В 1972 г. произошло весьма знаменательное событие для «флоринитского» Синода Церкви ИПХ Греции, поскольку в его юрисдикцию вошел известный афонский монастырь Эсфигмен 381 . Обострение отношений греческих старостильников с канонической Элладской Православной Церковью произошло в 1972 г., когда архиепископ Афинский Иероним (Коцонис) призвал к изъятию из ведома схизматиков всех монастырей и скитов. Прокатившаяся по стране волна народного сопротивления вызвала беспорядки, а президент Греции Георгий Паподопулос вынужден был лично воспрепятствовать осуществлению этого намерения 382 . Процессы разрастания «флоринитской» юрисдикции продолжилось и в 1973 г., когда 12/25 января был хиротонисан митрополит Кикладский Гавриил (Каламисакис), а 13/26 января митрополит Христианупольский (позднее Мегаридский) Антоний (Фанасис). Однако численность «флоринитского» епископата подвергалась и естественному сокращению по причине смерти иерархов. Так, 13 июля 1973 г. почил митрополит Магнезийский Хризостом (Наслимис) 383 . Следует отметить, что к концу рассматриваемого периода истории «флоринитского» Синода ЦИПХ Греции данная группировка являлась весьма многочисленной и по ее собственным оценкам к 1972 г. включала в свой состав до 85% последователей старокалендарной схизмы при наличии около 250 храмов 384 . Согласно статистическим данным, приводившимся в 1972 г. в ежеквартальном издании Шеветоньского монастыря (Бельгия) «Irenikon», рассматриваемая схизматическая юрисдикция имела в своем составе 84 монастыря и скита, 24 из которых располагались в Аттике, центральном районе Греции 385 .   IV.7.2. Каноническая оценка хиротоний «флоринитского» епископата Изучение греческого старостильного раскола невозможно без канонического анализа епископской хиротонии Акакия (Паппаса-старшего), поскольку именно от него происходит не только современный епископат «флоринитского» Синода ЦИПХ Греции, но и целый ряд независимых церковных юрисдикций, имеющих иерархическое преемство от «флоринитской» ветви старостильного раскола. Строго говоря, никакого рассуждения о законности хиротонии в расколе быть не может. Сущность апостольского преемства, передаваемого в таинстве хиротонии, видится не в формальной последовательности руковозложений, а в преемственной передаче апостольских функций евангельской проповеди и церковной власти. Ведь искони «эта власть […] была неразрывно связана с особой ответственностью за защиту наследия апостольской проповеди […], словно проповедь апостольская еще звучала» 386 . Не могут быть наделены апостольской функцией служения Церкви те, кто своими деяниями разрывают церковное единство, пытаясь разделить Тело Христово. Однако, помимо этой истины, о канонической незаконности хиротонии епископа Акакия свидетельствуют святые каноны Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2807. Мефодий (Немцов), митр. Астанайский и Алма-Атинский. «Православие в Эстонии» глазами православного архиерея: (К выходу в свет книги Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II «Православие в Эстонии»)//ИВ. 1999. Вып. 2. С. 5–30. 2808. Оболенский Д. [Рец. на кн.:] Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви: В 2 т. Париж, 1959//ВРЗЕПЭ. 1961. 40. С. 247–251. 2809. Петр (Л’Юиллье), архиеп. Нью-Йоркский. [Рец. на кн.:] Тахиаос А.-Э. Н. Влияние исихазма на церковную политику в России: Дис. на степень доктора богословия: На греч. языке. Фессалоники, 1962/Архим. Петр (Л " Юиллье)//ВРЗЕПЭ. 1961. 40. С. 251–252. 2810. [Рец. на кн.:] Поиски единства: Проблемы религиозного диалога в прошлом и настоящем. Прил. к журн. «Страницы». М.: ББИ, 1997//Страницы. 1997. Т. 2. 3. С. 473–474. 2811. [Рец. на кн.:] Примирение: Сб. материалов коллоквиума в Крестовоздвиженском монастыре. Шеветонь (Бельгия). Прил. к журн. «Страницы». М.: ББИ, 1997//Страницы. 