Когда на яблоне много плодов, то ветви ее низко пригибаются к земле, и чем больше плодов, тем ниже опускаются ветви. Есть даже некоторые плодовые деревья, обладающие удивительным свойством: их ветви обычно направлены вверх, и пока они так направлены, деревья остаются бесплодными. Ветви начинают приносить плоды только тогда, когда садовник привесит к ним груз и пригнет их. Так бывает и с людьми. Нередко мы начинаем приносить плоды добра и любви лишь тогда, когда великий Попечитель о всем роде человеческом, великий Садовник наших сердец уничижит нас, посрамит и этим посрамлением насильно пригнет нашу гордыню, нашу гордую выю к земле. В горных долинах, всегда орошаемых влагой, стекающей с гор, все благоухает и цветет, приносит обильные плоды. А высокие горные вершины, покрытые вечным снегом и льдом, безжизненны; они служат для нас образом гордых, высоко превозносящихся, людей, ибо эти люди так же бесплодны и безжизненны в духовном смысле, как эти огромные каменные горы. И пока человек не смирится, до тех пор уста его не откроются для того, чтобы сказать удивительные слова, которые говорили великие праведники. Праотец наш Авраам говорил перед Богом: «Я прах и пепел» ( Быт. 18:27 ), а святой пророк Давид говорил: «Я червь, а не человек» ( Пс. 21:7 ). Тот, кто дойдет до такого душевного состояния, кто искренне может так сказать, тот будет велик перед Богом. Много есть людей, превозносящихся своими знаниями, силой своего ума, гордо надеющихся все познать и все тайны мира открыть, людей, отвергающих всякую помощь свыше. А царь Давид со слезами пел: «Господи, не надмевалось сердце мое, и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое» ( Пс. 130:1 ). Таково должно быть наше настроение и смирение наших сердец. Святой Предтеча Господень Иоанн вышел на проповедь, чтобы уравнять путь пришедшему на землю Господу, для того чтобы всякий холм и гора понизились (см. Ис. 40:3–4 ). И ко Второму пришествию Господа мы тоже должны готовиться, готовиться именно так, как проповедовал св. Иоанн Предтеча, – нужно, чтобы все, превозносящиеся подобно безжизненным горам или высоким холмам в роде человеческом понизились, чтобы кривизны наших путей выпрямились, вся нечистота их исправилась, нужно уготовать широкий и гладкий путь грядущему во второй раз Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Паломничество на Афон, у старца Рафаила (Берестова)   Паломничество на Афон, у старца Рафаила (Берестова)     Есть взгляд, что православное монашество было замкнуто на духовную жизнь и не участвовало в политике. Таковыми были египетские Отцы. А есть мнение, что монах должен быть социально активным, участвовать в жизни народа. Такими часто были монахи на Руси, где имперское сознание пронизало Церковь. Попытка совместить несовместимое, духовную жизнь и борьбу за права народа, уже сама по себе героическая. Одним из таких героев является старец Рафаил, который выстаивает в больших скорбях, не сходя с патриотического направления, подобно Новому Моисею, и этим привлекает множество паломников. - Святая Гора Афон       Никогда не мог и подумать, что поездку на Святую Гору Афон буду ждать с таким нетерпением. Притом уже третью за год... И действительно, ведь всего только год прошел с того памятного дня, когда впервые ступил на эту благословенную землю... Должен признать, что первых впечатлений и неожиданных встреч на Афоне затмить просто невозможно. Пение соловьев у монастыря Ватопед до сих пор сохраняется на моем диктофоне. Возможно, в раю так и поют эти сладкоголосые птицы. Но будет ли такая возможность услышать это? Слишком тяжелый груз всевозможных грехов с такой силой прижимает нас к земле, что о райском пении, наверное, можно только мечтать... Если в первых поездках хотелось как можно больше посетить афонских монастырей, приложиться к святыням, набраться впечатлений, то в этот раз была потаенная мечта увидеться и побеседовать с теми, кто посвятил свою жизнь стяжанию Святого Духа на Святой Горе... Россию ждет рассвет Первая и, пожалуй, неожиданная для нас с моим сыном Николаем встреча состоялась с известным в России подвижником отцом Рафаилом (Берестовым). Его пустынька, совершенно незаметная для посторонних глаз, прячется за холмами, недалеко от Иванницы - так называется остановка парома. Сергий, так зовут послушника, который после строгого расспроса, кто мы и зачем едем к отцу Рафаилу, усаживает нас в резиновую лодку с мотором, и через несколько минут мы уже прибываем к пункту назначения...

