На греч. языке трактат сохранился только в отрывках (гл. обр. в «Панарионе» свт. Епифания Кипрского - Epiph. Adv. haer. LXIV 12-62; текст книг I 20 - II 8. 10) и полностью в 3 книгах в слав. переводе, причем 2-я и 3-я книги сокращены - возможно, произведение не дописано автором. По мнению А. Крузеля , сокращенный текст свт. Епифания искажает мысль Оригена и произведение М., хотя и сам М., как считает Л. Паттерсон, не вполне корректно излагал учение александрийского дидаскала ( Patterson. 1997. P. 229). Греч. и слав. тексты восполняют друг друга, так что реконструируемый текст приближается к полному. Рус. пер.: Епифаний Кипрский, свт. Против ересей// Он же. Творения. М., 1872. Ч. 3. С. 80-222 [Об Оригене, к-рый зовется и адамантовым, 44-я (64-я) ересь]. Ловягин извлек из этого перевода текст М., снабдив перевод примечаниями, и переиздал (Творения. 1905. С. 192-271) с нарушением счета глав в сочинении свт. Епифания (глава 1 в издании Ловягина соответствует главе 12 в сочинении свт. Епифания) и без учета слав. текста. В издании Бонвеча (с особой нумерацией книг и глав, не совпадающей ни с нумерацией в сочинении свт. Епифания, ни с нумерацией в издании Ловягина; ссылки ниже приводятся по нумерации Бонвеча; незаконченную таблицу соответствий номеров фрагментов в издании Ловягина изданию Бонвеча см.: БТ. 1975. Сб. 14. С. 143) слав. текст заменен нем. переводом там, где греч. текст не сохранился. При этом перевод Бонвеча, согласно наблюдениям архиеп. Михаила (Творения. 1996. С. 299. Примеч. 10; ср.: Михаил (Чуб). 1973. Сб. 10. С. 43-44, 46), основан гл. обр. на 1 рукописи РНБ. Q. I. 265, тогда как архиеп. Михаил при переводе на русский сверял слав. текст с рядом др. рукописей (расхождения, однако, оказались незначительными; наиболее существенные отмечены архиеп. Михаилом в рус. переводе). Архиеп. Михаил перевел лишь заключительную часть трактата «О воскресении»: Молитва св. Мефодия (из сочинения «О воскресении»)//БТ. 1961. Сб. 2. С. 152-153 (переизд.: Творения. 1996. С. 302-304). Нового рус. перевода с греческого с учетом всего слав. текста, а также издания последнего до сих пор нет. «О жизни и о разумной деятельности»

http://pravenc.ru/text/2633849.html

В 1628 г. слав. перевод Поучений Д. Г. был впервые издан в типографии Киево-Печерской лавры, архитипографом к-рой в то время был иером. Памва (Берында) . Иером. Филофей (Кизаревич) , наместник Киево-Печерской лавры, посвятил это издание митр. Петру (Могиле) . Нумерация и порядок Поучений изменены по сравнению со слав. рукописной традицией (соответствие нумерации Поучений в слав. рукописной традиции, греч. издании Ф. Дюка (=Миня) и киевском издании 1628 г. см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 2. С. 220-224), добавлены анонимный пролог «О двух Дорофеях и двух Варсонофиях» и - в качестве 20-го поучения - 9 вопросоответов Д. Г. к прп. Иоанну Пророку. Кроме того, для киевского издания слав. перевод был сличен с греч. печатным текстом (вероятно, по изданию Дюка Auctarium Bibliothecae Patrum Ducaenum. P., 1624. T. 2) известным ученым архим. (в то время иеромонахом) Иосифом († 1634), протосинкеллом Александрийского патриарха, открывшим в 1632 г. попечением патриарха Филарета греч. школу в Москве. В перевод был внесен ряд текстологических поправок (в частности, стабильный для слав. рукописей заголовок 1-го поучения 3 в слав. нумерации) «О любви» изменен на «Об отвержении мира»). Составленный для этого издания алфавитный указатель «Оглавление изряднейших вещей по азбуквам составленное» в 1855 г. был переведен на рус. язык старцами преподобными Макарием (Ивановым) и Амвросием (Гренковым) ( Бушуев С. В. Иеромонах Климент (Зедергольм) и издательство Оптиной Пустыни//Мат-лы 8-й междунар. науч. конф. «Библиотечное дело - 2003: гуманит. и технол. аспекты». М., 2003) и включен в оптинское издание перевода иером. Климента (Зедергольма) (М., 1856). В Москве Поучения Д. Г. были впервые напечатаны в лист в 1652 г. (1 янв. и 11 сент.) вместе со Словами прп. Ефрема Сирина ( Зернова А. С. Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI-XVII вв.: Свод. кат. М., 1958. С. 74-75. 237, 242). С киевского издания впосл. были сделаны неск. рус. списков XVII в. (ГИМ. Син. 392 списан в 1643 неким старцем Сергием, иноком Соловецкого мон-ря; РНБ. Кир.-Бел. 129/254, писанный в 1645 Козмой Колмогорцем, иноком Нило-Сорского скита; НБ МГУ. Верхокам. 1114) и 1 болг. XIX в. (Пловдивская нар. б-ка. 119).

