С.Б. Дашков Приложения Императоры Византии 306–1453 (список) Приводится по изданию: Дашков С.Б. Императоры Византии. М.: Издательский дом «Красная площадь», «АПС-книги», 1996. Императоры Византийской Империи до завоевания ее крестоносцами Константин I Великий (306–337) Лициний (308–324) Констант I (337–350) Констанций II (337–361) Юлиан II Отступник (361–363) Иовиан (363–364) Прокопий (узурпатор, правил ок.365) Валент II(364–378) Феодосий I Великий (379–395) Аркадий (395–408) Феодосий II Младший (408–450) Маркиан (450–457) Лев I Макелла Фракианин (457–474) Лев II (474) Зинон (474–491,475–476 – вне Константинополя) Василиск (475–476) Анастасий I Дикор (491–518) Юстин I (518–527) Юстиниан I Великий (527–565) Феодора I (527–548) Юстин II (565–578) Тиверий II (574–582) Маврикий (582–602) Фока (602–610) Ираклий I (610–641) Константин III (641) Ираклеон (Ираклий II) (641) Констант II (641–668) Константин IV Погонат (668–685) Юстиниан II Ринотмет (685–695 и 705–711) Леонтий (695–698) Тиверий III (Апсимар) (698–705) Фнлиппик (Вардан) (711–713) Анастасий II (Артемий) (713–716) Феодосий III (715–717) Лев III Исавр или Сириец (717–741) Константин V Копроним или Каваллин (741–775, 742–743 – вне Константинопля) Артавасд (742–743) Лев IV Хазар (775–780) Ирина (780–790 и 797–802) Константин VI Слепой (790–797) Никифор I Геник (802–811) Ставракий (811) Михаил I Рангаве (811–813) Лев V Армянин (813–820) Михаил II Травл (820–829) Феофил (829–842) Феодора (II) (842–856) Михаил III Пьяница (856–867) Василий I Македонянин (867–886) Лев VI Философ (886–912) Александр (912–913) Зоя I Карвонопсина (914–919) Роман I Лакапин (919–944 16 дек.) Константин VII Порфирогенет (самостоят. с 27 янв. 945 – †959 ноябрь) Роман II (959– †963 марта 15) Феофано (963) Никифор II Фока (963–969) Иоанн I Цимисхий (969–976) Василий II Булгароктон (976–1025) Константин VIII (1025 –1028) Роман III Аргир (1028 –1034) Михаил IV Пафлагон (1034–1041) Михаил V Калафат (1041 –1042) Зоя II Порфирогенита (1042) Константин IX Мономах (1042–1055)

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

Г. А. Острогорский Списки правителей 1338 1. Восточная Римская империя (Византия) Императоры в Константинополе Константин I Великий 306–324 1339 –337 Констанций II 353–361 Юлиан Отступник 361–363 Иовиан 363–364 Валент 364–378 Феодосий I 379–395 Аркадий 395–408 Феодосий II 408–450 Маркиан 450–457 Лев I 457–474 Лев II 474 Зинон 474–475 Василиск 475–476 Зинон (повторно) 476–491 Анастасий I 491–518 Юстин I 518–527 Юстиниан I Великий 527–565 Юстин II 565–578 Тиверий I Константин 578–582 Маврикий Тиверий 582–602 Фока 602–610 Ираклий 610–641 Ираклий Константин III 641 Ираклий Младший (Ираклона) 641 Констант II (Константин) 641–668 Константин IV 668–685 Юстиниан II 685–695 Леонтий 695–698 Тиверий II (Апсимар) 698–705 Юстиниан II (повторно) 705–711 Филиппик (Варданий) 711–713 Анастасий II (Артемий) 713–715 Феодосий III 715–716 Лев III Исавр 717–741 Константин V 741–775 Лев IV 775–780 Константин VI 780–797 Ирина 797–802 Никифор I 802–811 Ставракий 811 Михаил I Рангаве 811–813 Лев V 813–820 Михаил II 820–829 Феофил 829–842 Михаил III 842–867 (Регентство Феодоры) 842–856 Василий I Македонянин 867–886 Лев VI 886–912 Александр 912–913 Константин VII Багрянородный 913–945 1340 –959 † Роман I Лакапин 920–944 Роман II 959–963 Василий II 963–976 1341 –1025 † Никифор II Фока 963–969 † Иоанн Цимисхий 969–976 Константин VIII 1025–1028 Роман III Аргир 1028–1034 Михаил IV 1034–1041 Михаил V 1041–1042 Зоя и Феодора 1042 Константин IX Мономах 1042–1055 Феодора 1055–1056 Михаил VI Вринга 1056–1057 Исаак (Исаакий) I Комнин 1057–1059 Константин X Дука 1059–1067 Михаил VII Дука 1067–1071 1342 –1078 † Роман IV Диоген 1068–1071 Никифор III Вотаниат 1078–1081 Алексей I Комнин 1081–1118 Иоанн II Комнин 1118–1143 Мануил I Комнин 1143–1180 Алексей II Комнин 1180–1183 Андроник I Комнин 1183–1185 Исаак (Исаакий) II Ангел 1185–1195 Алексей III Ангел Комнин 1195–1203 Исаак II Ангел (повторно) 1203–1204 † Алексей IV Ангел 1203–1204 Алексей V Дука Мурцуфл 1204 Императоры в Никее Феодор I Ласкарь 1206–1221 Иоанн III Дука Ватац 1221–1254

