10. Исаак I (390–440) 11. Иосиф I (441–452) 12. Мелите (452–457) 13. Моисей I (457–464) 14. Кют (465–474) 15. Христофор I (475–479) 16. Иоанн I Мандакуни (480–486) 17. Пабкен (487–491) 18. Самуил (492–501) 19. Муше (502–509) 20. Исаак II (510–515) 21. Христофор II (515–521) 22. Леонтий (521–523) 23. Нерсес II (524–532) 24. Иоанн II (533–550) 25. Моисей II (551–593) 26. Авраам I (594–616) 27. Комитас (617–624) 28. Христофор III (625–628) 29. Езрас (628–639) 30. Нерсес III (640–660) 31. Анастасий (661–666) 32. Израиль (667–676) 33. Исаак III (677–702) 34. Илия (703–717) 35. Иоанн IV (718–728) 36. Давид I (729–740) 37. Тиридат I (741–763) 38. Тиридат II (764–766) 39. Сион (767–774) 40. Исаия (775–787) 41. Стефан I (788–790) 42. Иоанн (790) 43. Соломон (791) 44. Георгий I (792–794) 45. Иосиф II (795–805) 46. Давид II (806–832) 47. Иоанн V (833–854) 48. Захарий I. 855–875) Oriens Christ. I, pag. 1340–1342. История первобытной хр. Церкви у Славян, Мацеевского, в русск. перев., стр. 133 и 134. Самую реку Аракс один историк (Шере-Феддин в истор. Тимур-Бека I, 391 и 392) называет Урус, Орус, а туземцы армяне зовут ее Эрасх. Это племя Рос, по замечанию Ассемани, могло получить свое имя от сирийского Rosc голова, вершина; потому что оно обитало на одной из горных вершин у Аракса (Calendar. Eccles. Slavic., I, 235, Rom.). Маяк 1843, том. XII, кн. 23. Материалы для Славянских древностей, стр. 12. Множество народных имен, сходных с именем нашей России или Руссии, приводит Морошкин в своих Историко-критич. исследован. о Руссах и Славянах, отд. II; также Бутков в Обороне летописи Несторовой, стр. 313. Как то: Бароний (Annal. Eccles. VII, pag. 722–723), Кулчинский (in Specim. Eccl. Ruthemicae), Бергий (Concil., edit. Paris 1644, tom. III, pag. 223) и другие. Calendaria Eccl. Slavicae, Assemani, I, pag. 234; Comment. Acad. Scient. Imper. Petropolitanae, VIII, pag. 392–393, Petrop. 1736. По известиям армянским. См. выше примеч. 254. По известиям писателей греческих; а грузинские не называют Нины пленницею, хотя в церковных песнях грузинских она называется сим именем.

http://sedmitza.ru/lib/text/435780/

Прежде всего нужно отметить, что христианская церковь встретила шестой век при самых тяжелых и несчастных обстоятельствах: кафолическое единение церкви, дотоле свято соблюдавшееся, было нарушено разделением между западной и восточной ее половинами. Разделившиеся церкви прекратили взаимное общение, а главные их представители, римский папа на западе и константинопольский патриарх на востоке, анафематствовали и перестали поминать друг друга при совершении св. Евхаристии, (вычеркнули имена друг друга из диптихов). При встрече с таким прискорбным явлением сам собою напрашивается вопрос: какие же причины вызвали эту церковную схизму, чему она обязана своим возникновением? Чтобы ответить на этот сложный вопрос нужно припомнить вкратце весь ход событий, начиная с Халкидонского собора. Не смотря на то, что этот собор был одним из многочисленных, по своему составу, что все дело на нем велось в духе свободы и крайней осторожности 16 , что определение его было принято всеми участниками единодушно и единогласно при общем ликовании, не смотря на все это, тотчас же после собора сначала в Палестине, а потом в Египте и так далее Халкидонский собор стали отвергать, как вселенский, и его догмат стали трактовать, как ересь, новое несторианство. Причина особенного распространения и дальнейшего усиления этого зла зависела, с одной стороны, от нетвердости религиозных убеждений у представителей высшей духовной власти – епископов 17 , а также у монахов, игравших тогда самую выдающуюся роль в религиозно-церковной жизни, с другой стороны, от изменчивой церковной политики светской власти, которая имела такое доминирующее значение вообще в восточной церкви. В самом деле, после кратковременного царствования ими. Маркиана (450 457) вступил на престол византийский Лев I (457474), который, хотя сам все время держался определений Халкидонского собора и считал его вселенским, но не мог тем повлиять на развитие антихалкидонского движения. Это движение выросло в грозную силу, так что он должен был произвести опрос епископов, относительно законности Халкидонского собора и православности его догматического определение. Правда, почти все епископы высказались в утвердительном смысле, но император не мог не сознавать, что эти ответы не были вполне искренними. Дальнейший ход событий доказал это с несомненностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

