Закрыть itemscope itemtype="" > «В нем кровь текла Царя Давида…» Памяти Князя Георгия Грузинского 27.05.2020 828 Время на чтение 4 минуты 28 мая в праздник Вознесения Господня исполняется 168 лет со дня кончины Светлейшего Князя Георгия Александровича Грузинского, губернского Предводителя Нижегородского дворянства, организатора Нижегородского Ополчения 1812 года. Вот уже семь лет подряд Нижегородская общественность при поддержке Администрации города Лыскова и учреждений культуры Лысковского района Нижегородской области чествовала имя этого великого патриота Земли нашей Русской, потомка Грузинских Царей, ведущих свой род от Царя Пророка и псалмопевца Давида, на днях Его памяти в городе Лыскове Нижегородской области. К сожалению, в этом году торжества по известным причинам не состоятся, поэтому поминаем Светлейшего Князя замечательными стихами поэта Марии Сухоруковой из её поэмы «Князь Грузинский». Князь Грузинский Князь о Себе был Царских Правил. И что о Нём ни говори, Отец – Царевич, дед и прадед, Тем паче – Грузии Цари. В Нём кровь текла Царя Давида, Он исполнял Христов Закон: О сиротах, об инвалидах Заботился сердечно Он. И часто облегчал их судьбы, И многих одевал, учил. И никогда Он словом грубым Несчастных тех не огорчил. В дни ярмарки во град Макарьев Двенадцать цугом лошадей Его везли в карете Царской Под крик восторженных людей. Раззолочённая карета Сверкала радугой лучей. Под звон привольный благовеста Князь приезжал в обитель в ней. Ему своё дарила злато У монастырских стен заря. Он не жалел казны богатой Для нужд и благ монастыря. Он сердцем чувствовал лукавых, Неправды нет в Его следах. За плутни Он чинил расправу В торговых суетных рядах. О, как тогда ряды гудели, Своё богатство не тая: Икрой краснели и чернели, И осетриной золотели, И розовели от форели, От яств ломилась, в самом деле, Живая ярмарка моя! И были здесь замки, уздечки И бубенцы из серебра. Гончарных, плотничных, кузнечных Изделий высилась гора. Манили блеском чистой кожи И сапоги, и башмаки.

http://ruskline.ru/analitika/2020/05/27/...

Разделы портала «Азбука веры» Церковнославянский Русский НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ По обычном псалме поем кафизму 1ю всю. На Господи, воззвах: стихиры воскресны 3, и праздника 4 , поемыя на самый праздник, и святых 3, глас 1. НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ После предначинательного псалма поем всю 1 кафизму. На Господи воззвах: стихиры воскресные 3 и праздника 4 , поющиеся на самый праздник, и святых 3, глас 1. Подобен: Небесных чинов: Подобен: Небесных полков: Богоотца вси восхвалим, Давида царя,/из него бо пройде жезл — Дева./И из Нея возсия цвет — Христос,/и Адама со Евою от тли воззва,/яко Благоутробен. Восхвалим все Богоотца, Давида царя,/ибо от него произошел жезл — Дева./И от Нее взошел цвет — Христос,/и Адама с Евою от тления избавив, воссоздал,/как милосердный. Пророческая проречения виде в старости/яве Иосиф Обручник,/проявленно исполняемая,/обручение воистинну странное,/откровение Ангелы прием,/Богу слава, — вопиющих, —/на землю мир низпославшему. Пророков предсказания открыто исполняющимися/в старости увидел ясно Иосиф обручник,/получив по жребию обручение необычайное,/указания свыше через Ангелов приняв,/“Богу слава, — возглашавших, —/ибо Он на землю мир ниспослал!” Брата Божия вси восхвалим,/яко святителя суща,/мучением же паки просиявша доблественне./Егоже молитвами, Иисусе Боже наш,/в вертепе и в пеленах повивыйся,/спаси вся, поющия Тя. Брата Божия все восхвалим,/как истинного иерарха,/и мучением также просиявшего доблестно./Его молитвами, Иисусе, Боже наш,/в пещере и в яслях повитый пеленами,/спаси всех, воспевающих Тебя! Слава, глас 6: Память совершаем Давида и Иакова благочестивых,/царя пророка и апостола, перваго епископа:/тех бо ученьми лести избавльшеся,/Христа славословим, от Девы возсиявшаго и воплощшагося,/еже спасти души наша. Слава, глас 6: Память совершаем Давида и Иакова благочестивых,/царя-пророка и апостола, первого епископа:/ибо их учениями от заблуждения избавившись,/Христа славословим, от Девы воссиявшего/и воплотившегося, чтобы спасти души наши. И ныне, Богородичен гласа.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelja-p...