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Годы после Р. Х. Аркадий 395–408 Феодосий 408–450 Маркиан 450–457 457–474 474–475 474–475 Василиск 475–477 Зенон (по восстановлении) 477–491 Анастасий 491–518 Юстин I 518–527 Юстиниан I 527–565 Юстин II 565–578 Тиверий II 578–582 Маврикий 582–601 602–610 Ираклий 610–641 Константин III 641–641 Ираклион 641–641 Констанс II 641–668 Константин IV (Погонат) 668–685 Юстиниан II 685–695 Годы после Р. Х. Ап. Петр Клит, Анепклит или Апаклит Климент 91–100 Еварист 100–109 Александр I 109–119 Ксист или Сикет I 119–128 Телесфор 128–139 139–142 142–157 Аникита или Аницет 157–168 168–176 Елефверий 177–190 190–202 Зефирин 202–218 Каллист или Каликст 218–223 Урбан I 223–230 Понтиан 230–235 235–236 Фабиан 236–250 Корнелий (Новациан 251 г.) 250–252 Луций I 252–253 Стефан I 253–257 Сикст или Ксист II 257–258 Дионисий 259–269 Феликс I 269–274 Евтихиан 275–283 283–296 Марцеллин (Вакансия в течение четырех лет) 296–304 Марцелл 308–310 Евсевий (апреля 18-сентября 26) 310–310 Мелхиад 311–314 Сильвестр I 314–335 Марк (янв. 18-окт. 7) 336–336 337–352 Либерий (Феликс II 355–8) 352–366 Дамас (Урсин 366–7) 366–384 Сириций 384–398 Анастасий I 398–401 Иннокентий I 402–417 417–418 Бонифаций I (Евлалий 418–19) 418–422 422–432 Сикст III 432–440 440–461 Иларий 461–468 Симплиций 468–483 Феликс III 483–492 Геласий I 492–496 Анастасий II 496–498 Симмах (Лаврентий 498–505) 498–514 Ормизда 514–523 Иоанн I 523–526 Феликс IV 526–530 Бонифаций II (Диоскор сент. 17-окт. 14:530) 530–532 Иоанн II 532–535 Агапет I 535–536 Сильверий 536–537 Вигилий 537–555 Пелагий I 555–560 Иоанн III 560–573 Бенедикт I 574–578 Пелагий II 578–590 Григорий I 590–604 Сабиниан 604–606 Бонифаций III (февр. 19-ноябрь 12) 607–607 Бонифаций IV 608–615 Деусдедит 615–618 Бонифаций V 619–625 Гонорий I 625–638 Северин 638–640 Иоанн IV 640–642 Феодор 642–649 Мартин I 649–653 Евгений I 654–657 Виталиан 657–672 Адеодат 672–676 676–678 Агафон 678–681 682–683 Бенедикт II 683–685 Иоанн V 685–686 Конон (Пасхалий 687–92) (Феодор сент.-дек. 687) 686–687

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Противник его Петр возражал против полного отождествления πστασις с διτης (так как ипостась может иметь несколько характеризующих ее признаков, например, Отец — быть нерожденным, рождать Сына и изводить Духа Св., — следовательно, Он представляет три ипостаси) и обвинял Дамиана одновременно в савеллианстве и тетрадитстве (за его признание каждой ипостаси в отдельности за Θες κατ φσιν и за учение о существовании κοινς Θες наряду с ипостасями). Сам Петр, будучи более верен Феодосию, склонялся в духе последнего, но еще далее, нежели он, в сторону тритеистов. Петриты исповедовали, что каждая ипостась отдельно есть Бог, по сущности и природе, и единым Богом, единой природой и сущностью называли Отца, Сына и Св. Духа οκ ριθμω, αλλ τη παραλλκτω ιστητι; дамианиты называли их тритеистами. Отношение к Халкидонскому собору и монофизитству государственной власти до Юстиниана В период времени от Халкидонского собора до Юстиниана отношение к этому собору государственной власти на Востоке было неодинаковое. Первые бывшие после собора императоры Маркиан (450–457) и Лев (457–474) поддерживали авторитет собора своей властью, несмотря на