Сим образом Греко-Униатская в России Церковь политически присоединена бы уже была невозвратно к Греко-Российской; неприкосновенность Униатов ограждена была бы от Римского прозелитизма правами Греко-Российской Церкви; благонамеренные духовные из Униатов нашли бы твёрдое покровительство и ободрение, а злонамеренные – обуздание; сами Римляне увидели бы невозможность состязаться со столь сильным соперником. Здесь необходимо войти в некоторые подробности о дальнейшем ходе Униатского дела, дабы показать, что мера сия не встретит никакого препятствия; что она совершенно может согласиться с благоразумною постепенностью, избранною для сего дела; и что все последовавшие уже по оному распоряжения не только не будут потеряны, но паче увенчаются полным успехом. Естественно, что подчинение коллегии Святейшему Синоду не имеет никакого непосредственного влияния на Греко-Униатский народ и духовенство, а отдалённые последствия обыкновенно мало действуют на умы, чтобы произвести важное впечатление; следовательно, мера сия сочтётся вначале совершенно гражданской и не встретит сопротивления. Существование Греко-Униатской коллегии весьма важно. Посредством оной можно будет приводить в действо меры, кои издавать прямо от Святейшего Синода было бы вначале неприлично. Оную можно будет также употребить для искоренения из Униатского обряда некоторых слишком резких для Греко-Российской Церкви нововведений; например: торжественного праздника священномученика Иосафата, воспоминания папы, а может быть, и исключения из символа партикулы и Сына . Между тем, существование коллегии не воспретит Святейшему Синоду делать и непосредственные предписания Униатским епископам и консисториям – сии предписания, если особенно пользоваться вначале благоприятными случаями, будут для них лестны и нечувствительно приведут коллегию в совершенное забвение. Она тогда выбытием или обращением членов к другому назначению сама собою закроется, и Святейший Синод станет управлять непосредственно Греко-Униатскими епархиями наравне с Греко-Российскими. После сего останутся уже к исполнению только частные меры.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Таковое же объявление взято от Жарского в ноябре месяце. 1834 г. 8 февраля, Зубко объявил: Ваше Преосвященство давно уже знает мой образ мыслей и мои чувства к Православной Греко-Российской Церкви; знаете моё твёрдое убеждение об истине верования сей Церкви и заблуждении Римлян; знаете моё негодование к проискам Латинян и Поляков, Унию произведшим; знаете моё соболезнование о последовавшем от сего перерождении полутора миллиона народа, Русского языком и происхождением; знаете моё искреннее участие в благом деле обращения Униатов на лоно Православной Церкви; знаете мою готовность присоединиться самому ныне же к сей нашей общей матери – прародительской Церкви; знаете мою совершенную доверенность к мерам, кои правительству благоугодно будет принять по Униатскому делу – всё это знаете; и я с удовольствием исполняю желание Вашего Преосвященства, объявляя вам о сем письменно. – Подпись. Высочайшего указа о подчинении Греко-Униатской коллегии Святейшему Синоду С самого почти начала царствования Нашего, Мы обращали внимание на полтора миллиона народа, Русского языком и происхождением, под названием Униатов в империи обретающегося. Двухвековые сторонние усилия, не успевшие сделать сего народа чуждым России и единокровным своим братьям, заслуживают, чтобы охранить самостоятельность оного против дальнейшего влияния злонамеренных. В особенности, преступное стремление изменять, час от часу, свойственное сему народу Греко-Восточное богослужение и церковное благоустройство, в противность даже постановлениям самих пап Римских, не могло не возбудить нашего негодования: и Мы неоднократно изъявляли волю Нашу, чтобы обряды богослужения и постановления Греко-Восточной Церкви свято были сохраняемы по Греко-Униатскому исповеданию. Находя однако, что само Греко-Униатское духовное начальство не имеет довольно силы к исполнению благих намерений Наших, Мы признаём за благо, подчинить Греко-Униатскую духовную коллегию, вместо Правительствующего Сената, Святейшему Правительствующему Синоду и повелеваем оному принять в своё ведение все дела по Греко-Униатской Церкви и блюсти духовных чад сея Церкви в неколебимости религиозного и народного духа их предков. записка от 16 ноября 1833 года, о возведении в епископы: Лужинского, Жарского и Зубки

