В грамотах XVI в., возобновляющих старые пожертвования М. К., часто упоминаются владения М. К. в Тао-Кларджети, к-рые могли сформироваться гораздо раньше, в период единой монархии (XI-XIII вв.). Так, в этот период М. К. принадлежали: ц. во имя Апостолов и могила царя св. Ашота I Великого († 826) в г. Тухариси, села Схалта, Квакрили, Гиоргицминда в Кларджети; Артануджская крепость и села Ахалдаба, Цихисдзири, Долискана, Саванети, Нигозети, Джвари, Агара в Артануджи; села Хева, Ахалубани, Агара в Тао; села Земо-Чинчари, Квемо-Чинчари, Джвари (с 40 дымами), гора Корошети, ц. во имя св. Иоанна Предтечи в с. Кола в Артаани; села Тавипаравани, Пока близ Ахалкалаки, Оками, Толоши на берегу Куры, Гормаке в Джавахети (НА Грузии. Ф. 1449. Д. 1588). Эпиграфические памятники XIII-XIV вв. подтверждают принадлежность М. К. сел в Джавахети: Тамалиа, Тагвети, Тези, Бешкенашени. На юго-востоке даже в период владычества монголов М. К. сохранял обширную паству: в Иорском ущелье в Эрети ему принадлежали приграничные поселения Цахури, Как-Элисени, Куми, Лекаре, Зиари, Вардиани, Ганухи, Хишнухи, Варташени (Колофон 1310 г. Магалашвилевского Четвероевангелия// Кекелидзе. 1945. Т. 2. С. 315). В грамотах сохранились сведения о владениях М. К. в Квемо-Картли и Триалети (села Сабацминда, Цкаромравали, Цинубани, Пудземарги, Квелта, Мтаварангелози), в Лори (села Амучи, Дисарги); в Ахтале М. К. имел 10 дымов армян и с. Вардисубани, мон-рь во имя вмч. Георгия близ Сиони, села Тавмргвала, Гогиа, Аластани, Земо-Гоми, Диеши, Бнела, Коранта (НА Грузии. Ф. 1449. Д. 1312). Более последовательные сведения о состоянии владений М. К. сохранились в грамотах XIV-XV вв. В 1355 г. царь Грузии Давид IX (1346-1360) закрепил за Светицховели села в зап. части Шида-Картли - Хведурети и Имерхеви (Корпус груз. 2013. С. 47). Царь Грузии Георгий VII в 1393 и 1399 гг. возобновил Светицховели пожертвованные собору ранее владения в Шида-Картли - села Метехи и Цихебдави. Сразу же после 6-го нашествия Тамерлана в 1401 г. цари и знать Картли, а также мелкие землевладельцы, отдельные церковные деятели, частные лица возобновили пожертвования на восстановление утраченного имущества М. К. Обращает на себя внимание увеличение числа малых пожертвований (виноградники, 2-3 дыма, небольшие земельные участки и т. д.) (Корпус груз. 2013. С. 65, 71, 74, 79, 80, 81, 89, 104).

