574 Кириллова книга 1644 года, Книга о вере 1648, Собрание науки о артикулах веры 1649 года (иначе малый катехизис), – все это произведения южно-русские, хотя и напечатанные в Москве. 575 В 1648 году в Москве перепечатана грамматика Смотрицкого с издания в Евю 1619 года. 576 У игумена Костромского Богоявленского монастыря Герасима (1648–1672) была книга рукописная Лифос Петра Могилы. 577 Глава московской Кормчей 1650 года «О тайне супружества» взята с изменениями из Требника Петра Могилы . 578 В описи книг Спасоевфимиева Суздальского монастыря 1650 года мы находим Литовской печати библию Скорины, учительное евангелие Транквиллиона, книгу Беседы Апостольские, Деяния апостолов, Василия Кесарийского , Псалтырь и Молитвенник. 579 В 1652 в послесловии Учительного евангелия справщики говорят, что они за святительским благословением пользовались кроме различных переводов, переводом «острожския печати». 580 У известного списателя чудес преп. Сергия Симона Азарьина в 1656 уже находилась единственная пока рукопись патерика печерского редакции Иосифа Тризны (1647–56), и в 1665 г. он положил её вкладом в Троице-Сергиев монастырь. 581 В 1661 г. был переписан в Московском Вознесенском монастыре патерик печерский, Кассиановской редакции, повелением благоверные княгини иноки Евпраксии. 582 Относительно московской библии 1663 года можно сказать, что она почти перепечатана с острожской 1581 года. 583 Перевод Курбского Бесед Иоанна Златоустог о на евангелие от Иоанна был напечатан в Москве в 1665 году, без изменений. 584 В 1667 г. по указу великого государя была разослана, по архиепископиям книга Барановича «Меч Духовный», и велено взыскать за нее по три рубля. 585 28 октября 1668 г. царь Алексей Михайлович принял от Иннокентия Гизеля книгу Мир с Богом и разрешил «достальныя» экземпляры продать по вольной цене. 586 В марте Баранович снова посылал Мир с Богом в Москву, и царь пожаловал Гизеля 200 рублями, 200 чехами и грамотами на местности. 587 9 июня 1669 года Лазарь Баранович послал в Москву максаковского игумена Иеремию Ширкевича и с ним прислал царю Алексею Михайловичу «Утешение по случаю смерти царицы Марии Ильинишны». |
Рака прмч. Афанасия (Филипповича) в кафедральном соборе во имя прп. Симеона Столпника в Бресте. Фотография. 90-е гг. XX в. Рака прмч. Афанасия (Филипповича) в кафедральном соборе во имя прп. Симеона Столпника в Бресте. Фотография. 90-е гг. XX в. Во время освободительной войны под рук. Богдана Хмельницкого (1648-1653) казачьи отряды доходили до Бреста и Кобрина, вовлекая в восстание крестьян и жителей городов. Благодаря действиям восставших на территории Полесья была полностью ликвидирована уния, главой православных здесь на какое-то время стал архим. Лещинского мон-ря Иосиф (Нелюбович-Тукальский). Для успокоения восставших кор. Ян Казимир (1648-1668) в соответствии со Зборовским договором 1649 г. обещал правосл. населению следующие права: митрополиту - место в сенате, городам с правосл. школами - освобождение от присутствия иезуитов, уничтожение унии. Грамотой короля (1650), подтверждавшей статьи «Об успокоении греческой религии», православным были возвращены Луцкое, Холмское, Мстиславское еп-ства. Мстиславская кафедра должна была превратиться в Витебско-Мстиславскую, на ее содержание передавалась половина имений Полоцкого униатского архиепископа. Православным было позволено иметь церкви в Витебске, Полоцке и Новогрудке, в Пинске и Мозыре на месте сгоревших церквей разрешено было построить новые. Политические и военные неудачи Хмельницкого привели к заключению Белоцерковского договора (1651), перечеркнувшего достижения Зборовского соглашения. По Андрусовскому перемирию 1667 г. территория Б. снова вошла в состав Польско-Литовского гос-ва, и здесь началось восстановление позиций католич. и униатской Церкви. В это время сеймы Речи Посполитой издали ряд постановлений, враждебных для православных. Сейм 1667 г. постановил освободить от всех воинских повинностей только униатское духовенство; правосл. клирики были уравнены с податными сословиями - крестьянами и мещанами. В 1668 г. сейм постановил: «Отступники от католичества и унии (т. е. православные.- Ред.) не должны пользоваться покровительством сеймовых постановлений». |
