Благодаря действию конкордата, подписанного 28 июля 1993 г. между Ватиканом и Республикой Польша (ратифицирован Польским сеймом 8 января 1998 г.) с. 57], практически все богословские (теологические) факультеты и вузы в Польше имеют государственное признание, «а некоторые из них, например, Краковскую теологическую академию, Люблинский католический университет и еще ряд теологических факультетов, спонсирует государство» Действующее ранее Соглашение между представителями Республики Польша и Польским епископатом Католической Церкви от 14 апреля 1950 г. также среди всего прочего касалось деятельности Люблинского католического университета (KUL), которому гарантировалось продолжение деятельности и в реалиях польского социализма с. 142–145]. История присуждения степени доктора богословия (теологии) уходит в средние века, когда в XIII веке Парижский университет впервые присвоил степень «доктора богословия». Конечно же, в национальной системе аттестации научных кадров Республики Польша степени доктора теологических наук (т. е. кандидат теологии в отечественной классификации ВАК) и хабилитированного доктора теологических наук (doktor habilitowany nauk teologicznych) входят в реестр государственных ученых степеней. Качество представленных к защите работ и материалов и порядок их защиты регулируется Центральной комиссией по присуждению ученых степеней и званий (Centralna Komisja do Spraw Stopni i Tytuów) при Министерстве науки и высшего образования. Данная Комиссия действует с 1951 г. и, по сути, выполняет те же функции, что и отечественная ВАК. Теологическое образование в Польше конфессионально. Для религиозных меньшинств, действующих в стране, существует Христианская богословская академия в Варшаве (Chrzecijaska Akademia Teologiczna w Warszawie (ChAT). В ее составе два факультета – теологический и социальных наук. При этом обучение на факультетах подразделяется на конфессиональные секции: православную, евангелическую и старокатолическую. Соответственно, православная секция удовлетворяет нужды по подготовке кадров духовенства Польской Автокефальной Православной Церкви. Евангелическая – нужды группы польских протестантских деноминаций. Это: Евангелическо-Аугсбургская церковь в Польше, Евангелическая реформатская церковь в Польше, Евангелическо-методистская церковь в Республике Польша, Пятидесятническая церковь в Польше, Церковь адвентистов седьмого дня и Баптистская христианская церковь. Старокатолическая – Польская католическая церковь в Польше, Старокатолическая церковь мариавитов в Польше и Католическая Мариавитская церковь в Польше

http://bogoslov.ru/article/6177608

Когда после первой мировой войны Галиция опять оказалась под властью Польши, наш клир своими силами смог воспитывать студентов теологии, несмотря на то, что Польша всячески препятствовала тому, чтобы наша молодежь получала высшее образование. Во время так называемой второй Польши (1920–1939), когда мы боролись за наши национальные идеалы, Польша тем временем старалась полонизировать наш народ. Поэтому мы уже и на церковном поприще перестали общаться с поляками. Наша уния стала не «унией» (соединение), а сепарацией от местной Римско-католической Церкви. Поскольку из-за унии мы отделились китайской стеной от наших православных братьев на церковной ниве, то Греко-католическая Церковь стала словно замороженной, изолированной от всех. Среди нас мало кто понимал критичность такого положения нашей