет А. «лучом добродетелей, украшенным молитвою, верою и великим терпением» (Пять слов об Анне. III 1). В нач. XIX в. прп. Никодим Святогорец обобщил святоотеческое толкование Песни А. в своей кн. «Сад благодати, или Истолкование 9 библейских песен».

http://pravenc.ru/text/115544.html

Седьмой член Символа Веры И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца. Поучение 48 1) Изъяснение седьмого члена Символа Веры Седьмой член Символа Веры : И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца. В этом члене говорится о втором пришествии Господа Иисуса Христа на землю, для совершения последнего суда, и о Его вечном царстве. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым. Опять придет Иисус Христос на землю; но не в смиренном виде раба или человека, а в Божественном величии и славе; сонмы небесных ангелов будут сопутствовать Ему. Божественное величие Его, как единородного Сына Божия, Царя неба и земли, Судии живых и мертвых, – откроется пред ангелами и человеками, и тогда исполнится слово апостольское во всей силе: Да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних, и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус в славу Бога Отца ( Флп. 2:10. 11 ). Иисус Христос о славном пришествии Своем на землю говорит: Егда же приидет Сын человеческий во славе Своей, и вси святии Ангели с Ним: тогда сядет на престоле славы Своея. И соберутся пред Ним вси языцы ( Мф. 25:31, 32 ), и далее раскрывает Господь, как Он отделит праведных от грешных, и праведников призовет к наследованию царства небесного, а грешников пошлет в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его ( Мф. 25:32–46 ). Грядет час, говорит Господь, в оньже вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда ( Ин. 5:28, 29 ). Его же царствию не будет конца. О бесконечности или вечности царства Христова предсказал ангел Господень, когда возвестил преблагословенной Деве Марии о бессеменном зачатии от неё Сына Вышнего. Сей будет велий, говорил ангел, и Сын Вышняго наречется; и даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его, и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца ( Лк. 1:32, 33 ). Земное царство Давида было образом благодатного, духовного царства Иисуса Христа, которое на земле будет продолжаться до скончания мира, а на небе в нескончаемые веки. 2) О частном суде по смерти

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Скачать epub pdf Глава 1 Еккл. 1:1 Слова Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме. Сыном Давида, царём в Иерусалиме был только Соломон. Сомнения некоторых филологов-библеистов в принадлежности книги Екклесиаста царю Соломону возникли на основании изучения языка книги. Утверждают, будто это речь послепленного периода. Языковой лингвистический анализ речи Екклесиаста не входит в нашу задачу. Отметим только, что сами лингвисты весьма расходятся в датировке книги на основании её языка, а потому считать что-либо доказанным преждевременно. Ещё не факт, что язык книги действительно не принадлежит эпохе Соломона. Обширные познания Соломона вполне могли отразиться на его речи, и она могла включать в себя влияние языков других народов ближневосточного ареала и даже более отдалённых. С другой стороны, можно допустить позднейшую речевую обработку книги, что вовсе не означает изменения её содержания. В любом случае сказанное в книге принадлежит Соломону, сыну Давида, царю в Иерусалиме . Уверенность в этом зиждется у нас на доверии к истинности богооткровенного текста Св. Писания. Таково же свидетельство Предания церкви Христовой, восходящего к преданию древнего Израиля. Соломон – мудрейший из людей. Соломон – великий царь единого Израиля. Соломон – богач, поражавший всех роскошью своего двора. Соломон – строитель, судья, писатель. Кто же Соломон, обращающийся к нам ныне? Он – Екклесиаст, или когелет. Мы слышим слова Екклесиаста . Привычное нам слово Екклесиаст звучит по-еврейски (когелет). Это слово произведено от глагольной формы (кагал), что значит «созывать», «собирать». Отсюда и «кегал» – собрание, чаще произносимое как «кагал». Итак, когелет – это собирающий собрание и говорящий собранию. Точно такое же значение имеет соответствующее греческое слово κκλησιαστς (экклесиастис), произведённое от κκαλω, что значит «созывать», «собирать». Отсюда и κκλησα – собрание. В Новом Завете так будет названа церковь Христова. Соломон получил наименование когелета, или Екклесиаста, когда при освящении новопостроенного храма в Иерусалиме он собрал народ и обратился к нему с речью-молитвой, в которой молил Бога о направлении сердца народного к благочестию.