44. В Троицин день В нынешний день на горе Синай Бог дал евреям чрез Моисея десять заповедей. Но при каких событиях? При каких явлениях и угрозах дал? Велел Бог Моисею явиться на высокую гору Синай; Моисей взошел на гору и не вкушал пищи сорок дней; много разных законов и повелений Он ему дал; наконец, написал перстом на двух каменных досках десять заповедей – кратких и ясных, и вручил Моисею для передачи народу. Между тем гора колебалась, покрылась мраком и пламенем, – и громовым голосом с горы сказаны были эти заповеди так, что каждый еврей слышал это открыто, гласно и громозвучно, как бы, из уст Божиих, со страшною угрозою, чтобы заповеди эти всеми в точности исполнялись во все последующее века. Мы не были при этих ужасах горы Синая, – мы не слышали всего этого; но заповеди преемственно от древних лет перешли и к нам; как в то время было сказано Богом: „кто не исполнит заповеди сии – тот смертью умрет“, – та же угроза перешла и к нам. За неисполнение какой-либо заповеди – в то время, или камнями побивали, или сжигали: так человека, который нарушил четвертую заповедь – собирал в субботу дрова, камнями побили; кто прелюбодеянию предавался, в противность шестой заповеди, сжигали огнем; кто отца или матерь оскорблял, против пятой заповеди, – того тоже убивали; словом, смертью наказывали за нарушение каждой заповеди, – за богохуление – против третьей заповеди – сынов Кореевых земля поглотила. Почему теперь так строго не преследуются нарушители закона Божия? Теперь даже за убийство ближнего редко кто смертью наказывается. Потому, что прежде действовал закон правосудия, а по пришествии на землю Искупителя стал действовать закон милосердия. Наказание за грех принял на Себя Христос Господь, с тем только, чтоб грешник покаялся. Нет такого греха, которого бы Господь не простил; если только грешник перестанет грешить и покаянием, слезами, постом и молитвою загладит грех свой. Но хотя иной грешник и не наказывается смертью телесною, – зато, если не покается, то наказывается смертью душевною – угрызением совести, лишением благодати, вечным проклятием Отца Небесного, и вечными мучениями ада. |
Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Подвижники Новой Фиваиды на Афоне. О схимонахе Пинуфрии Подвижники Новой Фиваиды на Афоне. О схимонахе Пинуфрии Мы впервые публикуем описание монахов скита Новая Фиваида на Афоне, составленные по братским дневникам монахов Фиваиды, рукописям конца прошлого века, чтобы вдохновить отцов наших дней к подвигам и вспомнить наше призвание. - Святая Гора Афон Отец Пинуфрии, ученик фиваидского на Афоне пустынника Серафима (Шевченко), был замечательно прост, тих, кроток и во всем воздержан. Он отличался особенной преданностью и послушанием старцу своему. Во время болезни, в виду явно приближающегося часа смертного, духовник отец Ефрем советовал и благословлял ему принять схиму, но тот не соглашался, не получив на сие благословение от старца своего, и говорил: - «В субботу придет старец, спрошу его, если он благословит, тогда приму святую схиму». «Ты уже очень слаб и едва ли доживешь до субботы», говорили ему. - «Доживу, отвечал больной, если на сие есть воля Божия». И действительно дожил!!! В субботу пришел к нему старец его, схимонах Серафим, и благословил своему ученику принять святую схиму. Тогда отца Пинуфрия постригли в схиму, приобщили Святых Тайн, и он тут же тихо и мирно испустил дух свой. При этом духовник отец Ефем добавлял об отце Пинуфрии, что он по простоте своей едва ли когда умывал лицо и руки его всегда были грязные. По кончине же его как будто кто-то его обмыл он весь сделался замечательно чист и светел и сделался совершенно неузнаваемым, как будто перерожденым. Наружный его вид после кончины обнаруживал чистоту его простой души. Вечная ему память! Скончался он 19 октября 1891 года Комментарии Всего комментариев: 8 2014/01/05, 14:34:31 отец пинуфрий помолись о нас сергей 2013/12/08, 12:52:02 господи да будет вечная память старцу пинуфрии да чтят память о нем вечно отцы горы Афон вечная память и вечный покой р б Татьяна татьяна 2013/12/02, 14:06:57 вера творит чудеса светлая память отцу пинуфрии читаем а всегда ли думаем как они дай господи научиться |
