Далее Кэре говорил о той косвенной роли, которую могли бы сыграть латинские миссионеры, занимаясь на Востоке благотворительностью, в первую очередь открытием католических школ для православных — своего рода «питомников» для будущих католиков. Я не хочу представить дело таким образом, как будто бы взгляды Кэре были единственно принятыми в католической Церкви того времени. Уже сеяли семена новых отношений такие католические клирики, как дом Ламбер Бодуэн, основатель бенедиктинского монастыря в Шеветонь. И все же преобладал образ мыслей, продемонстрированный Фульбером Кэре в Лувене и поддерживаемый официально.И понадобилось время на то, чтобы уяснить, что такая политика объединения вызывает у православных очень сильное противодействие, и особенно среди греков. А противодействие было действительно очень сильным. На деле есть основания полагать, что даже официальный отказ некоторых православных Церквей считать действительным католическое крещение был пастырской реакцией на угрозу, которая виделась в униатстве. Брестская уния была заключена в 1596 г., а в 1620 г. Священный синод Русской Православной Церкви постановил, что католиков следует перекрещивать. Мелкитский раскол в Антиохийской Церкви произошел в 1724 г., а в 1755 г. Константинопольский патриарх Кирилл V издал окружное послание с тем же требованием. Отказываясь признать крещение, совершенное католиками, православная иерархия надеялась опровергнуть утверждение униатов о том, что возвращение восточных христиан к церковному единству с Римом — незначительный шаг, предполагающий лишь минимальные изменения церковных традиций. Кроме того, православные всегда ощущали, что греко-католический клир готов действовать хитростью и, выдавая себя за православное духовенство, пытается привлечь на свою сторону необразованных из числа восточных христиан. Именно это в 1920-е гг. утверждал православный афинский архиепископ Хризостом в обращении к Георгию Калавассию, епископу греко-католической церкви в Афинах. Православный архиепископ говорил:

http://pravmir.ru/otnosheniya-katolikov-...

