Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Киевская митрополия и Московский Патриархат К оглавлению Киевская митрополия после воссоединения Украины с Россией Тяготение юго-западных православных христиан к Московскому государству усилилось в начале XVII в. в связи с возросшим преследованием православных со стороны униатов. О желательном переходе Украины в состав Московского государства писали в 1622 г. в своей челобитной царю Михаилу Феодоровичу епископ Перемышльский Исайя (Копинский), а несколько позднее — епископ Луцкий Исаакий. В 1625 г. митрополит Иов (Борецкий) послал в Москву епископа Луцкого Исаакия (Борисковича) с ходатайством царю и Патриарху Филарету о переходе Украины и запорожских казаков под покровительство России. Но слабое после Смутного времени Московское правительство царя Михаила Феодоровича не решилось на этот шаг, грозивший новой войной с Польшей. Кроме того, в Москве считали, что мысль о воссоединении среди тех, кто ее высказывал, еще «не утвердилась», поэтому охотно выслушивали ее, но реальных шагов к претворению ее в жизнь не предпринимали. В период правления митрополита Киевского Петра (Могилы; 1633—1646) православные христиане Украины добились восстановления некоторых прав и привилегий, и поэтому вопрос о переходе в юрисдикцию Московского Патриархата в те годы не возникал. Но в середине XVII в. снова началось систематическое преследование православных юго-западной Руси с целью вовлечения их в унию. Борьбу за национальную и вероисповедную независимость украинского народа возглавил гетман Богдан Хмельницкий. Митрополит Киевский Сильвестр (Коссов; 1647—1657) благословил ему возглавить восстание в защиту Православия. Богдан Хмельницкий собрал большие силы для того, чтобы добиться от правительства Яна Казимира (1648—1668) тех вольностей для казацких земель, которые граничили с независимостью. В 1649 г. восстание расширилось и охватило Червонную Русь (Галичину).

http://sedmitza.ru/lib/text/436393/

наук. и 17-го на публичном экзамене. (Бак. иером. Афанасия донесение от 25 июля 1828 г., в дел. Ак. Прав.). 85 «Правления Костр. Дух. Семинарии представление в правлен. М. Д. А. от 31 июля 1828 г. за 405. С разрядными списками учеников», в дел. Акад. Правл. 87 Копия предписания правлен. М. Д. А. в правлен. Костр. Семин. от 23 июля 1828 г. за 515. Сн. Представлен. правл. Костр. Семин. в правлен. М. Д. Акад. с отчетами в Семинарск. суммах от 31 янв. 1828 г. за 49, в дел. Акад. Правл. 93 В арх. Горского между его студенческими сочинениями сохранилось в черновом виде слово его на день Иоанна Богослова. Видны на нём поправки карандашом – рукою, кажется, Ф.А. Голубинского. 96 Темна трагическая судьба этого Иудейского царя. Неужели народ как бы он ни был недоволен его правлением, мог предать крайнему поруганию – ослиному погребению – своего Давидита? Но как же согласить слово пророческое и запись историка? Возможны два предположения. Возможно, что Иоаким пал в битве с полчищами Халдеев, Сириян, Моавитян и др. и эти враги Иуды предали павшего царя её жестокому поруганию и лишь после нашествия он погребен был в Ганазане (Ср. 4Цар.21:26 ). Но возможно и то, что похороненный здесь, может быть вместе с Манассиею и Аммоном, ( 4Цар.21:18:26 ), по взятии Иерусалима Навуходоносором он, как изменник, был выброшен за город на зной дневной и на холод ночной. 97 4 Дек. были возложены венки на могилу Императора. М. Вед. в от 14 Дек. сообщают, что в начале Генваря прибудет депутация от Казанского учебного округа для постановки у гроба почившего Царя неугасаемой лампады. 98 Первый из этих дней есть день утверждения ассигновки сумм из Государственного казначейства для воспособления бедному сельскому духовенству; во второй положена Царская резолюция на благодарственном адресе Св. Синода; в третий увеличена пенсия наставникам духовно-учебных заведений при выходе их со службы в отставку. 99 Имеется в виду недавний факт, когда папа потребовал, чтобы один из католических государей, намеревавшийся посетить Италию и папу, не заезжал сначала в Квиринал, – к королю Гумберту, – с которым папа, как известно, ведет счеты, вследствие чего визит не состоялся.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

