Д. П-6401; Архив УФСБ по Курской обл. Д. П-11015. Ист.: Именной список ректорам и инспекторам ДАиС на 1907 г. СПб., 1907. С. 33; То же на 1917 г. Пг., 1917. С. 27; Наречение и хиротония в еп. Переславского ректора Смоленской ДС архим. Дамиана//Владимирские ЕВ. 1918. 7/8. С. 57-58; Правосл. церк. календ. 1927 г. Л., 1927. С. 26; О награждении епископов: (От 19 апр. 1932 г. за 68)//ЖМП, 1931-1935. С. 127; Реквием: Кн. памяти жертв полит. репрессий на Орловщине. Орел, 1994. Т. 1. С. 45; Акты свт. Тихона. С. 119, 415, 416, 424, 427, 429-432, 434-436, 438, 441, 443, 447, 632, 714, 715, 857. Лит.: Мануил. Русские иерархи. 1893-1965. T. 3. С. 15-17; Польский. С. 116; За Христа пострадавшие. С. 361-362; Иоанн (Снычев). Церк. расколы. С. 26, 29, 37; Резникова И. А. Православие на Соловках. СПб., 1994. С. 140; Реутов В. Архиеп. Дамиан - сын земли Курской//2-е Дамиановские чт., посвящ. пам. архиеп. Курского и Обоянского Дамиана (Воскресенского), др. правосл. священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных полит. репрессий: Сб. мат-лов. Курск, 2003. С. 17-22. А. И. Раздорский Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР (Щукин; 1891–1937), архиеп. Семипалатинский, сщмч. (пам. 17 окт. в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских) НИКОДИМ (Кононов Александр Михайлович; 1871-1919), сщмч. (пам. 22 окт., 28 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких, в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), еп. Белгородский, духовный писатель, агиограф ОНУФРИЙ (Гагалюк Антоний Максимович; 1889-1938), архиеп. Курский и Обоянский, сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Курских святых; Польской Православной Церковью включен в Собор св. мучеников Холмских и Подляшских) ПАВЛИН (Крошечкин Петр Кузьмич; 1879-1937), архиеп. Могилёвский, сщмч. (пам. 21 окт., в Соборе Белорусских святых, в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Курских святых и в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских) АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп.

http://pravenc.ru/text/168758.html

На праздник Троицы 1919 г. «апостолический визитатор посетил Унию, – рассказывает тот же А.Пониковский, – с благоговением осматривал исторические места и благословил немногих живущих еще людей, на телах которых были следы мученичества 70-х годов». Как ни старались скрыть от А.Ратти то обстоятельство, что в этих местах, несмотря на все, сохранилось Православие, он не мог не видеть, проезжая полями, православных храмов и православных людей. Внешнего различия не было никакого. Тот же народ, так же одетый и сожженный солнцем, ведет одинаковую трудовую земледельческую жизнь, несмотря на разницу религий. У православных и католиков одинаково золотятся поля рожью, и над теми и другими жаворонки поют свои песни. Впервые за свою долгую жизнь А.Ратти увидал православный народ, и при этом на польской земле. Что он мог думать, созерцая «схизму» не как отвлеченное измышление самолюбивых греков, а как нечто, облеченное реальной и живой плотью Православия? И, может быть, взволнованный взор А.Ратти охватывал православный Восток, лежащий недалеко за горизонтом и раскинувшийся на широких просторах, этот бескрайный мир, загадочный и такой упорный в своих верованиях. Об этом посещении рассказывает и о. Ян Урбан. «Вспоминаю праздник св. Троицы 1919 года в Янове на Подляшье». Там восстанавливалась епархия. «На это торжество прибыл также визитатор Ратти и хорошо знал, что приходит на землю, орошенную кровью исповедников «восточного обряда», пролитой в защиту Унии... Визитатор знал об этом из монографии кс. Прушковского, которую имел с собой... Можно догадаться, какие чувства наполняли сердце А.Ратти, когда после пламенной проповеди нового подляшского епископа Пшездецкого на тему об этих преследованиях униатов уделил собравшемуся народу благословение от имени св. Отца. B какой славе должна была стать перед его душой эта трагедия и эта восточная униатская церковь , которая воспитала таких мучеников. На обратном пути из Янова в Варшаву я имел счастье сопровождать апостолического визитатора. На основании обрывков разговора о старой унии и ее преследовании, которые сохранились в моей памяти, о миссии среди униатов, – будет позволено мне высказать убеждение, что, если когда-либо «воспламенился» А.Ратти к делу Унии, то именно тогда, во время пребывания на Подляшье» 99 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vost...

