По первому, всемирный потоп относится к 1656 году после сотворения человека, или к 2348 году до нашего летосчисления; по второму: от потопа до начала человека, или наоборот – полагается, хотя несколько б о льшее пространство времени, однако не палеонтологическое трудно воображаемое время. Такое в известной степени различие в Библейской хронологии изъясняется и древностью Священного предания, точный ключ, к счислению времен которого едва ли можно нам открыть, и – особенным характером письменного его Памятника, представляющего начальную историю человечества не в подробностях, а только в основоположных чертах, – а также и еще более самою целью Священной истории – открывать вечное во времени, но не самые времена и годы. Несть ваше, разумети времена и лета, яже Отец Небесный положи в Своей власти. И первая седмица творения собственно не открывает в себе определенных периодов или эпох времени, а просто времена, как поприще дел творческих – дни Вечного. Самое название (термин научный) позднейшего слоя земли, которым обыкновенно начинают геологическое настоящее, когда появляются настоящие виды растений и животных и наконец, человек, есть делювий, – термин, происшедший из предположения сильного и продолжительного наводнения, при обстоятельствах которого и образовался слой делювиальный. Это наводнение или потопление прежние геологи не сомневались сопоставлять со всемирным потопом. Но так как в делювии не находили человеческих костей, то стали отвергать историческую основу библейского сказания о потопе, и сопоставление падало, – делювий отнесли к более раннему времени, нежели на какое указывает всемирный потоп. Теперь почти всеми признается основанная Агассицем гипотеза ледяного периода, которому делювиальный слой обязан своим происхождением; – чт о на нем и запечатлено, в особенности так называемыми эрратическими валунами. Это обломки скал, частью небольшие, частью исполински громадные, покрывающие собою многие такие страны, которые не могут считаться месторождением этих камней, перенесенных отынуду с их родины из дальнего севера.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sergie...

Много месяцев ковчег носится по водам, и вместе с Ноем пребывают три его сына (видимо, там были и дочери Ноя, и жены сыновей – одним словом, маленький народ, который спасся вместе с Ноем в ковчеге). Старое избитое выражение «каждой твари по паре», конечно, не совсем отвечает реальности. Из всех животных, населяющих землю, совсем немногих нужно было брать с собой. Скажем, все животные морские остаются, все пресмыкающиеся, связанные с водной фауной, также могут остаться, не говоря о рыбах. Значит, речь идет о животных, связанных с млекопитающими, живущими на суше, о птицах, также нуждающихся в пристанище. Вся ли земля была покрыта водами Мирового океана или только тот регион, где обитало человечество? Здесь несколько точек зрения. Досконально известно, что по крайней мере Европа, Средняя Азия и часть Африканского континента точно были под водами Мирового океана и были подвержены всемирному потопу. Был ли потоп всемирным в полном смысле слова, заполнил ли он водой весь мир так, что ни одной точки суши не осталось на земле, – это проблематично. Возможно, не было смысла уничтожать весь мир, который не был причастен ко греху. Ведь Господь уничтожал зло, которое царило в том месте, где обитали исполины, бывшие бездуховным обществом, заразившие грехом окружающую их среду. Потому и животный мир был уничтожен за сопричастность греху, который человек производил в это время. Но возможно, что не вся природа и фауна была уничтожена потопом, и те ареалы обитания животных, которые не были связаны с жизнью человека, остались не покрытыми водами потопа. Важно то, что все люди, за исключением семьи Ноя, были уничтожены водами потопа. Чем питались животные во время потопа? Во-первых, возможно, что ковчег располагал определенными помещениями для хранения запасов пищи, хотя бы на какое-то время. Известно также, что многие животные в какие-то особые периоды употребляют пищи крайне мало. Скажем, медведь вообще не ест, пока спит. Но чем могли питаться плотоядные животные – тигры, львы? Ряд этих животных тоже употребляют в пищу травы, но на одной траве долго, нужно было нечто для них необходимое – мясо или заменитель мяса, белковая пища. Вероятно, это было молоко животных, которое в достаточном количестве присутствовало на ковчеге. Любое млекопитающее животное, естественно, вкушает естественную молочную пищу, которая при необходимости заменяет ему все остальное (в экстремальной ситуации). Как предположение, как теорию это можно принять.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

