Некоторые делали предположения, что «Сынове Божии» были небесными созданиями или ангелами. Святым Отцам были из­вестны такие толкования, которые они отвергали, утверждая, что ангелы не могут рождать человеков. 66 Как древние идеи о ангелах, совокупляющихся с людьми, так и современные о кос­мических пришельцах, конечно, – пустые басни, в основе ко­торых лежат праздные фантазии. ( Быт. 6, 4 ) «Исполини же бяху на земли во дни оны; и потом, егда вхождаху сынове Божии к дщерям человеческим, и раждаху себе. Тии бяху исполини, иже от века, человецы именитии». Под «исполинами» не следует здесь понимать невероят­ных размеров людей. Согласно преп. Ефрему, потомки Сифа, избранный род, были развитого телосложения, высокими, в то время как потомки Каина, несущего на себе печать прокля­тия, были небольшого роста. 67 Когда два рода смешались, возобладал высокий рост Сифитов. «Исполинское» тело­сложение людей – потомков Сифа – до наступления пото­па было одним из качеств человечества, которое было утра­чено в новых климатических условиях после всемирного потопа. Может быть, эти «исполины», их небывалые проявления силы (выражавшиеся, возможно, в войнах с потомками Каина) и послужили прототипами «богов» легенд более поздних перио­дов Греции и других стран. ГЛАВА VIII. ПОТОП ( Быт.6:5–8:22 ) ( Быт.6:5–7 ) «Видев же Господь Бог, яко умножишася злобы человеков на земли, и всяк помышляет в сердце своем прилежно на злая во вся дни. И помысли Бог, яко сотвори человека на земли, и замысли. И рече Бог: потреблю человека, егоже сотворих, от лица земли, от человека даже до скота, и от гад даже до птиц небесных; зане размыслих, яко сотворих я». Здесь повествование особо выделяет всеобщность зла, охватив­шего и старшее, и молодое поколения (так, как и в наши дни). Бог, конечно, не «помысли» – не «раскаялся», что создал челове­ка – так сказано применительно к нашему земному восприятию. Он просто решает наказать людей и начать новый род челове­ческий заново, с праведного Ноя, который станет новым Адамом.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

Скачать epub pdf Фрагмент 1. О священном летоисчислении египтян и халдеев Действительно, египтяне, гордясь своим древним происхождением, с помощью астрологов составили свое летоисчисление, деля время на циклы. Те же, кто снискал репутацию сведущих в этом деле мудрецов, научились вести исчисление по лунным годам, 1 и, будучи не менее других склонны верить легендам и мифам, считают, что их народ появился за восемь, а то и девять тысяч лет до правления Солона (об этом говорится даже у Платона). Но к чему говорить об этом? Или о финикийцах, которые считали, что им тридцать тысяч лет? Или халдеев, которые наивно полагали, что им вообще четыреста восемьдесят тысяч? Ведь евреи, ведущие свое происхождение от Авраама, гораздо скромнее и считают, что появились они пять с половиной тысяч лет назад до того, как пришло в мир Слово Спасения; случилось же это уже во времена правления цезарей. Фрагмент 2 Когда же люди размножились на земле, то написано, что ангелы стали входить к дочерям человеческим. В некоторых рукописях вместо «ангелов» я нашел «сыны Божьи». По-моему, здесь под сынами Божьими подразумеваются потомки Сифа, которые названы так за свою праведность, а также все патриархи, происшедшие от них, вплоть до Самого Спасителя. Потомки же Каина названы «сынами человеческими» (в данном случае – «дочерьми»), ибо в них не было ничего божественного –  они были нечестивы и восстали против Божьего верховенства. Если же «ангелы» является более предпочтительным переводом, то здесь, скорее всего, речь идет о колдунах и чернокнижниках, которые рассказывали простым женщинам об устройстве небес и звезд. Именно от этих колдунов женщины с помощью их чернокнижия смогли зачать исполинов, которые наполнили землю злом и беззакониями, пока Бог не решил послать потоп на землю, чтобы наказать грешное человечество. Фрагмент 3 Итак, Адам родил Сифа когда ему было 230 лет. 2 После этого он прожил еще 700 лет и умер. Это была его вторая, физическая смерть, после первой, духовной. Сиф прожил 205 лет и родил Еноса. Таким образом, от сотворения Адама до рождения Еноса прошло 435 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Julij_Afrikan/...

