Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Православные праздники в сентябре 2018 12 мин., 14.08.2018 Православные праздники 1 сентября  Донской иконы Божией Матери (празднество установлено в память избавления Москвы от татар в 1591 г.).   По преданию, Донская икона Божией матери была подарена донскими казаками московскому князю Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой и помогла русскому войску одержать победу над Мамаем. В 1591 году, во время нападения на Москву войск крымского хана Казы II Гирея, для ограждения от врагов, вокруг Москвы был совершен крестный ход с Донской иконой Божией Матери. 1 сентября 1591 года икона находилась в походной церкви среди русских войнов и обратила татарское войско в бегство. В память об этом событии, на месте полковой церкви был основан Донской монастырь и было установлено празднование. С этого времени икона Донской Божией Матери почитается как защитница России от иноверных врагов.     Иконы Богородицы    Православные праздники 2 сентября  Прор. Самуила (XI в. до Р. Х.).   Пророк Самуил был последним и самым известным из судий Израилевых, он восстановил веру в Единого Бога, возродил духовную жизнь еврейского народа и свергнул иго филистимлян. Самуил также выбирает первого царя Израиля – Саула, а после вероотступничества Саула, помазывает на царство царя Давида. Во время войны Саула и Давида Самуил укрывает царя Давида в своей обители. Пророки. Инфографика Пророки Библии Пророчества Библии   Собор Московских святых (переходящее празднование)   Праздник установлен в 1997 году, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в год 850-летия Москвы. Отмечается в первое воскресенье сентября, обычно совпадая с днем города Москвы. Собор Московских святых включает 542 святых угодников Божиих. Празднуя память святых в один день, Церковь воздает каждому из них равную честь, как небесным покровителям города Москвы и молитвенникам за наше Отечество.   8 таких разных московских святых

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

384. Слово на день торжественного венчания на царство и священного миропомазания Благочестивейшего Государя Императора Александра Павловича (Говорено – неизвестно где; напечатано отдельно и в собр. 1820 и 1821 гг.) 1814 Господи, силою Твоею возвеселится Царь, и о спасении Твоем возрадуется зело ( Псал. ХХ. 2 ). Не будем ныне исследовать, слушатели, чья наипаче радость исходит из уст Давида в сем восклицании молитвенном: собственная ли радость Давида, когда он, в некоторый, подобный настоящему, день с торжественною благодарностию воспоминал, какою чудесною силою вознесен он был от стада на престол, и колико крат видел спасение Господне, явленное для себя и в себе для целого народа; или предвкушаемая радость Мессии, которого в пророческом духе созерцал он восшедшего на высоту и седящего, яко Царя, одесную силы Божия, да в Нем узрит всяка плоть спасение Божие. Будучи не только пророк Христа Богодухновенным словом, но и пророчественный образ его, Богоправимою жизнию, Давид мог слиять сию сугубую радость во едину. Как бы то ни было, мы не можем сомневаться в том, что Царь по сердцу Божию возвещает нам радость истинно царскую. «Сынове Сиони!» Вы предстоите здесь для того, чтобы пред Богом «возрадовать ся о Царе своем» ( Пс.149:2 ) от Бога помазанном, венчанном и превознесенном. Праведно, ибо истинная радость Царя и царства едина есть. Итак, вслушаемся прилежнее в священный глас радости сей, исходящий из уст Царя Пророка; последуем, сколько можем, его восхищению или, паче, наставлению; он ведет нас чрез радость Царя в радость Господа; он проповедует силу Божию и спасение Божие , как твердейшее основание и чистейший источник царственной радости . «Господи, силою Твоею возвеселится Царь, и о спасении Твоем возрадуется зело» ( Псал. ХХ. 2 ). Радость и счастие Царя и царства начинается тогда, когда ощущается сила, отражающая страх коварств или насилий, в котором каждое общество естественно находится. Если закон гражданский ручается за безопасность частную, то спокойствие общественное и неприкосновенность самого закона охраняется силою. Сердце государства слабого потрясается от каждого движения, происходящего близ его пределов, и легкий ветр молвы кажется ему грозною бурею.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОНА (Хелашвили Иване) [груз. ] (1772, с. Вакири, Кахети - 1837, С.