Автор не говорит, что Енох умер, но сообщает, что Бог взял его. Эти слова означают, что Енох не дожил до смерти, но был вознесен с телом и душой к Богу. Это подтверждается в Послании апостола Павла к Евреям ( 11 :5). Данное событие, как и вознесение пророка Илии, имеет огромное значение для библейского мировоззрения, так как свидетельствует, что жизнь человека не ограничивается пределами этого мира. Судьба благочестивого Еноха должна была дать людям до и после потопа надежду и веру в реальность загробной жизни. 8. Потоп (Быт. 6–8) В рассказе о потопе отражены три важнейшие истины: 1) наказание нечестия; 2) спасение праведника; 3) спасение мира и человечества через праведника. 8.1. Причины потопа (Быт. 6:1–8) Основными причинами потопа Библия называет смешение сынов Божиих с дочерьми человеческими и умножение зла и нечестия на земле ( Быт.6:2, 5 ). В отношении сынов Божиих и дочерей человеческих среди отцов Церкви и экзегетов встречается два мнения: 1) В Александрийском кодексе перевода LXX здесь стоит словосочетание «Ангелы Божии», а в Книге Иова (1:6; 2:1; 38:7) Ангелы называются сынами Божиими. На этих основаниях многие древние отцы (святой Иустин, Афинагор, Тертуллиан , Ориген и последователи александрийской традиции), а также раввины полагали, что священный автор говорит здесь о падших ангелах, которые вступили в связь с земными женщинами. Причем саму эту связь понимают неодинаково. Одни (в основном древние) считают, что речь идет в буквальном смысле о незаконных супружеских отношениях между духами (ангелами) и земными женщинами, от которых даже родились странные существа, названные исполинами. Однако такое буквальное понимание противоречит учению о духовной природе Ангелов (как светлых, так и падших), а также словам Христа о том, что Ангелы «не женятся» ( Мф.22:30 ). Другие (автор книги Еноха и некоторые толкователи Нового времени) и вовсе видят здесь чистую аллегорию: брачный союз в библейской символике нередко обозначает союз религиозный, поэтому брак с духами может быть истолкован как символ измены людей Богу и установления ими преступного союза с духами, то есть возникновение язычества и магии. Слова же о рождении детей от подобных брачных союзов в таком случае интерпретируются как указание на культовую проституцию, которая была присуща многим древним религиям и связана с идеей плодородия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Когда остановился ковчег, – Ной посылает врана, и изшед не возвратися ( Быт. 8:7 ). За сим, выпускает голубицу, но она не обретши покоя ногама своима, возвратися к нему в ковчег; потом, в другой раз посылает голубицу, и она возвратилась имея сучец масличен с листвием во устех своих ( Быт. 8:8–12 ). Отцы и учители Церкви так толкуют сии места Писания: Св. Ефрем Сирин говорит: «Голубь, выпущенный Ноем, был символом Св. Духа. Что говорится о испущении голубя и уменьшении вод, кажется, изображает послание Христа от Отца и уменьшение грехов наших после крещения Его во Иордане, и посему, Дух Святый нашел успокоение стопам Своим. Ветвь масличная изображала будущее помазание и примирение рода человеческого с Богом Отцем. Испущение врана представляет падение диавола» 110 . Бл. Иероним: «из ковчега выпускается вран и не возвращается назад, и после голубь возвещает мир земле: так и в крещении Церкви по изгнании страшного коршуна, т. е. диавола, мир земле нашей возвещает голубь Св. Духа» 111 . Тертуллиан : «как после вод потопа, коими очищена древняя неправда, и после крещения, так сказать, мира, земле возвещено прекращение небесного гнева чрез голубя, выпущенного из ковчега и возвратившегося с масличною ветвию: тем же порядком духовнаго