Церкви, которая уже не хотела называться «униатской» (это название она воспринимала как обиду), а считала себя «католической с греческим обрядом». Однако те (Рим и Польша), кто изобрел унию для своих целей, ясно понимали, что наша галицкая Греко-католическая Церковь разрушила их замыслы. Поэтому для них она стала нехорошей, и они старались «исправить» то, что она «испортила». «Грехом» нашей Церкви они считали то, что она хотела жить для своего народа, а не для славы Римско-Католической Церкви. Чтобы окончательно связать нашу Церковь с Римской, Рим установил целибат духовенства в нашей Церкви, несмотря на протесты духовенства и верующих. Польша преследовала православных, злоупотребляя титулом прежней унии (отбирание так называемых поуниатских церквей), за пределами Галиции создавала новую унию – «wschodniego obrzadku» («восточного обряда»), отстранив от нее наше духовенство. Эту свою новую унию Польша, по благословению Рима, подчинила непосредственно своим епископам; к ней собирались со всей Западной Европы представители разных латинских монашеских орденов, и вся эта разношерстная масса готовилась напасть на Украину, чтобы захватить ее для новой, «настоящей» унии. Наша же Церковь в Галиции была обречена на запустение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1878 архиерей освятил церковь). 14 авг. 1879 г. Л. издал распоряжение о новом распределении церквей по благочинническим округам и об открытии новых благочиний - всего 19. В епархии начались выборы благочинных, 14 янв. 1880 г. Л. утвердил составленную Холмским духовным правлением инструкцию по их проведению. При Л. (преимущественно им лично) были освящены в 1876 г. Крестовоздвиженский собор в Люблине и церковь в Грубешове Холмской губ., в 1877 г. Петропавловский собор в Калише, Троицкий собор в Варшаве после ремонта, храмы в Ломже, мест. Александрово Нешавского у. Варшавской губ. (ныне г. Александрув-Куявски, Польша), в Янове Люблинской губ. (ныне Янув-Любельски, Польша), в 1878 г. собор в Холме Люблинской губ., храм в мест. Кодно Житомирского у. Волынской губ., церкви при Варшавских муж. и жен. гимназиях, в 1879 г. храм Казанской иконы Божией Матери в Августове Сувалкской губ., церковь в Млаве Плоцкой губ., в 1880 г. храмы в Слупцах Калишской губ., посаде Кибартах Сувалкской губ. (ныне г. Кибартай, Литва), в 1881 г. церкви в Годышеве и Граеве, а также после ремонта Успенский собор в Сувалках и в с. Лесна Константиновского у. Седлецкой губ. (ныне Лесьна-Подляска, Польша), в 1886 г. в Плонске Полоцкой губ., в 1889 г. колокольня в Лукове Люблинской губ., в 1890 г. собор Рождества Пресв. Богородицы в Беле Седлецкой губ. (ныне Бяла-Подляска, Польша), церковь в Коло Калишской губ., храмы в городах Грубешове Холмской губ., Беле Седлецкой губ. (ныне Бяла-Подляска, Польша) и др. Архиепископ поддержал инициативу командующего Варшавским военным окр. И. В. Гурко (с 1883 генерал-губернатор Привислинского края) по созданию войсковых церквей, на средства военного ведомства были оборудованы неск. гарнизонных храмов, в частности в Щучине (1890) и Гонсиорове Ломжинской губ., а также близ г. Остроленки (1891). Подавляющее большинство этих церквей на территории Польши были разрушены или капитально перестроены в 20-70-х гг. XX в. В 1877 г. были открыты церковноприходские попечительства в Люблине, Грубешове и Пултуске Ломжинской губ., в 1878 г.- при церкви в Янове, всего 17 приходских попечительств, или братств.

