Праздничные одеяния и украшения в прямом смысле слова были нелегким бременем для василевса. Если верить византийским хронистам, в 1041 г. во время затянувшейся коронации Михаил V Ка- лафат под тяжестью одежд и драгоценностей даже упал в обморок, и его пришлось приводить в чувство. Никто не имел права, будь то сам император или Патриарх, в будний день прикоснуться к висевшему на стене храма венцу Константина Великого под угрозой афорисма – отлучения от Церкви. Рассказывают, что василевс Лев IV Хазарин нарушил этот запрет и без разрешения Патриарха взял в руки драгоценную святыню. В тот же момент у него на лбу образовался нарыв, а немного спустя царь скончался в адских муках. Пусть этот рассказ лишь легенда, но он чрезвычайно ярко показывает, насколько трепетно ромеи относились к своим инсигниям, традициям, к отлаженному веками ритуалу. Вместе с тем император как конкретный человек никогда не обожествлялся. Это противоречило бы самим основам христианского вероучения. Недаром в отличие от европейских королей византийские цари, при всем их величии, никогда не выступали в роли чудотворцев. Василевсами становились вполне земные люди, иногда простого, даже низкого происхождения. Вплоть до IX-X вв. бывший крестьянин, полуграмотный солдат-наемник, конюх или лавочник при благоприятном стечении обстоятельств, удаче и наличии талантов вполне мог достигнуть высот власти и даже взойти на императорский трон. Вспомним некоторых из них. Выходец из фракийского племени бессов, малограмотный Лев I Старший, или Макелла («Мясник») (457–474 гг.), говорят, был макеларием – торговцем говядиной, внутренностями, требухой, и в Константинополе показывали каменный прилавок – аваку, за которым он в свое время работал со своей женой Вериной (ум. 484 г.). Страдавший эпилепсией выходец из горного народа исавров с варварским именем Тарасикодисса, или Арикмесий, в 474 г. стал императором Зиноном. Юстин I (518527 гг.) пришел в столицу с крестьянского двора, простым, абсолютно неграмотным деревенщиной, босиком, с котомкой за плечами, в которой гулял ветер.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

9 Локоть – мера длины, соответствующая расстоянию от локтя до конца вытянутого среднего пальца, что составляло приблизительно 14 вершков, то есть 45–47 см. 10 В данном случае «гривна» – единица денежного счета, равная определенному весу драгоценного металла. 11 Трапеза – жертвенник, престол, то есть расположенное в алтарной части храма сооружение в виде стола, на котором приготовляется «бескровная жертва» – хлеб и вино, для совершения евхаристии (причащения). 15 Здесь речь идет о владимиро-суздальском князе Юрии Долгоруком (90-е гг. XI в. – 1157), сыне Владимира Мономаха . Еще при жизни отца он получил в удел Ростово-Суздальскую землю. Когда умер киевский князь Всеволод Ольгович (1146), великокняжеский престол занял его брат Игорь Ольгович, однако в результате междоусобной войны Ольговичей на киевском столе сменили Мономаховичи. Сначала власть в Киеве перешла к Изяславу Мстиславичу, внуку Владимира Мономаха , а в 1149 г. – к Юрию Владимировичу, который с 30-х годов XII в. боролся за Переяславль-Южный и Киев. В 1151 г. Юрий Долгорукий был смещен Изяславом Мстиславичем, но спустя три года сумел вернуться на киевский престол, где правил до своей смерти (1157). 19 Изяслав Мстиславич, сын Мстислава Владимировича, внук Владимира Мономаха , занимал киевский великокняжеский стол .с 1146 по 1149 г. и с 1151 по 1154 г. В данном случае имеется в виду поход на Киев Юрия Долгорукого в 1149 г. (см. также коммент, к л. 4 об., к словам «седе Георгий Володимеричь в Кыеве»). 20 Предполагают, что под «Святым Дмитрием» подразумевается церковь Святого Дмитрия, построенная в Суздале епископом Ефремом, постриженником Киево-Печерского монастыря. Дмитровская церковь и монастырь, возникшие в конце XI в., стали крупным культурным центром, где велось летописание. Историки называют Дмитровский монастырь в Суздале «северной Киево-Печерской лаврой». Из этого монастыря вышел ряд ростовских епископов. 21 Влахерна – район Константинополя, расположенный около гавани, где находилась церковь Богородицы, сооруженная в правление императора Льва Великого (457–474). В этом храме хранилась риза Богоматери, принесенная в 474 г. из Палестины, и чудотворная икона Богородицы Влахернской, связанная, по преданию, с видением покрова Божьей матери святому Андрею Юродивому.