Лобакова 1997 – Лобакова И.А. «Житие митрополита Филиппа». I. Соотношение Краткой и Пространной редакций Жития//ТОДРЛ. СПб., 1997. Т. 50. С. 270–280. Лобакова 2001 – Лобакова И.А. «Житие митрополита Филиппа» в составе летописно-хронографических сводов XVII века//ТОДРЛ. СПб., 2001. Т. 52. С. 657–666. Лобакова 2006 – Лобакова И.А. Житие митрополита Филиппа: Исследование и тексты. СПб., 2006. Лобачёв 1994 – Лобачёв С.В. Лобное место в Москве: история и миф//Наука и жизнь. 1994. 3. С. 146–151. Лобачёв 1995 – Лобачёв С.В. К вопросу о ранней биографии патриарха Никона //Средневековая Русь. Сб. науч. ст. к 65-летию со дня рождения проф. Р.Г Скрынникова. СПб., 1995. С. 52–69. Лобачёв 2003 – Лобачёв С.В. Патриарх Никон . СПб., 2003. Лукин 1999 – Лукин В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа. М., 1999. Лундин 1990 – Лундин А.Г. Астар II Мифологический словарь. М., 1990. С. 69. Луппов 1970 – Луппов С.П. Книга в России в XVII веке. Л., 1970. Луппов 1983 – Читатели изданий московской типографии в середине XVII века/Публикация документов и исследование С.П. Луппова. Л., 1983. Лурье 1959 – Лурье Я.С. Иосиф Волоцкий как публицист и общественный деятель//Послания Иосифа Волоцкого /Подг. текста А.Л. Зимина и Я.С. Лурье. М.; Л., 1959. С. 19–97. Лурье 1960 – Лурье Я.С. Идеологическая борьба в публицистике кон. XV – нач. XVI в. М., Л., 1960. Лурье 1988 – Лурье Я.С. Геронтий//Словарь книжников 2/1. С. 163–165. Лурье 1988а – Лурье Я.С. Иона//Словарь книжников 2/1. С. 420–426. Лурье 1988б – Лурье Я.С. Исидор//Словарь книжников 2/1. С. 449–450. Луцевич 2002 – Луцевич Л.Ф. Псалтырь в русской поэзии. СПб., 2002. Любопытная статья – Любопытная статья из Gazettes de France, 1648 года//Сын отечества. СПб., 1838. Т. 2. Отд. 3. С. 30–35. Люстров 2000 – Люстров М.Ю. Уход патриарха Никона как подражание образцам (к вопросу о самосознании московского патриарха)//Герменевтика древнерусской литературы. М., 2000. Сб. 10. С. 447–459. Люстров 2000а – Люстров М.Ю. Уход патриарха Никона как подражание образцам (к вопросу о самосознании московского патриарха)//Герменевтика древнерусской литературы. М., 2000. Сб. 10. С. 447–459. [? корр.]

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Блаженные памяти великий государь царь и великий князь Феодоръ Ивановичъ всеа Русин посл тово вскоре, оставя земное царство,//(л. 7об.) преселился въ вечные обители. А посл, де, государь, тово стояло Смутное время многие годы. Тот 1543 де, острожокъ 1544 , избы, и анбары 1545 , и всякой заводъ нын знаютъ, и останокъ еще есть, и старожиловъ 1546 еще мочно сыскать. А какъ, государь, мн, богомольцу твоему, хать будтъ нын с мощми святаго чудотворца Филиппа митрополита с Соловковъ рекою Онгою, а приехавъ на усть Онжское под порогъ, покамста изъ судовъ перекладыватца, и порогъ поднимаючи, будтъ дни с три и съ четыре мешкать 1547 . А та Золотая, государь 1548 , гора, ис которой длано бывало 1549 золото, будтъ отъ устья реки Онги верстъ за шестьдесятъ. Мн 1550 , государь, богомольцу твоему, до то Золотые горы, гд преж сего длано золото, будть ты, государь, на то изволишь послати, и то горы и заводу старыхъ, гд было 1551 копана золотая руда, напередъ досмотрети, послать для подлинново вдома можно и чмъ 1552 золотая руда отъвдать мастера сурмы и виннова 1553 камени, и селитры, и что къ тому золотому длу годно. Вли, государь, ко мн, богомольцу своему, свой, государевъ, указъ учинити. Сия 1554 отписка послана ко государю къ Москв с нарочным гонцомъ, с московским стрельцом приказу Леонтия Романова Озарьева, с Михалком Яковлвым, съ новгородцомъ, и память ему дана о подвод къ прикащику, къ Давыду Каменеву. Примечания Л. 6об. ...Романъ Неплюевъ... – В московских боярских книгах Роман Иванович Неплюев упоминается как дворянин московский с 1636 г. – Указатель 1853, 290. В 1648–1650 гг. он был воеводой в Ольшанске – Барсуков 1902, 161. ...