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=160...

Алексей Вайц: «Свеча памяти» зажигается в память о погибших на всех войнах «21 июня 1941 года Елоховский собор должны были взорвать»… 22 июня, 2011 «21 июня 1941 года Елоховский собор должны были взорвать»… 21 июня в 15.00 в Елоховском соборе в Москве совершалась панихида по погибшим в Великой Отечественной войне , во время которой была зажжена общенародная «Свеча памяти» по всем не вернувшимся с войны. По сложившейся традиции, свечу доставили на Поклонную гору байкеры — члены мотоклуба «Ночные волки». О традиции «Свечи памяти» рассказывает активный член клуба, президент культурно-просветительского Русского фонда Алексей Вайц: Алексей Вайц В советское время Елоховский собор был центральным собором в городе Москве. Сюда стекались все верующие люди, это было место сосредоточения опальных для властей людей веры. На 21 июля 1941 года было назначено последнее богослужение, после чего храм должны были демонтировать, а затем взорвать. Война – это великая скорбь, но в войне есть и некое промыслительное предупреждение о том, что святыни нельзя предавать поруганию. Это моя личная точка зрения. Акция «Свеча Памяти» — это, в первую очередь, конечно же, акция памяти всех погибших. Не обязательно именно в Великой Отечественной войне, и на других войнах люди гибли. У меня очень много товарищей погибло в Афганской и Чеченской войнах. Когда общаешься с ними молитвенно, то чувствуешь, что снимается некий груз, ощущаешь их участие с той стороны — из-за незримой границы мира. У Бога ведь нет мертвых, и в этот день это ощущается особо. У нас, байкеров, есть такая поговорка: «Байкеры не погибают, они уезжают в путешествие». Когда человек уезжает в путешествие, по нему тоскуешь, его ждешь, и та самая память смертная, которая присутствует в каждом из нас, совершенно по-другому интерпретирует смерть, учишься воспринимать ушедших друзей как людей, уже родившихся в жизнь вечную. Мы являемся всего лишь хранителями частицы огня, зажженного в алтаре храма, который должен гореть и на пути к Поклонной горе. В этом есть определенный духовный жест. Это соединение нашей веры с памятью о павших всего гражданского общество. В этом просматривается мостик: огонь из храма, зажженный в алтаре, везем на Поклонную гору. А Поклонная гора –это уже гражданский формат.

http://pravmir.ru/aleksej-vajc-svecha-pa...

