Признанные традиционными общины пользуются определенными привилегиями: они могут регистрировать церковные браки, получать регулярную финансовую поддержку от государства, размер которой определяется в зависимости от количества верующих, имеют право преподавать религ. предметы в гос. школах, пользуются льготами при уплате налогов и страховых взносов, имеют право духовно окормлять верующих в военных частях, их клир и семинаристы освобождены от воинской повинности. Третий статут Великого княжества Литовского. 1588 г. В 1569 г. была заключена Люблинская уния между ВКЛ и Польским королевством, в состав к-рого перешла значительная часть земель ВКЛ (Подляшское, Волынское и Киевское воеводства). Возникло объединенное польско-литов. гос-во - Речь Посполита , однако государственность ВКЛ сохранилась, его политические деятели стремились обеспечить как можно более выгодное положение литов. гос-ва в составе Речи Посполитой: ВКЛ сохранило свое название, столицу (Вильно), органы власти, систему должностей, казну и войско, подтверждались и расширялись права литовской шляхты; в 1588 г. был принят Третий Литовский статут, в котором ничего не говорилось об унии и в то же время иностранцам (под ними понимались гл. обр. выходцы из Польши) запрещалось занимать гос. должности в ВКЛ, в кон. XVI в. кор. Сигизмунду III не удалось добиться поставления поляка Бернарда Мацеёвского на епископскую кафедру в Вильно. С 20-х гг. XVI в. благодаря торговым и культурным связям в Л. начали проникать идеи М. Лютера с немецких земель, гл. обр. из соседней Пруссии. Лютеранство, ставшее гос. религией Прусского герцогства после секуляризации Тевтонского ордена (1525), распространялось среди многочисленного литов. населения этого гос-ва, в к-ром сложилась историческая область М. (Прусская) Литва. Важнейшим центром распространения Реформации среди литовцев стал основанный в 1544 г. Кёнигсбергский ун-т, в к-ром преподавали изгнанные из ВКЛ А. Кульветис и С. Раполёнис, придерживавшиеся протестант. взглядов. В 1547 г.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

Кто не выйдет на войну в положенный срок и в назначенное место, тот обязан заплатить за вину королю сто рублей грошей, если же кто, надеясь на свое богатство, и после сроку не приедет и не представит важной причины своему отсутствию, тот лишается жизни. Вдова платит также сто рублей пени, если опоздает прислать на войну слуг своих; если же и после сроку не пришлет по нерадению, то выгоняется из имения своего, которое переходит к ее детям или родственникам, если детей не будет. Кто уйдет с войны без ведома королевского или гетманского, тот казнится смертию. Принимая во внимание прежнее нераденье, вошедшее в обычай, что к назначенному сроку половина земли придет, а другая не придет, и всех не пришедших казнить смертию было бы очень жестоко, казнить же двух-трех, а других помиловать было бы крайне несправедливо; принимая это во внимание, сейм постановил: кто не приедет в назначенный срок, платит сто рублей; кто не приедет через неделю после сроку, казнится смертию. В 1507 году издана была окружная королевская грамота о власти и правах гетмана во время похода; гетман имел право казнить ратников смертию за грабеж, нанесение раны, утайку найденной вещи ценою выше полукопья, посечение дерева с пчелами, за побег. На Виленском сейме 1528 года положено было, что каждый владелец населенного имения обязан ставить с осьми человек (с каждых осьми служеб людей) одного ратника на добром коне и в полном вооружении. В следующем году на Виленском же сейме издан был подробнейший устав: кто имеет семьсот служб, тот обязан выставлять сто ратников (пахолков) добрых, конно и збройно; у кого четыреста служб, тот выставляет 50 пахолков; у кого только восемь служб, тот обязан сам ехать на службу; у кого меньше 8 служб, тот обязан сам ехать, только не на таком коне и не в таком вооружении, каких требует устав, а смотря по средствам своим. Слуги путные, данники, службы подляшские водочные сообща с людьми тяглыми обязаны также земскою службою. Освобождаются от нее места княжеские, панские и шляхетские, бояре их, шляхта и слуги дворные, также и огородники их.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Ч. 1. Т. 7. С. 632). Таким образом, по-видимому, не К. Острожский вызвал к жизни массовое движение против унии, скорее, движение побудило князя к действиям. Как показывает анализ грамоты Сигизмунда III, предпринятый П. Жуковичем, король, удовлетворив пожелания относительно укрепления власти епископов и положения их в православном обществе, по ряду важных для них вопросов не занял определенной позиции. Так, по вопросу о предоставлении православному духовенству прав и привилегий Римской Церкви и о включении его представителей в состав Трибунала король предложил договариваться с латинским духовенством; на просьбу об освобождении православного духовенства от налогов ничего не ответил (Жукович. Сеймовая борьба. С. 143–146). О впечатлении, которое произвели на епископов, вступивших в переговоры с Римом, выступления виленских мещан говорит опубликованное П. Жуковичем письмо Полоцкого архиеп. Григория Загоровского Н. Х. Радзивиллу Сиротке от 12 августа 1595 г. Напуганный архиепископ просил Н. Х. Радзивилла и его брата-маршалка взять и его, и митрополита, под свою охрану от виленских мещан и ходатайствовать об их защите у короля (Жукович. Сеймовая борьба. С. 587). В описании сношений кн. К. Острожского с протестантами, собравшимися на свой синод в Торуни, допущены некоторые неточности: посланцем К. Острожского был его дворянин К. Лушковский, заседания синода имели место 21–26 августа 1595 г. В работах исследователей истории протестантизма в Польше, которым был доступен дневник съезда в Торуни, содержатся важные сведения об этой акции кн. К. Острожского. Так, выясняется, что на синоде К. Лушковский выступал от имени сенаторов и шляхты воеводств Киевского, Волынского, Русского и Подольского. Шляхта Подляшского воеводства была представлена особым послом (£ukaszewicz Y. Dzieje Ko?scio³?ow wyznania helweckiego na Litwie. Pozna?n, 1843. T. 1. S. 96). На синод был прислан также текст статей для чтения на планируемом Соборе. Хотя предложение о сотрудничестве со стороны кн. К. Острожского протестантами было воспринято с удовлетворением, но никакого решения синод в Торуне не принял, и в этом смысле миссия К.

