Иринарха), 88 (оценка лошадей), 89 (Память о дарах), 90 (Челобитн. об отпуске из Москвы монахов в Киев), 312 (Отписка 1650 г. о монахе Дамаскине Птицком), дополн. к III т., 2 (Свидетельство 1647 г. постриженнику м-ря Марку), 15 и 16 (Челобитн. 1648 г. постриженника Марка); IV, 51 (Письмо 1658 г. Киев. духов. царю Алекс. Мих. о католич. притеснениях; архим. Иннокентий Гизель), 58 (Наказ 1658 г. о раздаче наград Войску Запорож.); V, 36 (Жалоба 1661 г. архим. Иннокентия Гизеля на разорение вотчин м-ря), 77 (Письмо 1663 г. к царю старца Илариона Добродеяшека), 111 (Отписка 1665 г. об измене Печер. монахов); VI, 26 (Ж. гр. 1665 г. архим. Иннокентию Гизелю на влад. мест. Смелое), 40 (Письмо 1666 г. архим. Иннок. Гизеля царю о принятии м-ря под свое покровительство), 68 (Письмо 1667 г. того же архим. к гетм. Дорошенку с убеждением отступиться от союза с татарами); VII, 13 (Ц. гр. 1668 г. архим. Иннок. Гизелю по случаю смут в Малороссии), 31 (Показания 1668 г. архим. Иннок. Гизеля по обвин. еписк. Мефодием), 44 (Письма к царю с благодарн. за милостыню), 111 (Жалоба 1661 г. Ив. Чаадаева); VIII, 8 (Челобит. 1669 г. об измене духовн. лиц), 26 (Вести 1669 г.; говорится, между прочим, о погребении митроп. Балабана), 30 (Письма 1669 г. архим. Иннок. Гизеля царю о верности митроп. Тукальского), 31 (Письмо 1669 г. того же архим. царю с представлением сочиненн. им книги «Мир с Богом человеку»), 33 (Письмо архиеп. Лаз. Барановича к царю с просьбою милостиво принять сочинение архим. Иннок. Гизеля), 42 (Отписка 1669 г. к царю об отпуске в Москву Антониевых пещер блюстителя игум. Кирилла с братиею), 43 (Челобит. 1669 г. архим. Иннок. Гизеля об утвержд. и даровании вотчин и о независим. м-ря от Киев. митрополии), 53 (Ц. ж. гр. 1669 г. архим. Иннок. Гизелю на владение местностями), 60 (Отписки 1669 г. к царю: о выдаче архим. Иннок. Гизелю с братиею соболей и золота), 71 (Письмо 1669 г. архим. Ин. Гизеля с благодарностью за подарки), 82 (Письмо 1669 г. от царя архиеп. Лаз. Барановичу о благосклонном принятии книги Иннок.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Рис. 9. Фрагмент челобитной новгородского митрополита Никона царю Алексею Михайловичу о пути следования от Соловецкого монастыря в Москву (до 23 марта 1652 г.). РГАДА, ф. 153, оп. 1, д. 20. ч. 23, л. 1. Примечания Л. 4 ...твоему государеву боярину князю Ивану Никитичю Хованскому... – О нем см.: 5. Примечания. Л. 532. ...дьяку Гаврилу Леонтьеву... – Занимая должность подьячего Владимирский чети, Леонтьев Гаврила в 1610-х годов был первым по окладу; в 1627 г. пожалован в дьяки и назначен в Патриарший Судный приказ; с 1637 г. он дьяк Стрелецкого приказа; в 1638 г. с окольничим С. Проестевым служит послом в Польше; в 1642 г. – дьяк в Астрахани; в 1648 г. – дьяк Земского приказа; в июле 1648 г. назначен в приказ боярина Н.И. Одоевского для составления Соборного уложения; в 1649 г. – дьяк владимирского Судного приказа и приказа Рейтарского строя. 23 июля 1650 г. с Г.Г. Пушкиным в качестве полномочного посла был в Польше. В 1652 г. во время поездки на Соловки за мощами митрополита Филиппа утонул вместе с детьми в белом море – Богоявленский 1946, 268; Веселовский 1975, 290–291. 4 . Челобитная новгородского митрополита Никона царю об увеличении количества гребцов (до 6 апреля) РГАДА, ф. 153, оп. 1, д. 20, ч. 33, л. 1. Столбец; писцовая скоропись. Бумага без филиграней. Челобитная датирована по помете на обороте столбца, содержащей дату получения документа. Текст изд. по ркп. РНБ, ОСРК, F. I.337, л. 9об.–10; Севастьянова 2004, 318. 