Епископскую кафедру из Герлы перенесли в Клуж (ныне Клуж-Напока), где была основана Богословская академия (1930). В Риме была учреждена Румынская коллегия. В то же время упрочилось юридическое положение Румынской греко-католической Церкви: Конституция Р. 1923 г. признала ее национальный характер («Румынская Церковь» - Biserica Româneasc) и поставила ее на 2-е место среди религ. орг-ций (после РумПЦ). Юридические права Румынской греко-католической Церкви были гарантированы конкордатом с Папским престолом (10 мая 1927, официально заключен 7 июля 1929), при этом оговаривалось, что архиереев назначал Папский престол по согласованию с властями Р. В 1930 г. была учреждена 4-я греко-католич. епархия - Марамурешская, с кафедрой в Бая-Маре. По переписи населения 1930 г., греко-католики составляли 7,9% населения страны; в Трансильвании они представляли большинство (31,1% населения; Православие исповедовали 27,8%); в Банате к Румынской греко-католической Церкви принадлежали 3,6%, в Кришане - 25,2%, в Марамуреше 36,8%. В 1934 г. в юрисдикцию греко-католич. митрополии Фэгэраша и Алба-Юлии и др. румынских епархий были возвращены 67 приходов цинута Секу, к-рые с 1912 г. входили в венг. греко-католич. еп-ство Хайдудорога. После установления коммунистического режима (1948) власти Р. приняли меры к ликвидации Румынской греко-католической Церкви, существование которой рассматривалось как угроза гос. строю (к тому времени Церковь насчитывала 1,8 млн верующих, ок. 1,7 тыс. священнослужителей и имела ок. 2,5 тыс. церквей). После еп. Йоана Сучу, администратора митрополии, отстраненного за антикоммунистическую деятельность (3 сент. 1948), было смещено большинство др. епископов (18 сент.). Греко-католич. духовенство было созвано на собрание в Клуже 1 окт. 1948 г.; вопреки ожиданиям властей греко-католич. епископ Клужский Юлиу Хоссу отказался возглавить мероприятие и отлучил от Церкви всех его участников. На собрании присутствовали протопоп Траян Белашку и 37 священников, из них 36 чел. согласились перейти в Православие и были приняты митрополитом Трансильванским Николаем (Бэланом), а затем в торжественной обстановке - правосл.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

М. Горчакову , с приложением записки: «о греко-болгарском деле, по сведениям до 3-го января 1861 года», «Записка митрополита Филарета о греко-болгарском деле, по сведениям до 10 января 1861 года», «Письмо митрополита Филарета к князю А. М. Горчакову , с приложением записки: «о греко-болгарском деле, по прочтении патриаршей грамоты и болгарского ответа» и «Записки митрополита Филарета о греко-болгарском деле по сведениям: 31 января, 7, 22 и 28 февраля, 7, 14, 15, 21 и 28 марта, 11, 18 и 25 апреля, и 14 мая, 1861 года»). На это послание православные болгары отвечали печатным опровержением, в резкости тона и выражений не уступавшим окружному посланию («Письмо митрополита Филарета к А. П. Ахматову по греко-болгарскому делу»). Угроза патриарха была исполнена 24 февраля 1861 г.: на общем соборе, состоявшем из всех патриархов (как состоявших на службе, так и пребывавших в Константинополе), болгарские архиереи Иларион и Авксентий были низложены и лишены сана («Записки митрополита Филарета о греко-болгарском деле по сведениям: 31 января, 7, 22 и 28 февраля, 7, 14, 15, 21 и 28 марта, 11, 18 и 25 апреля, и 14 мая, 1861 года»: «О греко-болгарском деле, после известия об отлучении от церкви епископа Илариона», «0 болгарском деле по сведениям от 28 февраля, 1861 года»). Вместе с этим патриарх Иоаким стал настаивать пред портою, чтобы Иларион и Авксентий были отправлены в заточение. Но это желание патриарха было исполнено портою только в конце апреля («Записки митрополита Филарета о греко-болгарском деле по сведениям: 31 января, 7, 22 и 28 февраля, 7, 14, 15, 21 и 28 марта, 11, 18 и 25 апреля, и 14 мая, 1861 года»: О болгарском деле по сведению от 7 марта 1861 г.). «Бывший патриарх (Кирилл 7-й) медленностию и нерешительностию болгарскому восстанию дал время усилиться и распространиться», писал митрополит Филарет в записке от 14 мая 1861 г. («Записки митрополита Филарета о греко-болгарском деле по сведениям: 31 января, 7, 22 и 28 февраля, 7, 14, 15, 21 и 28 марта, 11, 18 и 25 апреля, и 14 мая, 1861 года»: «0 греко-болгарском деле по сведениям от 11, 18 и 25 апреля 1861 г.», VIII.); «Иларион упорством против патриарха, простертым до наглости, заградил для себя путь его снисхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Для