О молитве монахов за весь мир говорят многие святогорские монахи. Этому учил своих духовных чад старец Силуан Афонский: «Господь двигает душу Своею благодатью молиться за весь мир… возможно, что кто–нибудь подумает: как же я буду молиться за весь мир, когда сам за себя не могу молиться? Но так говорят те, кто не познал, что Господь слушает наши молитвы и приемлет их» (Цит. по кн.: Старец Силуан. М., 1994. С. 459–460). Так говорил и старец Паисий: «…и сразу же перейди к общей молитве за весь мир: «Помилуй весь мир Твой» (Цит. по кн.: Старец Паисий Святогорец. Слова. Том 2. Салоники. М., 2002. С. 312–313) . — Примеч. ред. 7 Большинство монастырей на Афоне вместе со Священным Кинотом живут по византийскому времени, согласно которому отсчет часов в сутках начинается с заходом солнца. — Примеч. ред 8 На Святой Горе, в отличие от Элладской Православной Церкви и Константинопольского. Патриархата, сохраняется старый стиль. — Примеч. ред. 9 То есть, как в богослужении, мы начинаем последовательно — с полунощницы переходим к утрени и затем к Божественной литургии, так и в духовной жизни мы начинаем с покаяния и постепенно переходим к совершенству. — Прим. ред. 10 Костница — храм, в котором хранятся черепа и кости усопших монахов. Часто расположен на монастырском кладбище. 11 В православной Церкви суббота является днем особого поминовения усопших. Согласно Святогорскому уставу, в субботу служится заупокойная Божественная литургия с литией. Кроме обычных песнопений, поются особые, посвященные усопшим: читаются ектении об усопших, соответствующие зачала из Евангелия и Апостола, поются «Со святыми упокой», причастен «Блаженни, иже избрал» или «Радуйтеся, праведнии». После заамвонной молитвы читается Трисвятое по Отче наш и совершается лития — сугубое моление об усопших, на котором поминаются имена ктитор в обители и усопших братьев. 12 Лядвия — верхняя часть ноги. — Прим. ред. 13 Ср.: доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф. 4, 13). 14

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Воспоем Богу песнь любви/Пер.  с лат.: П. Сахаров//Истина и жизнь. – М., 1992. -   Время из бдений бл. Августин/Пер. с лат.: С.Скворцов; О Троице (Кн.1)/Пер. с лат.: М.Сергеенко; Исповедь [Фрагменты]/Пер. с лат.: С.Скворцов//Августин: Pro et contra: Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2002. (Русский путь). Избранные проповеди/Пер. с лат.:  Д.Садовский. – Сергиев Пасад, 1913. Исповедь/Пер.  с лат. и прим.: М.Е.Сергеенко//Богословские труды. – М., 1978. – Сб. 19. Исповедь//Психология памяти: Учеб. пособие для вузов: [Хрестоматия]/Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. - 3-е изд. - М. : ЧеРо ; М. : МПСИ, 2002. - С.14-27 Исповедь//Августин А. Исповедь. Абеляр П. История моих бедствий – М.: Республика, 1990. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонского/Изд. подгот. Столя­ров А.А. -  М.: Ренессанс, 1991. (Па­мятники религиозно-философской мысли. Вып. 1: Западная патристика). Исповедь. – М.: Гендальф, 1993. Исповедь. – М.: Канон+, 1995. Исповедь: Кн. Х//Одиссей-1989. – М.: Наука, 1989. Новая песнь//Амман А. Путь отцов: Краткое введение в патристику. – М., 1994.  О благодати и свободном произволении/Пер. с лат.: О.Е. Нестерова//Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. – М.: Мысль, 1987.  О граде Божьем в 22-х книгах. – М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. – Т. 1-4. (Репринт 1906 г.). О книге Бытия, против манихеев/Пер. с лат.: прот. А.Сидоренко и Е. Тельминый//Альфа и Омега. – М., 2004. – 1 (39).  О свободе воли: Кн. 2/Пер. с лат. и прим.: М.Ермакова//Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2000. – Т. 1. О символе веры/Пер. под ред. А. Фокина//Альфа и Омега. – М., 2002. – 3 (33). О супружестве и похоти: (Главы из трактата)//Кризис цивилизации? – М., 1991. – Вып. 2. О Троице: (Книга I)//Богословские труды. – М., 1988. – Сб. 29.

