Вопреки запретам, уже в начале 1950-х гг. некоторые русины-лемки стали нелегально возвращаться на свою историческую родину в северные Карпаты, выкупая свои дома у новых владельцев-поляков. По некоторым данным, к началу 1980-х гг. около 10.000 лемков смогло вернуться на территорию Лемковины (Magocsi 2006: 98). В период социализма в Польше, где отрицалось существование отдельного русинского народа, а все русины были объявлены украинцами, русины-лемки были лишены возможности использовать свой традиционный этноним и развивать собственную культуру. Только c изменением политической ситуации в Польше в конце 1980-х гг. русины-лемки получили, наконец, возможность заявить о себе как об особом восточнославянском народе, отличном от украинцев. Весной 1989 г. в Легнице было зарегистрировано Общество лемков, объединившее лемковское население на всей территории Польши. Наряду с активной культурно-просветительной деятельностью, направленной на возрождение традиционной лемковской культуры и системы ценностей, Общество лемков затрагивает наиболее болезненные для лемков и неприятные для польского общественного мнения политические проблемы, выступая с осуждением акции «Висла» и поднимая вопрос о компенсации за собственность, которую лемки потеряли в ходе депортации 1947 г. Значительная часть интеллигенции русинов-лемков в настоящее время выступает с позиций единства всех восточных славян и общерусской цивилизационной общности, продолжая оставаться, таким образом, западным рубежом Русского мира. ЛИТЕРАТУРА Лемкин И.Ф. История Лемковины. Юнкерс, Нью-Йорк, 1969. Русь. 3 ноября 1921. 2-3. Филевич И.П. Очерк Карпатской территории и населения//Журнал Министерства Народного Просвещения. Санкт-Петербург, 1895. Талергофский альманах. Львов, 1930. Akcja „Wisa”. Dokumenty. Opracowa Eugeniusz Misio. Warszawa, 1993. Bratislava. asopis uené spolenosti Šafaíkovy. 1931. Ro. 5. íslo 3. Encyclopedia of Rusyn History and Culture. Revised and Expanded Edition. Edited by Paul Robert Magocsi and Ivan Pop. University of Toronto Press, 2005.

http://ruskline.ru/opp/2023/08/28/operac...

А в Соединенных Штатах он оплакивает победу промышленного, более буржуазного и более эгалитарно-демократического Севера над помещичьим, рабовладельческим и аристократическим Югом... 741 Леонтьев разоблачает и русский национализм – не буржуазный уже, а консервативный. Он утверждает, что до польского восстания в 1863 г. «и Польша, и Россия, обе внутренними порядками своими гораздо менее были похожи на современную им Европу, чем они обе стали после своей борьбы за национальность». В этой и в других статьях он осуждает (хотя и не всегда явно) русификацию Польши, балтийских провинций и сожалеет, что русское общество поддерживает националистическую политику правительства и тем самым служит «все тому же космополитическому всепретворению " 742 . Об обезличивающем национализме на Балканах Леонтьев постоянно твердил и в 70-е гг. Опять нападает он и на славянофилов: их национализм тоже обманчивый, они тоже служат обезличивающему прогрессу... Он заявляет: «Нужно теперь не славяполюбие, славянотворчество, славяпоособие. Вот что нужно теперь» 743 . И надо понимать: все это возможно в новой византийской империи со столицей в Царьграде, который должен объединить всех православных – и греков, и славян. Но, как мы уже знаем, он сам плохо верил в эту эффектную декларацию славянотворчества, даже в том случае, если внести в нее принудительный социализм и (по замыслу Вл. Соловьева) объединить римского папу с русским царем! Свою ненависть к либерально-буржуазному национализму, который все национальное обезличивает, убивает, Леонтьев ярче всего выразил в своем знаменитом риторическом вопросе: «...ибо не ужасно ли и не обидно ли было бы думать, что Моисей всходил на Синай, что эллины строили свои изящные акрополи, римляне вели Пунические войны, что гениальный красавец Александр в пернатом каком-нибудь шлеме переходил Граник и бился под Арбеллами, что апостолы проповедовали, мученики страдали, поэты пели, живописцы писали и рыцари блистали на турнирах для того только, чтобы французский, немецкий или русский буржуа в безобразной и комической своей одежде благодушествовал бы «индивидуально» и «коллективно» на развалинах всего этого прошлого величия?..

