12-го стиха 1-й главы (см. рукописи: РНБ. Погод. 1 (древнейший список 1-й пол. XV в.); РНБ. Солов. 807; РНБ. Соф. 1323; РГБ. Унд. 1; РГБ. Рум. 204). Эта же вставка, но без толкований есть в Геннадиевской Библии. Отдельные стихи с толкованиями и без них встречаются также в др. рукописях XV-XVII вв. ( Алексеев А. 1999 . С. 36-37). VIII. Толкование на Книгу Песни Песней Соломона, известное в слав. письменности под именем Филона Карпафийского († 410), в действительности является катеной, составленной из толкований Филона Карпафийского, сщмч. Ипполита Римского, свт. Григория Нисского и «Эпитомы» Прокопия Газского на Книгу Песни Песней Соломона. Такой состав авторов не имеет параллелей в греч. К. на Песни Песней. Слав. катена сохранилась не менее чем в 24 рус. списках (древнейшие: РГБ. ОИДР. Ф. 171, 2-я пол. XIII в.; ГИМ. Чуд. 8, кон. XIII - нач. XIV в.) и может являться либо переводом несохранившегося греч. оригинала, либо самостоятельным трудом восточнослав. компилятора. Толкование сщмч. Ипполита Римского на Книгу Песни Песней Соломона сохранилось в греч. оригинале только в виде парафраза, об этом сочинении известно по слав. и груз. версиям (CPG, N 1871), они обе заканчиваются на Еккл 3. 8. Слав. перевод К. содержит 23 фрагмента произведений сщмч. Ипполита, но его именем надписаны только 7. «Эпитома» Прокопия Газского используется в слав. катене начиная с Еккл 5. 14, где в лемме дано имя Оригена. Подбирая толкования на последние главы Книги Песни Песней Соломона, составитель катены стремился, видимо, поскорее окончить свой труд и потому отказался от пространных толкований Филона, довольствуясь краткими фрагментами из «Эпитомы» Прокопия. Ок. 25 толковых отрывков не идентифицированы. Самым пространным из них, похожим на толкование сщмч. Ипполита, открывается вся компиляция. Если предположить, что слав. перевод катены был сделан с готового греч. текста или из разных греч. источников, то в нем участвовали по крайней мере 2 переводчика. Один из них довольно плохо перевел толкования свт.

http://pravenc.ru/text/1681377.html

V. В большинстве описаний восхищений и путешествий праведников по небу в апокрифической и мистической евр. лит-ре (см. ст. Меркава ) центральным эпизодом является предстояние перед престолом Божиим. Хотя престол упомянут в 3 Вар (6. 8 [слав.]; 9. 4 [слав.]), В. его не видит, т. к. врата 5-го неба остаются для него закрытыми. Ангелы выполняют волю Бога - влекут по небу колесницы солнца и луны; сообщают арх. Михаилу о деяниях людей; раздают награды и наказания людям. В книге упоминаются 2 ангела-посланника: Фамаил описывается как архангел (10. 1 [греч.]), «ангел сил» (γγελος τν δυνμεων - 2. 6 [греч.]; 10. 1 [слав.]), и истолкователь откровений (11. 7 [греч.]); Сарасаил приносит откровение Ною (4.15). Во главе ангелов в 3 Вар - Михаил, архистратиг, «хранитель ключей от Царства Небесного» (11. 2), совершающий богослужение в Небесном храме. В главах 11-16 он показан как единственный посредник между Богом и ангелами, к-рые следят за людьми. В слав. версии поименно названы 5 ангелов: Михаил, Гавриил, Уриил, Рафаил и Сатанаил (во мн. рукописях вместо Уриила назван Фануил). Имя «Сатанаил» меняется на имя «сатана», когда он теряет свое положение (4. 7). Однако не исключено, что имя «Сатанаил» вторично по отношению к имени «Самаил» греч. версии; «Самаил» - начальник злых ангелов, часто встречается в раввинистической лит-ре и нек-рых апокрифических произведениях. Через непослушание Адам был лишен «славы Божией» (4. 16 [греч.]). Награда за праведность - елей, возможно являющийся знаком славы Божией, к-рую ангел, сопровождающий В., не раз обещает ему показать (6. 12; 7. 2; 11. 2; 16. 3 [слав.]). Ангел описывает место упокоения праведников как место славы (16. 4 [слав.]), но В. оно не показано. История о птице феникс, известная в классической, евр. и христ. древности, тоже присутствует в 3 Вар. В раннем христианстве эта история использовалась как символическое описание Воскресения Христа, но в 3 Вар феникс защищает мир от испепеляющих лучей солнца, к-рые иначе уничтожили бы людей за неправедные дела.

