Скачать epub pdf 6.09 Служба преподобному Аристоклию, Московскому чудотворцу Текст утвержден Священным Синодом Русской Православной Церкви 9 июля 2019 г. (журнал 82) Месяца августа в 24-й день Преподобнаго Аристоклия, Московскаго чудотворца На малой вечерни На Г осподи, воззвах: стихиры на 4, глас 2: Мира земнаго красоту отринув/и славы, яже едина от Бога, взыскав,/стопы ко Святей горе Афонской направил еси/и милостию Владычицы Богородицы/сего пристанища спасения достигл еси,/в радости славя Бога Благодетеля,/хотящаго всем спастися и в разум истины приити. Песньми церковными прославляюще в радовании,/восхвалим, вернии людие,/преблаженнаго старца Афонскаго/и чудотворца Московскаго Аристоклия,/Божия избранника и возлюбленное чадо Богородицы,/той бо, имея дерзновение ко Господу,/молится о спасении душ наших. Плоть ветхаго человека/в поте трудов твоих смирил еси,/преподобне Аристоклие,/душу же в подвизех веры и любве,/якоже древнии отцы, укрепил еси,/сего ради Богу угодил еси,/ егоже моли спастися душам нашим. Слава, глас 6: Егда достигл еси в меру возраста духовнаго,/послаша тя старцы обители Афонския/во град первопрестольный Москву,/да подъемлеши труды пастырския/и утвердиши веру людей православных,/многими обдержимых напастьми. И ныне, Богородичен, глас тойже: Богородице, Ты еси Лоза истинная,/возрастившая нам Плод живота,/Тебе молимся, молися, Владычице,/со святыми апостолы,/помиловати души наша. На стиховне стихиры, глас 6. Подобен: Т ридневен: Преблаженне отче Аристоклие,/пространный путь суеты мирския оставив/и всего себе воли Божией предав,/стезю монашескаго многотруднаго жития,/не обинуяся, избрал еси/и, во дни и нощи Господеви неленостно поработав,/Царство Небесное унаследовал еси,/идеже есть всех веселящихся жилище. Стих: Ч естна пред Господем/смерть преподобных Его. Днесь торжествует Святая гора Афонская/и радуется первопрестольный град Москва,/празднующе честную память преподобнаго Аристоклия,/той бо дерзновенно молится/пред Престолом Бога Вышняго/о спасении душ наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf Глава четырнадцатая «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах» ( Откр. 14:1 ). Здесь мы видим собрание великих праведников, пребывающих на Святой Земле Бога, на Сионе, куда сходил Святой Дух – это место, где находится Иерусалим. Гора Сион – прообраз небесной Горы, неких небесных высот, где обитает Бог и Его праведники. Вот как об этом говорит апостол Павел: «Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово, ибо они не могли стерпеть того, что заповедуемо было: если и зверь прикоснется к горе, будет побит камнями (или поражен стрелою); и столь ужасно было это видение, [что и] Моисей сказал: „я в страхе и трепете». Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к Небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» ( Евр. 12:18–24 ). Иоанн Богослов видит Церковь праведников, которые собираются вокруг Агнца, вокруг Господа Иисуса Христа, принесшего Себя в жертву, чтобы очистить нас от грехов. Кто называется Агнцем? Тот, Кто Кровью Своей спас нас от вечной гибели, как кровь ягненка пасхального избавила евреев от смерти во время египетского исхода. Христос умер не за одного Адама, а за всех тех, кто верит в Него, кто поклоняется Ему, кто почитает Его. В этом отрывке Апокалипсиса апостол сообщает, что видит противоположное собрание: на святой горе Сион, в Царстве Бога, стоит Агнец, и с ним – 144 тысячи людей, имеющих имя Отца, написанное у них на лбу. Эта печать Божия – противоположность той печати, которую будет ставить антихрист. Эти 144 тысячи праведников породила Церковь во времена антихриста, и они прославят своего Бога в последние дни. Они восхищаются с земли и очищаются через свои страдания. Эти праведники мыслят, как повелел им Бог Отец, исполняют волю Бога Отца и Сына Его Иисуса Христа. Бог написал на их челах, что Он – их Отец. Мы знаем, что в древности Бог открывал Себя под разными именами: Яхве – Сущий, Эль Элион – Бог Всевышний, Эль Рой – Бог Видящий, Адонай – Господин мой и так далее. В Новом Завете Бог открывается людям как Отец верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Скачать epub pdf Речь, произнесенная Ректором Симферопольской Духовной Семинарии Архимандритом Серафимом (Соболевым) при наречении его во Епископа Лубенскаго 1 Волею Божиею, соизволением Вашего Высокопреосвященства, возлюбленный духовный отец мой, и определением Высшей Церковной