 -У нас телефонный звонок в студию, говорите. Мы вас слушаем.  -Добрый вечер.  -Добрый вечер.  -У меня вопрос по книге Ветхого завета. В 5-ой главе книги Бытия говорится о родословии Адама, а в начале 6-ой перечисляются его дети. И в 6-ой главе в самом начале говорится о том, что когда сыны божии увидели дочерей человеческих, что они красивы и брали их в жены. Вот я никак не могу постигнуть, что такое сыны божии? Дочери человеческие -это понятно, потомки Адама и Евы. А кто тогда сыны божии?  -Надо сказать, у разных святых отцов есть разные истолкования по этому вопросу. Вы можете открыть толковую православную Библию на этом месте и вы тоже увидите, что там перечисляются имена разных святых отцов, которые имели разное толкование. Древние отцы считали- и это связано было с иудейской традицией, в ветхозаветной церкви тоже так считали- что дочери человеческие -это девушки, женщины, которые произошли от Адама и Евы. А сыны божии по еврейской трактовке -это падшие ангелы, которые приходили на землю и вступали в сексуальные отношения с дочерями человеческими, и от этих соитий рождались исполины, богатыри, великаны, чудовищно преступные существа. И поэтому Бог решил наслать потоп, чтобы уничтожить такое странное явление. Но целая группа святых отцов более близких к нам, таких как Златоуст, Августин Блаженный придерживались другой точки зрения. Они считали, что сыны божии- это вот кто. Помните, у Адама и Евы были два сына: Каин и Авель. И вот Каин убил Авеля. И вместо убитого праведного Авеля Бог дал Адаму и Еве праведного Сифа. Так вот, сынами божьими по этому истолкованию являются потомки праведного Сифа. То- есть, представители древней церкви, которая существовала от Адама до Сифа, от Сифа до Ноя, и так далее. А дочери человеческие- это потомки Каина. И Богу было очень неудобно, когда верующие мужчины, продолжатели рода праведного Сифа брали себе в жены каиниток. И тогда Бог решил наслать потоп, из-за этого неправедного смешения. Если вы сегодня слушали передачу с семи до восьми, то мы тоже говорили об этом вопросе, но немножко в другом контексте. В контексте 21 главы книги Исход.

http://radonezh.ru/text/obyasnite-mne-po...

сто двадцать лет. Возможно, это число указывает на промежуток времени между словами Бога и потопом (5,32; 7,6). 6 исполины. Букв.: «нефилимы»; их также называют «сильными людьми», «героями». Эти исполины наполнили землю злодеяниями (ст. 11; Чис. 13,32 ). Древнееврейский корень этого слова означает «падать», что, вероятно, подразумевает их сущность (см. ком. к 2,19.20). сильные. Это же древнееврейское слово используется при описании Нимрода и его царства (10,8–11). 6:5 Данный стих и два последующих суммируют все, что сказано в предыдущих четырех стихах о моральной деградации допотопного человечества. сердца. См. Притч. 4,23 . Библия часто использует понятие «сердце» как вместилище разума, чувств и устремлений человека. 6 раскаялся. Здесь Всевышнему приписываются чувства и переживания человека. Бог не может «раскаяться», поскольку само понятие раскаяния предполагает, в лучшем случае, признание своей неправоты, а в худшем вины. Но Библия написана таким образом, чтобы дать представление о невидимом посредством видимых явлений и известных понятий. 6 истреблю. Суд Бога над первым миром, просуществовавшим от сотворения до потопа, представляет собой пророческий образ грядущего суда над вторым миром, который начал свое существование после потопа и закончит его гибелью в огне ( 2Пет. 3,5.6 ). 6 Ной. См. Рим. 11,3–6 . обрел благодать. Ной обрел благодать Божию не вопреки греху, а благодаря своей праведности (ст. 9), обеспечившей спасение его семье. Ной, единственный, поверил Господу и поступил так, как Он повелел (т.е. построил ковчег, ибо верил, что будет потоп); в этом смысле он предвосхищает Авраама и буквально подтверждает слова апостола Павла: «...праведный верою жив будет» ( Рим. 1,17 ). 6:9 Этот стих излагает основание завета: Ной был праведен, и Бог утвердил Свой завет с ним, дабы сохранить Свое творение (ст. 18). Вот житие Ноя. Сущность этого жития и его отличительная характеристика заключены в словах: «Ной ходил пред Богом». Это же залог праведности Ноя. праведный. Здесь это слово встречается впервые.