Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " В день Богоявления все крещеные, все, кто хотя бы одним этим таинством связан с Церковью, приходят в храмы, чтобы взять крещенскую воду. Так ли приходят, как хотя бы приходил народ из Иерусалима и Иудеи, и всей окрестности Иорданской, принимая крещение покаяния от Иоанна, исповедуя грехи свои (Мф. 3, 5)? Как Иоанн говорил приходившему креститься от него народу, так Церковь говорит почерпывающим крещенскую воду о покаянии, об обновлении нашего крещения: покаяние — второе крещение. Чтобы не в суд и не во осуждение принимали мы эту великую святыню, но во оставление грехов в радость жизни вечной. Проповедь Иоанна сосредоточена на самой сути веры, ибо покаяться — значит отвергнуться греха и обратиться к Богу. Он говорит о перемене сердца, но знает, что грех проникает во все сферы жизни: религиозную, нравственную, общественную, политическую. Он твердый реалист, всегда видящий правду и ложь, зовущий к всенародному покаянию, к тому, чтобы наша молитва была связана с каждодневной нашей обыденной жизнью. Что делать сборщикам налогов, как вести себя воинам, каждому человеку? У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Как это предельно просто, и как понятны должны быть эти слова в сегодняшней России! Не говоря уже о том, что Предтеча был предан смерти за обличение разврата. Как написано у пророка Исаии: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Богу нашему» (Ис. 40, 3), — это о сердце сокрушенном и смиренном. Но и всякий дол нищеты и горя да наполнится, и всякая гора и холм гордости и богатства да понизятся, кривизна всей жизни да выпрямится, и «неровные пути сделаются гладкими, и явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие» (Ис. 40, 4—5). Святой Иоанн Предтеча — бесстрашный проповедник и обличитель нечестия, какое бы место оно ни занимало в обществе, в государстве и в Церкви. Смелое слово его обращено к вождям народным, к первосвященникам, к ученым богословам, которых он называет «порождениями ехидны». В его изображении они бегут от гнева Божия, как змеи с загоревшегося поля.

http://moral.ru/sobor_st_ioanna/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Этот праздник иконы Божией Матери «Владимирской», одного из самых чтимых образов в Православной Церкви, совпадает с памятью святых мучеников Адриана и Наталии. Соединение этих двух праздников напоминает нам, что наше личное благочестие неотделимо от судьбы Церкви и нашего Отечества. Есть некоторая особенность в чуде, которое было явлено заступничеством Божией Матери через этот Ее образ. Мы знаем, что Россия славилась многими военными победами: Куликовское поле, Полтава, Бородино. Были кровопролитнейшие сражения за нашу независимость. Русское православное воинство молилось Господу и Божией Матери о помощи, и помощь была явлена. Все знают об этих победах. Но есть победы, не поддающиеся рациональному анализу, а только знанию веры. Церковь торжественно празднует эти победы, которые светские историки не в состоянии объяснить. Как они описывают это событие? Пришел в 1395 году в Российские пределы Железный хромец, Тамерлан, вступил на Рязанскую землю, занял город Елец. И казалось, что разгром Москвы, к которой он неумолимо приближался, неминуем. Но внезапно он остановился (так сообщают исторические хроники), повернул назад и скрылся в степях. Только Церковь знает о том, как молился русский православный народ Божией Матери, знает о шествии с Ее чудотворной иконой, главной нашей святыней, из города Владимира до Москвы в течение Успенского поста, и далее. Как по обеим сторонам дороги стоял народ на коленях, простирая руки к образу Божией Матери, и со слезами взывал: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» И когда икона прибыла на место сретения (где теперь Сретенский монастырь), в это самое время Тамерлану — бичу народов, который все сметал на своем пути, сжигая и истребляя, — было видение во сне. Высокая гора, с которой сходит некая лучезарная Жена в окружении молниевидных воинов и обращается Своим грозным ликом к Тамерлану, требуя от него отступить. Древние люди были более чуткими к таинственной стороне жизни. Какие бы ни были у них заблуждения, в большинстве своем они знали, что существует другой мир, и этот мир оказывает громадное влияние на все наши земные события. В страхе проснувшись, Тамерлан обратился к своим советникам, требуя объяснить ему, что значит это видение. Ему сказали, что светоносная Жена — Мать Христа Бога, Покровительница русского воинства, и, конечно же, ему следует внять этому предупреждению. Так он и сделал.