При ратификации конкордата в Сейме возникли большие споры. Многое понималось не так, как это позднее обнаружилось. В частности, сторонниками конкордата говорилось, что Рим отказался от требований имущества от Православной Церкви. В 1929 году было предъявлено 724 иска о возврате святынь, монастырей и имущества на том основании, что население когда-то принадлежало к униатской церкви, – и требование опиралось на конкордат. Конкордат устанавливал пять церковных провинций латинского обряда (5 архиепископий и 15 епископий), одну греко-католическую униатскую (1 архиепископия и 2 епископии) и одну армянского обряда. Таким образом, не было больше отдельной униатской церкви, а была провинция греко-славянского обряда католической церкви. Епископы латинского и восточного обряда наконец были уравнены в своих правах, чего они добивались со времени Брестского собора 1596 года, но униатская церковь потеряла свою независимость. Правительство и Рим одинаково не доверяли Галицийской унии, ставшей национально-украинской и боровшейся против латинизации. Это сказалось в том, что на территории унии установлено пять латинских епархий и всего три униатских. Вообще униатство было заперто в пределах Восточной Галиции. На одну латинскую епархию приходилось 750 000 человек, на униатскую – 1 500 000 человек 174 . Восточный обряд в конкордате не упоминался, хотя Альбертин уже действовал, и о нем много писали. Вместе с тем в конкордат была помещена ст. XVIII такого содержания: «Духовенства и верующие всех обрядов, находящиеся вне своих епархий, подлежат власти местного епископа, согласно каноническому праву». Статья эта, с одной стороны, закрывала доступ униатской иерархии и клиру Восточной Галиции на территорию Волыни, Полесья и Холмщины, а с другой – дело унии на этих территориях передавала в руки католической иерархии и лишало унию национально-украинского характера. Это было естественно, ибо еще в 1921 году подляшский епископ Пшездецкий заявил, что на Подляшье народ не принимает униатских священников из Галиции и вообще не желает унии в ее галицийском виде 175 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vost...

В развитие этих проектов в октябре 1940 года профессор И.Огиенко был хиротонисан во епископы Холмские и Подляшские с возведением в сам архиепископа и наречением Илларионом. Ему был возвращен собор Рождества Богородицы в Холме, отобранный от православных иезуитами в 1918 году. В феврале 1941 года архимандрит Паладий Видибида-Руденко был хиротонисан во епископы Краковские и Лемковские с возведением в сан архиепископа. Впоследствии ему был прибавлен еще и титул Львовский. Таким образом, совершенно ничтожная по размерам Варшавская епархия была в генерал-губернаторстве разделена на три епархии: Варшавскую, Холмско-Подляшскую и Краковско-Лемковскую. Во главе стоял митрополит Дионисий при двух архиепископах. Что это значило – это выяснилось из письма митрополита Дионисия, как митрополита Православной автокефальной церкви в бывшей Польше, на имя немецких властей от 15 июля 1942 года. В этом меморандуме митрополит Дионисий пишет: «Я никак не могу согласиться с утверждением, что будто бы то обстоятельство, что я принес присягу и был признан господином генерал-губернатором Франком главой автокефальной церкви в Генерал-губернаторстве, уменьшает границы моей церковной юрисдикции только до границ этой области. Такое утверждение я считаю канонически совершенно неоправданным. Здесь смешивается понятие канонической юрисдикции с понятием гражданской компетенции. В момент моей присяги у генерал-губернатора ныне освобожденные восточные земли, что входят в мою митрополию, еще не находились в сфере немецких интересов... Я никак не могу признать правильным тот взгляд, что я не имею канонических и церковно-практических оснований совершать те или иные действия за границами Генерал-губернаторства в вопросах моей церковной юрисдикции и соединенных с ней прерогатив и полномочий, которые мною, как главой поместной автокефальной церкви, понимаются и которые вытекают из тех обязанностей, которые возлагает на меня достоинство, которое я несу» 436 . Однако все это не отвечало тем тенденциям, какие устанавливала оккупационная немецкая власть, совершенно отделяя земли, прилегающие к Днепру, от генерал-губернаторства. Вскоре выяснилось, что вообще духовенство бывшей Варшавской митрополии не допускается в области, лежащие за Бугом, и что немецкое правительство желает управлять украинскими землями при помощи своей администрации и в своих целях. Надежды митрополита Дионисия на кафедру Киевского митрополита и даже смутные мечты о кафедре Московского патриарха, в случае занятия Москвы немцами, были только мечтами, свидетельствовавшими о непонимании действительного положения

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vost...

