Кузнецов В. А. 168 Куркутэ – архонт пачинакитов 170 Куруп (Абд-эль-Азиз) – критский эмир 229 Кутригур – легендарный царь гуннов 83 Кылич-Арслан II – иконийский султан 264, 265, 270 Кылич-Арслан IV (Рукн ад-Дин) – иконийский султан 312 Лазарь (Сот, Сотас?) – куманский племенной вождь (?) 259 Лев I – византийский император (457–474) 46, 48, 52, 56, 142 Лев II – византийский император (474) 142 Лев III Исавр – византийский император (717–741) 122, 124, 125 Лев IV Хазарин – византийский император (775–780) 125, 126, 193 Лев V Армянин – византийский император (813–820) 107, 182 Лев VI – византийский император (886–912) 139, 142, 176, 185 Лев – византийский полководец 222 Лев Ватац 271 Лев Диакон – византийский историк 165, 189, 190, 216, 224, 234 Лемерль П. 148 Леон – епископ 270 Леонтий – византийский император (695–698) 193 Леонтий Кесарио-Каппадокийский – епископ, участник I Вселенского Собора 17 Леос (Леой) – один из афинских героев-эпонимов; для прекращения поветрия принес в жертву богам своих трех дочерей 20 Либерий – епископ Римский 37 Литаврин Г. Г. 261 Лиэй – одно из имен бога Диониса 34 Людовик де Блуа – граф Фландрии 291, 292 Мавр – патрикий 120 Мавр Бесс – патрикий, военачальник 121 Маврикий – византийский император (582–602) 94, 95, 97, 100, 103–106, 111, 112, 114 Македоний – епископ Константинопольский, ересиарх 37 Максим – узурпатор 61 Максим Исповедник – византийский богослов, борец с монофелитством, преподобный (ок. 580–662) 115 Максимин – византийский придворный 42 Малапецис (Малапетци?) – стратиг крепости Отранто 247 Малх Филадельфийский – византийский историк 46, 139 Манойлович Г. 148 Мануил I Комнин – византийский император (1143–1180) 252, 257–267, 269–273, 279, 281 Мануил – сын Андроника I 280 Мануил Комнин – византийский посол 266–268 Мануил Ласкарь – византийский полководец 308 Мануил Эротик – византийский полководец 266 Маргарита Венгерская – дочь Белы III и супруга Исаака II Ангела 274, 301 Марин – знатный апсилиец 124, 125 Мария – супруга Иоанна Цимисхия 196, 220