http://pravenc.ru/text/180299.html

   См. Церковную Историю Евагрия схоластика. Ч. 4-я, гл. 33-я. СПб., 1853.    Les vies des peres des deserts d " orient. Т. 2. Р. 508.    См. ниже: Вопросы преп. Дорофея. Вопр. 67 и 68.    См. ниже: Вопрос 1.    См. поучение 5-е.    См. поучение 11-е.    См. ниже вопрос 63-й и проч.    См. завещание св. Феодора в книге Огласительных Поучений его. Москва, 1858. С. 279—280.    Киновия — общежительный монастырь.    Великому старцу Варсануфию.    Литра содержит около 34 фунта.    Заимствование из жития преподобного в Четьи-Минеи (19 февраля) греческой книги, а в славянском переводе оной сие место читается так: бяше добр раб, бысть добр осел, еда бо добр инок?    Св. Варсануфию.    В греческой книге прибавлено: ибо это и значит «вукократ»:    В слав.: «имам и пястницу на хребте».    Смиренное чувство.    Отечник (Патерик) — книга, в которой собраны сказания о подвигах и изречения св. Отцов.    В греч.: найдя кратчайший переход, идет по нему и скорее совершает большую часть своего пути.    Сии вопросы аввы Дорофея и ответы ему Старцев помещены ниже.    греч.: благодатию Божиею.    В слав.: «злую и горькую пажить».    Вероятно, полотняную — хитон.    См. его Творения в русск. пер. Том V. С. 91—92.    См.: Достопамятные сказания о подвижн. св. отцов. Москва, 1845. С. 11.    В греч.: «не обличать ни в чём ближнего и не соблазнять его».    См.: Достопамятные сказания о подвижничестве св. и блаженных отцов. Москва, 1845. С. 27—28.    В первом издании сей книги на славянском языке 1628 года: «В совершенное презрение».    В греч.: «Хранить себя, чтобы ни в чём не соблазнить брата — рождает смиренномудрие».    В греч.: «соблазняться».    Восьмая часть и три части восьмых с половиною такое же имеют различие, какое рубль ассигнации и рубль серебром.    В греч. книге: искушал.    В греч. книге вместо сих слов сказано: «облеченного в омофор».    В греч. книге: «хорошо вопрошать: (от сего) смирение и радость».    В слав.: уготовление, т. е. к искушениям.    В греч.: вливая в сердце его зловонную нечистоту.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2824...