былъ игуменомъ в Кожеозерскомъ монастыр... – Как сообщает И. Шушерин в «Известии» о патриархе Никоне , в Кожеозерский монастырь Никон пришёл в 1639 г., когда лодка, на которой он покинул Анзерский скит, после бури на Белом море пристала к берегу Онеги. На следующий год по благословению настоятеля обители Никон удалился на остров возле речки Виленги в 40 поприщах от монастыря, построил себе келью и начал жить по распорядку Анзерского скита. А в августе 1643 г. новгородский митрополит Аффоний поставил Никона игуменом Кожеозерского монастыря – Шушерин 1997, 29–30. Имя игумена Никона впервые встречается в грамоте 13 августа 7151 (1643) г. – Кр. описание, 480. При вступлении в должность Никон дал в монастырь вклад «двадцать рублев денег, да херувими и серафими в церковь он же дал ризы кутняные брусничной цвет оплечье бархат черной подложены крашениною червчатою за пять рублев» и «киндяк лимонной» – Кр. описание, 480; Лобачёв 1995, 64; Рягузова 2002, 44. В 1646 г. патриарх Иосиф поставил Никона архимандритом московского Ново-Спасского монастыря – Шушерин 1997, 31.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

«Сего ради уподобись Царствие Небесное человеку царю... аще не отпустите кождо брату своему от сердец ваших прегрешения». – Мф. 18:23 – 35 . ...«Отпустите и отпустятся вам». – Лк. 6:37 . ...отпустите, предварив рек. и Он отпустит вам; аще удержите, удержится. – Ср.: Мф. 6:14 – 15 . Л. 183 «Аще Моисея и пророки не послушают, то аще кто и от мертвых воскреснет, не имут веры» – Лк. 16:31 . ...аще бы Петр и Павел востали... – По упоминанию патриархом Никоном имен апостолов Петра и Павла (из 12-ти) можно, на мои взгляд, датировать послание периодом Петрова поста, завершающегося 29 июня (12 июля н. с.) в день праздника славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. «Поминайте юзники, яко с ними связани; озлобляемъся. аки и сами суще в теле». – Евр. 13:3 . На Москве в смутное время, тобою, великим государем, посылаем, всюду ходил, будучи архимандритом на Новом у Спаса, не поминаючи свою смерть.– Никон был архимандритом Ново-Спасского монастыря в 1646 г.– март 1649 г. Ново-Спасский монастырь – первоначально Спасо-Преображенский, основан Иваном Калитою в 1330 г. в Кремле; в 1490 г. перенесен на Крутицы. В XVII в. был одним из первых по назначению монастырем. Под «смутным временем» патриарх Никон , возможно, имеет в виду восстание в Москве в начале июня 1648 г., причиной которого явились меры правительства, возглавляемого Б.И. Морозовым: усиление налогового обложения и сокращение жалования «служивым людям» – стрельцам и подьячим, требования о непомерном и суровом взыскании недоимок с «тяглых людей» привели к взрыву возмущения. 3 июня после столкновения народа со стрельцами и убийства одного из особо ненавистных народу видных деятелей правительства Б.И. Морозова думного дьяка Назария Чистого царь Алексей Михайлович попытался усмирить разъяренную толпу при помощи увещаний духовенства: к Лобному месту с образом чудотворной иконы Владимирской Богоматери был послан патриарх Иосиф с находившимися в то время в столице митрополитами, архиепископами и архимандритами, среди которых, возможно, был и Никон. Толпа требовала выдачи Б.И. Морозова, и все попытки общения духовенства с восставшими не привели к успеху: неоднократно к народу выходили царский духовник Стефан Вонифатьев и патриарх. Есть мнение, что народ утихомирился благодаря обращению к нему «калугера» – «одного из московских монахов», славившегося «примерной жизнью» и «ревностью к своей вере» – Френкель 1985, 311; Гольдберг 1963, 143 – 144; Любопытная статья, 30 – 35. По одной версии, к народу обратился архимандрит Никон – Скрынников 2000, 387. По другой – это был царский духовник С. Вонифатьев – Чистякова 1975, 69 – 70; Румянцева 1998, 33 – 34.