Священники и даже епископы Московского Патриархата подвергаются на Западной Украине угрозам, есть случаи избиений православных священнослужителей униатами, что лишний раз доказывает, насколько сильны сегодня среди греко-католиков шовинистические и националистические настроения. Местные власти города Львова, открыто поддерживающие греко-католиков, отказывают епископу Львовскому и Дрогобычскому Августину в выделении земли для строительства нового храма, хотя единственный принадлежащий Украинской Православной Церкви храм во Львове не вмещает всех прихожан, вынужденных в праздничные дни молиться на паперти. В Белоруссии греко-католики не столь многочисленны, как на Украине, однако и здесь заметна их активизация, особенно в связи с отмечавшимися в прошлом году 400-летием Брестской и 350-летием Ужгородской унии. В частности, ими высказывается желание иметь в Белоруссии особый греко-католический экзархат. Если официальные документы Ватикана, посвященные юбилею уний, выдержаны в корректном тоне, то этого никак нельзя сказать об антиправославной кампании, развернувшейся в греко-католической церковной печати в прошедшем году. Не буду пересказывать крикливые обвинения Украинской Православной Церкви в " москвофильстве " , " агрессивной политике " , " имперских посягательствах " , " марионеточности " и так далее, выдержанные в лучших традициях сталинской пропаганды. Подобными высказываниями, к сожалению, изобилуют страницы официальных греко-католических газет. Вызывает у нас озабоченность и назначение греко-католического экзарха в Киев. Не является ли это попыткой расширить влияние Греко-Католической Церкви за пределы ее исторической территории - на Центральную и Восточную Украину? В этом видится противоречие позиции, выраженной представителями Католической и Православной Церквей в совместном документе, принятом в Баламанде в 1993 году, где говорится, что уния " не может быть больше принята ни как метод, ни как модель единства, к которому стремятся наши Церкви " . Вместе с тем существует и ряд положительных примеров сотрудничества православных и католиков в области благотворительности, миротворчества, в научно-богословской сфере. В первую очередь здесь следует вспомнить межконфессиональную конференцию в Минске, удачные богословские собеседования с Германской Епископской конференцией, посвященные теме " Авторитет в Церкви " , симпозиумы в монастыре Бозе (Италия), посвященные русской духовности. Позитивным примером сотрудничества можно считать и симпозиум в Неймегене (Голландия), посвященный 400-летию Брестской унии. Все эти мероприятия, равно как и мои встречи с представителями Католической Церкви во время визитов в Венгрию и Германию, могут служить примерами сотрудничества наших Церквей в преддверии великого юбилея - 2000-летия пришествия в мир нашего Господа и Спасителя. Существует договоренность о том, чтобы созданные нашими Церквами комиссии по подготовке к этому юбилею координировали свою деятельность.

