Вполне возможно, что с «наукой» у них было очень хорошо. И, несмотря на это, Ной остался верен слову Бога, Который велел ему строить ковчег. Кстати, ковчег даже по нашим меркам был внушительным сооружением. 300 локтей (135 м) в длину, 50 локтей (22,5 м) в ширину и 30 локтей (13,5 м) высотой. Сделано это было для того, чтобы спасти часть животных от неминуемой гибели. Здесь, конечно, содержится нравственный урок. Нам от сложения мира уготовано Царство, и есть некоторый путь, предначертанный нам Богом, который содержится Церковью и который нам указывает, каким образом, через какое делание можем мы сделаться наследниками этого Царства. Есть мир, который нас окружает и который над нами смеется и веселится, говоря о том, что совершенно, с точки зрения здравого смысла, никакого Царствия Божия быть не может, а если оно и есть, то совсем не таким путем надо в него идти; поэтому от христианина тоже требуется долготерпение и верность Слову Божию, для того чтобы шествовать евангельским крестным путем. Ной, который спасается в результате потопа, является прообразом Христа Спасителя, потому что от Ноя действительно происходит новое человечество, то есть Ной становится новым Адамом. Христос, проповедав покаяние, создал нерукотворный ковчег – Церковь, Сам став его дверью. «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» (Ин. 10: 9). Согласно Слову Господа Иисуса Христа, потоп прообразовал собою события Страшного Суда (Мф. 24: 36–39). История потопа является еще одним из направлений антибиблейской полемики. Ищут разные его следы, признаки и иногда находят. В Месопотамии вдруг обнаружены какие-то следы потопа, но вроде бы они и похожи на тот потоп, который описывается в Писании, а вроде бы и не очень, потому что в Библии потоп описывается как всемирная катастрофа, а месопотамский потоп все-таки был локальный. Иногда пытаются объяснить так, что поскольку люди расселились еще не по всей поверхности Земли, то, для того чтобы их погубить, не нужно было заливать полностью всю Землю. Сказать тут что-то довольно сложно, но можно для себя положить одно: вряд ли Слово Божие нас пытается обмануть. И можно надеяться, что в свое время, когда все станет явным, то откроется нам и то, каким образом произошел потоп. Известно, что в эпосе народов, которые расселены по всему миру, в той или иной форме встречаются предания о потопе. Оно является общечеловеческим достоянием. Его знали и в Междуречье, и в Египте, в Южной Америке и в Австралии. Причем в чертах, соответствующих преданию библейскому. Так что одно это может свидетельствовать о том, что все-таки потоп был, раз людям это событие запомнилось навсегда. Я не буду вдаваться во многие рассуждения по поводу того, как Бог мог потоп навести на землю. Если Господь небо и землю устроить сумел, то, конечно, смог совершить и это. 2.4. Завет Бога с Ноем

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

За тот страшный год появилось большинство полезных ископаемых. И какая злая ирония! – современная цивилизация, желающая возродить допотопный мир, живет за счет продуктов распада этого мира – нефти, газа и угля, образовавшихся из разложившихся трупов первых людей, зверей и растений. Глава шестая. Был ли Потоп всемирным? Во всем предыдущем повествовании мы исходили из предположения, что Потоп был всемирным, и это мнение было общепринятым до XX века. Величайший толкователь Священного Писания свт. Иоанн Златоуст , например, говорит, что «Господь наш, очистив всю вселенную этим потопом, и, так сказать, освободив от человеческого нечестия, скверны крайнего растления, сделал ее прекраснейшею и снова явил нам лицо ее светлым, не позволив остаться и следу прежнего безобразия. «Возвысилась выше гор на пятнадцать локтей вода». Не без причины Писание рассказывает нам об этом, но – дабы мы знали, что потонули не только люди, и скоты, и четвероногие, и гады, но и птицы небесные, и все звери и другие бессловесные животные, какие только обитали на горах». Подобно