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Третья починается с Сентября. 1638. Книга Царственная, в десть. 1639–1640. Две книги Григория Богослова , в десть. 1641–1642. Две книги Иоанна Лествичника , одна в десть, а другая в полдесть. 1643. Книга Криница в десть. 1644. Книга Соборник, в десть, в начале житие Феодосия общего. 1645. Книга в десть Соборник, в начале житие трех Святителей Московских. 1646. Книга Исак Сирин. 1647. Книга Патерик Египетский с повестми. 1648. Книга Патерик Печерский, в полдесть. 1649. Книга Аввы Дорофея, в полдесть, да в ней же Симеона Нового Богослова. 1650. Книга Петр Дамаскин, в ней же и Зерцало. 1651–1652. Две книги в полдесть Небеса. 1653. Книга Соборник, в начале житие Симеона Столпника, и иных святых. 1654. Книга Соборник, в начале житие Иоанна, архиепископа Новгородского, в полдесть. 1655. Книга Соборник, в начале служба и житие Иоанна Суздальского, в полдесть. 1656. Книга Соборник, в начале житие и хожение святых чудотворцев Козмы и Домияна, в полдесть. 1657. Книга Соборник, в начале житие Саввы Сторожевского, в полдесть. 1658. Книга в полдесть, в начале слово похвальное великомученик четыредесяти, иже в Севастии. 1659. Книга Соборник, толст, а в ней три месяца: Июнь, Июль, Август, в полдесть, в начале житие Дионисия Глушицкого. 1660. Книга в полдесть, житие и служба Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев. 1661. Книга Соборник, в четверть, житие Кирилла Белозерского, да Макария Желтовоцкого чудотворца 1662–1663. Две книги в десть, Прологов. Из Володимира Рожественского МОНАСТЫРЯ. Выписано из отписных книг 145 года. 1664. Книга Степень царская, в десть. 1665. Книга Правила Никонские, в десть. 1666–1667. Две книги Апостолов толковых, в десть. 1668–1678. 11 книг бесед Евангельских, другонадцатая книга, в них Евангелие Матфей, в досках, без кожи, все в десть, письменные. 1679–1684. Шесть книг Уставов, три в десть, один в них печатный, а три в полдесть, один расплетен в них на двое. 1685–1689. Пять книг Летописцев, в десть, один в них в полдесть, письменные. 1690–1691. Две книги Андреатис, в десть, письменные.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

9 . 21 октября 1651 года, спустя четыре месяца после поражения Хмельницкого под Берестечком (30 июня 1651 года), преподобный Иов имел откровение свыше, что чрез семь дней он должен скончаться. «И таким образом, по словам Досифея, день и час отшествия своего еще пред седмицею на время изрече, еже и сбыстся. 394 28 октября 1651 года преподобный Иов сам служил Божественную литургию, и по окончании её, воздав последнее целование сетующей братии, в тот же самый час, который предсказал без всякой болезни мирно перешел от привременной сей жизни к вечному блаженству, в царство великого короля Иоанна Казимира III (1648–1668). Братия со слезами спрятали иссохшее от поста и трудов тело отца и наставника своего, и отпевши его по чину святые православные церкви, благочестно предали оное земле по обычаю на шестом году царствования государя всея России Алексея Михайловича (1645–1676), при Луцком епископе Дионисии Балабане (1650–1657), киевском митрополите Сильвестре Коссове (1647–1657), и всероссийском патриархе Иосифе (1633–1652). 395 Глава четвертая 1 . Открытие мощей преподобного Иова; 2. Знамения, последовавшие после этого; 3. Явление преподобного Иова во время войны Збаражской; 4. Преподобный Иов наказывает за неуважение к мощам своим; 5. Судьба мощей преподобного Иова во время завладения Почаевской обителью базилианами; 6. Уважение униатов к преподобному Иову; 7. Намерение базилиан Почаевских канонизовать его; 8. Судьба этого предприятия. 