нужных по сему распоряжений, дан Нами от сего числа особый указ главноуправляющему духовными делами иностранных исповеданий. III. Управление греко-униатских церквей в России, под главным ведением коллегии, предоставить двум епархиальным начальствам, учредив при оных кафедральные соборы: 1) белорусский в городе Полоцке, где пребывает полоцкий греко-униатский архиепископ; 2) литовский, Гродненской губернии, Слонимского повета, в Жировицком греко-униатском монастыре, обыкновенном местопребывании брестского епископа сего вероисповедания. При каждом имеют быть: консистория, семинария и низшее духовное училище, а в Полоцке, сверх того, духовная греко-униатская академия. Штаты сих консисторий и училищ, в коих дети неимущих греко-униатских священно и церковнослужителей должны быть воспитываемы без платы, будут вслед за сим изданы. К сим кафедральным соборам, для отправления торжественного богослужения, для заседания в консисториях и для исправления должностей в училищах, назначается по шести старших и двенадцати младших соборных протоиереев. В сие почетное звание будут возводимы из нынешних капитульных членов и вообще из белого греко-униатского духовенства достойнейшие священнослужители, опытами доказавшие преданность свою к Престолу и ревность к пользам своей церкви; знаком отличия их звания будет наперсный золотой крест и все протоиереи, как старшие, так и младшие, будут пользоваться особою пенсией, сверх доходов, кои они могут получать от оставляемых за ними приходов их. О принятии надлежащих мер, а равно и о времени для приведения в исполнение воли Нашей касательно учреждения сих соборных штатов, будет дано от Нас особое повеление главноуправляющему духовными делами иностранных исповеданий. IV. К епархии полоцкой греко-униатского архиепископства причислить: 1) смежные с Белоруссией поветы Минской губернии: Днесненский, Борисовский, Игуменский, Бобруйский, Речицкий, Мозырский; 2) прилегающие к последним двум поветам: в Волынской губернии Овручский, а в Киевской Радомысльский и 3) сопредельный же с Белоруссией в Курляндской губернии Зельбургский округ, где находятся шесть церквей греко-униатских; литовскую же греко-униатскую епархию составить из Гродненской и Виленской губерний, Белостокской области и греко-униатских церквей северных поветов Волынской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ответное послание Председателя ОВЦС МП митрополита Кирилла главе Украинской Греко-Католической Церкви кардиналу Любомиру Гузару 10 липня 2006 р. 17:57 Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл направил послание главе Украинской Греко-Католической Церкви кардиналу Любомиру Гузару в ответ на письмо Синода епископов Украинской Греко-Католической Церкви на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в котором излагается точка зрения Синода епископов Украинской Греко-Католической Церкви на события Львовского собора 1946 года. Ваше Высокопреосвященство! Ознакомившись с обращением Синода греко-католических епископов Украины в адрес Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II по случаю 60-летия Львовского церковного Собора, воссоединившего с Православием часть галицких греко-католиков, считаю своим долгом высказать ряд принципиальных замечаний. Безусловно, точки зрения наших Церквей на события 60-летней давности являются во многом противоположными. Это дополнительно усугубляется тем, что во всех греко-католических заявлениях Львовский Собор 1946 года демонстративно именуется «псевдособором», что оставляет весьма мало пространства для спокойной и объективной дискуссии. На наш взгляд, сама постановка перед православной стороной вопроса о каноничности и благодатности Львовского Собора не совсем конструктивна, ибо мы в свою очередь можем с полным правом выражать сомнение в каноничности и благодатности Брестского Собора 1596 года. По нашему глубокому убеждению, инициаторами Львовского Собора были члены греко-католической общины, которые, получив возможность вернуться в лоно Православия, не преминули ею воспользоваться. Русская Православная Церковь не могла не принять возвратившихся к ней чад, бывших долгое время «на стране далече» (Лк. 15. 13). В истории это был далеко не первый случай воссоединения униатов с Православной Церковью. Так, в XIX веке имело место столь же массовое возращение к вере своих отцов греко-католиков Белоруссии, предпринятое по инициативе митрополита Иосифа (Семашко).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203251...

