По словам этой актрисы, в кругу Никанора и вообще среди местных националистов очень активную роль играют супруги Баграновские 444 . Мадам Баграновская организует здесь женский комитет помощи, который должен будет сделаться одним из важных политических центров. ЦГАВОВУ Украины. Ф. 4398. Оп. 1. Д. 4. Л. 196 и об. Автограф. 212. Докладная записка отдела культурной политики Министерства восточных территорий рейхсминистру А. Розенбергу об Автономной и автокефальной церквях и о перспективах церковной политики в рейхскомиссариате «Украина» 20 апреля 1943 г. Берлин Развитие. Ослабление Православной Церкви московского направления являлось исходным пунктом и руководящей идеей министерства. В связи с этим со стороны министерства было оказано покровительство всем автокефальным направлениям и устремлениям внутри Православной Церкви. В рамках данной политики в первые же недели в освобожденных областях Украины вновь возникла автокефальная Украинская Церковь , которую в 1930 г. Советы из-за националистических интриг заставили самораспуститься. Она организовалась под руководством Варшавского митрополита Дионисия (великоросса!) и назначенного им администратором архиепископа Луцкого Поликарпа. В качестве законодательного органа этого автокефального направления действует Собор епископов (Архиерейский Синод), ведению которого подлежит вся территория Украины. Почти одновременно с этой Церковью (август 1941 г.) в Почаевском монастыре (Волынь) возникла другая церковная организация, так называемая автономная Православная Церковь на Украине. Законодательным органом этой группы является Архиерейский Собор в Почаеве, который выбрал архиепископа Кременецкого Алексея экзархом Украины. Эта церковная группа также утверждает, что стремится к автокефалии, но в отличие от Луцкого направления каноническим путем, то есть с согласия Русской Матери-Церкви и других автокефальных Церквей (Румынской Церкви, Сербской Церкви и др.). Обе группы горячо стоят на своем, причем автокефалисты упрекают автономистов в московском влиянии, и наоборот, автономисты называют автокефалистов «самосвятами» и обвиняют их в использовании Церкви в политических целях. Попытка архиепископа Алексея устранить этот раскол путем избрания Киевским митрополитом украинского ученого Огиенко – нынешнего архиепископа Холмского и Подляшского Илариона (Генерал-губернаторство) – потерпела неудачу из-за позиции германских ведомств; Илариону дали понять, что ему нечего делать на Украине.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По разрешению немецких властей 20 нояб. 1941 г. в Петропавловской ц. в с. Лесная Буча под Киевом прошел Киевский окружной собор УАПЦ, объединивший делегатов от 5 приходов и 13 сел., на нем председательствовал киевский окружной миссионер УАПЦ прот. Иоанн Потапенко. По его предложению председателем Киевского окружного совета УАПЦ был избран прот. Павел Семинский из пос. Ворзель. Потапенко говорил о том, что членам окружного собора надо войти в Киевскую церковную раду и направить ее деятельность в автокефалистское русло (Там же. Ф. 4398. Оп. 1. Д. 4. Л. 110-112). Судя по дальнейшим событиям, именно такую направленность и получила деятельность рады. После того как у Рыбачука возник конфликт с частью членов рады, выступавших против ее политизации, в нач. дек. 1941 г. было принято решение о его отставке. После этого раду возглавил один из активных деятелей укр. обновленчества киевлянин Филипп Руденко, его заместителем избрали свящ. Петра Длугопольского. Однако и при них никакого сближения рады с автономной УПЦ не произошло. Важное значение имел 2-й Почаевский Собор автономной УПЦ, проходивший 8-9 дек. 1941 г. в Почаевской лавре. Собор провозгласил курс на достижение автокефалии УПЦ каноническим путем, 8 дек. Алексий (Громадский) был возведен в сан митрополита Волынского и Житомирского с присвоением ему титула «экзарх Украины». В тот же день участники Собора предложили служившему в юрисдикции митр. Дионисия (Валединского) Холмско-Подляшскому архиеп. Илариону (Огиенко) , к-рый имел высокий авторитет на Украине, титул архиепископа Киевского и Переяславского, управляющего К. е. (речь не шла о назначении его главой Украинской Церкви). Служивший ранее подпольно в Киеве архим. Леонтий (Филиппович) был хиротонисан 11 дек. 1941 г. в Почаевской лавре во епископа Бердичевского, викария Волынско-Житомирской епархии (т. о. Бердичевский округ был исключен из К. е.). Митр. Алексий не мог находиться в Житомире из-за плохого состояния Преображенского кафедрального собора и архиерейской резиденции, предстоятель УПЦ продолжал жить в кременецком в честь Богоявления муж. мон-ре .