1 . Семь лет лежало тело преподобного Иова в земле по его погребении. В это время над могилой его весьма часто являлся необыкновенный свет, приводивший многих в недоумение. Наконец на восьмом году (1659) во едину от нощей сам блаженный Иов явился в сонном видении тогдашнему киевскому митрополиту Дионисию Балабану (1657–1663), извещая его следующими словами: «извествую твоему преосвященству, яко тобою хощет Бог открыти кости моя». Чрез несколько времени видение повторилось. Но митрополит, как мудрый и искусный богослов, хотя и узнал старца, потому что, по словам Досифея еще когда жил преподобный Иов, «он знал хорошо образ лица и богоугодное житие его», 396 но на первых порах не обратил на это серьезного внимания приписывая это сонному, обыкновенному мечтанию, а не преестественному Божию промыслу. Тогда преподобный Иов явился Дионисию в третий раз, не давая покоя митрополиту и уже отмщением грозя ему, если не исполнит повеленного. Митрополит пробудился в трепете, и оттоле уразумел, что это было от Божия произволения. Вследствие этого Дионисий, нимало не медля на утро взял с собою бывшего на ту пору в Киеве овручского архимандрита Феофана Креховецкого и со всем клиром своим отправился в обитель Почаевскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Иезуиты не позволили сделать этого. Мало того, они самым пагубным образом заставили внешнюю политику Польши служить католическим интересам. Уже в 1581 году отец Антонио Поссевино, папский легат в Москве, всеми средствами старался побудить царя Ивана Грозного к сближению с римской церковью. Иван действительно проявил известную готовность к подобному сближению. Полный самых радостных надежд, Поссевино выступил в качестве посредника при заключении мира при Киверовой горе между Россией и Польшей, мира, выведшего Ивана из очень затруднительного положения. На это как раз и рассчитывал хитрый государь. Об обращении русских речи больше уже не было. Поссевино покинул Россию, ничего не добившись. Два десятилетия спустя отцам-иезуитам представился новый, еще более заманчивый случай для того, чтобы захватить Россию. Беглый монах Гришка Отрепьев рассказал одному иезуиту, что он – сын царя Ивана, Димитрий, и заявил о своей готовности подчинить Московское государство Риму, если взойдет на царский престол. Недолго думая, иезуиты взяли это дело в свои руки, ввели Отрепьева в дом сандомирского воеводы, который выдал за него свою дочь, выступили защитниками его притязаний пред лицом Сигизмунда III и папы и добились набора польского войска против царя Бориса Годунова. В награду за эти услуги Лжедмитрий отрекся в краковском доме иезуитов от веры своих отцов и обещал даровать ордену после победы над Борисом резиденцию в Москве рядом с Кремлем. Но как раз эта благосклонность к католическим монахам и вызвала взрыв ненависти православных русских против Лжедмитрия. 27 мая 1606 года он был убит вместе с несколькими сотнями поляков. Эта неудача дорого обошлась как полякам, так и иезуитам. Если до этого момента почти нельзя было говорить о чувстве национального самосознания русских, то теперь это чувство проявилось с огромной силой, приняв в первое время характер фанатической ненависти к римской церкви и Польше. Союз с Австрией, который орден поддерживал всеми своими силами, и агрессивная политика Сигизмунда III против турок, также поощрявшаяся орденом, имели для Польши почти столь же печальные последствия. Словом, ни одно государство не испытало в своем развитии иезуитского влияния так сильно, как Польша, и ни в одной стране, за исключением Португалии, орден не пользовался таким могуществом. Польша имела не только «короля иезуитов», но в лице Яна Казимира [Ян II Казимир Ваза (1609–1672) – польский король и великий князь Литовский (1648–1668), последний из династии Ваза] и короля-иезуита, то есть государя, который стал членом ордена еще до своего вступления на престол.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iezu...