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Луппа муч. Кал. (23 авг.). Иринея муч. М. М. (23 авг.). Петра митрополита московск. ДоМак. (24 авг. и 21 дек.). 22 I. Свв. мучч. Агафоника, Зотика, Феопрепия (Боголепа), Акиндина, Севириана и прочих с ними при Максимиане, † в разных местах. Все за Конст. М. М. М. Р. (кроме Коал. 1). М. 11 и 12 в. МКр. Канон Иосифа. Служба. Св. муч. Анфусы и Афанасия , епископа, крестившего ее, и двоих слуг ее Харисима и Неофита в Тарсе при Аврелиане. Вас. Петр. Екл. М. Р. (Анфусы М. М. УКр. Св. 382 авг. 23. Афанасия, Харисима, Неофита М. М. 24 авг. ЧГр. у Лямб. всех 24 авг. Сирм. 21 февр.). Св. муч. Евлалии девицы при Диоклитиане и Максимиане, † ок. 303 г. в Баркиноне (Барселоне). Ч. М. После нее вскоре замучен св. Феликс. (М. Р. Иерон. мР. В. А. У. Н. 12 февр. Есть другая Евлалия емеритская 10 декабря). Празднество Пречистей Деве Богородице, ради чудес от ее честной иконы Грузинской , с 1650 года. Пролог. Любоп. Мес. 1795. 1806. Есть канон Феодора Поликарпова, смотрителя московской типографии, составленный им в 1698 году. Чудотворной иконы сего имени находятся: в красногорском монастыре архангельской епархии, принесенная из Грузии в 1629 году, ради коей и празднество установлено в 1650 г., списки с нее в Москве в церкви Троицы близ варварских ворот и в раифской казанской обители чудотворной; из Грузии же принесенная в московском Алексеевском монастыре. II. Мучч. Иринея, Ора и Оропса мечем. Петр. Акад. 240. (Вас. 23 авг. Хлуд. 35 авг. 24. МКр. авг. 30). Муч. Зинона из дружины Агафоника. Вас. 1146. 1370. Собор Богородицы в Пирсе елладском. Есть особенная брошюра на греч. языке, нам неизвестная. IV. Муч. Феклы . Неап. (вероятно, первомученица 24 сентября. Мощи ее были в Царьграде недалеко от церкви Агафоника, ныне празднуемого. Путешествие Антония стр. 152). Ариадны царицы. Сирм. Тур. Известна одна Ариадна царица, дочь царя св. Льва (457–474), супруга сперва импер. Зинона (474–491), потом импер. Анастасия (491–518). Но она ли здесь разумеется, неизвестно. V. Муч. Луппа . М. 450. У. 1298. М. XV в. Острож. (23 авг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В царствование византийского императора Льва Великого (457–474) два брата патриции Гальвин и Кандид, отправились на поклонение иерусалимским святыням. По дороге они решились посетить в Назарете тот дом, в котором, по преданию, было благовещение архангела пресв. Деве Марии. Не дойдя до Назарета, путники остановились для ночлега в одном селении в доме благочестивой еврейки. В одной из комнат они заметили много больных, увидели большое количество свечей, услышали запах фимиама. Заметно было, что в доме хранится какая-то святыня, от которой собравшиеся больные ждали исцеления. Гости попросили хозяйку объяснить им, какая святыня скрывается в ее доме. После уклончивого ответа на настоятельные просьбы гостей, еврейка наконец сказала, что она хранит в своем доме великую святыню – ризу пресв. Девы Марии, и что эта риза досталась ей по наследству, переходя от поколения к поколению, от одной из девушек их рода, которой риза была отдана по завещанию самой Богородицы. Гальвин и Кандид, выслушав рассказ, попросили хозяйку позволить им провести ночь в молитве около святыни. Войдя в комнату, они увидели ковчег, измерили его и с подробностью запомнили его устройство. На другое утро они продолжали путь. Побывав в Иерусалиме, путники заказали сделать ковчег, который бы и размерами, и устройством, и ветхостью напоминал тот, который они видели в доме еврейки. Скоро они прибыли в селение и по прежнему попросили хозяйку позволить им провести ночь в молитве близ святыни. Ничего не подозревавшая еврейка не отказала. Ночью путешественники вынули из повозки приготовленный ковчег и после горячей молитвы, в которой они просили Бога не вменить им в грех задуманное, поставили его в комнате еврейки; а тот ковчег, в котором хранилась святыня, поместили в свою повозку. На следующее утро они уехали. По прибытии в Константинополь, они сначала поставили ковчег с ризою в своей домашней церкви, но потом перенесли его в церковь Богородицы во Влахерне. Для хранения святыни устроен был особый ковчег, украшенный золотом, серебром и драгоценными камнями. Событие это, как полагают, относится к 474 году (Четьи-Минеи). Св. Ювеналия, Патриарха Иерусалимского

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Главы книги первой. Гл.1. Об определении или об описании Бога, где порицается безумие древних Аномеев и дерзость современных Иезуитов (§1–26/Р.311–334/). Гл.2. Об именах Божиих (§27–45/Р.334–352/). Гл.3. О существовании Бога против атеистов (§46–69/Р.352–379/). Гл.4. Об единстве Божием против язычников (§70–75/Р.379–386/). Гл.5. Опровержение возражений язычников, некоторые боги и богини которых выставляются на посмешище (§76–91/Р.386–400/). Гл.6. О простоте Божией против Антропоморфитов и некоторых других (§92–101/Р.401–407/). Гл.7. Отвержение вздора Антропоморфитов и других (§102–106/Р.408–413/). Гл.8. Об атрибутах Бога вообще (§107–111/Р.413–415/). Гл.9. О совершенстве Божием (§112–120/Р.415–421/). Гл.10. О бесконечности и вечности Божией (§121–123/Р.421–426/). Гл.11. О неизмеримости Божией (§124–129/Р.426–432/). Гл.12. О неизменности Божией (§130–139/Р.433–439/). Гл.13. О мудрости Божией (§140–148/Р.439–451/). Гл.14. О всемогуществе Божием (§149–151/Р.451–454/). Гл.15. О произволении Божием (§152–157/Р.454–457/). Гл.16. О благости Божией (§158–170/Р.458–470/). Гл.17. О жизни и бессмертии Божием, где среди прочего мы коснемся и богохульства Акефалов относительно претерпевшего страдания Божества (§171–174/Р.471–474/). Гл.18. О блаженстве Божием (§175–177/Р.474–476/). Гл.19. Об отрицательных атрибутах Божиих (§178–180/Р.476–478/). Существует больше атрибутов Божиих, нежели те, что перечислены. Таковы праведность, милосердие, кротость, милость, предопределение, отвержение (дурного) и другие. Однако поскольку они обращены к вещам, которые расположены вне Божественной природы, их более целесообразно и удобно излагать в другом месте, где будет исследование о Боге вовне. Том 3 КНИГА ВТОРАЯ. О священнейшем таинстве Святейшей и Нераздельной Троицы. Введение. Историческое повествование о противниках этого таинства, и о еретиках, которые по-разному заблуждались относительно его, а равно и простое изложение православного учения о Святейшей Троице. (Р.479–493). Последовательность глав второй книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