Давид , старец монастыря Констамонит на Афоне, антипросоп, скончался в 1974 г. Дамаскин (Хатзопулос), митрополит Димитриадский, во время 2-й мировой войны был полковым священником, арестовывался итальянскими властями, был узником концлагеря Дахау в 1948 г. в сане архимандрита участвовал в Московском совещании РПЦ, хиротонисан в 1950 г. в митрополита Трифилийского (юг Греции), с 1957 г. был митрополитом Димитриадским, свергнут военной хунтой в 1967 г., скончался в 1977 г. Джельси Даниэль (1940–1988), насельник бенедиктинского монастыря Шеветонь в Бельгии, талантливый фотолюбитель. Даниил , монах греческого происхождения, подвизавшийся в Свято-Пантелеимоновском монастыре, скончался в 1967 г. Димитрий (Градусов Владимир Валерианович, 1881–1956), в схиме Лазарь, епископ Рязанский и Шацкий в 1944 гг., епископ, архиепископ (1945) Рязанский и Касимовский в 1944–1947 гг., архиепископ Ярославский и Ростовский в 1947–1956 гг., по образованию юрист, церковную деятельность начал в 1912 г., писал стихи и музыку, рукоположён в диакона и священника в 1919 г., пострижен в монашество в 1941 г., в 1943 г. епископ Можайский, затем Ульяновский. Димитрий (Димитриос Пападопулос, 1914–1991), Вселенский Патриарх, предстоятель Константинопольской Православной Церкви в 1972–1991 гг., богослов. Димитрий Солунский , великомученик, пострадал за веру в 306 г.: казнён за исповедание христианства. Димитрий , протоиерей, в 1960-е гг. обучался в Афинах, где встречался с владыкой Василием в 1964 г. Дионисий Ареопагит (†96) афинский мыслитель, христианский святой, согласно церковному преданию, был учеником ап. Павла и первым епископом г. Афины. Доримедонт , монах Свято-Пантелеимоновского монастыря, скончался в 1962 г. Досифей (Сороченков Константин Сергеевич), иеромонах, на Афоне подвизался в 1966–1982 гг., до этого и после этого – в Псково-Печёрском монастыре, ныне архимандрит. Драшусова Мария Евгеньевна , старшая сестра сестричества при Свято-Никольской церкви в Брюсселе с 1931 г. Друганов Николай Александрович (1886–1971), диакон Свято-Никольского собора в Брюсселе в 1932–1971 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Для меня это было настоящим шоком. Я принадлежал к Католической Церкви, насчитывающей более миллиарда верующих, я был знаком с протестантами. А тут вдруг столкнулся с чем-то совершенно иным. Греческая Церковь отчасти восходит к апостолу Павлу, так что ее так просто не упрекнешь в том, что она отошла от Римско-католической Церкви. Так начался процесс размышлений. Позже я все-таки ушел в монастырь. Сперва — в бенедектинскую обитель в Германии. Но очень скоро монахи заметили мое преклонение перед восточным христианством. И настоятель — не без сожаления, так как он меня очень любил — отправил меня в Шеветонь (католический бенедиктинский монастырь восточного обряда, расположенный в Бельгии. — Прим. ред.). Тем временем моя внутренняя работа продолжалась. Я изучал историю, читал, углублялся в вопрос разделения Церквей. Мне представляется, что примирение между Западной и Восточной Церквами возможно только в случае возвращения к общим корням. Ведь единая Церковь реально существовала в истории на протяжении тысячи лет. И в каком-то смысле она существует до сих пор — ведь эта тысяча прошедших лет никуда не делась. Мы можем только надеяться на то, что когда-нибудь нам удастся вернуться на ту, прежнюю основу. Я не единственный, кто так думает. Ну а причина того, почему я на склоне лет все-таки решился перейти в Православие, очень печальна. Во всяком случае католикам будет неприятно это услышать. Дело в том, что я пришел к убеждению, что примирение между Православной и Католической Церквами на уровне иерархии, структур совершенно невозможно. И оно никогда не произойдет, потому что Восток и Запад слишком далеко отошли друг от друга в ходе исторического развития. Я не пытаюсь в этом никого обвинить. Тут нет конкретных виноватых. Я говорю только об исторических фактах. И вот, после того, как я осознал, что примирить Церкви  невозможно, я решил: есть только один выход — сделать это самому. Осуществить это примирение на личном уровне. Я очень много молился, размышлял, вел записи, потому что все, что я хотел сделать, это исполнить волю Божию. Про себя я все время повторял: «Если на это нет Твоей воли, то дай мне знать. Ведь в Твоих силах этому помешать». Потом — несколько месяцев назад — мы с владыкой Иларионом (Алфеевым) встретились в Милане. И я заговорил с ним об этом. Это был пробный камень: посмотрим, что будет? Если есть на то воля Божия, то так тому и быть. А если нет, то и не надо. А дальше все случилось само собой. И вот я в России, сижу перед вами. И очень этим доволен.

http://pravmir.ru/primirenie-cerkvej-na-...

