Кирилла об антихристе и знаках его, с разширением науки (учения) против ересей розных» (изд. в Вильне, 1596 г., на литовско-русском и польском языках) с посвящением князю Острожскому. 161. Лаврентий Зизаний Тустановский , протоиерей Корецкий, по предисловию к Беседам Златоуста 1623 г. святой православной веры исповедник и проповедник, муж благоговейный, дидаскал и вития, приобретший хорошее знание греческого языка». Он написал: а) Грамматику славянского языка, необходимую тогда для школ и изданную в Вильне 1596 г. Тогда же напечатана им Азбука с кратким лексиконом. Последний издан Сахаровым в II т. Сказаний Русского народа. б) Толкование молитвы – Отче наш , изданное в Вильне 1596 г. в) Катихизис, подвергавшийся в 1627 г. в Москве строгому пересмотру, но изданный, по показанию отца Сильвестра, в Москве, в л. без предисловия и показания года издания (Толстого рукоп. II, 226, 285; Оглавление книг § 113). Отец Сильвестр говорит, что это Московское издание «имать листов 346, глав 67»; а в раскольничьих Гродненских изданиях 1783–1787 г. Катихизис имеет уже 80 глав; это значит, что раскольники добавили своей мудрости и в Московское издание Катихизиса. Ответ Лаврентия в защиту своего Катихизиса у Толстого II, 226. г) Лаврентий участвовал в переводе Бесед Златоустого на послания апостола Павла, изд. К., 1623 г. Нестор Козменичь , по грамоте 1594 г. православный «протопоп Подчаецкий, нареченный игумен монастыря Миненского, в 1595 г. «маршалок кола духовного и экзарха митрополии Киевское», соглашавшийся. вместе с Гедеоном, быть под властью папы, но потом отказавшийся от того, в 1609 г. «протопоп Подляшский и экзарха митрополии Киевское» (Акт. зап. Росс. IV, 67, 85, 314), от 4 янв. 1609 г. писал из Заблудова окружное послание православным Литвы, где выставлял им в пример твердость Виленских православных жителей, с отвращением отвергнувших хитрые предложения Ипатия Поцея, «от самого сатаны выругнутые», и убеждал следовать их примеру (Акт. зап. Росс. IV, 179). 162. Захария Копыстенский , воспитанник Волынских школ, наместник Печерской Лавры, с 20 ноября 1624 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Об этом пишет белорусский историк-геральдист А. К. Титов, акцентируя внимание на том, что на возникновение «Погони» повлияли ряд факторов, среди которых и греко-византийские христианские традиции обозначать оборону Отечества посредством образа святого Георгия как заступника рыцарства. А доходчивость этого образа для простых воинов, оторванных от повседневных забот, заключалась в том, что одновременно этот святой в народной традиции изначально воспринимался и как опекун земледелия, скота и т. д. Иконографическое сходство образа великомученика Георгия Победоносца прослеживается с «конниками», изображенными на артефактах XI–XVII вв., найденных в Беларуси (Крест Евфросинии Полоцкой, печать со знаком Рюриковичей из находки в Калинковичском районе, серебренник времен Ярослава Мудрого, печать полоцкого князя Глеба (Наримонта), монетоподобная подвеска из-под Дрисвят, знаменитые белорусские изразцы, столовая посуда с княжескими и шляхетскими гербами и др.) 373 . Воссозданный крест преподобной Евфросинии Полоцкой Хронологическая глубина подобных находок говорит о некой изначальной данности обращения населения белорусских земель к образу небесного заступника: те же гербовые печати впервые появляются лишь около 1000 года. Вполне естественным образом данная символика в течение столетий перешла на городскую геральдику, которая изначально заимствовала идею государственных символов об обороне Отечества 374 . Характерно, что только в особых случаях государственный герб «Погоня» разрешалось воспроизводить как дополнение в гербе некоторых привилигированных городов Великого Княжества Литовского в его исторически складывавшихся территориальных масштабах (Брянск-Подляшский, Речица – XVI в.). Со временем это ограничение ослабло, и «Погоня», как можно предположить, не только стала шире использоваться в геральдике (Дриса, Лепель, Могилев – XVII–XVIII вв.), но в ряде случаев вновь как бы «возвратилась» в иконографические очертания святого Георгия, убивающего змия (Красный, Сейны, Стародуб, Угорье – в XVII–XVIII вв.