В свое время отец Енаков жил в поселении «Кириаф-Арбы» (впоследствии — Хеврон) ( Быт.23:2 ; Нав.21:11 ). Когда евреи, освободившись из Египетского плена, достигли Ханаана, в Хевроне жили «дети Енаковы» ( Чис.13:23 ). Насколько они превосходили телосложением Израильтян, хорошо видно из слов соглядатаев, ходивших высматривать обетованную землю: «мы были в глазах наших пред ними, как саранча, такими же были мы и в глазах их» ( Чис.13:34 ). Преемник Моисея, Иисус Навин «поразил [всех] Енакимов на горе, в Хевроне, в Давире, в Анаве, на всей горе Иудиной и на всей горе Израилевой; с городами их предал их Иисус заклятию; не осталось [ни одного] из Енакимов в земле сынов Израилевых, остались только в Газе, в Гефе и в Азоте» ( Нав.11:21-22 ). Возможно, что Голиаф из Гефа, победа над которым прославила юного Давида, был одним из потомков Енакимов. Описание этого единоборца впечатляет: «ростом он — шести локтей и пяди… И одет он был в чешуйчатую броню, и вес брони его — пять тысяч сиклей меди… И древко копья его, как навой у ткачей» (см.: 1Цар.17:4-7 ). Цитаты об исполинах «Когда Божьи сыны, то есть Сифовы потомки, увидев дщерей человеческих, то есть Каиновых, что они красивы по лицу, смесились с ними вопреки благоволению Божию, тогда от их беззаконного ложа стали рождаться люди не по созданной от Бога мере возраста, но чудовища, гиганты, как древеса и некие страшилища, обнаруживавшие собою Божие неблагословение такого ложа. […] По нраву своему они, как рожденные в беззаконии, были злейшими из всех беззаконных людей убийцами и насильниками; они были яры, люты, любители войны и кровопролития, горды и властолюбивы; по всей земле они преследовали людей, насилуя их, грабя и убивая. Сколь же они были неудержны и пребеззаконны на плотское вожделение, об этом нет возможности писать, так как сие нестерпимо для целомудренного уха. Если же кто желает уведать сие, пусть читает халдейского историографа, называемого Бероз, который достаточно хорошо описывает их прескверные нравы и говорит, что не было еще такого беззакония и нечистоты, которых бы не совершили те исполины. Тот же халдейский историк повествует, что исполины питались человеческим мясом. Убиваемые ими люди были им пищею. (Если они ели человеческое мясо, то тем более употребляли скотское, звериное или какое-либо другое.) Кроме того, они обращали в свою пищу и тех младенцев, которые выходили из утробы матери мертвыми (сие о них говорит Бероз, если только его сказание истинно). Они столь были мерзки для Бога и людей, что Господь ради их одних навел на землю потоп, истребляя такое зло с лица всей земли; Он и прежде потопа многих из них громом и молнией убивал, чтобы прочие убоялись, однако не было в них страха Божия, и не исправлялись они, пока совершенно не погибли в потопе».

http://azbyka.ru/ispoliny

«В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди [Вот только вопрос, чем они славные, эти исполины. Вот эти исполины, и один из них упоминается, сильный зверолов пред Господом Немврод, или Нимрод (см. Быт. 10:8 ), – вот они и создавали первые государства, первые цивилизации, основанные на насилии, вот они и были известны. Они и в прямом смысле были исполинами высокого роста! Вот Голиаф – 3 метра с лишним, и, понимаете, исполины по своим грехам, издревле славные люди]. И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время». И увидел, и услышал, и раскаялся – это антропоморфные выражения, никакого раскаяния. Кто может раскаиваться в своих поступках? Человек, который не знает следствий своих советов, своих дел – вот он может раскаиваться: я-то думал, что будет вот так, а вышло вон что. Да, человек раскаивается в силу того, что у него нет такого А когда мы говорим, что Бог раскаивается, это говорится только с тем, чтобы нам понять, как Богу неприятно было видеть, что Его творение, созданное по Его образу и подобию, любимое Его творение, оно так быстро пало, используя этот царственный дар свободы. Иногда прямо думается, что Господь в любви Своей нас переоценил. Он нас переоценил и наделил с такой щедростью этими благами, что мы просто с ними не справились. Он дал нам религию, союз с Собой, Он дал нам дар мысли, дар слова, дар творчества, дар свободы. И всё это во что мы превратили? Да в похоть, в сплошную похоть, в служение греху. В первую очередь стали отрицать и хулить Бога, поносить Его имя. Хула на Духа Святаго. Ведь это хула на Духа Святаго, которая не прощается ни в сем веке, ни в будущем ( Мф. 12:31 ). Хула на Духа Святаго – это хула на Его благодать, на Его дары, на Его щедрые дары, которые человек профанирует и над ними смеётся, – зло во всякое время] и раскаялся Господь, что создал человека ».