http://pravenc.ru/text/2564526.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Монастырь Менджи [Груз. ] («Остров Архангелов»), муж. мон-рь Сенакско-Чхороцкуской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), основанный в 1892 г. прп. Алексием (Шушанией) Сенакским. Расположен на возвышенности в одноименном селе (в момент основания - в с. Зеда-Теклати, из к-рого в советское время было выделено с. Менджи) близ г. Сенаки (историческая пров. Самегрело (Мегрелия)). Древняя церковь В древности на месте обители находился небольшой каменный храм во имя св. Архангелов. Он представлял собой однонефную базилику, к-рую местные жители называли «часовней Архангелов», а всю гору - «Островом Архангелов». Базилика была меньше поздней церкви, следы ее фундамента «сохранены и в наше время и видны были до той поры, пока в недалеком прошлом площадь вокруг нового храма не была вымощена массивными камнями» ( Ананиашвили. 1991. С. 20). Гора, на к-рой находится М., возвышается над Колхидской долиной наподобие острова и является удобным форпостом. Согласно нарративным источникам, древняя базилика, вероятнее всего, была выстроена на территории крепости для солдат и укрывавшихся здесь от нападения неприятеля местных жителей. По сведениям схиигум. Фавсты (Шушании), двоюродной сестры прп. Алексия, возле М. в 1-й трети XX в. еще можно было увидеть башню, очевидно являвшуюся элементом крепости (взорвана властями в 1937) (Там же; Шио (Муджири). Из истории жен. мон-ря Теклати. 2014. С. 7, 8). Согласно преданиям, в древности море достигало горы М. и здесь цепями швартовали корабли. Местные жители в подтверждение этой легенды до сих пор находят близ М. фрагменты цепей. Во 2-й пол. XIX в. крыша церкви была перекрыта свинцовыми листами, что местные жители связывают с историей тур. воина и мегрельской девушки. События произошли при последней правительнице Мегрелии кнг. Екатерине Чавчавадзе (1816-1882; дочь груз. поэта А. Г. Чавчавадзе), когда в 1855 г. турецкий военачальник Омер Лютфи-паша занял значительную часть княжества ( Ананиашвили. 1991. С. 20; Алексий (Шушания). 2003. С. 4; Шио (Муджири). Из истории жен. мон-ря Теклати. 2014. С. 8-9). Древний храм считался чудотворным, и в XIX в. существовал обычай приходить сюда по великим церковным праздникам. Предыстория основания М.

http://pravenc.ru/text/2562970.html

Слепые люди, думая воздать честь своим таким же слепым кумирам, принесли их к пещере святого Давида, не понимая, что только усугубляют мучения этих по большей части безбожных людей, что благодать — это огонь, который жжет дерзких и недостойных. Поэтому Дух Святой, сходящий с Небес во время Литургии, благословляет только немногие могилы, а опаляет тех, кто лежит на том месте, где несколько веков назад почивали кости подвижников. Лучше было бы для этих людей устроить кладбище подальше от святыни. Пусть их гробницы будут окружены заботой и памятью их учеников и почитателей; если они имеют заслуги перед народом, пусть будет им оказана гражданская честь, но в самом погребении их около храма звучат какие-то лживые ноты. Храм никогда не ограничивался одними стенами. Ему принадлежала земля и площадь вокруг — то, что называлось двором храма. По церковным правилам то, что когда-либо принадлежало церкви, не может быть отнято у нее, в противном случае это будет продолжающимся насилием, преступлением. Монастырь, построенный грузинскими царями, должен быть возобновлен. Преподобный Давид вместе с мучеником Або считается покровителем Тбилиси. Мтацминда не только связана с историей Тбилиси, с ее минувшими веками; почитание храма и пещеры преподобного Давида — это благословение столицы Кавказа, это ее защита в грядущих испытаниях. На западе от Иерусалима возвышалась гора Сион, что значит «сторожевая башня». Сколько вдохновенных слов посвятил Сиону псалмопевец Давид! Его сердце трепетало, как струны псалтири, от одного слова — «Сион». Мтацминда, подобно Сиону, стоит, как крепостная стена, на западе Тбилиси. Запад — символ мрака и области темных сил. Как духовная стена, защищают город от невидимых врагов молитвы преподобного Давида и святых, подвизавшихся на этой горе. Преподобный Иоанн Зедазенский (VI век). Память его совершается 7/20 мая. Память преподобного Давида Гареджийского совершается 7/20 мая и в четверг по Вознесении. Господи, помилуй (груз.). «Витязь в тигровой шкуре» (груз.), поэма Шота Руставели.

