Но масса шляхты была против преобразования, она хотела сохранить нетронутыми свои старые права и вольности, поэтому вельможи, враждебные фамилии, всегда могли найти сильную подпору. Старшими в фамилии были двое братьев – князь Михаил, канцлер литовский, и Август, воевода русский (галицкий); третье место занимал сын Августа князь Адам, генерал земель подольских; за ним следовали четверо его двоюродных братьев Понятовских: Казимир – подкоморий коронный, Андрей – генерал, находившийся в австрийской службе, Михаил, бывший в духовном звании, и знаменитый Станислав – стольник литовский. К фамилии же принадлежал писарь литовский Огинский, зять Михаила Чарторыйского, Масальский – гетман литовский с сыном, епископом виленским, Флемминг – подскарбий литовский, Мостовский – воевода поморский, Андрей Замойский – воевода иновроцлавский, Станислав Любомирский – стражник коронный. Эта партия была сильна своим единством и, главное, тем, что Чарторыйские умели отыскивать людей даровитых и образованных; между последними особенно выдавался Замойский, первый обративший внимание на необходимость улучшения участи сельского народонаселения. Относительно королевских выборов Чарторыйские хотели провести одного из своих, чтоб тем легче осуществить свой преобразовательный план. В челе другой партии стоял Ян Браницкий, великий гетман коронный; эта партия хотела выбора одного из саксонских принцев, а если бы это не удалось, то самого Браницкого, рассчитывая на помощь Австрии и Франции. Эта партия была не прочь от реформ, лишь бы они были проведены не Чарторыйскими. Многочисленная партия без определенного политического характера сосредоточивалась около богачей Потоцких, но, несмотря на свою многочисленность, эта партия не имела значения, не имея среди себя способных людей. В том же роде была партия, во главе которой находился князь Радзивилл, воевода виленский, первый богач Литвы. Простотою и ласковостию обращения способный привлекать к себе толпу, Радзивилл ни по чему другому не был способен руководить партиею: это был человек недалекий, совершенно необразованный и поддававшийся первому впечатлению; избалованный своим положением и богатством, он не знал пределов своим порывистым желаниям, постоянно готов был предпринять насильственные меры.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Свящ. Синод ответил телеграммой, что признает за братскими Церквами право давать советы, но не допустит никакого вмешательства извне в дела автокефальной КПЦ. «Китийская партия» просила Верховного комиссара разрешить прибытие на Кипр уполномоченных лиц от К-польского патриарха, а «киринийская партия» - не допустить этого. Брит. власти склонились ко 2-му варианту и через англ. дипломата в Стамбуле оказали давление на К-польского патриарха, в связи с чем отправка делегатов была отложена. 15 янв. 1901 г. состоялась 3-я попытка выборов Пафосского митрополита. В Никосию прибыли 7 из 12 делегатов, выдвинутых еще в 1899 г., к-рые вместе со Свящ. Синодом (без митр. Кирилла Китийского) избрали Пафосским митрополитом архим. Панарета (Дулигериса). Этот выбор подтвердил плебисцит: 75 из 87 деревень Пафосской епархии одобрили кандидатуру Панарета. «Китийская партия» объявила выборы инсценированными, поскольку Панарет был сторонником митр. Кирилла Киринийского, и отправила протесты патриархам и митрополиту Афинскому, в результате чего была отменена запланированная по просьбе Свящ. Синода КПЦ интронизация Панарета в Афинах. Кроме того, «китийская партия» обвинила Панарета перед Верховным комиссаром в антибрит. настроениях. Брит. власти в мае 1901 г. обратились к представителям обеих партий с требованием составить правила новых выборов, что, однако, не было осуществлено. В сент. 1901 г. новый К-польский патриарх Иоаким III неофициально направил на Кипр профессора канонического права Халкинской богословской школы иеродиак. Димитрия (Георгиадиса) для изучения ситуации и попытки примирения конфликтующих сторон. 13 окт. 1901 г. иеродиак. Димитрий пригласил на совещание обоих митрополитов с 7 наиболее видными сторонниками каждого. Было решено обратиться за помощью к 3 патриархатам, но каждая из «партий» ставила свои условия. Так, «китийская партия» хотела, чтобы было учтено мнение народа, а «киринийская партия» - мнение Свящ. Синода. После этого в К-поле собрались К-польский патриарх Иоаким III, Иерусалимский патриарх Дамиан и представитель Александрийского патриарха архим.