На Пасху и на Рождество мы готовили концерты. На Рождество мы с друзьями ходили несколько дней по городу – славили Христа. Город маленький, поэтому всех знакомых мы обходили пешком за несколько дней. Это, конечно, незабываемые впечатления, потому что, с одной стороны, было очень весело, с другой стороны, это были не то что «умилительные», но довольно глубокие чувства для нашего возраста. Когда мы приходили в дом и в очередной раз начинали петь тропарь, кондак, рождественские колядки, многие люди, к которым мы приходили, начинали плакать, так их умиляло детское пение. – И сколько же вам было лет, когда вы ходили по домам колядовать? – Первый раз я пошла славить Христа, когда мне было три года, со мной пошла моя мама, а я хвостиком за старшими, это еще была компания моей тети, где все были старше меня. У нас был целый маленький концерт: мы пели песнопения, читали стихи – может быть, это было минут 10–15. И мы не уставали повторять из раза в раз! Теперь я вспоминаю – и мне даже странно. Сколько я жила в Печорах – столько и ходила славить. – Вы рассказываете удивительные вещи! Как будто жили в другой стране… – Я думаю, что действительно жила немножко в другой стране. Во-первых, монастырь сохранил некоторую автономность благодаря тому, что до 1939 года это была территория Эстонии и там не успели закрыть монастырь и сделать всего того, что делали на остальной территории России. Там сохранился совершенно удивительный дух монастырский, там были старые монахи, был настоятель отец Алипий (Воронов). Когда много лет спустя я оказалась в Шеветоньском монастыре в Бельгии, то к великой своей радости почувствовала ту же атмосферу особой тишины. Все было очень просто и тихо. Сложно найти подходящее слово. – «Благодатно»? – Что такое благодать? Для меня это было состояние, когда тебе очень хорошо и ты можешь пребывать в этом вечно. И не хочется никаких перемен, а хочется, чтобы это состояние было всегда. Довольно часто меня в детстве посещало это состояние – в раннем детстве. С возрастом оно, конечно, улетучилось.

http://azbyka.ru/fiction/matushki-zheny-...

Габриэль Бунге Гавриил Бунге — православный старец В этой статье Вы найдёте фильм об удивительном отшельнике — Гаврииле Бунге, который основал скит в швейцарских Альпах и живет там уже более тридцати лет. Гавриил Бунге Уроженец Кельна Габриэль Бунге вступил в орден монахов-бенедиктинцев, когда ему было 22 года. Он прожил в монастыре Шеветонь в Бельгии 18 лет, а затем по благословению духовника основал […] Что делать, если уходит вера? – схиархимандрит Гавриил (Бунге) Известнейший патролог, в 2010 году принявший Православие, о том, где искать границы Церкви, как жить с людьми иной веры и что делать, когда вера уходит Схиархимандрит Гавриил (Бунге) о двух главных грехах Священник – это, как старый веник, которому очень часто не хватает прутиков. Когда Господь нуждается в нем, он берет его в руки, выметает душу человека, очищает, а потом ставит его за шкафчик, и он невидимым стоит дальше. Схиархимандрит Гавриил (Бунге): В шуме молиться невозможно (+ВИДЕО) Почему Бог слышит одни молитвы, а другие не слышит? Потому что Бог не для того, чтобы исполнять наши капризы. Схиархимандрит Гавриил (Бунге): Нельзя быть больше, чем христианином (+Фото +Видео) Кто сотворил сердце человека, Тот единственный может его постичь. И Господь призывает одного к жизни в семье, другого — к жизни приходского священника, третьего — к монашеской жизни, а иногда, как в моем случае, — к жизни отшельнической... Иеромонах Габриэль Бунге: Примирение Церквей на личном уровне Известный богослов-бенедиктинец, иеромонах Габриэль Бунге перешел в Православие. Это произошло в Москве, накануне праздника Успения. По словам самого теолога, это решение созревало в нем всю жизнь. С отцом Габриэлем встретилась корреспондент «НС» Анна ПАЛЬЧЕВА Молитве в теплом кресле не научишься 27 августа иеромонах Габриэль (Бунге) перешел из Католичества в Православие. Присоединение совершил митрополит Волоколамский Иларион. В беседе с корреспондентом журнала " Фома " отец Габриэль рассказал о мотивах такого решения, о том, чем Валаам принципиально отличается от Швейцарии, и о многом другом. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/tag/gabriel-bunge/