Давид дожил до глубокой старости. В лице Соломона, его сына от Вирсавии, уже готов был наследник его престола. Воля Божия о Соломоне, как наследнике Давида, объявлена была ему чрез пророка Нафана в то время, когда Давид задумал построить храм Богу Израилеву. Нафан, по повелению Божию, объявил Давиду, что задуманное предприятие суждено исполнить не ему, пролившему много крови, а преемнику его, имеющему от него родиться сыну его, человеку мирному, самое имя которого Соломон значит – «мирный» ( 1Пар. 22:7–10 ; 2Цар. 7:12–16 ). И Давид клятвой уверил Вирсавию, что после него сядет на его престол сын его Соломон ( 3Цар. 1:17 ). Но Соломон не был старшим сыном Давида. Старше его по смерти первых трех сыновей Давида был Адония, сын Давида от Аггифы, родившийся еще в то время, когда Давид был царем только над коленом Иудиным. Опираясь на свое старшинство и пользуясь старостью Давида, Адония еще при жизни отца вступил в заговор против него, и собрав сообщников, провозгласил себя царем. Но Давид, уведомленный немедленно о сем происшествии пророком Нафаном и Вирсавией, тотчас же повелел Нафану и первосвященнику Садоку помазать Соломона. Воля его была исполнена. Соломон помазан на царство в присутствии многочисленного народа. Народ ликовал. Сообщники Адонии, услышав народные восклицания с трубным звуком, рассеялись. Сам он побежал в скинию искать безопасности у рогов жертвенника. Соломон простил его и отпустил в свой дом. После помазания, Соломон был признан царем Израиля придворными и жителями столицы. Казалось, сделано было все, что нужно для упрочения власти государя. Но Давид признал это недостаточным. Помазание нового царя совершилось при исключительных обстоятельствах, поспешно и без предварительного оповещения о сем всего народа. Давиду хотелось с согласия всего народа передать царство Соломону. Кроме того он желал оставить завещание о построении храма не одному сыну, но и всем подданным, желал торжественно привлечь весь народ к участию в этом святом деле. И вот вскоре после первого помазания, –

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Псалом 20 Спасение, благословение и прославление Царя при победе над врагами и страшном истреблении их. 1. Псалом Давиду. Псалом этот выражает не только восторг царя Давида и народа Израильского при славной победе их над своими врагами, но и пророчество о вечной славе Царя-Мессии и последней гибели врагов Церкви Божией. 2. Господи, силою Твоею возвеселится царь, и о спасении Твоем возрадуется зело. Царь – глава народа – прежде и более всех отвечает за благоденствие царства, а потому и более всех проникается чувством скорби в день печали ( Пс.19:2 ), – при нападении на его страну сильных врагов: настолько же велика бывает и его радость, когда таких врагов он побеждает. Такова была радость именно царя Давида, потому что он при содействии силы Господней – лучшего, отборного Израильского войска – победил многих неприятелей; такая победа и соединенное с ней спасение радуют Давида; и эту радость он выражает в псалме, при торжественном, богослужении, при общем ликовании народа. 