Псалом 75 Этот псалом является прямым дополнением предыдущего. В первом налагалась угроза врагам Иерусалима, а здесь описывается исполнение этой угрозы, когда Господь сделался «ведом» всюду, имя Его стало великим ( Пс.75:2 ), когда многочисленные враги погибли ( Пс.75:6–7 ) и земля успокоилась ( Пс.75:9 ) благодаря чудесной помощи Бога ( Пс.75:10 ). Описания псалма совпадают с описанием гибели под Иерусалимом ассириян, изложенным в 4Цар. 19 . У LXX и в Вульгате в надписании сделана прибавка «ко Ассирианину». Велико имя Бога иудеев: Он сокрушил грозных врагов, которые от повеления Его погибли (2–7). Он страшен в возвышенном с небес повелении, когда восстал на защиту своего народа. Враги погибли и земля успокоилась (8–11). Да воздадут Ему поклонение все народы (12–13). Пс.75:2 . Ведом в Иудее Бог; у Израиля велико имя Его. «Ведом в Иудее Бог», сделалось известным имя Того, который в Иудее управляет и покровительствует ей, т. е. имя Иеговы сделалось повсюду известным. Пс.75:3 . И было в Салиме жилище Его и пребывание Его на Сионе. «Салим» – название древнее Иерусалима, где Господь постоянно пребывает во Святом Святых храма. Пс.75:5 . Ты славен, могущественнее гор хищнических. «Могущественнее гор хищнических». Гора – образ несокрушимости. Горы хищнические – ассирияне, нападавшие на Иерусалим в надежде богатой добычи. Среди тогдашних народов Востока они были самыми грозными врагами, но Господь показал, что Он «могущественнее их». Пс.75:6 . Крепкие сердцем стали добычею, уснули сном своим, и не нашли все мужи силы рук своих. «Крепкие сердцем» – мужественные и храбрые враги. – «Уснули сном своим» – непробудным, т. е. мертвым. – «Не нашли все мужи силы рук своих» – гибель их была неожиданной и непредотвратимой, у них не было средств бороться с нею, и их личная отвага и военное искусство оказались бесплодными в борьбе с повелением Господа. В эту ночь погибло 185 тыс. ассириян. Пс.75:8 . Ты страшен, и кто устоит пред лицем Твоим во время гнева Твоего? «Устоять пред лицем... гнева Божия» – бороться с Богом никто не в силах. |
ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ 15 апреля - память преподобного Тита Чудотворца 15.04.2003 Преподобный Тит был иноком Студийского монастыря. Всю жизнь он провел в трудах и молитвах, отличался кротостью, любовью к ближним и милосердием. За крепкую веру и благочестие преподобный стяжал у Господа дар чудотворений. И в день памяти преподобного Тита-чудотворца полезно будет обратить внимание на те чудеса, которые совершаются в Церкви Христовой. Чудо - это то, что не может совершаться силой человеческой, а только силой Божией. А поскольку не может оскудеть сила Божия, значит не могут прекратиться и чудеса. Цели чудес Божиих могут быть различны. Они могут послужить для распространения и утверждения веры Христовой, но могут совершаться и вообще для блага и спасения людей, для избавления людей от всяких бед и горестей. Зачем, например, Христос воскресил сына вдовы из Наина? Господь сжалился над бедной вдовой (Лк. 7, 12-15). Зачем по слову святого Григория Неокесарийского сдвинулась с места гора? Потому что она мешала ему устроить здесь церковь (Чет.-Мин., 17 ноября). Зачем разверзлась гора по молитве праведной Елизаветы? Чтобы укрыть ее с младенцем Иоанном от кровожадного Ирода (Чет.-Мин., 24 июня). Благость Божия помогает людям по мере их веры и молитвы. А что же наши чудо- творные иконы, постоянно являющие исцеления и знамения, а нетленные мощи святых угодников Божиих… Это ли не чудо? А святые Таинства? Крещение, в котором человек омывается от грехов и становится членом Церкви Христовой; Причащения, в котором хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Христовы; Елеосвящения, в котором человек исцеляется не только от недугов духовных, но и нередко от недугов телесных, и другие Таинства - неужели и это не чудо? Есть люди, которые кроме этих постоянных чудес хотят видеть и те чудеса, о каких нам известно из житий святых, из Священного Писания. Неплохо было бы, если бы по одному слову вдруг сдви- нулась бы с места гора! Но искать чудес без нужды – значит искушать Господа, как, например, искушал Его диавол, предлагая превратить камни в хлебы. Если бы мы действительно имели веру хотя бы с горчичное зерно, Господь, без сомнения, творил бы для нас чудеса, когда в них была бы нужда, но никак не для удовлетворения нашего любопытства. |
Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Савватий Севастианов. История Афона. Часть 1 На Святой Горе тихо как в могиле, мирно как в раю и - ни одного женского лица... Иером. Савватий Севастианов. История Афона. Часть 1 На Святой Горе тихо как в могиле, мирно как в раю и - ни одного женского лица... Есть несколько мест на Земле, куда стремится человек, претерпевает тяготы странствий дорожные приключений, пренебрегает удобствами всей своей жизни. Идет, плывет, едет, парит " в небе как птица, желая в кратчайший срок земной жизни достичь своей цели. Вот эти места: Благословенный Синай - в жарком, пустынном Египте, где на Горе Бог говорил с Моисеем и преподал ему Заповеди, где вручил ему скрижали Завета. Это богошественная земля Палестины, связанная с земной жизнью и Крестной смертью Сына Божия и Господа нашего Иисуса Христа. Для мусульман - это Мекка. На Востоке - гора Кайлос, как место зарождения главных восточных религий. Особым местом поклонения для всех христиан и не только, является Святая Гора Афон в Греции. И связано это место в земной истории с посещением Афона Марией, родившей Иисуса Христа и почитающейся с той поры Богородицей. Поговорим об Афонской Горе, и расскажем о ней если не полно, то дадим, по крайней мере, справедливое историческое понятие. Но по порядку: Справедливо Святая Гора Афон получила свое название от горы Афон (Атос - как называют ее греки). Это остров, точнее - полуостров, отделенный от материка рукотворным каналом, сооруженным в стародавние времена. В V веке до Р.Х. сын персидского царя Дария Ксеркс после смерти своего царственного отца решил покорить Афинян; опасаясь, как бы парусные суда его не погибли у Афона, что уже случалось в прежних военных кампаниях Персии против Македонян, приказал прорыть канал на перешейке сей горы, дабы по нему флот его безопасно прошел из Стримонского залива в Сингитский - работа была завершена в три года. Корабли прошли, но этот поход Ксеркса был весьма неудачен - греки одолели его. С той поры канал Ксеркса стал естественной границей Афона... |
Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Божия Матерь на Афоне Божия Матерь на Афоне Божия Матерь впервые посещает Гору Теперь мне надобно отдать долг Святой Афонской Земле , в которой я проживал не малое время, - с 1839 и по 1846 год, и которую исходил своими ногами. Хощу, хотя не во всей подробности и полноте, описать пресловутую Святую Гору Афонскую, Царицы Небесной жребий, монашеское царство, обуреваемым мирскими страстьмн тихое и небурное пристанище и упокоение, грехами недугуюшим врачебницу, и от мирских прелестей удаляющимся прибежище. Сию гору избрала Божия Матерь, Царица Небесная, Себе во жребий, якоже пишет Стефан святогорец, когда ходила Она посещать праведнаго Лазаря, на острове Кипре жившаго. Многажды он Ее просил, да его посетит. И Она, собравшись с Иоанном Богословом, села на корабль, и поплыла в Кипр. Но поднялась великая буря, и носила их по морю много дней. Потом принесло их к Горе Афон , и пристали они к Клименновой пристани - где ныне стоят Иверский монастырь. В то время на Горе Афонской множество было идолов, и приходили идолопоклонники им покланяться, и приносить скверный жертвы. В то же самое время, когда пристала Божия Матерь, в идолах жившие бесы возопили, принуждаемые невидимою Божиею силою: «О, горе, и увы нам! И сюда пришла Божия Матерь нас мучити: се бо стоит в Клименте во м Вскоре они умолкли, а народ побежал к Климентеву пристанищу. Увидя корабль, начали спрашивать: «Которая Божия Матерь? И как Она родила Бога?» Царица Небесная, отверзши Свои пречистая и божественпыя уста, поведала им все по ряду. И все уверовали во Христа, и крестились. Святый Иоанн Богослов поставил им епископа. Тогда Пречистая Дева, Небесная Царица, отверзла божественный Свои уста, и сказала: «Сей Мой жребий, данный Мне от Сына Моего, и не имам его оставите до скончания века, и Сама буду здесь пребывать, и буду месту сему заступница и покровительница». Божия Матерь является прп Петру В другой раз обещание Богоматери о Афоне было по следующему случаю: святой Петр Афонский, в звании воеводы, пленен был варварами и в темнице заключен. Его избавили чудесно святитель Николай чудотворец и святой Симеон Богоприимец. Он пришел в Рим, и там пострижен был в иноческий образ. Однажды стоял он нощию в церкви, и молился Пречистей Богородице, да наставит его, и покажет место, где и мать спастися. и Она, явившися ему, сказала: «Есть в Европе гора великая и предобрая, и внутрь моря довольно протяженная. Сию гору Аз избрала в жилище Себе, и не оставлю ея до скончания века, и сколько в ней будут жить и спасаться, всем Сама буду промыслителышца, целительница и иитательница. |