этому говорит св. Ириней Лионский : «И тогда погибель постигла всех людей, так и животных, которые были на Земле, в живых остались только укрывшиеся в ковчеге». Св. Феофил Антиохийский прямо отвергает мнение Платона, что затоплены были лишь равнины и утверждает, что спаслись только те, кто был в ковчеге. Также доказывает всемирный характер потопа и блаженный Августин . Примеры можно умножать, но и этого достаточно, ибо «устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово» ( Мф.18,16 ). Однако в наши дни среди многих богословов распространилось мнение, будто Потоп не затронул всей суши. Существует две точки зрения на площадь затопления Земли. Самая радикальная из них принадлежит, конечно, прот. Александру Меню. По его мнению, «несомненно, что образцом для сказания Ягвиста (одного из мифических пяти «авторов» Пятикнижия) послужила шумеро-вавилонская легенда». Он говорит, что источником этой легенды является гигантское наводнение Евфрата, известное как «потоп Вулли». «Был ли потоп всемирным? – спрашивает прот. Мень. – Те, кто ищут в Библии фактов геологических, будут разочарованны. Поэтическая оболочка сказания заслоняет внешние детали и факты. Геология не знает глобального потопа, но вполне возможно, что бедствию подверглись наиболее древние очаги цивилизации». Очевидно, что для этого протоиерея Потоп, если он и был, не затронул даже всех людей. Дальше идти по пути разрушения Откровения некуда!

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Потомство Адама, поколение за поколением, заземлялось и распадалось, греша со стыдом и умирая со страхом и ужасом. Люди скрывались от Бога между деревьями, между камнями, между золотом и прахом; и чем больше они скрывались, тем больше от истинного Бога удалялись и истинного Бога забывали. Природа, некогда лежавшая у ног человека, постепенно вознеслась над главою его, так что в конце концов совершенно заслонила от него лице Божие и стала для него вместо Бога. И человек начал обожествлять природу, то есть ее слушаться, с нею соотносить свое поведение, ей молиться и ей приносить жертвы. Но обожествленная природа не могла спасти ни себя, ни человека от смерти и тления. Страшный путь, которым шло человечество, был путь греха; и сей окаянный путь безошибочно вел в один только многоскорбный град - град мертвых. Цари людские царствовали над людьми, а грех и смерть царствовали над людьми и над царями. Чем дальше, тем больше росло бремя греха, будто снежный ком, катящийся с горы. Род людской находился в крайнем отчаянии, когда явился небесный Исполин, дабы спасти его. Исполин Сей был Господь Иисус Христос. Вечно безгрешный и вечно бессмертный, Он посетил гнилое кладбище рода человеческого, повсюду рассыпая цветы бессмертия. От духа уст Его убегал смрад греха, и от Его слов мертвые оживали. Но Он из человеколюбия взял на Себя гору греха человеческого, как из человеколюбия облекся в смертное человеческое тело. Однако грех человеческий был так тяжек и страшен, что под его бременем и Сам Сын Божий пал во гроб. Стократно блажен гроб сей, из коего потекла для рода людского река бессмертной жизни! Чрез гроб сей Исполин нисшел до ада, где разорил престол сатаны и уничтожил гнездо всех злых и коварных заговоров против рода человеческого; из гроба сего Исполин восшел до наивысших небес, проложив новый путь - ко граду живых. Своею силой Он разорил ад, Своею силой прославил тело Свое и восстал из гроба - Своею собственною силой, нераздельной от силы Отца и Духа Святаго. Смиренно как агнец пошел незлобивый Господь на страдания и смерть, и стойко как Бог перенес Он страдания и победил смерть. Его воскресение есть истинное событие и в то же время пророчество и образ нашего воскресения - ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными (1Кор.15:52).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Если слова о погублении Богом людей и допотопного мира следует понимать как обозначающие божественные действия, то такие действия должны быть в соответствие со Св.