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   В зависимости от политической ориентации и особенностей этнического самосознания униаты Галиции разделялись на русинов, помнивших о своих русских корнях, и украинцев. Польские власти разделяли своих русских подданных на несколько национальных групп: украинцев, русинов, «росийских» (с одним «с») и эмигрантов. Некоторые из русских числились поляками. В документах большинства белорусов, тех, кого не записали «росийскими» или поляками, в графе национальность делался прочерк, который следовало, очевидно, понимать так: пока национальности не имеет, но есть надежда, что впоследствии станет поляком.    На территории Польши находилось несколько православных епархий. Виленской епархией управлял епископ Елевферий (Богоявленский). Правда, он оказался на польской территории только 8 февраля 1922 г., когда Виленский округ вошел в состав Польши. На епископа Белостокского Владимира (Тихоницкого) возложено было Патриархом Тихоном окормление всей Гродненской епархии. Часть Волынской епархии, входившая в пределы Польского государства, находилась под управлением викарного епископа Кременецкого Дионисия (Валединского). Для окормления церквей Полесья Святейший Патриарх Тихон направил в Пинск епископа Пантелеимона (Рожновского), который по отцу был поляком. Назначенный на Варшавскую кафедру митрополит Серафим (Чичагов) не получил от польских властей разрешения на въезд в Польшу.    Польские власти стремились оторвать православные епархии на своей территории от Московской Патриархии. Свои попытки устроить в Польше независимую от Москвы православную юрисдикцию они начали с контактов с Белостокским епископом Владимиром (Тихоницким), видевшим путь к правильному устроению церковной организации в Польше в сохранении канонической зависимости от Патриархии и в созыве Всепольского Собора. И то и другое не соответствовало видам правительства Польши. Польским властям стало вполне ясно, что они не могут рассчитывать на епископа Владимира, после того как он — без согласования с ними, но исполняя поручение Святейшего Патриарха Тихона — рукоположил во епископа Бяло-Подляшского Сергия (Королева) с возложением на него временного управления Холмской епархией.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Особо бесчестна «иконографическая украинизация» по отношению к одной из центральных фигур иконы – священномученику Владимиру Богоявленскому . В Малороссии митрополит пробыл лишь пять неполных лет своей семидесятилетней жизни. Уроженец Тамбовской земли, он всем своим служением, – последовательно занимая епископские кафедры трёх исторических столиц Руси (Московскую, Петербургскую и Киевскую), – символизировал её единство. Да и прямо, пред угрозой смерти, отстаивал это единство как Киевский святитель: «Для нас страшно даже слышать, когда говорят об отделении южно-русской Церкви от единой Православной Российской Церкви… Не из Киева ли шли проповедники православия по всей Руси? Среди угодников Киево-Печерской Лавры разве мы не видим пришедших сюда из различных мест Святой Руси? Разве православные Южной России не трудились по всем местам России как деятели церковные, ученые и на различных других поприщах, и, наоборот, православные Севера России не подвизались ли также на всех поприщах в Южной России? Не совместно ли те и другие созидали великую Православную Российскую Церковь?» Кто-то скажет, однако: есть же отдельные соборы празднования Сибирских святых (большей частью, малороссов), Волынских , Крымских , Карпаторусских , Холмских и Подляшских … Есть. Однако же здесь не усматривается выделение по этническому признаку. Сугубо по региональному. На «национально-исторической основе» празднуются соборы сербских, болгарских, чешских и словацких святых. Но в отличие от болгарских и сербских святых, считавших себя соответственно болгарами и сербами, все «украинские» святые считали себя себя русскими! Даже если являлись иностранцами по рождению . В том же 2018 владыка Антоний в ответ на законопроект о переименовании УПЦ в РПЦвУ, заявил: «Политики с помощью раскольников хотят переименовать нас из Украинской Православной Церкви, которой мы являемся, в “Русскую Церковь в Украине”, хотят сделать нас чужими… Что бы каноническая Церковь стала… чужой для своего народа». Да, с одной стороны, переименование религиозной (да и любой другой) организации государством, которое по конституции отделено от церкви, – вопиюще антиконституционно (как бы на самом деле ни хотела возвращения к статусу экзархата Русской церкви значительная часть верующих и причта). Но мы сейчас о другом: из заявления владыки следовало, что Русская церковь – чужая для «украинского народа». Вот так:придумали сто лет назад особый «народ», а теперь под него нужно приспосабливать тысячелетнюю Церковь.