множество недовольных им в Египте и на Востоке. При Зиноне (474–491) гражданская и церковная власти пытаются устроить унию с монофизитами посредством умолчания о соборе в униональном акте — Энотиконе и предоставлении свободы так или иначе относиться к собору. Но такая политика имела лишь следствием прежде всего усиление монофизитов при Анастасии (491–518), а затем наступила реакция в западно–антиохийском направлении при Юстине (518–527), которая, однако, не могла сама продолжаться сколько–нибудь значительное время. При Маркиане (450–457), сразу после собора, возбуждение было особенно сильно в среде палестинских монахов (451–453), при поддержке движения со стороны вдовствующей императрицы Евдокии, находившейся в Иерусалиме. На Ювеналия, участвовавшего некогда в Ефесских соборах 431 и 449 гг., несогласные с собором смотрели теперь как на изменника прежней вере и поставили на Иерусалимскую кафедру вместо него монаха Феодосия (Петра Ивира — в Майуму).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

— „Петр I“ 255, 263, 458, 459 — „Письмо ординарного профессора Московского университета Погодина к г. министру народного просвещения о Германии“ 378, 498 Погодина, Елизавета Васильевна — 277 („рекомендуй меня жене“), 379 („супруги своей“), 465 Подольск — 236 Полевой, Николай Алексеевич — 292, 353, 446, 490 Полетика, Александр Иванович — 162, 424 Полетика, Василий Григорьевич — 474 Полетика, Григорий Андреевич — 474 Полтава — 31–32, 77, 94, 113, 119, 129, 134, 181, 225, 229, 233–235, 237, 238, 240, 356, 365–369, 387, 425, 427 Полтавская гимназия — 33, 388, 398 Полтавский институт — 210, 394, 441 Полтавское губернское управление — 248 Померания — 315 Пономарев, Степан Иванович — 455, 456, 464, 466 Поп (лицо не выяснено) — 335 Потемкин, Григорий Александрович — 456 Потоцкий, Иван Осипович — 495 Потоцкий, Николай — 307, 476 Приказчик — 70, 76 Прилуки — 86, 235 Прокопович, Василий Яковлевич — 235 („с братом“), 252 („драгун“), 279, 449, 457 Прокопович (ур. Трохнева), Марья Никифоровна — 252, 279 („актриса“), 457 Прокопович, Николай Яковлевич — 149, 155, 161 („нас три человека“), 198 („Красненький“), 218 („что тебе сказать о наших“), 228, 233, 243, 252, 253 („братец“), 260, 279, 365–366, 408, 424, 427, 433, 444, 446, 448, 449, 457 — „Полночь“ — 217 „Прохалася Катруся“ — 266 Прохвацкий, Карп Дементьевич — 106, 115, 413 Псел — 47, 167, 327, 394, 425 Пупура, собака — 107, 108, 115, 411, 412 Пушкин, Александр Сергеевич — 200–205, 204 („мнение Феофилакта Косичкина“), 206, 207, 214, 227, 228, 247, 252, 259, 263, 288, 290, 291, 306, 312, 316–317, 339, 341, 346–348, 374–375, 394, 417, 425, 430, 433–440, 443, 444, 449, 455, 458–460, 463, 464, 468, 469, 471, 472, 478, 479, 481, 482, 485, 487–489, 497 — „Анджело“ — 288 („две большие пиесы“), 469 — „Борис Годунов“ — 228 — „Делибаш“ — 217, 444 — „Домик в Коломне“ — 214 („Кухарка“), 443 — „Евгений Онегин“ — 48, 207 („Окна мелом“), 213 („славы дань“), 224, 261 („душит трагедией“), 325, 440, 442, 461 — „История Пугачева“ — 269, 349, 463, 488

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

На заседаниях собора было провозглашено осуждение Евтихия как еретика и осуждение Диоскора. Обвинения Диоскора сводились главным образом к нарушениям дисциплинарного характера. В декларации говорилось о том, что Диоскор дерзнул произнести отлучение папы Льва, что он предвосхитил право судьи, которого не имел, однако преступлений против веры не было указано. Легаты Римского папы предложили было формулировку в духе папизма, однако идея соборности восторжествовала. Таким образом, Диоскор был осужден за раскол и неподобающее поведение 11 . Затем он был сослан в Гангру Пафлагонийскую, где и умер. Перед самой