di studi quattrocenteschi. 2011. Vol. 30. P. 30-61; eadem. Un texte hagiographique en langue vulgaire à l " âge de l " humanisme: L " «Istoria di san Clemente» et ses sources//Humanistes, clercs et laïcs dans l " Italie du XIIIe au début du XVIe siècle/Éd. C. Caby, R. M. Dessi. Turnhout, 2012. P. 215-230; Amore A. I Martiri di Roma/Ed. A. Bonfiglio. Todi, 2013. P. 301-303; Wolf K. The Legends of the Saints in Old Norse-Icelandic Prose. Toronto, 2013; Betti M. The Making of Christian Moravia (858-882): Papal Power and Political Reality. Leiden; Boston, 2014. А. А. Королёв В Византии Древнейшим греч. агиографическим памятником, где сообщается о судьбе К., является эпитома Псевдоклиментин, которая состоит из 3 частей (деяния ап. Петра, дополнение и Мученичество К.: CPG, N 1015 (6); BHG, N 342-344b; греч. текст: Risch. 2008. S. 1-135, 137-163; древний слав. пер.: Лавров. 1911. С. 47-108; ВМЧ. Ноябрь 23-25. Стб. 3356-3460; рус. пер. Мученичества: Виноградов, Каштанов. 2013. С. 99-103; см. также: Карпов. 2007. C. 16-20). Мученичество существует в 2 редакциях (вторичной, со вставкой в начале, и первичной, без нее: BHG, N 344, 344b). На древней эпитоме основана 3-частная переработка Симеона Метафраста (BHG, N 345-347; изд. ч. 2 и 3: Лавров. 1911. С. 36-46). Древний текст Мученичества лег в основу слав. переводов (см. также: Карпов. 2007. С. 27-32; Творогов. 2008; Иванова. 2008): с греч. оригинала группы PVa ( Лавров. 1911. С. 13-19, 109-114, 115-121; ВМЧ. Нояб. 23-25. Стб. 3317-3327) и с рукописи, переходной от данной группы к остальным рукописям ( Лавров. 1911. С. 19-24, 121-125; в греч. традиции такой текст не сохранился). Локальные херсонские события описываются в «Чуде св. Климента», к-рое обращено к публике, хорошо знакомой с местными реалиями. Наряду с краткой лат. версией VI в. (у свт. Григория Турского) существует пространная греч. версия в сочинении сщмч. Ефрема Херсонесского (BHG, N 351; греч. текст: Risch. 2008. S. 165-187 и отдельно по рукописи Paris. gr. 1510 (D): Ibid. S. 188-190; древний слав. пер.: Лавров. 1911. С. 31-35; ВМЧ. Нояб. 23-25. Стб. 3327-3337; см. также: Карпов. 2007. С. 33-36; Творогов. 2008); рус. пер.: Херсонские святители. 1875). Источники, используемые сщмч. Ефремом Херсонесским: греч. Мученичество, гомилия «На праздник св. Феодора» еп. Нектария К-польского († 397) и ранний рассказ о чуде. Греч. «Чудо» может быть датировано не ранее сер. V в. и не позднее нач. IX в. Нет оснований отвергать авторство сщмч. Ефрема или сомневаться в его существовании ( Виноградов, Каштанов. 2013. С. 93-96). В «Чуде» после риторического вступления повторяется история об открытии мощей К. его учениками и др. христианами, а также сообщается о чуде отступления моря в день казни К. Завершается «Чудо» риторическими похвалами К.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

Домнина и две дщери ее, Вирниея и Проскудия , муч., 4 октября. Доминиа дева, сирийская подвижница, 1 марта. Домнин (господин, лат.), солунянин, муч., 1 окт. Домнин , в Персии муч., 1 окт. Домн (господин, лат.), из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Домн преп., 14 янв. Донат (подаренный, лат.), муч. антиохийский, 4 сент. Донат , еп. Еврии епирской, 30 апреля. Доримедонт (на копьях носимый царь, греч. μδων – царь), муч. синадский, 19 сент. Дорофей (дар Божий, греч.). препосит итал. муч. никомидийский, с двумя тмами мучч., 28 дек. и 3 сент. Дорофей , муч. мелитинский, 7 ноября. Дорофей , еп. тирский, муч. 5 июня. Дорофей муч. 18 февраля. Дорофей , пустынник коллийский близ Александрии, 16 сент. Дорофей преп., наставник, инок обители аввы Серида, 5 июня. Дорофея дева, 6 февр. Досифей (данный Богом, греч.), преп. палестинский, ученик преп. Дорофея, 19 февр. Дросида (орошающая, греч.), муч., дочь Траяна, 22 марта. Дукитий (Ductitios, удобопреклонный, лат.), муч. мелитинский, 7 ноября. Дуклида блаж., княжна готфская 4 века, с 26 мучч. готфскими. 