273 И именно армян главным образом обличают: 1) Как феопасхитов, основываясь на употребляемом ими прибавлении в Трисвятой песни распныйся за ны или пострадавый за нас. Но армяне отвечают, что, употребляя эти прибавление только в Великий Пяток и по прочим пяткам, также в праздники крестопоклонные, они относят в сем случае всю Трисвятую песнь к единому Христу, воплощенному Слову, и что потому-то они и изменяют это прибавление, судя по различию праздников; например, в праздник Рождества Христова поют: Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, явивыйся нам, помилуй нас, в Великую Субботу: погревшийся за ны, в день Воскресения и Господские праздники: воскресый из мертвых, в день Вознесения: вознесыйся со славою ко Отцу, в день Успения Богородицы: пришедый ко преставлению Матери твоея и Девы и проч. Равно как относят иногда всю Трисвятую песнь к одному Святому Духу, воспевая ее, например, в день Пятидесятницы с прибавлением: пришедый и опочивый на Апостолах (в том же Исповед. Армян. Церкви. С. 73–75 (45)). 2) Как монофелитов. Но и это совершенно несправедливо, как прекрасно доказал знаменитый Армянский патриарх Нерсес Клаенский (ок. 1170 г.) в послании к греческому императору Мануилу, и заблуждение монофелитов армяне прямо называют гнусною ересию (там же. С. 11 (45)). 3) Как иконоборцев. Но редко у кого можно находить столько икон, сколько в церквах и жилищах армянских, где воздается иконам полное подобающее чествование поклонением, лобызанием, возжжением пред ними свечей и курением фимиама. Не упоминаем о некоторых других менее важных заблуждениях в вере, в которых также укоряют армян издревле. В обрядности Церковь Армянская, при большом сходстве с православною, имеет и свои особенности... 274 Имена армянских католикосов, бывших в рассматриваемый нами период времени, суть следующие: 1. Святой Григорий просветитель Армении 302–332 2. Аристакес 332–339 3. Вартанес 340–355 4. Усик 356–361 5. Барсег 362–364 6. Нерсес I 364–383 7. Саак 384–385 8. Завен 385–386 9. Астаракес 387–389 10. Исаак I 390–440 11. Иосиф I 441–452 12. Мелите 452–457 13. Моисей I 457–464 14. Гют 465–474 15. Христофор 475–479 16. Иоанн I Мандакуни 480–486 17. Бабкен 487–491 18. Самуил 492–501 19. Муше 502–509 20. Исаак II 510–515 21. Христофор II 515–521 22. Леонтий 521–523 23. Нерсес II 524–532 24. Иоанн II 533–550 25. Моисей II 551–593 26. Авраам I 594–616 27. Комитас 617–624 28. Христофор III 625–628 29. Езр 628–639 30 Нерсес 640–660 31. Анастасий 661–666 32. Израиль 667–676 33. Исаак III 677–702 34. Илия 703–717 35. Иоанн III 718–728 36. Давид I 729–740 37. Тиридат I 741–763 38. Тиридат II 764–766 39. Сион 767–774 40. Исаия 775–787 41. Стефан 788–790 42. Иоанн IV 790 43. Соломон 791 44. Георгий I 792–794 45. Иосиф II 795–805 46. Давид II 806–832 47. Иоанн V 833–854 48. Захарий I 855–875