Хотелось жить поближе, но к этому не было никаких предпосылок. И вот, однажды, стоя в эркере своей комнаты и глядя в сторону Владимирского собора отец Александр сказал: «…Будешь ты жить в историческом центре» – и благословил ту часть города, где я сейчас живу. А дальше последовала цепь совершенно неожиданных событий, некоторые из них были поистине чудесны. Когда же я переехала в квартиру на Колокольной, Батюшка радуясь сказал моей духовной сестре: «Какой груз молитв!» – и глубоко вздохнул – так, словно гора с плеч. К себе отец Александр был очень строг, в его личной пред Богом жизни было много аскезы, но он это скрывал. Однажды, зайдя к Батюшке в домик, который он построил близ Сосновского храма, я увидела в изголовье его диванчика большую книгу – старинная Библия служила священнику вместо подушки, как признался тогда Батюшка. Во время нашего паломничества в монастырь священномучеников Рафаила и Николая и мученицы Ирины нас поселили в страшно холодных комнатах-залах. Оба паломнических корпуса не отапливались. Ночью не спасали ни вся вынутая из чемодана и натянутая на себя одежда, ни несколько одеял, снятых с пустовавших кроватей. После двух таких ночей я не выдержала и попросила у Батюшки благословения переехать в гостеприимную семью наших знакомых греков. Отец Александр благословил, но сам захотел остаться – для него такие аскетические условия паломничества были совершенно приемлемы. К посту он тоже относился очень серьёзно. Вдохновляясь таким примером, мы становились более требовательными к себе, и в этом была немалая радость. Отец Александр был хранителем благочестивых традиций, которые он воспринял от духовных отцов старшего поколения. Например, в Постной Триоди указано, что «Лествица» преподобного Иоанна за время поста прочитывается за богослужениями. Это давно упразднено и сохраняется разве лишь в каких-нибудь редких монастырях. Однако, на Руси существовала традиция келейного прочтения «Лествицы» в дни Великого поста и мирянами. Знаю, что Батюшкины духовные чада глубоко благодарны ему за такое благословение, ведь ежегодное обращение к этой святоотеческой книге под руководством духовника – великая опора для души.

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/25/...

19 Монахи-бенедиктинцы – члены католического монашеского ордена, основанного в 530 г. Бенедиктом Нурсийским в Италии. Игумен Лазарь публично покаялся в своём увлечении внешней прелестью служения бенедиктинских монахов, органной музыки и западной церкви вообще. – Прим. перев. 20 Дидубский храм (XIX в.) в районе Дидубе г. Тбилиси. Здесь находится чудотворная икона Божией Матери Дидубийская. – Прим. перев. 22 Так называется церковь святого великомученика Георгия (IV в.). Расположена она напротив Дома Правительства. В этом храме находятся несколько икон, перенесённых из Русского Военного собора, разрушенного безбожниками-коммунистами. На месте этого собора и находится сейчас Дом Правительства. – Прим. перев. 23 Церковь преподобного Давида Гареджийского расположена на горе Мтацминда (груз.Святая Гора). Строительство её началось в первой половине VI века, когда один из 13 сирийских отцов (преподобный Давид Гареджийский), поселился в естественной пещере Гареджа и основал там первый монастырь, именуемый Лаврой Давида. Вскоре по молитвам святого забил единственный в этой местности источник, который впоследствии стал называться «Слёзы Давида». У источника утоляли жажду первые монахи-пустынники. – Прим. перев. 25 Князья-мученики Элизбар и Шалва подняли в Грузии восстание против персов. Они были переданы для расправы шаху Аббасу II грузинским царём-магометанином Вахтангом IV Шах-Наозом. Приняли мученическую кончину в 1661 году. Память их празднуется 18 сентября/1 октября. – Прим. ред. 27 Село в Аджарии. Население там было, в основном, мусульманское, поэтому строительство православного храма святого апостола Андрея было большой заслугой молодого священника Захарии (Перадзе). – Прим. перев. 28 Монастырь, основанный преподобным Иоанном Зедазнийским (VI в., память его празднуется 7/20 мая) – монахом, прибывшим из Антиохии в Грузию с двенадцатью учениками, ставшими основателями грузинского монашества. Преподобный сначала проповедовал в Мцхете, затем подвизался на горе Заден (Зедадзен), на которой ранее находилось капище идола Задена (родители приносили в жертву идолу младенцев). По молитвам святой равноапостольной Нины идол тот обрушился в реку Куру. – Прим. ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