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Вопрос: Бытие (6:1-4): сказано о сынах Божиих, исполинах, и человеках. Почему идет такое разграничение? И откуда они появились. Сыны Божии понятно, а в остальном - нет. Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря: Под «сынами Божиими» вслед за древними экзегетами (святителями Кириллом Иерусалимским и Иоанном Златоустом, блаженным Августином, преподобным Ефремом Сириным, блаж. Феодоритом) принято понимать благочестивое потомство Сифа. Предположение, что здесь имеются ввиду ангелы, противоречит словам Иисуса Христа (Мк.12:25 - " Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах " ). Дочерями человеческими названы потомки Каина. «В то время были на земле исполины» (6:4). В еврейском тексте стоит " нефилимы " . В Библии, кроме процитированного места, это слово встречается еще только в книге Чисел (13:34). Здесь они названы " сынами Енаковыми, от исполинского рода " . Вряд ли между ними может быть этническая связь, потому что нефилимы, упомянутые в книге Бытия, погибли в водах потопа. В других священных ветхозаветных книгах также упоминаются люди необычайно большого роста (Вт.2:10:11; 2:20-21; Нав.12:4; 13:12), но в еврейском тексте употреблено другое слово — рефаимы. Предполагают, что одним из потомков их был житель филистимского города Гефы Голиаф, который был ростом " шесть локтей и пяди " (около 2 м. 93 см.) (1Цар.17:4). Поскольку корень слова нефилим означает " разрушать, ниспровергать, развращать " , то, возможно, что в тексте имеется в виду не громадный их рост, а бездуховное и безнравственное состояние. Это подтверждается следующим (5-м) стихом: " И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время " . Поскольку эта всеобщая испорченность была глубокой и необратимой, то и был наведен всемирный потоп. Николай П.Т. 2017/01/31, 09:33:04 Уважаемый Николай П.Т., а кто такие в книге Бытия сыны Божии и дочери человеческие и исполины?

http://isihazm.ru/?id=384&sid=31&iid=248...

Всемирный потоп  Быт. 6–9 Необычное долголетие патриархов было необходимо в первобытной истории человечества и для скорейшего заселения земли и распространения полезных знаний, и, особенно, для сохранения чистоты первоначального богопочитания и веры в данное первым людям обетование Избавителя. Патриарх каждого поколения мог передавать свои знания в течение целых столетий родоначальникам других поколений. Так, Адам был живым свидетелем первобытных преданий до самого рождения Лемеха, а отец Лемеха — Мафусаил жил почти до самого потопа. Но, с другой стороны, долголетие нечестивых людей могло послужить средством умножения и распространения зла в человечестве. И вот, действительно, зло стало быстро распространяться в мире. Своего высшего развития оно достигло вследствие смешения между собой потомков Каина и Сифа. В это время земля была уже значительно заселена, а вместе с ее заселением распространялось страшное зло порочности и развращения. «И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» . (Быт. 6:5). Это, очевидно, была не простая естественная порочность испорченной натуры, а всеобщее господство открытого и дерзкого греха и восстания против Бога. От преступно-сладострастного общения сифитов с каинитами стали рождаться исполины. Полагаясь на свою силу, они внесли в человеческое общество ужасы насилия, бесправия, хищничества, сладострастия и всеобщего неверия в обетование будущего избавления. И вот, при виде такого состояния людей «… раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человеков до скотов и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их» (Быт. 6:6–7). Как созданные вместе с человеком и для человека, животные тоже должны разделять участь человека. Но волны порока еще не залили всего человечества. Среди него оказался человек, который «обрел благодать пред очами Господа».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