1997. Т. 2. 3. С. 473. 2812. Рубан Ю. И. [Рец. на кн.:] Лютер М. Диспут о прояснении действенности индульгенций (95 тезисов)/Пер. с лат.: А. И. Рубан; Под ред.: Ю. А. Голубец; Коммент.: А. И. Рубан и Ю. И. Рубан. СПб.: Герменевт, 1996. 64 с., иллюстрации//Страницы. 1998. Т. 3. 1. С. 151. 2813. Русская Православная Церковь в борьбе за мир, 1948–1950: [Отзыв о кн.: Русская Православная Церковь в борьбе за мир. М., 1950]//ВРЗЕПЭ. 1951. 6. С. 43. 2814. [Рец. на кн.:] Русская Православная Церковь и коммунистическое государство: Док-ты и фотоматериалы. 1917–1941/Отв. ред.: Я. Н. Щапов; Сост.: О. Ю. Васильева. М., 1996. 348 с.//Страницы. 1996. 3. С. 157. 2815. [Рец. на кн.:] Соборность: Статьи из журн. Содружества св. Албания и прп. Сергия. М.: ББИ, 1998. 256 с.//Страницы. 1998. Т. 3. 2. С. 313–314. 2816. Юдин А. В. [Рец. на кн.:] Брестская церковная уния: критическая переоценка. М.: ББИ, 1977. 256 с.//Страницы. 1998. Т. 3. 1. С. 150. 2817. Юдин А. В . [Рец. на кн.:] Павел (Стефанов), иером. История на Руската православна църква през XX век. Шумен: Аксиос, 1997. 142 с.//Страницы. 1999. Т. 4. 1. С. 138–139.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Клод Монж, католический монах из Доминиканского института в Стамбуле, Турция, представил доклад на тему: «Бог Авраама и страннолюбие». Гостеприимство Авраама дало пример для всех монотеистических религий. В Коране в честь него названа 14 сура, в ней особое место занимает гостеприимство Авраама по отношению к Трем мужам. Мусульмане верят, что благодаря гостеприимству мы обретаем благодать Божию. Сам Бог выходит встретить человека. В исламе гостеприимство может заменить другие религиозные практики, такие как пост и молитва. Имеется такое выражение: «Принимать гостей под взором Бога». Бог доверяет человека человеку, распределяя его обязанности. Гость – это тот, кто просит прибежище. Гостеприимство – дар. Требование гостеприимства – это принесение новой жертвы Богу. Гостеприимство – динамика нового завета с Богом. Булос Вехби, профессор Университета Девы Марии в Бейруте, зачитал доклад о диалоге с исламом в Антиохийской Церкви. Суббота 9.09.2017 В последний день симпозиума монахами разных монастырей и разных монастырских традиций были представлены три доклада. Игумен Иосиф (Крюков), настоятель московского Валаамского подворья выступил с докладом: «”Страннолюбия не забывайте” (Евр, 13. 2) Странноприимство в русском монашестве». Игумен Елисей из афонского монастыря Симоноспетрас выступил с докладом: «Афонское гостеприимство и христианский этос», а настоятель монашеской общины в Тэзе, брат Алоис, представил доклад: «Монашеское гостеприимство и примирение Церквей». Итоги подвел монах Мишель Ван Пари из монастыря Шеветонь, Бельгия. В своем выступлении он сделал небольшой анализ прозвучавших докладов. Также он указал но то, что эта конференция поставила множество актуальных вопросов, но один из главных, наверное: «Как открыть сердце для Божьего посещения?» Поблагодарив организаторов и участников симпозиума, он попросил основателя общины Энцо Бьянки выступить с заключительным словом. Отец  Энцо Бьянки сказал следующее: «То, что мы приобретаем в общении друг с другом и в молитве, свидетельствует, что первый хозяин, который нас принимает, – это Господь Бог. Патриархи и папа в своих посланиях подчеркнули эту непреложную истину. Сам Господь приглашает нас в Церковь Свою и облекает в крещальные одежды, и мы становимся участниками Его трапезы. Чтобы приблизить время единения, мы должны ценить дары, которыми обладают другие Церкви. Мы должны обрести сердце Авраама. Это серьезная работа богословская, научная, но и духовная. Если наше сердце будет смиренно, мы достигнем многих результатов. День от дня мы должны обновлять крещальные одежды.