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На космогонических представлениях историка сказывалось несомненное влияние не только Библии, Платона и неоплатоников, но и Филона Александрийского, Пифагора и особенно Оригена. В соответствии с основной христианской идеей рождение Христа символизирует у Евсевия обновление человечества, протекающее одновременно с утверждением веры, Церкви и христианского государства. Смысл сочинений Евсевия сам автор определил как повествование, отличное от нравственно поучительной дидактики. Поэтому важное место он уделяет цитированию Соборных постановлений, императорских указов, речей, судебных решений. Евсевий Кесарийский и его творения имели счастливую судьбу в мировой литературе - их читали, переписывали и переводили, на них постоянно ссылались, их использовали и продолжали ученики и последователи. Таким непосредственным продолжением повествования Евсевия стали латинская " Церковная история " Руфина, епископа Аквилеи, и греческая " Церковная история " другого ученика - Сократа Схоластика (ок. 380-440). Образ Константина Великого стал символом образцового христианского государя.  За более чем тысячелетнюю историю Византии лишь четыре императора удостоились права называться " Великими " . Помимо утвердителя христианства и первого византийского императора Константина, это были последний правитель неразделенной Восточной и Западной Римской империи Феодосий, а также великий кодификатор права, сформировавший принципы византийского самодержавия, Юстиниан. Менее известен император Лев I. Лев Великий, прозванный иначе Макаллой (т.е. " мясником " ), был византийским императором с 7.02.457 г. по 18.02.474 г. Он родился около 400 года, умер 18 февраля 474 года. Фракиец по происхождению, воин армии могущественного военачальника алана Аспара, он был возведен на трон своим командующим, имевшим в то время неограниченное влияние при византийском дворе, когда после смерти правителя Маркиана, последнего прямого потомка императора Феодосия I Великого, династия пресеклась. По преданию, в молодости Лев торговал в мясной лавке, чему, по одной из версий, и был обязан своим прозвищем.

http://sedmitza.ru/text/1202735.html

Спустя несколько лет М. захотела увидеть своего духовного отца прп. Вассиана, но боялась ехать в К-поль, т. к. там жил Дометиан. Кроме того, она хотела уйти в Александрию или в Антиохию, т. к. в Берите все восхваляли ее равноангельскую жизнь. Помимо искушения тщеславием, распространявшаяся о М. молва грозила тем, что в Берит мог приехать Дометиан. М. прилежно молилась Богу, чтобы Он открыл ей правильный путь. Однажды она увидела во сне 3 спорящих мужей, каждый из к-рых хотел взять ее в жены. Их звали Александр, Антиох и Константин. Они бросили жребий, и М. досталась Константину. М. поняла, что это означает благоизволение Божие, чтобы она отправилась в К-поль и увидела своего духовного отца прп. Вассиана (между 472 и 474, как предполагают исследователи - Ibidem). Тот обрадовался, узнав о ее трудах и подвигах и об усердной любви к Богу. Оказалось, что муж М. умер. Прп. Вассиан попросил Беритского епископа отпустить собранных М. сестер в К-поль. Мон-рь Матроны посетила Верина, супруга имп. Льва I Великого (457-474). Мн. страждущие приходили к М. и получали по ее молитвам телесное и душевное исцеление. Так, Антиохиана, супруга патрикия Сфоракия, после своего исцеления построила просторный мон-рь, куда к М. пришли как новые сестры, так и ее прежняя духовная наставница Евгения. Число монашествующих составило 12 чел. М. заранее знала о приближающейся кончине, сподобившись видения райского сада и уготованной ей светлой палаты. Преподав сестрам последние духовные наставления, М. скончалась в возрасте 100 лет, из которых 25 лет она прожила в миру и 75 - в монашестве. Традиционно считается, что М. скончалась ок. 492 г. Манго на основании данных Жития М. предположил, что она род. ок. 430 г. и умерла в 510-515 гг. (Ibidem). Согласно Житию, М. скончалась 7 нояб., поэтому в ряде древних визант. календарей ее память указана под этим числом или под 8 нояб. Но впосл. празднование ее памяти установилось 9 нояб. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 347-348). М. считают основательницей жен. монашества в К-поле ( Hatlie. 2007. Р. 96). В VI в. ее слава была так велика, что Феодор Чтец посвятил описанию ее подвига больше места, чем ее наставнику, о к-ром лишь добавил в конце рассказа: «...и Вассиан, чудный монах, в это же время просиял» ( Theodoros Anagnostes. 1971. S. 109). До XII в. мон-рь Матроны и ее мощи фигурируют в описаниях К-поля (Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в.//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 451). Однако в палеологовский период паломники, посещавшие К-поль, не упоминают о мон-ре Матроны, что свидетельствует об угасании интереса к этой святой.