Глава X Состояние нравов людей допотопного мира. Каинитское безбожие, натурализм и развитие «исполинства». Сифиты в каинитстве. Праведный Ной, место его поселения и его семейство. Духовно-нравственная личность Ноя. Суд Божий над допотопным миром. Третье Лице Святой Троицы – Дух Божий в отношении к миру и в особенности к человеку. Тайна бытия мира и человека в Боге. Мир видимый в его бытии и зиждительство Духа Божия в нем; человек и духовно-нравственная индивидуальная ответность его Богу в Духе Божием. Тезис и антитезис в духовно-нравственной жизни человека. Выводы о допотопном мире. Точнейшее определение тайны суда Божия о людях: гнев Божий, «раскаяние» Божие о людях и совершающийся суд Божий. Состояние нравов поколения людей допотопного мира Св. Писание характеризует весьма определенно, изображая нравственную атмосферу хотя в общих, однако таких чертах, которые сами по себе содержат указания на все частные обнаружения воли и поведения человека, а равно свидетельствуют о его миросозерцании. «Не вечно Духу Моему , – говорит Господь о допотопном мире, – быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет... И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время... И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. И сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред Лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями» ( Быт.6:3–5,12–13 ). Таково свидетельство Св. Писания о нравственном состоянии людей допотопного мира. Спаситель, говоря о последних днях мира и о времени второго Своего пришествия, нравственное состояние человеческого рода допотопного мира уподобляет нравственному состоянию людей последних дней существования человеков на земле и дополняет картину состояния нравов допотопного мира следующими знаменательными словами: люди «во дни пред потопом , – говорит Иисус Христос, – ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп, и не истребил всех» ( Мф.24:38–39 ; Лк.17:27 ). Присоединяя к этому свидетельству указание книги Иова о преждевременно истребленных водою, которые «говорили Богу: отойди от нас! и что сделает им Вседержитель»? ( Иов.22:16–17 ), мы имеем чудовищную картину нравственного растления человеческого рода в допотопном мире. Зло сделалось не частным только падением человека в отдельных случаях, не обольщением слабой воли и не отдельным увлечением страсти, а стихийным воплощением жизни, и поведение человека сделалось сплошным пороком и беззаконием, до некоторой степени нормальным порядком образа жизни человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Если ещё не пролилась кровь в значительной степени, то всё-таки уже пролилась у Белого Дома и мы видели своими глазами, по телевидению что там происходило тогда и как Каин восставал на брата своего Авеля. И сейчас это вот есть наш барьер ещё один. Посмотрим ещё, что нам говорит Библия: Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божие увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. И сказхал Господь: не вечно Духу моему быть прнебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим ( Быт. 6: 1–4 ). Кто это такие сыны Божии? И кто это такие дочери человеческие? Кого имеет в виду бытописатель библейский? Мы знаем, что уже тогда, в результате этого страшного греха, который совершил Каин, первого братоубийственного и жуткого явления в жизни человеческой, человечество сразу разделилось. Авель оказался жертвой, но на его место пришёл другой брат, Сиф. Но для того, чтобы и дальше не происходила братоубийственная война в этой первой семье человеческой, Господь сделал так что Каин ушёл, оказался далеко, а Сиф оказался ближе к своим родителям и был лучше, чем, в каком-то смысле, даже Авель. И вот те, которые были с Сифом, и которые произошли от него, названы сынами Божиими, потому что осталась у них память о Творце, которого они знали в Раю. А детьми Каина стали те, которых стали звать детьми человеческими. И вот уже после многих-многих лет и поколений встретились сыны Божии с дочерьми человеческими, и началось в человечестве как бы заражение, болезненное состояние, когда чисто человеческое грехопадение охватило тех, кто ещё хоть как-то старался быть детьми Божиими. И растлилось всё человечество до такого состояния, что не было другого выхода как уничтожить всех, или почти всех. И наступил новый барьер: И увидел Господь, что велико разращение человеков на земле, и что все мысли и помыщления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов, и птиц небесных... ( Быт. 6: 5–7 ). И началось это истребление, которое мы называем сейчас Всемирным потопом. Всемирный потоп уничтожил все человечество, потому что оно перестало быть человеческим. Это страшный новый барьер падения. От барьера к барьеру, прямо как на скачках, только в обратную сторону.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rodzya...