http://pravenc.ru/text/154383.html

Симеон столпник, преп. сирийский, 1 сент. Симеон юродивый, 21 июня. Симеон столпник на Дивней Горе, 24 мая. Симеон преп., с Феоною , 5 апр. Симеон , преп. сербский, 13 февр. Симон (тоже, что и Симеон – услышание, евр., сокращенное греческое) Зилот, ап. из 70, 10 мая, с прочими 30 июня. Симон , еп. владимирский, 10 мая. Симфориан (полезный, греч.) муч., 18 дек. Синесий (совестливый, разумный, греч.), иначе Феона , муч. никомидийский, 5 янв. Синклитикия (сенаторская, греч.), преп. александрийская, 5 янв. Сира (цепь, петля, греч.) девица, муч. персидская, 24 авг. Сисиний диакон, муч. римский, 7 июня. Сисиний , муч. кизический, 23 нояб. Сисиний , из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Сисиний , из 45 мучч. никопольских, 10 июля. Сисой Великий, нреп. египетский, 6 июля. Сионий (от Сион гора, евр. или греч. божественный σις­ θες, муч. болгарский, 22 янв. Смарагд (изумруд, иногда хрусталь, греч.), из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Смарагд , муч. римский, 7 июня. Снандулия (Яздундокта, перс.), преподобная персидская, 3 ноября. Созонт (спасающий, греч.), пастырь ликаонский, муч. помпеопольский в Киликии, 7 сент. Сократ (сохраняющий власть, греч.) воин, муч. в Перге памф., 21 апр. Соломония (мирная, евр.), мать Маккавеев, 1 авг. Солохон (засыпающий, убивающий камнями, греч.), воин, муч. халкидонский, 17 мая. Сонирил (у грек. Совирил), из 26 муч. готфских, 26 марта. Сосанна (Сусанна, лилия белая, евр.) девица, муч. римская, 11 авг. Сосипатра (спасающая отца, греч.) царевна, преп. цареград., 9 ноября. Сосипатр (спасающий отца, греч.), ап. из 70, 28 апр. и 10 ноября. Соссий (Sossius, σς здравый, греч., или σσσος – диоптра – наблюдающий) диакон, муч. путеольский, 21 апр. Сосфен (сохраняющий крепость, греч.), из 70, 8 дек. и 30 мар. Сосфен воин, муч. халкидонокий, 16 сент. Софиа (премудрость, греч.), муч. римская, с Верою и др. 17 сент. София и Ирина мученицы, 18 сент. Софония (скрывает, защищает Господь, евр.) пророк, при Иосии, 3 дек. Софроний (здравомыслящий, умеренный, греч.) архиеписк. кипр., 9 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Акафист (греч., неседапьный гимн) — хвалебное песнопение в честь Спасителя, Божией Матери или святых, во время исполнения которого не позволяется сидеть. Алтарь (лат.) — возвышенное место, отделяемое от остальной части храма иконостасом, важнейшая часть христианского храма. Амвон (греч.) — полукруглая часть солеи против царских врат, откуда священнослужители обращаются к молящимся. Аналой (греч.) — высокий столик с наклонной столешницей для чтения стоя и положения иконы. Антидор (греч., вместо дара) — части просфоры, из которой был вынут Агнец (середина), раздаваемые по окончании литургии не причастившимся молящимся. Архиерей (греч.) — старший в епархии иерей из монашества в сане епископа, архиепископа, митрополита. Архимандрит — сан, даваемый лицам, занимающим административные церковные должности, или священнослужителям из монашества. Благочинный — священник, которому поручен надзор за несколькими церквами и приходами. Викарий (лат.) — архиерей, исполняющий обязанности помощника епархиального архиерея. Владыка, владыко — форма обращения к архиерею. Диакон (греч.) — священнослужитель, имеющий первую степень священства, помощник священника при служении; старшие диаконы — протодиакон, архидиакон. Дьячок — низший церковный служитель, не имеющий степени священства. Епархия (греч.) — область, край, управляемый до духовным делам архиереем. Епитрахиль (греч.) — одно из облачений священника, без которого нельзя совершать ни одной службы, в виде длинной тканевой полосы, надеваемой на шею. Игумен (греч., ведущий) — сан, даваемый настоятелям православных монастырей или священнослужителям из монашества. Иерей (греч., жрец) — священник, более высокий сан — протоиерей. Иеродиакон (греч.) — монах в сане диакона. Иеромонах (греч.) — монах в сане священника. Иподиакон — помощник диакона, считающийся вестником архиерея. Калугер (греч.) — старец. Кафизма (греч., сидение) — чтение из Псалтири, во время которого разрешается сидеть. Келейник — прислужник при иеромонахе, архиерее. Клирос (греч.) — место для певчих в церкви на возвышении перед алтарем по правую и левую сторону от царских врат.