http://sedmitza.ru/lib/text/436080/

Летом того же года ливонские братья не могли предпринимать никакого похода, по случаю неблагоприятной погоды и слишком частых дождей. Однако брат Ротгер, главный маршал, послал нескольких людей с замландским фохтом на помощь к рагнитскому командору, который оставался в литовской земле, хотя она и была предупреждена, все таки две ночи, опустошая следующие земли, а именно: Эрагелен, Пернарве и Гезове. Осенью тот же маршал послал легкие отряды в землю Дрогоцен [древнерусский город Дрогичин, ныне – в Подляшском воеводстве Польши], где они оставались четыре ночи, убивая и опустошая, и увели в плен 106 человек, равно как и 61 лошадь и 9 шоков (шок — 60 штук) быков и коров. Командор рагнитской со 100 из своих людей поехал на кораблях выше на литовцев, уничтожил два двора (усадьбы) с жителями обоего пола в земле Гезове и захватил 20 лошадей и 9 волов, которых и увел с собой» . Тевтонский орден продолжал свой Натиск на Восток, пока в 1410 году не потерпел сокрушительное поражение в битве при Грювальде. Объединенным войском поляков, русских и литовцев в этой битве командовали Ягайло и Витовт, в молодости сражавшиеся при Рудау. Таким образом, в каком-то смысле битва при Рудау является предтечей победы при Грюнвальде. Германцы же, естественно, постарались максимально использовать победу при Рудау в пропагандистских целях. Гроссмейстер Тевтонского ордена Винрих фон Книпроде сразу же повелел соорудить в честь маршала Хеннинга Шиндекопфаа памятную стелу на поле битвы. В 1835 году она была восстановлена, а в 1870 году - обновлена. В XIX веке в Германии резко возросли националистические настроения, многочисленные немецкие государства были объединены в Германскую империю. Образ павшего на поле битвы маршала, как самоотверженного защитника Германии от варваров с Востока, стал востребован. Ещё более активно он эксплуатироваться при нацистах. Так, поэтесса Агнес Мигель, руководительница женской нацистской организации Кенигсберга, сочинила целую поэму «Битва при Рудау». Имя Шиндекопфа в Кёнигсберге носила нынешняя улица Генерал-лейтенанта Озерова. Имя Ганса Загана, героя битвы при Рудау, носила нынешняя улица Нарвская. Но, с немцами в принципе всё понятно. Но что творится сейчас во вреде бы российской Калининградской области?

http://ruskline.ru/analitika/2020/02/24/...