http://sedmitza.ru/lib/text/429316/

Вопрос: Соответствуют ли действительности утверждения заграничной католической печати о том, что перед Собором были массовые аресты духовенства Греко-католической Церкви? Ответ: Утверждения католической печати о том, что перед Собором были массовые аресты духовенства Греко-католической Церкви, не соответствуют действительности. В апреле 1945 года, т.е. за 11 месяцев до Собора, когда еще не было даже Инициативной группы, действительно, были арестованы Слепой И. А., митрополит Греко-католической (униатской) Церкви; Чарнецкий Н. А., Бутка Н. М., Хомышин Г. Л., Лятышевский И. Ю. – епископы униатской Церкви и несколько священников. Как видно из сообщения Прокуратуры УССР, опубликованного в газете «Львовская правда» от 1 марта 1946 г., указанные лица были арестованы в апреле 1945 г., как граждане СССР; за активную предательскую и пособническую деятельность в пользу немецких оккупантов, и дело по обвинению их передано в Военный Трибунал. Перед Собором и после Собора никаких арестов духовенства Греко-католической Церкви не было. Вопрос: Как восприняли решение Собора духовенство и верующие – греко-католики западных областей Украины? Ответ: Православная сознательность никогда не была потеряна украинцами – греко-католиками западных областей УССР, и они использовали все положительные моменты в своей истории для возвращения к Православной вере. Об этом свидетельствует массовый переход греко-католических приходов в Православную Церковь в 1914–1915 годах, об этом также свидетельствует православное движение на Лемковщине в 1925–1939 годах. Следует также указать, что создание унии, закрытие и уничтожение сотен православных церквей, насильственный перевод православных украинцев в римо-католическое вероисповедание, введение целибата греко-католического духовенства и другие мероприятия, проводившиеся Ватиканом и старой империалистической Польшей, усилили ненависть к Ватикану и способствовали укреплению и расширению православной сознательности. Это подтверждается сотнями телеграмм, полученных 8–10 марта 1946 года Президиумом Собора от отдельных верующих и целых приходов, в которых отражалось желание возвращения к Православной вере. Как на Соборе, так и после Собора не было никаких отрицательных проявлений со стороны верующих и духовенства. Они восприняли решение Собора как вполне понятное мероприятие, продиктованное желанием верующих и ходом истории...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Захват храмов сопровождался насилием по отношению к православному духовенству. Священнику Нестеровского района Я. Дебери угрожали смертью и силой отняли ключи от храма. Был жестоко избит священник Василий Стадник и председатель церковного совета в с. Делятин Надворненского района Иван Пендрак. В феврале 1990 года члены Украинской Греко-Католической Церкви на протяжении трех часов угрожали священнику М. Лучнину и членам его семьи в их собственной квартире. В знак протеста против захвата кафедрального собора в Ивано-Франковске во время богослужения в декабре 1989 года группой греко-католиков и неоднократных угроз в свой адрес архиепископ Ивано-Франковский и Коломыйский Макарий вынужден был объявить голодовку. К сожалению, перечень документально подтвержденных случаев подобных угроз и насилия в отношении православного духовенства и верующих можно без труда продолжить. Росту напряженности в отношениях между православными и униатами в немалой степени способствовала позиция иерархов Украинской Греко-Католической Церкви. Некоторые из них публично заявляли, что Православию нет места в Западной Украине. К сожалению, и сегодня отношения между православными и греко-католиками на Украине далеки от братских. Например во Львовской области искусственно организуются общины греко-католиков, которые добиваются права поочередного совершения богослужений в немногих оставшихся православных храмах, постепенно вытесняя оттуда православных верующих. До сих пор в этих областях православные не имеют возможности вести полноценную церковную жизнь, строить новые храмы взамен отобранных греко-католиками. В частности, тяжелое положение сохраняется во Львове, где, несмотря на многочисленные обращения в различные инстанции, православная община до сих пор не может получить участок земли для строительства нового храма, который смог бы вместить всех молящихся. Соглашусь с Вами в том, что достичь примирения можно лишь «на пути признания исторических несправедливостей и ошибок, искреннего раскаяния и взаимного прощения». Но для этого необходимо осмыслить всю богатую трагическими событиями историю существования унии: с 1596 года и до сего дня. Без этого невозможна правильная оценка Львовского Собора 1946 года. Необходимо также существенное улучшение нынешнего дискриминационного положения верующих нашей Церкви на Западной Украине. Здесь у Греко-Католической Церкви есть возможность продемонстрировать свою любовь «не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин. 3. 18).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203251...