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

АННА Васильевна Шашкина (1888-1939), мц. (пам. 28 апр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АННА (963 - ок. 1012 г.), жена киевского кн. св. равноап. Владимира Святославича, дочь визант. имп. Романа II 456-457 АННА ВИРОВСКАЯ (Потто Анна Александровна; 1865-1903), игум., основательница Вировского во имя Всемилостивого Спаса мон-ря 457-458 458-461 461-463 АННА КОМНИНА (1083-ок. 1153 или 1154 г.), дочь визант. имп. Алексея I Комнина, жена кесаря Никифора Вриенния (мл.) 463-464 464-465 465-466 466-467 467-468 468-469 АННУРИАНСКИЙ РАСКОЛ (Аннорианский, Толлиурский), разделение в среде инд. христиан-яковитов, возн. в кон. XVIII в. «ANNUS SANCTUS» год в Римско-католич. Церкви, в кот. даруется полное отпущение грехов при условии совершения паломничества к святыням калотич. Церкви 469-470 470-471 471-473 АНОНИМ АРМЯНСКИЙ (VII), неизв. правосл. армянин, автор " Повествования о делах армянских " , предст. общины армян-халкидонитов 474-475 475-477 477-478 478-479 АНСГАР (Анскарий, Ансгарий; 801-865), архиеп. Гамбургский и Бременский, миссионер и церковный деятель, св. (пам. зап. 3 и 4 февр.) АНСЕЛЬ Альфред (1898-1984), франц. церковный деятель, философ, сторонник идей евангелизации рабочего класса 479-480 480-482 482-483 483-484 484-485 485-487 АНТИЛЕГОМЕНА термин, возникший в процессе формирования канона новозаветных книг обознач. оспариваемые книги, IV в. 487-488 АНТИМ ИВИРЯНУ (ок. 1650-1716), митр. Унгро-Влахийский, печатник, художник, церк. и политич. деятель Валахии, сщмч. Румынской Православной Церкви (пам. 27 сент.) 488-489 АНТИМИНС " вместо престола " (греч.), прямоуг. плат с особ. изобр., освящ. и подписан. епископом, на котором соверш. Божественная литургия 489-493 493-494 494-498 498-499 АНТИОХ (VI-VII вв.), писатель, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов , в подвиге просиявших; пам. греч. 24 дек.) 499-500 500-501 501-529 530-534 534-535 535-537 537-538 538-542 542-543 543-544 АНТИПАПА термин, в традиции католич. Церкви обознач. того, кто был провозгл. папой Римским незаконно

http://pravenc.ru/vol/ii.html

393 Основатель учения – Тимофей Элур из Александрии. После получения в Александрии известия о смерти императора Маркиана (450–457 гг.), против Александрийского патриарха Протерия, который был водворен в 454 г., после смещения и смерти Александрийского патриарха Диоскора, с помощью военной силы, поднялось восстание: священник Тимофей Элур и диакон Петр Монг с восставшими ворвались в церковь , где Протерий пребывал под охраной, и убили его, а Тимофея Элура сторонники монофизитства избрали патриархом. Однако новый император Лев I (457–474 гг.) передал вопрос легитимности правления Тимофея Элура на суд церкви, разослав митрополитам и епископам соответствующее циркулярное послание. В 458 г. он получил ответы епископов, которые не признали Тимофея епископом и считали его заслуживающим отлучения. Лев изгнал Элура и патриархом Александрийским был поставлен Тимофей Салофакиол (460–482 гг.). После смерти Льва на престол вступил Зинон (475–491), который в 476 г. был вытеснен узурпатором Василиском. Василиск попытался опереться на монофизитов и издал на имя Тимофея Элура рескрипт, по которому отменялись все решения Халкидонского собора. Тимофей восстановлен в сане патриарха и возвращается в Александрию (по дороге он возвращает Эфесскому епископу-монофизиту Павлу права патриарха Эфесского – Эфесская церковь потеряла права патриархии в соответствии с решением Халкидонского собора, и Элур отменил это решение в соответствии с рескриптом Василиска), где был с триумфом встречен. Однако патриарх Константинопольский Акакий встал на защиту Халкидонского собора и произвел такое впечатление на умы, что в 477 г. в Константинополе начались волнения. Василиск попытался исправить положение, отменив свой рескрипт, однако это не помогло, он был свергнут и сослан, и к власти вернулся император Зинон, а Тимофей Элур в том же году скончался. Согласно учению Тимофея Элура, в Христе одна природа – божество его. Что касается человеческой сущности Христа, то Тимофей отказывается называть ее естеством. Хотя пречистое тело Богочеловека заимствовано из общего человеческого естества и существа и поэтому единосущно и однородно людям, в Богочеловеке нет человеческой природы, что доказывается сверхъестественностью его рождения. Если бы это была человеческая природа, св. Дева не пребыла бы в рождестве Девою.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После собора начались волнения в Палестине. Ювеналий Иерусалимский на разбойничьем соборе 449 г. был сопредседателем, однако в 451 г. он осудил Диоскора и получил статус патриарха. Могло сложиться впечатление, что Ювеналий осуждением Диоскора купил себе патриаршество. Этой ситуацией воспользовался монофизит монах Феодосий, который после своего возвращения из Халкидона, где он сопровождал Ювеналия, поднял волнение. Феодосия поддержало около 10 тысяч монахов, которые и избрали его патриархом Иерусалима. Беспорядки, начавшиеся в Иерусалиме с этого момента, и проявившиеся в грабежах дифизитов и разбое, продолжались полтора года. В конце концов, император восстановил Ювеналия, а Феодосий оказался в тюрьме, где он и скончался. Восстановление порядка не обошлось без кровопролития. В Египте вместо Диоскора поставили Протерия. Однако Протерий держался на кафедре только благодаря войскам. После смерти Маркиана (450–457) в Александрии произошло восстание, в результате которого на кафедру был возведен Тимофей Элур. Сохранились слухи о том, что Тимофей перед избранием ходил под дверями келий и, представляясь ангелом, в трубочку изрекал божественное повеление о возведении Тимофея на престол. Протерий же был убит в Великий Четверг. Монофизитский спор при императорах Льве I, Зиноне и Анастасии После смерти Маркиана императором стал Лев I (457–474), который решил опросить епископов, чтобы найти основание для церковного примирения. Епископов спросили относительно их мнения о Тимофее Элуре, Халкидонском соборе и необходимости созыва нового собора. Большинство высказалось против Элура, поддержало Халкидон и признало новый собор излишним. Император стал на позиции православного большинства. В результате Тимофей Элур был сослан, а на кафедру был поставлен Тимофей Салофакиол (Белошапка). Однако примирение так и не было достигнуто. Император Зинон (475–479), видя неудачу своего предшественника, решил стать на путь униональной политики. Однако этому решению предшествовало временное низвержение этого военного авантюриста, вышедшего из исаврийских варваров. В 475 г. произошла дворцовая революция. Верина, жена Льва I, выдвинула на престол своего брата, Василиска. Зинон был вынужден бежать.