http://moral.ru/vladimirskaya/

Подробного сравнительно обзора Четвероевангелия в хронологическом порядке отдел второй II. Евангелие об общественном служении роду человеческому Господа Иисуса Христа а) Вступление в служение искупления, и дела Христовы до 1-й Пасхи 1. Проповедь и крещение Иоанна. Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, Как написано у пророков: се, Я посылаю вестника Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою ( Мал. 3:1 ). В те дни, В пятый-надесять год владычества Тиверия Кесаря, когда Понтий Пилат был правителем в Иудее, Ирод четверовластником в Галилее, Филипп, брат его, четверовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четверовластником в Авилинее, При первосвященниках Анне и Каиафе, пришел явился Креститель, – был глагол Божий к Иоанну сыну Захарии в пустыне. И он пошел по всей окрестности Иорданской, Крестя [в пустыне], и проповедуя в пустыне Иудейской Крещение покаяния для прощения грехов; и говоря: покайтесь, ибо близко царствие небесное. Ибо он тот, о котором предсказал пророк Исаия, Как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу; исправьте стези Ему; Всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да унизится; кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; 2. Одежда и пища Иоанна. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса, и кожаный пояс на чреслах своих (=и опоясывался кожаным поясом); а пища его была акриды и дикий мед [ел акриды и дикий мед]. 3. Стечение к нему народа для крещения. выходили к нему Иерусалим, и вся Иудея, вся Иудейская страна, и Иерусалимляне, и вся окрестность Иорданская, и крестились от него в Иордане исповедуя грехи свои. 4. Увещания его. а. Фарисеям и Саддукеям, равно как и народу. Увидев же [Иоанн] многих Фарисеев и Саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: Говорил [же] (и) приходившему креститься от него народу: Порождения эхиднины! кто вразумил вас бежать от наступающего гнева? Принесите же [плод достойный] плоды достойные покаяния; не мечтайте (μ δξητε)

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Покров Пресвятой Богородицы: что поется в этот день в храме Текст службы Покрова Пресвятой Богородицы. Для большего осмысления того, что поется в храме на службе, хорошо заранее ознакомиться с текстом богослужения. Многие берут текст службы с собой в храм, чтобы было удобнее следить за песнопениями праздника. 13 октября, 2006 Текст службы Покрова Пресвятой Богородицы. Для большего осмысления того, что поется в храме на службе, хорошо заранее ознакомиться с текстом богослужения. Многие берут текст службы с собой в храм, чтобы было удобнее следить за песнопениями праздника. Текст службы  Покрова Пресвятой Богородицы . Для большего осмысления того, что поется в храме на службе, хорошо заранее ознакомиться с текстом богослужения. Многие берут текст службы с собой в храм, чтобы было удобнее следить за песнопениями праздника. На Велицей вечерни, Блажен муж: антифон 1. Стихиры на 8, глас 1. Подобен: О дивное чудо! О великое заступление печальным еси, Богородице Чистая, скорая помощнице, спасение мира и утверждение, милости пучина, Божия мудрости источниче, миру покров, воспоем, вернии, светлый омофор Ея хваляще неизреченно: обрадованная радуйся, с Тобою Господь, подаяй миру Тобою велию милость. [Дважды.] Дивный прорече Исаиа: будет бо, рече, в последняя дни яве гора Господня, и дом Господень верху горы, увидехом же, Владычице, о Тебе истинное сбытие, горы бо и холми украсишася многоименитыми церквами Твоих праздников. Тем весело вопием Ти: обрадованная радуйся, с Тобою Господь, подаяй миру Тобою велию милость. О чудное украшение всем верным еси! Пророческое истинное сбытие, апостолом слава, и мучеником удобрение: девству похвала, и всему миру предивный покров: покрый, Владычице, омофором милости Твоея императора и вся люди, вопиющия: обрадованная радуйся, с Тобою Господь, подаяй миру Тобою велию милость. Ины стихиры, глас 4: Подобен: Яко добля: Яко богонасажденный рай, и место животнаго древа, напаяемо Духом Святым, Тебе, Богородице, сведуще, Творца всех рождшую, животным хлебом верныя питающа. Емуже о нас со Предтечею молися, честным омофором покрывающи императора и люди от всякия напасти. [Дважды.]

http://pravmir.ru/pokrov-presvyatoj-bogo...