1512 Государю царю и великому князю Алексю Михайловичю всеа Русии! Богомолец твой, государев, новгородцкой Никон митрополит. Бога молю и челом бью. В нынешнем, государь, во 160 (1652)-м году по твоему, государеву, указу велено мн, богомолцу твоему, хати на Соловки по мощи иже во святых отца нашего Филиппа митрополита. И я, богомолец твой, писал к теб, государю царю, чтоб мн, богомолцу твоему, с чюдотворцовыми мощми хати с Соловков на устье на Онжское и на Каргополь, и иными реками и озеры до города Дмитрова для береженья чюдотворцовых мощей. А в подорожной мн, богомолцу твоему, государеву, написано; в дву судах давати дву кормщиков да тритцать человк гребцов. И тми людми, государь, на тх судах вверх реками поднятца немочно и поспешити невозможно. А против горних подвод в подорожной мн, богомольцу твоему, написано гребцов мало.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

63 . Краткое историческое описание о Малой России до 1765 года с дополнением о запорожских казаках, и приложениями, касающимися до сего описания, собранное из летописей польского и малороссийского журнала или записок генерала Гордона, Страленберга шведского историка, из жизнеописания о государе Петре Великом архиепископом Феофаном и греком Антонием Калифором, фамильных записок и публичных указов 1789 г. Москва, 1848. (В Чт. моск. общ. ист. и древн.). 64 . Повесть о том, что случилось в Украине с той поры, как она Литвою завладела, аж до смерти гетмана Богдана Хмельницкого. Москва, 1847. (В Чт. общ. ист. и древн.). 65 . Slawische Jahrbucher,herausgegeben v Jordan.1840. (Послание раввина о бедствиях, постигших евреев от казаков). 66 . Описание Малой России и Украины, с приложениями. Сочинение Станислава Зарулеского, служившего в российской армии капитаном. Москва, 1847. (В Чт. моск, общ. ист. и древн.). 67 . Историческое известие о возникшей в Польше унии. Соч. Н. Бантыша-Каменского, в 1795 г. собранное. Москва, 1805. 68 . Описание киевософийского собора и История киевской иерархии. Киев, 1825. 69 . Dzieje panowania Jana Kazimierza od roku, 1656 do jego abdykacyi w roku 1668 przez ks. Michala Krajewskiego. 2 tomv. Warszawa 1846. 70 Historia panowania króla Wladyslawa IV przez Kajem. Kwiamkowskiego. Warszawa 1825. 71 . Karol Szajnocha. Dwa lata dziejów naszych 1646–1648, tom pierwszy 1865. 72 Pamiemniki о dziejach, pismienniclwie i prawodawsmwie Slowian. Wydai W. A. Maciejowski. 2 tomy. Pemersburg. 73 . История Малой России, Бантыша-Каменского. 3 т. 1842. 74 . Рукопись виленская. (принадлежала Малиновскому; списки актов относящихся к 1648 г. из неё сообщены г. Киркором). 75 . Сборник украинских песен, изд. Михаилом Максимовичем. Ч. I. Киев, 1849. 76 . Запорожская старина, И. Срезневского , в 2-х част. 6 тетр. Харьков, 1833–1838. 77 . Записки о Южной Руси, П. Кулиша. 78 . Народные южнорусские песни, издание Амвросия Метлинского. Киев, 1854. 79 . Piesni ludu ruskiego w Galicyi, zebral Zegoma Pauli. 2 tomy. Lwow, 1848.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Примечания И твой, государев, боярин твоим, государевым, длом радет и промышляет неоплошно. – По мнению М.И. Тихомирова, медленность сыска – необходимая предосторожность, «политический расчёт»; поскольку силы князя И.Н. Хованского были очень незначительны, ему приходилось выжидать подходящего для сыска времени. По прибытии в Новгород в распоряжении И.Н. Хованского находились лишь по сотне дворян, стрельцов и слуг. Тайно собрав из пятин дворян до 2 тыс. человек, Хованский только тогда приступил к сыску: это произошло через 11 дней по вступлении в Новгород – Тихомиров 1940, 113. 6 . «Отписка» новгородского митрополита Никона царю с просьбой о скорейшем решении участи восставших (20–21 мая) РГАДА, ф. 96, оп. 1. стлб. 3, ч. 3, л. 677. Писцовая скоропись. Бумага с филигранью «Голова шута» типа: Дианова 1997, 129 (1648–1649), 130 (1652). Документ изд.: Коваленко и др., 2001, 338–339 139); датирован 20–21 мая «условно по дате выезда предыдущего гонца 19 мая... и дате пометки о получении с учётом срока дороги от Новгорода до Москвы в 5–6 дней» (с. 406). 