3–4. Желание сердца его дал ecu ему, и хотения устну его неси лишил его. Яко предварил ecu его благословением благостынным, положил ecu на главе его венец от камене честна. Господь возрадовал и возвеселил царя (ст. 1) тем, что желание сердца его дам ему или дал то, что желало его сердце и хотения устну его неси лишил его, или не лишил того хотения, какое он выражал своими устами, т. е. о чем он молился, именно – о победе над врагами и о спасении отечества (ст. 2). И Господь не только услышал молитву царя, но даже предварил его благословением благостынным – даровал ему благословение, выразившееся в великой благости, ибо не только отразил и истребил врагов, но и особенно прославил царя, возложил на главу его венец из золота, украшенный драгоценными камнями. Так было во время войны с Аммонитянами. Давид, «собрав весь народ, подступил к Аммонитскому городу Равве, и воевал против нее, и взял ее. И взял Давид венец царя их с головы его, – а в нем было золота талант и драгоценный камень, и положил его Давид на свою голову»... ( 2Цар.12:29–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

     Священная история, раскрываемая в Библии, имеет словно бы двойной смысл. С одной стороны, это реальные факты, произошедшие в прошлом, с другой – их можно транспонировать на внутренний мир человека, на его сокровенную духовную жизнь. Гениально сочетал духовные микрокосм и макрокосм Священного Писания преподобный Андрей Критский в своем Великом покаянном каноне. Тот же самый гений обнаруживается и у святого пророка и царя Давида, когда события из его личной жизни и истории Израильского царства выходят за пространственно-временные рамки и становятся событиями духовного вселенского и в то же время сокровенно-внутреннего масштаба жизни человеческой души, ее взаимоотношений с Богом. Именно потому еще псалмы имеют для нас такое ценное значение. Для сотен поколений православных христиан псалмы становились надежным оружием в духовной брани с диаволом и словесным путем ко спасению. Вышеозначенные псалмы с Божьей помощью соединил в одно молитвенное правило преподобный Амвросий Оптинский, назвав его «Правило, читаемое во время скорби». Об этом он писал одному своему духовному чаду в письме: «Надейся на милость и помощь Божию и веруй, что силен Господь избавить тебя от всех козней человеческих и вражеских. Сказано в псалмах: “Господь разоряет советы языков и отметает мысли людей; совет же Господень пребывает во век”. Выписываю тебе псалмы, которыми молился святой Давид, когда был в гонении от врагов: 3-й, 53-й, 58-й, 142-й. Выбери из этих псалмов приличные для тебя слова и почасту прочитывай их, обращаясь к Богу с верою и смирением. А когда будет бороть тебя уныние или томить душу безотчетная скорбь – прочитывай 101-й псалом». Итак, почему же именно эти псалмы преподобный Амвросий выбрал для молитвы, читаемой во время скорби? 3-й псалом Третий псалом был написан Давидом, когда на него восстал его сын Авессалом. Все исторические реалии предвещали ему победу. Так, народ в большинстве своем был за Авессалома. Царя Давида поддержала всего горстка людей, даже ближайший советник Давида Ахитофел оказался на стороне Авессалома. Давид был принужден бежать, преследуемый, как затравленная лань, войском сына. Все это позволило резонно заметить профессору Александру Лопухину в книге «Толковая Библия»: «Точно указать, в какой момент был написан этот псалом нельзя, но можно думать, что уже после бегства его из Иерусалима, когда с Давидом была только небольшая группа преданных ему лиц, на стороне же врагов была громадная масса, энергично преследовавшая Давида, так что, по-видимому, нельзя было ожидать спасения для него (Пс. 3:3), и он сам опасался за свою жизнь (Пс. 3:6)».