Пятнадцатый день. Поучение 1 ое. Успение Пресвятыя Богородицы. (Средства, при помощи коих можно встретить смерть не со страхом, а с радостью). I. Высокоторжественный праздник Успения Пресвятыя Богородицы, к чествованию которого мы сегодня собрались сюда, по зову нашей любящей матери и мудрой воспитательницы – церкви, вызывает в уме христианина самые радостные надежды. Церковное предание рассказывает, что по вознесении Господа нашего Иисуса Христа на небо Пречистая Матерь Его с особенною любовию посещала те места близ Иерусалима, которые ознаменованы были молитвою, страданием и смертию Ея возлюбленного Божественного Сына. Гора Елеонская, Голгофа, вертоград, где было погребено тело Божественного мертвеца, сделались любимыми местами Ея молитв и излияний св. чувств Ея сердца. Долго и часто думала Она о Своей смерти и загробной жизни, часто даже молила Бога об ускорении Ея отшествия из здешняго мира. И вот однажды, во время молитвы Ея на горе Елеонской, к ней явился архангел Гавриил и предвозвестил время Ея кончины. Исполненная глубокой веры в будущую вечно-блаженную жизнь, Она приняла эту весть не со страхом и печалию, а с чувством живейшей радости и величайшей благодарности к Богу. И в предопределенное свыше время св. Дева, окруженная апостолами, которые со всех концев земли чудным образом были собраны в Иерусалим ко дню славного Ея успения, с радостию в сердце и молитвою на устах спокойно и безболезненно предала дух Свой Богу. Но пречистое тело Ея не видело истления: на третий день по Ея успении Она была воскрешена Богом к вечной блаженной жизни и в новом, прославленном теле вознесена на небо. В этом дивном переселении Ея в будущую славную жизнь апостолы убедились не только из того, что тела Ея на третий день уже не оказалось во гробе, но еще более из того, что в этот же день воскресшая Матерь Божия, сияющая славою небесною и окруженная ликами св. ангелов, вдруг предстала собранным в одном доме апостолам, обещав им Свое невидимое присутствие между ними и Свое матернее предстательство за мир; после сего Она скрылась из их глаз, наполнив сердца их и всех христиан неизъяснимою радостию и еще более укрепив их веру в воскресение мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Для православного церковного сознания Богоматерь — идеал человека. Вместе со Своим Сыном Она проходит земной путь от Вифлеемских яслей и до Голгофы. Стоя у Креста Спасителя, Она приемлет в Свою душу Его Крестные муки. Почитание Божией Матери — несомненно, самая характерная черта русского благочестия. Нет православного дома, в котором не было бы иконы Пресвятой Богородицы. Трогательные и проникновенные молитвословия к Пречистой Деве звучат не только в храме во время богослужения — к Заступнице и Скорой Помощнице обращаются православные люди во всякой скорби душевной. И особое произволение Царицы Небесной о судьбах нашего Отечества свидетельствуется всей историей России. Введение Четвертый Удел Пресвятой Богородицы Похвала женщин и слава женского пола — Пречистая Дева Мария — под своим Покровом хранит весь мир, особо слыша женскую и материнскую молитву… Божию Матерь почитают во всем мире, особенно в нашей стране, где так много Ее чудотворных образов. Мы верим, что над нашей страной особым образом простирается Покров и заступление Божией Матери, Пречистой и Пресвятой Девы Марии. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл В России чрезвычайно популярно сказание о четырех земных Уделах Пресвятой Богородицы. Перед тем как по завету Спасителя: Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари ( Мк.16:15 ), святые апостолы вышли на свой всемирный миссионерский подвиг, они бросили жребий для определения, кому и куда идти. Пресвятой Богородице при этом досталась земля Иверская (нынешняя Грузия). И Божия Матерь с радостью приняла этот первый Ее удел. Тем временем чудесно воскрешенный Господом Лазарь стал епископом Кипрским и очень хотел еще раз увидеть Матерь Божию, для чего прислал за Ней корабль. Но уже вблизи от Кипра сильным ветром судно было увлечено в другую сторону и пристало у берегов неведомой тогда страны. Пресвятая Богородица увидела в случившемся волю Божию и, прервав Свое путешествие, начала здесь Свою христианскую проповедь. Это и была Святая Гора Афон — второй Удел Богоматери на земле.

http://azbyka.ru/presvyataya-bogorodica-...