http://pravenc.ru/text/1684527.html

После молитвословия и провозглашения многолетия, Державный Хозяин столицы и Государыня Императрица дважды склонили колена пред иконой Божией Матери и приложились к этой святыне. Выход Их Величеств из собора в сопровождении до паперти митрополитом и всего облаченного духовенства, появление в тот момент солнца, вся эта картина и продолжительная молитва в храме Царской Четы вызвала необычайное отрадное впечатление. Снова перекатное ура и снова народный гимн. Воспитанники училища Правоведения, Лицея и разных гимназий, окружавшие Казанскую площадь, проявляли патриотический восторг; воспитанники военно-учебных заведений и Морского Корпуса, устроенные на Дворцовой площади, называли себя счастливыми быть свидетелями общего народного восторга. Евгений Богданович Важнейшие события церковной жизни в 1900 г.//Миссионерское обозрение. 1901. 1. С. 144–147 Истекший год богат юбилейными празднествами и воспоминаниями. 27-го октября с большим торжеством праздновалось во всей России столетие единоверия. Особенно торжественно празднество совершалось в Петербурге и Москве. 25-го мая Супральский (Гродненск. губ.) монастырь, выдающийся памятник православия в Северо-Западном крае, праздновал 400-летие своего существования. 11-го мая в Холме торжественно справлялся 25-летний юбилей со дня воссоединения бывших греко-униатов Холмской и Подляшской Руси с Православной Церковью, – событие, которое должно послужить к поднятию энергии у всех работающих на благо Холмской Руси. 26-го сентября состоялось столетие со дня основания вифанской духовной семинарии, а в ноябре – столетие пермской и пензенской семинарий. 30-го сентября, 1-го и 2-го октября рижская епархия праздновала столетие своего самостоятельного существования. Наконец, 18-го мая православное миссионерское общество праздновало своё 30-летие. 15-го декабря в некоторых городах, с особым же торжеством в Одессе, – на последнем месте архипастырской деятельности, – вспоминалось столетие со дня рождения знаменитого из иерархов XIX века, архиепископа херсонского Иннокентия . Могила знаменитого оратора-проповедника, ученого и епископа находится в одесском монастыре, где ко дню юбилея была сооружена икона. – 9-го октября исполнилось 50-летие научно-богословской деятельности протопресвитера и духовника Их Императорских Величеств И. Л. Янышева. Юбиляр стяжал себе почтенную известность, как ректор петербургской академии, как профессор, как оратор и как представитель русских богословов в сношениях со старокатоликами. Другой знаменательный 50-летний юбилей был 20-го декабря. В этот день исполнилось полвека священнослужения присутствующего в Св. Синоде епископа Маркелла, одного из главных вождей движения, приведшего к воссоединению западно-русских униатов в лоно православия. 27-го октября исполнилось 30 лет служения богословской науке митрополита петербургского Антония и 12-го декабря – 45 лет пастырского служения отца Иоанна Кронштадтского .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Другое решение было бы украинским, то есть национализация Церкви в духе украинского национализма. История Украинской Церкви показывает, что она также всегда олицетворяла украинское национальное правительство. Поэтому бессмысленно поддерживать автокефальную Украинскую Церковь и одновременно подавлять украинский национализм. В случае, если окажется достигнуто еще не полученное политическое решение о признании в какой-нибудь форме украинского национализма, будут произведены и организационные изменения в церковной области. Если приобретет очертания идея украинского национального комитета, то необходимо считаться с желательностью включения туда архиерея в качестве представителя Церкви. Кроме того, следует ожидать стремления к церковному единству, как и к общепредставителъному органу Церкви, будь то в форме весукраинского Собора, весукраинского Синода или всеукраинского церковного совета. Для германских и европейских интересов имеет решающее значение, кто встанет во главе такой новообразованной Церкви. Эта личность не должна быть экстремистски настроенным украинским националистом, чтобы избежать насильственных действий против сильного и многочисленного русского элемента на Украине, которые привели бы к созданию кошмарной