о. Теодор опубликовал в монастырском журнале свои «Письма с горы Афон». См.: « Lettres du Mont-Athos »//Irénikon, 6, 1929, стр. 20-44;168-201;332-365. Смотри: Николай (Сахаров), иерод., Архимандрит Софроний и Давид Бальфур//Церковь и время, 2(15), 2001, С.170-183; Софроний (Сахаров), архим., Подвиг богопознания (Письма с Афона к Д. Бальфуру), Эссекс; М.; Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь; Паломикъ, 2002 Монах Василий (Кривошеин), Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы//Seminarium Kondakovianum. Recueil d " études. Archéologie, Histoire de l " Art. Etudes byzantines. Том VIII. Прага, 1936. С.99-154. То, что владыка Василий употребил слово униаты в кавычках отнюдь не случайно: будучи католиками западного происхождения монахи-шеветоньцы не являются «униатами» в истинном смыле этого слова, да к тому же, Владыке как никому другому были известны эклезеологические принципы, исповедуемые монастырем - лишенные напрочь какого бы то ни было униатизма . Об истории «Недель экуменических исследований» в Шеветони смотри : Olivier Rousseau, Les journées œcuméniques de Chevetogne (1942-1967)//Au service de la Parole de Dieu. Mélanges offerts à Monseigneur André-Marie Charue, Evêque de Namur, Gembloux, 1969, pp. 451-485 ; Albert Verdoodt, Les colloques œcuméniques de Chevetogne (1942-1983) et la réception par l " Eglise catholique de charismes d " autres communions chrétiennes, Chevetogne, 1986 Archevêque Basile Krivochéine, Dans la lumière du Christ : Saint Syméon le Nouveau Théologien, 949-1022. Vie, spiritualité, doctrine (coll. Témoins de l " Eglise indivise, 1), Chevetogne, 1980 Письмо к матери, 19 ноября/2 декабря 1939 г.//Церковь Владыки Василия (Кривошеина), Указ. соч., С. 37-38 Смотри : Antoine Lambrechts, Orthodoxes et Catholiques en Pologne. La défense des biens de l " Eglise orthodoxe par le métropolite André Sheptyc " kyj//Irénikon, 64, 1991, стр. 44-56. Письмо к матери, 19 ноября/2 декабря 1939 г.//Церковь Владыки Василия (Кривошеина), Указ. соч., С. 37

http://bogoslov.ru/article/510618

Я тоже с ним был знаком и поэтому ответил Большакову, что в это дело не хочу вмешиваться, не знаю, согласится ли архиепископ Никодим на подобную встречу, так как вопрос мог быть для него довольно деликатный. Я предложил Большакову, если он хочет устроить встречу, самому поговорить с архиепископом Никодимом. Большаков так и сделал, и ... владыка Никодим охотно согласился на знакомство и встречу с кардиналом Тиссераном. И действительно, после окончания сессии Комитета, 18 августа 1962 года, архиепископ Никодим и я, никем не сопровождаемые и никому ничего не говоря, выехали поездом в Мец. На вокзале в Меце нас встретил шеветоньский иеромонах о. Фёдор Штротман, и мы с ним отправились на квартиру друзей Большакова, где нашли кардинала Тиссерана, самого Большакова и ещё нескольких католических духовных лиц. Нас ждали с обедом, но мы, архиепископ Никодим, кардинал Тиссеран и я, пошли сначала в соседнюю комнату поговорить... Мы, как-то не сговариваясь, сразу перешли к делу, к вопросу о посылке наблюдателей на Ватиканский собор, который должен был открыться через два месяца. Архиепископ Никодим сказал, что этот вопрос ещё не решён Русской Православной Церковью, но что прежде чем принять то или иное решение, Патриарх и Синод должны знать, чем будет заниматься предстоящий Ватиканский собор, какова будет его программа и каковы задачи. Не будут ли на нём приняты решения политического характера в духе холодной войны, которые сделают присутствие на нём наблюдателей от Русской Церкви невозможным, и они будут вынуждены уйти? И лучше совсем не посылать никого, чем послать, а потом уйти, и это меньше нарушит отношения между нашими Церквами. Кардинал Тиссеран ответил: «Никакого политического характера собор не будет иметь, и никакой политической борьбы против советской власти Собор вести не намерен. Правда, я не могу ручаться, что среди многочисленных епископов и участников Собора не найдётся несколько человек, которые попытаются это сделать. Мы не можем им это запретить, каждый свободен говорить, что хочет. Попробуем их отговорить от этого, и Собор, так каковой, по этой линии не пойдёт. Скажу для примера, что в своих проповедях я вообще никогда не говорю о советской власти, о коммунизме, или о марксизме, зато постоянно выступаю против атеизма. Так и на Соборе будут говорить об атеизме, а не о советской власти».