1. Н икогда я не был секретарем ни Папской Комиссии «Pro Russia» и никакого епископа, хотя и работал при епископе Д " Эрбиньи.  2. Н икаких документов я не брал и не крал. 3. П оэтому я никаких документов советским властям передавать не мог. 4. Я не агент и не был агентом Г.П.У. 5. Я не был причиной новых арестов духовенства в России. 6. Я не женат, поэтому неправда, что я с какой-то русской коммунисткой вступил в гражданский брак. Если Редакция откажется опубликовать эти вышеуказанные пункты, то я прибегну к суду.          Александр Дейбнер,               русский православно-кафолический священник». «Признаться, получив приведенное выше письмо, Редакция усумнилась: уж не мистификация-ли. Ведь как ни как Дейбнер, судя по его биографии, происходит из интеллигентной семьи и, яко-бы, получил в России высшее образование, а между тем письмо написано крайне неграмотно и с многочисленными ошибками, а кроме того, с такими неправильностями, которыя могли быть свойственны человеку, сбивающемуся на украинский или польский языки, между тем Дейбнер лишь незначительную часть своей разнообразной и бурной жизни провел в Польше»  254 . Сомнения редакции «Воскресного Чтения» вскоре были разсеяны, так как такия письма были получены и другими польскими и русскими газетами, и вообще письмо исходило от Дейбнера. Во всяком случае Дейбнер исчез с лица восточного обряда, и в чем истина, знают архивы Ватикана  255 . Однако, довольно быстро наступили последствия. 3–7 октября 1933 года в Риме происходил съезд польских епископов из восточных земель, присутствовали – Виленский митрополит Ялбржиковский, в качестве председателя; епископы: Подляшский – Пшездецкий, Люблинский – Фульман, Луцкий – Шелонзак, Пинский – Букраба, приемник покойного С. Лозинского  256 , его викарий – Немира, апостольский визитатор Н. Чарнецкий и нунций в Польше – Мармаджи. Члены съезда были приняты папой. Nuй XI сердечно благодарил епископов за их труды и неприятности, испытываемыя в связи с препятствиями, чинимыми делу унии, которыя он хорошо лично узнал, будучи нунцием в Польше. Он благодарил за связь, которую они установили между ним и душами, во имя которых Спаситель принес богатую искупительную жертву  257 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сам же Макей на этом в «донесении» не останавливается и утверждает, что «Беларусь заинтересована во всемерном развитии торгово-экономических, политических (!), гуманитарных (!!) отношений со всеми государствами мира [то есть, с Западом]. И в первую очередь с соседями [то есть, с Польшей и ныне подляшскими Литвой и Украиной] и – с учетом того, что мы живем в Европе, – с европейскими партнерами [по сути, Великобританией и Германией]. Нас связывает многое: и общая история [вот как раз БЧБшная], и традиции, и культура [антиправославная и антирусская]. И эта общность лежит далеко в прошлом, мы обязаны это учитывать… Поймем же необходимость тесного взаимовыгодного сотрудничества. И не то, что необходимость, а даже невозможность жить без этого сотрудничества». А чтоб никто не подумал, что ослышался, Макей уверил , что «ни в коей мере нельзя упрекать Беларусь в том, что она стремится проводить многовекторную политику», якобы «в этом лежит выживание Беларуси как государства», наконец, что «хотим мы этого или не хотим, но основной вектор, основная тяжесть нашего сотрудничества будет находиться в российском направлении». То есть, открыто, на весь мир Макей заявил, что ему (точнее «им») претит этот вектор. А поэтому, продолжает он , «альтернативы тесному взаимодействию, сотрудничеству между Беларусью и Европейским союзом нет. Даже наш недавний опыт говорит о том, что буквально четыре-пять лет нормального сотрудничества принесли больше для всех (и европейских партнеров, и белорусского государства, и общества, гражданского общества, о чем так заботятся наши партнеры), чем предыдущие 15 лет». То есть, Макей напрямую заявляет, что вот эта вот ситуация с господством западных телеграмм-каналов и СМИ (включая ТИТ-бай, не говоря о прочих), активным вкладом западных НКО в идеологическую перезагрузку сознания белорусов, созданная при его личном участии за «буквально четыре-пять лет» и почти завершившаяся революционным захватом власти Западом, – радость и успех «для всех (и европейских партнеров, и белорусского государства, и общества, гражданского общества, о чем так заботятся наши партнеры)»! Что это, если не издевательство! Что это если не признание в целом поддержки БЧБ-революции с легким сожалением о том, что она не была доведена до конца, а подавший в отставку на ее пике Макей не попал в вожделенное им и его западными друзьями кресло?

http://ruskline.ru/opp/2020/12/20/szhech...