мон-ря. Пещера прп. Пелагии Пещера прп. Пелагии В праздник Вознесения Господня католики пользуются привилегией служить на св. камне, установив престол внутри часовни. Православные, а также сирийцы, армяне и копты ставят алтари во дворе, в специальных шатрах. Большой каменный престол к юго-востоку от часовни принадлежит православным. Внутри часовни православные ставят 2 подсвечника с горящими свечами по сторонам св. камня. Собственно здание мечети с отдельным входом расположено вне двора, но деньги за вход в часовню Вознесения получает мусульм. сторож. В 378 г. прп. Мелания Римляныня Старшая основала между Елеоной и Имвомоном (по данным раскопок, почти вплотную к последнему) монастырь и странноприимный дом для паломников. В 380 г. к ней присоединился ее духовный наставник Руфин Аквилейский , ставший настоятелем муж. мон-ря. С этим мон-рем связано создание «Истории египетских монахов» и отчасти «Лавсаика» ( Кулькова Н. А. Об авторе «Истории египетских монахов»//История египетских монахов. М., 2001. С. 87, 91, 94). В «Лавсаике» упоминается также бывш. вельможа равноап. Константина Иннокентий, пресв. Елеонский, построивший рядом мартирий, где покоились мощи св. Иоанна Предтечи ( Палладий. Лавсаик. С. 149). Церковь св. Апостолов (Апостолеон). О том, что в 438 г. Мелания Младшая на деньги, полученные от Лавса, «великого логофета (?) византийского двора», построила близ Имвомона мон-рь с церковью, известной как Апостолеон, а также бани, упоминается в Житии Петра Ивера (Житие Петра Ивера царевича-подвижника и еп. Майюмского V в.: Груз. подлинник/Изд., пер. и предисл.: Н. Я. Марр//ППС. 1896. Т. 16. Вып. 2(47). С. 89). Примерно в это же время (после 442) на Е. г. поселилась опальная имп. Евдокия, супруга Феодосия II, с кувикуларией Феодосией (очевидно, она изображена на мозаике, находящейся ныне в доме игумении Елеонского Вознесенского рус. мон-ря). Когда сгорел крест над Имвомоном, императрица приказала воздвигнуть медный. Евдокия должна была присутствовать на освящении Апостолеона, но оступилась при входе в церковь и растянула сухожилие.

http://pravenc.ru/text/189763.html

Антония и остался в числе братии. Ни угрозы, ни ласки и просьбы отца, ни слезы матери и молодой жены – ничто не могло изменить его решения. За добродетельную жизнь он был поставлен от пр. Антония первым игуменом Печерской обители. При нем была испрошена у вел. князя земля над пещерами и здесь была построена первая наружная церковь для братии. Вскоре пр. Варлаам, по воле вел. князя Изяслава (во св. крещении Димитрия), устроившего обитель св. великомуч. Димитрия, принял (в 1057 г.) настоятельство над братией этой обители. Продолжая вести строгую подвижническую жизнь и ревностно заботясь о спасении руководимых им иноков, пр. Варлаам путешествовал ко святым местам в Иерусалим, а чрез несколько времени в Царьград. Возвращаясь из этого последнего путешествия, пр. Варлаам от изнурения не мог дойти до Киева, а дошел только «до града Володимера (на Волыни) и вниде в монастырь ту сущий близь, иже нарицают Святая Гора (см. Волын. еп.), и ту успе с миром о Господе, конец житию прият», около 1065 т., заповедав перенести тело свое в Киев. Это его завещание было исполнено, и его честные мощи доныне почивают в Антониевой пещере, «точащия источник чудес приснотекущий». Ему есть особая служба со всенощным бдением. См. 28 сент. См. 5 мар. Грузин. – Пр. отца Uлapioha чудотворца. Из рода Кахетинских князей Вачнадзевых, испрошенный у Бога молитвами своих родителей. Он воспитывался: в благочестии и уже отроком знал наизусть св. Евангелие. По влечению к иноческой жизни он 12-ти лет был пострижен в нарочито для него основанном монастыре в Кахетии, откуда, будучи 16-ти лет, удалился в Давидогареджийскую обитель (см. Груз. еп.), высек там в скале пещеру (существующую и доныне) и 10 лет провел здесь в строгих подвигах. Слух о его подвижничестве распространился по всей Грузии, и множество народа всякого звания приходило посмотреть на него и послушать его наставления. Доставленный пришедшим к нему однажды епископом Ниноцмидским в иерея, св. Иларион был избран братией обители в настоятели. За его св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