http://pravenc.ru/text/Кипрскую ...

Подобных мест, потрясающих непредубежденного читателя, в цитируемой книге множество. Глава III. Ложь московской патриархии о свободе веры в СССР. В действительности гонение на веру в СССР продолжается. Оно происходит волнами. Религиозный НЭП появился в начале последней войны, когда приходилось большевикам думать о спасении своего режима. Но как только опасность миновала, прекратился и НЭП. Преследование православной веры и антирелигиозная пропаганда, никогда не пракращающаяся, находит свое выражение в советской прессе. 10 ноября 1954 года центральный комитет коммунистической партии Советского Союза выпустил постановление об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды. Постановление подписано Хрущевым. Говоря о необходимости усиления атеистической пропаганды и о лучшем отборе лекторов, в этом постановлении, между прочим, говорится: «Коммунистическая партия не может безучастно, нейтрально относиться к религии, как к идеологии, ничего общего не имеющей с наукой» «Исправление ошибок, допущенных в антирелигиозной пропаганде, не должно привести к ослаблению научно-атеистической пропаганды, являющейся составной частью коммунистического воспитания трудящихся». «Коммунистическая партия ведет идейную борьбу с религиозной идеологией». «Партия считает необходимым проведение глубокой систематической научно-атеистической пропаганды». Еще в 1936 году, в программе и Конституции Коммунистического Интернационала (Москва, 1936 г.) было сказано: «Среди задач культурной революции... особое место занято борьбой против религии – опиума для народа – борьба, которая должна проводиться систематически и неустанно». В беседе с делегацией французского парламента в сентябре 1955 года, Хрущев заявил: «Мы продолжаем быть атеистами. Мы будем стараться освободить от дурмана религиозного опиума, который еще существует, большую часть народа». В «Большой Советской энциклопедии» т. 50, стр. 642–643, в статье «Религия и церковь », после замечания, что церковь легально существует в СССР, говорится: «Однако, коммунистическая партия считает религию идеологией, ничего общего не имеющей с наукой, и поэтому она не может относиться к ней безразлично... Партия считает необходимым проводить глубокую, систематическую научано-атеистическую пропаганду». О том, что коммунистическая партия никогда не примирится с религией, но будет вести с ней борьбу и что религия противоположна коммунизму, – повторяется на все лады во всех без исключения атеистических книжках и почти во всех многочисленных антирелигиозных статьях советских газет.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Протодиакон Андрей Кураев: Если православная партия будет создана, то она не имеет права говорить от лица Церкви (Видео + текст) 12 января, 2012. Андрей Кураев (признан иноагентом) Нужна ли России православная партия, телеканал ДОЖДЬ обсудил с Андреем Кураевым, протодиаконом Русской Православной Церкви, профессором Московской духовной академии В России может появиться новая политическая сила — специально для всех православных. Нужна ли стране православная партия, обсудили с протодиаконом Русской Православной Церкви Андреем Кураевым. Глава синодального Отдела по взаимоотношениям церкви и общества, протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что Русская Православная Церковь «позитивно воспринимает перспективу создания христианских или православных партий либо внутрипартийных групп». Сейчас закон запрещает организовывать партии по религиозному признаку. Однако после инициатив Дмитрия Медведева упростить регистрацию политических партий эти барьеры будут сняты. Последние попытки создать православное движение предпринимались в середине девяностых, но все они были неудачными. Нужна ли России православная партия, телеканал ДОЖДЬ обсудил с Андреем Кураевым, протодиаконом Русской Православной Церкви, профессором Московской духовной академии — Обсудим мы эту тему с нашим гостем. В студии, за столом протодиакон Русской Православной Церкви, профессор Московской духовной академии, Андрей Кураев, здравствуйте. — Добрый вечер. — Вы как относитесь к этой идее? И может, сразу прокомментируете — оно сразу изначально выглядит достаточно странно – это сочетание? Многоконфессиональность, религия, власть и  политическая составляющая, достаточно странно. — Меня на самом деле удивляют две странности в России. При том, что у  некоторых из нас интеграция в европейское пространство —  культурное и политическое. Первое – это то, что в каждом уважаемом  университете Европы есть традиционно факультет теологии, а у нас нет. Второе — то, что серьезным игроком в политическом пространстве европейских стран является партия “Христианской демократии”. У нас были попытки создавать такие партии уже в конце 80-х г.г.  Даже одной из них вместе с Глебом Якуниным удалось попасть в первый российский Парламент, но не более того.