219. Иоасафа патриарха (1667–1672) известны: а) соборная грамота о предметах церковного суда 1667 г. (Акт. э. IV, 155); б) грамота о духовных лицах, впавших в уголовные преступления (А. э. IV, 161). Все это писано вследствие определений собора патриархов 1667 г. Определения патриаршего собора 1667 г. напечатаны были при служебнике м. п. 1668 г. и недавно в V т. Дополн. к ист. акт. стр. 467–477. В Дополнениях издано и еще несколько других соборных деяний и определений 1667 г., стр. 477–510. После сего собора писана патр. Иоасафом «увещательная грамота» к суеверам; эта грамота, как и грамота к гетману, писанная после смут Брюховецкого 1668 г., находятся в Синод. библ.; там же и «духовное завещание» его. 220. Питирим , с 1657 г. из Новоспасского архимандрита митрополит Сарский, а с 1664 г. Новгородский митрополит, с 6 июля 1672 но 12 апреля 1673 г. патриарх, омрачавший честь свою враждою против патр. Никона, но много трудившийся для охранения церкви от суеверов. Его речь при вступлении на патриаршую кафедру – в Мт. Общ. ист. 1847 г. 2. Под председательством Питирима, митр. Новгородского, собор 1666 г. рассуждал об исправлении ошибок и недостатков в обрядах и книгах церковных. Деяния собора, в 11 главах, изд. в V т. Дополн. к ист. акт. стр. 439–467. Выписка из них напечатана была при Служебнике, М., 1668 г., и особо с именем Соборного свитка, М., 1667 г. Замечателен обширный наказ митрополита Питирима благочинному (1671 г.) отправлять богослужение по исправленному служебнику, просфоры употреблять с крестом четвероконечным, петь единогласно, священникам не переходить от одной церкви к другой без указу (Акт. э. IV, 184). Тихвинскому архимандриту писал он приказ (1668 г.) выслать в судный приказ священников, совершавших литургию на просфорах с старыми крестами, а просфирен отослать в девичий монастырь (Ист. акт. IV, 203). Тому же архимандриту писаны две грамоты: одна (1668 г.) с отлучением от церкви вдовы Евдокии Кобылиной и ее детей за оскорбление духовного отца, другая (1669 г.) с разрешением им (там же, 205). В Иверский монастырь писано (1668 г.) строгое запрещение инокам и инокиням проживать у мирских людей (Акт. э. IV, 162). В Цилов монастырь одна грамота (1667 г.) об устроении раки для обретенных мощей преп. Нила (там же, 156), другая (1668 г.) с запрещением инокам держать по кельям хмельное питье 165). Духовное завещание его в Синод. библ.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Затем по пяти раз напечатаны: Часослов, также книга богослужебная и учебная (1643, 1646, 1651 – дважды, 1652), и Потребник (1646, 1647, 1649, 1651, 1652). По четыре раза: Евангелие (1644 – дважды, 1648, 1651) и Служебник (1646, 1647, 1650, 1651). По три раза: Псалтирь следованная (1642, 1647, 1649), Минея общая (1643, 1644, 1650) и Триодь постная (1642, 1648, 1650). По два раза: Апостол (1644, 1648), Октоих (1644, 1649), Святцы (1646, 1648), Каноник (1646, 1651) и Шестоднев (1646, 1650). По одному разу: «Евангелие учительное» (1642), Пролог – за первую половину церковного года (1642) и за вторую (1643), Житие святителя Николая со службою ему (1643), Минея месячная за все двенадцать месяцев в двенадцати книгах (1644–1646), Молитвослов (1647), Триодь цветная (1648) и Устав церковный (1651). Книги печатались, как и прежде, по благословению патриарха, но Служебник 1651 г. издан по благословению всего освященного Собора, о чем и сказано в предисловии к этому Служебнику. При издании Пролога в 1642 г. государь приказал присовокупить к древним угодникам Божиим и «своея Русския земли великих святителей и чудотворцев Московских и иных градов, преподобных и