http://pravenc.ru/text/2463521.html

Если сравнить список заграничных монастырей, принадлежавших Киевской митрополии-епархии, доставшихся на долю минского архиепископа, после выделения одиннадцати монастырей в Переяславскую епархию (см. стр. 682–683), со списком монастырей при архиепископе Иове, то окажется, что последний список много короче, в нем нет монастырей Жаботинского, Лебединского и Медведовских. Они вошли в состав Киевской епархии. В Минской епархии не осталось и тех монастырей, которые некогда одновременно числились в Киевской и в Могилевской епархиях. Вот список заграничных монастырей по ведомости 1768 года, принадлежавших к Киевской епархии, а затем перешедших в ведение минского епископа Виктора (Садковского), их более тринадцати: дятловский – Преображенский, виленский – Свято-Духов и приписные к нему, кронский – Свято-Троицкий, кейданский – Преображенский (мест. Кейданы, Ковенск. г., основ. 1652 г. княз. Янушем Радзивилом), сурдегский – Святодуховский (мест. Сурдеги, вилькомир. у., в 53 верст, к с.-в. от Вилькомира при р. Сурдеге), друйский – Благовещенский (зашт. г. Друя, дисненск. у. в 53 в. от Дисны при впадении р. Друйки в Дисну), минский – Петропавловский (осн. 1612 г.), грозовский – Иоанно-Богословский (мест. Грозово, слуцк. у.), евейский – Успенский (мест. Евье-Иевье, трокского у. вилен. г., в 20 вер. от Трока к с.-з.), женский минский Петропавловский, слуцкий – Троицкий и приписные к нему – слуцкий Преображенский, Заблудовский – Успенский, Старчицкий Успенский (с. Старчицы, слуцк. у. в 25 вер. от Слуцка к ю.-з.), грозовский – Николаевский, морочский – Успенский (с. Морочь – мозырск. у., в 124 в. к с.-з. от Мозыря при впадении р. Морочи в Случ) и женский слуцкий – Ильинский, брестский Симеоновский, яблочинский Онуфриевский (близ с. Яблочина, любл. губ. радзинск. у. в 200 верст, от Паршивы при р. Буге), бельский – Николаевский (г. Бельск, гродн. г.), пинский – Богоявленский дрогиченский – Троицкий (зашт. г. Дрогичин, гродн. губ., бельск. у. в 54 в. к ю.-з. от Бельска при р. Буге) и приписной к нему дрогиченский – Преображенский, медведовский – Николаевский (в 3 вер.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Трогательным повествованием о себе не вызвал Кирилл Васильевич полного к себе доверия. «Несомненно, он шпион», – мелькнула у меня мысль, но прежде всего я чувствовал в нем душевно и физически измученного человека и российского патриота. – Кто он? – спросил в конце января 1944 года посетивший меня служащий Гэбитс-Комиссариата. Он же, по поручению своего начальника, советовал мне не принимать у себя Смольниченко. – Кто он, я не знаю, знать об этом положено вам, для меня это несчастный человек и как священник не имею морального права от себя его оттолкнуть. Я обязан быть для него евангельским «милосердным самарянином». Слава Богу, редко появлялся в моем доме Кирилл Васильевич. В годовщину кончины папы поставили мы с матушкой на его могиле памятник. Немецкая армия быстро отступала, линия фронта приближалась к Бресту. Частые бомбардировки города заставили меня отправить семью в г. Бельск, где жили родные моей матушки: с 1938 года параличом прикованный к постели, лишенный речи, но в полном сознании отец с праведной супругой, сестры и старший брат. Младший брат Георгий был зверски убит немцами: его, больного, выволокли с больничной койки на улицу и тут же расстреляли. За что? За оскорбление немецкого солдата. Прот. М. Зеленецкому удалось своими интригами до того накалить против меня владыку Иоанна, что правящий архипастырь решил удалить меня из своей епархии. За санкцией своего намерения он обратился к Митрополиту Пантелеймону, от которого последовал ответ: «Прошу не заграждать уста таких ревностных и достойнейших пастырей Церкви, каким, к примеру, является прот. Митрофан Зноско, которого я привык уважать и ценить». Этот ответ, датированный 29 июня 1944 года за 163, подписан Митрополитом Пантелеймоном и Архиепископом Филофеем. В конце июня последний раз посетил меня К. Смольниченко. – Митрофан Константинович, быстро приближается к Бресту линия фронта, советую Вам выехать из Бреста в одну из ближайших деревень, не дальше восьми, максимум десяти километров от города. – Моя семья, как только участились бомбардировки, выехала в Бельск и находится в доме родителей моей матушки, дорогой Кирилл Васильевич.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

