44. В Троицин день В нынешний день на горе Синай Бог дал евреям чрез Моисея десять заповедей. Но при каких событиях? При каких явлениях и угрозах дал? Велел Бог Моисею явиться на высокую гору Синай; Моисей взошел на гору и не вкушал пищи сорок дней; много разных законов и повелений Он ему дал; наконец, написал перстом на двух каменных досках десять заповедей – кратких и ясных, и вручил Моисею для передачи народу. Между тем гора колебалась, покрылась мраком и пламенем, – и громовым голосом с горы сказаны были эти заповеди так, что каждый еврей слышал это открыто, гласно и громозвучно, как бы, из уст Божиих, со страшною угрозою, чтобы заповеди эти всеми в точности исполнялись во все последующее века. Мы не были при этих ужасах горы Синая, – мы не слышали всего этого; но заповеди преемственно от древних лет перешли и к нам; как в то время было сказано Богом: „кто не исполнит заповеди сии – тот смертью умрет“, – та же угроза перешла и к нам. За неисполнение какой-либо заповеди – в то время, или камнями побивали, или сжигали: так человека, который нарушил четвертую заповедь – собирал в субботу дрова, камнями побили; кто прелюбодеянию предавался, в противность шестой заповеди, сжигали огнем; кто отца или матерь оскорблял, против пятой заповеди, – того тоже убивали; словом, смертью наказывали за нарушение каждой заповеди, – за богохуление – против третьей заповеди – сынов Кореевых земля поглотила. Почему теперь так строго не преследуются нарушители закона Божия? Теперь даже за убийство ближнего редко кто смертью наказывается. Потому, что прежде действовал закон правосудия, а по пришествии на землю Искупителя стал действовать закон милосердия. Наказание за грех принял на Себя Христос Господь, с тем только, чтоб грешник покаялся. Нет такого греха, которого бы Господь не простил; если только грешник перестанет грешить и покаянием, слезами, постом и молитвою загладит грех свой. Но хотя иной грешник и не наказывается смертью телесною, – зато, если не покается, то наказывается смертью душевною – угрызением совести, лишением благодати, вечным проклятием Отца Небесного, и вечными мучениями ада.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Подвижники Новой Фиваиды на Афоне. О схимонахе Пинуфрии Подвижники Новой Фиваиды на Афоне. О схимонахе Пинуфрии     Мы впервые публикуем описание монахов скита Новая Фиваида на Афоне, составленные по братским дневникам монахов Фиваиды, рукописям конца прошлого века, чтобы вдохновить отцов наших дней к подвигам и вспомнить наше призвание. - Святая Гора Афон     Отец Пинуфрии, ученик фиваидского на Афоне пустынника Серафима (Шевченко), был замечательно прост, тих, кроток и во всем воздержан. Он отличался особенной преданностью и послушанием старцу своему.   Во время болезни, в виду явно приближающегося часа смертного, духовник отец Ефрем советовал и благословлял ему принять схиму, но тот не соглашался, не получив на сие благословение от старца своего, и говорил:   - «В субботу придет старец, спрошу его, если он благословит, тогда приму святую схиму».   «Ты уже очень слаб и едва ли доживешь до субботы», говорили ему.   - «Доживу, отвечал больной, если на сие есть воля Божия».     И действительно дожил!!!   В субботу пришел к нему старец его, схимонах Серафим, и благословил своему ученику принять святую схиму. Тогда отца Пинуфрия постригли в схиму, приобщили Святых Тайн, и он тут же тихо и мирно испустил дух свой.   При этом духовник отец Ефем добавлял об отце Пинуфрии, что он по простоте своей едва ли когда умывал лицо и руки его всегда были грязные. По кончине же его как будто кто-то его обмыл он весь сделался замечательно чист и светел и сделался совершенно неузнаваемым, как будто перерожденым. Наружный его вид после кончины обнаруживал чистоту его простой души. Вечная ему память! Скончался он 19 октября 1891 года Комментарии Всего комментариев: 8 2014/01/05, 14:34:31 отец пинуфрий помолись о нас сергей 2013/12/08, 12:52:02 господи да будет вечная память старцу пинуфрии да чтят память о нем вечно отцы горы Афон вечная память и вечный покой р б Татьяна татьяна 2013/12/02, 14:06:57 вера творит чудеса светлая память отцу пинуфрии читаем а всегда ли думаем как они дай господи научиться

http://isihazm.ru/?id=384&sid=31&iid=164...