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

7) предписать Белорусской и Литовской консисториям обо всём вышеозначенном дать знать всем настоятелям подведомственных им базилианских монастырей, для объявления к сведению находящимся в оных монахам., и с тем вместе разрешить Белорусскую консисторию уволить в Римский обряд, на изъяснённом выше основании, как трёх монахов Оршанского монастыря, о том просивших, так и настоятеля Толоченского монастыря Войдака, препроводив копию с прошения, поданного сим последним к г-ну Главноуправляющему Духовными делами Иностранных исповеданий; 8) консистории долженствуют обо всех без изъятия увольняемых из базилианского ордена духовных доносить коллегии. О таковых распоряжениях донести г-ну состоящему в должности Главноуправляющего Духовными делами Иностранных исповеданий, статс-секретарю и кавалеру Дмитрию Николаевичу Блудову. Об увольнении из базилианского ордена монахов, происходящих из Римско-Католического обряда. экземпляр сенатского указа от 27 августа 1828 года, о десятинном сборе для Греко-Униатского духовенства Указ Его Императорского Величества Самодержца Всероссийского, из Правительствующего Сената Правительствующий Сенат в общем собрании первых трёх департаментов слушали предложенное управляющим министерством юстиции, г. тайным советником, сенатором и кавалером князем Алексеем Алексеевичем Долгоруким, к надлежащему исполнению мнение государственного совета, следующего содержания: Государственный Совет в департаменте законов и в общем собрании, рассмотрев доклад Правительствующего Сената, о десятинном сборе для Греко-Униатского духовенства, и уважив: 1) что сбор таковой, с прихожан Греко-Российского исповедания в пользу Католической Церкви производившемся, отделён уже с 1825 года для духовенства Греко-Российского; 2) что Греко-Униатские церкви, исключая весьма немногих, имеют или самые скудные фундуши, или никаких не имеют; согласно с заключением Правительствующего Сената, мнением положил : в тех губерниях, где находятся прихожане Греко-Униатского обряда, по числу сих прихожан отделять десятину и все сборы, учреждённые взамен оной, в пользу Греко-Униатского духовенства. Если же поселяне какого-либо имения все без изъятия принадлежат к сему обряду, а не к Латинскому; то вся с оного десятина и весь денежный сбор, учреждённый взамен десятины, по ведомостям люстрации или по другим актам, имеет принадлежать одному Греко-Униатскому духовенству.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Во един от дней, сидя во своей келии, я взял книгу, называемую «Соловецкая Челобитная», и начал читать, помышляя и надежду имея найти в ней утешение в скорби моей. Но когда начал читать, то нашел в ней много лжи и клеветы на Греко-Российскую Церковь , чего я прежде никогда не замечал, и много тому удивлялся. Первое: якобы Греко-Российская Церковь исповедует, что Господь наш Иисус Христос распялся не за человеческое спасение, а за некое Свое прегрешение. Увидевши сию клевету, я весьма ужаснулся; и много тому удивлялся, почему прежде не мог сего усмотреть: ибо подлинно знаю, что Греко-Российская Церковь едино и истинно с нами исповедует, что Спаситель мира Иисус родился от чистой Девы Марии, потом пострадал и распялся не за что иное, как только за спасение мира; ибо ежедневно в ней читается в Символе веры : «Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна, и воскресшаго в третий день по писанием». Вторая ложь больше первой: якобы Греко-Российская Церковь воскресение Сына Божия не проповедует. Сию явственную ложь когда я читал, то горько плакал о том, как раскольники обманывают и прельщают нас бедных и несчастных: ибо кому то не известно, что Греко-Российская Церковь празднует Воскресение Христово, и все ее чада радуются и торжествуют, и беспрестанно восклицают: «Христос воскресе!», а другие