В 1263 году Миндовг был убит, а в следующем году скончался Даниил Галицкий (тогда же почил и св. Александр Невский). Войшелк завладел всею Литвою, и присоединил к Литве Слоним и Волковыск. Он хотел отдать Литву сыну Даниила Шварну (зятю), но его убил Лев, и литовцы избрали Тройдена (1267 г.), врага христианского. В 1269 году Василько удалился в монастырь, 67 лет, передав власть Иоанну Владимиру Философу (1288), который построил Каменец на Лесне (прозванный Литовским), украсил церкви, и поставил столбы в Бресте и Каменце. Сам писал священные книги. Тройден взял Дрогичин при помощи Гроднян в 1274 году в день Пасхи. В 1276 году Тройден поселил пруссов в Гродне и Слониме. Князья Владимир и Лев захватили пруссов в Слониме, а Тройден раззорил Каменец Литовский. Владимир же взял Турийск на Немане. В 1277 году татары пошли на Литву, а Мстислав и Юрий Львович двинулись из Бреста на Гродну, но поход этот был бесплодным. Приехавши из Бреста в Каменец Владимир заболел. Потом переехал в Райгрод, куда вызвал Мстислава Данииловича, которому завещал всю Володимерию, а своей жене – г. Кобрин и Городель (Кобр, у.), а также мызу Сомино и монастырь св. Апостолов. Юрий просил Бреста, но Владимир отказал. Лев прислал епископа Мемнона с просьбою о том же, но и ему было отказано. Владимир скончался в 1288 году. Князь Юрий Львович захватил Брест, Каменец и Бельск, но убоявшись угрозы Мстислава, что он приведет татар, оставил Брест, разрушивши его, как и Бельск, Каменец. Литовские князья отдали Мстиславу г. Волковыск. Юрий I употреблял титул короля Русского и князя Владимирского, но княжил недолго (1301). Сыновья его умерли в 1324 году. Юрий II употреблял титул князя Малой Руси. Он умер в 1339 году. Сестра его была за литовским князем Любартом, который и призван был во Владимир Волынский, а сын Тройдена Болеслав, был призван в Галич. С этого времени история страны между Неманом, Припетью и Бугом тесно связывается с историей Литовского государства. По договору 1366 года князья литовские получили земли: Бельскую, Брянскую, Дрогичинскую, Мельницкую, Брестскую, Каменецкую и Кобринскую, а король Польский Казимир – Волынь и часть Галиции. Но по смерти Казимира литовцы завладели Волынью, и управляли ею до Люблинского соединения. Русский народ охотно подчинялся литовским князьям, так как они не только охраняли их веру, обычаи и язык, но и сами воспринимали все это от русских. Борьба между литовцами и поляками глубоко напоила кровью всю землю нашего края. Много крови пролито было и под стенами Гродно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Эти неожиданно легкие успехи возбудили надежды: недаром говорят, что утопающий хватается за соломинку. Латинское духовенство стало внимательнее вглядываться в Россию и придумывать план кампании. Как же взяться за дело, с чего начать, с какой стороны повести атаку? Решили вот что: «Русские с латинством соприкасались только в лице Польши. Польша под знаменем Римской Церкви когда-то завоевывала Россию и чуть ведь было не завоевала. (Эх, время-то было! Ну, да что об этом, его не воротишь!) Русские, отбиваясь от поляков, возненавидели их и заодно возненавидели латинство. Вот главное препятствие к обращению русских. Нужно бы их разуверить, нужно бы их убедить, что «Польша сама по себе, а Римская Церковь сама по себе " ». Разумеется, задача состояла не в том, чтобы обратить всю Россию или всех русских, а в том, чтобы склонить правительство русское хотя бы к союзу или только к сближению, а там что Бог даст. Не мешает, конечно, поодиночке ловить и русских, но главное – задобрить правительство. Ведь