http://pravmir.ru/protodiakon-andrej-kur...

Когда я заговорил с патриархом об этом деле, ясно было видно, что совесть его была не совсем спокойна, а должное участие в деле чем-то затруднялось. Последующие наблюдения в Дамаске привели меня к убежденно, что вся беда была во внушениях г. Спартали, греческого агента, и патриаршего племянника по жене, который действовал под влиянием французского консула и просто застращал патриарха. Как бы то ни было, но только патриарх, прежде еще рекомендовавший приматам восточным обратиться ко мне за уплатою 2000 пиастров, израсходованных по махрскому делу, хотя я не принимал в этом деле ни малейшего участия, чуть не на третьем слове нашей беседы «сдал мне на руки все греко-униатское дело». Повторив ту же самую фразу еще дважды, он отдал на мое попечение и в мое распоряжение преосвященного Герасима и Гури-Ханну (греко-униатского священника, главного двигателя дела). Когда я прибыл в Дамаск, в сопровождении преосв. Герасима и Гури-Ханны, энтузиазм партии «восточных» не знал границ: так, впрочем, было и в Захле, где также трудно было определить, чей восторг был сильнее – православных ли, или греко-униатов. С первого же мгновения вся партия сгруппировалась около меня. Беседы мои с приматами показали мне, что 1) по внутреннему убеждению, восточная партия готова принять православие; но 2) образ действий патриархии по отношению уже к принявшим православие и вообще поведение ее во всем этом деле служить решительным препятствием к воссоединению, почему вся партия боялась подпасть под мертвящее влияние управляемой архидиаконом Парфением патриархии и слишком мало заботившейся о деле веры, и считала за лучшее оставаться в состоянии колебания совести, нежели вносить в православную церковь сознательно вместе с клятвою верности ей непреодолимую ненависть к ее иерархии» 278 . Тем не менее, по мнению преосв. Кирилла, дело греко-униатское не было еще совсем потеряно. Все «восточные» из сирийских униатов в душе желали воссоединения с с православною церковью. Для того, чтоб избежать пугавшего их гнета со стороны греческой иерархии, они умоляли преосв. Кирилла, чтоб он принял, или содействовал принятию, всех, желавших и искавших воссоединения, под защиту и покровительство русского правительства и русской церкви. Они поставляли это необходимым условием, под которым считали возможным воссоединение свое с православною церковью. «На первый раз, – говорит сам преосв. Кирилл в своем отчете, – я принял участие в деле, какое мне и должно было принять, помня единственно то, что здесь дело идет о спасении нескольких десятков тысяч душ и о сохранении, может быть, самого патриархата антиохийского, который так уже оскудел, что, не будь участия со стороны России, может и совсем исчезнуть».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pr...