Кирилла. Эта его позиция была выражена в примирительном письме к императору Льву I (458 г.). Увы, ни один из халкидонских богословов в течение долгого времени не будет занимать такую позицию. В Антиохии внутренняя церковная борьба стала причиной постоянных перемещений на епископской кафедре. После кратких правлений Максима, Василия и Акакия патриархом стал Мартирий. Его постоянным соперником был видный монофизитский богослов Петр Гнафевс (Сукновальщик) - весьма яркая личность и талантливый человек. Ему удавалось три раза низвергать халкидонского патриарха и занимать его место. Правда, имперские власти низвергали и его самого, возводя на его место своих кандидатов. Христологические традиции старой антиохийской школы были разгромлены под монофизитским давлением. После смерти Ивы Эдесского (457 г.) Эдесская школа - сердце сирийского богословия и культуры - переехала в Нисибин, на персидскую территорию. Новая Нисибинская школа внесла весомый вклад в интеллектуальное развитие и миссионерское распространение несторианского христианства под началом «великого митрополита-католикоса» Селевкие-Ктесифонского. Оставшаяся в Эдессе школа была лишь тенью прежней, так что ее закрытие императором Зеноном (489 г.) прошло незамеченным. Тем временем в Египте халкидонский папа Тимофей Салофакиол удерживал свою кафедру лишь при помощи имперских войск. После смерти императора Льва (474 г.) положение в Империи было неспокойным: в 474 г. воцарился Зенон, но через год он был свергнут своим шурином Василиском. Тот продержался на троне год, до сентября 476 г., а затем был сам сброшен набравшим силу Зеноном. Эта династическая нестабильность наглядно продемонстрировала угрозу, которую христологические диспуты представляли для единства Империи. На этой ступени кризиса ни одна из соперничающих группировок не подвергала сомнению роль Империи в поддержании христианского единства. Время, когда монофизитство сделается символом этнического или культурного самоопределения сирийцев, коптов и армян, было еще далеко впереди.

http://sedmitza.ru/lib/text/434763/

Влахерны — местность в Константинополе на западном углу города. Во времена процветания Византийской империи славилась по всему Востоку своими святынями. Особенно известны были Влахерны по Богородичной церкви, построенной императором Львом I Великим (457-474 гг.), при котором в эту церковь в 474 году положены были честные ризы Пресвятой Богородицы, перенесенной из Палестины. Здесь же вместе с одеждою Богородицы хранились в златокованом ковчеге омофор Ее и часть пояса. Под омофором Богородицы, или, правильнее, мафорием (греч. mathorion), разумеется Ее головной покров, большое покрывало, которое носила Она на главе Своей. 3. Знамение сие было в первой половине X века, в конце жизни св. Андрея Юродивого (+ок. 936г.). Самый праздник Покрову Богоматери установлен в Церкви Русской не позднее половины XIIbeka. Замечательно, что видение было святому Андрею — славянину родом и праздник установлен и совершается в славянских землях. В самом же Константинополе хотя не было сего праздника, но помнили видение св. Андрея. Во Влахернской церкви была икона Божией Матери в том виде, как Она явилась св. Андрею. 4. Память его совершается Церковью 2 октября. 5. Епифаний — знатный юноша, ученик св. Андрея, по мнению некоторых, впоследствии принявший иночество с именем Полиевкта и бывший Константинопольским патриархом (+956г.) Память его — 5 февраля. 6. Сказание о Покрове Пресвятой Богородицы заканчивается следующими подробностями. Когда св. Андрей с Епифанием созерцали сие дивное видение, Богоматерь молилась на долгий час, обливая слезами Свое Боговидное и Пречистое лицо. Окончив здесь молитву, подошла к престолу, молилась и здесь за предстоящий народ. По окончании молитвы сняла с Себя блиставшее, наподобие молнии, великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей, и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом. Чудные сии мужи довольное время смотрели на сие распростертое над народом покрывало и блиставшую, наподобие молнии, славу Господню; и доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало.