И царь в 1648 году прислал с этим священником святые вещи. Вот список святых вещей, присланных в 1648 году в Недригайловскую Покровскую церковь , который приложен был к царской грамоте от 25 октября 1677 года. «Роспись что в прошлом 156 году, по указу великого Государя, послано с Москвы в Недригайлов в Покровскую церковь образов и церковные утвари всякие: одиннадцать икон, двери царские, святые евангелия листы, образ местной Покрова Пресвятой Богородицы на престоле, двери северные, крест осеняльный, хоругв и образов различных праздников святых, две свечи поставные деревянные с насвечниками, писаны золотом, сосуды церковные оловянные, чаша водосвятная, кадило медное, укропник, два колокола весом в два пуда семнадцать гривенок, книг печатных, евангелие напрестольное, обложенное бархатом, апостол, потребник, служебник, триоди постная и цветная, шестероднев, минея общая, псалтирь следованная и меньшая, часовник, ризы миткальные, стихарь полотняный, поручи, на сосуды церковные воздух, индития, срачица, литон, антиминс, на жертвенник срачица, царских дверей запона, 5 фунтов ладану, вино вина церковного, для миропомазания масло деревянное». Нет сомнения, что тогда же священник Алексей Васильев испросил у Царя для себя и причетника Димитрия Алексеева, (который мог быть его сыном) пахатную землю, на которую царская грамота последовала 5 октября 1648 года и которая отведена была 28 июля 1649 года недригайловским головою Димитрием Киреевым, «по Государеву Цареву и великого Князя указу и по памяти путивльского воеводы Никифора Юрьева Плещеева». После того, как в 1668 году Недригайловский храм ограблен был шайками изменников гетмана Брюховецкого, Царь Алексей Михайлович предписывал грамотою от 25 октября 1669 года воеводе, князю Григорию Ромодановскому отыскать, если возможно, разграбленную утварь, и чего нельзя отыскать, то вновь купить для храма Недригайловского на счёт Севских таможенных доходов. Вероятно, вследствие сей царской воли поступило в Покровский храм евангелие, обложенное бархатом и печатанное в Москве 1657 года, которое сохраняется и ныне в Покровском храме. |
Собор в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Фотография. 2017 г. Собор в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Фотография. 2017 г. Почитанию обители царской семьей Романовых способствовало то обстоятельство, что монастырская ц. прп. Марии Египетской единственная из московских была освящена во имя св. покровительницы супруги царя Алексея Михайловича Марии Ильиничны Милославской. Накануне их свадьбы (16 янв. 1648) храм был отремонтирован. В 1651-1652 гг. царь Алексей Михайлович и Мария Ильинична вложили в мон-рь для местного ряда иконостаса Сретенского собора общую икону своих небесных святых - прп. Алексия, человека Божия, и прп. Марии Египетской (ныне в Музее им. А. Рублёва; Чугреева. 