Поучения его – в рукоп. Киевской Лавры (Опис. Софийск. соб. стр. 196). 179. Феодосий Сафоновичь , учитель и проповедник Киевский, с 1665 г. игумен Златоверхого Михайлова монастыря, написал: «Выклад» или учение «о церкви и ее тайнах», нап. в Киеве 1666, 1668 г., в Уневском монаст. 1674 г., и подвергавшийся в Москве при патр. Иоакиме строгой критике за учение о евхаристии. «Речь» его царю Алексею Михайловичу нап. у Бант. Каменского в Ист. Малор. II, пр. 179. «Хроника» его о событиях России до 1290 г. взята из Киевской и Волынской летописей; к тому прибавлены кое какие отрывочные известия о последующих событиях России, и потом краткая хроника Польши и Литвы, взятая из Стрыйковского (Старчевский в Ист. ист. литт. 73–82). Михаил Лосицкий , иеромонах Густинской пустыни, в 1674 г. написал «Кронику» юго-западной России (изд. во II т. Собр. лет.) и около того же времени – Летопись Густинского монастыря. В той и другой много известий редких и важных для церковной истории. «Кроника» описывает события 840–1597 г. Известия ее важны особенно с 1300 г. 180. Иннокентий Гизель , посылан был, как пишет Домецкий, в числе прочих в заграничные училища для образования; в 1648–1650 г. был ректором коллегии, а с 1656 г. из игумена Николаевского поставлен в архимандрита Печерской Лавры и в этом звании пользовался уважением на юге. Скончался в 1684 г. Он писал: а) «Мир человека с Богом», или о силе покаяния, нап. К. 1669, 1671 г., сочинение не сильное; б) «О истинной вере», или ответ иезуиту Бойме о власти папы, – сочинение слабое; в) «Синопсис» Русской истории до царя Феодора Алексеевича – перевод Хроники Сафоновича, кое-чем дополненный, слабый, но первый, опыт истории, нап. в К. 1674, 1676, 1678, 1680 г. До истории Ломоносова. эта книжка, за неимением других, была классическою. Плод усердия Гизелева к св. Лавре – издание Патерика Печерского, К., 1661 г., где, к сожалению, сильно испорчен текст древних повествователей. Письмо его к царю Алексею в Опис. Печерск. Лавры. К., 1847, стр. 172. 181. Иоанникий Голяговский , учившийся и учивший в Киевской коллегии, игумен Купятицкий, 1659–1662 г. ректор коллегии, с 1672 г. архимандрит Северского монастыря, даровитый и многосведущий. † 1688 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Кадило серебреное, травы позлащены, цепи и кольца и круг серебряные же. Фонарь о пяти верхах. Крест выносной. Пояс шелковый с 4 кистями 6 1 / 4 , аршии, китайчатый, двоеличный. В церкви же, у левого клироса, хоругви успение Богородицы, на обороте Тихона чудотворца. Паникадило медное, немецкое. Да в трапезе стоят царские двери, столпцы и сень резные на золоте сусальном с красками, новые, в той же трапезе деисусы, праздники и пророки писаны на празелени. Да в ризнице книги печатные: устав печатный, два пролога, три триоди постный, да цветное, евангелие толковое, 4 трефолоя, с праздники, меч духовный, требник, два апостола, минея общая, патерик печерский киевской печати, псалтирь следованная, октоих 1 гласа, две книги скрижали, два октаи 5 гласа, четыре книги беседы на Евангелие, 11 книг миней, три служебника, ирмолог, синодик, вкладная книга печатная, увет духовный, 24 книги письменные, 6 пудов воску. Выпись с писцовых книг Василия Колычева, да подьячего Василия Рожнова 7139 (1631) года. Выпись с писцовых книг Василия Колычева, да подьячего Василия Рожнова 7135 (1627) 7136 (1628) 7137 (1629) и 7138 (1630) годов. Выпись с писцовых книг Дмитрия Солынского, да подъячего Матвея Кондратьева 7154 (1646) года. Выпись с переписанных книг Михаила Вишнякова, да подьячего Ивана Жидкова 7156 (1648) года. Да семь памятей отпускных вдовы Агафьи Юрьевой дочери Ивановской, жены Захарова, на дворовых полонных людей и крестьян, а те люди и крестьяне живут в Тихоновой пустыни; 10 памятей отпускных на крестьянских девочек; 18 памятей в наемных пустошах и в сенных покосах, и в лесах. Поступная Степана Осипова сына Сухотина на крестьянина Изотку с женою и детьми 7180 (1672) года 39 112 отписей ямскими и полтинными деньгами и стрелецкому хлебу. 10 памятей заемных в деньгах и хлебе, 2 памяти ссудные иноземца города Борисова Ивашки Петрова сына Викулова 7166 (1658) года. Запись Ивана Ефимова сына Гличева, да Василия Андреева сына Аверкиева 7189 (1681) года в убийственном деле. Отпускная вдовы Марфы Григорьевой жены Челюскиной в беглой женке Марфушке 7176 (1668) года.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В 1928–1929 гг. были снесены колокольня и Никольская церковь Сретенского монастыря. Вслед за этим настала очередь старинного храма преподобной Марии Египетской. Его уничтожили в 1930 г. В храме находился ковчежец с частями святых мощей Марии Египетской и благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, последний был передан после закрытия храма в Государственный исторический музей. Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни. В 1395 году на Кучковом поле, у деревянного храма преподобной Марии Египетской (освящена в 1385 году), был отслужен молебен в честь встречи (Сретения) москвичами Владимирской иконы Божией Матери. Эту святыню принесли сюда крестным ходом в момент угрозы нападения на Москву полчищ Тимура-Тамерлана. В 1397 году князь Василий I объявил о создании на этом месте Сретенского мужского монастыря, в состав которого вошла и приходская церковь преподобной Марии Египетской. Много пожертвований Сретенскому монастырю и церкви Марии Египетской было сделано первой супругой царя Алексея Михайловича Тишайшего (второго из династии Романовых) Марией Ильиничной. Мария Ильинична Милославская (1624–1669) была глубоко верующей и занималась благотворительностью. Она считала преподобную Марию Египетскую своей Небесной покровительницей, а единственный храм в честь этой святой в Москве в XVII веке находился как раз в Сретенском монастыре. С 1648 года празднование дня памяти преподобной Марии Египетской в нашей обители приобрело характер государственного праздника, на него съезжались бояре и митрополиты, из Кремля приезжал Патриарх. Царь Алексей Михайлович и царица Мария Ильинична подарили монастырю икону «Святые Алексий, человек Божий, и Мария Египетская» для местного ряда иконостаса собора. В 1668 году благодаря царице для церкви преподобной Марии Египетской был изготовлен так называемый Мариинский колокол. Торжественное почитание святой Марии Египетской как покровительницы царского рода Романовых-Милославских продолжалось и после смерти Марии Ильиничны, вплоть до кончины царя Иоанна Алексеевича в 1696 году.

http://sobory.ru/article/?object=41483

В то время, когда Федор Мстиславский владел филевской вотчиной, здесь появилась деревянная Покровская церковь с приделом в честь Зачатия святой Анной Пресвятой Богородицы. Храм был основан в 1619 году не только Мстиславскими, но и тщанием недавно воцарившегося Михаила Федоровича в честь памятного и благодатного для Москвы и России события: в праздник Покрова, 1 октября 1618 года, войска польского королевича Владислава, призванного в период Смуты на русский престол, и польского гетмана Сагайдачного, попытавшиеся приступом взять Москву, были решительно отброшены русскими. Это было фактическое окончание Смутного времени. В этой победе москвичи увидели явное покровительство Богородицы, и тогда в Москве появились несколько новых Покровских церквей (в царских резиденциях Рубцове и Измайлове и в Медведкове – вотчине князя Пожарского) в том числе и в Филях. И хотя храм был устроен тщанием первого Романова, Мстиславские обустраивали храм, обеспечив его иконами, утварью и колоколами. Появление же Зачатьевского придела было связано с тем, что Федор Мстиславский оставался бездетным – все его чада умирали в младенчестве, а он страстно хотел иметь наследника и в молении соорудил этот придел. И все же он остался без потомства. После его смерти в 1622 году филевская вотчина перешла его сестре Ирине, инокине Вознесенского монастыря. Поскольку обитель она не покинула, все дела в имении вел управляющий Третьяк Резанцев. В деревянном Покровском храме хранилась икона мученицы Ирины в честь тезоименитства владелицы. Лишь после смерти монахини, последовавшей в 1639 году, вотчину забрали в казну, и в ней было заведено дворцовое хозяйство. А духовенство в Покровский храм назначал сам патриарх ввиду дворцового статуса Филей. Царь Алексей Михайлович бережно относился к далекой вотчине, ибо любил здесь «тешиться», то есть охотиться на птицу и всякого зверя, наказывая беречь «Хвильские болота» и никого туда не пускать. Уже в 1646 году Алексей Михайлович пожаловал это владение Ивану Даниловичу Милославскому, отцу своей первой жены Марии Ильиничны. Всем была памятна былая бедность Милославских, когда его дочери продавали на базаре собственноручно собранные в лесу грибы, но он умело использовал свое новое положение при дворе и после соляного бунта 1648 года возглавил правительство. Государственное управление ему явно не удалось: во время следующего – медного бунта 1662 года Милославский был обвинен восставшими москвичами в измене. Тем не менее, он благополучно дожил до смерти в 1668 году, а в следующем году умерла и его венценосная дочь. Филевское имение перешло к племяннику покойной царицы, знаменитому Ивану Михайловичу Милославскому – будущему зачинщику стрелецкого бунта 1682 года и главе антинарышкинских настроений. Последние годы опальный боярин доживал в другой своей вотчине – Всехсвятской, что на Соколе, но лишь после его смерти в 1685 году филевские земли снова отошли в казну.

http://pravoslavie.ru/597.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010