http://azbyka.ru/vselenskie-sobory-akimo...

Однако в Сирии были и сторонники православного учения (мел­киты), которые принимали IV Вселенский собор, но из-за униатской политики императоров часто вынуждены были терпеть различные притеснения со стороны монофизитов. Постепенно выкристаллизовывались две противоположных враждующих между собой группировки: православных и монофизитов. 2. Сирийские монофизиты в эпоху IV Вселенского собора После смерти Акакия (459–461) православный Антиохийский Патриарх Мартирий (461–465) первым, если не считать убийства Александрийского Патриарха Протерия (452–457), претерпел насилие со стороны монофизитов и в конце концов вынужден был отказаться от престола, удалившись в Константинополь. Престол с помощью предводителя императорских войск на Востоке, полководца Зенона, захватил Петр Гнавевс, возглавивший монофизитов Сирии. Именно он впоследствии добавил к Трисвятой песни слова “распныйся за ны”, сохранившиеся до сих пор в монофизитской литургии (позднейший писатель Сирийской Церкви Дионисий Вар-Салиби (†1171) 2 , епископ Амидский, оправдывал это добавление как относящееся к человеческой природе Христа). Но Петр недолго был на патриаршем престоле (465–466), потому что император Лев I (457–474), убедившись, что большинство епископов на стороне IV Вселенского собора, прогнал со своих кафедр всех епископов-монофизитов Александрии и Антиохии, поставив на их место православных. В Антиохию был поставлен Юлиан (466–475), а Петр отправился в ссылку. Однако ему удалось бежать и скрыться в одном из константинопольских монастырей, Акимитоне, где он находился до 475 г. В этот момент престол у Зенона захватил его родственник Василиск (475–476), который, покровительствуя монофизитам, надеялся на их поддержку, так как в Египте, Сирии и Палестине монофизитская сторона была сильной и организованной. Петр Гнафевс снова оказался на Антиохийском престоле, а Юлиан в том же году умер. Однако торжество монофизитов было непродолжительным. В сентябре 476 г. Зенон снова захватил императорский престол. Император Василиск был сослан в Каппадокию, Петр Гнафевс снова отправился в ссылку, на этот раз на Кавказ, в Пицунду. Однако он не дошел до нее, остановившись в храме святого Феодора Евхаита. На вакантный престол монофизиты попытались возвести его друга Иоанна II Конодатоса, однако, после вмешательства правительства эта кандидатура была отстранена. Вместо него был интронизован Стефан II.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