1997). По инициативе царицы для этой церкви в 1668 г. был изготовлен т. н. Мариинский колокол (в наст. время он висит на среднем ярусе колокольни ц. во имя прп. Иоанна Лествичника в Московском Кремле). С 1648 г. торжества 1 апр., в день памяти прп. Марии, в М. С. м. приобрело характер гос. праздника, на к-рый торжественно приходили из Кремля царь и патриарх с митрополитами, собирались бояре и знать. Во время Большого Московского Собора 1666-1667 гг. , в день памяти прп. Марии в 1667 г., в обители служили патриархи Макарий III Антиохийский, Паисий Александрийский и новоизбранный патриарх Московский и всея Руси Иоасаф II . 31 марта 1668 г. патриарх Иоасаф II поздравлял здесь царицу. Торжественное почитание прп. Марии продолжалось в мон-ре и после кончины в 1669 г. Марии Ильиничны. Сведения Записных книг приказа Тайных дел о выдаче рыбы от 22 февр. 1674 г. предписывают выдать «в Стретенской игумену пол осетра, 16 человеком белуга, осетр» (РИБ. Т. 21. Стб. 1713), что позволяет судить о численности братии в этот период. По заказу царя Феодора Алексеевича вместо обветшавшего Сретенского собора был возведен каменный, его торжественное освящение состоялось 24 авг. 1679 г. В 1680 г., подобно родителям, Феодор Алексеевич поставил в иконостас Сретенского собора иконы св. покровителей своей семьи - прп. Феодора Стратилата и мц. Агафии (небесной покровительницы его жены А. С. Грушецкой). |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУЗЭУ И ВРАНЧИ ЕПИСКОПИЯ [румын. Episcopia Buzului si Vrancei], епархия Румынской Православной Церкви. Входит в митрополию Мунтении и Добруджи. Правящий архиерей - еп. Епифаний (Норочел). Кафедральный храм - ц. Успения Богородицы в г. Бузэу (1649). В епархии ок. 700 церквей, 520 приходов, ок. 500 священников (2001). Основана предположительно в 1503 г. как епископия Бузэу. Первое документальное свидетельство о правящем епископе относится к 1525 г. Среди епископов Бузэу в XVI-XVII вв. были: Паисий (ок. 1525-1543); Анания (1543-1544), впосл. митр. Унгро-Влахийский; Лука с Кипра (1583-1602), ученый иерарх, буд. митрополит; Ефрем (Труфэшел; ок. 1617-1637); Стефан (1637 - ок. 1648); Серафим (ок. 1648-1668), впосл. еп. Рымникский; Григорий (1668-1691); Митрофан (1691-1702), основал в Бузэу первую типографию, где были напечатаны многочисленные богослужебные и учебные книги. В XVIII в. епархию окормляли: Дамаскин Даскэлул (1702-1708), переводчик богослужебных книг на румын. язык; Иоасаф (1708-1716); Даниил (1716-1719) и Стефан (1719-1732), оба впосл. избраны на кафедру митрополитов Унгро-Влахийских; Мисаил (1732-1739); Мефодий (1741-1748); Косма (Попеску; 1763-1787) и Досифей (Филитти; 1787-1793), впосл. ставшие митрополитами Унгро-Влахийскими; Констандие (Филитти; 1793-1819), реставратор нек-рых церквей в епархии и благотворитель. В XIX в. епископами были: Герасим (Рэтеску; 1819-1824); Кесарий (1825-1846), издатель мн. богослужебных и поучительных книг, школьных учебников, восстановил десятки монастырских и приходских храмов; Филофей (1850-1859), продолжил издательскую деятельность своего предшественника; Дионисий (Романо; с 1859 местоблюститель, 1865-1873 - епископ), занимался издательской и благотворительной деятельностью, строительством храмов; Иннокентий (Кицулеску; 1873-1893) и Дионисий (Климеску; 1894-1921). После объединения Румынии в 1918 г. епархию возглавляли: Геннадий (Никулеску; 1923-1924), Антим (Ангелеску; 1944-1979), Антоний (Плэмэдялэ; 1980-1982), буд. митр. Трансильвании; Епифаний (Норочел; с 1982). В марте 2003 г. епархия стала называться епископия Бузэу и Вранчи. Лит.: Iorga N. Începuturile Episcopiei de Buzu (1544)//Revista istoric. 1923. P. 173-177; Bulat T. G. Episcopia Buzului. Titularii ei din secolul XV//Glasul Bisericii. 1970. 7/8. P. 759-772; Titularii Episcopiei Buzului în secolul XVII//Ibid. 1971. 5/6. P. 496-510; 1972. 7/8. P. 825-850; Cocora G. Episcopia Buzului: Scurt prezentare istoric. Bucureti, 1972; idem. Tipografia de la Episcopia Buzului//Tipar i crturari. Bucureti, 1977. P. 9-105; idem. Episcopia Buzului, o vatr de spiritualitate i simire româneasc. Buzu, 1986. Свящ. Мирча Пэкурариу Рубрики: Ключевые слова: |