власти я призываюсь к епископскому служению. С трепетом и радостью готов принять от вас, богомудрые отцы и архипастыри, благодать архиерейства и вопреки ничтоже глаголю. Об одном только сейчас скорбит мое сердце. И в обычное, так недавнее еще время, служение епископское было служением мученическим. А в настоящее время лютых гонений на Православную Церковь оно является таким по преимуществу. Не без основания можно полагать, что ныне сбывается то видение, которое показано было Иоанну Богослову в откровении после снятия Агнцем с таинственной книги шестой печати, когда произошло великое землетрясение... и звезды небесные пали на землю... и всякая гора и остров двинулись с мест своих ( Апок. 6:12–14 ). Может быть, в этом апокалиптическом образе Господь открыл Своему возлюбленному ученику, что в последнее время перед пришествием антихриста жизнь Православной Церкви Христовой будет протекать в таких тягостных условиях, что даже архипастыри, предназначенные быть благодатным светом для мира и твердым оплотом для всех православных христиан, не вынесут тяготы своего высокого положения и будут изменять Христу. И время это наступает, если уже не наступило. Естественно отсюда возникнуть в душе моей опасению, смогу ли я подъять на свои рамена столь тяжелый теперь омофор архиерейский? Правда, я получу завтра, если допустит Господь благодать архиерейства. Я знаю, что благодатию мы спасаемся и с нею мы можем препобедить все непреодолимые преграды в достижении благих своих намерений. Вся могу о укрепляющем мя Иисусе Христе ( Флп. 4:13 ), сказал Ап. Павел. Но знаю я и то, что благодать Божия только тогда в нас действует, обновляет, спасает нас, когда и с нашей стороны обнаруживается спасительная ревность, без которой благодатный огонь не возгорится в нас своим возрождающим действием.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Слово на литургии в Лазареву субботу 22 апреля 1978 г. «Душеполезную совершивше четыредесятницу, просим и святую седмицу страсти Твоея видети, Человеколюбче!» Сорок дней подряд вела нас Св. Церковь путем подвига молитвы и воздержания к священным дням Страстной, а затем и Пасхальной седмиц, чтобы теперь возвести на высокую гору боговедения, где, поклоняясь Триединому Богу любви и приникая к источникам божественной мудрости, могли бы мы, в меру духовных сил наших, приобщиться к начаткам нескончаемой радости будущего века. И вот мы уже у подножия этой мысленной горы! Не у той древней Синайской горы, к которой запрещено было сынам Израиля даже прикасаться под страхом неминуемой смерти, а у святой Горы Божией, подняться на которую приглашает голос великого пророка Божия, Иеремии: «вставайте, и взойдем на Сион к Господу, Богу нашему» ( Иер. 31:6 ). Гора эта, как и древний Синай, как бы окутана еще дымкой облаков, прикрывающих от наших взоров область спасительной тайны, и на вершине ее блещут огнезрачные молнии божественных озарений. Но облака эти уже готовы рассеяться по мере нашего восхождения, чтобы дать возможность приблизиться к нерукотворенному храму славы Божией. И эти молнии не опалят нас своим священным огнем, а лишь осветят величайшую святыню крестного богочеловеческого подвига, дабы, благоговейно поклонившись ей, мы могли невозбранно, с чувством глубочайшей благодарности, созерцать красоту Господню ( Пс. 26:4 ), открывшуюся в событиях Сионской горницы и Голгофы. В преддверии этих спасительных событий Церковь напоминает о чудесном воскрешении друга Христова Лазаря четверодневного и открывает самую сущность того, что предстоит нам вспомнить и вновь пережить и перечувствовать в дни великой Страстной седмицы и светлого праздника Пасхи. Она говорит нам о величайшей ПОБЕДЕ Того, Кто есть «всех радость, истина, свет, жизнь мира и воскресение», – о ПОБЕДЕ над самыми страшными и самыми могущественными врагами человека и человечества: над силами зла ( Ин. 12:31 ), греха и смерти ( 1Кор. 15:25–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Слово на Сретение Господне. Святого Софрония, патриарха Иерусалимского Ныне – другое таинство Христа, иное и прославление Христа Бога нашего. Но чудеса Его всегда столь велики, что побеждают возможность и силу всякого слова и превосходят доблесть всякой мудрости, не человеческой только, а и ангельской. Посему громогласно воскликнем вместе с великим Павлом: где премудр? где книжник? где совопросник века сего ( 1Кор. 1:20 )? Где – красноречие риторов? Где – мудрствование