http://pravenc.ru/text/2562592.html

35 Ср.: «Некоторые люди, нерадиво живущие в мире, спросили меня, говоря: “Как мы, живя с женами и оплетаясь мирскими попечениями, можем подражать житию монашескому?” Я отвечал им: “Все доброе, что только можете делать, делайте…”» (Iohannes Climacus. Scala paradisi 1, 21//PG 88, 640C. рус. пер.: Иоанн Лествичник , прп. 1898. С. 7. 41 В Богородичной гомилии, приписываемой свт. Феодоту Анкирскому, это пророчество также связывается с храмом неведомому Богу в Афинах. Вопрос и оракул, согласно гомилии, были высечены в храме в память потомкам (Theodotus Ancyranus. Homilia in sanctam Deiparam et in navititatem Domini [Dub.] (CPG 6136)/Ed. M. Jugie. P., 1926 (PO 19.3). P. 334). По «Хронографии» Иоанна Малалы, это пророчество Аполлона получили аргонавты на вопрос о храме, основанном ими в Кизике после невольного убийства тамошнего царя. Герои высекли пророчество на камне, посвятив означенный храм «Рее – матери богов». При императоре Зиноне (474–491 г.) этот храм был обращен в церковь Богородицы (Iogannes Malalas. Chronographia 4, 8 (I. Thurn. B., 2000. P. 54–55). Слав. пер.: Истрин 1994. С. 107–108). «Теософия» также сообщает о том, что это пророчество было обнаружено в языческом храме в Кизике, относя это событие ко времени императора Льва I (457–474) (Theosophia. 10, 54 (Beatrice 2000. P. 26=Buresch 1973. S. 111)). 42 Захватив в плен весь мир и подобно огненной стреле: < (Bodl.). то есть в этом кодексе повторение пророчества отсутствует. < (Bodl.). > 46 Придет Отроковица, имущая (Q): пришла восходящая (AV); придет восходящая в нас безмужная Девица (Bodl.). 48 Придет Отроковица во чреве: придет восходящая в нас безмужная Девица, Которой предстоит родить Бога и Отца небесное Дитя (Bodl.). 51 Согласно «Хронографии» Иоанна Малалы, сходное пророчество было дано в Мемфисе фараону, который, устрашенный чудесами Моисея, вопросил о Боге Израиля: «Будет по великому небу сшедшее превосходнейшее пламени, ясное, вечное, бессмертное, пред Которым трепещет все: небо, земля и море – и пред Которым цепенеют преисподние глубинные демоны. Сей бог – Сам себе Отец, без отца; Отец – Сам Сын Свой, треблаженный…». Фараон повелел выбить это пророчество на каменных скрижалях (Iogannes Malalas. Chronographia III, 13–14 (I. Thurn. B., 2000. P. 46–47)). Это место из Иоанна Малалы повторяет Георгий Кедрин (Georgius Cedrinus. Compendium historiarum (I. Bekker. Vol. 1. Bonn, 1838 (CSHB). P. 73–74)). Отметим, что сходные определения Божества встречаются и в одном из гимнов Синезия киренского: «Τ γρ ο σν, ναξ/Πατρων πντων,/πτερ ατοπτωρ,/προπτωρ πτωρ,/υ σεαυτο…» (Synesius Cyrenensis. Hymnus I (III):144–155 (CPG 5639) (C. Lacombrade. P., 1978. P. 49)). Рус. пер.: «Есть ли что-нибудь не твое, о царь? Сам себе отец, отче всех отцов, сам отца не знав, всем ты праотец, сам себе ты сын…» (Грабарь-Пассек, Смыки 1988. С. 286).