Благодаря дружбе с иезуитами патриархи Рафаил II (1603–1607) и Неофит II (1602–1603, 1607–1612) проявляли интерес к унии и даже начали переписку с римским престолом. Рафаил держал переписку втайне, но Неофит, став патриархом во второй раз, в 1611 г. решил спросить общественное мнение – через проповедь одного из близких к нему священников, в Великий пост . Разъяренные члены синода просили Кирилла Лукариса ответить; дело дошло до того, что сам Неофит был вынужден изгнать своего священника. Но синод стал подозрительным, и только скорая смерть спасла Неофита от извержения. Его преемник Тимофей II (1612–1620) приватно писал папе Павлу V, признавая его своим главой, но до открытых заявлений дело не дошло. Судьба Кирилла Лукариса (1612 – управляющий; 1620–1623, 1623–1633, 1633–1634, 1634–1635, 1637–1638) показала, что внутри иерархии было довольно сильное крыло, готовое принять главенство Рима. Противники Кирилла патриархи Григорий IV (1623), Кирилл II Контарис (1633, 1635–1636, 1638–1639) и Афанасий III (1634 и 1652) заявили себя сторонниками Рима. Их преемник Парфений II (1644–1646, 1648–1651), будучи еще митрополитом Хиоса, писал папе Урбану VIII, что хранит ему послушание, хотя, как представляется, не продолжал своей корреспонденции после патриаршей интронизации. Иоанникий II (1646–1648, 1651–1652, 1653–1654, 1655–1656) также поддерживал переписку с Римом, хотя избегал заявлений о подчинении. Имеется информация, что проримски настроенные греки поддержали проект, разработанный французским посольством и иезуитами, сместить патриарха – возможно, Мефодия III (1668–1671), и заменить его проримским митрополитом Патмоса; проект, по всей видимости, не реализовался. В сочувствии Риму подозревали Афанасия V (1709–1711) и двух его преемников. Однако по большей части отношение православных патриархов к латинянам в период турецкого владычества оставалось преимущественно негативным. Во многих официальных документах патриархии Римско-католическая церковь характеризовалась как «зломудрствующая», «вводящая новые догматы», «еретическая» и «раскольническая». |
1491 - нач. 1497); Иоаким I (осень 1498 - весна 1502, нач. - осень 1504); Пахомий I (нач. 1503 - нач. 1504, осень 1504 - нач. 1513); Феолипт I (лето 1513 - осень 1522); Иеремия I (31.12.1522 - 13.01. 1546); Иоанникий I (весна 1524 - осень 1525); Дионисий II Галатянин (17.04. 1546 - 07.1556); Иоасаф II Великолепный (08.1556 - 01.1565); Митрофан III (01.1565 - 4.05.1572, 23.11.1579 - 9.08. 1580); Иеремия II Транос (5.05.1572 - 23.11.1579, 13.08.1580 - 22.02.1584, 19.04. 1587 - 09.1595); Пахомий II (22.02.1584 - 02.1585); Феолипт II (16.02/10.03.1585 - 04.1587); Матфей II (01 - 02.1596, 04. 1598 - 12.1601, 01-02.1603); Гавриил I (03 - 08.1596); Мелетий I Пигас, местоблюститель (12.1596 - 02.1597, 27.03. 1597 - 03/04.1598); Феофан I Карикис (02 - 26.03.1597); Неофит II (02.1602 - 01.1603, 15.10.1607 - 10.1612); Рафаил II (02.1603 - 10.1607); Кирилл I Лукарис (11.1612, 4.11.1620 - 12/17.04.1623, 22.09.1623 - 4.10.1633, 12.10.1633 - 6.03.1634, 2.04. 1634 - до 15.03.1635, 10.1637 - 19.06. 1638); Тимофей II (11.1612 - 3.09.1620); Григорий IV (7/12.04.1623 - 16.03.1634); Анфим II (16.06 - 22.09.1623); Кирилл II Контарис (4-11/12.10.1633, 15.03.1635 - 16.06.1636, 20.06.1638 - 06.1639); Афанасий III Пателларий (6.03 - 2.04.1634, 06 - до 10.07.1652); Неофит III (16.06. 1636 - 10.03.1637); Парфений I (7.07. 1639 - до 8.09.1644); Парфений II (8.09. 