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

С. 55–58. 313 N. Lossky, Son Eminence Monseigneur Basile, archevêque de Bruxelles et de Belgique: in memoriam//Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата, 115. С. 43–44. 314 Serge Model, Histoire de l’Archevêché, Указ. соч. С. 24–33; Son Excellence Monseigneur Basile//Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата, 105–108. С. 6. 315 В 1969 г. архиепископ Василий принимал участие в интронизации первого греческого митрополита – Эмилианоса (Захаропулоса), позже, в 1983 г. – в интронизации преемника последнего – митрополита Пантелеимона (Контояниса). 316 F. Lhoest, Le Congrès orthodoxe de Bruges//Le Messager orthodoxe, Paris, 1972. С. 62–64. 317 Неделя молитв о единстве христиан проводится в Католической Церкви ежегодно обычно в конце декабря – начале января. Идея выделить специальное время в литургическом круге для молитв о восстановлении утраченного некогда единства принадлежит католическому священнику из Лиона – аббату Полю Кутюрье. Начиная с 1935 года, неделя молитв о христианском единстве проводится ежегодно во всех католических приходах и охватила поистине весь западный христианский мир. 319 Письмо подготовительного комитета в преддверии образования Брюссельского межцерковного комитета, рукопись. Брюссель, 20 ноября 1970 г. 320 Диакон Михаил Городецкий. Указ. соч. С. 6; F. D., Rencontre avec l’archevêque russe Basile Krivochéine//La Libre Belgique, 26–27 février 1980. Брюссель. С. 28 и Архиепископ Василий (Кривошеин) . Воспоминания. Указ. соч. С. 332–333. 321 Закон от 17 апреля 1985 г. о признании органов управления, заведующих делами православного культа. Moniteur Belge, 11 мая 1985 г. С. 6870–6871; Serge Model, L’Eglise orthodoxe. Указ. соч. С. 81. 325 Священник Георгий Чистяков. Красный антисоветчик//Русская Мысль, 4323, Париж, 22–28 июня 2000. С. 19. 333 Среди них были апостолический нунций, епископ Люк де Ховр (представлявший кардинала Данеельса), англиканский епископ, аббат Шеветоньского монастыря и представитель Министерства юстиции (ответственный за дела культуры в Бельгии).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Патристические исследования, однако, не запирают его в келлии. Он любит обсуждать их со своими собратьями, а также с западными патрологами и византинистами, когда те посещают Гору Афон. Одним из его послушаний в 20–30-е годы было сопровождение в качестве переводчика инославных паломников на Святой Горе 345 . «Среди них, – пишет он своей матери в 1932 году, – попадаются люди с духовными запросами и интересом к Православию. Но таких мало 346 ». Таких мало, но все же они встречаются. Именно в этот период монах Василий (Кривошеин) завязывает свои первые контакты с отдельными католиками, которые останутся его друзьями на всю жизнь. Начиная с 20-х годов, он знакомится с монахами Шеветоньского монастыря 347 , часто посещавшими в те годы Святую Гору с целью поближе познакомиться с православным укладом монашеской жизни и византийской литургией 348 . Осенью 1927 года на Афоне побывал первый монах-шевтонец о. Теодор Бельпер 349 , в феврале 1930 года произошла встреча монаха Василия с основателем Шеветоньского монастыря отцом Ламбером Бодуэном, в 1931–1932 гг. – с о. Давидом Бальфуром. Последний впоследствии обратился в Православие под влиянием преподобного Силуана Афонского  и его ученика архимандрита Софрония (Сахарова) 350 . Владыка Василий останется верным этой дружбе с Шеветоньским монастырём на протяжении всей своей жизни. В ноябре 1936 года он подарил (одному из первых) о. Теодору Бельперу, бывшему в ту пору приором монастыря, свою статью о свт. Григории Паламе 351 с теплой дарственной надписью, а осенью 1957 года он специально приехал в монастырь, чтобы поделиться впечатлениями о своём первом недавнем посещении Советского Союза и рассказать о своей работе по исследованию творений преподобного Симеона Нового Богослова . Очевидно он ценил в Шеветоньской общине царящий в ней дух доверия и чистосердечности по отношению к Православной Церкви, а также схожесть богословского и патриотического понимания проблемы единства христиан: «Эти доклады вызвали среди них большой интерес, – пишет он своему брату. – Отрадно (и вместе с тем крайне грустно), что все эти «униаты» 352 (по национальности они все западные – бельгийцы, французы и т.