отвечают: «Воистину воскресе (Христос)»? Третья неслыханная ложь, о которой и ужасаюсь писать теперь: якобы Греко-Российская Церковь на крещении младенцев молится духу лукавому. О, кто не восплачет заблуждения челобитчиков! И кто не ужаснется злобе раскольников! Какие лжи и клеветы написали они на Святую Восточную Церковь! И как они расставили сети, и уловляют души незлобивых младенцев! Ибо кому сие не известно, что вся Святая Восточная Греко-Российская Церковь и все ее чада гнушаются и проклинают лукавого духа, и во вся часы и минуты просят и молят Господа Бога от него избавиться, и глаголют: «Отче наш, не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго»? Еще и четвертую ложь увидал написанную: якобы Российская Церковь осмиконечный крест отвергнула и возненавидела, и непотребна сотворила. Но Греко-Российская Церковь осмиконечного креста не отвергнула, а равно почитает, как осмиконечный, так и четвероконечный и шестиконечный: сему я сам самовидец; ибо в своем странствии по России повсюду видел на церквах и внутри церквей кресты осмиконечные. 27. Начало убеждения в правоте Восточной Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

2. Отношения между Римско-Католической и Русской Православной Церквами на канонической территории Московского Патриархата К сожалению, двусторонние отношения между нашими Церквами на российской и вообще постсоветской территории трудно назвать нормальными. Здесь ситуация является, пожалуй, наиболее сложной. Московский Патриархат продолжает выражать свою озабоченность политикой Греко-Католической Церкви на Украине и отдельными случаями католического прозелитизма в России. Несомненно, современная ситуация больше не является столь критичной, как еще 10 лет назад, и конфликт перестал носить столь острый характер. Однако до сих пор вышеуказанные проблемы не нашли удовлетворительного решения. Даже если между православными и греко-католиками на Украине больше не происходит кровавых столкновений, характерных для начала 90-х г.г., тем не менее конфликт продолжает оставаться неурегулированным. На Западной Украине православные, большинство которых принадлежит к Московскому Патриархату, ощущают себя ущемляемым в правах меньшинством. Не хватает церквей для совершения литургии, потому что большая часть из них была отобрана греко-католиками, а строительство новых храмов часто связано с непреодолимыми трудностями. В то же самое время Греко-Католическая Церковь распространяет свою миссию на традиционно православные территории Центральной и Восточной Украины. Греко-католические миссионерские амбиции нашли свое красноречивое выражение в 2005 году, когда глава Украинской Греко-Католической Церкви перенес свою резиденцию из Львова в Киев, древний центр русского Православия, и поменял свой титул с архиепископа Львовско-Галичского на Киево-Галичского. Кроме того, предстоятели этой Церкви давно добиваются от Ватикана признания за ними патриаршего титула, тем самым желая расширить чисто региональный статус своей Церкви до общенационального уровня. Только лишь резко отрицательная позиция по этому вопросу Поместных Православных Церквей останавливают Папу от требуемого с его стороны признания. Во время своего визита на Украину, в том числе и ее западные области, в августе 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил убежденность в необходимости скорейшего урегулирования проблем, существующих между православными и греко-католиками. О том же самом говорил во время своих встреч с Папой Бенедиктом XVI и префектом Конгрегации по делам Восточных Церквей кардиналом Леонардо Сандри архиепископ Волоколамский Иларион в ходе своего официального визита в Рим в сентябре 2009 года. Однако пока мы не видим ни реальной заинтересованности в урегулировании ситуации со стороны Украинской Греко-Католической Церкви, ни каких-то практических шагов в данном направлении со стороны Святого Престола. Специальная смешанная комиссия, созданная именно с этой целью в начале 90-х г.г., к сожалению, больше не существует, в то время как могла бы быть чрезвычайно полезной в сложившихся условиях.

http://ruskline.ru/analitika/2010/02/15/...