Император Греко-Римской империи осуществляет свои верховные права по отношению к церкви, не передавая этих прав чиновникам государственным; некоторые права он передает лишь уполномоченным от него на время. Но император не имеет прав относительно установления учения, богослужения и в отправлении церковного правосудия. В виду тех прав, которые осуществлял император, Греко-Римскую систему и стали называть в последнее время Цезаре-папизмом. Это название ей дали приверженцы папы и протестанты. Приверженцы папы всегда находили, что папа есть владыка всего христианского мира; в нем средоточие всей власти на земле: духовной и государственной; он выше соборов вселенских; он наместник Сына Божия. По мнению папистов, Греко-Римский император присвоил себе такую же власть в Восточной церкви, какую имеет папа в Западной. Но это не верно, император никогда не присваивал себе такой власти; он не ставил себя выше соборов, не считал себя наместником Сына Божия. Церковь Восточная никогда не ставила императора в такое положение, в каком Западная церковь признает папу. Протестанты отчасти в подражание папистам, отчасти в виду их системы тоже неправильно понимают Греко-Римскую систему. Протестанты установили у себя территориальную систему отношений, девизом которой было: cujus est regio, ejus est religio. По этой теории государь в то же время есть представитель религии; но император Греко-Римской империи не имел того значения в церкви, какое он должен был бы иметь по взгляду территориальной системы. Греко-Римская система, говорят протестанты, требует преследования еретиков и раскольников. При Константине Великом , однако ни еретиков, ни раскольников не преследовали; позднейшие императоры действительно практиковали эту меру, но принципа такого Греко-Римская система не знала. Еще указывают, что по Византийской системе, император устанавливал догматы веры. И это не верно: император лишь созывал соборы и конечно, покровительствовал таким соборам, которые были на их стороне. Если же императоры сами издавали некоторые постановления о догматах, то это лишь уклонение от порядка, начертанного Греко-Римской системой.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Препровождая при сём ныне к вашему сиятельству список сделанного мною распоряжения о священно и церковно-служительских жёнах и дочерях Литовской епархии, к Римскому обряду принадлежащих, я не премину представить в своё время и именную ведомость сим лицам, соответственно отзыву вашего сиятельства, от 11 сего июня за 162. Впрочем, долгом считаю присовокупить, что жены Латинского исповедания двух семинаристов, коим я воздержал по сему поводу рукоположение, приобщены уже на сих днях к Греко-униатскому обряду. Имею честь быть. Г. обер-прокурору Св. Синода графу Протасову, от 26 июня за 337, о невозможности возврата Римлянам утвари из присвоенной было ими Боремельской каплицы, поступившей вновь в Греко-униатское ведомство Из дел консистории видно, что на устройство по правилам Восточной Церкви присвоенной было Латинянами Боремельской каменной церкви продано уже из бывших в сей церкви не нужных к Греко-униатскому богослужению вещей: органы за 60 рублей серебром, монстранцию за 56 рублей серебром, 15 Латинских риз, из коих 12 ветхих, за 30 рублей серебром и 4 изваяния за 4 рубля серебром. Кроме того предписано Луцкому благочинному и вместе настоятелю означенной Церкви протоиерею Червяковскому, ещё в 20 день мая, чтобы он переделал на Греко-униатские облачения остальные Латинские и Греко-униатские прежнего образца ризы. Уведомляя о сём ваше сиятельство, согласно отзыву вашему, от 11 сего июня за 161, долгом поставляю сказать здесь вновь то, что уже известно вашему сиятельству и министерству внутренних дел, именно, что означенная каменная Боремельская церковь была Греко-униатскою, а только своевольно Римлянами присвоена; что она ныне возвращена Униатам, а не подарена; что она не могла быть без утвари и облачении, и при поступлении некогда из Униатского в Римское ведомство; что и приобретённую после того для сей церкви утварь должно также приписать старанию Униатского священника, содержавшегося здесь Латинянами до недавнего времени. Посему мне кажется, что одно нерасположение к Униатам и пристрастие к Римлянам могло внушить по министерству внутренних дел мысль, будто из помянутой Боремельской Греко-униатской Церкви должны быть отданы Римлянам утварь и облачения, на том основании, как о сём распоряжено по Высочайшему повелению церквах упразднённых Римских монастырей, тогда как Римляне обязаны ещё ответственности и отчётом за своевольное присвоение и долголетнее пользование означенною Греко-униатскою церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