Преданием  оценены как сверхъестественные и непостижимые. “Возлюбленный, когда что делает Бог, не решайся исследовать дела Его по соображениям человеческим: они превышают наше понятие, и ум человеческий никогда не в состоянии постигнуть и уразуметь совершеннаго Им” – Свт. Иоанн Златоуст – б.25].  “Один Он (Бог) знает дела Свои, а кроме Его никто другой” – бл. Феофилакт – гл.11]. При ВП люди и животные, таким образом, погибли в результате непосредственных и сверхъестественных действий Бога. Сколько же было таких действий? – 1,2, 20,…2000,…? Этого не знает никто. Возможно ли какое-либо научное моделирование всего комплекса событий ВП, опирающееся на знание о законах природы в этой ситуации – очевидно нет. 2. Наведении потопа. Быт.6,17. “Он навел потоп не почему-либо другому, как по заботливости о предавшихся столь великому нечестию” – Свт.Иоанн Златоуст – б.26]. “Принятое от апостолов предание, которое проповедует Единого Бога всемогущего, Творца неба и земли. Создателя человека, наведшего потоп и призвавшего Авраама” –  Свт. Ириней Лионский – кн.3, гл.3, п.3]. “И в пятисотый год (жизни Ноя) открывает Бог угрозу Свою; однако же в шестисотом уже навел потоп на землю” – Свт.Кирилл Иерусалимский  – поуч. огл.2, п.8]. “Он (Бог) потоп на весь мир за грехи навел” – Свт.Тихон Задонский “Бог навел на них потоп и всех погубил, исключая осьми душ семейства Ноя”  – Свт.Феофан Можно было бы приводить  еще аналогичные цитаты из св. Отцов о наведении Богом потопа: еще свт.Иоанна Златоуста, а также свт. Епифания Кипрского,  бл.Феодорита, преп.Иосифа Волоцкого. И снова – ни одного намека на то, что данные указания о действиях Божиих означают что-либо иное, кроме самих божественных актов. 3. Излиянии дождя. Быт.7,4 “(Бог) повелевает водам неудержимо литься на землю – и они льются, как в потоп всемирный” – Св.прав.Иоанн Кронштадтский – п.625].

http://pravoslavie.ru/37613.html

Потоп (с 6-й главы по 9-ю включительно) И вот так историю каинитов и историю вот людей перед Потопом соединяет таблица 5-й главы и вот этих допотопных патриархов: Адам, Сиф, Енос, Каинан, Малелеил, Иаред, Енох, Мафусал, Ламех, Ной – 10 человек. Но явно, что цифра круглая. Цифра круглая – значит, выброшены какие-то второстепенные звенья. Следовательно, вот мы дальше переходим к очень важной теме, к Потопу, который стал наказанием Божиим за грехи людей. Смотрите, говорится, что Ною было 500 лет, когда родились у него дети. А вот шестисотый год жизни Ноевой начался Потоп. Говорится точно. Затем Ной жил после Потопа 300 лет. Следовательно, всю историю допотопного он устно передал, как последний очевидец. Вот связь допотопного с послепотопным идёт через Ноя, который жил ещё триста лет. И за 300 лет внукам своим и правнукам мог свидетельствовать всё, это было живое предание, живой свидетель всех событий допотопного Вот значение, во-первых, их долголетия – с такой целью Господь давал долголетие этим могиканам, и с тем, чтобы они передавали это предание. Вот идёт такое Священное Предание, устное передача. А вы сами знаете, что свидетельство очевидца, оно имеет особое значение, особый вес, как очевидца, потому что Господь спас род человеческий в восьми душах. Ради Ноя была спасена его семья. Иоанн Златоуст скажет, что люди грешили и в ковчеге. Я думаю, говорит, что Ханаан был зачат в ковчеге. Поэтому ради Ноя была спасена вся его семья в восьми душах. Итак, вы можете решать вопрос, какой Потоп был – глобальный, то есть при современном представлении нашей планеты были покрыты оба полушария; или Потоп имел локальный характер, то есть водой покрылись только те места, где жило на тот период человечество, где оно распространилось, – это вопрос открытый. Одни признают, что Потоп был в прямом смысле, другие придерживаются мнения, что он охватил только тот ареал, где на то время жили люди. Причины Потопа. Трудно выяснить нам причины Потопа. Их могло быть сразу несколько, но нравственная сторона в объяснении Потопа