богоносных отец наших, где который просиял добрыми своими делы, и великих князей русских, которые такожде просияли» (послесловие). Вообще же книги, изданные при патриархе Иосифе, в ином сходны с изданиями иовлевскими, в другом – с филаретовскими, в третьем – с иоасафовскими, а во многом разногласят со всеми. Например, в Служебнике иосифовского издания положено, чтобы те самые молитвы, которые произносит священник при вынутии частиц из просфор 2, 3, 4, 5, 6 и 7, произносил вместе и диакон, а под конец чина проскомидии напечатано восемь указов относительно разных действий литургии – во всех прежних Служебниках ничего этого нет. Другой отдел книг, изданных при патриархе Иосифе, составляют книги, прежде не издававшиеся в Москве и теперь напечатанные в первый раз. Сюда принадлежат: 1 . Книга учебная – Грамматика славянская (1648), изданная как «первая от седмих наук свободных в научение православным, паче же детем сущим, еюже и к прочим, аще кто восхощет, яко дверию, благолепотне и безтрудне, возшествие сотворит» (предисловие).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В 1652 г., 19 генваря в присутствии самого государя и патриарха Иосифа последовало . Но главным делом во дни патриарха Иосифа, по которому патриаршествование его доселе остается памятным в нашей Церкви, было печатание книг. Оно совершалось и теперь, точно так же как при прежних патриархах, на основании одних славянских списков, без сличения с греческими, только теперь число неисправностей и погрешностей в книгах по малограмотности или небрежности справщиков гораздо более увеличилось, а что всего важнее — теперь преимущественно внесены в печатные книги те роковые мнения и погрешности, которые вскоре сделались основами и отличительными верованиями русского раскола . Самый обширный отдел книг, изданных при патриархе Иосифе, составляют книги богослужебные и отчасти учебные, издававшиеся и прежде. Книга Псалтирь, богослужебная и вместе учебная, напечатана была восемь раз (1642, 1645, 1647, 1648 — дважды, 1649, 1650, 1651) Затем по пяти раз напечатаны: Часослов, также книга богослужебная и учебная (1643, 1646, 1651 — дважды, 1652) и Потребник (1646, 1647, 1649, 1651, 1652) 556]. По четыре раза: Евангелие (1644 — дважды, 1648, 1651) и Служебник (1646, 1647, 1650, 1651) По три раза: Псалтирь следованная (1642, 1647, 1649) Минея общая (1643, 1644, 1650) 316, 321] и Триодь постная (1642, 1648, 1650) По два раза: Апостол (1644, 1648) 126], Октоих (1644, 1649) 381], Святцы (1646, 1648) Каноник (1646, 1651) 259] и Шестоднев (1646 , 1650 По одному разу: «Евангелие учительное» (1642) Пролог — за первую половину церковного года (1642) и за вторую (1643) Житие святителя Николая со службою ему (1643) Минея месячная за все двенадцать месяцев в двенадцати книгах (1644–1646) 328, 331, 335, 337, 339, 341, 345, 347, 349, 351], Молитвослов (1647) Триодь цветная (1648) и Устав церковный (1651) . Книги печатались, как и прежде, по благословению патриарха, но Служебник 1651 г. издан по благословению всего освященного Собора, о чем и сказано в предисловии к этому Служебнику. При издании Пролога в 1642 г. государь приказал присовокупить к древним угодникам Божиим и «своея Русския земли великих святителей и чудотворцов Московских и иных градов, преподобных и богоносных отец наших, где который просиял добрыми своими делы, и великих князей русских, которые такожде просияли» (послесловие). Вообще же книги, изданные при патриархе Иосифе, в ином сходны с изданиями иовлевскими, в другом — с филаретовскими, в третьем — с иоасафовскими, а во многом разногласят со всеми. Например, в Служебнике иосифовского издания положено, чтобы те самые молитвы, которые произносит священник при вынутии частиц из просфор 2, 3, 4, 5, 6 и 7, произносил вместе и диакон, а под конец чина проскомидии напечатано восемь указов относительно разных действий литургии — во всех прежних Служебниках ничего этого нет .