На основании сего, предлагаю консистории снестись с надлежащим Римско-католическим духовным начальством, чтобы в означенной Рудавской каплице не было отправляемо богослужение еженедельно, согласно государственным и церковным постановлениям, чтобы сюда не был привлекаем Греко-униатский народ, и чтобы строжайше воспрещено было содержать здесь тайны по Греко-униатскому обряду, а тем более причащать оными. С сим вместе имеет консистория вникнуть, кто из Греко-униатских священников снабдил помянутую Рудавскую каплицу тайнами по нашему обряду, и виновного не оставить без взыскания, а о последующем мне донести. Литовской Греко-униатской консистории, от 17 ноября за 631, о вызове священников Минского деканата для обучения правильному богослужению в Минскую Греко-униатскую церковь, под надзором благочинного Ситкевича В последнюю бытность в Минске я нашёл богослужение довольно порядочно отправляющимся в тамошней приходской Греко-униатской церкви, состоящей в ведении благочинного соборного протоиерея Ситкевича. Желая, с одной стороны, распространить коль можно скорее между духовенством знание правильного богослужения по обряду нашей Церкви, а с другой, облегчить сие духовенство от дальнего путешествия в Жировицы, – я предлагаю консистории распорядиться, дабы священники Минского деканата вызываемы были благочинным Ситкевичем, по определенной им очереди, к Минской приходской церкви для богослужения, и содержались здесь на собственном иждивении, пока не навыкнут достаточно правильному богослужению по обряду нашей Церкви. С тем вместе, имеет консистория уведомить протоиерея Ситкевича, что некоторые из подведомых ему священников, независимо от сего, будут вызваны впоследствии в Жировицы для удостоверения в совершенном знании ими правильного богослужения. Гродненскому губернатору М.Н. Муравьеву (конфиденциально) от 17 ноября за 634, о возвращении в Греко-униатское ведомство Яблоновской бывшей базилианской церкви, обращаемой в Римскую каплицу Благочинный Михаил Онацевич доносит мне, что Гродненского уезда в имении Яблонове помещика Эйсимонта был некогда базилианский небольшой монастырь и изрядная каменная церковь . Сей монастырь, по неизвестным ему, благочинному, поводам, оставлен базилианами, а церковь каменная была до сих пор не окончена и без починки, церковные же вещи хранились некоторое время в Церкви его, благочинного. Между тем, он, благочинный, узнал ныне, что помянутая церковь имеет быть посвящена в Римскую каплицу и предположено здесь содержать особого Римского ксендза, тогда как многочисленный Греко-униатский Дубенский приход, только рекою Неманом от сей каплицы отделённый, не имеет собственной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Но, с другой стороны, мы видим, что там, где православные существуют с греко-католиками, сохраняется огромная напряженность. Это в значительной степени связано с вовлеченностью греко-католиков в политическую проблематику. Они занимают конкретные политические позиции и в гражданском противостоянии поддерживают одну сторону. Мы не можем с этим согласиться. Церковь должна быть выше политики и поддерживать людей вне зависимости от их политической ориентации. Именно такой позиции придерживается Украинская Православная Церковь Московского Патриархата. Она в течение всех этих ужасных и трагических месяцев, начиная с января этого года, с боев на Майдане, и кончая событиями на Восточной Украине, не занимает позицию в поддержку той или иной стороны. Среди верующих нашей Церкви есть люди, которые находятся по обе стороны баррикад. Мы бы хотели, чтобы все религиозные общины Украины придерживались этой позиции, потому что только она способна примирить людей. Любая другая только подливает масла в огонь, разделяет людей и, следовательно, не способствует уврачеванию тяжелого конфликта. У нас есть еще одна претензия к греко-католикам, на которую, правда, сразу же после моего выступления глава Греко-Католической Церкви дал ответ. Я удовлетворен этим ответом. Речь идет о том, что на протяжении последних месяцев греко-католики неоднократно поддерживали раскольников, которые отделились от Православной Церкви, создали свою самостоятельную церковную организацию и теперь, по сути дела, борются против канонической Церкви. Глава Греко-Католической Церкви неоднократно был замечен с главой так называемого Киевского патриархата Филаретом (Денисенко), который отлучен от Церкви. Они даже вместе ездили в Америку, вместе посещали кабинеты Государственного департамента. С нашей точки зрения, такая тесная ассоциация официальной католической структуры — Греко-Католической Церкви — с раскольничьей структурой, по крайней мере, противоречит установившемуся в течение многих десятилетий протоколу межцерковных отношений. Мы не общаемся с теми, кого другая сторона считает раскольниками. На что буквально на следующий день после моего выступления архиепископом Святославом (Шевчуком) был дан ответ. Он сказал, что Греко-Католическая Церковь признает Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата единственной канонической православной структурой на Украине, и что взаимодействие с раскольниками происходит в рамках, так сказать, гражданского поля и Всеукраинского совета церквей, который объединяет различные украинские церковные организации.