http://pravoslavie.ru/49246.html

Черное море. Раньше оно называлось Аксинским, т. е. «Неблагополучным», по причине бурь; когда же берега его стали понемногу заселяться греками, то они прозвали его Евксинским, т. е. «гостеприимным». (золотой динарий) равняется 25 сребренникам, т. е. около 5 р. 60 к. ныне Ангора, древний город малоазийской области Галатии. город Малой Азии, на берегу Мраморного моря, прославившийся как место IV-ro вселенского собора. или готы, — германское племя, жившее первоначально к юго-востоку от Балтийского моря. Впоследствии они разделились на восточных и западных, и расселились почти по всей Европе. Готы приняли Христову веру, но в искаженном виде — от ариан. с 457 по 474 год. место, где происходят конские состязания; оно служило также для всех многолюдных собраний. ее 16 сентября. царствовал с 474 по 476 г. Маркелл скончался около 486 года. Житие преподобных Марка Пещерника и Феофила Плачливого было в 1091 году, когда мощи пр. Феодосия были перенесены из пещеры в церковь Успения Богородицы. Православная Церковь празднует сие событие 14 августа. иноков Печерского монастыря был обычай удаляться в пещеры для уединенной молитвы. Для этого вырывали в стенах пещер углубления, которые и доселе можно видеть в пещерах. это можно видеть из слов Господа Иисуса Христа об изгнании бесов: «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21). всегда желающего противного духу (Послан. к Гал. гл. 6, ст. 17). положившим начало воскресения, первым воскресшим. собственно значит: мытница, где собирались пошлины; отсюда, далее, — место лихоимства, притеснений. В духовном смысле под именем мытарств разумеются истязания души по исходе из тела, прежде суда Божия над нею, производимые в воздушном пространстве злыми духами. Память преподобного Фаддея Исповедника называются те лица, которые во время гонений за веру, открыто исповедали себя христианами и претерпели мучения, но остались в живых. Они пользовались особым уважением среди христиан: так, им было предоставлено право воссоединения с Церковью падших и отрекшихся.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

В последующие годы тенденция активнейшего вмешательства императоров в догматические споры лишь крепла и расширялась. За исключением императора св. Феодосия II Младшего (408-450), сознательно  устранившегося от разрешения спора об учении Константинопольского патриарха Нестория (428-431), все остальные государи неизменно принимали личное участие в каждом догматическом ристании. И поэтому лично императорам св. Маркиану и св. Пульхерии, св. Льву I Великому (457-474), св. Юстиниану Великому, св. Константину IV Погонату (668-685), св. Ирине (797-802), св. Феодоре (842-856), Мануилу I Комнину (1143-1180), Андронику III Младшему (1328-1341), Иоанну VI Кантакузину (1347-1354), Анне Савойской (1326-1359) мы обязаны установлением истинных догматов Кафолической Церкви. Впрочем, и другие императоры – Констанций (337-361), Зинон (474-475, 476-491), Василиск (475-476), Анастасий I (491-518), Констант II (641-668), Лев III (717-741), Константин V (741-775), Лев V Армянин (813-820), Феофил (829-842) не менее активно участвовали в догматических спорах. Вина этих царственных «еретиков» (к слову, ни один из них не был анафематствован Кафолической Церковью) заключается в том, что они приняли сторону той церковной партии, которая, как выяснилось позднее, придерживались ошибочного исповедания веры. Титул 1 Кодекса Юстиниана «О высочайшей Троице, о кафолической вере и о том, что никто не смеет ее публично оспаривать» начинается словами: «Мы повелеваем, чтобы тех, кто следует этому закону, называли кафолическими христианами; прочих же мы считаем безумцами и сумасшедшими, которые должны называться позорным именем еретиков и которые должны испытывать на себе сперва божественное возмездие, а затем и кару нашего гнева». И это участие императора в формировании догматического учения не казалось современникам чем-то искусственным, но своего рода главенствующим конституционным принципом всего «симфонического» строя Византии . Св. Юстиниан Великий лично инициировал анафематствование Феодора Мопсуэтийского, а также сочинения Оригена (185-254), невзирая на жесточайшее сопротивление Римского Папы Вигилия  (537-555) и множества архиереев. Им же была догматически обоснована (наряду с некоторыми отцами Церкви) практика анафематствования уже усопших лиц.