Псалом 75 Этот псалом является прямым дополнением предыдущего. В первом налагалась угроза врагам Иерусалима, а здесь описывается исполнение этой угрозы, когда Господь сделался «ведом» всюду, имя Его стало великим ( Пс.75:2 ), когда многочисленные враги погибли ( Пс.75:6–7 ) и земля успокоилась ( Пс.75:9 ) благодаря чудесной помощи Бога ( Пс.75:10 ). Описания псалма совпадают с описанием гибели под Иерусалимом ассириян, изложенным в 4Цар. 19 . У LXX и в Вульгате в надписании сделана прибавка «ко Ассирианину». Велико имя Бога иудеев: Он сокрушил грозных врагов, которые от повеления Его погибли (2–7). Он страшен в возвышенном с небес повелении, когда восстал на защиту своего народа. Враги погибли и земля успокоилась (8–11). Да воздадут Ему поклонение все народы (12–13). Пс.75:2 .  Ведом в Иудее Бог; у Израиля велико имя Его. «Ведом в Иудее Бог», сделалось известным имя Того, который в Иудее управляет и покровительствует ей, т. е. имя Иеговы сделалось повсюду известным. Пс.75:3 .  И было в Салиме жилище Его и пребывание Его на Сионе. «Салим» – название древнее Иерусалима, где Господь постоянно пребывает во Святом Святых храма. Пс.75:5 .  Ты славен, могущественнее гор хищнических. «Могущественнее гор хищнических». Гора – образ несокрушимости. Горы хищнические – ассирияне, нападавшие на Иерусалим в надежде богатой добычи. Среди тогдашних народов Востока они были самыми грозными врагами, но Господь показал, что Он «могущественнее их». Пс.75:6 .  Крепкие сердцем стали добычею, уснули сном своим, и не нашли все мужи силы рук своих. «Крепкие сердцем» – мужественные и храбрые враги. – «Уснули сном своим» – непробудным, т. е. мертвым. – «Не нашли все мужи силы рук своих» – гибель их была неожиданной и непредотвратимой, у них не было средств бороться с нею, и их личная отвага и военное искусство оказались бесплодными в борьбе с повелением Господа. В эту ночь погибло 185 тыс. ассириян. Пс.75:8 .  Ты страшен, и кто устоит пред лицем Твоим во время гнева Твоего? «Устоять пред лицем... гнева Божия» – бороться с Богом никто не в силах.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ 15 апреля - память преподобного Тита Чудотворца 15.04.2003 Преподобный Тит был иноком Студийского монастыря. Всю жизнь он провел в трудах и молитвах, отличался кротостью, любовью к ближним и милосердием. За крепкую веру и благочестие преподобный стяжал у Господа дар чудотворений. И в день памяти преподобного Тита-чудотворца полезно будет обратить внимание на те чудеса, которые совершаются в Церкви Христовой. Чудо - это то, что не может совершаться силой человеческой, а только силой Божией. А поскольку не может оскудеть сила Божия, значит не могут прекратиться и чудеса. Цели чудес Божиих могут быть различны. Они могут послужить для распространения и утверждения веры Христовой, но могут совершаться и вообще для блага и спасения людей, для избавления людей от всяких бед и горестей. Зачем, например, Христос воскресил сына вдовы из Наина? Господь сжалился над бедной вдовой (Лк. 7, 12-15). Зачем по слову святого Григория Неокесарийского сдвинулась с места гора? Потому что она мешала ему устроить здесь церковь (Чет.-Мин., 17 ноября). Зачем разверзлась гора по молитве праведной Елизаветы? Чтобы укрыть ее с младенцем Иоанном от кровожадного Ирода (Чет.