http://ruskline.ru/opp/2021/09/14/kripto...

Впрочем, сохранились свидетельства о том, что иногда гонители и не скрывали, что преследуют именно за веру. Священноисповедник Зиновий (Мажуга) рассказывал: «В 1936 году меня арестовали и, не предъявив никакого обвинения, несколько месяцев продержали в ростовском распределителе. Однажды я спросил следователя: “В чем же состоит моя вина, какое предъявляют мне обвинение?” Следователь молча указал на мою рясу» . Еще один пример. Когда благочестивый крестьянин Дмитрий Клевцов в 1929 году попал под суд, на суде спросили, знает ли он, за что его судят. Дмитрий ответил, что, мол, кому-то не понравился. Тогда судья сказал откровенно: за веру и прежнюю зажиточность. «Откажись от веры, вступи в колхоз, и мы судить тебя не будем. Дадим работу, даже сделаем начальником небольшой коммуны, будешь руководить». На это Дмитрий ответил: «За веру судите? Я всегда готов к суду» . III Если мы посмотрим на обвинения, выдвигаемые против священников, пострадавших от коммунистического режима в Болгарии, то увидим, что они типологически те же, что выдвигала советская власть и против русских, сербских и польских новомучеников. В Болгарии наиболее характерным для первых послевоенных лет было обвинение в сотрудничестве с полицией при прежнем режиме. Священника Бориса Вълканова приговорили к смерти как «предателя» и «полицейского доносчика» . Священника Александра Дянкова обвинили в сотрудничестве с фашистским режимом. В том же обвиняли и священника Рафаила Раева , утверждая, будто бы он в числе других людей «добровольно следил и доносил о передвижениях партизан». Те же самые обвинения в то же самое время коммунисты выдвигали и против сербских новомучеников, например против священномученика Иоанникия (Липоваца) и священномученика Луки (Вукашевича), а также против Холмских и Подляшских мучеников, прославленных Польской Православной Церковью. Выдвигались эти обвинения и против русских новомучеников. Так, например, священномученик Василий (Смоленский) был приговорен к расстрелу в 1942 году по обвинению в «предательстве» и «пособничестве немцам», временно занявшим его село, хотя святой эту клевету категорически отверг. И священномученик Матфей (Крицук) в 1950 году был арестован по обвинению в том, что он будто бы сотрудничал с немцами в годы войны.

http://pravoslavie.ru/41945.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ДИОНИСИЙ (ВАЛЕДИНСКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Митр. Варшавский и всей Польши Дионисий (Валединский). Фото 1928 г. Дионисий (Валединский), еп. Кременецкий. Фотография. 1913 г. (РГИА) Отправив это письмо, митрополит Дионисий покинул Варшаву и выехал на свою дачу в Отвоцк . Получив от митрополита Дионисия указанное письмо, архиепископ Серафим вторично прибыл в Варшаву и вступил в управление Варшавской епархией . Однако, официальной отмены автокефалии не последовало, митрополит Дионисий по-прежнему почитался главой Церкви, а имя его возносилось за всеми богослужениями . Митрополит Серафим показал себя традиционалистом и русофилом, тогда как немецкие власти желали сделать из Польской Церкви подспорье для создания антирусской Украинской Церкви для раздробления СССР , поэтому вскорости митрополит Дионисий был снова привелечён к управлению. 23 сентября 1940 года в Кракове польский Генерал-Губернатор д-р Франк принял митрополита Дионисия в торжественной аудиенции и заявил что тот возвращается к управлению Православной Церковью на территории генерал-губернаторства. Митрополит Дионисий, принимая это утверждение, с своей стороны заявил, что он установит каноническую иерархию, возведет в епископский сан ведущего украинского националиста профессора И. Огиенко , и окажет верность и послушание генерал-губернатору. 24 сентября митрополит Дионисий прибыл в Варшаву и принял от архиепископа Серафима управление Варшавско-Холмской епархией. Очень быстро во многих сторонах жизни Польской Церкви выявился новый подчёркнуто украинский характер, и сам митрополит Дионисий стал порой служить по-украински . В связи со вторжением немцев в СССР по приказу митрополита в польской синодальной типографии были отпечатаны бланки с титулом " Смиренный Дионисий, патриарх Московский и всея Руси " , которые до осени 1941 года хранились запечатанными, но позднее были уничтожены . 30 сентября Собор епископов под председательством митрополита Дионисия произвел новое административное деление Церкви: были созданы 3 епархии ( Варшавско-Радомская , Холмско-Подляшская и Краковско-Лемковская (с 1941 года в связи с включением в состав генерал-губернаторства Галиции Краковско-Лемковско-Львовская)).