обстановки. Она (личность) должна иметь европейский образ мыслей и быть в состоянии через Церковь воздействовать на население в духе новой Европы, чтобы привести верующих не только к каноническому отделению от Москвы. Для такой задачи епископы бывшей до сих пор автокефальной Церкви являются непригодными. Предположение, что в этой связи может идти речь об архиереях автономной группы, нуждается в совместной проверке всех заинтересованных в этом вопросе организаций. В любом случае следует подождать, какие предложения сделают сами украинцы. Группа религиозной политики придерживается мнения, что в настоящий момент самая подходящая личность для такого рода задачи – архиепископ Холмский и Подляшский в Генерал-губернаторстве Иларион (Огиенко). Иларион имеет безупречное германофильское прошлое, честолюбивый, но прямолинейный и волевой характер. Будучи украинцем по рождению и образу мыслей, он, однако, не шовинист и поэтому приемлем для обеих больших национальных групп на Украине. Он в состоянии относительно благополучно провести Православную Церковь на Украине через ущелье отделения от Московского Патриархата. Как образованный европеец германской ориентации, он мог бы значительно содействовать тому, чтобы сделать возможным сегодня еще кажущееся едва ли исполнимым дело европеизации Украины. Очень послушным орудием Иларион быть не может, однако его характер и звания являются гарантией того, что генеральная линия будет соблюдена.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В назначенный срок, 15 июня, пинская генеральная конгрегация была открыта под председательством королевского комиссара Михаила Корвин-Кохановского, сеймового посла сендомирского воеводства. На конгрегацию вызывалось по два духовных депутата от каждого монастыря и от каждой протопопии и по два светских от дворян или мещан, по избранию братств или церковных общин, – и действительно, съехалось до сотни депутатов 821 . Первым вопросом, которым должна была заняться генеральная конгрегация, было установление временного православного церковного управления в Польше, впредь до осуществления сеймового проекта о церковной автокефалии. Из двенадцати избранных лиц была составлена «наивысшая консистория», заключавшая в себе по три представителя от монашествующего и белого духовенства, от дворян и горожан 822 . Кроме наивысшей консистории, учреждалась одна консистория провинциальная – «Брацлавская и Житомирская», с местопребыванием в Богуславе 823 . После этих предварительных действий, на конгрегации подвергнут был окончательному обсуждению вопрос об учреждении православной польской национальной церкви. Во главе православной церкви в Польше ставился митрополит с кафедрой в Бельске Подляшском; рядом с ним – три епископа: в Минске, Новогрудке и Житомире, – зависимые только от Констатинопольского патриархата. И митрополит, и епископы избираются самими православными. Православная церковь в Польше становится не только терпимою, но получает от правительства заботливую помощь и защиту 824 . 2 июня наивысшая консистория приняла присягу. Вероятно ей целый месяц пришлось ожидать правительственного утверждения, потому что универсалы с извещением духовенства об её открытии помечены лишь 8 июля 825 . Вслед за этим первым универсалом был разослан второй, помеченный 9 числом, с приложением формы поминовения за богослужением духовной и гражданской власти и с предписанием духовенству, чтобы оно немедленно представила в наивысшую консисторию все «сокращённые катехизисы» и злополучные книжки « о победе на супостаты», разосланные при преосвященном Викторе по указам св.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Мы не должны забывать о том, что репрессии коснулись и православного населения Польши в 20-30-е годы. Известно, что православный кафедральный собор в Варшаве был разрушен в те самые годы, когда в России уничтожались храмы, в том числе Храм Христа Спасителя. У нас были новомученики Церкви Русской, но и в Польше были новомученики Холмские и Подляшские, которые недавно были причислены к лику святых Польской Православной Церковью. Мы как христиане должны вспоминать обо всех этих людях, и не для того, чтобы те или иные факты поставить кому-то в вину, а для того, чтобы воздать дань памяти всем, кто безвинно пострадал в те