http://bogoslov.ru/article/5541916

Кончину преподобного Георгия описал его ученик Антоний. Лежа на смертном одре, преподобный Георгий послал одного из братии к нему, чтобы проститься. Антоний в то время был занят послушанием по приему странников и очень скорбел, что не успеет проститься со своим аввой. Но преподобный Георгий, узнав об этом духом, объявил через посланных, чтобы Антоний исполнял послушание, обещая подождать. Действительно, когда Антоний около полуночи поспешил к умирающему старцу, тот еще был жив. Преподобный Георгий с любовью благословил ученика, простился с ним, после чего, обернувшись к востоку, произнес трижды: «Изыди, душе моя, ныне о Господе, изыди», – и мирно скончался. Преподобная Домника Была уроженкой Карфагена, откуда прибыла в Константинополь в царствование императора Феодосия Великого (379 – 395). Юная Домника была язычницей, но сохранила девство и пламенела желанием удостоиться Святого Крещения и жить, соблюдая заповеди Христовы. Святитель Нектарий, Патриарх Константинопольский (381 – 397; память в субботу сырную) совершил над ней таинство Крещения и поставил ее диаконисой. Через некоторое время святая Домника основала в предместье Константинополя монастырь во имя святого Захарии. Собрав вокруг себя девственниц, она провела всю свою дальнейшую жизнь в строгих подвигах поста и молитвы. За свои многолетние подвиги преподобная Домника получила от Господа дар пророчества, дар исцелений и чудотворений. Так, своей молитвой она спасла однажды мореплавателей во время бури, возлив в волны морские благословенное масло, после чего буря утихла. Преподобная Домника предузнала и предсказала кончину императора Льва I (457474). Однажды она видела, как Ангел Господень освятил естество воды, получала и другие откровения Божественных тайн. Жители Константинополя глубоко чтили преподобную, и пример ее святой жизни побуждал многих из них к исправлению. Преподобная Домника, дожив до глубокой старости, мирно отошла ко Господу около 474 года. Святаго священномученика Исидора и иже с ним седмидесяти и двух мученик, во Юрьеве, граде Ливонстем, за Православие пострадавших

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

172 ...совозвращаася... на извещение быти ему хотению. – Текст испорчен. При переводе учтен греческий оригинал. 173 ...и конечне уморяет мечем царя... – Валентиниан III собственноручно убил своего полководца Аэция, а сам был убит его оруженосцами, которых он взял себе на службу. 174 ...осрамоти же и жену его Евдоксию. – Максим, провозглашенный императором, вынудил вдову Валентиниана стать его женой. Когда же он признался ей в том, что косвенно способствовал гибели ее мужа, оскорбленная женщина обратилась за помощью к вандальскому королю Гейзериху (428–477). В 455 г. он захватил Рнм, предав его разграблению, а Евдокию и ее дочерей увез в качестве пленниц. 175 ...Максимъ... сынъ его Ромил... – Перечисляются последние императоры Западной Римской империи: Петроний Максим (455), Авит (455–456), Майориан (457–461), Олибрий (472), Глицерий (473–474), Непот (474–475) и Ромул Августул (475–476). В 476 г. вождь германского племени скиров Одоакр сверг Ромула Августула. Государство Одоакра просуществовало до 493 г., когда Италия была завоевана остготами. 176 ...Ромила имв в начале... – Вспоминается Ромул – первый римский царь, согласно легендарному повествованию об основании Рима. 177 И сиа убо приключишася... солнца бесчисльнаа да исьчтет! – В греческом оригинале читается похвала императору Мануилу Комнину (1143–1180), при правлении которого Константин Манассия написал свою «Хронику». Болгарский переводчик добавил слова «новий Царь-град», имея в виду, возможно, столицу Болгарского царства Тырново, а вместо имени Мануила вставил слова «корене суще Иоанна... великаго царя болгаром», обращенные к вероятному заказчику перевода – болгарскому царю Ивану Александру (1331–1371), которого хронист называет потомком Ивана Асеня. Скорее всего, имеется в виду Иван II Асень (1218–1241), хотя в действительности Иван Александр принадлежал к другому роду (Шишмановичей). 178 Новому Феодосию... – Феодосием Новым или Малым именовали этого императора в отличие от Феодосия Великого (379–395). 179 ...князя перскаго Издигерда... – Аркадий в своем завещании поручил персидскому царю Йездегеду I (399–420) оказывать помощь юному Феодосию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010