С. Девятова Скачать epub pdf Дивеевские старицы Краткая история Серафимо-Дивеевского монастыря Приблизительно около 1760 года прибыла в Киев вдова полковника Мельгунова Агафия Семеновна. Во Флоровском монастыре она приняла монашество с именем Александра. Господу было угодно возложить на нее обязанности первоосновательницы нового монастыря, об этом известила её Божия Матерь. (Матушка Александра однажды после долгого полунощного молитвенного бдения, будучи в легкой дремоте сподобилась видеть Пресвятую Богородицу.) Матушка Александра с благословения старцев Киево-Печерской Лавры отправилась странствовать по России. В селе Дивеево матушка Александра остановилась для отдыха у западной стены деревянной приходской церкви и задремала. В тонком сне она увидела Божию Матерь. Пресвятая Богородица сказала: «…Здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих. И Я всегда буду с тобою, и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете. Это – Четвертый Жребий Мой во вселенной…» (Первый Жребий – Иверия. Второй Жребий – Святая гора Афон. Третий Жребий – Киево-Печерский монастырь.) По совету Саровских старцев мать Александра поселилась в деревне Осиновка вблизи Дивеева. Сначала она благоустроила в Дивееве старинную деревянную церковь . В 1773–1780 годах на средства матушки Александры была сооружена каменная Казанская церковь с приделами во имя святителя Николая и первомученика архидиакона Стефана. С появлением Казанского храма началось становление монашеской жизни в Дивеево. В 1919 году монастырь был преобразован в артель, в 1927 году закрыт. В 80-е годы центром духовной жизни и паломничества в Дивеево стала келья схимонахини Маргариты (Лахтионовой). В 1991 году было обнародовано решение о возобновлении монастыря. Вечером 30 июля 1991 года у Святых ворот Серафимо-Дивеевской обители встречали крестный ход со св. мощами преп. Серафима . Великая святыня была возвращена Русской Православной Церкви 11 января 1991 года. Сбылось пророчество преп. Серафима: «…Тогда Дивеев будет диво, когда убогий Серафим ляжет в Сарове, а плоть свою перенесет в Дивеев». (В 1926 году Саровский монастырь был закрыт, честные мощи батюшки Серафима были увезены. В начале 1990-х годов во время инвентаризация запасников Музея истории религии и атеизма, который размещался в Казанском соборе в Петербурге, были найдены мощи преподобного Серафима.)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Саурово. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты В 1577 году здесь, на погосте в Вохонской волости, вотчине Троице-Сергиева монастыря, стояла деревянная церковь, " построенная исстари " , а " в церкви образа, и свечи, и колокола, и все строение мирское " . К началу 19 века деревянная церковь сильно обветшала, и в 1830 году " тщанием прихожан " была построена новая каменная церковь, с каменной колокольней. В теплой трапезе, в приделе с правой стороны находится престол во имя пророка Божия Илии, а в левой - во имя святителя Николая. Благоустройство храма продолжалось долгие годы, клировая ведомость за 1847 год свидетельствует: " Церковь настоящая не освящена, нет в ней лампад и клиросы еще не сделаны " . В приход церкви входили: крестьяне помещика Николая Гавриловича Рюмина; крестьяне деревень казенного ведомства: Демидове, Щекутово, Назарьево, Гридино, Городок, Ковригино, Курово, Улитино, Гора, Стремянниково, Мишутино, Корнево, Саурово. В середине 19 века при храме числилось четыре двора, в них проживало два десятка человек. В начале 20 в. церкви принадлежало: земли - 73 десятины; двухэтажный дом, в котором помещались церковно - приходская школа, квартиры строителей, учителя; часовня в деревне Мишутино; часовня в деревне Ковригино. На 1903 год приход церкви составлял 11 деревень с православным поселением 4,5 тысячи человек, не считая старообрядцев. Весной во время разлива Клязьмы, крестьяне добирались до церкви на лодках, которых имелось на этот случай в достаточном количестве. После Октябрьской революции храм не закрывался, прихожане его отстояли. Был арестован и расстрелян священник Сергий Владыченский, служивший с 1915 года; диакон Евгений Никольский и псаломщик Василий Озерецковский - погибли в лагерях. В 1930-х годах были сброшены колокола, богослужения продолжались. Во время войны служил священник Александр Померанцев. В настоящее время погост Уполозы - основное кладбище Павловского Посада, в церкви Рождества Богородицы совершаются Богослужения и все требы для прихожан поселения города и окрестных деревень. Храм, построенный по благословению Митрополита Филарета на средства помещика Рюмина и прихожан, многие годы благоустраивался при помощи жертвователей: крестьянина Шевелкина, фабрикантов Щукиных, Абрамовых, Алексеевых (из рода которых артист - К. С. Алексеев (Станиславский)). Церковь построена по проекту архитектора Шестакова, представляет собой величественное здание в стиле позднего классицизма. Издалека видна высокая стройная колокольня - венчающаяся небольшим куполом со шпилем, который заканчивается крестом.