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Острота проблемы с течением лет не уменьшается, а, напротив, лишь возрастает. При социализме о событиях на Волыни говорить и писать было не принято, но после 1989 г. в Польше были опубликованы десятки статей, книг и сборников документов, посвященных данной проблематике. Суть событий состоит в следующем: в 1943-1945 гг. на территории Волыни и Восточной Галиции украинскими националистами было уничтожено несколько десятков тысяч поляков. По оценкам одного из наиболее авторитетных исследователей проблемы, польского историка Г. Мотыки, число жертв среди польского населения достигало 100 тысяч человек [Мотыга, 2014, с. 274]. Люди уничтожалось с поразительной жестокостью1; в основном орудиями убийства служили топоры, вилы, серпы, пилы, убийцы не жалели ни женщин, ни стариков, ни детей. Эти трагические события получили название " Волынская резня " 2. 1. Исследователь проблемы Ева Семашко отмечает, что палачи польского парода проявляли особую жестокость, давая выход своим садистским склонностям [Siemaszko, 2016, s. 8]. 2. Слово " резня " , как отмечается исследователями данной проблемы, представляется не совсем адекватным, так как это был не стихийный порыв, а целенаправленная и организованная акция по уничтожению польского населения региона. Один из идеологов украинского национализма М. Колодзинский еще до 1939 г. писал о необходимости покончить с польскими претензиями на украинские земли. " Польский элемент, который окажет сопротивление, должен погибнуть... остальных следует терроризировать и вынудить переселиться за Вислу... По отношению к враждебному элементу следует действовать с такой жестокостью... чтобы еще десятое поколение боялось бы даже посмотреть в сторону Украины... " (цит. по: [Motyka, 2015, s. 126-127]). Хотя ничто не может служить оправданием страшной трагедии, но для лучшего понимания случившегося представляется целесообразным хотя бы приоткрыть некоторые страницы прошлого. В XVI в. в состав польского государства вошла значительная территория Киевской Руси. В XVII в. по отношению к киевскому и брацлавскому воеводствам стал употребляться термин Украина, который в XVIII в. распространился и на другие восточные территории Речи Посполитой. В результате разделов значительная часть Украины оказалась во владении России и Австро-Венгрии. В XIX в. украинцы – это в основном крестьяне, господствующий класс был представлен поляками в Галиции, венграми в закарпатской Руси и румынами в Буковине. В XIX в. разворачивается процесс формирования национального самосознания украинцев, центром культурной и национальной жизни украинцев становится Галиция.