http://azbyka.ru/fiction/vek-filareta/7

Памво – – см. Папп – Нитрийский – см. Памва Нитрийский Памвон Египетский, мч.: Ин. 5 Памфалон Халкидонский, мч.: М. 17 – из всех родов [греч.] Памфамир Халкидонский, мч.: М. 17 – всего лишенный [греч.] Памфил – общий друг [греч.] – Кесарийский (Палестинский), пресвитер, сщмч.: Ф. 16 – Оливрийский (Константинопольский), мч.: Ав. 12 – Псковский, Спасо-Елеазаровский, прп.: Псков. Панкратий – вседержавный, всесильный [греч.] – Печерский, затворник, иером., в Дальних (Феодосиевых) пещерах: Ф. 9 Печер.; Печер., дальн. – Тавроменийский, Антиохийский, еп., сщмч.: Ф. 9; Ил. 9 Пансофий Александрийский, прмч.: Ян. 15 – всемудрый [греч.] Пантелеимон – всемилостивый [греч.] – (Аржаных), игумен, прмч.: Н. 16 Новомуч. – (Богоявленский), иерей, сщмч.: Ил. 27 Новомуч.; Псков. – Целитель, вмч.: Ил. 27 Панхарий Римский, мч.: Мр. 19 – всем милый [греч.] Папа Ларандский, Селевкийский, мч.: Мр. 16 – отец [греч., лат.] Папий – отец [лат.] – Диррахийский, мч.: Ил. 7 – Коринфский, мч.: Ян. 31; Мр. 10 – Пергийский (Памфилийский), мч.: Ф. 3 – Римский, мч.: Ин. 7 Папила Фиатирский, Пергамский, диакон, сщмч.: Окт. 13 – папенька [греч.] (Памво) Критский, еп.: всех прп. Парамон Вифинский, мч.: Н. 29 – твердый, постоянный [греч.] Пард Римлянин, Палестинский, отшельник: Д. 15 – барс Паригорий Самосатский, мч.: Ян. 29 – убеждающий, утешающий [греч.] Пармен, апостол от 70-ти, из семи диаконов: Ил. 28 Ап. 70 Пармений Вавилонский, Кордульский, пресвитер, сщмч.: Ил. 30 – твердостоящий [греч.] Парод Болгарский, пресвитер, сщмч.: Ян. 22 – дорога, выход [греч.] Парфений – девственник [греч.] – (Брянских), Ананьевский, еп., сщмч.: Н. 9 Новомуч. – Гортинский, Кудумский, прп.: Ил. 10 – (Грузинов), иерей, сщмч.: Ф. 13 Новомуч. Бут. – Зографский (Афонский), прмч.: Афон. – Кизилташский, игумен, прмч.: С. 4 – (Красивский), иерей, сщмч.: С. 3 Новомуч. – Лампсакийский, еп.: Ф. 7 – Липсийский, прмч.: воскресенье после 27 июня – Суздальский, Христа ради юродивый: Влад. Пасикрат Доростольский, мч.: Ап. 24 – вседержащий [греч.]

http://pravmir.ru/muzhskie-pravoslavnye-...