-Петербург), иером., груз. церковный писатель и общественный деятель. Род. в крестьянской семье. Дата рождения И. нек-рое время считалась спорной: 1773/74 или 1775 г. ( Махатадзе. 1959. С. 14; Мегреладзе. 1971. С. 269). Исследования последних лет позволили установить, что И. род. в 1772 г. (Эпистолярный архив. 2000. С. 5). Представители семьи И. были близки к груз. царскому дому Багратиони. Так, дед И., Датуа Хелашвили, в 1747 г. сопровождал царя Картли Теймураза II в Иран ко двору Надир-шаха. Царь Картли-Кахети Ираклий II в 1777 г. «за преданность» пожаловал отцу И., Гиорги, дворянский титул с правом наследования (Свидетельство//НЦРГ. S 388. Л. 3-4). Гиорги погиб во время одного из набегов лезгин, вслед за ним скончалась и мать И.; воспитание сироты взяла на себя царская семья. В возрасте 6 лет Иване был определен к настоятелю (имя неизв.) ц. во имя Иоанна Предтечи в с. Вакири. Мальчик проявил способности к учению и освоил азы богословских наук; в 1793 г. царь Ираклий II поручил его воспитание духовнику тбилисского храма Метехи прот. Иессею Микадзе. После разорения Тбилиси в 1795 г. войсками иран. шаха Аги Мохаммед-хана Иване переехал в Телави, где продолжил учебу под рук. свящ. Иоанна Калатозишвили ( Барнабишвили. 1911. 347). После кончины царя Ираклия II (1798) Иване покровительствовал царь Картли-Кахети Георгий XII, назначивший наставником юноши ректора Телавской ДС Давида Алекси-Месхишвили (Давида Ректора). Вскоре после кончины царя Георгия XII (1800) Иване принял постриг с именем Иона и в 1801 г. поступил в монастырь Кватахеви . И. поддерживал отношения с представителями царской семьи и в 1805 г. в свите царевича Парнаоза (сына царя Ираклия II) покинул Грузию. Некоторое время И. жил в Воронеже и в Москве, в 1806 г. переехал в С.-Петербург, где сотрудничал с груз. царевичами. Особую помощь ему оказал писатель и просветитель царевич Давид Багратиони (сын царя Георгия XII), по ходатайству к-рого И. в 1809 г. за казенный счет был зачислен в класс философии и богословия СПбДА. За занятиями И. следил и наставлял его митр. С.-Петербургский и Новгородский Амвросий (Подобедов) (Там же). После успешного окончания академии в 1812 г. И. был рукоположен во диакона (5 окт.), затем во иерея (10 окт.).

http://pravenc.ru/text/578328.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИХАИЛ Арх. Михаил и Иисус Навин. Роспись Троицкого собора Ипатиевского мон-ря в Костроме. 1685 г. Арх. Михаил и Иисус Навин. Роспись Троицкого собора Ипатиевского мон-ря в Костроме. 1685 г. [Евр.   греч. Μιχαλ], арх., архистратиг небесных сил. Имя Имя Михаил, вероятно, является одним из древнейших сев.-зап. семитских имен: оно зафиксировано в клинописных памятниках из Эблы (совр. Телль-Мардих, Сирия) XXVI-XXV вв. до Р. Х. как Mi-ga-il ( Krebernik. 1996. P. 247). В переводе с древнеевр. языка оно означает «кто как Бог?», «кто подобен Богу?». Это имя носят несколько людей, упоминаемых в ВЗ: отец одного из соглядатаев, посланных Моисеем, чтобы они «высмотрели землю Ханаанскую» (Числ 13. 3; в синодальном переводе имя соглядатая передано как «Сефур, сын Михаилев» (Числ 13. 14)); два представителя колена Гадова (1 Пар 5. 13-14), один из к-рых жил, по-видимому, «во дни Иоафама, царя Иудейского, и во дни Иеровоама, царя Израильского» (1 Пар 5. 17); прадед Асафа . родоначальника храмовых певцов (1 Пар 6. 39-40); военачальник из колена Иссахара, сын Израхии (1 Пар 7. 3); житель Иерусалима из колена Вениамина (1 Пар 8. 16); тысяченачальник из колена Манассии, перешедший на сторону Давида (1 Пар 12. 20); отец начальника племени Иссахара в царствование Давида (1 Пар 27. 18); сын иудейского царя Иосафата и брат царя Иорама (2 Пар 21. 2); живший в Вавилонии иудей, сын которого Зевадия принимал активное участие в движении репатриации вместе с Ездрой (1 Езд 8. 8). В Ветхом Завете В Ветхом Завете о М. говорится только в Книге прор. Даниила. В видении, бывшем «в третий год Кира, царя Персидского» (Дан 10. 1), Даниилу является величественный «муж, облеченный в льняную одежду»: «Тело его - как топаз, лицо его - как вид молнии; очи его - как горящие светильники, руки его и ноги его по виду - как блестящая медь, и глас речей его - как голос множества людей» (Дан 10. 5-6). Этот муж (возможно, это Гавриил, ср.: Дан 8.