годы, когда попущением Божием на наши народы обрушились гонения, когда у нас была атеистическая идеология, когда не было мира, но существовало противостояние между православными и католиками. Мы не должны закрывать глаза на темные страницы в книге нашей общей истории, но сейчас мы открыли и пишем в ней новые страницы. Архиепископ Юзеф Михалик: Хочу добавить, что есть тема, которая должна стать совместным свидетельством двух Церквей. О ней говорится в третьем разделе Совместного послания, подписанного в прошлом году: в условиях изменяющегося мира, в условиях секулярной светской культуры возникают вызовы, на которые мы должны дать общий ответ. — Диалог между Русской Православной Церковью и Католической Церковью в Польше является частью общего диалога между Православной Церковью в Европе и Святым Престолом. Ваше Высокопреосвященство, Вы недавно были приняты на аудиенции Папой Римским Франциском . Как эта встреча в контексте ее последствий может повлиять на межцерковные отношения, в том числе на потенциальную возможность встречи между Святейшим Патриархом Кириллом и Папой Франциском, например, на нейтральной территории. Может быть, открываются новые пути для встречи? Митрополит Иларион: Я уже неоднократно говорил и могу повторить, что встреча между Папой Римским и Святейшим Патриархом Московским и всея Руси возможна. Но такая встреча должна быть хорошо подготовлена — не столько с протокольной стороны, сколько с содержательной. Сейчас есть очень много общих вопросов и общих вызовов, стоящих перед нашими Церквами. Мы не можем пока говорить ни о времени, ни о месте этой встречи, потому что дискуссии об этом между нашими Церквами пока не было, однако можно констатировать, что развитие событий в мире побуждает нас все более серьезно думать о необходимости ее проведения.

http://patriarchia.ru/db/text/3405887.ht...

Как со стороны приверженцев автономной Церкви, так и со стороны «автокефалистов» наблюдалось стремление распространить свое влияние на всю территорию Украины. Обе церкви, вопреки своим идеологическим расхождениям и различиям в каноническом строе, стремились объединить все существующие на Украине православные структуры и достичь всеукраинского церковного единства. Но если для Украинской Автономной Православной Церкви необходимым условием деятельности всегда оставалась нерушимость церковных канонов, то для УАПЦ на первом месте была независимость от Москвы, пусть даже в ущерб каноническому церковному устройству. Не все исследователи адекватно оценивали приверженность Алексия (Громадского) к канонической юрисдикции Московского Патриархата. Некоторые из них выдвинули ничем не подкрепленное предположение, что митрополит якобы рассчитывал возглавить православную Церковь в России в случае оккупации СССР германской Вероятно, основанием для подобных абсурдных домыслов послужил тот факт, что митрополит Волынский действительно направлял в Курск своего ставленника епископа Панкратия однако он сделал это скорее с целью содействовать церковному возрождению Курского края после двух десятилетий большевистских гонений на Церковь. Никаких объективных свидетельств о стремлении митрополита Алексия распространить свою власть на территорию России не существует. В дальнейшем митрополит Алексий несколько раз действительно демонстрировал готовность передать свою церковную власть в руки других архиереев. Так, в начале ноября 1941 г. он посетил Киев, где встретился с 49 священниками, большинство из которых подчинились его церковной власти, а также представителями «самосвятов», которые возобновили в Киеве так называемую Всеукраинскую православную церковную раду, существовавшую в послереволюционные годы. Последние обещали принять юрисдикцию Украинской Автономной Церкви, «если бы на Киевской кафедре теперь оказался епископ, в высшей мере проникнутый национальными чувствами и известный своим долголетним трудом на пользу Украинской Православной Церкви, также с именем ученого, известного всей Митрополит Алексий (Громадский) рекомендовал на эту должность Илариона (Огиенко), архиепископа Холмского и Подляшского. Очевидно, он предполагал, что Илариону в случае его поставления во главе Автономной Церкви удалось бы привлечь к ней не только «самосвятов-липкивцев», но и «автокефалистов» Волыни.