Так – церковь есть религиозный союз. Политическая партия не есть религиозный союз. Церковь имеет догматы, таинства и каноны. Политическая партия не может и не смеет их иметь. Церковь исходит из веры и ею строит дух человека. Политическая партия исходит из соображений государственной целесообразности и хозяйственной пользы и ими направляет внешнее поведение человека. Церковь по установлению своему благодатна: она есть орудие Царства Божия. Политическая партия устанавливается человеческим произволением и есть порождение земной государственности. Церковь ищет перерождения души и духа. Политическая партия ищет легального захвата государственной власти. Церковь не борется силою и понуждением. Политическая партия добивается именно права бороться понуждением и силою. Итак, по самому существу своему и по всему существу своему церковь не может и не должна становиться политической партией и выступать с какой-нибудь партийной программой культурного творчества. Церковь, сливающая или смешивающая себя с какой бы то ни было политической партией, унижает и извращает свою природу, связывая себя с одною партией и ограничивая для других партий доступ к себе, церковь прикровенно становится партийной организацией. Принадлежность к политической партии сама по себе не может быть тем смертным грехом, за который полагается церковное отлучение. Связанность церкви с одною партией делает ее партийной церковью; такая церковь низводит свое представление о Царстве Божием до уровня политической программы и изменяет своей кафоличности; в то же время она придает данной политической партии значение благодатной исключительности и тем сеет величайший соблазн в душах. Подобно этому, Церковь не призвана к светской власти, к ее захвату или подчинению. Церковь и государство взаимно инородны – по установлению, по духу, по достоинству, по цели и по способу действия. Государство, пытающееся присвоить себе силу и достоинство церкви, творит кощунство, грех и пошлость. Церковь, пытающаяся присвоить себе власть и меч государства, утрачивает свое достоинство и изменяет своему назначению. Государство не может действовать благодатно: установлять догматы, совершать таинства, растить Царство Божие. Церковь не должна брать меча – ни для насаждения веры, ни для казни еретика или злодея, ни для войны. Бесспорно, государство выше политической партии так, как родина в целом выше своих частей; но и партия, и государство остаются учреждениями человеческого порядка и земного ранга.

http://azbyka.ru/osnovy-xristianskoj-kul...

На основании сего, предлагаю консистории числившихся при Копыльском костёле Греко-униатских прихожан подчинить, впредь до дальнейшего распоряжения, ведомству священника Поцейковской церкви, и сему же священнику передать церковный плац в местечке Копыле и уволоку земли вместе с сенокосом, коими пользовался Копыльский Греко-униатский священник. Как же в подлинном документе князя Радзивилла не упомянуто вовсе, чтобы Греко-униатский священник, для коего делается запись, был при Римском костёле, а только назначаются плац и земли с сенокосами для Униатского пресвитера; на обороте же документа написано, что это фундуш Копыльской церкви; да и вообще, доставленное консистории священником Юлианом Афанасевичем объяснение по сему делу слишком поверхностно: то имеет консистория потребовать от местного благочинного более точных сведений о бывшем Копыльском приходе и имевшейся там Греко-униатской церкви и, по соображению оных со сведениями, в епархиальном архиве хранящимися, обо всём мне донести. Для ближайшего усмотрения препровождается в консисторию и подлинное дело, из коллегии ко мне поступившее. Литовской Греко-униатской консистории, от 7 ноября за 571, о принятии вновь в Греко-униатское ведомство Скоковской церкви, обращённой было в Латинскую Брестского уезда, бывшая приходская Клениковская церковь , переведённая впоследствии в селение Скоки, пять лет тому назад обращена помещиком Немцевичем в Латинскую. Ныне г. военный и гражданский Гродненский губернатор, уведомляя меня, что не имеется никаких препятствий к возвращение оной церкви с приходом по прежнему в ведение Греко-униатского духовенства, требует зависящих с моей стороны по сему предмету распоряжений. Вследствие сего предлагаю консистории: 1) распорядиться о принятии означенной, в селении Скоках состоящей Греко-униатской каменной церкви со всеми принадлежностями в ведение ближайшего Греко-униатского священника, по усмотрению местного благочинного; 2) доставить мнение, лучше ли сию церковь оставить по-прежнему приходскою, или заменить в приписную; 3) в сём последнем случае, к которой приходской церкви выгоднее будет оную приписать и на каком основании; и 4) если же при означенной Скоковской церкви нужно будет учредить особый приход, то из каких именно селений и какого числа прихожан оный составить.