действования, к земле, т. е. плоти нашей, выходящей из купели после древних беззаконий, слетает с вестию мира Божественного голубь Св. Духа , посланный с неба, где находится Церковь , изображенная ковчегом» 112 . Слово Божие, представляя потоп и ковчег образом устроенной Христом Церкви новозаветной, дает видеть в них и состояние Церкви Христовой во времена второго Его пришествия. Сам Иисус Христос говорит: Якоже бысть во дни Ноевы, тако будет и пришествие сына человеческаго. Якоже бо беху во дни прежде потопа, ядуще и пиюще, женящеся и посягающе, до него же дне вниде Ное в ковчег, и не уведеша, дóндеже прииде вода и взят вся: тако будет и пришествие Сына человеческаго ( Мф. 24:37–39 ). Бедствие мира первого предуготовлено умножением беззакония, отступлением от Бога, блужением и предобладанием исполинов: так и бедствия мира последнего будут предуготовлены оскудением любви к Богу ( Мф. 24:12 ), умножением грехов и соблазнов, запустением святыни, распространением духа преобладания (Апок.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

80 Имя Иарель () автор книги Юбилеев совершенно правильно производит от глагола , спускаться, сходить. В Библии значение имени патриарха Иареда не указывается. 81 В книге Еноха (VII гл.) также рассказывается о сошествии во дни Иареда на землю стражей, ангелов неба; но там схождение выставляется как последствие греховного увлечения стражей красотою дочерей человеческих. 86 Жена Ноя в различных апокрифах и у разных писателей носит разнообразные имена: так, по христианской книге Адама и по Евтихию она называлась Гаикала, по Епифанию – Бартека, во другим – Ноема, Титея (или Тетири или Титлея), Вагела и т. д. См. Прав. Обозр. 1889, т. 2-й, стр. 87–88. 87 Излагаемая здесь история падения ангелов с его последствиями заимствована из VII и VIII гл. кн. Еноха. 92 Так потоп по книге Юбилеев был в 1308 г. по сотворении мира, то здесь вместо 27 юбилеев нужно читать 26. 93 В эфиопском тексте здесь стоит слово, которое не только не имеет определенного смысла, но и грамматически неправильно. 94 Все, налагающееся здесь относительно того, что Господь заповедовал наблюдать правильное счисление дней года и что это счисление будет некогда грешниками изменено, заимствовано с некоторыми, впрочем небольшими, изменениями из книги Еноха; см. 74:11–17; 75:1–2 и 82 гл.– 95 У Евтихия жены сыновей Ноя носят другие названия: жена Сима – Салита, жена Хама – Налата, жена Иафета Арисиса. Прав. Обозр 1889, т, II, стр. 88. 96 Здесь эфиопский текст совершенно испорчен. Из длиннейшего перечисления сыновей Ноя можно выбрать только немногое. 97 В греческом тексте книги Еноха, сохранившемся в отрывках у Георгия Синкелла, рассказывастся: «стражи взяли себе жен и начали смешиваться с ними до потопа; и они родили им три рода; но первых великих исполинов, исполины же родили Нафилимов (Ναφηλεμ) и у Нафилимов родились Елиуд (λιοδ). Книга Еноха, Казань 1888, стр. 480–481. 103 Значение имени Фалек (от глагола , прорезать, делить) указано согласно с книгой Бытия 10:25. 104 Очевидно ιπαα ρη, лежавшие на крайнем севере в Скифии. Посидоний и Протарх утверждают, что Рифейскимн горами в древности назывались Альпы; по словам Василия В. ιπαα ρη лежат за внутреннею частью Скифии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