http://sedmitza.ru/lib/text/5122580/

Берлин, 21 октября 1940 г. Глубокоуважаемый господин д-р Хейбер! Получив Ваше письмо от 19 октября, я пересылаю Вам прилагаемый меморандум, 99 который прислал рейхсминистр народного просвещения и пропаганды службе господина генерал-губернатора. Он также усматривает как минимум необходимость предложенного Вами прощального посещения архиепископом Серафимом Кракова. Мой министр в связи с возобновленным обсуждением дела считает, что этим была бы как минимум приведена в порядок его персональная сторона, которая действительно оказалась в Кракове неудовлетворительно урегулирована. Во вторник и среду я отсутствую в Берлине по служебным делам, так что Ваше возможно благоприятное известие поступит ко мне лишь в четверг утром. С наилучшими пожеланиями и хайль Гитлер! Гаугг 39 100 . Заявление правительства Генерал-губернаторства архиепископу Холмскому и Полляшскому Илариону (Огненно) о передаче собора в Холме православному населению Краков, 7 июня 1941 г. В ответ на Ваше ходатайство я подтверждаю, что по указу господина генерал-губернатора от 18 мая 1940 г. собор в Холме вместе с колокольней был предоставлен в распоряжение епархии Холмской и Подляшской Святой Автокефальной Православной Церкви в Генерал-губернаторстве. Вестеркамп В. Отношения между иерархами Православной Церкви Генерал-губернаторства и автокефальной Украинской православной церкви после эвакуации последних в Варшаву 15 мая – 19 июня 1944 г. Почти весь период войны положение Православной Церкви Генерал-губернаторства оставалось относительно спокойным. Но в первой половине 1944 г. произошел заметный всплеск активности в деятельности ее иерархов. Это было связано с эвакуацией в Варшаву в связи с наступлением советских войск большей части украинских архиереев рейхскомиссариата «Украина». В данной ситуации Владыки Иларион (Огиенко) и Дионисий (Валединский) предприняли попытки возглавить автокефальную Украинскую церковь . Первый из них был 16 марта 1944 г. возведен в сан митрополита и предпочитал действовать через германские ведомства, неоднократно обращаясь к ним с различными заявлениями, как правило, не имевшими успеха.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1457 . Браславский – Пречистенский, мужской, совсем уничтоженный, в окрестностях мест. Браслава, Ковен­ской губ., Ново-Александровского у., в 60 вер. к вост.-юго-вост. от Ново-Але­ксандровска, при оз. Новяты. История его неизвестна, по преданию же существовал еще в XV стол. при Вел. кн. Литов­ских и был православным. В 1581 г. отдан в пожизненное управление дворян. Ждану Левановичу с тем, чтобы он вступил в монашеский чин. В 1609 г., по старости игумена Богдана Клементия Годкинского, м-рь со всеми угодьями приписан к женскому Вилен­скому Благовещенскому-Богородицкому м. “Ковен. губ. в.”, 1864 г., 49 (о древностях, находящ. в пределах Брасл. прихода); “Акты к истор. Ю. и З. Р.”, II, 33 (Гр. 1609 г. игум. Вилен. Василисе Сапежанке на владение Браслав. м-рем); “Акты Зап. Р.”, III, 129 (Ж. гр. 1581 г. двор. Ждану Левановичу); IV, 103 (Собор. гр. 1596 г. правосл. духовенству о вступл. их в союз с Римск. церковью; подписал архим. Климент). 