Аарон Аарон (высокий, гора, гора света, учитель, просвещенный и имя, общее с именем Гаруна, столь употребительным на Востоке) был первым первосвященником еврейского народа и старшим братом пророка и законодателя Моисея ( Ucx. XXVIII, 1 ). Сын Амрама и Иохаведы, он происходил из колена Левиина и был тремя годами старше брата своего, Моисея. По причине косноязычия Моисея он должен был говорить за него перед народом и царем египетским фараоном, почему и назван Богом устами Моисеевыми и пророком его ( Ucx. IV, 16, VII, 1 ); вместе с тем он должен был помогать своему брату во время путешествия евреев из Египта в землю Ханаанскую. Аарон взял себе в жены Елисавету, дочь Аминадава, и имел от нее четырех сыновей: Надава, Авиуда, Элеазара и Ифамара. Два первых были наказаны Богом смертью за принесение Господу огня чуждого, и таким образом священство утвердилось в роде двух последних братьев, оставшихся в живых ( Ucx. VI, 23 ). Аарон и сыновья его особенным образом и непосредственно самим Богом были призваны к священническому служению ( Ebp. V, 4 ). Но еще прежде посвящения, когда Моисей отошел на г. Синай для получения от Бога закона, евреи соскучились долговременным пребыванием своего вождя на горе и приступили к Аарону с требованием, чтобы он дал им в путеводители изваяние одного из языческих божеств. Аарон, уступив безрассудному требованию народа, велел принести золотые серьги их жен и детей и, когда они были принесены, слил из них золотого тельца, вероятно, по образцу египетского идола Аписа. Удовлетворенный народ восклицал: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской ( Ucx. XXXII, 4 ). Увидав сие, Аарон поставил жертвенник и возгласил, говоря: завтра праздник Господу. На другой день народ принес пред ним всесожжения и стал есть и пить, а после играть ( Ucx. XXXII, 1–6 ). За таковую слабость Аарон подвергся справедливому упреку со стороны Моисея; но так как сие малодушие скоро было заглажено раскаянием, то Аарон и после сего не лишался Божия благоволения. |
Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Папа-Григорий и патриарх Иоаким III. Архиереи и смирение Григорий Дионисиатский (1890-1966) (Снимок делан γγελος Σεραδρης в 1935-м году) Папа-Григорий и патриарх Иоаким III Игумен монастыря Святого Дионисия мудрый старец Гавриил рассказывал нам о папе-Григорие, который жил в скиту Святого Пантелеймона монастыря Кутлумуш. Такие подвижники и сейчас есть на Афоне. Фустанеллой у греков называется короткая мужская юбка белого цвета со сборками, часть национального греческого костюма и воинского обмундирования. Сейчас их носят только сердарисы. - Святая Гора Афон Пятьдесят или более лет назад недалеко от Карей (в скиту Святого Пантелеймона) жил один старец-духовник, папа-Григорий простой в обращении и малограмотный, но имевший чистый ум и ревностный в изучении Слова Божия. Его рукоделием было плетение подвязок для чулок, которые пользовались спросом у греческих гвардейцев и жителей горных районов Румелии и Эпира, носивших фустанеллы. Приходя каждую субботу на рынок в Карею для продажи своего рукоделия, он стоял неподвижно под навесом кладбища у центральной улицы, держа в правой руке четки, а в левой рукоделие. При этом он смотрел в землю и непрестанно повторял про себя: «Господи Иисусе Христе...». Когда же кто-нибудь, подтрунивая, говорил: «Посмотри, отче, и вокруг, может, найдешь какого покупателя», он отвечал: «Они меня видят, а мне их видеть уже излишество». Об этом рассудительном муже говорили, что он настолько глубоко прозревал в душу исповедующегося, что видел его основной недостаток и с аскетической лаконичностью давал в виде краткого изречения наставление к исправлению. Услышав о нем, живший тогда на покое на Святой Горе патриарх Константинопольский Иоаким III нашел его в Карее и сказал, что ближе к вечеру он будет в скиту и придет к нему в каливу для исповеди. - Моя калива мала, Ваше Святейшество, чтобы принять патриарха,- ответил старец. - Пусть мала, это меня не беспокоит, сказал патриарх. - Но моя дверь очень низка, чтобы в нее могла пройти |