1644 - 16.11.1646, 29.10.1648 - 16.05. 1651); Иоанникий II (16.11.1646 - 27.10. 1648, 06.1651 - 9.06.1652, 04.1653 - до 6.03.1654, 03.1655 - 31.07.1656); Кирилл III Спанос (06.1562, 03.1654); Паисий I (07.1652 - 04.1653, 03.1654 - 03.1655); Парфений III (27.06.1656 - 24.03.1657); Гавриил II (23-30.04.1657); Парфений IV (1.05.1657 - 06.1662, 21.10.1665 - 9.09. 1667, 03 - 7.09.1671, 1.01.1675 - 29.07. 1676, 10.03.1684 - 20.03.1685); Дионисий III Вардалис (12.07.1662 - 21.10.1665); Климент (9.09.1667); Мефодий III Моронис (5.01.1668 - 03.1671); Дионисий IV Серогланис (11.1671 - 14.08.1673, 29.07. 1676 - 2.08.1679, 30.07.1682 - 10.03. 1684, 03.1686 - 12.10.1687, 08.1693 - 04.1694); Герасим II (14.08.1673 - 12.1674); Афанасий IV (30.07 - 10.08.1679); Иаков (10.08.1679 - 30.07.1682, 20.03.1685 - 03.1686, 12.10.1687 - 3.03.1688); Каллиник II Акарнан (3.03 - 27.11.1688, 7.03. |
Приход был закрыт указом Синодального казенного приказа 13 марта 1723 года: «Священнику Иакову Максимову да дьякону Матвею Яковлеву и причетникам от тоя церкви отказать… И данные деньги 2 руб(ля) 15 алт(ын) 2 ден(ьги) с тое церкви Марии Египетския сложить и наложить на те церкви, которыя от приходских людей показаны будут доношением». Денежное дело тянулось еще до 1732 года: «В прошлом 1731 году марта в день 22-й велено Владимирскую, в Стретенском монастыре, и Марии Египетския церкви из окладу выключить и данныя и протчия деньги по разчислению наложить на те церкви, к которым прихожане с 1723 года в приход ходят того ж Стретенского (сорока) к церквам, а именно: к Успенской, что в Печатной, за шесть дворов; к Вознесенской, что в Варсонофьевом девичьем монастыре, за десять дворов (в том числе вдовы графини Анны Павловны Шереметевой, что ныне купецкого человека Осипа Федорова, князя Сергея Петровича Долгорукова, что ныне купецкого человека Ивана Сусальникова, подворье Лукьяновской пустыни и др); к Предтеченской, что в Новой улице, за три двора, в том числе боярыни вдовы Настасьи Михайловны Салтыковой; к церкви Николая Чудотворца Божедомского за один двор…». С большой степенью вероятности можно утверждать, что церковь святой Марии срочно привели в порядок в конце 1640-х годов. Причиной тому послужила царская свадьба 16 января 1648 года Алексея Михайловича и Марии Ильиничны, урожденной Милославской (1625–1669). Тезоименитной святой Марии Ильиничны была преподобная Мария Египетская, а единственным храмом преподобной в Москве в XVII веке была церковь на Сретенке. С 1648 года празднование 1 апреля в честь святой Марии в Сретенском монастыре приобретает характер государственного праздника, на который съезжаются бояре, митрополиты, приходит торжественным выходом из Кремля патриарх. В 1668 году патриарх Иоасаф II поздравлял царицу в Сретенской обители: «Марта 31-го, святейший патриарх ходил в Стретенский монастырь, что на Устретенке, к вечерне и к молебну для празднества преподобной Марии Египецкия и для имянин государыни царицы и великой княгини Марьи Ильиничны, и на монастыре и идучи дорогою роздано нищим и бедным милостины 3 руб(ля)». |
Антоний IV 1389-1390, 1391-1397 Каллист II Ксанфопул 1397 Матфей I 1397-1410 Евфимий II 1410-1416 Иосиф II 1416-1439 Митрофан II 1440-1443 Григорий III Мамма 1443-1450 Афанасий II 1450-1453 Геннадий II Схоларий 1453-1456, 1458, 1462-1463 Исидор II Ксанфопул 1456-1457 Софроний I Сиропул 1463-1464 Гehhaдuй II Схоларий 1464 Иоасаф 1464, 1464-1466 Марк II 1466 Симеон I 1466, 1471-1474, 1481-1486 Дионисий I 1466-1471, 1489-1491 Рафаил I 1475-1476 Максим III 1476-1481 Нифон II 1486-1488, 1497-1498, 1502 Максим IV 1491-1497 Иоаким I 1498-1502, 1504 Пахомий I 1503-1504, 1504-1513 Феолипт I 1513-1522 Иеремия I 1522-1545 