районах Ближ. Востока. Помимо этого монастырь получал денежную помощь из христ. стран. Особой щедростью славились герцоги Нормандии X-XI вв., регулярно оделявшие милостыней посланцев мон-ря. Наконец, нек-рые суммы жертвовали в мон-рь паломники, стекавшиеся туда со всех концов христ. мира. Араб. географы аль-Мукаддаси (985) и аш-Шабушти († 1000) описывали Е. в. м. как процветавший и с большим количеством монахов, автор Х в. Ахмед ибн аль-Касс упоминал о 60 монашествующих ( Mouton, Popesku-Belis. 2006. P. 30). Среди синайской братии IX-XI вв. известны как арабоязычные уроженцы Египта и Сирии, так и визант. греки и представители др. народов. В X-XI вв. заметную роль на Синае играла груз. община (см. в разд. «Грузины в Е. в. м.»). Большое значение для дальнейшей истории мон-ря имело предание о перенесении ангелами тела вмц. Екатерины на вершину горы, соседней с горой Синай, где оно было чудесным образом обретено монахами. Впосл. эта гора стала называться горой Св. Екатерины. Мощи великомученицы были положены в небольшой церкви, построенной на вершине горы, а затем перенесены в соборный храм Е. в. м. Вопрос о хронологии этих событий остается открытым. Самые ранние упоминания о мощах вмц. Екатерины на Синае в агиографических источниках относятся к кон. Х в. Традиционно обретение мощей на вершине горы датируется временем ок. 800 г. Но паломники начинают упоминать о них только с 1-й пол. XI в. ( Jones C. W. The Norman Cult of Saints Catherine and Nicolas/Ed. G. Gambier//Hommages à André Boutemy. Brux., 1976. P. 216-230). Однако умолчание более ранних источников, в т. ч. патриарха Евтихия Александрийского (933-940), компенсируется наличием в араб. рукописи Sinait. arab. 542 (кон. IX - нач. X в.) трактата о честной главе вмц. Екатерины. Дата перенесения мощей в соборный храм неизвестна. Вероятно, это произошло в кон. XII в. Филипп де Милли в 60-х гг. XII в. еще видел мощи на горе Св. Екатерины, но в XIII в. паломники поклонялись им уже в мон-ре. Мощи святой находились в мраморной раке, от них происходило мироточение.

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

Там по близости находится и скала, по которой ударил жезлом Моисей и показалась вода, весь народ пил и насытился, и Бог разгневался там на Моисея. Из за одного слова он не вошел в землю обетованную. Наверху гора, где совершил некогда жертвоприношение пророк Аарон. Там находится колодезь и называется Аароновым, где пил весь народ, сам и сыны его. Св. Епистимия находится на третьей горе, и если мы пожелаем идти туда, путь очень труден. Там находится церковь , которая разрушена, от времени она уничтожена. Говорят там был женкий монастырь. Другого мне нечего сказать, а потому я это опускаю. И другие чудеса повторились в этом монастыре, где монахи видели Владычицу. Однажды монастырь пришел в плохое состояние и все решили бежать, и бросить монастырь. По навождению диавольскому явились комары, блохи, всё место стало кишеть насекомыми, столбы стали черными, негде было доставать хлеб. Всё это делал враг, намереваясь уничтожить монастырь. Они поднялись на гору, чтобы поклониться ей и затем хотели уйти и покинуть монастырь. Там встретилась им женщина, одетая по арабски, она стояла на дороге, по которой они шли. Она приветствовала их, говоря: Салбалхаир. Она стояла с таким видом, как будто хотела плакать. Они сказали ей на ее языке: Салам и стояли и дивились госпоже. Другой подобной красоты и прелести не видали они нигде в мире. Они дивятся, каким образом она понимает их язык и может на нем говорить. Госпожа, откуда ты узнала это? Платье твое арабское. У тебя широкие рукава, пояса у тебя нет, скажи, каким образом ты понимаешь то, что мы говорим. Отцы, сказала она им, почему вы смущаетесь! почему вы собираетесь бежать, точно вас преследуют? Почему вы удивляетесь платью, которое на мне надето? Я ношу то, что носят в здешних местах. Почему удивляетесь вы, что я понимаю то, что вы говорите! Я понимаю даже, что творится в вашем сердце раньше, чем вы выскажетесь. Возвращайтесь назад, братья, в ваш монастырь, и я буду вашею руководительницею во всю жизнь. Они засмеялись тогда и пошли наверх и поклонившись сошли вновь вниз и нашли за монастырем нагруженных верблюдов, груз с них не снимали и он оставался привязанным.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