1458 . Белоцерковский – Троиц­кий – Черейский на Головли, муж­ской, ныне погост Белоцерковье, Моги­левской губ., Сеннинского у., в 36 вер. к юго-зап. от Сенно и в 3 вер. от мест. Череи, на берегу оз. Череи. Основан в XV ст. еписк. Смоленским Мисаилом, быв. потом митроп. Киевским, предком кн. Сапегов. В 1599 г. возобновлен Литов. канцлером Львом Сапегою, в 1601 г. в нем был игум. Исаия, при­нявший унию, в 1838 г. церковь обра­щена в приход. “Город. посел. Росс. Имп.”, III, 232; “Памят. кн. Могилев. губ. на 1861 г.”, Отд. IV, 92 (краткая история); “Могилев. губ. в.”, 1849 г., 10 (Жалов. грам. Михаила кн. Пеструцкого Черейск. м-рю и Мисаилу, еп. Смол., данная в 1454 г.), 11 (Жалов. грам. м-рю, данная канцлер. Литов. кн. Львом Сапегою, потомком кн. Пеструцкого, 1599 г.); “Акты к истор. Ю. и З. Р.”, II, 9 (Ж. гр. 1601 г. игум. Исаии на Мстисл. Онуфриев. м-рь, с условием, чтобы он находился в единении с католич. церковью); “Акты Зап. Р.”, III, 101 (Ж. гр. 1578 г. Подляшскому воев. Ив. Сапеге на право подаванья, jus patronatus, м-рю, основан. предк. его, Смолен. еписк. Мисаилом; у Строева Ми­саил упоминается в 1454–1474 г.); IV, 136 (Ж. гр. 1599 г. Льва Сапеги на влад. отчин., угодьями и доход. с тем, чтобы обитель оста­валась в православии).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

7 июня 2003 года монах Игнатий был причислен к лику святых вместе с новомучениками Холмскими и Подляшскими. С колокольни и теперь монастырский звонарь созывает братию на молитву, а все, кто знает эту удивительную историю, вспоминают монаха Игнатия, святого заступника обители и всей православной Польши. ...Из братского корпуса кто-то выходит. Наконец-то хоть одна живая душа! Спешим навстречу, объясняем, кто мы и зачем здесь. Молодой человек - семинарист из Варшавы, проходящий здесь практику, - даёт нам ключи от паломнического домика (мы единственные его гости в этот день), показывает, где трапезная, и снова исчезает. Деревянный дом на 30 паломников, с удобствами в коридоре и двухъярусными узкими и жёсткими кроватями совсем не напоминает уютные и комфортабельные номера паломнических гостиниц при больших украинских монастырях. Обедаем в красиво расписанной трапезной церкви, с удовольствием едим вчерашние вареники с чечевицей, запиваем чаем. Мы и здесь единственные гости. Когда к нам присоединяются два семинариста, понимаем, что такая незатейливая трапеза - одна для всех, и вновь умиляемся здешней простотой и непритязательностью. Идём к вечерней. Немногочисленная братия, всего человек десять, вся в храме. Кроме монахов - два уже знакомых нам семинариста и мы. Больше никого. Поэтому когда дочка, устав вести себя прилично, начинает носиться по храму, то и дело выбегая на улицу, я с замиранием сердца жду, что нас сейчас выставят вон. Но ничего страшного не происходит. Пожилой монах закрывает храмовую дверь, дабы чадо не носилось взад-вперёд, подаёт дочке лист бумаги и ручку для рисования. Муж с видом «я не с вами» молится рядом с братией, а я стерегу дочь у входа и не сразу понимаю, что служба идёт по-церковнославянски. Ещё один бонус в копилку моих открытий. За литургией кроме нас молится ещё одна семейная пара с детками, иммигранты из Украины, и группа польской молодёжи во главе со священником. Все они - участники крестного хода, идущие на престольный праздник преподобного Серафима Саровского в храм, что в селе неподалёку. Проводив крестный ход до монастырских ворот, потом ещё долго сидим на скамеечке у входа и беседуем с отцом Георгием, тем самым, который опекал нашу дочь в храме. Расспрашиваем о монастыре, о святых и святынях Польской Православной Церкви.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010