http://bogoslov.ru/article/5541858

Бенедиктинский мон-рь Шеветонь. Бельгия. Фотография. XX в. В 30-е гг. XIX в., сначала вслед. ностальгии по ср. векам, затем все больше как осознание ценности многовекового опыта Б. в служении Христу, начинается возрождение бенедиктинских мон-рей: в Баварии оно связано с кор. Людвигом I, в остальной Германии - с деятельностью конгрегации Бойрона (в наст. время 10 обителей, 320 монахов, в т. ч. 160 священников). От нее в 1884 г. отделилась конгрегация Санкт-Оттилиен, подвизавшаяся в миссионерском служении и основавшая свои мон-ри в Америке, Африке, Юж. Корее (в наст. время насчитывает 17 обителей, 950 монахов, в т. ч. 375 священников). Во Франции своим возрождением Б. обязаны 2 конгрегациям: одна, во главе с Солемским аббатством (с 1837), стала ведущим центром изучения григорианской музыки (в наст. время 23 обители, 696 монахов, в т. ч. 408 священников), др., возглавляемая аббатством Сен-Мари-де-ла-Пьер-ки-Вир (с 1850), пыталась в духе почитания Сердца Иисусова сочетать созерцательный образ жизни траппистов с проповеднической деятельностью. Пий IX присоединил последнюю к итал. конгрегации Субиако (сублаценсы), в 1850 г. (официально в 1872) отделившейся от Кассинской и являющейся сегодня наиболее распространенной и многочисленной (63 обители, 1262 монаха, в т. ч. 604 священника). Крупные конгрегации Б. в Сев. Америке, в основном подвизающиеся в преподавательской деятельности и пастырском служении, также ведут свою историю с XIX в.- Американо-Кассинская с 1855 г. (в наст. время 32 обители, 1019 монахов, в т. ч. 678 священников) и Швейцарско-Американская с 1881 г. (в наст. время 21 обитель, 670 монахов, в т. ч. 402 священника). Молодой и относительно малочисленной является Славянская конгрегация св. Адальберта и св. Маргариты с центром в Праге (1 обитель, 15 монахов, в т. ч. 6 священников). Тяжелый удар по Б. в XX в. нанесли фашизм, коммунистические диктатуры в странах Вост. Европы, изменения в системе образования и ценностных ориентиров в 60-х гг. Ватиканский II Собор Декретами об обновлении жизни монашествующих применительно к совр. условиям ( Perfectae caritatis ) и о миссионерской деятельности Церкви ( Ad gentes divinitus ), признав заслуги монашеских созерцательных орденов (в т. ч. и Б.), призвал, однако, пересмотреть их образ жизни согласно принципам обновления (Perfectae caritatis. Cap. 7), активно участвовать в миссионерской деятельности католич. Церкви, основывая новые обители и подавая пример нехристианам молитвами, делами покаяния и переносимыми тяготами (Ad gentes divinitus. Cap.18, 40). Бенедиктинки