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Скачать epub pdf Житие святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны Память 9 сентября Святой праведный Иоаким происходил из колена Иудина, из дома царя Давида. Родословие его таково: у сына Давида Нафана родился сын Левий, Левий родил Мелхию и Панфира, Панфир родил Варпафира, Варпафир же родил Иоакима, отца Божией Матери. Святой Иоаким жил в городе Назарете Галилейском и имел жену по имени Анна из колена Левиина, из рода Ааронова, дочь священника Матфана, жившего пред царствованием Ирода, сына Антипатра. Сей священник Матфан имел женою Марию, из колена Иудина, из города Вифлеема и трех дочерей: Марию, Совию и Анну. Из них первою вышла замуж Мария в Вифлеем и родила Саломию; потом вышла замуж Совия, также в Вифлеем и родила Елисавету, мать Иоанна Предтечи; третья же, как мы уже сказали, мать Пресвятой Богородицы, отдана была замуж за Иоакима в страну Галилейскую, в город Назарет. Супруги сии, Иоаким и Анна, происходя из знатного рода, поучались в законе Господнем и были праведны пред Богом. Имея богатство вещественное, они не были лишены и богатства духовного. Украшенные всеми добродетелями, они беспорочно соблюдали все заповеди закона Божия. На каждый праздник благочестивые супруги отделяли от своего имущества две части, – одну отдавали на церковные потребности, а другую раздавали нищим. Своею праведною жизнью Иоаким и Анна так угодили Богу, что Он сподобил их быть родителями Пресвятой Девы, предызбранной Матери Господа. Из этого одного уже видно, что их жизнь была свята, богоугодна и чиста, так как у них родилась Дщерь, Святейшая всех святых, угодившая Богу больше всех, и херувимов Честнейшая. В то время на земле не было более угодных Богу людей, нежели Иоаким и Анна, по непорочной их жизни. Хотя в то время можно было найти и многих живущих праведно и угождающих Богу, но эти двое превзошли всех своими добродетелями и явились пред Богом самыми достойными того, чтобы от них родилась Божия Матерь. Такая милость им не была бы дарована Богом, если бы они действительно не превосходили всех праведностью и святостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Слово в неделю 4-ю Великого поста о смирении 31 марта 1957 г. Есть предметы, говорить о которых всегда полезно и прилично в Церкви Христовой, этом великом училище благочестия, где всякому верующему в Господа нашего Иисуса Христа возвещаются «глаголы живота вечнаго» ( Ин. 6:68 ), указываются пути и предлагаются все необходимые средства к достижению спасения и вечной жизни. Св. апостол Петр, увещевая верующих приложить все старание к приобретению важнейших христианских добродетелей, говорит: «Я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете и утверждены в настоящей истине» ( 2Петр. 1:12 ). Подобное этому видим и на примере св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Древнее предание гласит, что, достигнув глубокой старости и уже не имея сил произносить большие поучения, он постоянно и многократно повторял одно краткое изречение: «Детки, любите друг друга». И когда его спросили, почему он повторяет одно и то же, он ответил: «Это заповедь Господня, если исполните ее, то и все исполните». К числу предметов, постоянно, при каждом удобном случае, «благовремение и безвременне» предлагаемых вниманию христианина Св. Церковью, относится и учение о смиренномудрии. Нет, пожалуй, такой страницы во всех книгах Священного Писания , где не говорилось бы о важности смирения или не прославлялась бы эта прекрасная и спасительная добродетель. А во многих местах этих книг яркими красками рисуются дивные примеры истинного смиренномудрия. Вспомните царя и пророка Давида, со смирением