– Беседы против аномеев (1–7:11). Греч, текст: Jean Chrysostome. Sur l’incompréhensibilité de Dieu/J. Daniélou, A.-M. Malingrey, R. Flacelière. Paris, 1970 (Sources chrétiennes 28 bis). P. 92–322 (беседы 1–5); PG 48, 747–768 (беседы 6–7); PG 48, 795–802 (беседа 11). – В защиту монашества (книги 1–3). Греч, текст: PG 47, 319–386. – К Стагирию подвижнику (книги 1–3). Греч, текст: PG 47, 423–494. – О девстве. Греч, текст: PG 48, 533–596; Jean Chrysostome. La virginité/Ed. В. Grillet, H. Musurillo. Paris, 1966 (Sources chrétiennes 125). – О Лазаре (1–7). Греч, текст: PG 48, 963–1054. – О распространении Евангелия. Греч, текст: PG 51, 311–320. – О славе в скорбях. Греч, текст: PG 51, 155–164. – О сокрушении (книги 1–2). Греч, текст: PG 47, 393–410 (К Димитрию книга 1); PG 47, 411–422 (К Стелехию книга 2). – Письма к Олимпиаде. Греч, текст: Jean Chrysostome. Lettres à Olympias/Ed. A.-M. Malingrey. Paris, 1968 (Sources chrétiennes 13 bis). – Против повторных браков. Греч, текст: PG 48, 609–620; Jean Chrysostome. A une jeune veuve. Sur le manage unique/Ed. G. H. Ettlinger, B. Grillet. Paris, 1968 (Sources chrétiennes 138). P. 160–201. – Слова огласительные (1–8). Греч, текст и франц. перевод: Jean Chrysostome. Huit catéchèses baptismales inédites/Texte et trad. A. Wenger. Paris, 1985 (Sources chrétiennes 50). – Сравнение отшельника с царем (атрибуция сомнительна). Греч, текст: PG 47, 387–392. – Увещания к Феодору падшему. Греч, текст: Jean Chrysostome. A Théodore/J. Dumortier. Paris, 1966 (Sources chrétiennes 117). Иоанн Карпафийский, прп. – Слово подвижническое и очень утешительное к обратившимся [к нему] монахам из Индии, восполняющее число ста глав. Греч, текст: PG 85, 1857–1860; Φιλοκαλα τν ερν Νηπτικν. θναι, 1971. Τ. Α». Σ. 297–301. – Увещательные главы к монахам из Индии. Греч, текст: PG 85, 1837–1856; Φιλοκαλα τν ερν Νηπτικν. θναι, 1971. Τ. Α». Σω. 276–296. Иоанн Кассиан Римлянин , прп. – О правилах общежительных монастырей. Лат. текст и франц. перевод: Jean Cassien. Institutions cénobitiques/Texte et trad. J.-C. Guy. Paris, 1965 (Sources chrétiennes 109).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Петр , пресв. капетолийский, 4 окт. Петр , еп., муч. болгарский, 22 янв. Петр , еп. никийский, 10 сент. Петр , преп. из обители св. Фоки, 9 окт. Петр , муч. африканский, 23 сент. Петр патрикий, прен. цареградский, 1 июля. Петр преп., еписк. Аргивов 3 мая. Петр , св. афирский, 5 сент. Петр , преп. атройский, 13 сент. Петр , царевич ордынский, ростовский, 29 июня. Пигасий (источающий воду, греч.), муч. персидский, 2 ноября. Пимен (пастырь, греч.), Великий, преп. египетский, 27 авг. Пимен , преп. палестянский, 27 авг. Пимен многоболезненный, преп. печерский, 7 авг. Пимен постник, инок печерский, 27 авг. Пинна (раковина с морским льном или и перламутровая, греч.), мученик, 20 янв. и 20 июня. Пист , (верный, греч ), муч. едесский, 21 авг. Пиама (Пиамун, егип. матерь, питательница), преп. дева, 3 марта. Пионий (тучный, греч.), священномуч., пресв. смирнский, 11 марта. Платонида (широкая, греч.), преподобная, 6 апр. Платон (широкий, греч.), муч. анкирский, 18 ноября. Платон преп., игумен студийский, 5 апр. Поликарп (Иулия) девица, муч. коринфская, 6 ноября. Поликарп (многорлодный, греч.), священномуч., еп. смириский, 23 февр. Поликарп , муч. александрийский, 2 апр. Поликсения (весьма гостеприимная, греч.) преп., мученица апостольская, 23 сент. Полихроний (многолетний, греч.), еп. вавиионский, 30 июля. Полихроний пресв., муч., 7 окт. Полихроний , пустынник сирийский, 23 февр. Полиевкт (многожеланный, греч.) воин, муч. в Мелитине армян., 9 янв. Полиевкт , муч. кесарийский, 19 дек. Полиен (многохвальный, греч.), муч. римский, 18 авг. Полиен , пресв. прусский, 19 мая. Полувий (т. е. Поливий, имеющий много средств к жизни, греч.), еп. ринокирский, ученик св. Епифания, 12 мая. Помпей (вождь, проводник, греч.), муч. диррахийский, 7 июля. Помпий (тоже), муч. африк., 10 апр., 28 окт и 13 мар. (Публий). Помпий , из 10 мучч. критских, 23 дек. Понтий (морской, греч.) римлянин, муч., 5 авг. Поплий (Публий, общенародный, лат.), преп. сирийский, 25 янв. Поплия , диаконисса антиохийская, 9 окт.