1476 Государю царю и великому князю Алексю Михайловичю всеа Русии! Богомолецъ твой, государевъ, новгородцкой Никонъ митрополитъ Бога молю и челом бью. В нынешнемъ, государь, во 158 (1650)-м году майя 1477 въ 19–й день по твоему, государеву, указу твой, государевъ, бояринъ князь Иванъ Никитичь Хованской с стоварыщи 1478 из Великого Новагорода пошел во Псков со всми твоими, государевыми, ратными людьми. что в Великом Новгороде по сыску твоего, государева, боярина князя Ивана Никитича Хованского смутных людей сыскалось, и т по твоему, государеву, указу посажены по тюрмам 1479 до твоего, государева, указу близко трехсот человкъ. И ко мн, богомольцу твоему, приходятъ с плачем з болшимъ 1480 матери и жены, и дти их, и не дадут к твоему, государеву, богомолью к церкве пройтить, а чают тмъ всмъ седлцамъ 1481 , которые и не в болших 1482 винах, смерти. И от тово во граде всякимъ чинов людем ужас великой. А псковскому твоему, государеву, длу, что здся в Великом Новгороде смутные люди посажены по тюрьмамъ, помочи нт. А которые и были во Пскове 1483 , и от нихъ слышеть, что и во Пскове ужас велик 1484 , что здся в Великом Новгороде многие люди в тюрьмах седят. И того ради и 1485 псковичи больше крепятца, чтоб имъ твоему, государеву, боярину не здаватьца и для сыскного дла в город не

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Донские калмыки и история их христианского просвещения по трудам Казанского миссионерского съезда Источник Калмыки, перекочевав в Россию, с самых уже первых пор своего существования здесь стали входить в сношение с донскими казаками, а затем, когда стали кочевать на правом берегу Волги, то начали близко подходить к Дону, и, наконец, совсем переселяться на Дон отдельными партиями. Так, в 1642 году донские казаки, услышав о переходе в каспийские степи могучего воинственного народа и о завоевании им татарских племен, отправили к ним посольство с предложением союза против крымских татар. Это и было началом сношения калмыков с донскими казаками. В 1648 г. калмыцкий отряд, переправившись через Дон, является под городом Черкасском в поисках татар. С этого времени начинается ряд договоров и присяг между донскими казаками и вождями калмыков, причем эти договоры сменяются таким же рядом измен и коварной политикой со стороны калмыков. Заключая союзы оборонительные и наступательные с казаками, давая им присяги на подданство Белому царю, калмыки в то же время часто вели тайные сношения с крымскими ханами и даже турецким султаном и никогда не упускали случая пограбить донских казаков, а в 1668 г. далее разорили один казацкий городок на реке Хопре. Во второй половине 17-го столетия, когда среди калмыков деспотически властвовал хан Аюка, достигнув апогея своего величия и власти, некоторые калмыцкие владельцы, почему-либо не поладив с этим не любившим непокорности ханом, стали удаляться на Дон для постоянного жительства и просились в казацкое сословие. В то время на Дон бежали вообще все недовольные Аюкой и преследуемые им. Так, в 1686 г. на Дон пришло до 200 калмыцких семейств, которые и были приняты в казачье сословие. В 1690 г. на Дон явились некоторые тайши со своими улусами и также были приняты в казачье сословие с правом кочевать между Доном и Донцом. Аюка, недовольный уменьшением своих подданных, принимал различные меры для возвращения ушедших калмыков обратно в Астраханские степи. Этого он достигал или оружием или через нападение и насильственный увод, или уговором к возвращению ушедших вождей, или наконец, докучливыми ходатайствами о возвращении бежавших на Дон калмыков пред русским правительством и официальными договорами с ним. Из исторических документов мы знаем, что русское правительство обязывалось по некоторым договорам действительно возвращать с Дона беглых калмыков.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Stepanov...