Примечания еп. Арсения : Окружное Послание не то говорит, что греко-российская Церковь во всём право или истинно верует во святую Троицу, но только что не в другое что, а действительно в саму Святую Троицу, согласно нашего исповедания верует. Неокружники тоже свои слова влагают во уста издателей Окружного Послания, якобы они доказывают, что греко-российская Церковь по всему-де право или истинно без малейшей погрешности во всех отношениях верует во Святую Троицу. Но издатели Окружного Послания таких слов „право или истинно по всему верует греко-российская Церковь “ не говорили, а потому и в показании их о злохульном поречении греко-российской Церковью имени Исус, нисколько себе не противоречили. Но если заявление Окружного Послания о вере во Святую Троицу по разуму неокружников несправедливо, то пусть бы они не обинуясь откровенно высказали, в кого или во что именно греко-российская Церковь верует. Но признаться нужно, что неокружники мастера только критиковать людей, а сами положительно высказаться о сём никак не хотят. Итак, где же прямота их? Разбор . В Окружном Послании находим следующее свидетельство о вере греко-российской Церкви во Святую Троицу: „Господствующая ныне в России Церковь , вкупе же и греческая, верует не во иного Бога, но во Единого с нами Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым, глаголю же святую Троицу Единосущную и Нераздельную: Отца безначальна, Сына собезначальна и Духа Святого сопрестольна“. Неокружники в своей грамоте, на основании сего свидетельства Окружного Послания, вполне основательно пишут: „вторая статья Окружного Послания учит признавать господствующую Церковь , якобы на основании её символа, право или истинно верующей в Святую Троицу“. После решительного признания православия греко-российской Церкви, автор Окружного Послания утверждает, что старообрядцы имеют будто важные и благословные вины к отделению от неё. Разве могут существовать какие-либо важные и благословные вины к отделению от Церкви, непогрешающей в догматах веры? Если греко-российская Церковь православная и в догматах веры не погрешает; как учит Окружное Послание, то вины к отделению от неё старообрядцев не могут быть признаны „важными и благословными“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

в Блаже. Важной проблемой остается возвращение Румынской греко-католической Церкви имущества, переданного в 1948 г. РумПЦ, прежде всего храмов. При легализации Румынской греко-католической Церкви эта проблема не была решена; в 1990 г. был принят декрет 126, признавший права Церкви на ранее принадлежавшее ей имущество, при этом передача имущества была возложена на специальные комиссии. Реституция вызвала недовольство представителей РумПЦ и во мн. местах затягивалась, что приводило к конфликтным ситуациям. Переговоры между Румынской греко-католической Церковью и РумПЦ продолжаются до наст. времени; во владении РумПЦ остается много бывш. греко-католич. храмов, в т. ч. кафедральные соборы в Бая-Маре и Герле (собор в Блаже был возвращен в 1991, собор в Клуж-Напоке - в 1998). Греко-католики в Р.- в основном румыны, венгры и украинцы; большинство проживает в Трансильвании, Марамуреше, Банате и Кришане, наиболее многочисленные общины - в жудецах Сату-Маре (ок. 24,6 тыс. чел.), Клуж (ок. 23,2 тыс. чел.) и Марамуреш (ок. 21,9 тыс. чел.). Румынская греко-католическая Церковь представлена митрополией Фэгэраша и Алба-Юлии, в состав которой помимо верховного архиепископства Фэгераша и Алба-Юлии входят суффраганные еп-ства Клуж-Герлы, Лугожа и Марамуреша, Оради-Маре и свт. Василия Великого для Бухареста и Валахии, и епархия за рубежом - еп-ство св. Георгия в Кантоне (шт. Огайо, США). В архиепископстве Фэгэраша и Алба-Юлии насчитывается 581 приход, паству составляют 201 тыс. чел., служат 213 священников (An. Pont. 2020. P. 238). Еп-ство Клуж-Герлы объединяет 164 прихода, более 42,2 тыс. прихожан, служат 170 священников (Ibid. P. 180). В еп-стве Лугожа насчитывается 279 приходов с 97 тыс. прихожан, служат 119 священников (Ibid. P. 420). В еп-стве Марамуреша действуют 165 приходов, объединяющих более 51,1 тыс. верующих, служат 152 священника (Ibid. P. 444). В еп-стве Оради-Маре насчитывается 152 прихода более чем со 102,87 тыс. прихожан, служат 64 священника (Ibid. P. 524). 29 мая 2014 г. на территории муниципия Бухарест и исторических областей Олтения, Мунтения и Добруджа было создано еп-ство свт. Василия Великого, в котором насчитывается 15 приходов, ок. 9 тыс. прихожан, служат 18 священников (Ibid. P. 637). К Румынской греко-католической Церкви принадлежит еп-ство св. Георгия в Кантоне. Буллой папы Римского Иоанна Павла II «Romenorum multitudo» от 4 дек. 1982 г. в США был учрежден экзархат для румын. греко-католиков (AAS. 1983. Vol. 75. P. 541-542), еп-ство св. Георгия стало его преемником. Оно учреждено буллой того же папы «Principi Apostolorum» от 26 марта 1987 г. (AAS. 1987. Vol. 79. P. 1038). Еп-ство объединяет 14 приходов, их паства составляет 6 тыс. чел.; в диоцезе служат 28 священников (Ibid. P. 621).