— Последний вопрос, Ваше Святейшество. На Западной Украине существует церковная структура, которая находится в расколе, если можно так сказать, с Православной Церковью уже 400 лет. Это греко-католики. Если остальные расколы, которые сейчас есть на Украине, их как-то можно планировать уврачевать в ближайшее время, но малой кровью, я бы сказал, то с греко-католиками, видимо, нужно мирно сосуществовать. Возможно, я ошибаюсь. Какой Вам видится перспектива этого сосуществования? — Нужно ясно понимать, что Греко-католическая церковь является частью Католической Церкви. Частью, которая полностью принимает католическую догматику, католическое каноническое право. Она является неразрывной частью Католической Церкви. Поэтому когда некоторые политики заявляют о том, что они хотят видеть единую поместную Украинскую Церковь, в которой также будет присутствовать и церковь Греко-католическая, то говорится нечто такое, что никак не стыкуется с богословием. Потому что греко-католики, чтобы стать в будущем частью единой Украинской Церкви, должны выйти из Церкви Католической. А этого не просматривается в намерениях греко-католиков. Поэтому вопрос о взаимоотношении с греко-католиками следует рассматривать в контексте взаимоотношений Православной Церкви с Католической. Как Вы знаете, сейчас осуществляется богословский диалог. Мы надеемся, что в рамках этого диалога многие вопросы удастся нам прояснить. А когда диалог приведет к реальным положительным сдвигам во взаимоотношениях Церквей Востока и Запада, только один Господь знает. Поэтому, конечно, тему отношений с греко-католиками в плане осуществления каких-то объединительных идей нужно отнести на очень далекую перспективу, связав эту перспективу с перспективой развития отношений между Православной и Католической Церквами. А что касается практических дел — конечно, надо жить вместе в мире. Ну разве нормально то, что украинская Православная Церковь Московского Патриархата не имеет по-настоящему своего кафедрального собора во Львове? Разве нормально то, что невозможно построить ни одного храма — не выделяются участки земли? Это совсем не нормально. Это только развивает чувство неприязни. И поэтому я считаю, что все эти вопросы надо регулировать. И здесь — огромная ответственность местных властей за то, чтобы все общины, которые живут в этих местах, чувствовали себя комфортно. Если они не будут чувствовать дискриминации, то тогда будет возможность развивать человеческие отношения.

http://pravmir.ru/o-zhivoj-vere-i-zle-ra...

Пришедшая к власти в Чехословакии в 1948 г. коммунистическая партия в конфессиональной политике взяла курс на ослабление в обществе позиций католич. Церкви. Одной из составляющих этого курса было стремление упразднить Словацкую греко-католическую Церковь, воссоединив ее духовенство и паству с правосл. Церковью. С 1949 г. Чехословацкое гос. управление по церковным делам активно занималось подготовкой этого воссоединения. В населенных пунктах Вост. Словакии с преобладающим униат. населением создавались воссоединительные комитеты, в к-рые входили греко-католич. священники и миряне. После визита в Вост. Словакию делегации РПЦ (февр. 1950) воссоединительное движение здесь заметно усилилось. В ходе визита члены делегации провели ряд совещаний с Е. и представителями посольства СССР в Праге, посвященных униат. проблеме. Как Е., так и митр. Николай (Ярушевич) и архиеп. Макарий (Оксиюк) неоднократно упоминали, что переход греко-католиков в Православие в обязательном порядке должен быть предварен широкой разъяснительной работой среди духовенства и мирян этой конфессии. Иерархи настаивали на том, что в Вост. Словакии должна проводиться «постоянная подготовительная работа в низовых массах» и что необходимо также создать здесь инициативную группу для работы среди униатов (Там же. Д. 735. Л. 5). Однако церковная комиссия Коммунистической партии Чехословакии (КПЧ) приняла решение форсировать процесс воссоединения греко-католиков с Православием. Поэтому Е., в целом поддерживая перспективу возврата униатов в лоно правосл. Церкви, все же уклонялся от активного участия в подготовке воссоединения, полагая, что оно должно быть результатом свободного выбора самих греко-католиков. 28 апр. 1950 г. в Прешове было намечено проведение конференции представителей воссоединительных комитетов. Предполагалось, что на этом форуме будет создан Центральный воссоединительный комитет, к-рый издаст обращение ко всем греко-католикам Чехословакии. В ночь с 27 на 28 апр., накануне открытия конференции в Прешове, состоялось совещание руководителей Чехословацкого гос.