В октябре 1826 года он читал ее во многих московских домах почти одновременно с чтением Пушкиным «Бориса Годунова» и Алексеем Хомяковым – «Ермака». Петр Вяземский напишет Жуковскому об одном из муравьевских чтений: «Молодо, зелено, но есть живость, огонь и признаки решительного дарования». Лишь небольшой отрывок был опубликован в «Атенее» (1830, 3). Остальные так и остались неопубликованными или неосуществленными. В том числе трагедия «Михаил Тверской», о которой он писал: «Сия трагедия есть только половина двулогии: «Тверские в Орде», которой дополнением будет «Георгий Московский», и только первая часть обширной драмы, заключающей в себе все трагические черты летописей наших и составленной из непрерывной цепи многих трагедий; все те из них, которые издали уже представляются моим взорам, – как будто бы сей исполинский и в полном смысле отечественный замысел был уже совершен: «Святополк», «Василько», сцены из столетней вражды Ольговичей с Мономахами, «Андрей Боголюбский», «Сеча на Калке», «Федор Рязанский»... В эти же годы он создал историческую трагедию «Митридат» о выдающемся властителе Малой Азии и библейскую эпическую поэму «Потоп», увидевшие свет лишь в наше время 61 . При жизни была опубликована только поэтическая драма «Битва при Тивериаде, или Падение крестоносцев в Палестине», отрывки из которой в 1836 году появились во втором томе пушкинского «Современника», а в 1874 году она вышла отдельным полным изданием. Постановка этой драмы осенью 1832 года в Александрийском театре не увенчалась успехом. «Вы угадали из «Северной Пчелы», что моя «Битва при Тивериаде» совершенно упала на театре, и хотя и играли пять раз, и народу было много, но все-таки она совершенно упала. Я сам просил, чтобы ее перестали играть, ибо она более драматическая поэма, нежели трагедия», – писал он Жуковскому в ответ на пожелание «не обращать внимания на неудачу», повторяя пушкинский отзыв о своей трагедии. В письме к брату он сообщал: «Пушкин (поэт), которому я давал ее читать под честным словом сказать мне правду, остался ею совершенно доволен, сожалея, что я отдал ее на театр, ибо она поэма, а не трагедия».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

410 Сыны Божии – это потомки Сифа, дочери человеческие – женщины из рода Каина. Две генерации потомков Адама – каиниты и сифиты – представляют собой, очевидно, два духовно разных пути развития человечества. Каин – основатель «технократической» цивилизации, он удалился от Бога, поселился к востоку от Месопотамии в земле Нод, построил первый город, был кузнецом, то есть основателем ремёсел, проводил свою жизнь в тяжёлых трудах для обеспечения своего существования. «Характер Каина перешёл и к его потомкам, каинитам, которые в течение всей допотопной эпохи представляли особую ветвь человечества, прославившуюся культурой, но вместе с тем и нечестием, которое и навлекло на людей страшную кару в виде всемирного потопа» (ХЭС. Т. I. С. 662). Сиф, занявший место убитого Каином Авеля, стал основоположником нового благочестивого племени, противоположного потомкам Каина. «Для лучшего сохранения обетования об Избавителе и для утверждения благочестивой жизни Бог благословил Сифа и его потомков необыкновенным долголетием: жизнь их простиралась до девятисот лет и более. Предание приписывает Сифу изобретение букв. Он упоминается в родословии Иисуса Христа» (ХЭС. Т. II. 586). Однако потомки Сифа не удержались на высоте благочестия, соблазнились «дочерями человеческими», от которых стали рождать исполинов, развратились и стали неугодны Богу, что и вызвало потоп. Противопоставление каинитов и сифитов отражает христианскую точку зрения на историю человечества до потопа. Вместе с тем в древнерусской письменности была широко распространена восходящая через апокрифы и хронографы к древней иудейской традиции легенда о смешении ангелов (которые так же, как и палейные сифиты, называются «сынами Божьими») с дочерями человеческими. Эта легендарная версия, восходящая через «Книгу Еноха» и «Малое бытие», или «Книгу Юбилеев», (см.: Смирнов–1888; Порфирьев–1872. С. 238) к древним иудейским преданиям (см.: ТБ. Т. 1. С. 44) в Древней Руси была известна в версии «Хроники» Иоанна Малалы: и внидоша аггли къ дщеремъ члчскымъ … и родиша имъ сны и быша гиганте на земли вка… (Истрин–1994.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