26 марта. Дула (раб, греч.), муч. киликийский, 15 июня. Дуда , преп. египетский, 15 июня. Евагрий (счастливый на охоте, греч.), муч. аназарвский, 5 фев. Евангелл (благой вестник, греч.), муч. 7 июля. Еванфия (благоцветная, греч.), мученица, 11 сент. Еварест (благоугодный, греч.). из 10 мучч. критских, 23 дек. Еварест , преп. студийский, 26 дек. Еввентий или Иувентин (см. ниже), воин, мученик антиохийский, 9 окт. Еввула (благосоветная, греч.), св. ником., мать муч. Пантелеимона, 30 марта. Еввул (благосоветный, греч.), муч., 3 февр. Еввул муч., 6 марта. Евгений (благородный, греч.), муч. мелитинский, 7 ноября. Евгений , муч. трапезунтский, 21 янв. Евгений, еп. херсонский, муч., 7 марта. Евгений , муч. севастийский, 13 дек. Евгений , исповедник, пресв. антиохийский, 19 фев. Евгений , преп. вифинский, с Мариею, своею дщерию, 12 февр. Евгения девица, преподобномученица римская, 24 дек. Евграф (благонаписанный, греч.), муч. александрийский, 10 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Авксентий , (возрастающий, греч.) муч. севастийский, 13 дек. Авксентий , преп. вифинский, 14 февр. Авксентий преп., сострадалец Космы, еписк. хадкидонского, 18 апр. Авкт , (умноженный, дат.) муч. македонский, 7 ноября. Авраам (отец множества, евр.) и Лот, пдемянник его, 9 окт. Авраам преп., еписк. каррийский, 14 февр. Аврамий , еп. арвильский, муч. персидский, 4 февр. Аврамий преп. затворник, 29 окт. Аврамий , муч. болгарский, 1 апр. Аврамий пр. смоленский, 21 авг. Аврамий , архим. ростовский, 29 окт. Аврамий пр. гадициий, 20 июля. Автоном , (самозаконник, гр.) еп. италийский, муч. вифинский, 12 сент. Авудим , муч. тенедосский, 15 июля. Авундий , (изобильнее, лат.) муч. римский, 13 авг. Авундий св., ученик Валентина, еп. интерамнийского, 30 июля. Агавва измаильтянин, преп. сирийский, 22 ноября. Агав , (саранча, евр.) ап. из 70, 8 апр. Агапит (возлюбленный, греч.) диакон, муч. римский, 10 авг. Агапит преп., еп. синадский, исповедник, 18 февр. Агапит , папа римский, 17 апр. Агапит , преп. печерский, 1 июня. Агапий , (любимый, греч.) муч. римский, 20 сент. Агапий , муч. севастийский, 3 ноября. Агапий , муч. сицилийский, 24 янв. Агапий , муч. палестинский, 15 марта. Агапий , муч. кесарийский в Палестине с Тимофеем и Феклою , 19 авг. Агапий , муч. едесский, 21 авг. Агапия , (любовь, греч.) мученица иллирийская, 16 апр. Агафангел (добрый вестник, греч.) муч., 23 янв. Агафия , (добрая, греч.) муч. катанская, 5 февр. Агафия девица, мученица никомидийская, 28 дек. Агафодор , муч. пергамский, 13 окт. Агафодор , (благой дар, греч.) еписк. херсонский, 7 марта. Агафоклия (благославная, греч.) мученица, постр. от госпожи своей арианки, 17 сент. Агафоника , (благопобедная, греч.) муч. пергамская, 13 окт. Агафоник , (благопобедитель, греч.) 22 авг. Агафон , (добрый, греч.) препод. скитский, 2 марта. Агафон преп., папа римский, 20 февр. Агафопод (доброногий, греч.) диакон, 5 апр. Агафопус , (доброногий, греч.) из 10 мучч. критских, 23 дек. Аггей (торжественный, праздничный, евр.) пророк, 16 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

31 . Яхонтов Дмитрий. II курса: 1 . Августов Дмитрий. Введенский Александр . Веселов Иван. Виноградов Павел. 5 . Глинский Иван. Годеновский Василий. Гражданский Тихон. Зедгенизев Василий. Зыков Иван. 10 . Кореневский Анатолий. Кряжимский Александр. Курсин Анатолий. Миловидов Иван. —383— Миртов Владимир. 15 . Олесевич Сергей. Полунин Михаил. Рождественский Сергей. Свящ. Соколов Иоанн. Свящ. Сокольский Павел. 20 . Сперанский Василий. Тихомиров Александр. Шищковский Алексей. 