http://pravoslavie.ru/107121.html

Глава 15 1–8. Царствование Авии Иудейского. 9–24. Царствование Асы. 25–34. Израильские цари: Нават и Вааса. 3Цар.15:1 .  В восемнадцатый год царствования Иеровоама, сына Наватова, Авия воцарился над Иудеями. 3Цар.15:2 .  Три года он царствовал в Иерусалиме; имя матери его Мааха, дочь Авессалома. В ст. 1, 7–8 имя Авии по евр. масор. тексту читается: Авиам (по Гезениусу, в нарицательном значении – vir maritimus), Vulg.: Abiam; между тем в ( 2Пар.13:1 ) сл.: «Авиа», у LXX; в ( 3Цар.15:1 ) – ´Αβιο, а в ( 2Пар.13:1 ) ´Αβι (нарицательное значение последней формы: «отец его Иегова»). Правильной формой следует признать последнюю, как образованную по образцу других имен с именем Иегова (Авия имеется и в ( 3Цар.15:1 ) по код. 253 у Кенникотта); первая же форма (3 книги Царств), вероятно, случайная описка или же представляет созвучие, напр., имен: Хирам, Мирьям и др.; менее всего можно видеть здесь (с Бенцингером) намеренное удаление имени Иегова от имени нечестивого царя. Мааха, мать Авии, по Иосифу Флавию (Иуд. Древн. VIII, 10, 1) была внучкой Авессалома (ср. 2Цар.14:27 ), что, по соображению времени истекшего со времени смерти Авессалома и времени рождения Ровоама ( 3Цар.14:21 ), является более отвечающим обстоятельствам, хотя и допускает натянутое значение евр. бат (не дочь, а внучка). В ( 2Пар.13:2 ) вместо имени Авессалома стоит имя некоего Уриила, в противоречии с ( 2Пар.11:20 ). 3Цар.15:3 .  Он ходил во всех грехах отца своего, которые тот делал прежде него, и сердце его не было предано Господу Богу его, как сердце Давида, отца его. 3Цар.15:4 .  Но ради Давида Господь Бог его дал ему светильник в Иерусалиме, восставив по нем сына его и утвердив Иерусалим, 3Цар.15:5 .  потому что Давид делал угодное пред очами Господа и не отступал от всего того, что Он заповедал ему, во все дни жизни своей, кроме поступка с Уриею Хеттеянином. Общий характер царствования Авии запечатлен изменой чистому служению Иегове; это был уже 3-й царь, изменивший первому условию теократического царя, образец которого навсегда дал Давид, и только ради Давида сохранялся ему светильник в Иерусалиме, т. е. потомство на престоле (ст. 4 ср. 3Цар.11:36 ). Грехи Давида в отношении мужа Вирсавии ( 2Цар.11:4–27 ) не подрывали основ теократии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Книга Рождества Иисуса Христа, сына Давида, сына Авраама. Авраам родил Исаака. Исаак же родил Иакова. Иаков же родил Иуду и братьев его. Иуда же родил Фареса и Зару от Фамари. Фарес же родил Эсрона. Эсрон же родил Арама. Арам же родил Аминадава. Аминадав же родил Наассона. Наассон же родил Салмона. Салмон же родил Вооза от Рахавы. Вооз же родил Овида от Руфи. Овид же родил Иессея. Иессей же родил Давида царя. Давид же царь родил Соломона от той, что принадлежала Урии. Соломон же родил Ровоама. Ровоам же родил Авиама. Авиам же родил Асу. Аса же родил Иосафата. Иосафат же родил Иорама. Иорам же родил Озию. Озия же родил Иоафама. Иоафам же родил Ахаза. Ахаз же родил Иезекиию. Иезекиия же родил Манассию. Манассия же родил Амона, Амон же родил Иосию. Иосия же родил Иехонию и братьев его в переселении Вавилонском. И после переселения Вавилонского Иехония родил Салафииля. Салафииль же родил Зоровавеля. Зоровавель же родил Авиуда. Авиуд же родил Элиакима. Элиаким же родил Азора. Азор же родил Элиуда. Элиуд же родил Элеазара. Элеазар же родил Мафана. Мафан же родил Иакова. Иаков же родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христом. Итак, всего рождений: от Авраама до Давида – четырнадцать рождений; и от Давида до переселения Вавилонского – четырнадцать рождений; и от переселения Вавилонского до Христа – четырнадцать рождений. Рождение же Христа было так: когда была обручена Мать Его Мария Иосифу, прежде, чем Она вошла в дом его, обнаружилось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же, муж