философов? Где – утонченное искусство грамматиков? По истине, обуи Бог премудрость мира сего ( 1Кор. 1:20 ) и явил ее тщетною и бесполезною, поскольку сия премудрость, как дар милости, дарована была неверующим народам. дабы они искали Бога и, посредством тщетного блуждания, уразумели свое бессилие. Понеже бо в премудрости Божией не разуме мир премудростью Бога, благоизволил Бог буйством проповеди спасти верующих ( 1Кор. 1:21 ). По праву восклицая это вместе с Павлом, с удивлением ныне станем возглашать и следующее: О глубина богатства и премудрости и разума Божия! яко неиспытани судове его, и неизследовани путие его. Кто бо разуме ум Господень? или кто советник Ему бысть ( Римл. 11:33 )? В самом деле, каким образом сотворенная вещь может уразуметь мысль Творца или познать Его разум? Как сосуд может давать советы тому, кто сделал его, хотя бы (скудельник) и согласился на это и для своего совершенства нуждался в несовершенном? И вот, мудрость человеческая обращена в безумие. Афины отвергнуты – за то, что, оставив Бога, Создателя всего, обоготворили предметы, созданные Им, – за то, что боролись против Бога и Божественной мудрости, считали видимые вещи выше Бога и не желали видеть Самого Творца сих вещей. Поэтому они и замолкли и преданы глубокому забвению. Посему теперь первее всего прославляются: Назарет, где было провозглашено благовестие Божие, – Вифлеем, где Господь родился по плоти, – Иерусалим, где Он жил, творя чудеса. Посему ныне преимущественно воспоминается Голгофа, где Господь претерпел крестное страдание, – воспевается воскресение Господа из гроба, прославляется Сион, восхваляются ребра северова ( Псал. 47:3 ), где явился Христос, когда восстал из мертвых, прославляется гора Елеонская, откуда Господь вознесся на небо вместе с человеческим естеством.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Смоленск. Церковь иконы Божией Матери " Одигитрия " . Одигитриевская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Около восьми столетий местом пребывания Смоленской святыни, чудотворной иконы Богоматери Одигитрии, был Успенский кафедральный собор. Сначала древний храм, заложенный князем Владимиром Мономахом в 1101 году и достроенный его внуком князем Ростиславом. Затем сменивший его ныне существующий собор, строительство которого продолжалось с перерывами и переделками почти сто лет - с 1677 по 1772 год. Однако культ иконы, ставшей Покровительницей и Заступницей Смоленска, не мог не найти отражения в строительстве храмов во имя чудотворного образа. Тем более что город стал обладателем еще одной реликвии - иконы Богоматери Одигитрии, подаренной Смоленску царем Борисом Годуновым на освящение крепостной стены в 1602 году. Во второй половине XVIII века в Смоленске было уже две Одигитриевские церкви. О первой известной в Смоленске Одигитриевской церкви сообщает Н.В.  Трофимовский: " на этом месте, именно на верхнем рынке, стояла деревянная церковь еще в 1655 г., когда Божия Матерь (древняя икона Богоматери Одигитрии Смоленской - В.А.), по присоединении Смоленска к России, возвращена была из Ярославля в Смоленск " . Поскольку мономахов Успенский собор пострадал от взрыва, а большинство православных храмов Смоленска во время осады 1609-1611 годов и польского владычества было разрушено или обращено в костелы, древняя чудотворная икона некоторое время находилась в деревянной Одигитриевской церкви. Тогда же, по сообщению Трофимовского, царь Алексей Михайлович в обеспечение духовенства этой церкви причислил к ней 1000-й полк стрельцов и грамотой своей определил жалованье двум причтам, положенным при церкви. Грамота эта с царской печатью, " написанная на столбце " , хранилась в Смоленском губернском архиве до 1812 года. По свидетельству священника Никифора Мурзакевича, в 1764 году " Вместо деревянной каменная церковь Одигитрии Богородицы устроена с приделом Иоанна Воина и колокольнею иждивением прихожан " . Построена она была в стиле европейского барокко и представляла собой сложившийся в Смоленске ко второй половине XVIII века тип одноглавого храма - восьмерик на четверике, с примыкающими с запада трапезной и колокольней. Последняя, в отличие от большинства смоленских храмов, отличалась высотой и массивностью. Колокольня и часть западного фасада Одигитриевской церкви, открывающиеся в перспективе улицы Козловская Гора (ныне восточный участок улицы Ленина), запечатлены на городских открытках конца XIX - начала XX веков.