смертью Диоскора (454) группа монофизитов, прибыв в Гангру, заверила своего бывшего предстоятеля в неизменной преданности и соблюдении решений Ефесского собора 449 г. Его смерть так и не разрешила проблемы, напротив, возбудила ревность его сторонников. После низложения Диоскора православные епископы избрали на патриарший престол Александрийской Церкви архимандрита кафедрального александрийского собора Протерия (451–457) 12 , который сразу же отлучил Тимофея Элура и Петра Монга. Начались волнения, направленные против политической власти, которая стремилась религиозным путем подчинить египтян, а также против нового епископа, которого считали орудием чуждой силы. Прежняя ненависть пробудилась. Александрийский Серапис, к которому прибегали воины, был сожжен восставшим в год смерти императора Маркиана населением (457). Протерий, несмотря на получение гражданских привилегий и личную охрану, был убит (457) в баптистерии храма. Тимофей Элур, захватив в Александрии патриарший престол, осудил Халкидонский собор, отлучив папу Льва и архиепископа Анатолия Константинопольского. Однако император Лев I (457–474), к которому обратились и православные, и монофизиты Египта, принял сторону православных. Тимофей Элур был изгнан в 460 г. из Александрии. После него в Египте было два православных патриарха Тимофей III Салофакиол (460–482) и Иоанн I Талайя. Однако при поддержке императора Василиска Тимофей Элур снова возвратился в 475 г. на Александрийский патриарший престол, и Тимофей III вынужден был удалиться в Тавенский монастырь. После смерти (477) Тимофея Элура престол перешел к Иоанну I Талайя.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

Имп. Маркиан с применением силы вернул свт. Иувеналия на Иерусалимскую кафедру и склонил Иерусалимскую Церковь на сторону халкидонитов ( Evagr. Shol. Hist. eccl. II 5; Zach. Reth. Hist. eccl. III 3-5). Петр Ивер, подобно мн. противникам Халкидонского Собора, бежал в Египет ( Ioan. Ruf. Vita Petri Iberi. S. 59), где решения Собора встретили еще более непримиримую оппозицию. В Александрии на место Диоскора, сосланного в Гангры, был избран пресв. Протерий (сщмч. Протерий Александрийский) при участии 4 егип. епископов, бывших на Халкидонском Соборе и подписавших его определения ( Liberat. Breviar. 14). Были низложены и удалены из Александрии 2 видных противника сщмч. Протерия, пресв. Тимофей Элур (см. Тимофей II Элур , патриарх Александрийский) и диак. Петр Монг (см. Петр III Монг , патриарх Александрийский). Однако значительная часть народа и монахов остались приверженцами Диоскора, на к-рого они смотрели как на исповедника веры, отказываясь признать его преемника, к-рый держался с помощью военной силы. Имп. Маркиан сообщал префекту Палладию 1 авг. 455 г., что весь Египет уловлен ересью Евтихия и Аполлинария Лаодикийского (младшего), и предписывал подвергать их последователей наказаниям наравне с манихеями (см. ст. Манихейство ), а еретические книги сжигать (ACO. T. 2. Vol. 2(2). P. 24-26). По смерти имп. Маркиана (27 янв. 457) Тимофей Элур тайно вернулся из ссылки и был посвящен в патриархи при участии Петра Ивера. Сщмч. Протерий был растерзан толпой 28 марта 457 г. Под рук. Тимофея Элура епископов, поставленных халкидонитами, отстраняли от должностей. Несмотря на то что Тимофей Элур был участником II Эфесского («Разбойничьего») Собора, он подавлял в Александрии и строгое евтихианство ( Ioan. Ruf. Vita Petri Iberi. S. 64-68; Zach. Rhet. Hist. eccl. III 10 - IV 2; Evagr. Schol. Hist. eccl. II 8). Ввиду этих событий наследник Маркиана имп. Лев I (457-474) по совету свт. Анатолия К-польского издал в кон. 457 или нач. 458 г. Окружное послание, обращенное к папе св. Льву Великому, а также к вост.