29. Письмо Партийной канцелярии в Рейхсминистерство церковных дел о ненужности поддержки Православных Церквей. Мюнхен, 10 июня 1942 г. 30. Письмо митрополита Варшавского Дионисия архиеп. Серафиму (Ляде) с просьбой принять в свое ведение приходы бывшей автокефальной Православной Церкви в Польше. Варшава, 23 ноября 1939 г. 31. Письмо начальника отдела церковных дел в правительстве генерал-губернатора занятых польских территорий представителю МИД при генерал-губернаторе. Краков, 13 января 1940 г. 32. Из письма министра церковных дел Керла в МИД по вопросу судьбы Православной Церкви в бывшей Польше. Берлин, 5 января 1940 г. 33. Сообщение МИД министру церковных дел Керлу об итогах межведомственного совещания по проблеме Православной Церкви в Генерал-губернаторстве. Берлин, 31 января 1940 г. 34. Письмо референта Министерства церковных дел В. Гаугга начальнику службы «Восток» Внешнеполитической службы НСДАП Лейббрандту. Берлин, 27 февраля 1940 г. 35. Указ Архиерейского Синода РПЦЗ архиепископу Берлинскому и Германскому Серафиму (Ляде). Белград, 14/27 августа 1940 г. 36. Клятва верности митр. Дионисия генерал-губернатору Франку. Краков, сентябрь 1940 г. 37. Утверждение митр. Дионисия в качестве главы Церкви генерал-губернатором рейхсминистром Франком, Краков, 23 сентября 1940 г. 38. Письмо референта Министерства церковных дел В. Гаугга уполномоченному генерал-губернатора Франка в Берлине Хейбе-ру. Берлин, 21 октября 1940 г. 39. Заявление правительства Генерал-губернаторства архиепископу Холмскому и Подляшскому Илариону (Огиснко) о передаче собора в Холмс православному населению. Краков, 7 июня 1941 г. 40. Докладная записка начальника руководящей группы Р4 Министерства занятых восточных территорий шефу руководящего штаба политики того же министерства об организации и руководстве Украинской Православной Церкви. Берлин, 15 мая 1944 г. 41. Докладная записка руководителя группы религиозной политики РМО К. Розенфельдера начальнику руководящей группы Р1 об автокефальной Украинской Церкви. Берлин, 16 мая 1944 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

История многострадальной отчизны свидетельствует, что в тяжелую минуту сердце русского народа обращалось к Господу: народ притекал в храмы и в покаянной молитве находил облегчение своей скорбящей душе. И теперь святой долг русских пастырей утешить народ, ободрить его надеждой на милосердие Божие: «утешайте скорбящий русский народ, разъясняйте ему смысл посылаемых десницей Господней испытаний, призывайте его к покаянию и молитве». Особенно в нашем Холмско-Подляшском крае, русский народ нуждается в пастырском вразумлении, наставлении, утешении. Враги Церкви и России перетолковывают всякое событие государственной, церковной и общественной жизни, сеют смуту в темной среде, народной, с целью, искони русский, едва освободившийся, православный народ отторгнут снова от союза с православной Россией. Сочиняются и распространяются нелепые слухи о военных событиях, разбрасываются подпольные листки, создается брожение в народе. Упорствующие – почва восприимчивая, и уже замечается приподнятое настроение, незаконные действия; но и в среду православных эти слухи вносят смущение, соблазн, действуя угнетающим образом. При таком тревожном настроении особенно опасны для неокрепшей Православной паствы готовящиеся юбилейные празднества в честь новоизмышленного догмата о «Непорочном Зачатии». Юбилей 1901 года не мало колеблющихся увлек в сети Папства. И теперь целый уже год католическое духовенство приготовляет народ к юбилейным торжествам. Усиленной проповедью, частою исповедью желают достигнуть сильнейшего возбуждения толпы народной, а это возбуждение, как бурный поток, может увлечь и нетвердых сынов нашей Холмской Православной церкви. Пастыри! берегите свое словесное стадо, – опасность велика. Ложь и обман темных людей могут опутать сердце доверчивого простолюдина. Разоблачайте коварные замыслы врагов, сообщайте здоровые понятия о событиях, раскрывай те славную историю Русскую, изображайте картины многократного проявления к нам милости Господней, явите пред забитыми здешней неволей людьми великую мощь русского народа с Царем его Православным и скажите, что эта русская сила создана на камени веры Православной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Ekzemp...