http://pravenc.ru/text/2563460.html

143. Слово в день торжественнаго венчания и помазания на царство Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича (Говорено Августа 22; напечатано в собраниях 1844 и 1848 гг.) 1838 год И ношашеся Дух Господень над Давидом от того дне, и потом. ( 1Цap. XVI. 13 ). Дух Божий носится над Давидом. Какое высокое состояние! Без сомнения, оно было и весьма благотворно для Давида. Без сомнения, от носившагося над ним Духа Божия нисходили светлые лучи в его ум, чтобы просвещать его в познании того, что истинно, Богоугодно и спасительно; упадали в сердце святыя искры, чтобы воспламенять его к добрым намерениям и спасительным делам, и все существо его исполнялось вышнею силою, с которою он и трудныя дела с дерзновением начинал, и совершал без утомления. Ибо если бы присутствие Духа Божия не ознаменовалось такими благотворными влияниями: то что могли бы значить, как могли бы сказаны быть, сии слова: «ношашеся Дух Господень над Давидом от того дне, и потом?» Но какой это счастливый день, который ввел Давида из обыкновеннаго в столь возвышенное благодатное состояние? – Это день помазания его в царя народа Божия, как о сем ясно сказует первая книга Царств. «И прия Самуил рог со елеем, и помаза его посреде братии его: и ношашеся Дух Господень над Давидом от того дне, и потом» ( 1Цap. XVI. 13 ). Можно ли думать, что Давид позабыл день, столь примечательный в его жизни? Не вероятнее ли напротив, что он помнил оный, и при каждом обращении годоваго круга дней встречал его с особенным вниманием, с благоговением к Богу, с благодарением, с молитвою о продолжении благопомощнаго осенения Духа Господня? И вот в какой глубокой и священной древности встречаемся мы с мыслию о торжественном дне царскаго помазания! И вот на каком глубоком основании утверждается сия мысль, именно на действии Духа Господня в царском помазании! В сем, по моему мнению, заключается истинное изъяснение важности и нашего, благочестивые Россияне, настоящаго торжественнаго дня. Бог, Который повелел помазать на Царство Давида, не есть ли Тот Самый Бог, Которым и ныне царие царствуют? Итак Он благословил и освятил венчание и помазание и нашего Царя. От дня помазания Дух Благодати Его носится над Помазанником. И как настоящий воспоминательный день венчания и помазания на Царство Благочестивейшаго Самодержца нашего очевидно связан со днем самаго события: то не должно ли думать, что в сей день особенно Дух Господень призирает и в наши сердца, чтобы по мере веры нашей, по искренности наших благодарений за прошедшее, по усердию и чистоте наших молитв о будущем, продлить над Царем и царством Свое благодатное осенение, благопомощное Царю, благотворное и спасительное для царства. Да будет же для нас день сей сколько радостным и торжественным, столько же и священным. Да одушевляет он как любовию к Царю, так и благоговением к Царю царствующих. Пусть веселие движет сердца: но и молитва да воздвизает души под благодатное осенение Духа Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Л. И. Бриллиантов Книги Царств Название книг Царств указывает на их содержание; ибо в них излагается история ветхозаветной церкви Божией в народе еврейском в период управления царей. В древнем еврейском составе священных книг четыре книги Царств составляли только две книги. Первая книга, соответствующая двум первым книгам Царств, называлась «Книгою Самуила», потому что главным действующим лицом в повествовании их является пророк Самуил. Вторая книга, совпадающая с третьей и четвертой книгами Царств, называлась «Книгою Царей», ибо в ней излагается история царей иудейских и израильских. В нашей же славянской Библии, переведенной с греческой Библии, всем книгам Царств дано общее название: «Книги Царств первая, вторая, третья и четвертая», так как все они содержат одну и ту же последовательную историю основания, возрастания и падения царств еврейских. Впрочем, счисление сих книг Православная Церковь удержала еврейское, из уважения к священной древности еврейского канона, соединивши их