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Но и в этом преступлении обнаруживается искажение религиозного сознания. Когда Каин и Авель принесли жертвы, Ягве благосклонно принял дар Авеля, а Каиново приношение отверг. Каину было досадно, «и поникло лице его» (Быт 4:5). (Причина предпочтения Авеля не указана, но она, несомненно, содержалась в утерянной части рассказа.) Охваченный злобой Каин решился убить брата, который якобы похитил у него благословение. Ведь жертвоприносителей было только двое, и со смертью Авеля Каин мог рассчитывать на особое внимание со стороны Бога. Само же убийство он надеялся скрыть от Ягве. Таким образом, Каинов грех коренился в наивном убеждении, что небесные дары можно получить путем насилия и обмана. Это убеждение, столь характерное для магизма, ягвист разрушает тем, что показывает Всеведение Бога, Который проникает в глубины человеческого сердца и видит истинные мотивы поступков. Ягве еще до братоубийства предупреждает Каина, что «у дверей грех лежит» и надо «господствовать» над ним (Быт 4:7). Поэтому в отношении к Богу человек должен руководствоваться только искренностью и чистосердечием. В шестой главе Бытия ягвист говорит о брачном союзе людей со сверхчеловеческими существами. Замечательной чертой сказания является то, что здесь люди действуют уже совершенно независимо от Бога. Если еще Каин лицом к лицу говорит с Ягве, то «сыны богов», женщины и их потомки исполины действуют уже вполне автономно, так, будто бы Бога не существует. Растление захватывает человеческий род, и зло торжествует. Однако Бытописатель показывает, что в мире царит закон воздаяния. За преступлением следует наказание: Адам лишается Древа Жизни; Каин изгоняется в бесплодную пустыню; исполины и весь развращенный род человеческий также не могут избежать возмездия. Библейский автор говорит о катастрофе, допущенной Небом за человеческие преступления. Ной и его семья спасаются не благодаря прихоти или конкуренции богов, — он избран как единственный праведник среди развратившегося людского рода. Был ли потоп всемирным? Те, кто ищет в Библии фактов геологических, будут разочарованы; здесь поэтическая оболочка сказания заслоняет внешние детали. К тому же понятие «мир» было для древних весьма ограниченным, оно не шло дальше Средиземного моря и Двуречья. При этом надо отметить, что Библия часто употребляет слово «земля» и даже «вся земля» для обозначения только лишь одной локальной местности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

6. Человеколюбив Бог, и человеколюбив неограниченно. Не говори же ты: я блудодействовал, прелюбодействовал, ужасные творил грехи, и притом, не однажды, но многократно. Неужели простит Он? Неужели предаст их забвению? Слушай, что говорит Псалмопевец: Коль многое множество благости Твоея, Господи (Пс. 30, 20)! Все в совокупности грехи твои не побеждают великости милосердия Божественного. Язвы твои не превышают опытности врача твоего. Предай только себя Ему с верой, поведай Врачу болезнь твою, скажи и ты с Давидом: Рех, исповем на мя беззаконие мое Господеви, и на тебе сбудутся следующие за этими слова: И ты оставил еси нечестие сердца моего (Пс. 31, 5). 7. Хочешь ли видеть человеколюбие Божие, ты, который недавно только начал слушать огласительное учение? Хочешь ли видеть человеколюбие и великое долготерпение Божие? Выслушай случившееся с Адамом. - Преслушал заповедь Божию Адам первосозданный; не мог ли Бог тогда же предать его смерти? Посмотри, что делает человеколюбивейший Господь! Правда изгоняет его из рая (так как по причине греха своего он соделался недостойным сего местопребывания); впрочем, поселяет его прямо рая, чтобы видя, откуда ниспал, из какого и в какое состояние низвержен, мог он впоследствии спастись посредством покаяния. Перворожденный человек Каин соделался братоубийцей, изобретателем злодейства, виновником и начальником убийств, и первым завистником. Но после того, как убил брата своего, на что осуждается он? Стеня и трясыйся будешь на земли. - Грех велик, наказание легкое. 8. Так поистине открывается здесь человеколюбие Божие, но еще оно не столь велико, как увидим его далее. Представь себе случившееся во времена Ноя. Прегрешили исполины, нечестие сильно разлилось тогда по земли, ради него долженствовал последовать потоп. И в пятисотый год (жизни Ноя) открывает Бог угрозу Свою; однако же в шестисотом уже навел потоп на землю. Видишь ли величие Божия человеколюбия, которое простирается еще на сто лет? Неужели немедленно совершить не мог Он того, что совершил по истечении столетия? Но Он нарочно продлил время, чтобы дать возможность к раскаянию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/945/...