http://religare.ru/2_121569.html

«Правмир» ). — В Познани ты в итоге побывала? — Я поступила на польское отделение экономфака летом 1981-м года. 13 декабря 1981-го года в Польше ввели военное положение . И уже никакой ярмарки в Познани мне не светило. Через два года меня выпустили в ГДР в составе группы студентов экономического факультета на производственно-ознакомительную практику. Мы ехали через Польшу, но нам не разрешали открывать окна и выходить на перрон ни в Варшаве, ни в Познани. При этом в Варшаве поезд стоял 40 минут на главном вокзале, который стоит аккурат в конце Иерузолимске аллеи, главной улицы города... А я же знала по учебникам всю географию Варшавы, я с закрытыми глазами там бы сориентировалась! Но нас не выпустили. Это был уже 1984 год. До конца социализма оставалось совсем чуть-чуть. Через год, спасибо Михаилу Сергеевичу Горбачеву, наступит перестройка. И когда в 1986 году я получу диплом с надписью «преподаватель политэкономии», у меня не будет необходимости работать по этой специальности ни секунды. И я с радостью этой возможностью воспользуюсь! Тем более, что довольно хитрым образом за годы своего обучения я умудрилась так ни разу и не открыть «Капитал» и не прочесть его. — А Библию ты читала? — Нет. У меня нет в этом внутренней потребности. Я, как тебе говорила, читаю Меня. Слава Богу, он довольно подробно написал обо всем что есть в Ветхом Завете, что есть в Новом Завете. Его книга «Сын человеческий» написана человеческим языком. Я ее с удовольствием прочитала. Понимаешь, я не говорю, что я никогда не прочитаю Библию, всякое может произойти, любой поворот. Хотя Ветхий Завет, наверное, никогда читать не буду. А вот «Историю религии» Меня про Ветхий Завет и всех этих пророков прочитала с огромным интересом, даже закладочки сделала, чтобы потом пересмотреть все тематические художественные произведения, что есть в мировых музеях (благо, теперь это можно сделать электронным способом). Мне страшно нравится, что в меневском описании все ветхозаветные пророки описаны как кто-то, кто на шаг или полшага приближается к тому пониманию любви, о каком в Нагорной проповеди говорит Иисус.

http://pravmir.ru/creative/irina-yasina-...

Точно известно число православных монастырей на присоединенных землях – 64 с 5100 насельниками, в том числе в Бессарабии – 25, в Западной Украине – 19, Белоруссии – 14, Латвии – 1, Литве – 3, Эстонии – 2. 263 Численность же приходов установить сложнее. В архивных документах имеются сведения об их количестве в Западной Белоруссии – 749, Бессарабии – 893, Латвии – 164, Эстонии – 164, Литве – 72, однако относительно Западной Украины и Северной Буковины они отсутствуют. Известно лишь, что общее число формально зарегистрированных православных приходов на Украине за конец 1938 – середину 1940 гг. выросло с 3903 до 5181, то есть на 1278. 264 Переставшие функционировать религиозные общества в данной республике в тот период с регистрации почти не снимали и цифра примерно в 1300 новых украинских приходов представляется наиболее верной. В работах западных историков можно встретить явно ошибочное утверждение, что на присоединенной территории Польши находилось около 1200 православных церквей (и украинских, и белорусских). Тот же В.И. Алексеев в другом месте своей книги пишет, что на Волыни (Западная Украина) в годы войны действовало свыше 600 храмов только Автономной Украинской Церкви. Впрочем он занижает и численность православных приходов на других присоединенных землях, например, в Прибалтике – до 300. 265 Таким образом общее количество действующих православных церквей в СССР увеличилось за счет территориальных приобретений на 3350. Особо следует отметить большое количество богословских учебных заведений. В Эстонии имелась Духовная семинария в Печорах и православный богословский факультет в Дерптском университете, в Латвии – Духовная семинария в Риге и православная секция при протестантском факультете Рижского университета. В Бессарабии была Духовная семинария в Кишиневе, а в Северной Буковине Духовная семинария в Черновцах. Наконец, на бывшей польской территории существовали две Духовные семинарии – Кременецкая и Виленская (хотя они в связи с проводившейся тогда в Польше общей школьной реформой, находились уже в стадии ликвидации), а также две постоянные псаломницкие школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Также авторы часто употребляют термин «этнонационализм». Прекрасно зная, что наряду с лозунгами расовой чистоты украинские «этнонационалисты», кормящиеся с руки олигархов, активно используют «антиолигархические», «социалистические» лозунги (разумеется, в защиту расово чистых украинцев). Так что же ваньку валять и прикрываться эвфемизмами? Термины «национал-социализм» и «нацисты» будут здесь гораздо уместнее. Да, признавать победу нацизма, а также вспоминать свой энтузиазм четырехгодичной давности совсем не хочется. Потому что в этом случае придется признать, что Крым и Донбасс разглядели нацизм в зародыше, раньше вас, таких умных и образованных. Придется признать свою тупость и подлость. Да-да, подлость. Потому что четыре года назад вы понимали, что к власти рвутся нацисты, морщились, но надеялись, что сможете попользовать их и выкинуть. Впрочем, вы и привели их к власти. Технология вербовки в тоталитарные секты на самом деле проста. Главное, затащить жертву на неделю-другую на «семинар», в «молодежный лагерь», на «тренинг, гарантирующий высокооплачиваемое трудоустройство» и т. п., где обеспечивается ежедневное многочасовое «погружение» в океан захватывающей информации о доступном с завтрашнего дня счастье и решении всех проблем. Важнейшее условие: мозг жертвы не должен ни секунды оставаться без внимания, пытаться самостоятельно анализировать обнаруженные противоречия, сомневаться, сопротивляться источнику информации. А вал информации о грядущем счастье только нарастает. И тогда мозг находит единственное спасение: сдаться и поверить на слово. Четыре года назад вы превратили в полигон вербовки всю Украину и в потоке лжи, охмуряющем сограждан, громко звучали и ваши голоса. Сегодня нацисты пользуют вас. Но, похоже, уже готовы выкинуть. План утащить «в Европу» всю Украину явно провалился: и экономически, и политически. Галичане перешли к плану «Б» - уйти в одиночку. Вот и всё. Рассуждения о том, что нацистской Галиции в Европе не найдется места, весьма спорны. Чуточка внешнего лоска - и галицийский национализм может стать не менее «респектабельным», чем, например, польский. С которым Европа мирится, хоть и морщится.