Период второй. От потопа до Авраама V. Потоп 16 Необычайное долголетие патриархов было необходимо в первобытной истории человечества как для скорейшего заселения земли и распространения полезных познаний, так и особенно для сохранения чистоты первоначального богопочтения и веры в данное первым людям обетование Избавителя. Патриарх каждого поколения мог передавать свои знания в течение целых столетий родоначальникам других поколений, имевших, в свою очередь, передавать их далее в течение новых столетий. Так, Адам мог быть живым свидетелем первобытных преданий до самого рождения Ламеха, а отец последнего Мафусал – долговечнейший из людей – жил почти до самого потопа и умер за шесть лет до его наступления 17 . Но, с другой стороны, долголетие могло служить и удобнейшим средством умножения и распространения зла в человечестве. При необычайной редкости случаев смерти, с ее ужасами, совесть людей лишена была одного из страшнейших предостережений; затем, сообщество злых людей содействовало умножению зла и порока, а кажущаяся отдаленность суда или избавления могла придавать смелость самому дерзкому неверию и кощунству. И вот, действительно, зло стало сильно разрастаться в мире; но высшего своего развития оно достигло вследствие смешения между собою потомков Каина и Сифа, и именно, когда по грубому влечению чувственности «сыны Божии (потомки Сифа) увидели дочерей человеческих, (из потомства Каина), что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал». В это время земля была уже значительно населена, но вместе с заселением ее распространилось страшное зло порочности и развращения. «И увидел Господь Бог, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время». Это, очевидно, была не простая порочность испорченной натуры, а всеобщее господство открытого и Дерзкого греха и восстания против Бога. От преступно сладострастного общения потомков Сифовых с потомками Каиновыми произошло поколение «исполинов на земле», слагаясь на свою силу, они внесли в человеческое общество ужасы насилия, бесправия, хищничества, сладострастия и всеобщего неверия в обетование будущего избавление.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

8. И в этом подлинно было Божие человеколюбие, но еще малое в сравнении с последующим. Ибо рассуди, что было при Ное. Согрешили исполины, и великое беззаконие разлилось тогда по земле, н за оное надлежало быть потопу. И в пятисотое лето Бог изрекает угрозу, наводит же потоп на землю в шестисотое лето. Видишь ли широту Божия человеколюбия, простирающуюся на сто лет? Разве не мог Он немедленно соделать то, что сделал чрез столетне? Но Он с намерением продолжает время, давая возможность к покаянию. Видишь ли Божию благость? И если бы жившие тогда покаялись, то не остались бы лишенными Божия человеколюбия. 9. Перейдем, наконец, и к другим, получившим спасение за покаяние. Но, может быть, инея из жен скажет: «я блудница, прелюбодейка, осквернила тело свое всякого рода непотребством, возможно ли для меня спасение?» Посмотри, жена, на Раав и себе ожидай спасения, Ибо, если явно и открыто предавшаяся блуду спаслась ради покаяния, то ужели ради покаяния и поста не спасется однажды когда-либо впадшая в блуд еще до принятия благодати? Вникни же, как спаслась Раав. Только сказала: «Бог ваш на небеси и на земли» (Иис. Нав. 2:11 ). Ваш, говорит, Бог , а своим не осмелилась назвать по причине развратной жизни. И если хочешь слышать свидетельство Писания о том, что она спаслась, имеешь написанное в псалмах: «Упомяну знающим Меня о Рааве и Вавилоне» ( Пс. 86:4 ). Велико Божие человеколюбие и о блудницах воспоминает в Писании! И не просто говорит: «упомяну о Рааве и Вавилоне», но присовокупляет: «знающим Меня». Поэтому и мужам, а равно и женам, возможно спасение, приобретаемое покаянием. 