http://drevo-info.ru/articles/16588.html

Иерарх Русской Православной Церкви принял участие в торжествах на Холмщине 16 октября 2015 г. 09:04 10-11 октября 2015 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по приглашению архиепископа Люблинского и Холмского Авеля митрополит Смоленский и Рославльский Исидор посетил Люблинско-Холмскую епархию Польской Православной Церкви , где принял участие в торжествах по случаю дня памяти священномученика Серафима (Остроумова). Митрополита Исидора сопровождали в поездке клирики Смоленской митрополии протоиерей Василий Мовчанюк, иерей Анатолий Тонкович и диакон Сергий Зуев. 11 октября иерарх Русской Православной Церкви вместе с архиепископом Люблинским и Холмским Авелем совершил Божественную литургию в храме святого апостола и евангелиста Марка в Бяла-Подляшске, при котором действуют приход для окормления православных военнослужащих Войска Польского и приход во имя священномученика Серафима (Остроумова). По окончании Божественной литургии в храме апостола Марка архиепископ Авель обратился к делегации Русской Православной Церкви с приветственным словом и передал в дар митрополиту Исидору список Ченстоховской иконы Пресвятой Богородицы. В ответном слове митрополит Исидор отметил выдающееся значение личности священномученика Серафима — святого, пользующегося почитанием как в Польше, так и в странах Московского Патриархата и связывающего народы, окормляемые Русской и Польской Православными Церквами. Митрополит Исидор передал в дар польской стороне икону Смоленской Божией Матери Одигитрии, а архиепископу Авелю — памятную панагию с изображением этого образа Царицы Небесной. Митрополит Исидор посетил также монастырь святых Марфы и Марии на Святой горе Грабарке. Священномученик Серафим (Остроумов) родился в 1880 году в Москве. В 1904 году окончил Московскую духовную академию , принял монашеский постриг, был рукоположен в иеродиакона и иеромонаха. 1905 году стал насельником Онуфриевского Яблочинского монастыря и принимал активное участие в восстановлении этой обители. Был благочинным монастырей Холмской епархии. В 1916 году рукоположен во епископа Бельского, викария Холмской епархии. С 1927 года — архиепископ Смоленский и Дорогобужский. Неоднократно арестовывался советской властью за сопротивление изъятию церковных ценностей и за антисоветскую пропаганду, последний раз — в 1936 году. Расстрелян 8 декабря 1937 года в Катынском лесу. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4246859.ht...

После нескольких лет работы преподавателем женского епархиального училища в Кременце, в сентябре 1895 г. Т. Теодорович был рукоположен в диакона, а затем и в иерея. Посвящение происходило в Почаевской лавре, как о том просил сам о. Терентий. Тогда же молодой священник с семьей отправляется «к месту первого своего пастырского служения – с.Дратов Любартовского уезда Люблинской губернии». «Для села приезд нового батюшки – это большое событие. По пути крестьяне выходили из домов и ласково приветствовали нас... Всенощная. Церковь полна народу. Псаломщика на клиросе окружает молодежь. И вот в ответ на мой первый возглас вся церковь – хором ответила мне. И так – всю службу. Я был восхищен, и уже в первые моменты своего молитвенного сближения со своей паствой я почувствовал, что здесь я буду пастырски счастлив, и в посвящении себя этому воспевающему Бога народу будет моя высшая радость и услаждение... Я реально почувствовал там впервые и высоту, и значение, и радость пастырского служения людям». Дратовские прихожане – «народ благочестивый, честный, язык " подляшский " , смесь украинского с польским, еще больше с русским» - расстались со своим священником осенью 1902 г., когда о. Терентий был переведен в Варшаву. Четвертый священник варшавского кафедрального Свято-Троицкого собора на ул. Долгой, о. Терентий застал при своем «поступлении в Варшаву еще «старое», заслуженное, сановитое, с высшим богословским образованием священство». «Они не были фанатиками, оскорбляющими религиозные чувства окружающего их инославного населения, но умудренные опытом, твердые, непоколебимые хранители своего Православия, пользовавшиеся уважением у представителей инославного духовенства». Эти слова можно было бы отнести и к самому о. Терентию, снискавшему симпатии католического населения еще в период столь дорогого и памятного ему сельского пастырства, чему в немалой степени способствовало дружественное общение православного священника с католическим духовенством. В Варшаве о. Терентий постепенно начинает литературную работу: в «Холмско-Варшавском епархиальном вестнике» появляются его первые статьи, а в 1907 г. выходит из печати небольшая книга о приходской жизни, материалом для которой послужил в основном «церковноприходской опыт... служения в Дратове». О. Терентий становится активным исповедником идеи соборности Церкви – «основного принципа Православия», - в чем его поддерживает и варшавский иерарх - архиепископ Николай (Зиоров). В 1909 г. издается небольшая работа о. Терентия о религиозности Н.В. Гоголя, которую он определял так: «Религия была, можно сказать, жизненной стихией Гоголя - ею душа писателя питалась во все возрасты жизни и ею же Гоголь больше всего был чужд передовым людям русского общества, даже своим друзьям».