-Мин., 24 июня). Благость Божия помогает людям по мере их веры и молитвы. А что же наши чудо- творные иконы, постоянно являющие исцеления и знамения, а нетленные мощи святых угодников Божиих… Это ли не чудо? А святые Таинства? Крещение, в котором человек омывается от грехов и становится членом Церкви Христовой; Причащения, в котором хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Христовы; Елеосвящения, в котором человек исцеляется не только от недугов духовных, но и нередко от недугов телесных, и другие Таинства - неужели и это не чудо? Есть люди, которые кроме этих постоянных чудес хотят видеть и те чудеса, о каких нам известно из житий святых, из Священного Писания. Неплохо было бы, если бы по одному слову вдруг сдви- нулась бы с места гора! Но искать чудес без нужды – значит искушать Господа, как, например, искушал Его диавол, предлагая превратить камни в хлебы. Если бы мы действительно имели веру хотя бы с горчичное зерно, Господь, без сомнения, творил бы для нас чудеса, когда в них была бы нужда, но никак не для удовлетворения нашего любопытства.

http://zavet.ru/wb/index.php?itemid=104

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Савватий Севастианов. История Афона. Часть 1 На Святой Горе тихо как в могиле, мирно как в раю и - ни одного женского лица... Иером. Савватий Севастианов. История Афона. Часть 1 На Святой Горе тихо как в могиле, мирно как в раю и - ни одного женского лица...     Есть несколько мест на Земле, куда стремится человек, претерпевает тяготы странствий дорожные приключений, пренебрегает удобствами всей своей жизни. Идет, плывет, едет, парит " в небе как птица, желая в кратчайший срок земной жизни достичь своей цели. Вот эти места: Благословенный Синай - в жарком, пустынном Египте, где на Горе Бог говорил с Моисеем и преподал ему Заповеди, где вручил ему скрижали Завета. Это богошественная земля Палестины, связанная с земной жизнью и Крестной смертью Сына Божия и Господа нашего Иисуса Христа. Для мусульман - это Мекка.  На Востоке - гора Кайлос, как место зарождения главных восточных религий. Особым местом поклонения для всех христиан и не только, является Святая Гора Афон в Греции. И связано это место в земной истории с посещением Афона Марией, родившей Иисуса Христа и почитающейся с той поры Богородицей. Поговорим об Афонской Горе, и расскажем о ней если не полно, то дадим, по крайней мере, справедливое историческое понятие. Но по порядку: Справедливо Святая Гора Афон получила свое название от горы Афон (Атос - как называют ее греки). Это остров, точнее - полуостров, отделенный от материка рукотворным каналом, сооруженным в стародавние времена.   В V веке до Р.Х. сын персидского царя Дария Ксеркс после смерти своего царственного отца решил покорить Афинян; опасаясь, как бы парусные суда его не погибли у Афона, что уже случалось в прежних военных кампаниях Персии против Македонян, приказал прорыть канал на перешейке сей горы, дабы по нему флот его безопасно прошел из Стримонского залива в Сингитский - работа была завершена в три года. Корабли прошли, но этот поход Ксеркса был весьма неудачен - греки одолели его. С той поры канал Ксеркса стал естественной границей Афона...