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Франция — 204, 290, 315 Фридрих Вильгельм III — 324 Фролов-Багреев, Александр Алексеевич — 222, 445 Фусс — 37 Харьков — 368 Хвостов, Дмитрий Иванович — 260, 460 Хиджеу, А. Ф. — 321 („земляка нашего“), 480 Хилков, Иван Михайлович — 114, 413 Хилкова, Надежда Дмитриевна — 411-413 Хилкова, Прасковья Ивановна — 107 („княжна“), 411 Хмельницкий, Богдан (Зиновий) Михайлович — 299, 407, 474 Ходаревская, Катерина Ивановна — 168, 171, 181, 231, 244, 251, 258, 262, 265, 266, 268, 272 273, 275, 276, 286, 314, 316, 334, 363, 372–374, 426, 453, 462, 497 „Ходить гарбуз по городу“ — 356, 492 Хозрев-Мирза — 199 Художники — 179, 249 Царское село — 200–202, 206, 214, 338, 434, 435, 437 Цензурный комитет — 206 Цертелев, Николай Андреевич — 320, 480 Цых, Владимир Францевич — 307, 319, 322, 325, 476 Цюревский, Петр Федорович — 196 („Цуревский“), 432 Цявловский, Мстислав Александрович — 482 Чаговец, Всеволод Андреевич — 388, 414, 483 Чекиев, Федор Иванович — 33, 389 Человеколюбивое общество — 364 Чернигов — 137, 400 Черныш, Василий Иванович — 104, 105, 118, 199, 213, 217, 262 („папеньке“), 265, 268, 270, 295, 330, 334, 352, 373, 410, 442, 460 Черныш, Татьяна Ивановна — 199, 262 („маминьке“), 295, 334, 372, 373, 497 Чернышевский, Николай Гаврилович — 435 Чихмарев — 108 Шамшевы — 184, 427, 428 Шан-Гирей, Аркадий Павлович — 472 Шапалинский, Казимир Варфоломеевич — 63 („профессор“), 65, 66, 77, 79, 81, 100, 400, 401, 403, 409 Шаржинский, Семен Данилович — 332 („прелюбезнейший человек“), 338, 482 Шафонский, Афанасий — 299, 474 Швейцария — 315 Шверин, Густав Адольфович — 364, 393 Швеция — 161, 315 Шевляков, Михаил Викторович — 393, 408 Шевырев, Борис Степанович — 490 Шевырев, Степан Петрович — 353–355, 444, 449, 458, 489, 490–491 Шенрок, Владимир Иванович — 387, 388, 391–393, 396, 398, 399, 402, 406, 407, 409–411, 413, 415–418, 420, 422, 428, 430, 432–435, 437, 443, 445, 447, 451, 453, 454, 456, 457, 460, 462, 465, 476, 479, 481, 487–489, 491, 493 Шереметев (Шереметьев), Дмитрий Николаевич — 198 Шибуев, Василий Козмич — 428

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

В царствования Зинона (474–491) и Анастасия (491–518) были также сделаны попытки навязать единство силой, избегая разрешения проблем. Именно это было целью опубликовния императором Зиноном его знаменитого «Энотикона». 4. Патриарх Акакий. «Энотикон» и конфликты между Востоком и Западом Уже в царствование Льва I становилось все более очевидным, что в Египте и Сирии нарастает антихалкидонская волна. Папа Лев умер в 461г. Среди выдающихся лиц своего времени он был фактически единственным осознавшим (особенно в примирительных письмах к императору в 458г.), что верность Халкидонскому собору требует (и по существу предполагает) верность сотериологическому аспекту христологии святого Кирилла. Монументальной фигуры великого папы будет очень не хватать в последующие десятилетия. В Антиохии внутренняя борьба в Церкви вылилась в частые перемены на епископской кафедре. За кратковременными периодами Максима, Василия и Акакия последовало епископство Мартирия. Против последнего восстал Петр Валяльщик, выдающаяся личность, монофизит, которому удалось последовательно три раза прогнать Мартирия и занять его место, однако лишь для того, чтобы самому быть изгнанным имперскими ставленниками: Иоанном Кодонатом, Стефаном (убитым монофизитской толпой) и, наконец, Каландионом (481). Христологическая традиция старой антиохийской школы была