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Вследствие чего, долгом поставляю просить покорнейше ваше сиятельство о назначении изыскания по означенному предмету через благонадёжного чиновника при духовных с обеих сторон депутатах, с тем, чтобы, после удостоверения о справедливости показанию благочинного Наркевича, составлена была опись перешедшим в Римский обряд прихожанам состоящей в Бобовне церкви, долженствующим возвратиться в природный свой Греко-униатский обряд, чтобы церковь сия вместе с фундушем и аннуатою передана была, впредь до дальнейшего моего распоряжения, в ведение настоятеля Талядовицкой Греко-униатской церкви, в трёх только верстах от Бобовни состоящей, чтобы Римский священник из местечка Бобовни вовсе был удалён, и чтобы воспрещено было всем Римским окружным священникам преподавать какие-либо духовные требы означенным обращающимся паки в Унию Греко-униатским прихожанам. С сим вместе я предложил консистории Литовской как о назначении духовного депутата, так о бдительном наблюдении и деятельном распоряжении по сему делу. Виленскому военному губернатору князю Долгорукову, от 6 марта за 183, об обуздании помещиков Новогрудского уезда Шпигальского, Годачевского, Слизеня и Пушкина, воспрещающих Греко-униатским священникам отправлять богослужение в Греко-униатских каплицах Новогрудский благочинный Гомолицкий доносит мне о полученном им уведомлении от священников Греко-униатских церквей – Столовицкой Игнатия Марциновского, Мыской Климентия Волчковича и Черниховской Иоанна Сцепуры, от первых двух словесно, а от последнего письменно, будто помещики Новогрудского уезда Шпигальский, Годачевский, Слизень и Пушкин, по поводу восстановления у Униатов обрядов богослужения Греко-восточной Церкви, не дозволяют означенным священникам совершать богослужение в Греко-униатских каплицах Гациской, Арабиновской, Лохозвянской и Стаецкой, намереваясь обратить сии каплицы в Римские. Хотя благочинный Гомолицкий и вошёл в консисторию о предпринятии средств к отысканию означенных каплиц и поступлении с виновными по законам, тем не менее, однако же, и я обязанным себя считаю обратиться по сему предмету к вашему сиятельству, и покорнейше просить, не благоугодно ли будет принять прямые и кратчайшие средства к обузданию своевольства упомянутых выше помещиков. Настоятелю Кржеменецкого монастыря Гриневецкому, от 7 марта за 188, о доставлении объяснения, почему уменьшилось в последние годы число прихожан Кржеменецкой монастырской церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Вашему Величеству благоугодно было, в 21 июня истекшего 1834 года, утвердить Высочайше сие предположение и назначить светские духовные лица, долженствующие составить комитет по Униатским делам, с тем, чтобы комитет сей открыть прошедшею осенью, за возвращением из Москвы митрополита Филарета. Следуя в Униатском деле правилам благоразумной постепенности, которой правительство до сих пор не изменяло, первою мерою, по открытии комитета, должно быть подчинение Греко-Униатских учебных заведений комиссии духовных училищ. В сии комиссии весьма полезно будет назначить также одного или двух членов из Греко-Униатского духовенства, в том числе и самого митрополита Булгака. Таковое подчинение не может произвести неприятного впечатления и, кажется, должно иметь хорошие последствия. Духовенство Греко-Униатское сблизится с Греко-Российским; действительнейшее средство преобразования Униатов, то есть, воспитание духовного Греко-Униатского юношества, перейдёт во власть Православного духовного начальства; взаимные отношения обеих Церквей сделаются теснее, и умы приготовятся к важнейшей мере