http://pravenc.ru/text/78066.html

Бенедиктинский монах присутствовал на богослужениях, находясь в хоре с монахами, работал в их саду и в библиотеке; монахи заботились о состоянии его здоровья, сшили ему новую рясу и скуфью и т.д. «Невозможно мечтать о чем-либо лучшем, ¾ писал отец Феодор, ¾ чем пребывание там». И все же он осознает, что остается «чужим по отношению ко всей этой жизни» . Он все-таки был недостаточно подготовлен к выполнению постав­ленных перед ним задач, и ему было трудно понять «эти простые души», знающие лишь «труд и молитву», которые, с его точки зрения, «не стремились к более совер­шенной жизни» . Между ним и афонским миром безусловно стояла некая культурная и духовная преграда. Тем не менее, пребывание на Афоне, происшедшее в самом начале его монашеского пути, оставило в его душе неизгладимый след. Те, кто знал его позже как настоятеля сначала в Амэ, а потом в Шеветоне, в эпоху, когда у монашеской общины существовали серьезные разногласия с Римом, всегда вдохно­влялись его смирением, его молитвенностью, его личным нестяжанием, его верностью духовной традиции Православной Церкви. После отца Феодора Бельпэра и другие монахи нашего монастыря гостили на Святой Горе, но, к сожалению, они не оставили путевых записок . Особого внимания заслуживают афонские связи отца Иринея Дунса (1907-1979 гг.) . С начала 1950-х гг. он почти каждый год ездил на Афон и имел там многочисленных друзей. Свободно владея греческим, русским и румынским языками, он вел в журнале « Иреникон » подробную хронику афонской жизни. Благодаря таким регулярным контактам, Шеветоньский монастырь организовал в 1963 г. в Венеции международный конгресс, посвященный Тысячелетию Горы Афон . Труды Конгресса были опубликованы в двух томах и содержали, в частности, обширную библиографию по Афону, составленную отцом Иринеем. Библиография содержит 2634 названия опубликованных материалов по Афону и до сего дня остается самым обширным справочным библиографическим материалом на эту тему . В первой половине и середине нашего века на Святой Горе побывали и другие бенедиктинцы. Чаще всего это были патрологи и византологи, интересовавшиеся неопубликованными рукописями. Среди них могут быть упомянуты отец Хризостом Бауер (из Бойрона, Германия) , специалист по святителю Иоанну Златоусту; отец Эммануил Аман де Мендиета (Маредсу, Бельгия) , специалист по святителю Василию Великому; отец Жюльен Леруа (Ан Калька, Франция) , историк афонского мона­шества. Некоторые из них оставили интересные записки, но их впечатления мало отличались от впечатлений других западных паломников .

http://bogoslov.ru/article/492319

Как, значит, для них страшно и непонятно, когда приход к православию совершается не в широких размерах, чуть ли не в мировых масштабах. “Не бойся, малое стадо“ — им непонятно. А в общем мысли здравые, цельные, хорошие» (10/23.09.1929). Читти не стал православным, но несколькими годами позже путь к православию прошли две его соотечественницы — англиканские монахини Мария Робинсон и Александра Спрот. Под именами Марфы и Марии они основали Вифанскую (Гефсиманскую) обитель, существующую в Иерусалиме до наших дней и по-прежнему находящуюся в юрисдикции Русской Зарубежной Церкви. Это случилось уже в 1933 году, после отъезда о. Киприана. Так, Гефсиманская (Вифанская) обитель в Иерусалиме — живой свидетель интереса англикан к православию, но также и способности русских того времени на этот интерес ответить. В Иерусалиме молодой о. Киприан (Керн) оказывается в многонациональном окружении: здесь и родная для него русская среда, и привычная балканская (греки, сербы, румыны), и западноевропейская (англичане, французы, немцы). В его иерусалимских дневниках содержатся записи его бесед с разными людьми на их родных языках: английском, сербском, французском, немецком, греческом . В дневниках о. Киприана описано немало встреч с католиками и посещений им различных католических общин. Если англикане сами приходили к православным, молились вместе с ними, вместе куда-то ездили, то к католикам о. Киприан скорее шёл сам, хотя и у них находил интерес к православию и достаточную открытость. Интересны его беседы с французским бенедиктинцем о. Ламбером Бодуэном, основателем монашеской общины в Амей (затем в Шеветони, Бельгия), который в те годы был в Иерусалиме фактически в ссылке за свой интерес к православию. Первое впечатление о. Киприана было скептическим: «Сегодня днём было у меня посещение патеров бенедиктинцев, 4 человека. Двоих я уже давно знаю... С ним двое бенедиктинцев из Амей. Дон Ламберт Бодуэн, плотный, низкий, с очень хитрыми глазами и масленым выражением лица, по-видимому, большой плут.