http://sobory.ru/article/?object=35035

Содержание Введение Период первый. О чудотворной иконе Почаевской Божией Матери, от явления её до поступления Почаевской Лавры под власть униятов (1559–1720 г.) Период второй. Судьба чудотворной иконы Почаевской во время господства униятов на горе Почаевской (1720–1731 года) Период третий. От возвращения Почаевской Лавры на лоно православия (1831 г.) до наших времен     Андрей Федорович Хойнацкий (1836–1888) – церковный писатель, протоиерей, профессором богословия в Нежинском историко-филологическом институте. Главным предметом исследований Хойнацкого были униатские богослужебные книги и вопросы об искажениях, внесенных унией в богослужебные обряды Православной Церкви. Предлагаемый вниманию читателя труд посвящен истории Почаевской иконы Божией Матери. Для всех интересующихся историей Церкви. Введение «Кто бо не исповесть, яко (Матерь Божия) весь мир христианский благодатьми своими на гору Почаевскую, аще не коегождо личне на семь мест присутствием, то всеславными толикими чудесами, к себе привлекает» (Гора Почаевская, стр. 6). Святая чудотворная икона Почаевской Божией Матери составляет главнейшую и самую замечательную святыню на Волыни. Кто в обширных пределах нашего отечества ей знает об этой иконе от Почаева и до Камчатки, и от Соловок до Арарата и т. д.? Не менее также известна эта святая икона и между многими единоверными нам Славянами, особенно в Галиции, Боснии, Сербии н Болгарии. Этого мало. В чудотворной иконе Почаевской отечественная Церковь наша имеет, так- сказать, единственную главнейшую святыню, равно общую как нам православным н православным нашим единоплеменникам, так и иноверным латинянам и униятам, и притом не в одной только России, но и за границею на западе Европы. Как увидим далее (смотр. ниже глав. 2-я), святая икона Почаевская, вследствие необычайного множества чудес и различных знамений, совершаемых от неё на горе Почаевской, признается чудотворною не только православными, но и римско – католиками, вследствие чего, между прочим, в 1773 году она была коронована особыми золотыми диадемами или венцами, присланными от римского папы Климента XIV. А известно, что, по смыслу латино-церковной практики, коронация чудотворных икон в западной церкви значит тоже самое, что канонизация святых, т. е. окончательное, каноническое признание чудодейственной силы той или другой святой иконы, вследствие чего она становится общей святыней для всей церкви римско-католической. Поэтому к иконе Почаевской и доселе за благодатною помощью обращаются не только православные, но и многие латинствующие обитатели Польши и западной России, все галицкие, холмские и другие западнорусские унияты и весьма многие латиняне как у нас, в отечестве, так и заграницей. И изображение чудотворной иконы Почаевской Божией Матери в разных местах одинаково и можно встретить и в православных. храмах и часовнях, и в католических костелах н каплицах и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Суздаль. Церковь Илии Пророка. Ильинская церковь Карта и ближайшие объекты Рядом ранее находилась Церковь Иоанна Богослова (1771 г.). Разрушена за годы Советской власти. Расположена на берегу реки Каменка, в бывшей слободе Монастырских бобылей, а ныне пересечении улиц Иванова гора и Пушкарская. Церковь на самом деле стоит на возвышении, с которого открывается прекрасный вид на кремль (Собор рождества Богородицы). У подножия холма – природный заказник – Ильинский луг, который можно за пять минут перебежать и оказаться у церквей Рождества Иоанна Предтечи и Богоявленской. В июле 2005 года у церкви велись строительные работы – делают пристройку или может быть восстанавливают некогда разрушенную часть церкви? Из коллекции надписей на евангелиях, старопечатных книгах и рукописях мы видим дату строительства и основного вкладчика, усердием которого устроена была Ильинская церковь. Описание к надписи в древней книге, хранящейся непосредственно в храме. : «В Суздале в приходской Ильинской церкви: Евангелие печатанное в Москве в 1656 году, на нём по листам надпись: «Лета мироздания Января в 4 день Великий Господин Преосвященный Илларион Митрополит Суздальский и Юрьевский приложил сиё святое Евангелие града Суздаля в церковь Святого Славного Пророка Ильи что на Ивановой горе, а та церковь Божия построена, стены от основания и в ней священные сосуды, книги, ризы стихари и колокола и всякая церковная утварь на его Архиерейские келейные деньги, а за тот его Архиерейский вклад молить Бога за него Преосвященного Иллариона Митрополита Суздальского и Юрьевского вечно, той церкви священникам и дьяконам и родителей его поминать за упокой Иеромонаха Анатолия, Мелании, да поминать Преосвященного Павла Митрополита Рязанского и Муромского», а на сём святом Евангелии дробницы серебряные позолочены, а в средний образ Распятие Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, а по углам образы святых Апостолов изображены разные. В конце Евангелия другая подпись: Января в 4 день по указу Преосвященного Иллариона Митрополита Суздальского и Юрьевского подписал сиё святое Евангелие певчий Матвей Фёдоров Солдатов.» »