Но этот момент еще не так резко выступает, чтоб прямо представлялся испытующей мысли. Другой момент есть время после шестидневного творения: это ясно указанный Писанием, приметный без исследования – необыкновенный переворот в создании, т. е. событие всемирного потопа. Первый опыт богословского изъяснения истории творения, в виду естественных познаний своего времени, и останавливается на этом моменте библейского учения о природе, давая понять в этом моменте некоторое чрезвычайное изменение лица земли, сравнительно с ее первым после сотворения состоянием, – чт о необходимо иметь в виду, при оценке истории творения. Западное богословие дало этому изъяснительному опыту название потопной теории, или гипотезы (Sündfluthshypothese). 1. Совершенно понятно, что первые, необширные опыты естественного познания земли, требовавшие сообразного с ними ответа от богословов, были встречены простым объяснительным указанием на всемирный потоп как причину геологических и палеонтологических фактов. Так уже учитель церкви Тертуллиан событием библейского потопа объяснял нахождение окаменелых раковин и других животных на горах и в горах. 31 Но и позднее, с увеличением числа геогностических фактов, не только богословы, но и естествоведы для объяснения этих фактов считали достаточным указание на всемирный потоп. Очень вероятно, что вообще научный авторитет этому указанию впервые был придан философом Лейбницем, который в своей «Протогее» вступил, в сущности, на этот самый путь для генетического объяснения – геогностических фактов. После него это указание было принято и в естественную науку в XVIII веке благодаря знаменитому цюрихскому физику и врачу Шейхцеру, думавшему в человекообразном скелете исполинской саламандры открыть кости погибшего во время потопа человека, и найти в этом сильное доказательство в пользу истинности первобытной библейской истории. 32 В первой половине нашего века усвоил себе потопную гипотезу русский геолог Стефан Куторга. 33 Из новейших ученых, объявляющих себя в пользу этой гипотезы, примечательны аббат Соринье, 34 лютеранский богослов Кейль 35 и иезуит Бозицио.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sergie...

Скажем же и о прочих по временам человеколюбивых промышлениях Божиих о нас, —насколько они велики, удивительны и превосходят всякое слово и постижение ума человеческого. Когда умножился род человеческий при Ное и люди бесстыдно предались всякому виду зла, как и пророк Божий Осия говорит: «слышите слово Господне, сынове Исраилевы, яко суд Господеви к живущим на земли, зане несть истины, ни милости, ни ведения Божия на земли: клятва и лжа, и убийство и татьба и любодеяние разлияся по земли, и кровь с кровьми мешают» (Осии 4, 1. 2): то, видя их без страха дерзающими на таковое и худшее сего зло, и уже неисцельно недугующими, —наводит на них страшнейший потоп. И таким образом на тех, как на неисправимых беззаконников, навел окончательную пагубу; праведному же Ною и сынам его, скотам и птицам устроил спасение, сохранив их в крепком деревянном ковчег и оставив нам мало семя, чтобы не исчез окончательно род человеческий. О, какое непостижимое и неизглаголанное человеколюбие Владыки всех! Тех злобу истребил и землю всю очистил от их скверн; нам же, последующим родам, оставил доказательство праведного Своего гнева и суда, чтобы мы знали о нем, боялись и стыдились, и жили бы праведно, согласно воле Божьей. Когда же после потопа люди опять умножились и, по причине великого своего безумия и нечувствия, согласились создать себе высокую башню, чтобы в ней можно было укрыться в случае, если бы опять послан был на них свыше потоп: тогда и этот безумный их совет Господь разорил, разделив языки их, научая их этим, а чрез них и всех имеющих власть на земле, иметь упованье на Бога и к Нему единому прибегать во всякой нужде и во всяких бедах, а не на свою силу и мудрость и богатство надеяться, но говорить с Пророком: «даждь нам помощь от скорби, и суетно спасете человеческое» (Пс.59, 13). И опять: «Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбех обретших ны зело» (Пс. 45, 2), а также помнить всегда сказанное: «не спасется царь многою силою, и исполин не спасется множеством крепости своея. Ложь конь, то есть, сила коня, во спасение, во множестве же силы своея не спасет» гордящихся этою силою. «Се, очи Господни на боящигяся Его, уповающия на милость Его: избавити от смерти души их и препитати я в гладе» (Пс. 32, 16—19).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=885...