http://bogoslov.ru/article/6172884

184 В июле 1966 года братию Пантелеимоновскогого монастыря пополнили 4 монаха, прибывшие из России: оо. Стефан (Курсин), Досифей (Сорченко), Евстафий (Маркелов) и Ипполит (Халин). 185 Иеромонах Стефан (Курсин Иван) (1908-?) прибывший на Афон в числе 4-х монахов из России в июле 1960 года. Затем вернулся в Россию и был насельником Псково-Печерского монастыря. 186 4 монаха, вступившие в братию Пантелеимонова монастыря в 1966 году до этого были насельниками Псково-Печерского монастыря. 188 Возможно, речь идет об иеромонахе Даниэле Джельси (Daniel Gelsi) (1940–1988), Насельник бенедиктинского монастыря Шеветонь (Бельгия), преподаватель восточной литургики в Папском Восточном институте в Риме. Был талантливым фотолюбителем и оставил после себя более 1000 фотографий и диапозитивов. 189 Имеется в виду Русская православная архиепископия Константинопольского Патриархата, во Франции. Ее главой в 1960–1981 гг. был архиепископ Георгий (Тарасов) (1893–1981). 192 Иеросхимонах Серафим (Текза Стефан; 1901–1982). На Афоне с 1925 г. Заведовал монастырской больницей, а затем и гостиницей. 193 Имеется в виду архиепископ Алексий (ван дер Менсбрюгге Альберт; 1899–1980), Родился в 1899 г. в Бельгии, в католической семье. Закончил папский Восточный Институт в Риме, специалист по восточной патрологии и литургике. В 1919 г. принял постриг в бенедиктинском монастыре. В 1929 г. перешел в Православие. В 1939–1946 гг. – капеллан Содружества свв. Албания и Сергия, затем служил в Амстердаме. Профессор Свято-Сергиевского Богословского Института в Париже. В 1950 г. вышел из юрисдикции Православной Церкви и примкнул к Католическо-православной Церкви Франции. В 1959 г. вернулся в лоно Матери-Церкви. В 1961 г. хиротонисан во епископа Медонского, викария Западно-Европейского экзархата Русской Православной Церкви. С 1968 г. – епископ Филадельфийский (США). В 1970 г. назначен правящим архиереем Северо-Германской епархии, с 1971 г. – архиепископ Дюссельдорфский. 194 Отец Сампсон (?–1972) – последний насельник Андреевского скита.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

138 Антипросоп – представитель монастыря в Киноте. Пантократор – монастырь, которому подчинен Ильинский скит. Земля Афона поделена между 20-ю монастырями. Все остальные обители не являются полноценными монастырями (в афонском понимании этого слова), то есть не имеют ранга монастырей со всеми вытекающими отсюда правами и, в частности, правом собственности земли. Все прочие обители могут основываться на землях монастырей и называются скитами, келлиями, каливами. Хоть многие скиты по размеру и больше монастырей, однако в решении многих вопросов они зависят от монастырей, на чьей территории они построены. Ещё меньшие по рангу обители называются кельями. 139 Иеромонах Ириней (Донс; 1907–1979). Насельник бенедиктинского монастыря Шеветонь (Бельгия). Составитель обширной библиографии по Афону. Неоднократно бывал на Святой Горе. 144 Иеромонах Гавриил (Аегач Георгий Васильевич; 1901–1977). Впоследствии архимандрит. На Афоне с 1924 г. В 1926 г. пострижен в мантию. Игумен Свято-Пантелеимонова монастыря в 1971–1975 гг. 145 Иеросхимонах Серафим (Текза Стефан; 1901–1982). На Афоне с 1925 г. Заведовал монастырской больницей, а затем и гостиницей. 149 Схиархимандрит Николай – настоятель Ильинского скита. Других сведений о нем найти не удалось. 150 Земля Афона поделена между 20-ю монастырями. Все остальные обители не являются полноценными монастырями (в афонском понимании этого слова), то есть не имеют ранга монастырей со всеми вытекающими отсюда правами и, в частности, правом собственности земли. Все прочие обители могут основываться на землях монастырей и называются скитами, келлиями, каливами. Хоть многие скиты по размеру и больше монастырей, однако в решении многих вопросов они зависят от монастырей, на чьей, территории они построены. Ещё меньшие по рангу обители называются кельями. 151 Протоиерей Георгий Васильевич Флоровский (1893–1979), религиозный мыслитель, богослов и историк. Родился 28 августа (9 сентября) 1893 г. в Елизаветграде. В 1916 г. окончил историко-филологическое отделение Новороссийского университета (г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