23 . Яснев Петр. I курса: Из языков: 1 . Вознесенский Александр – Греч. Нем. Залеский Сергей – Лат. Нем. Ильинский Николай – Лат. Нем. Кузнецов Павел – Лат. Нем. 5 . Паргачевский Алексей – Лат. Фран. Плотников Александр – Греч. Нем. Попов Тихон – Лат. Нем. Руберовский Михаил – Лат. Нем. Тихомиров Константин – Греч. Нем. 10 . Ярошевич Евгений – Греч. Нем. Предметы второй группы. (Библейскую археологию и Библейскую историю): III курса. 1 . Свящ. Авдашкевич Петр. Свящ. Андреевский Александр. Свящ. Добровольский Василий. Ивановский Семен. 5 . Ремов Николай. II курса: 1 . Андреев Федор. Богданович Иван. Свящ. Вышеславов Михаил. Кочанов Николай. 5 . Лисняк Дионисий. Свящ. Поляков Иоанн. —384— Семенов Андрей. Троицкий Анатолий. 9 . Свящ. Черников Николай. I курса: Из языков: 1 . Богоявленский Николай – Греч. Нем. Беляев Николай – Греч. Фран. Введенский Пантелеимон – Лат. Нем. Добров Георгий – Лат. Нем. 5 . Зыков Вячеслав –Лат. Нем. Козырев Сергей – Греч. Нем. Иером. Иоанн (Маргиев) – Греч. Нем. Садковский Георгий – Греч. Нем. Скворцов Константин – Лат. Нем. 10 . Смоленский Алексей – Греч. Нем. Соколов Михаил (Виф.) – Лат. Нем. 12 . Соколов Михаил (Моск.) – Греч. Фран. Предметы третьей группы. (Историю Греко-восточной церкви со времени отпадения Западной церкви от вселенской до настоящего времени и Историю Славянских церквей и Румынской): II курса: 1 . Виноградов Сергей. I курса: Из языков: 1 . Лебедев Николай – Греч. Нем. Подлуцкий Иван – Греч. Нем. 3 . Цуйманов Александр – Лат. Нем. Предметы четвертой группы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Лат. текст и франц. перевод: Tertullien. Contre Marcion/Texte E. Kroymann (Corpus Christianorum. Series Latina 1), trad. R. Braun. Paris, 1990, 1991, 1994, 2000, 2004 (Sources chrétiennes 365, 368, 399, 456:483). – Скорпиак. Лат. текст: Tertulliani Scorpiace/A. ReifFerscheid, G. Wissowa. Turnhout, 1954 (Corpus Christianorum. Series Latina 2). P. 1067–1098. Фалассий Ливийский , прп. – Сотницы о любви, воздержании и духовной жизни. Греч, текст: PG 91, 1427–1470; Φιλοκαλα τν ερν Νηπτικν. θναι, 1976. Τ. Β». Σ. 205–229. Филон Александрийский – О созерцательной жизни. Греч, текст текст и франц. перевод: Philon d’Alexandrie. De vita contemplativa/Texte et trad. F. Daumas et P. Miquel. Paris, 1976 (Œuvres de Philon d’Alexandrie 29). Филофей Синаит, прп. – Сорок глав о трезвении. Греч, текст: Φιλοκαλα τν ερν Νηπτικν. θναι, 1976· Τ. В’. Σ. 274–286. Феодор Великий, епископ Эдесский, свт. – Сотница. Греч, текст: Φιλοκαλα τν ερν Νηπτικν. θναι, 1971. Τ. Α». Σ. 304–324. Феодор Студит , прп. – Антирретик. Греч, текст: PG 99, 328–436. – Большой катехизис. Греч, текст: Το σου Θεοδρου το Στουδτου Μεγλη Κατχησις. Βιβλον δετερον/Изд. А. И. Пападопуло-Керамевс //Великие Четьи Минеи, собранные Всероссийским митрополитом Макарием. Ноябрь, день 11-й. Выпуск седьмой. Приложение. СПб., 1904. – Малый катехизис. Греч, текст: Sancti patris nostri et confessoris Theodori Studitis prœpositi Parva Catechesis/Ed. E. Auvray. Paris, 1891. Феодорит, епископ Кирский, блж. – Десять глав о Промысле. Греч, текст: PG 83, 556–773. – Исцеление эллинских болезней. Греч, текст и франц. перевод: Théodoret de Cyr. Thérapeutique des maladies helléniques/Texte et trad. P. Canivet. Paris, 1958 (Sources chrétiennes 57). – Сокращенное изложение еретических басен. Греч, текст: PG 83, 336–556. – Толкование на Послание к Римлянам. Греч, текст: PG 82, 43–225. – Толкование на Псалмы. Греч, текст: PG 80, 857–1997. Феогност, прп. – О деянии, созерцании и священстве (75 глав). Греч, текст: Φιλοκαλα τν ερν Νηπτικν. θναι, 1976. Τ. В». Σ. 255–271.