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Закрыть itemscope itemtype="" > Их объединяют русофобия и паразитизм О заявлении главы греко-католиков Шевчука о возможном объединении с т.н. ПЦУ Думенко 23.12.2021 823 Время на чтение 3 минуты Фото: Из личного архива автора Глава греко-католиков Украины Святослав Шевчук заявил в эфире «5 канала», что УГКЦ стремится к объединению с т.н. ПЦУ, сообщает СПЖ. «У нас есть определённый план, как идти к объединению когда-то единой, а ныне расколотой Киевской церкви», – сказал лидер УГКЦ ведущему программы «Действующие лица» в ответ на вопрос о «тайных переговорах» украинских греко-католиков с ПЦУ. При этом Шевчук подчеркнул, что обсуждение этой идеи не кулуарное. «Всё искренне, открыто, прозрачно. Мы пока не видим никаких возможностей быстрого объединения, но мы видим возможности объединяться по каким-то конкретным делам, во имя добра нашего народа и нашего украинского государства. Очевидно, что мы хотим, чтобы все христиане были едины», – заявил глава УГКЦ. Возможное объединение т.н. ПЦУ и УГКЦ прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» глава пресс-службы Украинской Православной Церкви Московского Патриархата Василий Семенович Анисимов: Греко-католики постоянно выступают с идеей объединения. Они хотят, чтобы на Украине признали власть папы Римского. Все греко-католики когда-то были нашими. Зачем же тогда разъединялись? В 1992 году греко-католики захватывали наши храмы, пытаясь обратить людей в унию. Это их обычное дело. Я не знаю, как последователи Думенко собираются объединяться с греко-католиками, ведь т.н. ПЦУ – это варфоломеевский раскол на Украине. А Варфоломей самих греко-католиков жёстко осуждал. Как-то Святейший Патриарх Алексий II обратился к Предстоятелям Поместных Православных Церквей с просьбой высказаться об УГКЦ на Украине. И патриарх Варфоломей написал большой ответ. В частности, он заявил, что греко-католическая уния – это экклезиологическая ересь, не имеющая права на существование в христианстве. И как Думенко собирается объединяться с ересью? Это большая загадка.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/12/23/ih...

Лист митрополита Ahдpiя до архикнязя Biльreльмa Габсбурга (Василя I. Церкви й iдeя Nampiяpxamy в Торонто, 1961. С. 87–88 (перевод с украинского мой — В.П.). Лист митрополита Ahдpiя до архикнязя Biльreльмa Габсбурга (Василя I. Церкви й iдeя Nampiяpxamy в Торонто, 1961. С. 87–88 (перевод с украинского мой — В.П.). ЦГИАЛ. Ф. 358. Оп. 1. Д. 7. Л. 96. Цит по: Митрополит Андрей Шептицький: Життя i Дiяльhicmь: Церква i церковна Документи i мamepiaлu, 1899—1944. Т. 1. Льbib, 1995. С. 400-401; ЦГИАЛ. Ф. 358. Оп. 3m. Д. 15. Л. 1. Цит по: Митрополит Андрей Шептицький: Життя i Дiяльhicmь: Церква i церковна Документи i мamepiaлu, 1899—1944. Т. 1. Льbib, 1995. С. 413-414. ЦГИАЛ. Ф. 201. Оп. 4в. Д. 1096. Л. 1–1об. Цит по: Митрополит Андрей Шептицький: Життя i Дiяльhicmь: Церква i церковна Документи i мamepiaлu, 1899—1944. Т. 1. Льbib, 1995. С. 288–290 (перевод с украинского мой — В.П.). Митрополит Андрей Шептицький: Життя i Дiяльhicmь: Церква i церковна Документи i мamepiaлu, 1899—1944. Т. 1. Льbib, 1995. С. 419–433 (перевод с украинского мой — В.П.). Иоанн Бучко — род. в 1891 г., ум. в 1974 г. Уроженец Буковины. С 1915 г. — священник Греко-католической Церкви, доктор богословия. С 1929 г. — титулярный епископ Кади, помощник униатского митрополита Львовского и Галицкого. С 1945 г. — апостольский визитатор для украинских греко-католиков в Западной Европе. С 1953 г. — архиепископ. В 1971 г. ушел на покой. Василий Ладыка — род. в 1881 г., ум. в 1956 г. Уроженец Галиции. С 1912 г. — священник Греко-католической Церкви. С 1929 г. — титулярный епископ Абидоса, экзарх для украинских греко-католиков в Канаде (Виннипег). С 1949 г. — титулярный архиепископ Мартирополиса, экзарх для украинских греко-католиков Центральной Канады. Нил Саварин — род. в 1905 г., ум. в 1986 г. Уроженец Галиции. С 1931 г. — священник Греко-католической Церкви. С 1943 г. — титулярный епископ Иоса, помощник экзарха для украинских греко-католиков Канады. С 1948 г. — экзарх для украинских греко-католиков Западной Канады. В 1956—1986 гг. — греко-католический епископ Эдмонтона.