«Я полагаю, – сказал Бог, – радугу Мою в облаке в знамение вам». Когда солнце, как трубами, лучами восхода, мокрое облако получает как бы из неких уст, то втягивает наверх дождь, и как реку пускает его на землю. Ибо радуга – тройная: здесь красная, здесь белая, здесь зеленая. Зелень ее проповедует мир, премудрость, силу, Бога Слово всем приходящим в мир кровью, водой и Духом – омывается водою крещения – Иорданскими струями – все творение, очищаясь от оскверненности. Дух Святой потопляет умственно понимаемых исполинов. После потопления и погружения оставшихся на земле идолов и бесов, красной кровью она делается нам знамением спасения. Истинной радуге и миру от Бога -слава. По образу Распятого плотью само явно знамение дуги. И без опасений у нас был потоп для бесов. От этого нас отторгла буря, когда мы вознеслись от земли на Кресте: когда Господь всех привлек к Себе. Господь еще сказал: «Я дал вам власть наступать на змея и скорпиона, и на всю силу врага». И трое есть свидетельство тому, как сказал великий Иоанн: «кровь, вода и Дух». И трое едино. В девятый час возопил Господь, испустил Дух из души, тогда как Божество было совокупно и неодушевленному телу, и ушедшей душе; и потому, когда Он был одушевлен, Дух был совокупен обоим, и много более Божество совокупно в обоих частях, нераздельно и неизмеримо; и тогда [когда] Его ребро было прободено копьем, вышла кровь и вода. И видено было, и свидетельствовано, и истинно свидетельство о Нем, как сказал великий Иоанн. Кровь и вода из Божественного и всегда текущего Источника источается ради осудившего Его Пилата и тех, кто кричал: «Возьми и распни Его». И Пилату, который со словами омыл кровь убийства, и им, которые выбрали от Него осуждение, когда восклицали: «...кровь Его на нас и на детях наших». Это и мы достолепно скажем – не по этому их выбору, ибо они как человека [Его видели], а мы поклоняемся Ему как Богу всех. Как премудрые врачи перерезают дугой излияние воды, что склоняется сверху на лицо, Он как будто по этому образу простирает [радугу] – словно вовлечением в ткань из того, что лежит под солнцем, собирая лучами и облаком и, как жжением тепла, иссушая водоточные жилы.

http://azbyka.ru/otechnik/Kesarij_Nazian...

И очень интересно, что именно потомки Каина, согласно Библии, и создают первые начала цивилизации. Они строят первые города, они изобретают первые инструменты, как повествует Библия. Почему она так повествует, для чего это рассказано? Для того, чтобы показать, что в цивилизации любого времени всегда была некая червоточина. Не сама по себе она зло, но что–то в ней было теневое и опасное. И вот надвигается новый виток человеческого зла. Этот виток связан с магией и язычеством. Библия рассказывает об этом крайне символично. Небесные существа полюбили земных женщин, сошли к ним, вступили с ними в брак, и от этого брака родились Исполины. Что это означает? В Библии часто брак является символом религиозного завета, связи. Когда говорится о Христе и церкви, употребляются термины брака: церковь — невеста Христова. Когда говорится о Боге и ветхозаветной общине, тоже употребляются термины, символика брака. А вот здесь люди вступают в брак с некими демоническими существами, которые, нарушив заведенный порядок, вторгаются в человеческий мир. И начинается волшебство и волхвование. Согласно старинным легендам, возникшим еще до нашей