http://sedmitza.ru/lib/text/436131/

Службы русским святым: 1) сентября 27 – Савватию Соловецкому (13 об.–32 об.); 2) февраля 11 – Димитрию Прилуцкому (157 об.–186); 3) февраля 12 – Алексию митрополиту (187–214); 4) апреля 17 – Зосиме Соловецкому (224–242 об.); 5) мая 3 – Феодосию Печерокому (251–275 об.); 6) мая 23 – Леонтию Ростовскому (275 об.–293); 7) июня 1 – Дионисию Глушицкому (293–314); 8) июня 9 – Кириллу Белозерскому (314–336 об.); 9) июля 15 – равноапостольному князю Владимиру (348 об.–363 об.). Службы русского происхождения Пресвятей Богородице: 10) ноября 27 – Знамению от иконы Пресвятыя Богородицы в Новгороде (33–51 об.» и 11) августа 26 – Сретению иконы Владнмирския Пресвятыя Богородицы (420 –437 об.). 825. Сборник избранных служб , в четвертку, без начала (от нескольких начальных листов сохраниились незначительные обрывки), полууставом нескольких почерков и скорописью XVI–XVII вв., в дощатом с тисненою кожею переплете; 1–20 листы порваны с ущербом для текста. Скорописью писаны листы: 18, 57, 83, 89, 101, 160; нет нескольких листов между листами: 17 и 18, 100 и 101, 115 и 116, 206 и 207, 242 и 243. Прнписки внизу на полях листов: 73 об. – «провлено», 198 об. – «правлено», 344 – «канун правлен», 358 – «правлен». Службы: 1) июня 2 – Иоанну Сочавскому (1–17 об.) и русским святым: 2) июля 1 (?) – митрополиту Петру (18–33 об.); 3) июня (?) 5 – Сергию Радонежекому (58–73 об.); 4) июля 11 – княгине Ольге (74–82 об.); 5) июля 14 – Стефану Махрищскому (90–100 об.); 6) июля 15 – равноапостольному князю Владимиру (101–115 об.), без конца; 7) июля 24 – Борису и Глебу (128–137 об.); 8) августа 2 – Василию юродивому Христа ради Московскому (191–204 об.); 9) августа 21 – Авраамию Смоленскому (232–242 об.), без конца; 10) сентября 7 – Иоанну архиенископу Новгородскому (251–263 об.); 11) сентября 19 – князю Феодору Смоленскому и Ярославскому и чадам его: Давиду и Константину (299–319 об.); 12) сентября 20 – князю Михаилу Черниговскому и боярину его Феодору (320–331 об.); 13) сентября 25 – Сергию Радонежскому (332–343 об.). 14) сентября 27 – Савватию Соловецкому (344–357 об.); 15) сентября 30 – Григорию Пельшемскому (358–367 об.); 16) июля 27 – Николаю Кочанову юродивому Христа ради Новгородскому (368 об. 381); 17) июля 10 – «на положение ризы еже есть хитон вели Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (382–398 об.)· В отпусге на литургии читаем: «и положение честныя и славныя и многоцелебныя ризы Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа еже есть хитон в славнем и преименитем царствующем граде Москве и всех святых помилует и спасет нас яко благ и человеколюбец» (398 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

л.5ОЗ об. Житие Исаия, епископа Ростовского, 15 мая. л.507. Житие Ефросина Псковского, жившего над р. Толвою, 15 мая. л.578 об. Обретение мощей Алексия, митрополита «нового чюдотворца рускаго», 20 мая. л.614–623 об. и л.644 об. Обретение мощей Леонтия, епископа Ростовского, 23 мая. л.615 об. Житие Никиты столпника, переяславского чудотворца, 23 мая. л.621. Слово похвальное Никите Переяславскому. л.635. Слово похвальное Леонтию, епископу Ростовскому. л.7. Заставка нововизантийского стиля на золотом фоне. Вязь и инициалы киноварные. Переплет сер. XVI в. – доски в коже. Правлен переплет в XVII в., на это указывают переплетные листы с водяным знаком бумаги XVII в. (голова шута в воротнике с семью зубцами). На нижней доске – 3 наугольника желтой меди. Арх. Савва. Указатель ... стр.209. (Син.995) Минея-четья, месяц Июнь, 1°, русский полуустав в два столбца, 1010 л. Конец рукописи утрачен, на л.101О об. текст обрывается на полуслове в статье: «Съпрение панагиота философа ... о православной вере христианской и о вере фряжской». Водяные знаки: 1. Гербовый щиток с тремя ромбами, Бр. 2069, 1539 г. 2. Вепрь, Бр. 13577, 1542 г. 3. Тиара, Бр. 4981, 1540 г. 4. Кувшин с одной ручкой, на тулове две полосы, Бр. 12663, 1543 г. л.1–2. Летописец (текст см. в Сентябрьской минеи). л.4–6 об. Указ главам. л.12. Житие Дионисия Глушицкого, 1 июня. л.26, 27 об. Слово похвальное Дионисию Глушицкому, Ростовскому чудотворцу. л.128. Похвала Кириллу Белозерскому. л.245 об. Страдание святого священномученика Мефодия, епископа «Моравского» (Патарского), 20 июня. л.335 об. Послание Никифора, митрополита Киевского, (1104–1121 гг.) «о латинах». л.337. Его же послание к Владимиру Мономаху о посте. л.9, 482. Заставки нововизантийского стиля на золотом фоне, защищены про- кладкой из малиновой тафты. Переплет сер. XVI в. – доски в коже. Переплет правлен в XVII в., о чем свидетельствуют переплетные листы с водяным знаком XVII в. (герб Амстердама). На нижней доске – 4 наугольника желтой меди, (Син,996) Минея-четья, месяц Июль, 1°, русский полуустав в два столбца, 1144 л.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Moskov...