должна превалировать. Смотрите:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Итак, этим мечом будут пасти Ассура и всю землю Неврода; (так) называет страну Ассириян или Вавилонян, вокруг которой, как говорят, про- . —130— ведён глубокий ров: землёй же Неврода называет её ради того, что он был родоначальником и отцом этого народа. О нём в книге Бытия написано так: сынове же Регмановы, Сава и Дадан. Хус же роди Неврода: сей начат быти исполин на земли: сей бе исполин ловец пред Господем Богом: сего ради рекут: яко Неврод исполин ловец пред Господем. И бысть начало царства его Вавилон, и Арах, и Архад, и Халанни ( Быт.10:7–10 ). Но Божественное Писание называет эту страну и Персидскою. Итак, страною Неврода называет Вавилон, который окружён был рвом, как я только что сказал. Так упасут, говорит, Ассура и всю землю Неврода, чтоб они оставались внутри рва и уже не распространялись вне городов или стран. Но мы найдём, что и полчища демонов боялись оставаться дома и трепетали подвергнуться этому по повелению Христа, чтоб им уже не превозноситься над миром. Ст. 9. И будет останок Иаковль в языцех среде людей многих, аки роса от Господа падающая и яко агнцы на злаце, яко да не соберется ни един, ниже постоит в сынех человеческих. Я уже не один раз говорил, что останок Израиля был спасён и не в конец погибло племя Иакова; ибо не малое число их уверовало во Христа и прежде язычников получило через веру спасение. В числе этой оставшейся части были и сами божественные ученики и сподвижники их в распространении Евангелия Христова. Сии-то самые, говорит, и спаслись, как некоторая роса, нисходящая на поля и уничтожающая зной диавольской злобы. Как иногда в полях зной солнечных лучей, падающих на лилии, производит то, что они утра- (Продолжение следует) Кириллович А.Ф. Учение Канта об оправдании 360 : [Изложение и] разбор//Богословский вестник 1894. Т. 1. 3. С. 397–422 (2-я пагин.). (Окончание.) —398— Спора нет, что учение Канта, когда оно касается нравственных идей, доставляет для христианской философии не мало услуг, особенно при борьбе с другими противохристианскими учениями.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ст. 2. Крепкаго и мужа воинственнаго, судью и пророка, и гадателя и старца. Вместо крепкаго, что стоит только в еврейском, Семьдесят перевели двумя вместе: исполина и крепкаго, полагая, что исполин есть тот же, что и крепкий. О крепком выше было сказано. Об исполине же в добрую сторону, т. е. о Господе Спасителе, читаем в восемнадцатом псалме: «возрадовался как исполин, чтобы пробежать путь свой: от края неба исход его и шествие его до края его ( Пс. 18:6, 7 ). Если же мы читаем об исполине Нимроде, который был звероловом пред Господом ( Быт. 10 ), и об исполинах ( Быт. 6 ), из-за которых пришел потоп на землю, то они должны быть понимаемы в противоположную сторону. Мужа воинственнаго, в смысле историческом, мы понимаем так, что они были отведены в плен и до сего времени находятся в рабстве и не освободились от ига рабства. Но они не имеют даже собственных судей и подчиняются Римским судьям, так что и существующих, по-видимому, в народе начальников их судят римские начальники. Но и то нужно сказать, что у них нет никакого бойца в законе, имеющего судить, но все пусто, шатко и исполнено глупости. О пророке же, что он прекратился у них, нет никакого сомнения. Спрашивается: каким образом с еврейского мы переводим гадатель (hariolum), что все перевели прорицатель (divinum), за исключением Семидесяти, которые вместо этого перевели гадатель? На это должно отвечать то, что и гадатели часто предсказывают будущее, как мы читаем о прорицателе Валааме и о прорицателя городов Палестинских, Газы и Аскалона, Гета и Аккарона, и Азота, дающих совет, как отпустить ковчег Господень ( 1Цар. 6 ). И смысл такой: и истинное и ложное одинаково отнимется от иудеев. Что и старец, – или, по переводу LXX старейшина (presbyterus), – отнят от Иудеев, это понятно для того, кто знает, что старейшины в священных Писаниях избираются по заслуге и мудрости, а не по возрасту. Ибо и у Иудеев не прекратились старцы, которых часто мы видим достигающими глубокой старости. И в начале (книги) Даниила, по Феодотиону 7 , мы читаем о двух старейшинах, состаревшихся в злых днях ( Дан. 13 ). Также и Моисею предписывается, чтобы он избрал старейшин, которых знает, как старейших ( Исх. 18 ). И апостол Павел весьма подробно пишет к Тимофею, какой должен избираться пресвитер ( 1Тим. 5 ). Поэтому и в Притчах говорится: слава старым седины ( Притч. 