К. принадлежит ок. 120 комедий в принятом тогда в Испании широком понимании слова «комедия», т. е. 3-актных пьес разного жанрового и тематического плана, 80 «аутос сакраменталес» и множество одноактных пьес, написанных в др. жанрах. Театральный канон, в рамках к-рого творил К., был разработан его старшим современником испан. драматургом Лопе де Вегой (1562-1635), но К. существенно пересмотрел его жанровый состав. Пьесы К. традиционно систематизируют по генетическому (в зависимости от того, из какого источника взят сюжет пьесы) и жанрово-тематическому признакам. Согласно 1-му признаку, выделяют агиографические по происхождению «драмы о святых», драмы на библейские («Волосы Авессалома» (Los cabellos de Absalón, 1633)), мифологические («Зверь, молния и камень» (La fiera, el rayo y la piedra, 1652), «Эхо и Нарцисс» (Eco y Narciso, 1661), «Статуя Прометея» (La estatua de Prometeo, ок. 1668)), историко-мифологические («Великая Зенобия» (La gran Cenobia, 1625), «Дочь воздуха» (La hija del aire, 1-я ч.- до 1650, 2-я ч.- 1653)) и исторические сюжеты («Английская ересь» (La Cisma de Inglaterra, 1627)), а также на темы из рыцарской эпики и романсов («Мантибльский мост» (La puente de Mantible, 1630)), античных и ренессансных романов (К.- автор несохранившейся комедии «Безумства Дон Кихота» (Los disparates de Don Quijote)). По жанрово-тематическому принципу пьесы К. делятся на комедии, в т. ч. «придворные комедии» («Любовь, честь и власть», «Лента и цветок» (La banda y la flor, 1632)) и «комедии интриги» («Дама-невидимка», «Дом с двумя выходами трудно охранять» (La casa con dos puertas, mala es de guardar, 1629), «Мнимый астролог» (El astrólogo fingido, 1631), «Сам у себя под стражей» (El alcaide de sí mismo, 1637)), и драмы. Особое место в наследии К. занимают семейные «драмы чести» («Врач своей чести» (El médico de su honra, 1635), «За тайное оскорбление - тайная месть» (A secreto agravio, secreta venganza, 1635), «Живописец своего бесчестия» (El pintor de su deshonra, 1648-1650)), крестьянские, или народные, «драмы чести» («Саламейский алькальд» (El alcalde de Zalamea, ок. 1636)), «драмы о святых» («Маг-чудодей» (El mágico prodigioso, 1637)), философские драмы («Жизнь есть сон» (La vida es sueño, 1635)). Мн. пьесы К. представляют собой синтез неск. жанров (философской драмы, «драмы чести», «комедии интриги») и имеют неск. источников (историческую хронику, античную мифологию, агиографические предания).