http://sobory.ru/article/?object=00933

Часть 2. Начало служения Господа Иисуса Христа О Иоанне Крестителе У Евангелиста Марка «начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия» ( Мк.1:1 ), это выход Иоанна Крестителя на проповедь . Началось с того, что, «был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне». Произошло это «в пятнадцатый ... год правления Тиберия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод... в Галилее,... при первосвященниках Анне и Каиафе» ( Лк.3:1–2 ). Вот так раньше датировали события: при таком-то кесаре, при таком-то первосвященнике. А мы уже привыкли, что отсчет времени во всем мире идет от Рождества Христова. Это единственное в мире, центральное событие истории. И теперь даже тот, кто утверждает, что Иисуса Христа не было, даже последний атеист знает, сколько лет миновало с тех пор, как Он родился! Призванный Богом, Иоанн Креститель «проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» ( Лк. 3:3 ). Главные слова его проповеди : «Покайтесь», то есть исправьтесь, приведите себя в должный вид, «ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф.3:2 ). Одежда его была «из верблюжьего волоса, и пояс кожаный на чреслах...; а пищею его были акриды и дикий мед» ( Мф.3:4 ). Акриды – это вид саранчи. В законе Моисеевом о чистой и нечистой пище сказано: «Из всех пресмыкающихся, крылатых, ходящих на четырех ногах, тех только ешьте, у которых есть голени выше ног, чтобы скакать ими по земле», в том числе «саранчу с ее породою...» ( Лев.11:21–22 ). Как обычно, Евангелисты приводят и ветхозаветное пророчество. Пророк Исайя, перенесясь духом на семь столетий вперед, восклицал: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие» ( Лк.3:4–6 ). «И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне; и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» ( Мк.1:5 ). Почему выходили? Как говорится, дух времени. Наступили сроки, предреченные некогда пророками. Иудейский мир был в напряженном ожидании, все чувствовали, что что-то должно произойти.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Часть первая Глава первая. Местоположение и внешний вид монастыря На правом берегу реки Пинеги, в расстоянии 195 верст от г. Архангельска и 16 от небольшого уездного городка Пинеги, на высокой горе, находится один из древних монастырь Красногорский. Скромная по виду, не богатая по средствам обитель Красногорская не представляет ни изящества архитектуры, ни блеска и роскоши украшений; но естественная красота природы сообщает монастырю тот прелестный вид, от которого он справедливо заслужил название Красногорского. Раскинувшаяся далеко на север гора возвышается под ним на полторы версты. По склонам горы вокруг него тянутся поля, луга, врезываясь в лес или изгибаясь полукругом, принимают разнообразный вид и форму; густой величавый лес стелется зыбью к основанию горы, то останавливаясь пред рекой, то исчезая в пространстве на запад. В 3–4-х верстах по сторонам приветливо ютятся селения, благоговейно взирая с подножия горы к престолу Богоматери. Благоговение западает в сердце при взгляде на величие и святость места, избранного по воле Царицы Небесной в основание обители. Здесь живее представляется сознание величия Божия и своего недостоинства, равно и той бездны зол житейских, которая заграждает восход к небожителям, но и сильнее является надежда на помощь царицы небесной. Такие чувства пробуждает место святой Красногорской обители. В Красногорском монастыре два храма: один каменный, в связи с такой же колокольней, во имя чудотворной Грузинской иконы Божией Матери с приделом и для чудотворной иконы Владимирской; другой деревянный, ветхий, стоит отдельно с западной стороны над вратами монастырской ограды, в честь Похвалы Божией Матери. По ту и другую сторону между ними находятся помещения монашествующих: два каменные одноэтажные дома с правой стороны, деревянный и гостиница с левой. За оградой на запад стоит ветряная мельница, а к северу отдельно дворы конский и коровий. Красногорский монастырь заштатный, содержится без пособия казны производительностью сельского хозяйства, т. е. обработкой данной в надел земли, и пожертвованиями благотворителей. Не пользуясь славой известных монастырей России, он, однако же, имеет историческое значение, прославлен чудотворениями находящихся в нем св. икон Божией Матери Владимирской и Грузинской. Глава вторая. Основание Красногорского монастыря

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010