подчинения Униатов Святейшему Синоду. Сия последняя мера будет уже совершенно решительною: она даст невозвратное направление Униатскому делу, свяжет Греко-Униатскую Церковь с Православною неразрывными узами, поставит сильный оплот влиянию Поляков и Римских Католиков на дела Униатские, наконец, она даст Греко-Российскому духовному начальству все способы действовать на окончательное возвращение Униатов в лоно Православия. Меры сии удостоились также предварительно Высочайшего Вашего Величества одобрения, но должны ещё быть обсуждаемы в комитете и быть предметом особых докладов Вашему Величеству . Между тем подчинение Униатов духовному Греко-Российскому начальству будет ещё лишь средством присоединения их к Православию, а не самым присоединением, – и сего последнего не должно, даже и тогда, считать весьма легким. В сем деле предстоит множество мелочных, но необходимых распоряжений, при коих весьма трудно избежать ошибок: нужно особенное постоянство и бдительность в исполнении; нужно с разборчивостью употреблять твёрдость в одних и снисхождение в других случаях. Надлежит особенно опасаться, чтобы Святейший Синод, не имея довольно точных сведений о местных обстоятельствах, не стал руководствоваться в действиях своих односторонними только показаниями и известиями, и мерами, слишком поспешными, не повредил всему делу.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

13 июня 1968 г. Чехословацкое правительство разрешило деятельность Греко-католической Церкви, что вызвало массовое возвращение в унию правосл. общин Вост. Словакии, сопровождавшееся конфликтами из-за храмовых помещений. Правосл. Церковь смогла сохранить лишь часть своих церковных объектов. На 1 янв. 1980 г. в состав Михаловской епархии входили 21 храм, 17 приходов и 31 филиал, в которых несли служение 17 клириков; 19 храмов находилось в совместном пользовании с Греко-католической Церковью (Ibid. S. 370). После смерти еп. Кирилла (25 июля 1979) Чехословацкая Церковь оказалась в сложном положении, т. к. в ней не было кандидатов для хиротонии в епископы. 4 сент. 1979 г. митр. Чехословацкий Дорофей (Филипп) попросил Московского патриарха Пимена прислать для служения в Чехословакию достойных кандидатов для назначения на Оломоуцко-Брненскую и Михаловскую кафедры. 30 нояб. того же года в Троице-Сергиевой лавре патриарх Пимен и митр. Дорофей хиротонисали во еп. Подольского викария Московской епархии архим. Никанора (Юхимюка) , к-рый 12 апр. 1980 г. был избран и до 1982 г. руководил Михаловской епархией. После его перевода на Оломоуцко-Брненскую кафедру 23 мая 1983 г. еп. Михаловским стал Иоанн (Голонич ; впосл. архиепископ, с 2006 архиепископ Прешовский). В 1989 г. в связи с демократическими реформами в Чехословакии вновь активизировалась деятельность Словацкой греко-католической Церкви . 29 мая 1990 г. Президиум Народного совета Словакии принял закон «Об урегулировании имущественных взаимоотношений между Греко-католической и Православной Церквами», в соответствии с к-рым греко-католикам в 3-месячный срок возвращалось недвижимое имущество, принадлежавшее им до 1950 г. Если возвращение было затруднительным, православным и греко-католическим общинам предлагалось в течение 3 месяцев прийти к взаимному соглашению, в случае если соглашение не достигалось, вопрос решался гос. властью. Поскольку в положенный срок православные и греко-католики не достигли согласия ни по одному объекту недвижимости, решение перешло к уполномоченному по урегулированию имущественных взаимоотношений между Греко-католической и правосл.

http://pravenc.ru/text/2563822.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010