– смерть 403 Е вангелие: порядок келейного чтения 437 евномианство 192, 204 – см. также ИУ (Евномий) Евхаристия 13839 – претворение Даров благодатью 473 единение 13, 175, 236, 276, 376, 392, 408, 421 – с Богом (Единым) 126, 198, 319, 328, 329, 341, 346, 347, 351, 362–364, 366, 380, 394, 395, 421, 451 – духовное 319, 390, 399 – мысленное 391 – любовное 420 единовидный, -но 24, 333, 338, 342, 350, 352, 371, 382, 387 – Единое 357, 382 – соединение с Единым 327, 331, 336, 341 – сокровенность 355, 356 – ум 366, 371 – простота 359 – основание 335 – положение 338 – устроение 340, 346, 371 – деятельность 334 – устремление 375 – представление 375 – знание 14 – разумение 388 – истина 389 – созерцание 320, 347, 354, 356, 363, 366, 369, 371, 387 – наслаждение 364 – свет 355 – просвещение 362 Единое 319–398 passim – есть причина всего 336 – выше несозданных умопостигаемых существ 343 – и единица 341 – созданное 333 единообразный, одного образа жизни 12 единство 12 – Бога 218, 251, 465 – двух природ Христа 458 – ума 320 – веры 375 ересь, -и 70, 73–74, 452, 457, 458, 460, 465 – Е., в которые впадают противники Паламы 183–205 – контактные зоны между Е. и православием 137 – см. также акиндинисты, арианство, богомильство, варлаамиты, евномианство, латиномудрствие, манихейство, мессалианство, монофелитство, монофизитство, моноэнергизм, несторианство, платонизм, полуариане, савеллианство, теопасхизм; ИУ (Арий, Аэтий, Варлаам, Гонорий Римский, Григорий Акиндин, Димитрий Кидонис, Диоскор, Евагрий, Евномий, Евтихий, Иоанн Калека, Иоанн Кипариссиот, Ирина Хумнена, Исаак Аргир, Макарий Антиохийский, Македоний, Маркелл Анкирский, Несторий, Никифор Григора, Ориген , Павел монофелит, Павел Самосатский, Пётр Константинопольский, Петр Гнафей, Петр Трусливый, Пирр, Прохор Кидонис, Савеллий, Севир, Сергий Константинопольский, Тертуллиан , Феодор Дексий, Феодор Фаранский, Фотин) еретики 212–213, 215, 216, 218, 220, 225, 227, 229, 249, 457, 458, 460, 465, 467, 475 Ж елание, -я 24, 26, 29, 103, 118, 346, 395, 396, 398, 421, 460, 474