в одну книгу первую и вторую, а также, третью и четвертую книгу. Содержание первой книги Царств Первая книга Царств повествует о времени правления первосвященника Илия в качестве судьи народа, о рождении Самуила, отрочестве и призвании его к пророческому служению, о нападении филистимлян на евреев и пленении ими ковчега завета, о смерти самого Илия и сыновей его. Это первая часть книги. Во второй ее части описывается время деятельности Самуила, как пророка и судьи, затем говорится о перемене правления в народе еврейском, избрании Саула в цари, прощальной речи Самуила к народу, в которой он заявляет о сложении с себя звания судьи и увещевает народ быть верными Богу и при перемене своего правления, царь же должен быть проводником Его власти и послушным орудием в руках Божиих. В третьей части излагается история царствования Саула, сперва послушного Богу и потому благоуспешного в своих войнах с врагами Израиля, а потом пренебрегшего велениями воли Божией и потому оставленного Богом и несчастного. Затем повествуется о помазании Давида на царство, описываются обстоятельства отроческой жизни Давида и враждебные отношения к нему царя Саула, которые принуждали Давида спасаться бегством от преследований его и вообще делали жизнь избранного Богом юного царя крайне бедственной. Изложение содержания второй книги Царств

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Скачать epub pdf Псалом 7 Седьмой псалом начинается таким надписанием: Псалом Давиду, егоже воспет Господеви о словесех Хусиевых, сына Иемениина . В русской Псалтири, по переводу с еврейского языка, надписание читается так: «Плачевная песнь, которую Давид воспел Господу по делу Хуса, из племени Вениаминова». Значит, истинный смысл надписания таков: псалом написан Давидом, по поводу речи или слов Хусия, или Хуса, из колена Вениаминова; но кто этот Хусий – неизвестно. Одни из толковников под именем Хусия принимают царя Саула, бывшего непримиримым врагом и жестоким гонителем Давида. Другие в лице Хусия хотят видеть Семея из рода Саулова, который в то время, когда Давид с приближенными своими удалялся от преследования сына своего Авессалома, вышел ему навстречу и злословил его, называя беззаконником и убийцею ( 2Цар. 16:5–6 и пр.). Некоторые же за упоминаемого в надписании Хусия признают Хусия Архитянина, друга Давидова, который во время восстания против Давида сына его Авессалома пришел к последнему под видом перебежчика, притворился приверженцем Авессалома и дал ему ответ, который послужил потом на пользу Давида и к поражению и погибели самого Авессалома. Таким образом, «Давид, спасенный как бы нечеловеческою помощью, – говорит св. Афанасий, – воспевает за сие благодарственную песнь Богу, приписав все благодати Его, а не кому-либо из людей» с. 54]. Пс.7:2 Господи Боже мой, на Тя уповах, спаси мя от всех гонящих мя и избави мя. В первых словах псалма пророк выражает полное упование на Бога, находясь среди множества врагов, окружающих его, и просит защиты и избавления от них. Он как бы так говорит: «Вот, Господи Боже мой, все меня оставили: даже ближние мои, – сын мой Авессалом и тесть мой, царь Саул, – гонят и преследуют меня, и нет никого, кто бы защитил меня. На Тебя Единого, Господи, моя надежда, спаси и избавь меня от всех гонителей моих». Пс. 7:3 . Да не когда похитит яко лев душу мою, не сущу избавляющу, ниже спасающу. В этих словах Давид сравнивает одного из главных своих врагов (по всей вероятности, царя Саула) со львом, с одним из самых сильных зверей, который обладает такой страшной силой и похищает свою добычу так неожиданно и быстро, что никто не осмеливается спасать или отнимать добычу из когтей его: не сущу избавляющу, ниже спасающу, т.е. «если Ты, Господи, не избавишь и не спасешь меня, то враг мой может похитить душу мою, как лев, и тогда уже некому будет избавить и спасти меня от его внезапного нападения». Некоторые, по замечанию св. Иоанна Златоуста , принимают слова пророка в переносном смысле, и под именем льва и всех гонящих разумеют диавола и злых духов с 64].