земля безгласна, конституции нет, как в других странах; нигде, ни в чем не высказано, чего не может сделать правительство; следовательно, оно может сделать все. Так аргументировали мудрые вожаки латинства и взялись за дело. Просачивалась ли эта мысль в дипломатических сношениях наших с Римским двором, этого, разумеется, мы не знаем. Не можем и предполагать, чтоб кто-нибудь и когда-нибудь решился отнестись с ней прямо к лицу правительства; но она существовала и была задана по крайней мере некоторым органом клерикальной партии как тема, которая разрабатывалась в журнальных статьях, брошюрах, речах и в частных беседах с русскими – на это есть доказательства. «Мы не за поляков. Сохрани Бог ! Напротив, мы к ним относимся строже, чем кто-либо. Мы не можем им простить одного: зачем они вас разлучили с нами? Зачем связали свое народное государственное дело с высоким и святым делом Церкви? Зачем претворили мирное обращение, которое мы задумывали, в завоевание и насилие? Прежде чем они впутались в дело, мы дружелюбно с вами сносились. Ведь вы еще долго оставались в общении с нами после отпадения Восточной Церкви; вы не скоро последовали примеру греков. Право, так! Все Польша, одна эта несчастная Польша, стала и вам, и нам поперек дороги. Бог с нею, с Польшею! Теперь она вас озабочивает, и собственно латинство-то ее и составляет ту присущую ей силу, которая с вами борется. Так подадимте же друг другу руки, и тогда вам нечего опасаться Польши. Мало того, мы это говорим по секрету: с вами заодно мы так ублажим ее, что не будет об ней и помину». Таков был приступ к дальнейшему. Это была своего рода captatio benevolentiae, придуманная ad usum Russorum 423 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Польша достаточно успешно действовала в Белоруссии с помощью пресловутой «мягкой силы». Тысячи белорусских студентов учатся в польских вузах за счёт польского же бюджета. Тысячи белорусских граждан обзавелись «картой поляка», дающей право на трудоустройство и полный социальный пакет в Польше. В белорусских городах работают десятки польских неправительственных организаций, имеющих тысячи активистов по всей стране. Особо следует выделить Католическую церковь в Белоруссии, фактически ставшую агентом польского влияния. Прихожанами костёлов, где служат тысячи подготовленных (в той или иной степени) поляками ксёндзов, являются сотни тысяч белорусов. Католиков в стране насчитывается около 15% населения. В Гродненской области они и вовсе составляют большинство, в Минске и Минской области тоже их немало. И для них под понятием «братская страна» явно подразумевается не Россия. Ко всему прочему, Польше удалось создать некий привлекательный образ для многих белорусов. Особо развитой страной её назвать нельзя, но её экономика растёт почти уже 30 лет, не зная спадов. В Польше весьма неплохо развит малый и средний бизнес, обеспечивающий значительную долю её ВВП. Да, проблем у неё достаточно, к локомотивам Евросоюза её явно не отнесёшь. Однако наличие проблем никак не отменяет достижений. Польша вообще отсутствовала во всех концепциях внешней политики России. Многие считают, что она просто выполняет волю США или (в какой-то степени) Германии. Однако в действительности многие польские действия на восточном направлении вполне самостоятельны, а основы её политики на этом направлении были заложены ещё в то время, когда Соединенных Штатов не существовало. И польская шляхта имела на территории Белоруссии свои имения тоже до их возникновения. Кроме Белоруссии, в уходящем году Польша отметилась рядом антироссийских выпадов, связанных с трактовками истории Второй мировой войны, штрафом для «Газпрома» и рядом других, откровенно антироссийских действий. Польша стремительно превращается в главную «крепость НАТО» возле российских границ. Боевой потенциал польской армии составляет сегодня порядка 30% от российского. Не так уж и мало, и о недооценке сил тут не может быть и речи.

http://ruskline.ru/opp/2020/12/24/mezhdu...