Ее, поскольку был праведен, и не желал Ее выдать, пожелал Ее тайно отпустить. Когда же он сие помыслил, – се, явился во сне его Ангел Господень, говоря: «Иосиф, сын Давидов, не бойся принять Марию, супругу твою. Ибо то, что в Ней рождено, рождено от Духа Святого. Родит же Она Сына, и ты наречешь Ему имя Иисус. Ибо Он принесет спасение народу Своему от грехов их». Все же сие соделалось, дабы исполнилось сказанное от Господа чрез пророка, сказавшего: «Се, Дева во чреве будет иметь и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, что переводится: «С нами Бог». Иосиф же, пробудившись ото сна, сделал, как предписал ему Ангел Господень, и принял супругу свою, и не познавал Ее, пока Она не родила Сына Своего, первенца, и нарек Ему имя Иисус. Глава 2

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Псалом сей имеет такое краткое надписание: В конец, псалом Давиду. Такое же надписание имеют и некоторые другие псалмы, как, например, 39 и 40. При объяснении сих псалмов указано и то, в каком смысле нужно понимать это надписание. Из сего надписания ясно видно, что псалом сей принадлежит Давиду, как составителю его. Еще более определенное и ясное свидетельство о принадлежности псалма сего Давиду видим в книге Деяний апостольских, где на слова сего псалма писатель книги Деяний ссылается как на пророчества Давида об Иуде, «бывшем вожде емшым Иисуса» ( Деян.1:16–20 ). По словам св. Афанасия Александрийского , «настоящий псалом изображает страдания Христовы и будущие наказания Иуде и народу иудейскому И должно знать, что все, сказанное в сем псалме в виде желания, говорится пророчественно» с. 346]. Псалмопевец жалуется на льстивых, коварных и неблагодарных людей, которые коварствуют против него, хотя он оказывал им добро (1–5), и призывает проклятие на них и на детей их, на имущество и на весь род их (6–15), указывая свои побуждения и причины к таким зложеланиям на них (16–20). В заключение он молится о помощи, выставляя свои телесные страдания и указывая действия, или последствия, совершенного Богом избавления (21–31). Своими льстивыми словами, ненавистными действиями и злобными и коварными поступками враги Давида вызывали проклятия на себя со стороны пророка, и потому на все эти проклятия нужно смотреть не как на зложелательство со стороны частного человека, а как на проклятия от Бога, изреченные по воле Божией, устами пророка. Имея в виду сходство сего псалма с псалмом 68 и относя составление его к времени Сауловых гонений на Давида, нужно сказать, что последний, в лице злейших врагов своих, видит не самого царя Саула, которого он уважал как помазанника Божия, а недостойных подстрекателей Саула, развращенных и продажных придворных его, из своих личных расчетов готовых на всякое злодеяние, и, как самого главного в числе их, идумеянина Доика, который был злобным противником, клеветником, доносчиком на Давида ( 1Цар.22:22 ). В сем заключается историческая основа сего псалма; но кроме исторического, он имеет значение и мессианского, т.е. пророчественного о лице Мессии. Значение это выясняется при самом объяснении его.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Псалом 19. Молитва за царя пред отправлением его на войну У евреев со времени Моисея существовал обычай пред отправлением на войну всенародно совершать жертвоприношение с возношением к Господу молитв о даровании победы ( Суд.20:26 ; 1Цар.7:8–9; 13:9–10 ), причём приносивший жертву первосвященник или пророк вопрошал Господа об успехе предпринимаемой войны ( Суд.20:26–28 ; ср. 1Цар.30:7–8 ; 3Цар.22:7, 14 и сл.) и затем или сам вопрошавший ( Втор.20:2–4 ), или же предводительствовавший войском царь ( 2Пар.20:20 ) говорил воинам речь, увещевая их мужественно сражаться против неприятелей и воодушевляя обещанием помощи Божией и твердою уверенностью в победе. На подобный случай