10. Если и целый народ согрешает, и сие не препобеждает Божия человеколюбия. Народ слил тельца, но Бог не отступил от своего человеколюбия. Люди отреклись от Бога, но Бог не отрекался от Себя. «Сии бози твои Израилю» (Исх. 32:4), говорили израильтяне, но Бог Израилев снова, как обычно Ему, стал Спасителем их. И не народ один согрешил, но и архиерей Аарон. Ибо Моисей говорит, что и на Аарона был гнев Господень, присовокупляет же: и помолился я о нем, и простил его Бог ( Втор. 9:20 ). И Моисей, молясь за согрешившего архиерея, умилостивил Господа; Единородный ли Иисус, молясь за нас, не умилостивит Бога? И Аарону, по причине падения его, не воспретил Бог вступить в Первосвященство; воспретит ли тебе, пришедшему из язычников, приступить к спасению? Покайся и ты, человек, подобно Аарону, благодать не будет и тебе возбранена. На будущее время покажи в себе неукоризненный нрав. А Бог истинно человеколюбив, и ни один человек не может достойным образом изречь Его человеколюбие. И если совокупятся вместе все языки человеческие, то и тогда не возмогут поведать даже и части Божия человеколюбия. Ибо приводим здесь только нечто из написанного о человеколюбии Его к падшему роду. Но не знаем, сколько простил Он Ангелам. Ибо и к ним снисходит, потому что Един только безгрешен, очищающий грехи наши Иисус. И об Ангелах достаточно сего.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Вот слова Абдаллаха-ибн-Абд-эль-Хокма: «Пирамиды суть творение Саурида, царя египетского, жившего за три века до потопа. Жрецы истолковали ему страшный сон, коим предсказан был всемирный потоп, долженствовавший истребить землю; тогда царь велел воздвигнуть пирамиды, с колодцем, зачерпающим воду Нила, и заключить в них талисманы и сокровища, и велел начертать внутри их правила искусств и наук. Иссекли огромные столбы и положили основание пирамид красными Эфиопскими камнями, скрепленными оловом и железом. В цветной пирамиде были собраны архивы жрецов, начертанные на досках черного мрамора. В западной пирамиде стояла на страже мраморная статуя, вооруженная копьем с извитым на голове змеем: в восточной – сидела на троне статуя из черного агата, с блестящими глазами и с копьем в руках; в расписной же пирамиде была сидящая статуя из камня альбута. Копты в своих книгах пишут, что на пирамидах есть следующая надпись: «Я Саурид, «царь Египта, воздвиг пирамиды и окончил их «в шесть лет. Пусть мой преемник, если хочет со мною сравняться, разрушить их в шесть веков! Известно, однако же, что легче разорять, чем строить». Когда Халиф Аль-Мумун увидел пирамиды, он хотел открыть их внутренность, что и сделал в том месте, где нынешнее отверст, посредством огня и другими способами, но не без больших издержек. Толщина стены была в 20 локтей; за нею нашли изумрудный рукомойник в 1000 динариев. Внутри увидели четвероугольный колодезь, с дверьми, ведущими в комнату мумий, а под вершиной пирамиды открыли покой с выдолбленным камнем, в котором таилась статуя, заключавшая в себе человека, с золотым нагрудником и дорогим мечем; на голове его карбункул величиною в яйцо горел как солнце, с буквами, которых никто не мог прочитать. Что же касается до свойства, приписываемого древним пирамидам: не бросать от себя на землю никакой тени, то я сам был тому свидетель; но это случилось в равноденствие, когда все стороны пирамид равно освещаются солнцем, стоящим в полдень над их вершиною; с прибавлением и убавлением дня постепенно увеличивается тень их, сперва поглощаемая их обширною массою, не соответствующею высоте, а впоследствии уже выходящая, в часы утра и вечера, из пределов их огромного тела. Все три пирамиды расположены одна к другой диагонально, равняясь северо-западными углами против юго-восточных. Есть еще и четвертая, но она не замечательна, равно как и другие остатки мелких полуобрушенных пирамид вокруг сих исполинов, подобные передовым холмам, означающим хребет снежных гор.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   Некоторые делали предположения, что «Сынове Божии» были небесными созданиями или ангелами. Святым Отцам были из­вестны такие толкования, которые они отвергали, утверждая, что ангелы не могут рождать человеков. Как древние идеи о ангелах, совокупляющихся с людьми, так и современные о кос­мических пришельцах, конечно, — пустые басни, в основе ко­торых лежат праздные фантазии.     (Быт. 6:4) «Исполини же бяху на земли во дни оны; и потом, егда вхождаху сынове Божии к дщерям человеческим, и раждаху себе. Тии бяху исполини, иже от века, человецы именитии».    Под «исполинами» не следует здесь понимать невероят­ных размеров людей. Согласно преп. Ефрему, потомки Сифа, избранный род, были развитого телосложения, высокими, в то время как потомки Каина, несущего на себе печать прокля­тия, были небольшого роста. Когда два рода смешались, возобладал высокий рост Сифитов. «Исполинское» тело­сложение людей — потомков Сифа — до наступления пото­па было одним из качеств человечества, которое было утра­чено в новых климатических условиях после всемирного потопа.    Может быть, эти «исполины», их небывалые проявления силы (выражавшиеся, возможно, в войнах с потомками Каина) и послужили прототипами «богов» легенд более поздних перио­дов Греции и других стран. ГЛАВА VIII. ПОТОП (Быт.6:5–8:22)   (Быт.6:5–7) «Видев же Господь Бог, яко умножишася злобы человеков на земли, и всяк помышляет в сердце своем прилежно на злая во вся дни. И помысли Бог, яко сотвори человека на земли, и замысли. И рече Бог: потреблю человека, егоже сотворих, от лица земли, от человека даже до скота, и от гад даже до птиц небесных; зане размыслих, яко сотворих я».    Здесь повествование особо выделяет всеобщность зла, охватив­шего и старшее, и молодое поколения (так, как и в наши дни).    Бог, конечно, не «помысли» — не «раскаялся», что создал челове­ка — так сказано применительно к нашему земному восприятию. Он просто решает наказать людей и начать новый род челове­ческий заново, с праведного Ноя, который станет новым Адамом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3870...

Много месяцев ковчег носится по водам, и вместе с Ноем пребывают три его сына (видимо, там были и дочери Ноя, и жены сыновей — одним словом, маленький народ, который спасся вместе с Ноем в ковчеге). Старое избитое выражение «каждой твари по паре», конечно, не совсем отвечает реальности. Из всех животных, населяющих землю, совсем немногих нужно было брать с собой. Скажем, все животные морские остаются, все пресмыкающиеся, связанные с водной фауной, также могут остаться, не говоря о рыбах. Значит, речь идет о животных, связанных с млекопитающими, живущими на суше, о птицах, также нуждающихся в пристанище. Вся ли земля была покрыта водами Мирового океана или только тот регион, где обитало человечество? Здесь несколько точек зрения. Досконально известно, что по крайней мере Европа, Средняя Азия и часть Африканского континента точно были под водами Мирового океана и были подвержены всемирному потопу. Был ли потоп всемирным в полном смысле слова, заполнил ли он водой весь мир так, что ни одной точки суши не осталось на земле, — это проблематично. Возможно, не было смысла уничтожать весь мир, который не был причастен ко греху. Ведь Господь уничтожал зло, которое царило в том месте, где обитали исполины, бывшие бездуховным обществом, заразившие грехом окружающую их среду. Потому и животный мир был уничтожен за сопричастность греху, который человек производил в это время. Но возможно, что не вся природа и фауна была уничтожена потопом, и те ареалы обитания животных, которые не были связаны с жизнью человека, остались не покрытыми водами потопа. Важно то, что все люди, за исключением семьи Ноя, были уничтожены водами потопа. Чем питались животные во время потопа? Во-первых, возможно, что ковчег располагал определенными помещениями для хранения запасов пищи, хотя бы на какое-то время. Известно также, что многие животные в какие-то особые периоды употребляют пищи крайне мало. Скажем, медведь вообще не ест, пока спит. Но чем могли питаться плотоядные животные — тигры, львы? Ряд этих животных тоже употребляют в пищу травы, но на одной траве долго, нужно было нечто для них необходимое — мясо или заменитель мяса, белковая пища. Вероятно, это было молоко животных, которое в достаточном количестве присутствовало на ковчеге. Любое млекопитающее животное, естественно, вкушает естественную молочную пищу, которая при необходимости заменяет ему все остальное (в экстремальной ситуации). Как предположение, как теорию это можно принять.