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

В драматический период преследования Православия на Холмщине в 1938 г 44-летний священник вернулся сюда вместе с праведной Иоанной и начал служение в православном приходе в Седлиськах на Замойщине. В тяжкие минуты, когда православных заставляли отрекаться от своей Церкви, о. Павел стойко укреплял своих прихожан в Православной Вере. В годы войны о. Павел служил на разных приходах Холмщины (в частности в Снятичах). Нередко его окружала атмосфера вражды и ненависти. Вместе с праведной Иоанной он пережил налет, ограбление, избиение. В 1943 г. его направили на пастырскую работу в Грабовец (Грубешовский уезд). Именно здесь, вместе с мученицей Иоанной, священномученик Павел обрел дорогу к славе небесной. В день праздника Успения Пресвятой Богородицы они приняли мученический венец, претерпев ужасные страдания от рук преступников. Св. священномученик Николай Св. священномученик Николай родился в 1907 г. в Котлячев (Житомирского уезда) на восточной Волыни в семье Гольцов. После Первой мировой войны вместе с родителями поселился в древнем городе Владимире-Волынском. Ощутил призвание к служению Церкви и в 30-е годы закончил богословские курсы в Болгарии. После окончания учебы женился. Позже, осенью 1935 г., принял посвящение. Молодого священника направили в деревню Обша на Белгорайщине, где он стал викарным священником православного прихода в Бобицах. Пастырское служение начал о. Николай в тяжелых условиях, как внештатный священник, и жил лишь на пожертвования верных. В условиях давления на Православную Церковь со стороны государственной администрации не раз оказывался в крайне тяжелых ситуациях. Затем его назначили викарным священником в православном приходе в Долгошеях (Дубенский уезд). Позже направили в село Когильно (Владимирский уезд), которое было приписано к кафедральному православному приходу во Владимире-Волынском, где он стал викарным священником собора. В годы войны св. Николай вернулся на Холмщину. Стал настоятелем православного прихода в Новоселках возле Потуржина на Томашовщине. В эти трагические времена помогал многим людям избежать гибели, невзирая на их происхождение и вероисповедание. В своих действиях проявлял большую решительность и отвагу.

http://pravicon.com/info-3601

Св. священномученик Петр Св. священномученик Петр родился в 1891 г. в деревне Тарнаватка (Томашевский уезд). В 1908 г. закончил школу. В годы Первой мировой войны будущий пастырь и святой работал учителем. Тридцатилетний Петр Огризенко ощутил призвание к церковному служению и поступил в Волынскую духовную семинарию в Кременце. После окончания в 1923 г. семинарии женился. В декабре этого же года в Кременце принял дьяконское и священническое посвящение от епископа Люблинского Антония. На протяжении нескольких лет о. Петр был священником Волынской епархии. Служил на многих приходах Владимирского, Дубенского, Луцкого, Гороховского уездов. В 1939 г. Волынь оказалась под властью богоборческого режима, о. Петр вернулся на родную Холмскую землю – на Томашовщину. Поселился в селе Сумин, а вскоре стал настоятелем прихода в Моратине. В ревностной пастырской работе, которую проводил в тяжелых военных условиях, священник особое внимание уделял молодежи. Мученическую смерть принял в селе Чортовец (Замойский уезд), которое входило в его приход. В апреле 1944 г. на Страстной Седмице, в Великий Понедельник, о. Петр служил Божественную Литургию для молодежи вместе с великопостной исповедью. Священника в церковном облачении вывели из церкви. Потом сорвали с него облачение, отвели за село и жестоко замучили. Тело мученика, вероятно, погребено на лугах на месте страданий. Пока место захоронения мученика не установлено. Св. священномученик Сергий Св. священномученик Сергий родился в 1915 г. в деревне Шиховичи возле Грубешова в благочестивой семье Захарчуков. Его отец, о. Николай, был дьяконом и известным регентом церковных хоров на Грубешовщине. Мать святого, Мария, после смерти мужа поступила в Корецкий монастырь на Волыни. Подготовку к священническому служению Сергий прошел в Волынской духовной семинарии и в школе чтецов при Яблочинском Свято-Онуфриевском монастыре. После женитьбы, накануне Второй мировой войны, принял священнический сан. Новопосвященный о. Сергий был направлен на пастырское служение на приход в Наброже на Томашовщине, где в 1938 г. был разрушен храм. Как православный священник, постоянно подвергался бесчисленным опасностям.

http://pravicon.com/info-3601

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010