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=1&iid=96...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Божия Матерь на Афоне     Божия Матерь на Афоне        Божия Матерь впервые посещает Гору   Теперь мне надобно отдать долг Святой  Афонской Земле , в которой я проживал не малое время, - с 1839 и по 1846 год, и которую исходил своими ногами. Хощу, хотя не во всей по­дробности и полноте, описать пресловутую Святую Гору Афон­скую, Царицы Небесной жребий, монашеское царство, обуре­ваемым мирскими страстьмн тихое и небурное пристанище и упокоение, грехами недугуюшим врачебницу, и от мирских прелестей удаляющимся прибежище.   Сию гору избрала Божия Матерь, Царица Небесная, Себе во жребий, якоже пишет Стефан святогорец, когда ходила Она по­сещать праведнаго Лазаря, на острове Кипре жившаго. Мно­гажды он Ее просил, да его посетит. И Она, собравшись с Иоан­ном Богословом, села на корабль, и поплыла в Кипр. Но подня­лась великая буря, и носила их по морю много дней.   Потом принесло их к Горе    Афон , и пристали они к Клименновой пристани - где ныне стоят Иверский монастырь. В то время на Горе Афонской множество было идолов, и приходили идолопо­клонники им покланяться, и приносить скверный жертвы. В то же самое время, когда пристала Божия Матерь, в идолах жив­шие бесы возопили, принуждаемые невидимою Божиею си­лою: «О, горе, и увы нам!   И сюда пришла Божия Матерь нас му­чити: се бо стоит в Клименте во м Вскоре они умолкли, а народ побежал к Климентеву пристанищу. Увидя ко­рабль, начали спрашивать: «Которая Божия Матерь? И как Она родила Бога?» Царица Небесная, отверзши Свои пречистая и божественпыя уста, поведала им все по ряду. И все уверовали во Христа, и крестились. Святый Иоанн Богослов поставил им епископа.   Тогда Пречистая Дева, Небесная Царица, отверзла божественный Свои уста, и сказала: «Сей Мой жребий, данный Мне от Сына Моего, и не имам его оставите до скончания века, и Сама буду здесь пребывать, и буду месту сему заступница и покровительница».     Божия Матерь является прп Петру   В другой раз обещание Богоматери о    Афоне было по следующему случаю: святой Петр Афонский, в звании воеводы, пленен был варварами и в темни­це заключен. Его избавили чудесно святитель Николай чудо­творец и святой Симеон Богоприимец. Он пришел в Рим, и там пострижен был в иноческий образ. Однажды стоял он нощию в церкви, и молился Пречистей Богородице, да наставит его, и покажет место, где и мать спастися. и Она, явившися ему, сказа­ла: «Есть в Европе гора великая и предобрая, и внутрь моря до­вольно протяженная. Сию гору Аз избрала в жилище Себе, и не оставлю ея до скончания века, и сколько в ней будут жить и спасаться, всем Сама буду промыслителышца, целительница и иитательница.

http://isihazm.ru/?id=688

Аарон Аарон (высокий, гора, гора света, учитель, просвещенный и имя, общее с именем Гаруна, столь употребительным на Востоке) был первым первосвященником еврейского народа и старшим братом пророка и законодателя Моисея ( Ucx. XXVIII, 1 ). Сын Амрама и Иохаведы, он происходил из колена Левиина и был тремя годами старше брата своего, Моисея. По причине косноязычия Моисея он должен был говорить за него перед народом и царем египетским фараоном, почему и назван Богом устами Моисеевыми и пророком его ( Ucx. IV, 16, VII, 1 ); вместе с тем он должен был помогать своему брату во время путешествия евреев из Египта в землю Ханаанскую. Аарон взял себе в жены