http://patriarchia.ru/db/text/3814165.ht...

Церква католицька Какова же реакция Украинской греко-католической церкви на попытку православных украинцев создать Поместную автокефальную православную церковь? Вице-премьер Николай Жулинский считает, что УГКЦ " очень заинтересована в объединении, поскольку она – патриотическая, державная церковь " . Секретарь Синода УГКЦ епископ Юлиан Гбур также заявляет, что греко-католики приветствуют объединительный процесс. Действительно, УГКЦ и УАПЦ сходятся по двум параметрам – национализм и державность. И даже обряд практически одинаковый. Однако разнятся догматические принципы и политические интересы. Греко-католики ощущают себя самостоятельной автокефальной церковью. С одной стороны, Рим является своеобразным щитом, прикрывавшим их существование, с другой – католики восточного обряда чувствуют себя чужими внутри громадного латинского мира. Существуют и свои давние обиды. Так, рядовое духовенство считает, что в 1946 году Ватикан бросил их на произвол судьбы и не защитил от православной экспансии. Называют союз с Ватиканом " чисто символическим " . Некоторые не поминают за литургией Папу-поляка, поскольку на отношения греко-католиков и латинян в Галиции накладываются давние конфликты с Польшей. Греко-католики ощущают себя оригинальной украинской церковью, с особой вселенской объединительной миссией. На процесс объединения православных они смотрят ревниво и вовсе не чувствуют себя сторонними наблюдателями. Игорь Ожиевский, начальник Отдела внешних связей УГКЦ, считает, что объединительный процесс должен быть значительно шире, что нужно создавать Единую украинскую христианскую церковь не в православной или католической редакции, а в духе " до раскола " . Греко-католики, формально не имеющие никакого отношения к консолидации православных украинцев, остро ощущают себя вытесненными из общего процесса. Разумеется, нелепо предполагать возможность слияния УГКЦ и объединенных православных. Можно предвидеть лишь переход части приходов УГКЦ в национальную православную церковь, да и то незначительной. Митрополит Андрей (Горак) не собирается заниматься прозелитизмом в греко-католической среде и заявил нам, что намерен выкорчевывать католическую традицию почитания иконы " Святого Сердца Иисуса " , проникшую в украинское православие через униатов. Если учесть конфликты между УГКЦ и УАПЦ плюс УПЦ КП, трудно понять, что имел в виду Николай Жулинский, когда говорил нам в интервью о " возможной интеграции греко-католиков в православную церковь " . Вице-премьер далек от церкви и вряд ли разбирается в богословских и юрисдикционных тонкостях, чтобы быть заподозренным в желании " интегрировать " УГКЦ в украинское православие в качестве своеобразного автокефального образования. Хотя мысль – прелюбопытная.