http://pravenc.ru/text/2564126.html

Таким образом, только с вероятностью мы можем предполагать, что Евхологий 474, который 1) имеет столь отличный от других списков распорядок тропарей, 2) указывает их в гораздо большем количестве, чем прочие евхологии, и 3) ряд тропарей начинает с того тропаря: νοικται θρα τς μετανοας, какой мы видим в Барбериновском Евхологии св. Марка, – этот Евхологий 474 является для нас памятником тропарного пения при пострижении в монашество от эпохи Барбериновекаго Евхология, куда вошла практика пострижения, предшествовавшая времени и реформе преп. Феодора Студита . Если наше заключение справедливо относительно 474, то в прочих рассмотренных нами списках чинопоследования великой схимы мы можем видеть помятники тропарного пения эпохи преп. Феодора Студита и можем сказать, что деятельность этого отца (как, вероятно, и других студийских иноков) по устроению песенной части в чине пострижения в монашество выразилась, прежде всего, в сокращении количества тропарей и в отмене обычая повторять их, – как это обыкновенно делается, когда известное песнопение исполняют два лика; а затем еще – в составлении новых тропарей и, главным образом, богородичных, которые отчасти заменяли, а отчасти и восполняли собою тропари древнейшей их редакции. XI С началом пения тропарей, принимающей схиму входить из притвора в храм и начинает постепенно приближаться к алтарю. В своем последовательном движении, первую остановку принимающей постриг имеет у амвона, к которому подходит при пении стиха: Δετε, τκνα, κοσατε 474). Далее он идет к солее, поднимается на нее и припадает к св. вратам алтаря. Братия поет: Δετε προσκυνσωμεν. До самого конца антифонов не встает припавший к вратам алтаря брат. В монастырях древне-христианского Египта, как мы видели, желавший вступить в состав монастырского братства должен был пребывать известное количество времени ante januam и, припадая к ногам проходивших братий, должен был усердно просить их о приеме в монастырь 237 . Несомненно, этот древний монастырский обычай выдерживать в течете некоторого времени ante januam желавшего стать монахом был положен в основу позднейшего трогательного обряда припадания брата к вратам алтаря в чине пострижения в монашество. Целью этого обряда было показать, что брат, оставляющий греховный мир, ищет нового для себя крова и приюта не только в монастыре, но и в Церкви, с которою монастырь сталь тесно связан после официального и окончательного подчинения монастырских общин власти епископа 4 правилом IV Вселенского собора 238 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Жестокие меры правительства создали вокруг фигуры Тимофея ореол мученика, продолжателя подвигов Афанасия Великого . Все больше христиан Востока стали рассматривать сторонников Халкидонского собора как прислужников правительства, а его противников – как отважных защитников истинной веры. Кроме того, старые споры по поводу учения Нестория создали благоприятную почву для раскола в восточных провинциях, населенных сирийцами и армянами. Пока Тимофей Элур находился в ссылке, антихалкидониты добились неожиданного успеха в Антиохии. В результате политической интриги в 469 г. один из их лидеров Петр II, по прозвищу Кнафей (также Гнафей, Гнафевс) 19 , занял здесь патриарший престол (465–466, 474–475, 475, 485–488). Вскоре, впрочем, он был изгнан по указанию императора и отправлен под надзор в константинопольский монастырь акимитов (κοιμται – неусыпающих). Монастырь акимитов был основан в начале V в. аскетом Александром (ум. около 430) по строгому уставу сирийской традиции, предусматривавшему