Елисавету, дочь Аминадава, и имел от нее четырех сыновей: Надава, Авиуда, Элеазара и Ифамара. Два первых были наказаны Богом смертью за принесение Господу огня чуждого, и таким образом священство утвердилось в роде двух последних братьев, оставшихся в живых ( Ucx. VI, 23 ). Аарон и сыновья его особенным образом и непосредственно самим Богом были призваны к священническому служению ( Ebp. V, 4 ). Но еще прежде посвящения, когда Моисей отошел на г. Синай для получения от Бога закона, евреи соскучились долговременным пребыванием своего вождя на горе и приступили к Аарону с требованием, чтобы он дал им в путеводители изваяние одного из языческих божеств. Аарон, уступив безрассудному требованию народа, велел принести золотые серьги их жен и детей и, когда они были принесены, слил из них золотого тельца, вероятно, по образцу египетского идола Аписа. Удовлетворенный народ восклицал: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской ( Ucx. XXXII, 4 ). Увидав сие, Аарон поставил жертвенник и возгласил, говоря: завтра праздник Господу. На другой день народ принес пред ним всесожжения и стал есть и пить, а после играть ( Ucx. XXXII, 1–6 ). За таковую слабость Аарон подвергся справедливому упреку со стороны Моисея; но так как сие малодушие скоро было заглажено раскаянием, то Аарон и после сего не лишался Божия благоволения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Папа-Григорий и патриарх Иоаким III. Архиереи и смирение Григорий Дионисиатский (1890-1966) (Снимок делан γγελος Σεραδρης в 1935-м году)     Папа-Григорий и патриарх Иоаким III   Игумен монастыря Святого Дионисия мудрый старец Гавриил рассказывал нам о папе-Григорие, который жил в скиту Святого Пантелеймона монастыря Кутлумуш. Такие подвижники и сейчас есть на Афоне. Фустанеллой у греков называется короткая мужская юбка белого цвета со сборками, часть национального греческого костюма и воинского обмундирования. Сейчас их носят только сердарисы. - Святая Гора Афон Пятьдесят или более лет назад недалеко от Карей (в скиту Святого Пантелеймона) жил один старец-духовник, папа-Григорий простой в обращении и малограмотный, но имевший чистый ум и ревностный в изучении Слова Божия. Его рукоделием было плетение подвязок для чулок, которые пользовались спросом у греческих гвардейцев и жителей горных районов Румелии и Эпира, носивших фустанеллы.   Приходя каждую субботу на рынок в Карею для продажи своего рукоделия, он стоял неподвижно под навесом кладбища у центральной улицы, держа в правой руке четки, а в левой рукоделие. При этом он смотрел в землю и непрестанно повторял про себя: «Господи Иисусе Христе...». Когда же кто-нибудь, подтрунивая, говорил: «Посмотри, отче, и вокруг, может, найдешь какого покупателя», он отвечал: «Они меня видят, а мне их видеть уже излишество».  Об этом рассудительном муже говорили, что он настолько глубоко прозревал в душу исповедующегося, что видел его основной недостаток и с аскетической лаконичностью давал в виде краткого изречения наставление к исправлению. Услышав о нем, живший тогда на покое на Святой Горе патриарх Константинопольский Иоаким III нашел его в Карее и сказал, что ближе к вечеру он будет в скиту и придет к нему в каливу для исповеди. - Моя калива мала, Ваше Святейшество, чтобы принять патриарха,- ответил старец. - Пусть мала, это меня не беспокоит, сказал патриарх. - Но моя дверь очень низка, чтобы в нее могла пройти

http://isihazm.ru/?id=384&sid=44&iid=127...