http://pravoslavie.ru/36790.html

Крестив их, А. П. пошел в Аджарию, явил там многие чудеса (в частности, при помощи иконы Богородицы он извел источник целебной воды) и заложил ц. во имя Пресв. Богоматери, где оставил нерукотворную копию с Ее образа, приложив его к обычной доске. Переходя перевал на пути к Самцхе (Юж. Грузия), апостол водрузил там железный крест («Ркинис джвари»). В с. Заден-Гора А. П. сокрушил языческих идолов. Особые чудеса апостола связаны с с. Ацкури, религ. и адм. центром древнего Самцхе (см. также Ацкурская епархия ), где А. П. воскресил из мертвых сына вдовы местного правителя Самдзивари, после чего сама вдова и весь самцхийский народ обратились в христианство. Видя, что местные жрецы пришли в ярость и стали склонять народ отказаться от новой веры, А. П. предложил им оставить икону в местном храме Аполлона и Артемиды на ночь. Наутро статуи языческих богов оказались разбитыми, а икона излучала сияние. По просьбе самцхийцев А. П. оставил икону в маленькой часовне с. Ацкури (откуда пошло название иконы - Ацкурская ; средневек. груз. историк Джуаншер повествует о посещении ее в VII в. визант. имп. Ираклием , поклонившимся широко известной в то время чудотворной святыне и заложившим во имя ее храм). Затем апостол продолжил свою проповедь в Тао, Кларджети, Мегрелии, Абазгии и Сванети, после чего направился на север проповедовать христианство осетинам и джикам (греч. аланы и зихи); дойдя до г. Фостафор в Осетии, он совершил много чудес и крестил осетин. Джики встретили А. П. враждебно и пытались умертвить, и апостол, еще раз навестив Абазгию и Мегрелию, направился в Скифию. Проповедническая деятельность А. П. на территории Грузии считалась Грузинской Церковью неопровержимым фактом. На основании этого груз. богословы преподобные Георгий Святогорец и Ефрем Мцире (2-я пол. XI в.) неоднократно защищали автокефальные права Грузинской Церкви в спорах с Антиохийским Патриархатом . Вопросам истории обращения грузин прп. Ефрем Мцире посвятил специальный труд, в к-ром выдвинул положение о 2 этапах просвещения Грузии - трудами апостола А.

http://pravenc.ru/text/115300.html

20 Гамсахурдия, Звиад Константинович – президент Грузии в 1991–1992 гг. В советское время вел активную антисоветскую деятельность и неоднократно привлекался к уголовной ответственности. Не только за ним, но и за членами его семьи осуществлялась слежка органами государственной безопасности. 21 Табидзе, Тициан Юстинович – грузинский поэт, символист, был близок московскому поэтическому кругу. Принимал в Тбилиси Есенина, Маяковского, дружил с Пастернаком. В 1937 году был репрессирован и расстрелян. 22 Мтацминда (груз. Святая гора), или гора святого Давида Гареджийского, одного из тринадцати каппадокийских отцов-миссионеров, принесших в Грузию традицию монашества. На этой горе преподобный подвизался. Начиная с XIX века Мтацминда стала местом погребения знатных горожан, а в XX веке вокруг храма святого Давида (Мамадавити) образовался некрополь деятелей науки, искусства и национальных героев. 23 Вильгельм фон Гумбольдт – выдающийся филолог и общественный деятель, основоположник лингвистики как отдельной науки. Ему принадлежит учение о языке как о постоянно движущемся творческом процессе и о его внутренней основе, выражающей миросозерцание народа. 24 Еще прежде, 17 декабря 1999 года, федеральные силы взяли под контроль и перекрыли дорогу на Шатили, связывающую Чечню с Грузией, а 9 февраля 2000 года Аргунское ущелье было полностью блокировано; по имеющимся данным, в ущелье находилось большое сосредоточение боевиков. Российские войска заняли господствующую высоту, осуществлялись массированные обстрелы предполагаемых мест дислокации боевиков. 25 Спитакское землетрясение – катастрофическое бедствие, унесшее жизни 25 тысяч человек. Ахалкалаки находится приблизительно в двухстах километрах от эпицентра землетрясения города Спитака. 26 Мамардашвили, Мераб Константинович (1930–1990) – выдающийся философ и мыслитель советского периода. Иногда его называют «сократическим» философом в силу того, что он практически не оставил после себя письменного наследия, зато его лекции, расшифрованные и систематизированные, внесли неоценимый вклад в сокровищницу мировой мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней Ефрем Катунакский. Деньги — ничто, отец Ефрем Катунакский. Деньги — ничто, отец     Публикуем рассказы о Святой Горе архимандрита Григория Зумиса, игумена афонского монастыря Дохиар. Мы исправили перевод, который далек от совершенства. Назовем эти воспоминания " Дохиарский патерик " , потому что это так и есть, настоящий патерик, или точнее, Герондикон. Эти рассказы учебник подлинной афонской духовности. - Святая Гора   Мы следим за тем, что происходит в Церкви, и от того, что мы слышим, у нас болит сердце  Ефрем Катунакский. Стань для старца всем, даже его плевательницей и ночным горшком Ефрем Катунакский. Дорогие мои детки, бо­гослов тот, кто беседует с Богом   Игумен Григорий Дохиар. Воспоминание о Паросе Игумен афонского монастыря Дохиар архимандрит Григорий. Хоть мошна пуста, да душа чиста Житие ст арца Иерофея с Афона Григорий, игумен афонского монастыря Дохиар, Моя мать Лонговарда   Когда о. Ефрема Катунакского попросили стать игуменом в Великой Лавре после того, как её превратили в общежительный монастырь, то это привело его в сильное замешательство. Он был уверен, что вся Святая Гора держится на игуменах, которые являются начальниками этого места. Когда он видел игумена, то уже издалека кланялся ему до земли. Он считал себя недостойным монашества, тем более такого высокого поста, как игуменство.   Он горячо помолился Богородице и получил от Неё извещение остаться в своей каливе. Я спросил у него, что он понимает под извещением, и он ответил: «Как только я сказал " нет " , то сразу же почувствовал облегчение: с моего сердца как будто спал тяжёлый груз».  Отец Ефрем никого не обманывал, не говорил «мне было видение» или «я слышал от Богородицы». У этого старца было много духовных дарований, хоть он и не творил чудес.   В 78-м году мы попросились в монастырь Дохиар. Нам отказывали все: от Протата Святой Горы до представителей гражданских властей и патриаршего Экзарха, лишь один отец Ефрем говорил: -     Богородица хочет, чтобы вы там жили. Пусть не сразу, но врата монастыря перед вами откроются.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=45&iid=173...