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Евсевий преп., из числа убиенных в Синае и Раифе, 14 января. Евсевия (благочестивая, греч.), иначе Ксения , преп. миласская в Карии, 24 янв. Евсевон маккавей 1 августа. Евсигний (благознаменный, греч. и лат.) антиохианин, муч. 5 авг. Евстафий Плакида (твердо стоящий, греч.), муч., 20 сент. Евстафий , муч. никейский, 20 ноября. Евстафий воин, муч. анкирский, 28 июля. Евстафий , архиеписк. антиохийский, 21 февр. Евстафий , еписк. кийский в Вифинии, 29 марта. Естафий муч., виленский, 14 апр. Евстолия (хорошо вооруженная, одетая, греч.), преп. цареградская, 9 ноября. Евстохий , (хорошо попадающий в цель, остроумный, греч.) муч. 23 июня. Евстохий муч., 15 ноября. Евстратий , (добрый воин. греч.) муч. севастийский, 13 дек. Евстратий , преп. из авгаровой обители. 9 янв. Евстратий , преп. печерский, 28 марта. Евсхимон , (благоприличный, благовидный, греч.) еписк. лампсакийский, 14 марта. Евтихиан (счастливый. греч.), муч. никомидийский, 17 авг. Евтихиан , муч. вифинский, 22 дек. Евтихий (хорошо в цель попавший, счастливый, греч.), 20 янв. Евтихий , муч. мелитинский, 7 ноября. Евтихий , муч. мелетинский, 28 мая. Евтихий , муч. путеольский, 21 апр. Евтихий , яз 40 мучч. севастийских, 9 марта. Евтихий , преп. нурсийский, 23 авг. Евтихий , патриарх цареградский, 6 апр. Евтих , ученик Иоанна Богослова, 24 авг. Евтропий (благонравный, греч.), муч. киликийский, 17 окт. Евтропий , муч. из дружины Феодора Тирона, 3 марта. Евтропий чтец, 16 июня. Евтропия (благонравная, греч.), муч. александрийская, 30 окт. Евфимия (всехвальная, греч.), великомученица халкидонская, 16 сент. и 11 июля. Евфимия , муч. амисская, 20 марта. Евфрасий (веселый греч.), муч. керкирский. 28 апр. Евфрасия (веселие, радость греч.), дева, муч. никомидийская, 19 янв. Евфрасия , из 7 дев анкирских 18 мая. Ефрасия , муч. амисская, 20 марта. Евфросиния девица, мученица коринфская, 6 ноября. Евфросиния , преп. александрийская, подвизавшаяся под именем Смарагда , 25 сент. и 15 февр. Евфросин преп., 11 сент. Евфалия (благоцветущая, греч.) дева, муч. сицилийская, 2 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Евфимиан (благодушный, греч.), 29 окт. Евфимий , муч. никомидийский с двумя тмами мучч. 28 дек. Евфимий (благодушный, греч.) Великий, преп. палестинский, 20 янв. Евфимий , екиск. сардийский, исповедник, 26 дек. Евфимий новый, преп. 15 окт. Едесий (радость, сир. или стыдливый, греч. или лучше козлиный οδες-γεσ), 2 апр. Екатерина (всегда чистая, греч. Αει καθαρ), великомуч. александрийская, 24 ноябр. Екдит (совлекшийся одежд, греч.), из 40 мучч. севастийских, 9 март. Ексакустодиан (судья полковой, аудитор, греч.), он же Константин , из 7 ефесских отроков, 4 авг. и 22 окт. Елеазар (Божия помощь, евр.), священник, 1 авг. Елевсипп , (вернее Еласипп, гонящий коня, всадник, греч.) муч., 16 янв. Елевферий (свободный, греч.) диакон, муч. с Дионисием Ареопагитом, 3 окт. Елевферий , еписк. иллирийский, 15 дек. Елевферий византианин, муч. 4 авг. Елевферий и Леонид мучч., 8 авг. Елезвой , блаж. царь ефиопский, 24 окт. Елена (факел. греч.), муч. 26 мая. Елена царица, 21 мая. Еликонида , (геликонская, от горы Геликон в Греции, муза; – Ελικν