http://sedmitza.ru/lib/text/432084/

Иногда мы, люди XX века, да и в XIX веке было такое заблуждение, думаем, что цивилизация сильно испортила людей, сильно извратила их совесть и сознание. Это, конечно, справедливо. Но не надо думать, что дикий, нецивилизованный образ жизни сразу делает человека чистым, нравственным и благородным. Это неоправданный романтизм. Это своего рода новая мифология, которая ведет свое происхождение от Жана Жака Руссо. Надеюсь, вы все знакомы с его произведениями и его представлением о том, что Бог создал все прекрасно, а человек портит все. Звучит ярко, парадоксально, но убедительно, и все–таки это не совсем так. Руссо считал, что первоначальный, первобытный человек — это райское существо. Такую райскую жизнь искали художники и поэты. Вспомните о Гогене, который уехал на Гаити, чтобы найти там первоначальный эдем. Вспомните Оленина, героя Льва Толстого, который хотел уйти от цивилизации, слиться с природой. Вспомните, наконец, пушкинского Алеко, который хотел «презреть оковы просвещенья» и вернуться к первобытному образу жизни. Но все убеждаются, что это невозможно, что страсти продолжают играть и там, где «оковы просвещенья» довольно слабы. В чем же дело? Библия отвечает нам на этот вопрос: не просто цивилизация, хотя она много несет в себе зловещего и разрушительного; не просто развитие техники и всевозможных условий для лучшего быта мешает нам, а нечто темное, что находится в самом человеке. Это вовсе не клевета на нашу природу, это честная констатация того, что есть на самом деле. Пролог Книги Бытия говорит о восстании человека против благого Творца, восстании человека, которое привело его к различным катастрофам. Люди поверхностно и наивно понимают эти библейские строки, вечные строки — о грехопадении Адама; о первом братоубийстве, о Каине, который убил Авеля; об Исполинах, которые развратили цивилизацию так, что зло стало вопить к небесам, и потоп обрушился на землю; и о той башне знаменитой Вавилонской, которая стала символом вызова, брошенного в небо. Все это — четыре акта единой драмы, которую мы можем назвать драмой мятежа. Драмой человеческой свободы, направленной против зла. В нашу повседневную культуру, в наш язык, как бессмертные фрески вошли эти вечные сказания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Это первые в истории человечества стихи – тут есть и рифма, и ритм. Поводом к этой песне послужило невольное убийство Ламехом Каина, произошедшее при жизни седьмого поколенья. По мысли св. Андрея Критского , песнь Ламеха есть плод его покаяния в убийстве. В связи с этим пониманием древнейшей песни Д. Щедровицкий дает очень интересное толкование ее последней фразы: «Буквально древнееврейское выражение «шив» им вэшиваа» означает «семьдесят семь». Значит, если вина Каина отомстилась в 7-м поколении, то вина Ламеха отомстится в 77-м поколении». В Евангелии от Луки находится родословие Христа, восходящее к Адаму, и в нем насчитывается ровно 77 имен ( Лк. 3, 23–38 ). Значит, согласно удивительному прозрению Ламеха, в 77-м поколении от Адама будет искуплен грех невольного убийцы. Именно Иисус Христос принес на Голгофе жертву, искупающую грехи всякого человека, раскаивающегося в них перед Богом ( Мф.1,21;26,28 ), (15. стр.70–71). Ламех, по мысли святого Ефрема Сирина , первым задумал смешать две ветви рода человеческого – каинитов и сифитов, для того, чтобы первые не вымерли из-за недостатка мужчин (1. стр.259). Но этому страшному