http://ruskline.ru/opp/2017/oktyabr/10/g...

В Восточной Европе праздник 9 (8) мая сохранился только в Польше, Чехии, Словакии, Сербии и Сербской Боснии. В западнославянских странах отменять его было бы совсем уж антиисторично. Ведь лишь благодаря той Победе Польша и Словакия имеют нынешнюю государственную территорию. Польша на одну пятую приросла Германией, в том числе теми её частями, которые никогда прежде в состав Польши не входили, а Словакия (хотя формально была союзником Гитлера, но искупила своё поведение антифашистским восстанием 1944 года, в котором участвовала регулярная словацкая армия) возвратила себе земли, оккупированные в 1938 году Венгрией. Чехия же обрела однородный национальный состав, получив возможность избавиться от судетских немцев. Но трактовка этого праздника совсем другая, чем при социализме. В Польше при этом любят вспоминать о Катыни (после 1991 года наши историки некритично восприняли гитлеровскую версию о том, что польские офицеры были расстреляны там советским НКВД, и это даже получило оформление в виде политически ангажированного акта российской правительственной комиссии) и о Варшавском восстании. Правда, забывают, что Армия Крайова почему-то вела партизанские действия против советских войск. А в Чехии многие считают, что решающую роль в освобождении их страны от немцев сыграли американцы. Для сербов это, по понятным причинам, день всенародного торжества. А хорваты и боснийские мусульмане были в большинстве своём искренними союзниками Гитлера. В 90-е годы, после обретения независимости, они, конечно же, отменили День Победы (несмотря на то, что Тито был хорватом). Хорватия продержалась дольше Германии: армия Тито вступила в Загреб 8 мая, а остатки хорватской армии сдались англичанам и американцам только 15 мая… Не только в Венгрии – верном союзнике Гитлера, но и в Румынии, формально закончившей войну на стороне антигитлеровской коалиции, нет теперь праздника Победы. Это неудивительно. Но точно также обстоит дело и в Болгарии, не воевавшей против СССР и ставшей формальным победителем во Второй мировой войне. Благодаря приходу к власти в Болгарии просоветских сил Сталин сохранил за Болгарией те земли (Южную Добруджу), которые она отторгла от Румынии в 1940 году благодаря посредничеству Гитлера. Но ныне правящие круги Болгарии сожалеют, что в результате той Победы Болгария потеряла Македонию, которую ей позволил оккупировать Гитлер в 1941 году при разделе Югославии.