Теперь о никоновской книжной справе XVII в. К середине XVII в. Чин Агиасмы – обязательный компонент Требника. Правленый Требник вышел в 1658 г. ( Зернова, 280). Его правили Захария Афанасьев, Иосиф Белый, Евфимий Чудовский , Никифор Симеонов (см.: Сиромаха, Успенский, 81-83; Успенский Н. Д., 164-168; Сиромаха I, 69-74). Сохранились корректурные экземпляры Требника (ГИМ, Син. 308; РГАДА, ф. 381, 1803; РГАДА, БМСТ/СПК 1760; далее – Син. 308, Тип. 1803, Тип. 1760). Исходным материалом послужил Требник Петра Могилы (Тип. 1760), который кардинально правлен (описание см.: Агеева, 183 и далее) – по тексту современного справщикам греческого Евхология. Затем правленый вариант был переписан и снова правлен. Первая половина этого окончательного варианта – Тип. 1803; вторая – Син. 308 ( Сиромаха, Успенский, 82). Именно в этом Требнике 1658 г. впервые появилось прошение: О еже быти воде сей скачущей в жизнь вечную, Господу помолимся (стр. 211 ). На поле в кавыках стояло приводя[ щей]. С этого Требника водосвятная ектения в Чине Великой Агиасмы перепечатывалась из издания в издание (уже без кавык) вплоть до современных Требников. В корректурном Требнике Тип. 1760 текст последования Великого освящения воды на Богоявление, находящийся в Требнике Петра Могилы (с. 33), вычеркнут. На полях запись: Взять тетрадь печатную и набирати с нея( Агеева, 184). В последующем рукописном корректурном Требнике (Син. 308) в месте, где надлежало быть Чину Великой Агиасмы (после Малого водоосвящения) на л. 219 об., написано: Посем чти о освящении воды святых Богоявлений, напечатаны три тетрати в полдесть(затем фраза зачеркнута; см.: Горский, Невоструев, 379, 237-238) . Речь идет об отдельном издании, которое носит название Чин освящения воды в навечерие Богоявления( Зернова, 264). Действительно, Чин Великой Агиасмы перепечатан в Требник 1658 г. почти буква в букву из этого издания. Теперь рассмотрим историю появления отдельного издания Чина освящения воды в навечерие Богоявления. Издание не датировано, но оно связано с Собором 1655 г., и Зернова датирует его по дате окончания собора – после 29.12.1655.