д.) относятся к Русской Православной Церкви (Московской Патриархии) с большим сочувствием, пониманием и доброжелательством, чем многие наши эмигрантские выродки. Но я должен прибавить, что такое сочувственное отношение можно найти только среди незначительного меньшинства католиков. Ватикан и громадное большинство римско-католической иерархии относятся к Русской Православной Церкви очень недружелюбно, даже часто враждебно 353 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Монахи Шеветоньского монастыря были, конечно же, не единственными католиками, которым доверял владыка Василий. Без сомнения, его пребывание в Оксфорде и участие в проходивших там знаменитых патристических конгрессах, а особенно назначение епископом в Брюссель, позволило ему «открыться» западным христианам и углубить свои контакты с отдельными католиками. Какой путь смягчения своих взглядов на католиков он прошёл с афонского периода своей жизни лучше всего показывает его письмо 1939 года, в котором он предостерегает свою мать от католического благочестия: «Ты пишешь, что ходишь в католический храм. Не могу сказать, чтобы мне это очень нравилось. [...] (С тех пор, как я принял монашество, я ни разу не присутствовал на неправославном богослужении.) Во всяком случае, если ты все-таки настаиваешь на посещении католического храма, избегай вести себя так, как католики, дабы всем было видно, что ты к ним не относишься (не следует погружать персты в святую воду, брать освященный хлеб, креститься на латинский лад, ставать на одно колено и т.д.). Все это может показаться второстепенным и малозначительным. Само по себе оно и вправду второстепенно, но становится важным, коль скоро делается символическим выражением принадлежности к определенному религиозному организму. И всё же я предпочитаю, чтобы ты ходила в церковь латинского обряда, чем в так называемую церковь восточного обряда (униатскую). Последнее мне кажется для православного человека совершенно недопустимым и далее постыдным, так как пресловутый восточный обряд является в конечном счете лишь боевой машиной, коварной и нечестной, направленной против Православной Церкви. Думаю также, что ни в коем случае не следует водить в католический храм Никиту – не имея возможности посещать православные богослужения, как бы он не усвоил латинскую духовность... Несмотря на всё то, что я только что тебе написал, не принимай меня за врага Римско-Католической Церкви. Римо-католики – тоже христиане, хотя и отделившиеся от Святой Апостольской и истинно-кафолической (Православной) Церкви; они сохранили, несмотря на свое отпадение, некоторую благодать; возможно, есть у них святые; их учение ближе нашему, чем учение остальных христианских исповеданий. Однако они утратили полноту истины, многие из их верований (о папской непогрешимости и др.) кажутся нам антихристианскими и основанными на лжи; а их враждебное отношение к Православию, их жестокие гонения на нашу Святую Церковь всюду где только возможно, ясно показывают, что не всегда их вдохновляет и направляет Святой Дух, а иногда, возможно, и дух тьмы (во всяком случае, в плане индивидуальном). Несмотря на все это; я несравненно лучше отношусь к римо-католикам, чем к атеистам и так называемым «вольнодумцам» 356 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010