20:29 ). Что это за седина? Несомненно мудрость, о которой написано: седина есть мудрость человеком ( Прем. 4:8 ). И хотя мы читаем, что люди от Адама до Авраама жили по девяти сот лет и более того ( Быт. 24 ), однако никто другой прежде не был назван старейшиною, т. е. старцем, кроме Авраама, который оказывается прожившим гораздо меньшее число лет. Поэтому и Иоанн, после детей и юношей, пишет к старцам, говоря: «Я написал вам, отцы, потому что вы познали Того, Кто существует от начала» ( 1Ин. 2:13 ). И Ровоам, сын Соломона, потому потерял царство, что не хотел слушать старцев ( 3Цар. 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

гл. 8 и 9): так клянусь Церкви Моей, которую для Себя Я искупил Своею кровию, что Я более не буду гневаться на помилованных Мною, и милость Моя не переменится ни на какой строгий укор. Ибо скорее горы и холмы поколеблются, нежели Мое определение изменится. Сообразно этому и в Евангелии говорит: небо и земля мимоидет, словеса же Моя не мимоидут ( Мф. 24:35 ). Милость же Моя, говорит, состоит в том, чтобы завет мира, примиривший со Мною мир, был сохраняем не по заслуге тех, которым дан, но по Моему милосердию. По Семидесяти смысл запутан, и все так перемешано, что о трудом можно понять, что говорится: не потому чтобы я не знал, что относительно этого отдела оказал наиразумнейший муж, но потому, что это не удовлетворяет моего духа. Ибо он и иносказательном смысле понимает потоп, который изъясняет в смысл крещения Спасители, собирая весьма многие примеры, подобные следующему: Господ потоп населяет ( Пс. 28:10 ), и еще: благ Господ терпящим Его в день скорбения: и знаяй боящыяся Его, в потопе пути скончание творит ( Наум. 1:7 ); то есть: все грехи Он изгладил в крещении, как говорит в другом месте: Аз есмь, Аз есмь заглаждияй беззакония твоя ( Ис. 43:25 ). Ибо ecu уклонишася, вкупе неключими быша ( Пс. 13:3 ). He было творившего милость и истину: и не было богопознания на земле. Проклятие, и ложь, и человекоубийство, и прелюбодеяние, и воровство овладели всем, и мешали кровь с кровью ( Ос. 4:1, 2 ). Посему говорит чрез Пророка: У люте мне ! яко погибе благочестивый от земли. Исправляющаго в человецех несть, ecu в крови Моей прятся. Кийждо ближняго своего озлобляет озлоблением, и на зло руки своя уготовляют ( Мих. 7:2 ) и прочее тому под. Сюда относится и оное: „никто не чист от скверны, хотя бы один день продолжалась жизнь его на земле“ ( Иов. 13 ). Посему соделан потоп Господом, который, по апостолу Петру, умерщвлен был плотию, ожив духом, и проповедовал находившимся в темнице духам (1Петр.. 3), когда, во дни Ноя, ожидалось долготерпение Божие, принесшее потоп нечестивым.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Ворону подобен грешный человек, ибо как ворон питается мясом гниющих трупов, так и он любит насыщать свою душу своими скаредными сладострастными делами, сильнее трупов смердящими. Голубице же подобен человек добродетельный, презирающий трупы богомерзких дел и гнушающийся ими, обходящий, как масличные деревья, образы богоугодного жития праведных мужей и от них, как с сучков масличных, собирающий себе пользу. Также и ковчег Ноев может послужить нам предметом для духовного обучения, расположенного в аллегорической или иносказательной форме. Ной есть образ Христа, ковчег – образ Христовой Церкви, а потоп – гонение на Церковь . Не погрузил потоп Ноева Ковчега; не осилит Христовой Церкви