эры, этот процесс — начало использования демонических сил, оккультных сил в целях человека, когда вошло черное нечто в человеческое сознание. И это достигает какой–то предельной точки. Разрушаются преграды, которые отделяют гармоничный мир от мира хаоса, — и воды потопа обрушиваются на землю. Потому что мир потерял смысл. Вы знаете, что в самом начале мир имел, согласно Библии, форму водной бездны. И вот снова — как будто бы мир возвращается к истокам — все гибнут. Совершенно неважно сейчас, в какой степени исторично это. Тем, кто хочет узнать о подробностях этой катастрофы, я рекомендую прочитать прекрасную книгу Кондратова «Великий потоп, миф или реальность?» А также книгу Горбовского «Загадки и открытия». Там все рассматривается с точки зрения любознательности: были ли глобальные водные катастрофы, которые потопили некогда высокие цивилизации. Вероятно, были. Но не в этом суть.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Греческое слово Метеорон означает подоблачную высоту, которая издали кажется неясной и вычурной. Таковы высоты метеорские близ города Трикки. Они суть не что иное, как ринутые подземным огнем на поверхность земли глинисто-каменистые растворы и лавы, ринутые весьма высоко и огустевшие в виде волн, холмов, шатров, столпов, колонн, обелисков, пирамид, мачт, корабельных остовов, стенных укреплений с зубцами и куполами, и даже в виде птиц, зверей и человеков, в разных положениях их. Эти дива дивные, эти каменные, голые массы, высокие и приземистые, громадные и малообъемные, с пещерами внутри и с монастырями на вершинах и в отвесных боках их, эти многочисленные вулканические утесы, примкнутые к горам и отделенные от них, стоят слитно и раздельно, прямо и наклонно, остриями вниз, тупеями вверх, и на небольшом пространстве, как бы в боевом порядке построены отдельными взводами и густыми массами, лицом к реке Пинию, тылом к горам, и составляют правое крыло у монастырей Преображенского и Варлаамского, левое у обители св. Стефана и города Стагона, а центр у холма Дупиани. Как эти утесы, так и монастыри на них обрисованы Благовещенским на 19-ти листах, и нарисованы весьма удачно, А топографическую карту их составил я сам, принимаясь за это дело по частям многократно. Вычурнее всех метеорских видов есть гора Кукла, на которой стоят монастыри св. Стефана и св. Троицы. Приближаясь к этой горе по дороге от Трикки, видишь, сперва, громадного каменного митрополита в клобуке, согбенно сидящего задом к зрителю, и подле него харю Нептуна на утесе Алисо, потом на отрогах Куклы усматриваешь, на правом углу, бородатого Девкалиона, при котором был потоп в Фессалии, на левом – жену его Пирру, а за нею служанку с водоносом на плече, перед ними два каравая, один на другом, которых не съешь и в миллионы лет; повыше же их зришь низверженных и израненных исполинов с их щитами и обитель св. Стефана, втиснутую в верхние расщепы утеса, словно каменный стакан, вставленный в горсть руки между поднятыми и растопыренными пальцами. У этой обители виднеется голова человека, будто служащего обедню. Она покрыта скуфьей.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Итак, Писание упоминает двух Ламехов, И54 от Каина, a – от того самого отца Ведь Ной рожден не от того Ламеха, который от Каина (который) убил мужа и юношу, а от иного – от тезки, который от Сифа. Тот ведь говорит: «Я убил мужа Б46 в рану себе, а юношу – в язву себе» ( Быт. 4:23 ). И так как он совершил два убийства и (от) обоих взял жен, Елду и Селлу, то сам осуждает себя на наказания семьдесят раз по семь, ибо сказано: «На Каине отмщается семикратно, а на Ламехе – семьюдесятью семь раз» ( Быт. 4:24 ). А почему он наказывается [больше]? Потому что от прегрешения ранее согрешившего не вразумился. Видишь, если кто-то согрешил раньше нас, то это увеличивает наше наказание, ибо нас это не вразумило . Так случилось и с Ламехом./35а Ведь он убил двух братьев праведного Еноха, который с верой помолился о том, чтобы не увидеть такой смерти, и услышал его Бог, и был ( Быт. 5:24 ). Енох же был от праведного Сифа, от которого происходит Христос: Лука, ведя родословие Его от Адама, возводит Его к Сифу, Адаму и Богу ( Лк. 3:23–38 ). Ведь по плоти Он [от] них, a по духу от Бога. Ведь Бог – Дух. Итак, семя нечестивых стремилось истребить род праведных, ибо «для грешника благочестие – мерзость» ( Сир. 1:25 ). Ведь род и семя Каиновы прокляты, а Сифовы – благословенны. И не хотел Бог , чтобы Б47 род праведных со своими родственниками сочетался, с родом нечестивых, но чтобы род нечестивых был истреблен. Так что они убивали их и брали их жен, рождались ужасные чудовища – гиганты, то есть исполины, из-за которых и наступил потоп, до конца всех погубивший. Один только Ной/35б оказался праведным в роде своем ( Быт. 6:9 ), потому спасен был. Глава 2 Достигнув 500 лет, Ной родил Сима, Хама, Иафета ( Быт. 5:32 ), а через 100 лет после рождения своих трех сыновей, в возрасте 600 лет, взошел в ковчег, и наступил потоп на земле. А на 601 году своей жизни он вышел из ковчега и после потопа прожил 350 лет и умер, всего прожив 950 лет ( Быт. 9:28 ). Потоп же продолжался 40 дней, и вся земля покрылась водою за 120 дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Господь же рече ко Евве: «Евва, что се сотворила еси?» Она же отвеща: «Змия прелсти мя! 974 » Вот хорошо! Каков муж, такова и жена; оба бражники, а у детей и давно добра нечева спрашивать, волочатся 975 – ни сыты, ни голодны. Бытия: «Змия же отвеща: „Дьявол научил мя!”» Бедные! Все правы, и виноватова нет! А то и корень воровству 976 сыскалъся! Чем еще поправитеся 977 ? Все заодно, с вором стакався, воровали; чем дело вершить? Да нечем переменить! Кнутом бить, да впредь не воруют. Бытия паки. И повеле Господь херувиму всех изгнати из рая. Изгнан бысть Адам, и запечатлен 978 бысть рай. И осудил Бог Адама делати землю, от неяже взят бысть, жене же – в печалех родити чада, а змии – на чреслех ползать и ясти землю, а дьявола – проклят 979 . ‹...› Таже людие начаша родитися исполини, гиганъти, сиречь силные и великие, и учали богопротивно жить между собою, убийством и волъхвованием, обращалися зверми и птицами, диявольским научением по аеру летали. И жития их было от Адама до потопа 2242 лета 980 . И рече Господь: «Не пребудет дух мой в человецех сих, яко плоть суть» 981 . И повеле праведнику Ною делати ковчег до потопа за 100 лет. Он же, делая ковчег, по вся дни людям вопил: «Покайтеся! Близ конец и при дверех смерть, хощет Бог потоп навести на землю!» Они же ругахуся ему, глаголюще: «Давно ты кричиш, да по твоему не бывает ничто! Не слушаем тебя! Так нам жить, как хощем себе!» И егда исполняшеся шестьдесятой год, подвигнул дух зверие и скоты земъския, и птицы небесныя, и гадове всякаго рода около ковчега водворяющеся. Ной же кричаще гласом высочайшим: «Покайтеся, людие, престаньте от злоб своих, припадите ко Господу Богу небесному! Се потоп приближися! Видите, зверие, духом движими, стекаются: слоны и велъбуды от Инъдии грядуща, львы и рыси, волцы и медведи со овцами и козами смешаны, друг друга не вреждаху». Они же излиха вопияху: «Небрежем о глаголех твоих!» Осердилися, бедные, не любо, что праведник правду говорит. Ужжо, су, сердитые, умяхчит вас вода! Паки Бытия. Ковчег же еще не совершен, надобе на дело 40 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010