переносившего несправедливое поношение врагов своих, как заслуженное наказание от Господа за совершенный им грех, Давида, который говорил о себе, что он «червь, а не человек», который в покаянном псалме молит Господа даровать ему истинное смирение, ибо «сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит». Вспомните мытаря, бьющего себя в перси, не смеющего возвести очи свои к небу и горестно восклицающего: Боже! милостив буди мне грешнику. Вспомните хананеянку, неотступно молящую Господа о помиловании ея дочери, с глубочайшим смирением принимающую слово Спасителя, которое другим показалось бы тяжкой, незаслуженной укоризной; хананеянку, о которой Господь сказал: «О жено! велия вера твоя. Буди тебе якоже хощеши» ( Мф. 15:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Слово в Неделю по Рождестве Христовом Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Священномученик Иларион, небесный покровитель нашей обители писал, что «праздник Рождества Христова не есть воспоминание рождения на земле великого учителя в идиллической обстановке вертепа. Нет, это величайшее торжество о совершении великой благочестия, т.е. религиозной тайны: Бог явился во плоти (1 Тим. 3, 16) ». Событие Рождества Христова не было ни случайностью, ни исторической неожиданностью. Оно было исполнением обещания, произнесенного Богом еще в раю нашим прародителям, о том, что Семя Жены, тое есть Сын Матери Божией сотрет (поразит, сокрушит) главу змия . Ожидание исполнения сего обетования было долгим и томительным. Множеством святых мужей Божиих – пророков в Духе Святом предсказали, каким будет это великое событие, каким будет ожидаемый Мессия, тем самым укрепляя и утешая народ в этом ожидании. Среди этих пророков, которых Церковь именует и великими и малыми, был и ныне чтимый святой царь и псалмопевец Давид, прямой предок Царицы Небесной. «Богоотца вси восхвалим, Давида царя, из него бо пройде жезл – Дева. Из Нея возсия цвет – Христос» – так величает храмовое песнопение святого именинника. Жизнь Давида была наполнена и ратными подвигами и заботами о государственном устройстве, тогда еще полукочевого еврейского народа; были в его жизни и тяжкие грехопадения, были и примеры такого покаяния, которое и до ныне для нас остаются высочайшим примером и уроком. Сам будущий царь происходил из семьи старейшины города Вифлеема Иессея. Будучи самым младшим из восьми его сыновей он пас овец. Святой Давид от юности был кроток и боголюбив. Уже в юные годы в минуты досуга он, играя на псалтири, от избытка сердца слагал под ее звуки славословия Богу. За эту великую любовь к Богу, Господь избрал его себе царем и через пророка Самуила помазал его на царство и на пророческое служение. Это вызвало в царе Сауле ревность и от этого времени Саул, от которого отступил Дух Господень, мучился завистью и унынием .

http://pravoslavie.ru/43975.html

составитель Терещенко Т. Н. ПЕЧАЛЬ По нашему слабому рассуждению, не противно будет воле Господней, ежели вы употребите все ваши силы, чтобы противостать печали вашей, не имеющей ни малейшего основания. Милосердый и Правосудный Господь ужели будет казнить живущую у вас за ваши грехи? Откуда такое рассуждение? Без сомнения: от врага. За грехи Давида, пророка и царя, Господь поражал смертью его народ, но и то после извещения. Но кто из вас осмелится поравняться с Богоотцом и подумать, что он подобно Давиду столь редко впадает в прегрешения, что за первый его грех будет непременно поражен не он, а его ближний, – тот будет недуговать злейшим тщеславием. Правосудие Божие, если бы от нас, окаянных, – как от Давида – потребовало возмездия, то что бы стало с нами? Куда мы скрылись бы от обличения Господня? Не казнит нас Человеколюбивый наш Спаситель, а милует и Своей Кровью омывает всегда, когда мы к Нему прибегаем. Перестаньте же раздражать Его своим неразумием и научитесь, призывая Его помощь, покоряться Его воле, без которой влас главы вашей не погибнет. Печаль ваша непременно заслужит наказание, и не на другом ближнем вашем, а на вас самой оно явится, если продолжать будете в утешение врага (прп. Лев, 21). Печальными выражениями наполненное ваше писание