всенародного жертвоприношения пред аммонитско-сирийскою войною и был написан Давидом 19 псалом. Сообразно своему назначению служить молитвою о даровании победы и в то же время воодушевительной речью воинам, он и состоит из двух частей; в 1-й из них – ст. 2–6, – народ напутствует царя своими благожеланиями и молит Господа, чтобы Он услышал молитву царя и ниспослал бы ему желаемую победу на радость всего народа и во славу святого имени Своего; 2-я ч. – ст. 7–9 – содержит речь первосвященника или пророка, который внушает народу и воинам твердую уверенность в победе с помощью Божиею над могущественными врагами с их многочисленною конницею и колесницами, после чего в ст. 10 кратко повторяется в заключение молитва о спасении царя и вообще об услышали молитв народа, с какими он будет обращаться к Господу. а. Въ конецъ, аломъ Двд, 1. Начальнику хора. Псалом Давида. 1 . См. выше стр. 17 а ), 15 а ) и 29, 3. 2–5. Буд. вр. глаголов слав. т. Оуслышитъ, защититъ, послетъ, заступитъ, помнетъ, дастъ, исполнитъ соответствует. евр. 2 аор., который здесь употреблён в значении повелел., или желат., почему по греч. переводится частью повелит., частью желат., а в лат. – сослаг. наклонением (ср. слав. в ст. 4 буди, а в древн. слав. Псалтирях: посли, помни, даждь, исполни, – сн. у Амфилохия), в славянском же, как и в русском, должно бы быть переведено с прибавлением да: – да услы1шитъ, да защититъ и проч. (=пер. Амвросия 3 . – Κ., Амфилохия и еп. Порфирия). Под лицом, которому здесь и далее обращена речь, надобно разуметь присутствующего при жертвоприношении и молящегося вместе с народом царя Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Разделы портала «Азбука веры» Самое популярное Сейчас в разделе 1541  чел. Всего просмотров 97 млн. Всего записей 1130 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Православное аудио к содержанию ( 107  голосов:  4.2 из  5) Никакая другая книга не славит Бога так, как Псалтирь, — сказал святитель Василий Великий , — чтение ее должно стать ежедневным обязательным занятием православного человека, потому что Псалтирью Бога славят вместе с ангелами. Каждое слово Книги утешения несет глубинное духовное содержание. Самостоятельно объяснять себе те или иные места пророческой книги опасно. Это может привести к искажению Святого Письма и неправильному его пониманию. Поэтому тем, кто желает постичь аллегории псалмов, будут полезны толкования Псалтири, беседы или толкования на псалмы. “Псалтирь” –:– 61:52 Стоп через   Расшифровка беседы Псалтирь. Псалмы 1–2 С сегодняшнего дня мы начинаем изучать Псалтирь. Давайте сначала с названием разберемся. Слово «Псалтирь» пришло к нам из греческого языка, происходит от слова «псалмос» и означает какую-то песнь, которую исполняли под аккомпанемент инструмента, который так и назывался псалтирион. Псалтирион напоминает небольшую арфу, внизу сделан такой резонатор, чтобы звук распространялся. Вот соответственно псалмы это песни под этот псалтирион. У евреев эта книга называется «сефер тегилим», Книга хвалы. Хвалы кого — Бога. Авторство книги. Обычно говорим «Псалтирь царя и пророка псалмопевца Давида». Это отчасти только правильно. Действительно, большая часть псалмов — почти половину, написал царь Давид — по подсчетам, от 70 до 80 приписывается царю Давиду. Но другие псалмы написаны другими людьми. Есть один псалом, который написан Моисеем; есть два псалма, которые написаны царем Соломоном; есть псалмы, которые написаны людьми из окружения царя Давида. А есть которые написаны уже после царя Давида. Вот, например, все вы знаете псалом 136 «На реках Вавилонских». Кстати, у нас он поётся только перед Постом и в Посту, в протестантских церквях этот псалом, переделанный чуть-чуть, поётся достаточно часто на богослужениях.

http://azbyka.ru/audio/psaltir-2.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010