http://pravoslavie.ru/36720.html

Власти Лейпцига оперативно восстановили разрушенные вандалами надгробья на могилах советских воинов 8 мая 2006 г. 16:20 В ночь на 4 мая на воинском кладбище в «Остфридхоф» в Лейпциге были разрушены надгробья на могилах советских солдат, павших в Великой Отечественной войне. В связи с инцидентом вскоре после совершения акта вандализма c заявлением выступил официальный представитель МИД России Михаил Камынин: «В Москве с возмущением узнали об осквернении неизвестными лицами кладбища советских воинов в Лейпциге», — сказал он. По словам Камынина, особенно цинично, что «этот вопиющий акт вандализма совершен накануне отмечаемого во всем мире, в том числе в Германии, Дня Победы над нацизмом и освобождения народов Европы». «Представителю посольства ФРГ в Москве было заявлено, что мы ожидаем от германских властей решительных действий по недопущению впредь подобных преступлений, возмещению ущерба, усилению охраны наших воинских мемориалов, поиску и наказанию виновных», — сказал дипломат. Официальный представитель МИД России в то же время отметил оперативность действий германских властей в связи с инцидентом. Власти Лейпцига уже восстановили разрушенные вандалами надгробья. Об этом РИА «Новости» сообщили в секретариате обербургомистра Лейпцига Буркхарда Юнга. Как отметил собеседник агентства, акт вандализма на втором по величине общественном кладбище, где в основном покоятся жертвы второй мировой войны (бывшие принудительные рабочие разных национальностей, а также советские солдаты), «вызвало возмущение и озабоченность городских властей и общественности». Полиция, по его словам, ведет расследование по факту «нанесения ущерба общественному имуществу в размере 20 тысяч евро (три надгробия на могилах советских воинов были разбиты, еще 184 - вывернуты из цоколей, но не повреждены). По российско-германскому соглашению, уход за могилами павших во второй мировой войне советских солдат на территории Германии осуществляют коммунальные власти тех населенных пунктов, где они расположены, они же несут ответственность за их сохранность. Власти Лейпцига, как подчеркнул представитель секретариата, 8 мая также отмечают окончание второй мировой войны возложением цветов и венков на «Остфиридхоф» в присутствии членов здешних зарубежных консульств и представителей организаций жертв национал-социализма. «Остфиридхоф» существует с 1879 года. Во время второй мировой войны здесь сформировалось несколько отдельных мемориальных зон - помимо «рощи памяти павших советских воинов» здесь также расположены отдельные и братские захоронения угнанных на принудительные работы в Германию представителей различных наций, польский и итальянский памятники жертвам войны, могилы расстрелянных дезертиров из германского вермахта. Каждый год 8 мая здесь в «роще памяти павших советских воинов» традиционно проходит возложение венков российскими дипломатами. РИА «Новости» /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/110682.htm...