В просьбе они извещали князя, что в народе русском, для которого настало теперь несчастное и плачевное время, происходят тревога и волнение от старших его в законе греческом, от владык и от самого митрополита, и притом не в одной только Вильне, но и во всех панствах его королевской милости. А это оттого, что владыки и митрополит, без ведома своих старших, отцов патриархов, от которых получают благословение, и без ведома всех духовных и светских людей закона греческого, вопреки своего долга и присяги устроивши между собою тайные съезды, умыслили поддаться Римскому папе, принять новый календарь, и, к великому вреду древнего христианского закона греческого, придумали между собою какие-то новшества и «артикулы», и «подписались» признать папу своим главою. Затем бурмистры с радцами и лавниками просили князя Радзивилла, чтобы он допустил к себе и благосклонно выслушал их послов, которым они поручили подробнее донести ему о всем деле, и чтобы он был для них, как живущих в его воеводстве, «помощью и оборонцем», а митрополиту напомнил своею грамотою об его пастырском долге . В то же время священники виленского Троицкого братства и особенно дидаскал братской школы Стефан Зизаний за несомненное разглашали в народе, что митрополит и владыки продали свою веру. Узнав об этом, Рагоза прислал в Вильну своего посланца, который старался убеждать всех, что слухи неверны. Но посланцу не поверили. Зизаний и за ним братские священники еще более и настойчивее стали говорить в своих проповедях против своих недостойных архипастырей. Тогда митрополит прислал этим священникам и Зизанию свою грамоту (от 16 июля), которою строго предостерегал их, чтобы они не рассеивали ложного слуха и не возмущали народа, а в противном случае угрожал отлучить их от Церкви и как бунтовщиков предать королевскому суду . В последних числах июня Потей и Терлецкий отправились в Краков, и на пути Потей заехал по своим делам в Люблин, как и уведомлял князя Острожского еще в письме от 16 июня. Здесь-то желание Потея, выраженное в том же письме, исполнилось: он имел случай видеться с князем Острожским благодаря стараниям воеводы подляшского князя Заславского.

http://sedmitza.ru/lib/text/436068/

Присутствовало 84 человека, 28 семинаристов. Была почтена память С.Лозинского. Были получены приветствия от Пия XI через Пачелли, от нунция в Варшаве – Мармаджи. Первым произнес слово епископ Пшездецкий, который почти накануне – 22 августа – был принят папой. Пий XI ему разъяснил, что Комиссию «Pro Russia» учредил еще Бенедикт XV, что возражения и споры в связи с этой Комиссией имеют место только в Польше, что иерархию в России создал не д’Эрбиньи, а Апостолический престол и вообще не может быть никаких споров о миссии Церкви, данной ей Иисусом Христом. И вообще Пий XI «один и другой раз категорически заявил, что, выступающие против этого дела – не католики». Пшездецкий уверил папу, «что они не дадут себя победить препятствиям» в Польше, и передал благословение конференции от Отца Христианства 314 . Пришло приветствие и от д’Эрбиньи на бланке Восточного института. Доклады ксендза проф. М.Кривицкого «Апелляция Востока к апостольскому престолу после Ефесского разбоя и примат папы»; ксендза И.Свирского «Таинство исповеди в русской православной церкви»; ксендза А.Ищака «Filioque Фотия и его преемников»; свящ. Р.Кремера «Дух любви в унийном движении согласно выступлениям двух последних пап» имели академический характер. Боевыми были доклады о. Я.Урбана «Унийная акция и религиозная миссия Польши», свящ. Б.Пачонка и о. Неманцевича «Изображение нашей унийной работа» и свящ. В. Оношко «Что нужно для нашей унийной работы». О. А.Неманцевич пояснил, что в Виленской митрополии 4 прихода, 7 священников и около 3000 униатов. В Пинской епархии – 12священников, 1 диакон и 6 066 душ. В Луцкой – 25 священников и 11000 душ и в Подляшской – 9 священников, 2 диакона, униатов 3210. В Люблинской – 3 священника, 500 душ. Всего 46 священников, 4 диакона и 23 866 душ «восточного обряда». Это за 10 лет. Кроме того, «беря в общем этих свежеобращенных, можно их назвать скорее грубой и недостаточно обработанной материей, как сырьем, из которого постепенно выработаются католики по жизни и правде. Более подходящий материал – молодежь и дети. Более благоприятная обстановка на Холмщине, ибо новоуниаты получают закрытые православные храмы. Со дня ликвидации унии прошло 57 лет, она сохранилась в памяти, но «вымрут старшие, изменятся условия, и тогда трудно будет присоединять, детей бывших униатов» 315 . Много есть препятствий, и больше – со стороны католического клира.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vost...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010