Из ансамбля на Жеребцовой горе, включавшего также колокольню середины 19 в., уцелела лишь Владимирская церковь. По материалам книги “Русское деревянное зодчество“, изданной Академией наук СССР в 1942 году. Раздел - кубоватые и ярусные церкви. Церковь иконы Божией Матери Владимирская, урочище Жеребцова Гора Церковь поставленная на горе с расчетом на дальний обзор. Владимирская церковь достойно представляет блестящую серию онежского кубоватого зодчества. Основные мотивы, выработанные онежскими плотниками: крещатый план, трехлопастная бочка апсиды. Это огромное, величавое сооружение. Торжественность его облика еще более усиливается новым оригинальным приемом решения многоглавия: главки, увенчивающие бочки четырех прирубов, здесь подняты на восьмигранные усеченные дощатые пирамидки, так что шейки главок начинаются у повала, а маковки приходятся на уровне куба. Создается своего рода девятиглавие, живописная пирамида из шишек-главок. Здание справедливо считается хрестоматийным. Это один из этапных памятников в развитии северного деревянного зодчества. Закрыта не позже 1930-х гг., в настоящее время заброшена, в тяжелом техническом состоянии. Довольно оригинальный вид храма наблюдается при комбинации крещатого храма с кубоватым покрытием основного объёма. Такие храмы строились только в сёлах и на погостах по реке Онеге — районе распространения кубоватых церквей. К настоящему времени дошли только два храма - это летняя церковь Владимирской иконы Божией Матери, стоящая в Подпорожье на Жеребцовой горе (ныне - д. Медведевская) и, построенная на 30 лет позже, также летняя Преображенская церковь Турчасовского Посада (ныне - д. Посад), находящаяся в 90 км выше по течению Онеги. В 30-ти километрах до своего устья река Онега встречает на своём пути последнюю подводную каменную гряду, образуя на ней пороги. Судоходство на Онеге имеет давние корни. Впервые, новгородцы, сыгравшие ключевую роль в освоении этого края, попали сюда именно по реке. При прохождении порогов приходилось выгружать товары и проводить суда через камни, а груз переносить по суше. Под порогом и выше его селились люди, готовые были помочь купцам в прохождении ими порогов, предоставить им подводы и, при необходимости, приют и амбары - на случай непогоды.