еще нитка, инструмент, греч.) селунская, муч. коринфская, 28 мая. Елима (молчание, евр.), пресв. вавилонский, муч. кордунский, 30 июля. Елисавета (Бог клятвы, почитающая Бога, евр.), праведная мать Иоанна Претдечи, 5 сент. Елисавефа , муч. 22 окт. Елисавефа , преп. чудотворица, 24 апр. Елиссей (коего спасение Бог , евр.), прор. 14 июня. Елладий (греческий, из Еддады, греч.), муч. 8 янв. Елладий , муч. анаварвский, 5 февр. Елладий священномуч., 28 мая. Еллий , преп. егиметский, 14 июля. Елпидифор , (надеждоносный, греч.) муч. персидский, 2 ноября. Елпидифор муч. 2 апр. Елпидий (надежный греч.), еписк. херсонский, муч. 7 марта. Елпидий муч., 15 ноября. Емилиан (принадлежащий Емидию, Емидий – приятный в слове, греч.), еп. тревийский и др., мучч., 18 авг. Емилиан , муч. доростольский, 18 июля. Емилиан , епис. кизический, 8 авг. Емилиан преп., исповедник, 8 янв. Емилиан преп., римлянин, 7 марта. Ениафа , мученца палестинская, 10 февр. Епафрас (приятный, греч.), ап. из 70, 4 янв.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Возрождение культа равноапостольных К. и Мефодия в XIX в. в Польше не получило такого масштаба, как в др. слав. странах. В 1873 г. была заложена греко-католич. церковь во имя св. братьев в Сахрыни (близ Грубешова, ныне Хрубешув, Польша), в 80-х гг. XIX в. в честь святых названа польск. католич. семинария в Детройте (США). Однако до XX в. в Польше не было католич. храмов, освященных во имя К. и Мефодия. Нет сведений и о посвящении до ХХ в. слав. первоучителям польск. правосл. храмов: только в 1970 г. в их честь была освящена 1-я церковь (Вроцлав), в к-рой богослужение первоначально шло на польск. языке, в наст. время иногда используются церковнославянский или греческий. Братьям посвящены домовый храм в резиденции епископа Белостокского и Гданьского (Белосток), храмы в г. Бяла-Подляска (1989) и г. Сандомир (2013), действует Кирилло-Мефодиев монастырь в Уйковице (1984). В 1989 г. было основано правосл. братство во имя К. и Мефодия, к-рое открыло начальную школу (2007), детский сад (2008) и 2 гимназии (2013). Почитание в католической Церкви Свидетельств сохранения слав. богослужения и зарождения почитания К. в Риме сразу же после его смерти не сохранилось. Поминовение святых К. и Мефодия под 9 марта внесено кард. Цезарем Баронием в Римский Мартиролог (дата заимствована из польск. богослужебных книг; см.: Martyrologium Romanum ad novam kalendarii rationem et ecclesiasticae historiae veritatem restitutum... auctore Caesare Baronio Sorano. Venetiis, 1587. P. 114-117). Распространение почитания святых К. и Мефодия в Римско-католической Церкви относится к XIX в.; оно было связано с ростом национального самосознания слав. народов, формированием идеологии панславизма. Сторонники этой идеологии подчеркивали общее историческое и культурное наследие славян, важность сохранения слав. языков, выступали за национальное самоопределение слав. народов, против герм., итал., венг. и греч. господства. Для участников Славянского конгресса в Праге (1848) К. и Мефодий являлись символами единства слав. народов. Наряду с культурными и политическими об-вами имена слав. просветителей принимали религ. орг-ции. Так, в 1850 г. в Моравии теолог свящ. Франтишек Сушил основал об-во «Наследие святых Кирилла и Мефодия», в 1851 г. в Словении Антон Мартин Сломшек, еп. Лаванта, организовал братство во имя К. и Мефодия, члены которого должны были молиться о единстве Церкви. Ведущим деятелем католического панславизма был хорват. еп. Й. Штроссмайер, который помогал проведению крупных юбилейных торжеств в память о К. и Мефодии.

http://pravenc.ru/text/1840253.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010