И Сим взял свою одежду и поднялся вместе с Иафетом, и они сняли свою одежду с своих плеч, обратив лицо назад, и покрыли срамоту своего отца, обративши лицо назад. И когда Ной пробудился от своего сна, то узнал все, что сделал с ним его младший сын. И он проклял его сына и сказал: «Проклят Ханаан 17 послушнейшим рабом да будет он своим братьям!» И он благословил Сима: «Да будет прославлен Господь Бог Сима, и Ханаан да будет его рабом! Да распространит Господь Иафета, и да живет Господь в жилище Сима, и Ханаан будет его рабом!» И Хам 18 узнал, что его отец проклял его сына, и отделился от своего отца, он и его сыновья с ним, в Хуш, и Мистрем, и Фуд, и Ханаан. И он выстроил себе город и назвал его по имени своей жены Неелатамек. И Иафет увидел это, и позавидовал своему брату, и также выстроил город, и назвал его по имени своей жены Адотанелек. Но Сим жил со своим отцом Ноем, и выстроил город близ города своего отца при горе, и он также назвал его по имени своей жены Седукательбаб. Вот три города близ горы Лубар: Седукательбаб пред горою на ее восточной стороне, и Неелтамаук на южной стороне, Адатанезес (?) к западу. И вот сыновья Сима: Елам, Асур, Арфаскад[...]. В двадцать восьмой юбилей Ной начал учить своих внуков всем постановлениям и заповедям, которые он знал, и закону, и дал свидетельство своим сыновьям, чтобы они делали справедливость, и покрывали срамоту своего тела, и прославляли Того, Кто сотворил их, и почитали отца и матерь, чтобы любили друг друга и ограждали свои души от всякого любодеяния и нечистоты и от всякой несправедливости. Ибо за эти три вины пришел на землю потоп, именно – за любодеяние, которым стражи вопреки предписаниям их закона блудили с дочерьми человеческими и взяли себе жен из всех, которые им понравились: они положили начало нечистоте. И их сыны, Нефилимы и все другие стали разногласить друг с другом, и один пожирал другого: исполин убивал Нефила, и Нефил убивал Елъйо, и Елъйо сынов человеческих, и один человек другого. И каждый был [...], чтобы делать неправду и проливать неповинную кровь; и земля наполнилась нечестием.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

Между тем на земле все уменьшалось количество праведников, молитвы которых удерживают праведный гнев Божий. За 35 лет до Потопа умер Ламех, а за 6 (по еврейскому счету – в сам год) – Мафусал, само имя которого должно было предостеречь нечестивцев, ибо оно означало «после смерти он будет послан», то есть его кончина означает гибель земли. Но и это никого не вразумляло. Подошли к концу сроки, отведенные Господом для покаяния людей, «и сделал Ной все; как повелел ему Господь Бог, так он и сделал» ( Быт.6,22 ). «И сказал Господь Бог Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег; ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем. И всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского, также и из птиц небесных чистых по семи, мужеского пола и женского, и из всех птиц нечистых по две, мужеского пола и женского, чтобы сохранить племя для всей земли. Ибо, через семь дней, Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли. Ной сделал все, что Господь Бог повелел ему. Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришел на землю» ( Быт.7,1–6 ). И вот, перед глазами тысяч и миллионов изумленных людей в 2262 году от сотворения мира «начали приходить с востока слоны, – как свидетельствует боговидец Ефрем, – с юга обезьяны и павлины, другие же животные собирались с запада, иные же спешили с севера. Львы оставили дубравы свои, лютые звери выходили из логовищ своих, олени и онагры шли из пустынь своих, животные, водящиеся на горах, собирались с гор. Современники Ноевы сбегались на такое новое зрелище, но не для покаяния, а чтобы насладиться, видя, как перед глазами их входят в ковчег львы, в след их без страха спешат волы, ища с ними убежища, вместе входят волки и овцы, ястреба и воробью, орлы и голуби. (Однако), даже такое поспешное собрание зверей в ковчег, и водворившийся вскоре между ними мир, современников Ноевых не подвигли к покаянию... Даже после того, как Ной и все животные вошли в ковчег, Бог медлил еще семь дней, дверь ковчега оставляя открытой. Удивительно, как то, что ни львы не вспомнили о своих дубравах и прочие звери и птицы всякого рода не стали снова искать жилищ своих, так и то, что современники Ноевы, видя все, что совершалось вне ковчега и в ковчеге, не убедились оставить нечестивые дела свои».