289. Абсеинтизм — от лат. absens, отсутствующий. Этим термином на Западе называют массовое уклонение избирателей от участия в выборах, когда они лишены возможности выдвигать своих кандидатов. 290. Упоминается архиепископ Владимир Тихоницкий (1873–1959), эмигрировавший из России в 1917 году. После войны стал митрополитом Ницким, а после кончины митрополита Евлогия Георгиевского принял управление Западно–Европейским экзархатом. 291. Благодать Божия была почти осязаема (франц.). 292. Иеромонах Лев Жилле (1893–1980) — французский православный церковный писатель. Утратив в студенческие годы веру, он обрел ее в годы Первой мировой войны, когда в немецком плену познакомился с русскими православными, которые так же, как и он, томились в плену. Большое влияние на него оказал Достоевский. В 1924 году он принял постриг в бенедиктинском монастыре в Фарнборо. Позже он отправился во Львов, где принял восточно–католический обряд и некоторое время работал секретарем униатского митрополита Андрея Шептицкого. Стремясь к взаимопониманию Востока и Запада, он вместе с бельгийским монахом, отцом Ламбером Бодуэном принял участие в создании монастыря в Амэ (Бельгия), в котором богослужение совершалось как на латыни, так и на церковнославянском по православному обряду. Вместе с отцом Ламбером Лев Жилле создал журнал «Иреникон». В 1939 году, когда монастырю в Амэ стало тесно, он был переведен в Шеветонь. В 1927 году отец Лев был назначен в русскую католическую церковь Ниццы, но вскоре уехал в Париж, где присоединился к православной Церкви. О пройденном пути отец Лев рассказал на третьем съезде в Клермоне. Накануне Второй мировой войны он переселился в Англию. Его основной труд — «Иисус Назарянин в свете истории» вышел только в русском переводе в Париже, в 1933 году. 293. Священник Лев Липеровский (1888–1963)— видный деятель РХСД, был лидером РХСД еще в предреволюционнный период. В эмиграции стал священником. 294. Первая публикация в «Вестнике Русского Студенческого Христианского движения», 1–2 за 1929 год. Одна из наиболее важных и глубоких статей Федотова, которая не была услышана современниками, но сохранила пророческое звучание и оказалась необычайно актуальной для России конца XX. столетия. Эту статью следовало бы включить в учебники истории для школ и институтов, настолько важны для сегодняшнего дня и для будущего России поставленные в ней проблемы.

http://predanie.ru/book/219978-stati-192...

Замечательно, что конференция собрала людей из Украины и других стран, а также то, что в конференцию включился Свято-Сергиевский Парижский богословский институт, и здесь выступили декан протопресвитер Борис Бобринский и иеромонах Иов (Геча). Также был рад здесь встретиться с представителем Римско-католической Церкви отцом Михаилом ван Парисом – бывшим игуменом монастыря в Шеветоне (Бельгия). Общий тон конференции был позитивным. Часто, когда мы собираемся на подобные форумы, то обсуждаем проблемы, разделения, разные нестроения. Конечно, у нас есть много проблем, но мы не должны только говорить и думать о них. Нужно рассуждать и о разных возможностях. Ведь в конференции принимало участие много молодых богословов. – Какое впечатление они произвели, о чем они с вами беседовали? – Я общался со многими преподавателями и студентами Киевских духовных школ. В частности, они расспрашивали о моей работе в Оксфорде, возможно ли свидетельствовать о Православии в неправославном университете. Они хотели знать о богословских заведениях в Англии. С некоторыми я поделился приятным извещением об основании Православного богословского института в Кембридже. Также я им рассказал о работе в Доме святителя Григория – центре нашего духовного просвещения. Один студент был особенно заинтересован английским писателем Льюисом. Вообще беседы, как вся программа моего пребывания, были очень насыщенными. – Что нового вы увидели в религиозной жизни Украины? – Это мое третье посещение. Первый раз я побывал в Киеве в 1988-м году, когда праздновали 1000-летие Крещения Руси. Тогда еще только началась свобода и возрождение Церкви. Второй раз я посещал Украину в 1995-м году и вот теперь в 2003-м году посещаю Украину снова. И я вижу, что все эти годы идет замечательное возрождение церковной жизни. Когда я впервые посетил Киево-Печерскую Лавру, то первые насельники пришли в монастырь за неделю перед моим приездом. А теперь монастырь укрепился и интенсивно развивается. Успенский собор уже восстановлен. Я же помнил лишь его руины.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010