погребена под давлением монофизитства. Особенно она была ослаблена, когда после смерти епископа Ивы (457) Эдесская школа-центр сирийского богословия и культуры-эмигрировала в Нисибис на персидской территории. Новая школа в Нисибисе внесла огромный вклад в интеллектуальное развитие и миссионерское распространение несторианского христианства при «великом митрополите» или «католикосе», проживавшем в Селевкии-Ктесифоне. В Эдессе же то, что еще оставалось от старой школы, было закрыто Зиноном (489). В Египте в это время Тимофей III Салофакиол держался только благодаря покровительству имперских войск. Годы, последовавшие за смертью императора Льва 1 (474), были отмечены борьбой за власть между зятем покойного императора Зиноном, который первым занял трон, и его шурином Василиском. Последний сверг Зинона в январе 475 г., но после его возвращения в сентябре 476-го был сослан. Эта династическая неустойчивость еще яснее показала, насколько христологические споры грозили единству Империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК» ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МОНАСТЫРЬ расположен за к-польской городской стеной напротив Силиврийских ворот в мест. Балыклы; возник на месте целительного источника. Принадлежит К-польскому Патриархату. История «Ж. И.» м. восходит к кон. V - нач. VI в. Существует 2 противоречащих друг другу версии о происхождении мон-ря. 1-е упоминание «Ж. И.» м. в источниках зафиксировано в трактате Прокопия Кесарийского «О постройках» (сер. VI в.), где говорится, что за стеной К-поля в месте, именуемом Пиги (Πηγ - источник), имп. Юстинианом I (527-565) был воздвигнут храм ( Procop. De aedificiis. I 3). Также имеется упоминание «Ж. И.» м. в корпусе текстов «Patriae Constantinopolitanae»: когда Юстиниан был на охоте, он увидел толпу, выходившую из маленькой часовни, и распорядился построить на этом месте большой храм, на который были израсходованы неиспользованные для ц. Св. Софии К-польской материалы ( Preger T. Scriptores originum Constantinopolitanarum. Lpz., 1907. Vol. 2. P. 259). Хронист Георгий Кедрин (XI-XII вв.) назвал точное время постройки храма: 33-й год правления Юстиниана (559-560) ( Cedrenus G. Comp. hist. T. 1. P. 678). В средние века, вероятно монахами «Ж. И.» м., была создана легенда о том, что монастырь был создан в более раннее время. Эта легенда, противоречащая вышеуказанным источникам, сохранилась в пересказе Никифора Каллиста Ксанфопула (XIV в.) (PG. 147. Col. 72-77). Будущий имп. Лев I (457-474), приехав из Фракии в К-поль, обнаружил возле Золотых ворот, где были топкие места, слепого, к-рый попросил дать ему воды и указал на место, где бил источник. Затем Лев услышал голос, повелевший ему протереть водой глаза слепому, а также, когда Лев станет императором, возвести на этом месте храм. Слепец обрел зрение, а после восшествия Льва на престол (7 февр. 457) возле источника был сооружен великолепный храм, по описанию напоминавший постройку Юстиниана. Возможно, до Юстиниана на этом месте находился незначительный монастырь: так, на К-польском Соборе 536 г. присутстовал пресв. Зинон, названный игуменом мон-ря Пресв. Богородицы в Пиги ( Mansi. T. 8. Col. 882, 907, 930).