http://sobory.ru/article/?object=15241

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Панорама Иерусалима с видом на Храмовую гору и Елеон [евр.  ,     греч. Ιερουσαλμ; лат. Hierosolyma; араб.   (Аль-Кудс); франц. Jérusalem; англ., нем. Jerusalem; итал. Gerusalemme; испан. Jerusalén; румын. Ierusalim; серб. Jepycaлuм; болг. Йерусалим; груз. ; арм. ; амхар.  ; копт. ciL___H_M ; сир.  ], город в исторической Палестине , место проповеди, крестной смерти и воскресения Иисуса Христа , образования 1-й общины христиан (Церкви). И. имеет особое символическое значение для христиан всех конфессий как центр Святой земли и средоточие памяти о библейских событиях, воспоминание о к-рых и приобщение к к-рым составляет главный смысл традиции паломничества христиан в И. и Св. землю. Традиции почитания Небесного Иерусалима как символа грядущего Царства Божия придается большое значение в эсхатологии . И. также является священным городом иудеев как древняя столица Израиля, место, где находился Иерусалимский храм. В исламской традиции И. почитается как 3-й по значению священный город после Мекки и Медины. Совр. И.- город с территорией 125,2 тыс. кв. км; население ок. 750 тыс. чел. (2007). Христиане всех конфессий в И. составляют ок. 2% населения (менее 15 тыс. чел.), иудеи - 64% (проживают преимущественно в Зап. И.), мусульмане - 32% (преимущественно в Вост. И.). Клинописная табличка с упоминанием Иерусалима. Амарнские письма. XIV в. до Р. Х. (Переднеазиатский мезуй, Берлин) Клинописная табличка с упоминанием Иерусалима. Амарнские письма. XIV в. до Р. Х. (Переднеазиатский мезуй, Берлин) И. расположен на плоскогорье в седловине Иудейских гор (средняя высота ок. 800 м над уровнем моря). Исторический центр И. разместился на 2 холмах, тянущихся с севера на юг и в древности разделенных долиной Тиропеон, ныне засыпанной. Рельеф понижается с северо-запада на юго-восток. Холмы обрывистые, ограничены долинами Хинном (см. Енномова долина ; с юга) и потока Кедрон (с востока). Большая часть исторического центра находится за стенами современного Старого города. Он разделен на 4 квартала: Христианский (северо-западный), Армянский (юго-западный), Мусульманский (северо-восточный) и Еврейский (юго-восточный). Пространственно выделенная Храмовая гора (740 м) возвышается в юго-вост. углу Старого города. Юж. отроги холмов (западного - гора Сион (765 м) и восточного - Офел) расположены вне городских стен. У юж. оконечности вост. холма, недалеко от места соединения долин Хинном и потока Кедрон, находится питаемая из родника Гихон купель Силоам ; здесь расположен т. н. город Давида. К востоку от Старого города, за Кедроном, с севера на юг тянется гряда гор Скопус (826 м), Елеонской (Масличной; 815 м) и ее юж. отрога горы Соблазна.