Закрыть itemscope itemtype="" > «События в Белоруссии – тренировка предстоящих протестов в России…» Беседа с известным болгарским историком 25.10.2020 706 Время на чтение 9 минут – Скажите, есть ли, на ваш взгляд, параллель между протестами в Софии и Минске? Чего здесь больше: сходства или различий? – Если можно определить общее, то это – протест как симптом и как инструмент ползучей дестабилизации, катализированной и ковидизированной в течение этого странного года. Но если конкретно, то в Софии и в Минске протест проходит по-разному. – Каково ваше прочтение происходящего в Белоруссии? В последние месяцы внимание сфокусировано на Минске, пишутся аналитические обзоры, высказываются различные точки зрения. – Интерес к Белоруссии оправдан, потому что происходящее там является репетицией – «цветной» тренировкой предстоящих протестных перфомансов в России... До августа Белоруссия была примером стабильности, этакой «анти-Украины», постсоветского государства с успешной многовекторной политикой (уже – неуспешной) и с экономикой, защищенной от приватизации. То есть это был прагматичный постсоветский социализм, все еще успешный и уникальный пример для постсоветского пространства. Одна из целей протеста – «правильная народная приватизация» плюс предотвращение возведения белорусской атомной электростанции, которая, однако, была введена в эксплуатацию вскоре после избрания Лукашенко . С экономической точки зрения требования протеста суицидальны, зато они очень модные – «свобода, Санчо!». – Есть ли геополитические интересы, управляющие протестами? – С геополитической точки зрения минский протест стремится вывести Белоруссию из орбиты России, конкретнее – расторгнуть союзный договор, что было целью оппозиции еще до выборов. Действующие лица первой линии, авансцены – соседи Минска: Польша, Украина и Литва, чьи министры иностранных дел в канун президентских выборов в Белоруссии подписали Люблинский договор (28 июля 2020 г.) или «Люблинский треугольник». Символичный акт, напоминающий о Люблинской унии (1569 г.), объединившей Королевство Польское с Великим княжеством Литовским в Речь Посполитую, - тонкий намек на принадлежность Белоруссии Польше, как считает Варшава. Это могло бы быть лишь символичным форматом партнерства, если бы не гиперактивное польское вмешательство в минские протесты против Лукашенко. Польский телеграмм-канал «Nexta» координирует каждый шаг протестующих, которые получают ежедневные подробные инструкции о маршруте, необходимом реквизите, примерных лозунгах, дресс-коде и прочих деталях, представляющихся внешнему наблюдателю спонтанными, но являющимися, по сути, плодом дисциплины. Последнее у нас трудно достижимо (да здравствуют Балканы!).

http://ruskline.ru/opp/2020/10/25/sobyti...

      На следующий день Фриц, не ожидая от нас напоминания о " разматывании " , сам начал продолжать прерванный ночью разговор. Оказалось, что Фриц вместе с женой своей, после всех помпезных встреч на польско-советской границе с оркестром музыки и речами представителей Коминтерна, были сперва направлены в Москву, где в гостинице две недели отдыхали, окруженные подчеркнутым вниманием и уходом. Затем им предложили принять советское подданство.       С советскими паспортами Фриц и его жена были направлены в Ростовский " Сельмаш " на работу слесарями. Здесь они и начали строить социализм.       Через год у них родился мальчик, а еще через год он умер от физического истощения и голода. Жена Фрица тоже опухла и сам Фриц еле-еле передвигал ноги.       Северо-кавказский край, вместе с городом Ростовом, корчился в страшных тисках голода. Украина и Кубань вымирали, а наш берлинец продолжал бодриться и писал своим швейцарским друзьям в Женеву, что в России никакого голода нет, что всё это враки буржуазной и фашистской прессы, - а он, Фриц, бывший немец, а теперь " гордый строитель социализма в одной стране " , чувствует себя прекрасно, и благословляет тот день, когда он впервые ступил своей ногой на священную землю СССР.       Друзья из Женевы еще раз запросили Фрица о голоде и людоедстве в России, но их ростовский друг этого письма не мог получить, т.к. оно " задержалось " в НКВД и было подшито к делу Фрица.       А дальше дела пошли, как на экране. Фриц был арестован и посажен в одиночную камеру в нижнем подвале нашей тюрьмы, где его продержали около двух месяцев, вызывая по ночам на перекрестные допросы, которые продолжались по 6-8 часов. Переписку его с заграницей рассматривали, как зашифрованные шпионские информации о Советском Союзе, а его - Фрица, как ловко законспирированного агента гестапо.       Не добившись от арестованного " признания " , чекисты решили испытать его при помощи свободы. Фрица внезапно вывели из подвала и сказали ему, что он свободен.       Через некоторое время бывший берлинец был уже у себя на квартире, делясь с подругой своей всем пережитым. Жена плакала от горя и радости.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010