http://pravenc.ru/text/189719.html

Вообще они ведут спор о языках так, как будто ранее греко-латинских школ у нас и не бывало никогда, как будто основание греческой или латинской школы в Москве есть дело совершенно новое, которое только еще имеет осуществиться. Если бы в Москве действительно существовали греко-латинские школы уже с середины XVII века, то не было бы делом запоздалым решать принципиально вопрос о пользе или вреде того или другого языка в будущей школе, когда этот вопрос давно разрешен был у нас практически и все могли видеть и наблюдать по раннеишим нашим греко-латинским школам те следствия, к которым вело изучение в школе греческого и латинского языка? И если уже по каким-либо причинам в конце семидесятых и в начале восьмидесятых годов XVII века у нас возник спор об относительной полезности изучения в русской школе греческого и латинского языков, то каким образом спорившие, проводившие в свою пользу все возможные доводы, ни разу не сослались, однако, для разъяснения дела на практику московских греко-латинских школ, которая, конечно, могла бы дать им очень веские данные в пользу того или иного решения возникшего вопроса? Ясно, что спорившие вовсе не знали и даже не слыхали о том, чтобы в Москве уже с середины XVII века существовали греко-латинские школы. 43 В статейном списке посла Василия Даудова грамота иеромонаха Тимофея к государю приводится в следующем виде: «Сия вся молю и прошу от Бога быти царствию твоему, богомолец твой, которой был послан с келарем Чудова монастыря о. Савою, ради Никона патриарха к Костянтинопольскому патриарху от отца твоего блаженныя памяти государя царя Алексея Михайловича, и како он служил верно ему, благочестивому царю-государю, тако и я желаю тебе, государю, служити. Како прошлаго году и сего твои царского величества посланники были посланы к султанову величеству – Афонасей Поросуков и Василий Даудов, и я, ради твоего царскаго величества, им служил и росказывал, что было потребно, и книги твои переводил на греческий язык и твое жалованье к Костянтинопольскому патриарху, что было, отнес, и со Иеросалимским говорил и подарки посылает тебе, государю-царю, и святейшему патриарху.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