И вот на сцене появляется человек… Идеальный человек! Адам и Ева — это гимн человечности, гимн любви. Единство с природой, единство мужа и жены там даны в совершенной гармонии. И все это на фоне сказочного леса, первичного сада эдемского. Появляется соблазнитель. Он пытается вовлечь в грех Адама как разумное начало, но Адам не поддается. Тогда он обращается к Еве и обещает ей знание. Знание или равенство с Богом! Ева соблазняется, поддается, несет плод Адаму, который ужасается (Вондел все это передает очень драматично). И вдруг она понимает, что она от него оторвалась, она погибнет, а он не хочет оставлять ее одну. И вот вместе они совершают это нарушение, вкушают плод, и тут начинается внутреннее разрушение их души. Сначала впервые между ними возникает конфликт: они начинают обвинять друг друга! Небесный голос взывает к ним — это конец… Но это конец не полный. А перед тем как уйти из Эдема, они слышат пророчество о том, что Бог не покинет их и весь человеческий род. Потом следующая драма — «Ной». Мир населен исполинами, гордыми титанами, которые бросают вызов небу. На землю обрушивается потоп. Вондел был ученым, историком; в предисловии к драме «Ной» он подробно пишет о свидетельствах народов, древних мифов и легенд о том, что потоп действительно был. Если вы сейчас захотите познакомиться с этим, то вы можете обратиться к книге Кондратова, нашего известного писателя, популяризатора, который пишет на тему геологии и истории. У него есть несколько отличных книг, посвященных вопросу о потопе. Одна из них — «Великий потоп — миф или реальность?». Но, поверьте мне, для Священного Писания этот материал имеет лишь второстепенное значение. Для Вондела он был важен: его вдохновляло, что он пишет о событиях реальных, действительных. Но нам важно совсем иное. Сколько было в истории человечества катастроф, наводнений, извержений и других бедствий! Для Библии важно другое. Она хочет нам сказать, что природа имеет своим главой и царем человека; она вышла из бездны, бездны моря — начальная стихия, согласно поэтике библейского сказания о сотворении мира. И если человек оказывается недостойным своего звания, если человек разрушает все, то разрушается и вся природа — она возвращается в исходное состояние первичного водного хаоса. Природа жива! Она реагирует на зло, воздвигаемое человеком. И это вечный и важнейший для нас урок сегодня: человек ответственен перед Богом за себя и за окружающий мир.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Таков и столь дивен неизреченный Его о нас, безблагодатных, божественный промысл, что Он не только в настоящее время устрояет все к нашему спасению, но и в будущем предуготовляет спаситель­ный средства для верных и неверных, — чтобы верующих утвердить в любимом для них благоверии, а неверных обратить от их неверия, принятого ими от предков, к непогрешительному свету истинного благоверия, посредством дивных чудес, какие тогда имеет Он совершить чрез праведных Своих Пророков. Скажем же и о прочих по временам человеколюбивых промышлениях Божиих о нас, — насколько они велики, удивительны и превосходят всякое слово и постижение ума человеческого. Когда умножился род человеческий при Ное и люди бесстыдно предались вся­кому виду зла, как и пророк Божий Осия говорит: «слышите слово Господне, сынове Исраилевы, яко суд Господеви к живущим на земли, зане несть истины, ни милости, ни ведения Божия на земли: клятва и лжа, и убийство и татьба и любодеяние разлияся по земли, и кровь с кровьми мешают» (Осии 4, 1. 2): то, видя их без страха дерзаю­щими на таковое и худшее сего зло, и уже неисцельно недугующими, — наводит на них страшнейший потоп. И таким образом на тех, как на неисправимых беззаконников, навел окончательную пагубу; праведному же Ною и сынам его, скотам и птицам устроил спа­сение, сохранив их в крепком деревянном ковчег и оставив нам мало семя, чтобы не исчез оконча­тельно род человеческий. О, какое непостижимое и неизглаголанное человеколюбие Владыки всех! Тех злобу истребил и землю всю очистил от их скверн; нам же, последующим родам, оставил доказательство праведного Своего гнева и суда, чтобы мы знали о нем, боялись и стыдились, и жили бы праведно, согласно воле Божьей. Когда же после потопа люди опять умножились и, по причине великого своего безумия и нечувствия, согласились создать себе высокую башню, чтобы в ней можно было укрыться в случае, если бы опять послан был на них свыше потоп: тогда и этот безумный их совет Господь разорил, разделив языки их, научая их этим, а чрез них и всех имеющих власть на земле, иметь упованье на Бога и к Нему единому прибегать во всякой нужде и во всяких бедах, а не на свою силу и мудрость и богатство на­деяться, но говорить с Пророком: «даждь нам помощь от скорби, и суетно спасете человеческое» (Пс.59:13). И опять: «Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбех обретших ны зело» (Пс. 45:2), а также помнить всегда сказанное: «не спасется царь многою силою, и исполин не спасется множеством крепости своея. Ложь конь, то есть, сила коня, во спасение, во множестве же силы своея не спасет» гордящихся этою силою. «Се, очи Господни на боящигяся Его, уповающия на милость Его: избавити от смерти души их и препитати я в гладе» (Пс. 32:16—19).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3607...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010