и гонение: «Врата адова не одолеют ей» ( Мф.16,18 ). В ковчеге дети Ноя вместе с бессловесными животными были; и в Церкви Христовой добрые христиане со злыми, праведные, говорю, с грешными вместе пребывают. И как в Ноевом ковчеге ради людей были спасены от потопа и бессловесные животные, так в Церкви Святой ради праведных соблюдаются и грешники и спасаются по Божьему милосердию. Вороны – это еретики, вылетающие из церковного корабля, удаляющиеся и не возвращающиеся; голубица же есть образ Духа Святого, масличный сучок в устах – благодать и милосердие Господне, а конец потопа – последний день сего века. Или иначе: Ной – Христос; ковчег – Пречистая Дева Богородица, принявшая в Себя Христа, в Ней вочеловечившегося; потоп – всеобщее проклятие, в которое погрузился весь мир; голубица же – Дух Святой, осенивший Пречистую Деву, принесши Ей как бы масличный сучок – исполнение благодати; звери и скоты, избавленные ковчегом от потопа, суть грешные люди, спасаемые от адского потопления молитвами и заступлением Пречистой Богородицы. Или еще иначе: ковчег – человек; Ной – душа; потоп – мир весь во зле лежащий, суетный, преисполненный многоразличных искушений; бессловесные животные внутри ковчега суть страсти в человеке душевные и телесные. Душевными страстями я называю ярость, гнев, злобу, ненависть и им подобные, а телесными страстями плотское воспламенение на грех, сластопитание, пьянство и другое подобное. Питающиеся трупами вороны суть помышления злые, в греховных сквернах с услаждением сердца углубляющиеся и в сем медлящие. Стонущая голубица есть совесть, а маслина – разум, всем управляющий и укрощающий страсти.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Во-первых, сам грех вызывает страдания, и прервать эти муки не так уж немилосердно. Во-вторых, и это главное, Бог попускает быть потопу не просто для того только, чтобы прервать страдания, и не для того, чтобы спасти человечество в целом, но и для того, чтобы спасти каждого человека, еще способного к этому. Каким образом? Представим себе, что человек заболел болезнью, которую медицина еще не может вылечить. Больного замораживают в холодильной камере, прекращая этим процесс прогрессирования болезни, и когда медицина достигает необходимого уровня, больного размораживают и лечат. Господь останавливает потопом прогресс греха, а после Своего Воскресения выводит души из ада. Утопшие «сохранены» для спасения. Только тем, кто способен еще спастись, есть смысл проповедовать, как это делал в аду Господь, проповедуя «некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» ( 1Пет.3:20 ). Апостол объясняет смысл проповеди: «Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» ( 1Пет.4:6 ). Обратим внимание и на то, что Бог не топит людей, а именно попускает быть потопу. Потоп же возникает как следствие нравственного зла. Ведь космос – это дом, который тесно связан со своим хозяином. Когда хозяин ведет себя неправильно, и дом приходит в полное расстройство. Таким образом, физическое зло напрямую связано со злом нравственным. Ковчег – это образ Церкви, вне которой нет спасения. Потоп – не просто символический образ, но вполне реальное историческое событие. О потопе сообщают предания Ближнего Востока, Греции, Индо-Китая, Малайзии, Филиппин, Новой Гвинеи, Меланезии, Океании, Австралии и Америки. Одни ученые считают, что Всемирный потоп был вызван космической катастрофой. Другие утверждают, что Всемирный потоп явился результатом таяния льдов. Согласно некоторым гипотезам, произошло смещение земной оси, приведшее к серии катаклизмов. Воспоминание об одной подобной катастрофе, следы которой обнаружил английский археолог Леонард Вулли близ города Ура, находятся в эпосе о Гильгамеше. Совершенно неважно, что следует понимать под затопленным миром, – весь земной шар или заселенную человеком часть мира, важно, что человеческая история началась вновь. Ковчег остановился на г. Арарат.

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010