3 июня 1923 года православных в Бедевле во второй раз посетил епископ Досифей (Васич). Владыка совершил службу в прежней греко-католической церкви. На богослужение собрались верующие из Бедевли и окружающих сел. Епископ произнес речь, в которой говорил, что Православная Церковь в Подкарпатской Руси утверждалась еще Кириллом и Мефодием . Он просил крестьян беречь свои традиции и древнейшую веру. В конце лета греко-католики опять подали судебный иск на православных. В этот раз дело должно было рассматриваться наивысшим судом в Брно . 5 апреля 1924 года состоялось заседание епископской консистории Мукачевской греко-католической епархии. Среди всех других вопросов обсуждалась и ситуация в Бедевле. Представитель греко-католического комитета Бедевли адвокат Генрих Гегедюш заявил, что судебный процесс, который был начат против православных в Брно, закончился в интересах униатов. В судебном приговоре находим важные положения: а) подобные конфликты должны разрешаться в судебном порядке, а не административными органами, б) греко-католический епископ уполномочен от своего имени подавать судебные иски, в) судебный процесс должен нарушаться против четырех членов православного комитета, г) если в селе не имеется ни одного верующего греко-католической Церкви, то и тогда церковное имущество не может быть отчуждено . Консистория вынесла решение принять к сведению заявление адвоката и сообщить о приговоре судебного процесса отдельным греко-католическим священникам. В упоминавшемся уже письме С. Сабова содержались также определенные рекомендации епархиальной власти, каким образом можно прекратить религиозную борьбу в Бедевле, да и в целом в крае: «Здесь есть важная потребность в том, чтобы найти способ для того, чтобы религиозный спор мирным путем решить. Известно, что причиной той ненависти, которая привела к “схизме”, стал тот способ, которым боролись против нее. Тот способ, то есть привлечение жандармерии и пасторизационных средств, как, например, в Изе, привел к кровопролитию. Это привело к тому, что были созданы мученики. Из-за того наша епархия перестала быть привлекательной даже нашим интеллигентам. Упомянутые методы вновь использовались во время объединения календаря. Вследствие этого ненависть против нашего духовенства выросла настолько, что по войне народ мог группировать вокруг себя любой проходимец, не только духовник. Сколько раз народ видел, что священник призывает жандармерию! Ненависть настолько выросла, что приведет когда-нибудь к восстанию» .

http://pravoslavie.ru/31551.html

В бытность мою в Минском девичьем монастыре я заметил, что состоящий духовником при сём монастыре иеромонах Иоанникий Тарасевич, по состоянию своего здоровья, не может соблюдать в точности богослужения, как следует по правилам нашей Греко-восточной Церкви. Посему, я назначаю духовником к означенному Минскому девичьему монастырю иеромонаха Гродненского монастыря Дионисия Онышкевича и предлагаю консистории сделать распоряжение о перемещении сего иеромонаха к предназначенному для него месту, с тем, чтобы он пробыл прежде сего несколько недель при Жировицком кафедральном соборе для навыка к правильному богослужению по обряду нашей Церкви. За сим имеет консистория иеромонаха Тарасевича переместить в Вольнянский монастырь, а из сего перевести в Борунский монастырь иеромонаха Фаддея Плавского. Виленскому военному губернатору, князю И.А. Долгорукову, от 8 мая за 182, с препровождением распоряжений о мерах, принятых по устройству Греко-униатских церквей, и восстановлению Греко-восточного богослужения Участие, которое ваше сиятельство приемлете в восстановлении по Греко-униатской Церкви постановлений и обрядов богослужения, свойственных общей нам Греко-восточной Церкви, заставляет меня думать, что вам не неприятно будет знать о мерах, предпринимаемых духовным начальством по сему предмету. Я не смею обременять ваше сиятельство изложением здесь мер чисто исполнительных, более или менее частных, полагая, что прилагаемые у сего три распоряжения, одно Греко-униатской духовной коллегии, а два мои собственные представят с совершенною ясностью направление, данное сему делу, и средства приведения оного в действо. Если бы вашему сиятельству благоугодно было распоряжения сии сообщить к сведению подведомых вам начальников губернии: то это, может быть, дало бы более совокупности стараниям, принимающимся со стороны гражданских и духовных начальств к исполнению благих предначертаний всемилостивейшего Государя. Впрочем, предавая сие совершенно усмотрению вашего сиятельства, я необходимым считаю вторично присовокупить, что перевоспитать, так сказать, до тысячи трёхсот священников с причтами, изменить внутреннее устройство восьмисот Греко-униатских моей епархии церквей, обзавести оные нужными церковными книгами и священною утварью и облачениями – не есть дело одного или двух лет, и что здесь необходимо со стороны начальства не только благоразумие, но и осторожность. Настоятелю Виленского монастыря Босяцкому, от 9 мая за 187, о напечатании в монастырской типографии грамот священнических, диаконских и причётнических, на славянском языке, по данной форме

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010