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Соломон-Царь I У Давида был любимый сын, Соломон. Когда Давид сделался стар и дряхл, он позвал пророка Нафана, и священника Садока, и военачальника Ванею, и велел им провозгласить Соломона царем. Они взяли Соломона, посадили его на царского мула и вывезли за город, к потоку Гиону. Здесь собралось много народа. Священник Садок взял рог с елеем из скинии и возлил елей на голову Соломона, – помазал его на царство. Затрубили в трубу, и весь народ воскликнул: – Да живет царь Соломон! Потом поехал Соломон обратно в Иерусалим. Множество народа шло за ним. Все радовались, играли на свирелях и восклицали в честь нового царя. Когда въехали в Иерусалим, весь город пришел в движение, и поднялся великий шум. Соломон вошел в царский дворец и сел на царском престоле. А, сопровождавшие его, пошли поздравлять царя Давида. И сказал Давид с радостью: – Благословен Бог Израилев, Который сегодня дал сидящего на престоле моем, и мои очи видят это. Вскоре после того, Давид умер и, умирая, завещал сыну хранить завет Божий и соблюдать заповеди закона Божия. II Соломону было всего восемнадцать лет, когда он сделался царем. Он чувствовал, что трудно будет ему управлять великим царством без помощи Божией. И стал усердно молиться Богу. Однажды в Гаваоне он принес Богу многочисленные жертвы. Ночью, во сне, явился ему Бог и сказал: – Проси у Меня: что ты хочешь себе? Соломон ответил на это Господу: – Господи, Боже мой, Ты поставил меня царем, вместо Давида, отца моего. Но я – отрок малый: не знаю ни входа, ни выхода. А народ мой – велик: нельзя ни исчислить его, ни обозреть. Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы мне право судить народ Твой и различать, что добро, что зло. И угоден был Господу ответ Соломонов и его желание. И сказал ему Бог: – Ты просил себе ни долгой жизни, ни богатства, ни погибели врагов твоих, а просил разума, чтоб уметь судить. За это Я сделаю по желанию твоему и дам тебе разум и мудрость. И, кроме того, богатство и славу дам тебе, и долголетие, если будешь ходить путем Моим и сохранять заповеди Мои.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Захария Захария (воспомянутый Господом) – имя многих лиц, упоминаемых в Библии, а именно: 1) ( I Nap. V, 7 ) – один из вождей колена Рувимова, при отведении его в плен Феглаффелласаром, ц. ассирийским. 2) ( I Nap. IX, 21 ) – сын Мешелемии, один из привратников у дверей Скинии собрания, во времена Давида. 3) ( I Nap. IX, 37 ) – один из сынов Иеиля, отца гаваонитян, предка Саулова, из колена Вениаминова, жившего в Гаваоне. 4), 5) ( I Nap. XV:20, 24, XV:15 ) – один из левитов и один из священников, игравших на псалтирях тонким гласом и трубах при торжестве перенесения Ковчега Завета из дома Аведдара. 6) ( I Nap. XXIV, 25 ) – левит, сын Ишшии, из рода Озиила, сына Каафы. 7) ( I Nap. XXVI, 2 ) – левит, из рода Мерари, сын Хосы. 8) ( I Nap. XXVII, 21 ) – отец Иддо, вождь полуколена Манассиина, в Галааде, во времена Давида. 9) ( II Nap. XVII, 7 ) – из князей, поставленных ц. Иосафатом для наставления народа в Законе Господнем. 10) ( II Nap. XX, 14 ) – отец Иозиила, левит из потомков Асафовых. 11) ( II Nap. XXI, 2 ) – один из сынов Иосафата, ц. иудейского. 