target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 25. Ответ на 24., Токарев: Скорее всего - это политическое действие, никто Польше не даст бороться за веру Христову, Польша - содержанка США. Вы правы, но вот интересный парадокс - католическая Речь Посполита отверглась даже Ватикана и Европы и бросилась в обьятия англосасонского сионизма .... Сташный сон для филокатолика.... Религиозность страны - это сейчас индикатор для мишени экономических и военных нападок. А в этом отношении Польша может пока быть спокойна. Что само по себе показательно. 24. В Европе у России есть стратегический союзник – Польша как наиболее религиозная страна ЕС. жаль, что такое соглашение прежде всего не было заключено между православной Россией и православной Грецией. Скорее всего - это политическое действие, никто Польше не даст бороться за веру Христову, Польша - содержанка США. 23. 11. дед пенсионер Такие же " современные " защищают " пусек " 22. Re: Русско-польский ответ воинствующему секуляризму …Всякая Церковь ведущая пропаганду религиозной свободы, среди своих собственных прихожан - безусловно, рано или поздно, их лишится. …Фактически означает призыв к Церкви выйти " на панель " . Поддерживаю эти слова уважаемого Писаря. 21. Ответ на 20., Антоний : А c 1917 по 1991 на чём стояли?На Православии. Или для вас Новомученики и Исповедники Российские это ничто?! Вы лично, Ваши родители, деды, стояли на Православии? И мои лично. 20. Ответ на 16., М.Яблоков: А c 1917 по 1991 на чём стояли?На Православии. Или для вас Новомученики и Исповедники Российские это ничто?! Вы лично, Ваши родители, деды, стояли на Православии? 19. Ответ на 17., Писарь: Согласна с каждым Вашим словом. А под строками о якобы русской " ненависти " - подписываюсь дважды. 18. Re: Русско-польский ответ воинствующему секуляризму " Мы хотим способствовать утверждению толерантности и в то же время защищать фундаментальные ценности, и прежде всего религиозную свободу,а так же отстаивать право законное право на присутствие религии в публичной сфере " .

http://ruskline.ru/news_rl/2012/08/20/ru...

В Люблине подписали унию кн. К. Острожский и Александр Чарторыжский (1569). С этого времени литовское государство и Польша составили одну Речь Посполитую с сеймом в Варшаве. Гродненский и Сокольский уезды входили в Тройское воеводство, а Кобрин и Пружаны в Брестское, Бельск и Белосток – в Подлясское, с Дрогичином во главе. Слоним и Волковыск принадлежали к Новогрудскому воеводству. В простонародье Гродненский, Волковыский, Слонимский и часть Пружанского уезда, назывались Черною Русью. Кобринский и Брестский, и часть Пружанского – под именем Полесья, а уезды: Бельский, Белостокский и Сокольский – Подлясья. Шляхта ввела тунеядство, которое не коснулось крестьян, которые как гранитные памятники, сохраняли в себе святую старину нравов, веры и обычаев. Из сердец народа святыню веры не могли исхитить и иезуиты, которые усердно истребляли памятники православия. Народ возмутился против них и замучил в Антополе (Кобр. уезда) иезуита Боболю. В Бресте братство св. Николая имело православную школу, в которой учились греческому, латинскому и русскому языку. У князей Острожских были для детей странноприимные дома. Но иезуиты всех переманили к себе, особенно в Гродно и Бресте. Иждивением Иеронима Ходкевича была учреждена иезуитская школа в Малой-Берестовице (Грод. у.) в 1615 г. в Коссове (Слон. у.), тщанием Льва Сапеги. Все документы иезуиты жгли на кострах, равно как и православные книжки. Развились грабежи, насилия, нетерпимость вероисповеданий. Иезуиты же вовлекали и в войну с русскими и шведами. Процветали коварство, измена, и всякие интриги. Иезуиты были изгнаны из Литвы и Польши папою KлuмehmoмъXIV в 1773 г., а Императрица Екатерина II, Фридрих II и Иосиф положили конец пагубной анархии, разделив Польшу. Присоединенные к России г.г. Гродно и Брест в 1795 году принадлежали к Слонимской губернии, куда потом присоединены были уезды Волковыский, Кобринский и Пружанский. Потом перенесено было губернаторство в Вильну, а в 1801 году в Гродно, с прибавлением уездов Лидского и Новогрудского.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010