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

Фе­о­до­сия на охо­те сбро­сил его конь, умер от по­вре­жде­ния позвоночника. Про­слав­лен. Мар­ки­ан/Фла­вий Маркиан 450–457/ок. 392–457 Был спра­вед­ли­вым и энер­гич­ным пра­ви­те­лем, стре­мил­ся об­лег­чить фис­каль­ные тя­го­ты на­ро­да. Бы­ло про­ве­де­но фи­нан­со­вое ре­фор­ми­ро­ва­ние. За­се­лил опу­сто­шен­ные районы. Умер от бо­лез­ни, воз­мож­но, ган­гре­ны, раз­вив­шей­ся в хо­де паломничества. Про­слав­лен. Ди­на­стия Львов 457–473, 473–474/401–474 Имел в на­ро­де про­зви­ще «Мяс­ник» из-за то­го, что, как счи­та­ет­ся, был ко­гда-то тор­гов­цем мя­сом, а так­же из-за сво­ей же­сто­ко­сти. Стал пер­вым им­пе­ра­то­ром, ко­то­ро­го вен­чал на цар­ство пат­ри­арх; впо­след­ствии это ста­ло обя­за­тель­ным в Константинополе. Умер от дизентерии. Про­слав­лен. 473–474/467–474 Оста­вал­ся еди­но­лич­ным пра­ви­те­лем Во­сточ­ной Рим­ской Им­пе­рии око­ло трех не­дель. Все­го же пра­вил ме­нее де­ся­ти месяцев. Умер от бо­лез­ни в воз­расте око­ло се­ми лет или был убит. Зе­нон/Фла­вий Зенон 474–474, 476–491/425–491 Упразд­не­на За­пад­ная Рим­ская им­пе­рия, по­сле че­го Ви­зан­тия оста­лась един­ствен­ной пре­ем­ни­цей Ри­ма. По­след­ние го­ды его прав­ле­ния со­про­вож­да­лись не­обуз­дан­ным тер­ро­ром: лю­бое не­осто­рож­но ска­зан­ное сло­во мог­ло стать при­чи­ной аре­ста и казни. Скон­чал­ся в эпи­леп­ти­че­ском при­пад­ке. Со­глас­но позд­ней вер­сии, мерт­вец­ки пья­но­го им­пе­ра­то­ра вы­да­ли за по­кой­ни­ка и по­хо­ро­ни­ли за­жи­во не­смот­ря на кри­ки из гро­ба оч­нув­ше­го­ся «мерт­ве­ца». Ва­си­лиск/Фла­вий Василиск 475–476/? – ок. 476–477 Ду­шил на­род на­ло­га­ми. Пы­тал­ся из­гнать пат­ри­ар­ха Ака­кия, что спро­во­ци­ро­ва­ло про­тив не­го бунт, в ко­то­ром участ­во­ва­ли и мо­на­хи. Во вре­мя бо­ев меж­ду вос­став­ши­ми и вой­ска­ми Ва­си­лис­ка сго­ре­ла пуб­лич­ная биб­лио­те­ка в Кон­стан­ти­но­по­ле, на­счи­ты­вав­шая бо­лее 120 000 ру­ко­пи­сей, по­гиб­ли мно­гие про­из­ве­де­ния древ­них мастеров. Умер в за­то­че­нии от голода. 475–476/? – ок. 476–477

http://azbyka.ru/shemy/imperatory-vizant...

Прибавление Римские и греческие императоры, патриархи восточные, римские пары, русские князья и цари, митрополиты и патриархи. Римские и греческие императоры Октавиан Август. † 14. Тиверий 14–37. Кай Калигула 37–41. Клавдий I 41–54. Нерон 54–68. Гальба и Вителлий 68–70. Веспасиан 70–79. Тит 79–81 . Домициан 81–96. Нерва 96–98. Траян 98–117. Адриан 117–138. Антонин Пий 138–161. Марк Аврелий 161–180. Коммод 180–192. Септимий Север 193–211. Каракалла 211–217. Гелиогабал 218–222. Александр Север 222–235. Максимин I 235–238. Гордиан и другие 238–244. Филипп аравитянин 244–249. Декий 249–251. Галл 251–253. Валериан 253–259. Галлиен 260–268. Клавдий II 268–270. Аврелиан 270–275. Тапит 275–276. Проб 276–282. Кар 282–283. Нумериан и Карин 283–284. На Востоке Диоклитиан 284–305. Максириан Галерий 305–311. Максимин Дака 305–313. Ликиний 311–324. Св. Константин В. 324–337. Константм II 337–340 Констанций 337–361. Иулиан 361–363. Иовиан 363–364. Валент 364–378. Св. Феодосий В. 379–395. Аркадий 395–408. Св. Феодосий II 408–450. Маркиан 450–457. Св. Лев I 457–474. Лев II 474. Василиск 474–477. Зенон 474–491. На Западе Максимиан 284–305. Максентий 305–312. Констанций Хлор 305–306. Константин В. 306–337. Констант 337–350. Магненций 350–353. Констанций же 353–361. Иулиан же 361–363. Иовиан же 363–364. Валентиниан I 364–375. Грациан 375–383. Валентиниан II 383–392. Феодосий В. 383–395. Гонорий 395–423. Валентиниан III 423–455. Авит 456. Майориан 457–461. Либий Север 461–465. Анфимий 467–472. Гликерий и Юлий Непот 472–474. Ромул Августул 475–476. На Востоке Анастасий Дикор 491–518. Иустин I 518–527. Св. Иустиниан I 527–565. Иустин II 565–578. Тиверий 578–582. Св. Маврикий 582–602. Фока 602–610. Ираклий 610–641. Св. Константин III (иными не считается) 641 г. Констанс или Константин (IV) 641–668. Констант. Погонат IV (V) 668–685. Иустиниан II 685–711. Филипп Бардан 711–715. Анастасий II 713–715. Феодосий III 715–717. Лев III Исавр 717–741. Константин V (VI) Копронин 741–775. Лев IV Хазар 775–780.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010