http://bogoslov.ru/article/374275

патриархом Юстинианом ( Мариной; 1948-1977). Все 6 греко-католич. архиереев отказались перейти в Православие и 28-29 окт. были арестованы; их содержали в мон-ре Кэлдэрушани (др. высокопоставленные представители духовенства также были арестованы и помещены в Нямецкий в честь Вознесения Господня мужской монастырь и в др. правосл. обители; с 1950 греко-католиков содержали в тюрьме в Сигету-Мармацией, предназначенной для политических заключенных). 8 нояб. уже арестованный еп. Ю. Хоссу был смещен с должности. После этого греко-католич. епископы неоднократно отказывались от предложений патриарха Юстиниана и др. правосл. архиереев перейти в Православие и вернуться на кафедры (нек-рые униат. клирики, принявшие Православие, впосл. стали архиереями в РумПЦ). Тем временем власти организовали сбор подписей за переход униатов в Православие. Президиум Великого национального собрания издал декрет 358 о запрете греко-католич. культа и конфискации имущества греко-католич. Церкви (1 дек. 1948). С этого времени Румынская греко-католическая Церковь официально перестала существовать, все храмы были переданы РумПЦ. Мн. греко-католич. архиереи, отказавшиеся перейти в Православие, действовали подпольно, продолжая рукополагать священников и епископов; они подвергались арестам и преследованию. Большая часть арестованных в 40-х гг. XX в. и позже архиереев погибли в тюрьмах от истощения и болезней, при этом особая жестокость была проявлена к епископам Василе Афтение (умер от пыток или был убит 10 мая 1950 в тюрьме Вэкэрешти) и Юлиу Хоссу (содержался в заключении с 1948 до кончины в 1970). В то же время католич. епископами лат. обряда были тайно рукоположены новые униат. архиереи Йоан Плоскару (1948), Йоан Драгомир (1949) и Александру Тодя (1950); в дек. 1949 г. заключенные греко-католич. епископы рукоположили Йоана Кертеша (освобожден в 1955, вновь находился в заключении в 1956-1964) и Тита Ливиу Кинезу (умер в заключении). Литургия, проведенная на улице Клужа 12 авг. 1956 г. греко-католич. священниками Василе Киндришем и Изидором Гюрко в присутствии ок.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

II)  На покупку дома в С.-Петербурге, для приличного помещения церкви, и для жительства митрополита и прочих членов и чиновников Греко-Униатской духовной коллегии, употребить: 1.  Всемилостивейше пожалованные Нами сей коллегии сто пятьдесят тысяч рублей; 2. деньги, собранные для сооружения Греко-Униатской в С.-Петербурге церкви, и те, кои будут выручены продажею находящегося на Васильевском острову в 12-й линии под принадлежащая Греко-Униатскому департаменту дома. Для нужных по сему распоряжению, дан Нами от сего числа особый указ Главноуправляющему Духовными делами Иностранных исповеданий. III)  Управление Греко-Униатских церквей в России под главным ведением коллегии предоставить двум епархиальным начальствам, учредив при оных кафедральные соборы: 1. Белорусский в городе Полоцке, где пребываете Полоцкий Греко-Униатский архиепископ; 2. Литовский, Гродненской губернии Слонимского повета в Жировицком Греко-Униатском монастыре, обыкновенном местопребывании Брестского епископа сего вероисповедания. При каждом имеют быть: консистория, семинария и низшее духовное училище, а в Полоцке сверх того духовная Греко-Униатская академия. Штаты сих консисторий и училищ, в коих дети неимущих Греко-Униатских священно- и церковнослужителей должны быть воспитываемы без платы, будут в след за сим изданы. К сим кафедральным соборам, для отправления торжественного богослужения, для заседания в консисториях и для исправления должностей в училищах, назначается по шести старших и двенадцати младших соборных протоиереев. В сие почётное звание будут возводимы из нынешних капитульных членов и вообще из белого Греко-Униатского духовенства достойнейшие священнослужители, опытами доказавшие преданность свою к престолу и ревность к пользам своей Церкви: знаком отличия их звания будет наперсный золотой крест, и все протоиереи, как старшие, так и младшие будут пользоваться особою пенсией, сверх доходов, кои они могут получать от оставляемых за ними приходов их. О принятии надлежащих мер, а равно и о времени для приведения в исполнение воли Нашей касательно учреждения сих соборных штатов, будет дано от Нас особое повеление Главноуправляющему Духовными делами Иностранных исповеданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010