– Расскажите о самых почитаемых в Польше православных святых, в том числе живших в XX веке. – Мы почитаем православных святых, известных во всем мире. О священномученике Григории (Перадзе) я уже рассказывал. Также мы очень, и я лично, почитаем святителя Николая Чудотворца. Ему посвящено много храмов. Еще – великомученика Георгия Победоносца и Димитрия Солунского. Есть даже мужской монастырь в его честь. Но когда вопрос заходит о польских святых, надо сказать, что это в основном мученики. В 2003-м году Православная Церковь в Польше причислила к лику святых мучеников Холмских и Подляшских. Они пожертвовали своей жизнью, защищая православную веру во время и после Второй мировой войны. Православные в Польше очень почитают святого младенца-мученика Гавриила Заблудовского (или Белостокского). Он признан покровителем православной молодежи. Святой, который мне особенно близок, – это священномученик Максим Горлицкий. Он родился в 1886-м году в лемковском селе Ждыня (юго-восточная Польша), служил в селах, где распространялось движение по переходу униатов в Православие. Когда в 1911-м году он стал священником, то подвергся гонениям со стороны австро-венгерских властей и неоднократно попадал в тюрьму. С началом Первой мировой войны отец Максим был арестован и обвинен в участии в русском движении. 6 сентября 1914 года, без суда и следствия, австрийская военная команда расстреляла отца Максима на глазах его беременной жены, отца и односельчан. Последними словами священномученика были: «Да живет Святое Православие! Да живет Святая Русь!» Мне близки еще другие слова святого, которые он высказал, когда был арестован и обвинен в политической активности: «Моя политика – это Святое Евангелие». Это также мой личный девиз. – Как организована миссионерская деятельность в Польше? – В миссионерской деятельности Православной Церкви в Польше можно выделить внутренний и внешний план. Внутренняя миссия Церкви – это литургическое служение, пастырское попечение и духовное образование верующих. Священники выполняют свое служение в армии, полиции, тюрьмах, больницах и других медицинских учреждениях, домах престарелых и в хосписах. Важным направлением миссии является деятельность среди детей и молодежи. В Польше очень активно действует Братство православной молодежи и церковные объединения, например, Братство святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Они организуют паломничества в православные монастыри в Польше и за рубежом (Россия, Украина, Беларусь, Греция, Румыния, Сербия, Святая Земля), занимаются образовательной и издательской деятельностью. Внешняя миссия Церкви заключается в первую очередь в провозглашении Евангелия, популяризации православного богословия и духовной жизни в обществе. Духовенство избегает ситуаций, в которых кто-то мог бы обвинить их в прозелитизме. Когда люди приходят к нам сами, особенно разочаровавшиеся католики, мы действуем аккуратно.

http://pravoslavie.ru/133834.html

@import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть Рык польско-католического Костёла в Беларуси раздается всё сильнее Межконфессиональный мир в интерпретации белорусских латинствующих Дмитрий Куницкий   16:15 05.02.2024 595 Время на чтение 17 минут Польско-католический Костел в Беларуси, не дожидаясь, пока белорусы вполне осознают необратимость «конца межконфессионального спектакля» , и, очевидно, не видя никакого смысла продолжать игру в толерантность, а также явно желая ускорить приход на белорусские земли войск III Речи Посполитой при поддержке нового Вермахта НАТО, решительно меняют тональность своих заявлений. Несколько месяцев назад они окончательно демонстративно «подняли на знамена изувера Кунцевича» , – русского по происхождению вероотступника и янычара, продвигавшего свою иезуитского-униатскую ересь поистине демоническо-террористическими методами, что не помешало католическому Костелу провозгласить его «святым мучеником» и назначить «покровителем Беларуси» (точнее «крестового похода» на нее). Нынче же польский Костел в Беларуси на своем главном сайте воздал почести погибшим в подляшском селе Пратулин униатских прихожан, ставшим жертвой провокации папистов-латинян. Вопиющим и раскрывающим суть замыслов Ватикана, недавно открыто присягнувшим Евросодому, и его наместников в Беларуси является не столько сам факт памяти несчастных жертв той провокации, пусть и в извращающей правду форме подаче, а именно тон и дух, в котором осуществлено это поминание. Читаем первоисточник с самого начала: «После разделов Речи Посполитой вся территория современной Беларуси оказалась в составе Российской империи, которая начала на захваченных (!) землях устанавливать свои порядки [а должна была бережно хранить польские?!]. Царские чиновники и сановники не брезговали использовать для этого также религию, стремясь превратить Церковь в послушное орудие своей политики. Одним из методов имперских властей в этом направлении стала ликвидация в 1839 году Брестской церковной унии и насильственный перевод всех греко-католиков в подконтрольное царизму православие, что сопровождалось жесткими репрессивными мерами против духовенства и верующих, которые не пожелали оставлять своей веры и разрывать единства с Католическим Костелом… Целенаправленное уничтожение остатков Унии в Подляшье началось в 1874 году и сопровождалось жесткими карательными акциями, временами кровавыми».