http://pravenc.ru/text/293782.html

С 1977 г. Католикос-Патриархом всея Грузии является Святейший и Блаженнейший Илия II. Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Сионский кафедральный собор . Мощи: Кафедральный собор Святой Троицы : Метехская Успенская церковь . Мощи: Церковь Анчисхати . Мощи: Бодбийский женский монастырь : Церковь Александра Невского . Мощи и икона: Пантеон на горе Мтацминда. Мощи: Государственный музей искусства Грузии: Монастыри [ править править код ] Преображенский мужской монастырь в Тбилиси (Табори) [ править править код ] Табори или Таборский монастырь () - небольшой современный монастырь в Тбилиси. Его главный Преображенский храм видно почти с любой точки в центре города - и с Авлабара, и с Ортачала и с Мтацминды. История монастыря начинается в 2002 году, а вот история самого места гораздо старше. Сама гора и хребет некогда были названы Таборис-Мта ( ), что в точном переводе на русский звучит как Фаворская Гора. Это известное место около Назарета в Палестине, где произошло Преображение. Адрес: Kharfukhi Turn, Тбилиси, Грузия Проезд: Лучше пешком. Находится на Таборской (Фаворской) горе. Подробнее... Храмы [ править править код ] Основные храмы Тбилиси Кафедральный собор Святой Троицы (Тбилиси) [ править править код ] Строительство нового собора Цминда Самеба (груз. — «Пресвятая Троица») было запланировано в 1989 году в связи с празднованием 1500-летия автокефалии грузинской церкви и в ознаменование 2000-летия христианства. Конкурс на возведение храма выиграл выдержанный в ретроспективном духе проект Арчила Миндиашвили. Высота верхнего храма составляет 68 м (без надкупольного креста, крест 7,5 м); протяжённость с востока на запад — 77 метров, с севера на юг — 65 метров; общая площадь — более 5 тысяч квадратных метров. Храм был заложен 23 ноября 1995 года; строительство велось на пожертвования обычных горожан и крупных бизнесменов. Первое богослужение в строящемся соборе было совершено 25 декабря 2002 года. Освящён ровно через 9 лет после закладки, в день Георгия Победоносца — небесного покровителя Грузии; чин освящения совершил Патриарх-Католикос Илия II в сослужении архиереев и клириков Грузинской Церкви, а также представители Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Русской, Сербской, Румынской, Кипрской, Элладской, Польской, Албанской Церквей, Православной Церкви в Америке.

http://azbyka.ru/palomnik/Тбилиси

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГАРЕДЖИ [Давидгареджи; груз. ], комплекс пещерных мон-рей, протянувшийся на 25 км на склонах хребта Гареджи, в 60 км к юго-востоку от Тбилиси; до XX в. один из крупнейших на Кавказе религиозно-культурных центров. Пустынь была основана в сер. VI в. прп. Давидом Гареджийским , одним из 13 сир. отцов, пришедших в Грузию во главе с прп. Иоанном Зедазнийским по благословению прп. Симеона Столпника (Младшего) Дивногорца. Прибыв в Грузию, прп. Давид недолго обретался в природной пещере в отроге горы вблизи Тбилиси (позднее на этом месте был построен мон-рь, известный как Мамадавити ( - отец Давид), или Мтацминда ( - Св. гора); ныне в центре Тбилиси). Но окончательным местом, пригодным, на взгляд монаха-аскета, для подвига и учреждения уклада жизни по сирийско-палестинскому иноческому уставу, стала «Гареджийская пустыня». Аскетический характер подвижничества прп. Давида и его учеников, преподобных Додо и Лукиана Гареджийских, позволяет говорить о незначительном строительстве на раннем этапе истории Г. Поскольку монастырская жизнь в лавре св. Давида и в мон-рях Натлисмцемели ( - [Иоанна] Крестителя) и Додос Рка ( - рог Додо) не прерывалась, эти комплексы неоднократно перестраивались и обновлялись. Из наиболее древних, относящихся к VI-VIII вв. памятников монастырского комплекса сохранились кельи и могилы преподобных Давида и Лукиана в лавре (VI в.), усыпальница прп. Додо в его мон-ре (VI в.), келья и стела в Натлисмцемели (VI-VII вв.), усыпальницы и остатки церкви в Цамебули ( - мученик, VI-VII вв.), усыпальницы в Бертубани ( - местность монахов, VI и X вв.), неск. малых комплексов, наиболее значительными из к-рых являются Тетри Удабно ( - белая пустыня, с сохранившимися в пещерной церкви росписями VI-VIII вв.) и Берта Мта ( - гора монахов, где селились отшельники-пещерники, не позднее IX в.). В суровых климатических условиях полупустыни в большинстве мон-рей уже в ранний период сформировались системы водоснабжения с высеченными в скале желобами и резервуарами, нек-рые (напр., в лавре) действуют и в наст. время.

http://pravenc.ru/text/161684.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010