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Моисей называет и некоторых потомков Каина, между коими произошли первые искусства. Дети Ламеха, Иувал и Фовел, изобрели, один гусли и цевницу (свирель), другой же кование меди и железа, а брат их Иовил был отцом живущих в шатрах со стадами. Когда же, от смешения сынов Божьих с дочерьми человеческими, обольстившими их красотой, возникли исполины, мужи именитые, полагавшие все упование на силу свою, Господь определил сперва время для их покаяния. Но видя, что развращение умножилось на земле и что всякий помышляет прилежно одно лишь злое в сердце своем, во все дни жизни, Господь восскорбев сказал: «истреблю от лица земли человеков, сотворенных Мною, и не только их, но и скот, и гадов, и птиц небесных, ибо Я размыслил, что их создал.» Ной же обрел благодать пред Богом. Так, на языке человеческом, выразил священный бытописатель неисповедимый совет Божий, о обновлении первобытного растленного мира, волнами потопа, как некогда и сей второй мир, по словам Апостола Петра, обновится огнем, в день суда. (1 1Nemp. III. 7 ). Милосердуя о Ное, как о грядущем родоначальнике человеков, Господь сказал ему: «время всякого человека пришло пред лице Мое, ибо земля исполнилась от них неправды; Я истреблю их с земли, и наведу на неё потоп водный, и все что есть на земле, лишится дыхания, но с тобою поставлю завет Мой.» Господь велел ему сделать ковчег, из древа негниющего, трехярусный, в триста локтей длины, пятьдесят широты и тридцать вышины, чтобы он мог взойти в него, со всем семейством и ввести с собой, по семи пар чистых животных и птиц, способных в жертву, и по одной паре из всех нечистых птиц, животных и пресмыкающихся, с запасом пищи на все время потопа, для сохранения их рода. Испытатели природы находят, что все роды животных, какие могли находиться в ковчеге, простираются только до трех сот или не много более, и когда Творец их говорит, что они войдут в ковчег, бесполезно было бы затрудняться исследованием, каким способом собрались они в одно место. Не могло ли это быть произведено тайным внушением природы или предощущением, подобно тому, как и ныне некоторые животные ежегодно совершают отдаленные странствия? Священный повествователь заключает весьма кратко: «Ной сделал все, как повелел ему Бог», дабы показать, что нет никакой трудности, в исполнении известной и непреложной воли Божьей.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Но нет ничего случайного, братья мои. Одна причина всех так называемых случайностей заключена в нас самих, а другая — в Боге. Поскользнется ли кто на льду, упадет ли с лестницы, или покроется струпьями, или потерпит убыток, или получит нежданную прибыль — на все это есть своя духовная причина, обусловленная предшествующими делами ли, словами ли, помыслами. Недаром Церковь положила за правило своим чадам молиться Богу о прощении грехов, содеянных " аще словом, аще делом, аще помышлением " . И если мы не всегда знаем причину, то есть Некто, знающий ее. Если бы люди могли трезвиться так, что научились бы ежеминутно контролировать свои мысли и прослеживать их взаимосвязь и последствия, они никогда бы не произнесли этого бессмысленного слова — случайность! Как будто Тот, Кто создал око, не видит всего, что происходит! И как будто Тот, Кто наделил слухом, не слышит причин и последствий! И как будто Тот, Кто завел такой чудесный порядок среди звезд на небе и среди муравьев в траве,— как будто Он мог позволить человеческой жизни течь без смысла и порядка, по воле случая!Кто-то из поэтов сказал: " Соткано из помыслов существо людское " . Наши мысли воздействуют на нашу плоть, влияют на судьбу, вызывают и определяют происходящие с нами события. Это хорошо понимали святые отцы Церкви, духовные исполины, которые умели исследовать себя до, скажем так, духовных атомов и электронов. В их учении о подвижничестве центральное место занимает учение о помыслах, об очищении ума от грешных мыслей и сердца от грешных желаний, ибо говорит Господь: Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце (1 Oa?. 16, 7).Господь попустил потоп на людей за их злые помыслы: И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло (Быт. 6, 5). К семи великим грехам, которые есть мерзость пред Господом, премудрый Соломон причисляет и злые помыслы: Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями (Притч.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1303...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010