http://pravenc.ru/text/182279.html

С накоплением материала возникла гипотеза, что раскопанные развалины могли быть остатками дворца первосвященника Каиафы. Раскопки вскрыли также высеченные в скале ступени, оказавшиеся частью террасной древнееврейской улицы, ведущей с Сиона к Силоамской купели. Руины дома Каиафы впервые видел и описал в 333 г. анонимный «Бордосский путник» (паломник из Бордо). Пятнадцатью годами позже о них говорил святитель Кирилл Иерусалимский . Рубежом 50–60-х гг. V в. датируется базилика, построенная на этом месте на средства, пожертвованные императрицей Евдокией. В ее фундаментах, впервые раскрытых в 1907 г., археологами были найдены монеты с изображениями византийских императоров, современников Евдокии, – ее мужа Феодосия Младшего (408–450), Маркиана (450–457) и Льва Великого (457–474). Специалисты считают, что большая церковь Петра к востоку от Сенакля изображена даже на мозаической Мадабской карте (конец VI в.) – древнейшем изображении Иерусалима. Церковь серьезно пострадала в период самаритянского восстания 529 г., а затем была полностью разрушена персами в 614 г. После победы императора Ираклия над персами преподобный Модест, архимандрит Лавры святого Феодосия Киновиарха, восстановил, как известно, практически все христианские святыни Иерусалима. Во всяком случае, в 30-е гг. VII столетия несколько монахов из Лавры Феодосия служили, по свидетельству источников, в храме Апостола Петра. В начале XI в. иерусалимские храмы подверглись новому разгрому. На этот раз инициатором антихристианских гонений стал Хаким Безумный, халиф новой, фатимидской династии. Тем не менее место «плача апостола Петра» на склоне холма по-прежнему почиталось. Крестоносцы восстановили находившуюся здесь прежде церковь . Современное ее название в латинской форме «Sanctus Petrus- in-Gallicantu» (Святого Петра там, где пел петух) впервые появляется в «хождении» англосаксонского паломника Сэвульфа в 1102 г. Храм крестоносцев был разрушен в 1219 г. Августинский монах Джакомо из Вероны писал в 1335 г.: «На той же горе Сион, на склоне, по направлению к долине Иосафата, существовала когда-то церковь , но сейчас от нее нет никаких следов. Это – место, где Петр оплакивал свое троекратное отречение».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Очерки культурной истории Византии Г. Гельцера, профессора Иенского университета Глава I. Василевс и его значение Вне всякого сомнения, восточно – римские императоры в своей совокупности принадлежали к числу наиболее одаренных и выдающихся людей всемирной истории. По древне – римскому обычаю на первом плане стоят блестящие воины, которые занимают освобождающийся престол. По смерти Маркиана (457) только арианская вера помешала алану Аспару вступить на престол. Но, избранный им правитель Лев Фракиец (457–474) был генералом, так же как и его зять Зинон. Юстин I, начальник дворцовой гвардии, основал владычество дома Юстиниана, и по пресечении его династии снова были возведены на престол через усыновление и назначение со стороны своих предшественников дельные военачальники, Тиверий II (578–582) и Маврикий (582–602). Точно также Ираклий в 610 г. достиг власти, как победоносный вождь революционного флота. И в VIII в., когда анархия и дворцовые революции сделались хроническими, государство спас Лев Исавр – лучший военачальник своего времени. Когда грозила опасность со стороны болгар в 813 г. и слабый император Михаил И, велевший игумену студийского монастыря составить план военных действий, проявил полнейшую неспособность, то, по бурному требованию народа и войска, был провозглашен императором генерал армянского происхождения – Лев V, а когда последний был убит, то даже его противник, смещенный им патриарх Никифор, заявил, что империя во Льве, этом враге веры, потеряла мощного правителя государства. К короне мог стремиться каждый, как к награде доблестнейшего, и главные военачальники, следовательно, ближайшие кандидаты на корону, были часто людьми темного происхождения. Один бедный дарданский парень забрел в столицу империи, чтобы попытать счастья в качестве солдата. Это был Юстин I. Василий I был простым конюхом, а Роман Лакапин был простой солдат из фемы Армениак, который привлек к себе внимание Льва VI Философа своей страшной борьбой со львом. Совершенно естественно, что честолюбцы, как и во времена цезарей III и IV вв., еще при жизни монарха разузнавали о личности его заместителя. Оракулы относительно царей играют в эту христианскую эпоху такую же значительную роль, как раньше в языческую; только на место философов или дриад выступали в качестве пророков монахи. Многое из того, что нам передается о подобных оракулах, вымышлено впоследствии. Но много численные государственные процессы и преследования за такого рода попытки проникнуть в будущее показывают, до какой степени оракулы действительно владели умами. Один монах предсказал престол Филиппику Вардану (711–713). Другой встречает трех военачальников и также предсказывает им власть: Лев V Армянин (813–820) становится действительно императором, Михаил II убивает его и наследует ему (820–829), наконец, Фома провозглашает себя императором против Михаила. Без сомнения, такие оракулы действовали решающим образом на фантазию и на поступки этих столь же сильных, сколь грубых и суеверных людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010