http://bogoslov.ru/article/2308475

л.3–8. Указ главам. л.12–13. Разорваны. л.423. Житие Павла Обнорского, 10 января. л.463. Житие Михаила Клопьскаго, 11 января. л.508. Житие Симеона и Саввы Сербских , 14 января. л.216. Заставка нововизантийского стиля на золотом фоне. Вязь и инициалы киноварные. Переплет XVI в. – доски в коже с тиснением, правлен в XVII в. На нижней доске – 4 наугольника желтой меди, Арх. Савва. Указатель ... стр.173, 209. 789 (Син.991) Минея – четья, месяц февраль, 1°, русский полуустав в два столбца разных рук, 1340 п. Водяные знаки: 1. Кувшин с одной ручкой, увенчан цветком, Бр. 12628, 1520–1528 гг. 2. Кувшин малый с двумя ручками, Бр. 12864, 1525 г. 3. Большая рука, увенчанная звездой, Бр. 11390, 1533 г. 4. Сфера, увенчанная звездочкой, Бр. 14004, 1553 г. л.1–2 об. Летописец, текст тот же (см. месяц Сентябрь). л.3–6 об. Указ главам. л.112 об. Житие Димитрия Вологодского, чудотворца, 11 февраля. л.417 об. Житие Алексея, митрополита Киевского и всея Руси, 11 февраля. л.442 об. 455. Житие Кирилла, философа и учителя словеньского, 14 февраля. л.446 об. Слово похвальное Кириллу и Мефодию. л.776. Иосиф Флавий. История Иудейской войны. Заставка нововизантийского стиля на золотом фоне (л.6, 890). Киноварные заглавия вязью и инициалы. Переплет сер. XVI в. Переплетные листы со знаком (герб Амстердама) указывают, что переплет был правлен в XVII в. Арх. Савва. Указатель... стр.170, 181, 184, 191, 194, 209, 272, 265. (Син.992) Минея-четьи, месяц Март, 1°, русский полуустав разных рук, 959 л. Водяные знаки: 1. Малый кувшин с одной ручкой, Бр. 1266, 1547 г. 2. Гербовый щиток, увенчанный цветком, знак не найден. 3. Вепрь, Бр. 13577, 1542г. 4. Рука, над ней цветок, Бр. 11463, 1524–1539 гг. 5. Кувшин с одной ручкой и надписью на тулове, Бр. 1266, 1547 г. 6. Крест двойной, Бр. 5755, 1516 г.; 5756, 1546 г. 7. Козел, Бр. 2860, 1548–1553 гг. л.1–2 об. Летописец. Есть изменения в фразе: «В двадесятое лето царства и государства его», дата изменена на «девятоенадесять лето ...», а ниже – дата «двадесят же третие лето» изменена на «в двадесять же второе лето...». Далее текст летописца тот же, что и в Сентябрьской минее до слов: «... иже со страхом и со вниманием почитающим сия святыя книги, аминь». На этом в Мартовской минеи текст кончается, в Сентябрьской же продолжается.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Moskov...

л.3–6. Указ главам. Среди других статей: л.39. Пренесение мощей св .Вячеслава, князя Чешского, 4 марта. л.41. То же. л.336. Житие Евфимия, епископа Новгородского, 11 марта. л.401. Житие Макария Калязинского, 17 марта. л.951. «Слово похвальное Ионе митрополиту Киевскому и всея Русии чудотворцу. Списано бысть в лето 7055-е повелением благочестиваго царя и великаго князя Ивана Васильевича всея Русии самодержца и благословением Макария митрополита всея Русии». л.4, 105, 633, 837, 841. Заставки нововизантийского стиля на золотом фоне, защищены прокладкой из малиновой тафты. Вязь и инициалы киноварные. Переплет сер. XVI в. – доски в тисненой коже, правлен переплет в XVII в. Сохранилась одна застежка. На нижней доске – 4 наугольника желтой меди. Арх. Савва. Указатель ... стр.209. (Син.993) Минея-четья, месяц Апрель, 1°, русский полуустав в два столбца разных рук, 979 л. Водяные знаки: 1. Малый кувшин с одной ручкой, Бр. 12633, 1542 г. 2. Вепрь, Бр. 13577, 1542 г. 3. Рука с цветком, Бр. 11463, 1524–1539 гг. 4. Кувшин с двумя перекладинами на тулове, Бр. 12663, 1543 г. 5. Кувшин малый с двумя ручками, Бр, 12864, 1525 г. л.1–2 об. Летописец, текст тот же (см. месяц Март). л.3–6 об. Указ главам. Среди других житий: л.93. Житие Мефодия, епископа Моравского, 6 апреля. л.97. «Слово похвальное на память святым и преславным учителем словеньскому языку ...» л.147. «Житие новоявленных мучеников Круглеца, Нежнаа, Кумца, во святых крещениях нареченных Антония, Иоанна, Евстафия в Литовской земли в Вилне ...», 14 апреля. л.:70. Житие Зосимы и Савватия Соловецких, 17 апреля. л.411. «Слово о Исаакии мнихе ... иже милость Божию получи в Киеве», 27 апреля. л.436, 436, 446 об.,828. Заставки нововизантийского стиля выполнены одними красками без золотого фона. Вязь и инициалы киноварные. Переплет сер. XVI в. – доски в коже; правлен переплет в XVII в., о чем свидетельствуют листы со знаком XVII в. (герб Амстердама ). Ни нижней доске сохранилось 4 наугольника желтой меди. Арх. Савва. Указатель ... стр.209.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Moskov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010