более жесткие ограничения касательно владении имуществом и увеличенную продолжительность общих молитв: монахи, разделившись на три чреды (смены), совершали богослужение непрерывно в течение дня и ночи (службы в многонациональном монастыре в это время совершались по-гречески, по-латыни и на сирийском языке). К середине века здесь было не менее тысячи насельников. Около 465 г. часть из них переселилась в новую обитель, основанную патрикием Студием, – знаменитый впоследствии Студийский монастырь. В вв. монастырь акимитов, из которого вышли многие епископы, был известен как оплот сторонников Халкидонского собора. 2. Антихалкидонская реакция при Василиске В 474 г. император Лев I умер. Вскоре скончался и его малолетний внук и наследник Лев II (473–474), и престол перешел к отцу последнего исавру Зинону (474–475, 476–491). Уроженец дикой горной провинции, Зинон был хорош в качестве начальника гвардии (с его помощью Льву удалось избавиться от многолетнего засилья германцев-ариан), но как император он оказался крайне непопулярен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После вопросов и краткого назидания, в Евхологии 213 положена молитва Εχαριστομεν σοι, Κριε Θες μν... Перед чтением этой молитвы диакон приглашает постригающегося преклонить колена. По содержанию, эту молитву, – как мы уже говорили, – можно поставить в параллель с молитвой Κριε Θες μν ξους σου εναι..., ибо и та, и другая молитва одинаково говорят об отречении человека от греховного мира и о начале новой жизни для инока в подвигах благочестия. Вторая молитва Κριε, Κριε, δναμις τς σωτηρας μν... читается с преклонением главы присутствующими в храме. Когда, в какой момент чина читается эта молитва? К сожалению, Евхологий 213 (подобно Барбериновскому Евхологию св. Марка, об обрядах пострижения и облачения совсем не упоминает. Поэтому, относительно момента чтения молитвы Κριε, Κριε, δναμις, κ. τ. λ., мы можем говорить только гадательно, руководясь каким-либо аналогичным памятником. Обращаясь к Евхологию 474, где данная молитва читается в последовании просхимы уже по окончании всех обрядов, после пострижения и облачения, – мы думаем, что и в Евхологии 213 молитва эта должна занимать то же место в конце чина просхимы, какое она занимает в Евхологии 474. IX Εχ ες σχμα το μανδυτου в Схиматологии преп. Феодора Студита по ркп. XV века Афоно-Пантелеимоновского русского монастыря 604, по типу своему, принадлежит к разряду тех же приготовительных к великой схиме последований, о которых мы только что говорили. Ближе всего последование в 604 подходит к Εχ π το μλλοντος λαμβνειν μαντον В Евхологии 1027 года Парижской Национальной (Coislin) библ. 213, л. 164 об., с которым оно сходно и в молитвах: Κριε Θες μν, ξους σου εναι... и Κριε Θες μν, λπς κα καταφυγ..., – и в порядке совершения обрядов пострижения и облачения, и, наконец, в том еще, что по обоим памятникам на постриженного инока возлагается из монашеских одежд одна лишь мантия. Кроме названого Евхология 213, Εχ ες σχμα το μανδυτου в Схиматологии преп. Феодора Студита может быть сближено еще с κολουθα το πρτου σχματος в Евхологии X–XI века Московского Румянцевского Музея 474 по той беседе, которую ведет священник с постригающимся прежде, чем совершить обряд пострига. Правда, беседа эта изложена в Схиматологии преп. Феодора Студита гораздо полнее, чем мы имеем её в Евхологии 474. Но сам характер беседы и предмет её – одни и те же. Священник беседует с принимающим монашество по поводу его решения оставить мир и дает ему советы, как устроить жизнь в новом звании.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010