Иоанникий I 1546 Дионисий II 1546-1555 Иоасаф II 1555-1565 Митрофан III 1565-1572, 1579-1580 Иеремия II 1572-1579, 1580-1584, 1587-1595 Пахомий II 1584-1585 Феолипт II 1585-1586 Матфей II 1596, 1598-1602, 1603 Гавриил I 1596 Феофан I 1597 Неофит II 1602-1603, 1607-1612 Рафаил II 1603-1607 Тимофей 1612-1620 Кирилл I Лукарис 1620-1623, 1623-1633, 1633-1634, 1634-1635, 1637-1638 Григорий IV 1623 Анфим 1623 Кирилл II Контар 1633, 1635-1636, 1638-1639 Афанасий III Пателар 1634 Неофит III 1636-1637 Парфений I 1639-1644 Парфений II 1644-1646, 1648-1651 Иоанникий II 1646-1648, 1651-1652, 1653-1654, 1655-1656 Кирилл III 1652, 1654 Паисий I 1652-1653, 1654-1655 Парфений III 1656-1657 Гавриил II 1657 Парфений IV 1657-1662, 1665-1667, 1671, 1675-1676, 1684 1685 Дионисий III 1662-1665 Климент 1667 Мефодий III 1668-1671 Дионисий IV Муселим 1671-1673, 1676-1679, 1682-1684, 1686-1687, 1693-1694 Герасим II 1673-1674 Афанасий IV 1679 Иаков 1679-1682, 1685-1686, 1687-1688 Каллиник II 1688, 1689-1693, 1694-1702 Неофит IV 1688 Гавриил III |
Малорита. Церковь Николая Чудотворца. Свято-Николаевская церковь Карта и ближайшие объекты Главной достопримечательностью Малориты является церковь святого Николая Чудотворца. Храм был возведен в 1668 году, но сегодня уже трудно предположить точно, как он тогда выглядел. Дело в том, что эта церковь постоянно перестраивалась и самые главные кардинальные изменения претерпела в конце 19-го – начале 20-го века. На данный момент храм как бы поделен на две части. Одна из них завершается круглым куполом с главкой, другая – конусообразным. Здание выкрашено в васильковый цвет. Купола покрыты «серебрянкой». Центральный вход обрамлен портиком. Территория обнесена металлической оградой, которую очень украшают каменные арки при воротах. http://www.guidebook.by/architecture/ Две мировые войны в ХХ веке свели к минимуму и без того скромную историческую часть Малориты, представленную немногочисленными старыми домиками и Свято-Николаевской церковью (в прошлом - униатская). Храм в Малорите существовал уже с нач. XVII века. Церковь упоминается в документах 1679, 1715, 1724, 1758, 1786 гг. В 1648-1650 г. в селе Малая Рита жил неизвестный мастер-иконописец. Он писал иконы для близлежащих храмов. До наших дней сохранились только три иконы этого мастера. В Национальном художественном музее Минска находятся ценные иконы белорусской школы сакральной живописи, которые были вывезены в 1970-м году в столицу республики. В 1648 году им была написана икона Преображение Господня для Свято-Никольской церкви села Малая Рита. Также, в этом году, для этого храма он написал ещё одну икону - образ Покрова Божией Матери. Во всех иконах преобладают черты, характерные для византийского стиля. Эти иконы были особо почитаемы прихожанами. В 1864 году священник Малоритской церкви Иоанн Ситкевич произвёл за 3 года капитальный ремонт храма и устроил в ней новый иконостас. 10 декабря 1867 года Влодавский благочинный протоиерей И. Снитко освятил отремонтированную деревянную церковь. Но, увы, через 30 лет, в 1898 году, в результате пожара, приходская церковь в Малорите сгорела. Пожар произошёл от искр, которые сыпались из трубы паровоза, который проходил по железной дороге. Причина довольно банальная: улица Церковная (в настоящее время - Красноармейская) расположена параллельно железнодорожному полотну, поэтому все дома на ней тоже сгорели. Возведение новой церкви производилось на пожертвование прихожан. 10 октября 1908 года новая церковь была торжественно освещена. Об этом свидетельствует надпись на сохранившемся молитвослове, что подарил возничему Павлу Каменчуку священник Феодор в день освящения новой церкви. |
| |