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/05/ry...

с. Колемчице Хелмского повята, известен с 1604, упразднен в 1745), Замойский Николаевский братский (мужской, в г. Замостье (ныне Замосць), основан в 1606, упразднен в 1698), Докудовский Параскевинский (с. Докудов, ныне Бяльского повята, известен с 1613, упразднен до 1696), Подгорецкий Рождество-Богородичный (мужской, в с. Подгорцы (ныне Подхорце Хрубешувского повята), основан в 1641), Крешовский Рождество-Богородичный (мужской, в с. Крешов Белгорайского повята, известен с 1643), холмский Успенский (женский, в Холме, известен с 1654), Кособудский Крестовоздвиженский (мужской, в совр. с. Кособуды Белгорайского повята, известен с 1659), Бердыщенский (мужской, в с. Бердыще ныне Хелмского повята, известен в 1667-1709), Корховский Крестовоздвиженский (мужской, в с. Корхов Белгорайского повята, упом. в 1690-1720), люблинский Преображенский Братский (мужской, в Люблине, упразднен в 1698), Турковицкий Рождество-Богородичный (мужской, в с. Турковицы ныне Хрубешувского повята, известен с 1709, упразднен в 1749 униатами), Замчиский (в урочище Замчиско близ совр. с. Сусец Томашувского повята, известен с 1712), Параскевинский (женский, в совр. с. Пустельник Люблинского повята, упразднен в 1716), Щуровский (женский, ныне в с. Щурув Венгровского повята, известен с 1720), Радочницкий Антониевский (женский, в совр. с. Радечница Замойского повята, основан в 1882 как муж. община, с 1899 жен. община, с 1902 мон-рь, упразднен в 1915), Вировский Преображенский (женский, в с. Виров Соколовского у., основан в 1883 как община, с 1898 мон-рь, упразднен в 1915), Леснинский Богородицкий (женский, в с. Лесна Константиновского у., основан как община в 1884, с 1889 мон-рь, в 1915 в условиях эвакуации община распалась). Лит.: Лонгинов А. В. Червенские города: Ист. очерк в связи с этнографией и топографией Червонной Руси. Варшава, 1885; Кваснецкий А. В. Об упраздненных приходах и закрытых церквах б. Холмской греко-униатской епархии. Люблин, 1891; Гербачевский Ф. Русские древности и памятники православия Холмско-Подляшской Руси (Люблинской и Седлецкой губ.).

http://pravenc.ru/text/2561038.html

В Люблинском диоцезе проект неоунии из-за отсутствия поддержки со стороны еп. М. Фульмана стал реализовываться в нач. 30-х гг. XX в. В 1931 г. были открыты неоуниат. общины в мест. Хородло (построенный в 1931-1932 храм свт. Николая) и в с. Грабовец (храм св. Каетана), они являлись вик-ствами при римско-католич. костелах. В виде исключения еп. М. Фульман пригласил для обслуживания этих общин группу монахов-василиан из Галичины, им же было разрешено служить в переданных под костелы бывш. униат. храмах в селах Матче, Свидники и Теребин Хрубешувского повята, где местное укр. население не принимало лат. обряд. В целом среди неоуниат. клира преобладали бывш. правосл. священники-ренегаты, было неск. иезуитов и облатов из категории биритуалистов, пытавшихся создать миссионерские центры (в 1927 организована миссия паулинов в с. Лесна, в 1929 - миссия облатов в мест. Кодень, в 1934 - миссия студитов в с. Шостка Радзынского повята). В Люблинском воеводстве неоуниат. общины существовали гл. обр. в Бяльском и Хрубешувском повятах. Холмская икона Божией Матери. Кон. XII - нач. XIII в. (Музей волынской иконы, Луцк) Холмская икона Божией Матери. Кон. XII - нач. XIII в. (Музей волынской иконы, Луцк) Неоуния использовалась польскими светской и церковной властями как вспомогательный инструмент в религ. и национальной ассимиляции укр. населения. Основной упор делался на перевод православных непосредственно в лат. обряд, неоуния являлась промежуточной стадией в этом процессе. По данным епископской курии Люблинского римско-католич. диоцеза (по всей видимости, завышенным), в 1923-1938 гг. из Православия в католичество перешло ок. 140 тыс. жителей края. На 1939 г. в Люблинском воеводстве в полном или частичном распоряжении неоуниат. духовенства находилось 24 храма, из них 16 относилось к Подляшскому диоцезу, 8 - к Люблинскому диоцезу. Большинство приходов были сельскими. В 1940 г. 1-й неоуниат. храм региона в с. Голя был переведен в Православие, настоятель Александр Прилуцкий изгнан из села. При этом оккупационные власти в 1941 г. согласились на сохранение прихода вост. обряда в мест. Тересполь, при условии его подчинения Шептицкому, а не местному римско-католич. епископу. Неоуниат. филиальные храмы в Хородло и Грабовце перешли в юрисдикцию Украинской греко-католической Церкви (УГКЦ), которой в 1941 г. был передан Николаевский храм при бывш. Холмской униат. семинарии. Только на севере Подляшья в период оккупации продолжали действовать приходы, сохранявшие свой неоуниат. статус - как отдельной юрисдикции в Римско-католической Церкви.