http://religare.ru/2_26683_1_21.html

Император Греко-Римской империи осуществляет свои верховные права по отношению к церкви, не передавая этих прав чиновникам государственным; некоторые права он передаёт лишь уполномоченным от него на время. Но император не имеет прав относительно установления учения, богослужения и в отправлении церковного правосудия. Ввиду тех прав, которые осуществлял император, Греко-Римскую систему и стали называть в последнее время Цезаре-папизмом. Это название ей дали приверженцы папы и протестанты. Приверженцы папы всегда находили, что папа есть владыка всего христианского мира; в нём средоточие всей власти на земле: духовной и государственной; он выше соборов вселенских; он наместник Сына Божия. По мнению папистов, Греко-Римский император присваивал себе такую же власть в Восточной церкви, какую имеет папа в Западной. Но это неверно, император никогда не присваивает себе такой власти; он не ставил себя выше соборов в делах церкви, не считал себя наместником Сына Божия. Церковь Восточная никогда не ставила императора в такое положение, в каком Западная церковь признаёт папу. Протестанты отчасти в подражание папистам, отчасти ввиду их системы тоже неправильно Греко-Римскую систему. Протестанты установили у себя территориальную систему отношений, девизом которой было: cujus est regio, ejus est religio.– По этой теории государь в то же время есть представитель религии; но император Греко-Римской империи не имел того значения в церкви, какое он должен был бы иметь по взгляду территориальной системы. Греко-Римская система, говорят протестанты, требует преследования еретиков и раскольников. При Константине Великом , однако, не еретиков, ни раскольников не преследовали; позднейшие императоры действительно практиковали эту меру, но принципа такого Греко-Римская система не знала. Ещё указывают, что по Византийской системе император устанавливал догматы веры. И это неверно: император лишь созывал соборы, и, конечно, покровительствовал таким соборам, которые были на их стороне. Если же императоры сами издавали некоторые постановления догматов. то это лишь уклонение от порядка, начертанного Греко-Римской системой.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Таким образом, православные крестьяне предлагали вполне приемлемый вариант для выхода из конфликтной ситуации – поочередное богослужение. Однако на это предложение не согласились униаты. 19 февраля 1923 года в 9 часов утра в Бедевлю прибыло 40 жандармов под командованием председателя окружной жандармерии из Великого Бычкова. Жандармы окружили церковную ограду, возле которой собралось почти 100 мужчин, женщин и детей. В 9:30 пришли судебный исполнитель из Тячева Сладкий и адвокат Гегедюш в сопровождении греко-католиков, к которым присоединился позже и униатский священник Сабов. Члены православного комитета И. Тиводар и И. Чонка заявили, что не будут препятствовать передаче церкви униатам, однако отказались отдать ключи. После этого судебный исполнитель Сладкий дал приказ открывать двери храма. Греко-католический священник провел богослужение в церкви, на котором было около 80 человек. После службы был заменен замок на дверях, а ключи переданы греко-католическому священнику Председатель Тересвянского правления Ю. Комаринский 20 февраля 1923 года встретился в Бедевле с представителями греко-католического и православного комитетов. На встречу явилось около 60 человек, в том числе и униатский священник С. Сабов. И. Тиводар заявил, что православный комитет просит, чтобы им дали возможность каждое второе воскресенье и в праздники молиться в храме. Священник С. Сабов ответил, что по закону храм принадлежит греко-католической Церкви. По его словам, предписания униатской веры не позволяют общее использование храмов. И. Банк, греко-католический верующий, сказал, что они были согласны на поочередное богослужение, но православные воспользовались их слабостью и захватили церковь. Несмотря на убеждения начальника, униаты не согласились на предложение православных . На собрании избрали шесть представителей от обеих групп, которые 24 февраля посетили правление в Тересве и составили соответствующий протокол . На следующий день, после того как греко-католический священник закончил богослужение, православные с 9:30 до 10:00 проводили службу без пастыря . Хоть этот шаг был осуществлен мирным путем и без столкновений, отдельные представители униатского общества немедленно сообщили об этом событии в Тересву. Оттуда пришли восемь жандармов, которые застали в церкви только греко-католического священника С. Сабова . Православные мирно оставили храм.

http://pravoslavie.ru/31551.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010