Мон-рь дважды обновлялся при католикосе-патриархе Вост. Грузии Доментии IV (Багратиони ; 1705-1741). Историк XVIII в. Вахушти Багратиони писал, что из-под фундамента церкви З. «струится вода, которая собирается в каменном бассейне, чтобы она не проливалась... и этой водой лечат недуги». К 1849 г. З. был отреставрирован, но затем вновь подвергся разрушению. М.-Г. Сабинин в «Рае Грузии» писал, что во 2-й пол. XIX в. ц. во имя св. Иоанна Крестителя в З. находилась «в плачевном состоянии». Он также сообщал, что с древности в день памяти прп. Иоанна Зедазнели случается «дивное знамение Божие - течение воды со всего храма в небрежно устроенный бассейн, находящийся на северной стороне внутри храма, в трех саженях от гроба святого». Зедазноба (престольный праздник З.) часто посещали прав. Илия Чавчавадзе, совершавший из своего поместья в Сагурамо пешие прогулки до З., а также гостивший у него нем. литератор Артур Лейст, познакомивший западноевроп. читателя с нек-рыми произведениями груз. лит-ры. В 1885-1889 гг. настоятель мон-ря Шиомгвиме свт. Александр (Окропиридзе) реставрировал З. на личные средства (11 тыс. р.), 10 янв. 1888 г. он «принял монастырь Иоанна Зедазенского» (Иверия. 1888. Янв.) по благословению экзарха Грузии архиеп. Палладия (Раева) . Монашеская жизнь возобновилась, но ввиду труднопроходимости зедазенских лесов, ставших прибежищем для разбойников, З. редко посещали богомольцы. Поскольку мон-рь не владел ни земельными угодьями, ни иными источниками дохода, насельники вскоре вновь покинули обитель. С 1929 по 1944 г. З. стал убежищем для исп. Евфимия (Кереселидзе) , к-рый хранил здесь ценные нотные рукописи Ф. И. Коридзе , продолжая писать музыку для духовных песнопений и работать над церковным календарем. В годы Великой Отечественной войны он был единственным насельником мон-ря; здесь же святой преставился и похоронен у вост. стены церкви. Архим. Рафаил (Карелин) в соч. «Тайны спасения: Беседы о духовной жизни» приводит рассказ одного гурийца, к-рый «во время гонений» встретил в заброшенном З. подвизавшегося там в подвиге молчания архим. Парфения (Апциаури); после Великой Отечественной войны Католикос-Патриарх Грузии Каллистрат (Цинцадзе) перевел архим. Парфения из З. в Светицховели (погребен в мцхетском жен. монастыре Самтавро). В 1946 г. гора Зедазени и окрестные леса общей площадью 500 га были объявлены гос. заповедником, крепость и мон-рь - историческими памятниками.

http://pravenc.ru/text/199695.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010