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Мартиниан , преп. падестинский, 13 февр. Мартин (марсов) св., милостивый, 12 окт. Мартин , паца римский. исповедник, 14 апр. Мартирий (мучимый, свидетельствующий, греч.), нотарий, с Маркианом , 25 окт. Мартиал или Марциал , (воинственный, марсов, лат.), муч. римский, из 7 сынов Филицаты , 25 янв. Маруфа (лишенный волос, евр.) преп., еписк. месопотамский, 16 февр. Маруфа , муч. персидский, 28 марта. Мар (Марис, греч. рука иди сирск.), муч. персидский, 28 марта. Мар певец, преп. сирский, 25 янв. Марфа , мученица римская, 6 июля. Марфа с Ликарионом отроком, 6 февр. Марфа муч., 9 июня. Марфа , мать Симеона столпника, 1 сент. Марфа праведная, мать Симеона Дивногорца, 4 июля. Мастридия (изследывающая, греч μαστρ, девица, преп. александрийская, 24 нояб. Матрона (знатная женщина, лат. матерь от греч. ματρασ) из 7 дев, мучениц анкирских, 19 мая. Матрона , муч. амисская, 20 марта. Матрона , муч. селунская, постр. от госпожи своей иудеянки, 27 марта. Матрона , девица мученица коринфская, 6 ноября. Матрона , преп. цареградская, 9 ноября. Матфей (Божий дар, евр. тоже, что греч. Феодор) еванг., из 12 апп. 16 ноября. Матфей прозорливый печерский, 5 окт. Матфий , из 12 апп. 9 авг. (Богодарованный, евр.) Медимн (хлебная мера, греч.), муч. цареградский, 5 сент. Мелания (черная, греч.), римляныня, преп., 31 дек. Меласипп (заботящийся коне, греч.), муч. анкирский, 7 ноября. Мелевсипп муч., 16 янв. Мелетий (пекущийся, заботливый, греч.), стратилат, муч., 24 мая. Мелетий , архиеп. антиохийский, 12 февр. Мелетий священномуч., 21 сентября. Мелиссен (пчелиной, гр.), из 42 мучч. амморейских, 6 мар. Мелитина (медовая, сладкая, как мед, греч.), муч. оракийская, 16 сент. Мелитон (делающий сладким, услаждающий медом, греч.), из 49 мучч. севастийских, 9 мар. Мемнон (помнящий, памятливый, греч.), муч. филиппопольский, 20 авг. Мемнон преп., чудотверец, 29 апреля. Менандр (крепкий муж, греч. или ожидающий мужа), пресв. прусский, муч, 19 мая. Менея (крепкий, постоянный, грея. μνω, из числа 45 мучч. никопольских, 10 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Следующий день до солнечного заката прошел в праздничных церемониях, и большая часть его проведена святым Павлом и его спутниками в обществе пресвитеров, которые собрались для принятия его, под председательством Апостола Иакова. Святой Павел велел своим спутникам передать приношения от языческих Церквей в пользу бедных святых в Иерусалимской Церкви, и потом подробно рассказал о совершенном им деле, а также о Церквах, которые он утвердил или основал в третье свое путешествие. Выслушав его собор пресвитеров прославил Бога и тут же посоветовал святому Павлу сделать то, что потом и привело его к узам. 20 Наши деньги – имеется в виду рубль Российской империи (то есть, до 1917 года). Для сравнения в Деяниях апостольских названа сумма 50000 драхм, что равняется стоимости 218, 5 кг серебра – Ред. 22 Прельстил – с греч. очаровал силою волхований, или дурным глазом. Апостол употребляет такое выражение, чтобы показать, как странна и неожиданна для него перемена в галатах. 32 В слав. – до нарока отча. Здесь говорится не об опеке, но об обычае римлян поручать воспитание своих детей на срок, ими назначаемый. 38 Авва – сиро-халдейское слово означает «отец»; другое – «отче», с греч., вероятно, поставлено для объяснения первого. 43 В слав. – вообразится, с греч. –получить полный и настоящий вид со всеми членами и с нормальным их устройством. 44 Агарь – вообще, утес, камень, в переносном смысле, каменистая Аравия. А так как вообще у восточных народов именем утеса, камня, нередко называется та или другая гора, то отсюда и гора Синай, богатая утесами, называется словом «Агарь» (Гадшарь). Арабы и до сих пор гору Синай называют этим именем. 48 В слав. – развращающие, с греч. буквально, сдвигающие с места, в переносном смысле, нарушающие порядок, приводящие в беспорядок мысли, возбуждающие против истины. 55 Хвалиться по плоти – с греч. принимать приятную наружность, стараться нравиться внешними преимуществами. 57 В слав. – рассуждать, в греч. – подбирать один предмет к другому так, чтобы они подходили друг к другу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010