http://pravenc.ru/text/1320177.html

Возможно, что Польше удалось бы задавить казачество совершенно, если бы с его угнетением не совпадало и угнетение всего литовско-русского народа из-за унии. Уния затронула в народе священнейшую сторону жизни — убеждения веры, и поэтому сблизила его с казачеством в борьбе с деспотизмом Польши, что оживило казачество небывалой до сих пор силой. Имея поддержку в народе, казачество опять вдохновилось идеей спасти от поляков народность, веру, независимость свою и народа. И вот, среди таких исторических обстоятельств, на арену борьбы казачества с поляками за веру и народность выступает Богдан Хмельницкий. В этой борьбе сначала, еще при жизни короля Владислава и в начале царствования его преемника Яна Казимира (1648—1668), Хмельницкий имел большой успех, плоды которого явно обнаружились после одержанных им над поляками побед при заключении Зборовского договора (1649). В договор этот были включены постановления о том, чтобы евреи не были жителями тех городов, где живут казаки; чтобы они не были «державцами, откупщиками и закупщиками христиан»; чтобы о правах Православной Церкви были составлены постановления на ближайшем сейме, сообразно с желаниями митрополита и всего духовенства; чтобы в сенате было представлено место митрополиту Киевскому; чтобы чиновники в воеводствах Киевском, Черниговском и Брацлавском назначались королем из православных; чтобы иезуиты не имели права основывать свои школы в Киеве и чтобы в других местах рядом с иезуитскими могли существовать и школы православные. Православным, таким образом, улыбалась надежда окончательно освободиться от угнетений за веру. Но надежда их оказалась преждевременной. Сейм 1650 г. ясно показал, что казакам нечего ждать от Польши исполнения договора Зборовского. Война снова запылала, только с еще меньшим успехом для народного дела. Хмельницкий стал терпеть поражения, и православные опять очутились в бедственном положении. После поражения казаков под Берестечком, в Белоцерковском трактате, заключенном Хмельницким с Польшей, постановления Зборовского договора были значительно видоизменены; сказано только, что «вера греческая, которую войско запорожское исповедует, в давных вольностях и по давным правам имеет быть»; другими словами, православным предоставлялось право требовать только свободы веры и уравнения в правах с униатами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

Мы не будем показывать разнообразия святцев всех богослужебных книг, при которых печатаются святцы, от служебника 1602-го года до устава 1682-го года. Если бы это было нужно, то сделать это было бы возможно (хота подобному труду, с одной стороны – конечно, чисто механическому, а с другой стороны – все-таки весьма немалому, удобнее было бы явиться в отдельном виде). Но нам для наших целей, которые состоят в том, чтобы, во-первых, показать господство произвола, а во-вторых-дать список святых, которые до устава 1682-го года помещались в разных общих святцах, достаточно ограничиться некоторым избором святцев. Мы дадим два списка святых, составленные по двум группам святцев, предшествующих уставу 1682-го года, с отметой против каждого святого, в каких святцах группы он есть и в каких его нет. Первую группу составят святцы: первопечатного служебника 1602-го год 474 , первопечатного устава 1610-го года 475 , двух уставов 1633-го года 476 , устава Московского Успенского собора, содержащего в себе записи о праздновании в соборе греческим и русским святым, составленного перед 1684-м годом, которым помечена, в нем одна заметка 477 , устава 1641-го года 478 и отдельных святцев с летописью 1646-го и 1648-го годов 479 . Между святцами богослужебных книг за данное время святцы (месяцесловы) уставов суть наиболее полные, так что в святцах других богослужебных книг нет лишних противу них святых 480 . Что касается до отдельных святцев с летописью, то их берем потому, что они отличаются исключительным обилием памятей святых. Вторую группу составят святцы служебников: первоисправленного Никоновского 1655-го года 481 , второго и третьего Hukohobckux l656-ro u 1658-го годов 482 и окончательно исправленного собором 1657-го года, дважды напечатанного – в сем 1667-м и в следующем 1668-м году 483 .  Список святых первой группы святцев Святцы устава 1641-го года суть одни и те же с святцами устава 1610-го года или представляют воспроизведение сих последних, но с четырьмя лишними против них святыми, которые взяты из святцев уставов 1633-го года и которые в этих последних уставах суть новые против устава 1610-го года.