http://pravenc.ru/text/2561038.html

Во Владимир-Волынской епархии пребывают мощи святых мучеников Холмских и Подляшских 20 июня 2007 г. 09:13 В субботу 16 июня в ознаменование 1015-й годовщины Владимир-Волынской епархии и 10-летия возрождения Успенского Низкиницкого монастыря Волынь встречала великую православную святыню — мощи святых мучеников Холмских и Подляшских. По благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви митрополита Владимира и Предстоятеля Польской Православной Церкви Митрополита Саввы раку с мощами святых мучеников привез в обитель архиепископ Люблянский и Холмский Авель. Торжественной процессией святыню пронесли улицами Нововолынска в Успенский Низкиницкий монастырь. Богослужение возглавили два архиерея — владыка Авель и епископ Владимир-Волынский и Ковельский Никодим. Архиепископ Авель поздравил волынян с этим событием. «Святые мученики Холмские, — сказал владыка, — являются светочами веры и образцами верности святому Православию для нынешних христиан. Здесь, на Волыни, живет много очевидцев тех страданий, которые испытали верные на православной Холмской земле. Волыняне и холмщаки имеют в их лицах заступников и молитвенников пред Богом». От Польской Православной Церкви архиепископ Авель подарил Низкиницкому монастырю икону святых мучеников с частицей их мощей. Епископ Никодим поблагодарил архиепископа Авеля, а через него Митрополита Савву за предоставленную возможность молитвенно поклониться святым мощам. После праздничного всенощного бдения началось молитвенное чествование: целую ночь служились молебны с акафистами, а паломники шли помолиться святым мученикам, попросить благословения и заступничества перед престолом Божиим. На протяжении недели святые мощи мучеников Холмских и Подляшских побывают во всех монастырях епархии. «Православие в Украине» /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/259988.htm...

Иерархи Украинской Православной Церкви приняли участие в чествовании мучеников Холмских и Подляшских в Польше 7 июня 2021 г. 18:05 5-6 июня 2021 года по приглашению архиепископа Люблинского и Холмского Авеля ( Польская Православная Церковь ) митрополит Житомирский и Новоград-Волынский Никодим и викарий Ровенской епархии епископ Дубенский Пимен приняли участие в торжествах по случаю дня памяти Собора мучеников Холмских и Подляшских в польском городе Холм. 5 июня иерархи Украинской Православной Церкви сослужили архиепископу Люблинскому и Холмскому Авелю, архиепископу Перемышльскому и Горлицкому Паисию, епископу Семятычскому Варсонофию за торжественным всенощным бдением. После вечернего богослужения митрополит Никодим и епископ Пимен приняли участие в панихиде на месте захоронения невинно убитых жителей села Верховины, которые отдали жизнь за православную веру 6 июня 1945 года. Тогда было казнено около 200 человек. 6 июня, в день памяти мучеников Холмских и Подляшских, в храме апостола Иоанна Богослова в городе Холм была совершена Божественная литургия. По окончании богослужения архиереи, духовенство и многочисленные богомольцы совершили крестный ход вокруг храма. В завершение торжеств прозвучали приветственные слова присутствовавших архипастырей, сообщает Информационно-просветительский отдел Украинской Православной Церкви со ссылкой на пресс-службу Житомирской епархии . Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5818184.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010