Псалом 86 Иерусалим, любимый Богом, как святой и вечный город, будет «матерью» народов. 1. Сыном Кореовым, псалом песни. 2. Основания его на горах святых: любит Господь врата Сиона паче всех селений Иаковлих. Воспоминая прошедшую историческую судьбу Иерусалима и пророчески созерцая его славное будущее величие и международное значение, псалмопевец восклицает: Основания его на горах святых! Место, на котором была основана и много столетий стояла сильная крепость Иевус, принадлежавшая некогда туземцам Палестины – Иевусеям, потом взятая у них Давидом и ставшая его – «Давидовым» – городом, это – гора Сион, разделявшаяся на две вершины, собственно Сион и Мориа. Она была священна по историческим воспоминаниям, ибо на одной из ее вершин – Мориа некогда праотец народа Еврейского, Авраам приносил в жертву сына своего Исаака, где впоследствии был построен Соломоном храм единому истинному Богу и – где Господь благоволил избрать Себе место вечного пребывания. И так как основание Иерусалима зиждется на горах святых, то оно должно быть непоколебимо и город должен существовать вечно. – Господь любить врата Сиона более всех селений Иакова. Избрав Сион местом своего жилища, Господь любит его врата, т. е. представителей народа и правителей его, обычно присутствовавших в народных собраниях у ворот города. Любит их Господь более, нежели все другие селения Иакова – другие города, где обитает потомство Иакова, народ Израильский; а потому и подчинил их власти правителей, находящихся при вратах Сиона или Иерусалима, во главе с царем – помазанником Божиим. А в последствии Сиону подчинятся и многие другие народы (ст. 47). 3. Преславная глаголашася о тебе, граде Божий. О превосходной славе святого Сиона и основанного на его вершинах города Иерусалима Господь много открывал пророкам и чрез них говорил Израильскому и другим народам. – Так, чрез пророка Исаию Господь говорил: «И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор, и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы, и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас своим путям; и будем ходить по стезям Его. Ибо от Сиона выйдет закон, и слава Господня из Иерусалима. И будет Он судить народы, и обличит многие племена " ». ( Пс.2:2–4 ;ср.51:35,11). – И еще: «восстань, светись, Иерусалим; ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак – народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою. И придут народы к свету твоему, и цари к восходящему над тобою сиянию». – «Не слышно будет более насилия в земле твоей, опустошения и разорения в пределах твоих; и будешь называть стены твои спасением и ворота твои славою. Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны светит тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой – славою твоею». ( Пс.60:13,47 и сл. 1819 и сл.). Такова будущая слава города Божия Иерусалима! |
Глава шеста. Тайны горы Хорив Пришло второе сорокалетие, сорокалетие в пустынях Мадиама и Синая. И вот, происходит событие, которое положит начало третьему сорокалетию жизни Моисеевой; событие, через которое любовь Божия воспламенится и явится Израилю. И, открывшись Моисею на горе Хорив, любовь Божия в двух таинственных проявлениях уже никогда не покинет свой народ. Моисей отныне – Боговидец, а народ его – народ любви Божией, первенец Божий и даже возлюбленная Бога Небесного Супруга. На Хориве любовь Божия открывается синайскому пастуху в двух тайнах: тайне славы Божией и тайне Божественного имени. А вскоре после Хорива, после мук рождения десяти казней египетских, родится Первенец любви Божией – Израиль как Божий народ; в пасхальной тайне Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова сочетается с Возлюбленной своей. Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню, и пришел к горе Божией Хориву... ( Исх. 3:1 ). Любовь Божия в огненной славе и таинственном имени воспламенилась и нареклась на горе Хорив. А Моисей оказался там, пася овец своего тестя и весьма далеко углубившись в пустыню. (Хорева), в LXX: Χωρηβ – это вся центральная гряда гор Синайского полуострова, а Синай – одна из этих гор на юго-западе. Арабы называют эту гору Джебель Муса (гора Моисея). Пастбища при Хориве в древности, как и теперь, изобиловали кормом и водопоями, достаточными для овец т.1, с. 282], почему Моисей и привел сюда отары своего тестя. Здесь, на горе Хорив, произойдет не одно Божие свершение: здесь явится Бог в Неопалимой Купине и будет призван к своему служению великий Моисей ( Исх. 3–4 ); здесь Моисей ударом жезла источит воду из скалы для жаждущего и ропщущего народа ( Исх. 17:6 ); здесь будет дан народу Израильскому Закон. Название горы Хорив происходит от глагола (харав), означающего: «цепенеть», «истреблять», «уничтожать», «опустошать» с. 312]. Само слово Хорив означает «разрушитель», или местность совершенно иссохшую, как бы уничтоженную с. 1864]. Возможно, что это соответствует явлению Бога в огне. Все это указывает на пустынность местности. |
| |