http://sobory.ru/article/?object=00570

Святаго мученика и архидиакона Евпла НА ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры праздника, глас 1. Подобен: Небесных чинов: Иже с Моисеом глаголавый древле/на горе Синайстей образы, глаголя:/Аз есмь Бог Сый;/ днесь же на горе Фаворстей преобразися,/началообразное показуя, лучами облистаяся./Темже, Христе, величаю Твою силу. Поемь особь Твоя, Христе, ученики,/Петра, Иакова и Иоанна,/волею на гору сих возвел еси,/чудо страшное показав/и нестерпимое Божественнаго пришествия Твоего издалеча/присносущное благолепие. Твоего, Христе, пришествия непостижимаго/трепетни бывше апостоли древле,/ниц на землю падше,/Божественней Твоей дивляхуся силе:/солнца просияв светлее, Блаже,/неизреченною силою Твоею. Ины стихиры святаго, глас 4. Подобен: Дал еси знамение: Добре прешел еси страдания пучину,/благоплавав, пребогате, дыхании Духа,/и в тихое пристанище устремился еси Царствия Божия,/в немже болезней твоих возмездие богатно восприял еси/и со Ангелы предстоиши Владыце твари,/венценосче блаженне. В порфиру, от крове обагрену твоея, одеян, славне,/и победы венцем живоначальною рукою увязен,/на Небесех живеши, сцарствуя Всещедрому./Темже тя ублажаем,/яко истинна мученика, и Слова служителя,/и веры утверждение. Евпл чудный,/таин служитель Владычних быв,/яко овча незлобиво, себе самаго приведе,/посечен быв мечем,/благовонно приношение/и агня Божественное быв./того убо ублажаем,/священное его страдание священно празднующе,/мучениколюбцы, днесь. Слава, и ныне, глас тойже: Гора, яже иногда мрачна и дымна,/ныне же честна и свята есть,/на нейже нозе Твои стоясте, Господи,/превечное бо сокровенное таинство/напоследок явлено сотвори,/страшное Твое преображение,/Петру, и Иоанну, и Иакову./иже, такова сияния лица Твоего не терпяще/и светлости риз Твоих,/ниц на лице земли покрывахуся,/иже и ужасом одержими, дивляхуся,/видяще Моисея и Илию, глаголюща с Тобою,/хотящая приключитися Тебе;/и глас от Отца свидетельствоваше, глаголя:/Сей есть Сын Мой возлюбленный,/о Немже благоизволих,/Того послушайте,/Иже и дарует мирови велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf 12.07 Служба преподобному Паисию Святогорцу Утверждено Священным Синодом Русской Православной Церкви 8 декабря 2020 года (журнал 99). Месяца июня в 29-й день Преподобнаго Паисия Святогорца На малей вечерни На Г осподи, воззвах: стихиры, глас 4. Подобен: Д ал еси знамение: Отче Паисие досточудне,/знаменьми воистинну чудес твоих/в последняя времена явился еси/веси Фарасския древо многоплодное,/родителей твоих похвала,/столп воздержания,/Афона и всея Церкве слава./Темже верных собрания/пении по долгу благохвалят житие твое. Отче Паисие богоблаженне,/града Коницы украшение,/пламенную любовь от юности ко Господу имея,/житии святых и преподобных отец назидался еси/и, во благочестия наставники тех избрав,/ученик верный и последователь твердый/воздержания и постничества был еси. Отче Паисие священне,/помыслы лютаго сопротивника отверг,/чистейший молниезрачный образ Христа/в сердце твоем приял еси./Темже, безбожия помышления разгоняя,/истины догматы и богатство веры/ныне концем земли проповедуеши. Отче Паисие преподобне,/вышнее Троицы действо издетска стяжав,/благодать пощения приял еси/и, любовь велию ко святым имея,/младенческая вся отвергл еси,/движа ко изумлению вся сродники и домашния твоя,/прообразуя тако, святе, путь жития твоего. Слава, глас 2: Неустанныя подвиги твоя, богоносе Паисие,/яко ясныя образы подражания и спасения вси познахом:/страстей бо всяческая востания победив,/во времена последняя яко солнце возшел еси/на горе Афонстей и во инех странах,/просвещая твоими чудесы и наставлении./Темже в молитвах не престай,/ума нашего мрак греховный разгнати,/да познаем вси велию милость. И ныне, Богородичен: Все упование мое на Тя возлагаю,/Мати Божия,/сохрани мя под кровом Твоим. На стиховне стихиры, глас 2. Подобен: Д оме Евфрафов: Коница и Синай,/и гора Афонская,/ликуют и хвалятся/божественною памятию твоею,/отче Паисие. Стих: Восхвалятся преподобнии во славе/и возрадуются на ложах своих. Гробу твоему честному,/отче Паисие,/с верою множества покланяются,/надеющеся прияти/благодать твою, славне.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010