происшествию, повлекшему за собою Всемирный потоп, мы посвятим особую главу. В заключение хотелось бы отметить такую особенность современной исторической науки, как ее склонность к обезличиванию. При всяком удобном и неудобном случае ученый стремится подменить конкретного человека племенем, мифом, этнонимом, тотемом и тому подобными «личностезаменителями». В свою очередь, народы или племена подменяются археологическими культурами (так, что человек становится придатком собственной вещи) и экономическими системами. Недаром большая часть наших учебников посвящена описанию быта и экономической борьбы безликих масс. Если же кто-то вдруг заговорит о конкретном человеке – изобретателе ремесла или искусства, то у историка тотчас возникает аллергическое желание назвать его тотемом, «мифическим божеством». Для современных людей кажется более научной та картина мира, в которой прошлое затянуто глухим туманом безвестности, облагороженном пустым прикрытием наукообразного блудословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

На русском языке краткое изложение такого понимания предложил А. Мень: «Языческие цари и герои считались детьми богов и земных женщин. Этот мотив, по-видимому, использован в библейском сказании о «сынах Божьих», которые вступали в брак с дочерьми человеческими... Брачный союз в символике Священного Писания нередко означает союз религиозный (Осия 2:16, Ефесянам 5:25–33), поэтому «брак» с духами может быть понят как измена людей Богу и установление ими греховного союза с духами (т. е. как возникновение язычества). Исполины в таком случае – это обоготворенные цари языческой древности, прославленные в легендах и мифах. Например, месопотамский царь Гильгамеш изображен как «на две трети бог, на одну треть человек.» 338 . Действительно, как отмечает Р. Хэндел 339 , в угаритской и финикийской традициях выражение bn «il, bn »ilm и подобные им вполне стандартно обозначают божеств, подчиненных верховному богу. В качестве косвенного аргумента Хэндел, как и некоторые другие исследователи, дает ссылку на Втор 32:8 . Стандартный еврейский текст гласит: «Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых», – но это явная бессмыслица. Число сынов Израилевых либо равно двенадцати (непосредственные сыновья Иакова), либо есть величина переменная (численность израильского народа); очевидно, что ни в одном из этих смыслов оно не может служить пределом для числа прочих народов. Но одна из кумранских рукописей и одна из рукописей LXX дают другое чтение: «по числу сынов Божиих» – и это уже вполне осмысленно: каждому народу дан свой ангел-хранитель. Очевидно, на каком-то этапе возникновения МТ такое чтение было сочтено кощунственным и было заменено на менее вразумительное, но зато и менее скандальное: «сынов Израилевых». Это классический случай редакторской правки 340 , и ход мыслей редактора вполне совпадает с ходом мысли экзегетов нашего отрывка. 4.1.4. Определение контекста и жанра Итак, мы переходим к анализу этого места. Как нетрудно убедиться, основные аргументы уже высказаны, нам остается только расположить их по порядку и оценить. Что касается жанрового своеобразия, все достаточно просто: этот отрывок относится к мифопоэтическим повествованиям первых глав Бытия о раннем человечестве. Для них характерны яркие и конкретные образы (древо познания добра и зла, всемирный потоп, башня до небес), передающие определенную богословскую идею.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010