12) ( II Nap. XXIV, 20, 22 ) – сын Иодая, священника в царствование Иоаса, ц. иудейского. Вдохновенный духом Божиим, он выступил на возвышение пред народом и грозно обличал царя и народ за то, что они отступили от Господа и предались идолопоклонству. Такое смелое порицание навлекло на Захарию сильный гнев Иоаса и его вельмож, и вот, по приказанию царя, которому отец Захарии, Иодай, оказал даже благодеяние, доставивши престол, он был побит камнями во дворе Дома Господня. Последними словами Захарии были следующие: да видит Господь и да взыщет. 13) ( II Nap. XXVI, 5 ) – муж, живший в царствование Озии, ц. иудейского; в кн. Парал. о нем говорится, что он поучал страху Божию и, очевидно, пользовался особенной доверенностью царя, потому что Озия, по словам той же книги, во дни Захарии прибегал к Господу Богу. 14) ( II Nap. XXIX, 1 ) – отец Авии, жены нечестивого Ахаза и матери благочестивого царя Езекии. 15) ( II Nap. XXIX, 13 ) – из сынов Асафовых, в царствование Езекии, помогавший в очищении храма Иерусалимского.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Псалом 71 Правосудие премудрого Царя – Мессии, внося правду и мир в жизнь народов, усилить Его власть, создаст благоденствие царства, распространить владычество до крайних пределов вселенной и сохранить Его имя благословенным во всех племенах и на все времена. О Соломоне, псалом Давиду. Псалом представляет собой молитву царя Давида о сыне и преемнике своем Соломоне, чтобы Господь соделал царствование его мирным и распространил оное до крайних пределов вселенной, так, чтобы в состав его вошли все народы и чтобы оно было единым всемирным царством Божиим. Так молясь о благоденствии царствования Соломона, Давид, в пророческом восторге, несомненно созерцал и царство Мессии, как царство правды и мира, т. е. вселенскую церковь Христову. 1–2. Боже, суд Твой цареви даждь, и правду Твою сыну цареву: судити людем Твоим в правде, и нищим Твоим в суде. Царь и сын царя, это – Соломон, наследник престола отца своего, Давида. Без сомнения, Соломон воспитывался под мудрым руководством своего отца – царя и под непременным воздействием богодухновенного учения пророка Нафана; а потому и сам преуспевал в мудрости и был ее сильным представителем: тем не менее, Давид, зная по собственному опыту целой жизни, как трудно и ответственно дело суда и правления пред Богом и Его народом, как отец, молится о Соломоне, чтобы Господь даровал ему, как царю, суд. Разумеется, Соломону необходимо нужно было уметь судить, строго сообразуясь с правдой Закона Божия; а потому Давид и молит Господа, чтобы Он дал Соломону Свою правду – строго беспристрастную, точно определяющую виновность и невинность, но и не чуждую милосердие – чтобы Соломон так судил людей – весь народ и особенно нищих, коих обыкновенно и легко всегда обижают на суде судьи, пристрастные к лицам знатным и богатым, удобно поддающиеся подкупу или смущающиеся угроз. И сам Соломон просил у Господа мудрости и получил ее в высшей мере. Так, когда «тысячу всесожжений вознес Соломон на главном жертвеннике в Гаваоне, и молился, чтобы Господь «даровал ему сердце разумное, чтобы судить народ Его, и различать, что добро и что зло» – в таком деле, как суд над столь многочисленным народом: то «благоугодно было Господу, что Соломон просил этого.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010