Псалом 86 Иерусалим, любимый Богом, как святой и вечный город, будет «матерью» народов. 1. Сыном Кореовым, псалом песни. 2. Основания его на горах святых: любит Господь врата Сиона паче всех селений Иаковлих. Воспоминая прошедшую историческую судьбу Иерусалима и пророчески созерцая его славное будущее величие и международное значение, псалмопевец восклицает: Основания его на горах святых! Место, на котором была основана и много столетий стояла сильная крепость Иевус, принадлежавшая некогда туземцам Палестины – Иевусеям, потом взятая у них Давидом и ставшая его – «Давидовым» – городом, это – гора Сион, разделявшаяся на две вершины, собственно Сион и Мориа. Она была священна по историческим воспоминаниям, ибо на одной из ее вершин – Мориа некогда праотец народа Еврейского, Авраам приносил в жертву сына своего Исаака, где впоследствии был построен Соломоном храм единому истинному Богу и – где Господь благоволил избрать Себе место вечного пребывания. И так как основание Иерусалима зиждется на горах святых, то оно должно быть непоколебимо и город должен существовать вечно. – Господь любить врата Сиона более всех селений Иакова. Избрав Сион местом своего жилища, Господь любит его врата, т. е. представителей народа и правителей его, обычно присутствовавших в народных собраниях у ворот города. Любит их Господь более, нежели все другие селения Иакова – другие города, где обитает потомство Иакова, народ Израильский; а потому и подчинил их власти правителей, находящихся при вратах Сиона или Иерусалима, во главе с царем – помазанником Божиим. А в последствии Сиону подчинятся и многие другие народы (ст. 47). 3. Преславная глаголашася о тебе, граде Божий. О превосходной славе святого Сиона и основанного на его вершинах города Иерусалима Господь много открывал пророкам и чрез них говорил Израильскому и другим народам. – Так, чрез пророка Исаию Господь говорил: «И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор, и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы, и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас своим путям; и будем ходить по стезям Его. Ибо от Сиона выйдет закон, и слава Господня из Иерусалима. И будет Он судить народы, и обличит многие племена " ». ( Пс.2:2–4 ;ср.51:35,11). – И еще: «восстань, светись, Иерусалим; ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак – народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою. И придут народы к свету твоему, и цари к восходящему над тобою сиянию». – «Не слышно будет более насилия в земле твоей, опустошения и разорения в пределах твоих; и будешь называть стены твои спасением и ворота твои славою. Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны светит тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой – славою твоею». ( Пс.60:13,47 и сл. 1819 и сл.). Такова будущая слава города Божия Иерусалима!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава шеста. Тайны горы Хорив Пришло второе сорокалетие, сорокалетие в пустынях Мадиама и Синая. И вот, происходит событие, которое положит начало третьему сорокалетию жизни Моисеевой; событие, через которое любовь Божия воспламенится и явится Израилю. И, открывшись Моисею на горе Хорив, любовь Божия в двух таинственных проявлениях уже никогда не покинет свой народ. Моисей отныне – Боговидец, а народ его – народ любви Божией, первенец Божий и даже возлюбленная Бога Небесного Супруга. На Хориве любовь Божия открывается синайскому пастуху в двух тайнах: тайне славы Божией и тайне Божественного имени. А вскоре после Хорива, после мук рождения десяти казней египетских, родится Первенец любви Божией – Израиль как Божий народ; в пасхальной тайне Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова сочетается с Возлюбленной своей. Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню, и пришел к горе Божией Хориву... ( Исх. 3:1 ). Любовь Божия в огненной славе и таинственном имени воспламенилась и нареклась на горе Хорив. А Моисей оказался там, пася овец своего тестя и весьма далеко углубившись в пустыню. (Хорева), в LXX: Χωρηβ – это вся центральная гряда гор Синайского полуострова, а Синай – одна из этих гор на юго-западе. Арабы называют эту гору Джебель Муса (гора Моисея). Пастбища при Хориве в древности, как и теперь, изобиловали кормом и водопоями, достаточными для овец т.1, с. 282], почему Моисей и привел сюда отары своего тестя. Здесь, на горе Хорив, произойдет не одно Божие свершение: здесь явится Бог в Неопалимой Купине и будет призван к своему служению великий Моисей ( Исх. 3–4 ); здесь Моисей ударом жезла источит воду из скалы для жаждущего и ропщущего народа ( Исх. 17:6 ); здесь будет дан народу Израильскому Закон. Название горы Хорив происходит от глагола (харав), означающего: «цепенеть», «истреблять», «уничтожать», «опустошать» с. 312]. Само слово Хорив означает «разрушитель», или местность совершенно иссохшую, как бы уничтоженную с. 1864]. Возможно, что это соответствует явлению Бога в огне. Все это указывает на пустынность местности.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010