получил, и по человечеству сострадательность довольно коснулась моего пресквернейшего сердца; очувствовавшись в здравый рассудок, вспомнил, что бедственно безмерно печалиться и безвременно убивать себя, но всячески должны за все благодарить Господа, каковыми бы Он нас ни наказывал наказаниями на сем свете (прп. Лев, 20). Можно перемениться от печали века сего на радость духовную о спасительном Промысле Божием. Мы радовались о мнимом благе, не предусматривая печали, и она пришла, по слову Божию. Теперь в печали не предусматриваем истинной радости, но она в свое время будет. Вечером водворится плач, и утром – радость ( Пс. 29, 6 ). Что жизнь смертного, если не всегдашний вечер? Лишь родится, уже и плачет, и всю жизнь, будучи близким к смерти, проводит оную в болезнях, и скорбях, и сетованиях. Когда же радостное узрит утро и освободится от всякой болезни, и печали, и воздыхания? Не по нощи ли смертной, когда перейдет от смерти в живот вечный, где нет вечера, но все день. Конечно, есть радость и теперь, но она более искушение человеку на земле, нежели подлинная радость. Хочется кому усладить себя приятным благополучием века сего и порадоваться о благосостоянии своем, но какая житейская сладость печали не причастна? Какое благополучие бедствию не подлежаще? Все приятное соединено с противным, и потому нельзя не страдать человеку, стяжавающему временное благо. Чтоб меньше страдать и не лишаться удовольствия временного, надо содержать себя в равнодушии: в радости не слишком восхищаться, а в печали не весьма печалиться (прп. Моисей, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Церковь арх. Михаила. 1180–1194 гг. памятник смоленского церковного зодчества XII в. Построена в период правления кн. Давида Ростиславича (1180-1197) в его загородной резиденции на зап. окраине Смоленска, на левом берегу Днепра близ впадения Смядыни (совр. адрес: Парковая ул., д. 2а). В Ипатьевской летописи под 1197 г. в похвальном слове усопшему князю говорится, что он «по вся дни ходя ко церкви святаго архистратига божия Михаила, юже бе сам создал во княжении своем, такое же несть в полунощной стране, и всим приходящим к ней дивитися изрядней красоте ея, иконы златомь и серебромь и жемчугомь и камениемь драгим украшены, и всею благодатью исполнены» (ПСРЛ. Т. 2. С. 703-704). Сведения о том, что к моменту смерти кн. Давида храм был не только возведен, но и роскошно украшен, позволили исследователям уточнить датировку строительства 1180-1194 гг. ( Воронин, Рапопорт. 1979. С. 372). С кон. XV в. при церкви существовал мон-рь ( Трофимовский. 1864. С. 214), в документах 1609 г., освещающих период осады Смоленска польским кор. Сигизмундом III, он упоминается среди обителей, где остановились вражеские войска (АИ. 1841. Т. 2. С. 318. 266). На гравюре В. Гондиуса 1634-1636 гг. церковь изображена без главы, ее барабан покрыт растительностью. В документах кон. XVIII в. упоминается устроенный в диаконнике придел во имя прп. Алексия, человека Божия, святого покровителя царя Алексея Михайловича, т. о., вероятно, церковь была возобновлена и перестроена в период его правления, после взятия рус. войсками Смоленска в 1564 г., однако мон-рь при этом возобновлен не был. Известно, что в кон. XIX в. существовал антиминс, выданный в нояб. 1713 г. Смоленским митр. Сильвестром для освящения ц. в честь чуда архистратига Михаила; освящение состоялось после завершения масштабных ремонтных работ. В 1733 г. на месте жертвенника был устроен придел во имя прп. Александра Свирского, благодаря чему сама церковь получила название Свирской. В 1833 г. к церкви с запада был пристроен придел во имя князей Бориса и Глеба. Во время Отечественной войны 1812 г. близ церкви располагалась франц. батарея, здание пострадало от артиллерийского огня и было разграблено. После восстановления церкви Александро-Свирский придел был переосвящен во имя блгв. кн. Александра Невского - святого покровителя имп. Александра I. В 30-х гг. XX в. богослужения были прекращены. В 1990 г. церковь была передана Смоленской епархии, освящена в 1994 г.

http://pravenc.ru/text/2563802.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010