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Да и за церковью за олтарем дьякъ Парфеней да и иные многие слышали голку необычную. Рис. 1. Челобитная новгородского митрополита Никона, воеводы Фёдора Андреевича Хилкова и дьяка Василия Сафонова царю Алексею Михайловичу (15 марта 1650 г.). Черновик. РГАДА, ф. 96, оп. 1, стлб. 3. ч. 1, л. 1. Рис. 2. Оборотная сторона столбца челобитной новгородского митрополита Никона, воеводы Фёдора Андреевича Хилкова и дьяка Василия Сафонова царю Алексею Михайловичу (15 марта 1650 г.) с подписью-автографом митрополита Никона. РГАДА, ф. 96, оп. 1, стлб. 3, ч. 1, л.1об. Примечания Л. 124 ...и государыне благоврной царевне и великой княжне Ирине Михайловне... и великой княжне Татияне Михайловне... – Царевны Ирина Михайловна, Анна Михайловна и Татьяна Михайловна – родные сёстры царя Алексея Михайловича. ...царевне и великой княжне Евдоки Алексевне... – В 1650 г. у царя Алексея Михайловича и его супруги Марии Ильиничны Милославской было двое детей: сын Дмитрий, который родился в октябре 1649 г. и скончался в октябре 1651 г., и новорождённая дочь Евдокия (февраль 1650 г. – март 1712 г.), её имя и называет митрополит Никон в «отписке». ..околничей и воевода князь Федор Андревич... – Ф.А. Хилков († ок. 1657 г.) – боярин, окольничий, воевода в Великом Новгороде в 1648/49–1649/50 гг. ...бывшаго софийского приказного человека Ивашка Жоглова... – Митрополичий сын боярский, бывший дворецкий Софийского дома Иван Жеглов. Согласно содержащимся в следственном деле сведениям, к началу восстания Жеглов уже находился в тюрьме, куда был посажен по распоряжению митрополита Никона. По наблюдению М.И. Тихомирова, источники разноречиво говорят о причинах заключения дворецкого. В одной «отписке» Никон говорит, что Жеглов сидел в тюрьме «в государевом великом деле». В другой «отписке» (текст её см. ниже: 2) объясняет подробнее: в 1649 г. Никон писал царю о Жеглове и боярских детях Фёдоре и Макаре Негодяевых, которые похвалялись, будто знают, что «у царя и короля в полатах длаетца»; кроме того, у них была найдена гадательная книга – «воровская книга» и «тетратей ключ».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Пигин 2006 – Пигин А.В. Видения потустороннего мира в русской рукописной книжности. СПб., 2006. Пиккио 1973 – Picchio R. Models and Patterns in the Literary Tradition of Orthodox Slavdom//American Contributions to the Seventh Congress of Slavists. II. The Hague; Paris, 1973, P. 439–467. Пиккио 1977 – Picchio R. The Function of Biblical Thematic Clues in the Literary Code of Slavia Orthodoxa//Slavica Hierosolymitana. Jerusalem, 1977. Vol. 1. Пиккио 2002 – Пиккио P. История древнерусской литературы. Μ., 2002. Пиккио 2003 – Пиккио Р. Slavia orthodoxa. Литература и язык. М., 2003. Пирлинг 1902 – Пирлинг П. Паисий Лигарид. Дополнительные сведения из римских архивов//РС. 1902. Февраль. С. 337–351. Писарев 1904 – Писарев Н. Домашний быт русских патриархов. Казань. 1904. Письма государей – Письма русских государей и других особ царского семейства, изд. Археографической комиссией. М., 1848. Т. 1. Письмо 1848 – Письмо окольничего Богдана Матвеевича Хитрова к патриарху Никону (1654 года)/Сообщил И. Забелин//ЧОИДР. М., 1848. Кн. 2 9).С. 303–304. Платонов 1893 – Платонов С.Ф. Новый источник по истории московских волнений 1648 года//ЧОИДР. М., 1893. Кн. 1. Отд. 3. Платонов 1913 – Платонов С.Ф. Древнерусские сказания и повести о Смутном времени XVII века как исторический источник. СПб., 1913. Плюханова 1982 – Плюханова М.В О некоторых чертах личностного сознания в России XVII в.//Художественный язык средневековья. М., 1982. Плюханова 1987 – Плюханова М.В. Средневековая символика власти: Крест Константинов в русской традиции//Учёные записки Тартусского государственного университета, Тарту, 1987, 781, С. 149–170. Плюханова 1995 – Плюханова М.В. Сюжеты и символы Московского царства. СПб., 1995. Подобедова 1972 – Подобедова О.И. Московская школа живописи при Иване IV. Работы в Московском Кремле 40–70-х годов XVI в. М., 1972. Подтергера 1998 – Подтергера И.А. Тема дружбы в сочинениях Симеона Полоцкого (К вопросу об античных традициях в литературе московского барокко второй половины XVII в.)//Tradycja i inwencja: Watki i motywy obiegowe w dawnych literaturach slowiaskich. Tezy Mikdzynarodowej konferencij naukowej. Lód, 23–24.XI. 1998/Red. E. Malek. Lód, 1998. C. 26–29.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010