http://bogoslov.ru/person/2529560

Св. Григорий Богослов . Послание 3, к пресвитеру Кледонию, против Аполлинария – первое//Он же, Собрание творений в 2-х томах. Т. 2. М., 1994. Сс. 8–15. Григорий Богослов . Послание 4, к пресвитеру Кледонию, против Аполлинария – второе//Он же, Собрание творений в 2-х томах. Т. 2. М., 1994. Сс. 15–18. Григорий Нисский . Опровержение мнений Аполлинария//Творения святого Григория Нисского . Ч. 7. М., 1865. Сс. 59–201. Григорий Нисский . Против Аполлинария к Феофилу, епископу Александрийскому//Творения святого Григория Нисского . Ч. 18 . М., 1865. Сс. 202–210. Епифаний Кипрский . Панарион. Против димитритов//Творения святого Епифания Кипрского . Ч. 5. М., 1882. Сс. 174–235. Daley В. Е. Divine Transcendence and Human Transformation: Gregory of Nyssa’s Anti-Apollinarian Christology//Studia Patristica. 32, 1997. Pp. 87–95. Daley В. E. ‘Heavenly Man’ and ‘Eternal Christ’: Apollinarius and Gregory of Nyssa on the Personal Identity of the Savior//Journal of Early Christian Studies. 10:4, 2002. Pp. 469–488. Dragas G. D. The Anti-Apollinarist Christology of St. Gregory of Nyssä A First Analysis//Greek Orthodox Theological Review. 42:3–4, 1997. Pp. 299–314. Sellers К V. Two Ancient Christologies. London, 1940. Stead G. C. The Scriptures and the Soul of Christ in Athanasius//Vigiliae Christianae. 36:3, 1982. Pp. 233–250. Формирование антропологических концепций Св. Григорий Нисский Григорий Нисский , свт. Большое огласительное слово//Ред. перевода, план-конспект, прим. и послесл. Ю. А. Вестеля. Киев, 2003. Григорий Нисский . Об устроении человека/Пер., послесл. и прим. В. М. Лурье. СПб., 2000. Корриган К. Трехсоставная и двухсоставная душа в диалогах Платона, у Евагрия Понтийского и Григория Нисского //Человеческая целостность и встреча культур/Сост. К. Б. Сигов. Киев, 2007. Петров В. В. Телесный эйдос как «печать» (Об устроении человека XXVII Григорий Нисского ) (Приложение I)//Он же, Учение Оригена о теле воскресения в контексте современной ему интеллектуальной традиции//Космос и душа. Учения о вселенной и человеке в Античности и Средние века (исследования и переводы)/общ. ред. П. П. Гайденко, В. В. Петров. М., 2005. Сс. 616–620.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Maximus Confessor. Actes du Symposium – Maximus Confessor, Actes du Symposium sur Maxime le Confesseur, Fribourg, 2–5 septembre 1980, éds. par F. Heinzer et C. Schönborn, Fribourg en Suisse, 1982. Maximus Confessor. Proceedings of the Symposium 2013 – Knowing the Purpose of Creation through the Resurrection, Proceedings of the Symposium on St Maximus the Confessor, Belgrade, October 18–21, 2012 (ed. Bishop Maxim (Vasiljevic’). Alhambra, Calif., 2013 (Contemporary Christian Thought Series, number 30). ACO 1.2 – Acts of the Council of Chalcedon, ed. E. Schwartz, ACO Ser. 1.2, 6 vols., Berlin, 1983–1987. ACO 1.3 – Acts of the Council of 536, ed. E. Schwartz, Collectio Sabaitica contra Acephalos et Origeniastas destinata, Insunt Acta Synodorum Constantinopolitanae et Hierosolymitanae a. 536, ACO Ser. 1.3, Berlin, 1940. ACO 1.4 – Acts of the Fifth Ecumenical Council, ed. J. Straub, Concilium Universale Constantinopolitanum sub Iustiniano habitum, ACO Ser. 1.4.1, Berlin, 1971. ACO 2 – Acts of the Sixth Ecumenical Council, ed. R. Riedinger, Concilium Universale Constantinopolitanum tertium, ACO Ser. 2.2, 2 vols., Berlin, 1990–1992. Анастасий Синаит 2003 – Преподобный Анастасий Синаит , Избранные творения, вступ. статья, пер. и коммент. А. И. Сидорова , Москва, 2003. Антология 2009 – Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия, в 2 т., под науч. ред. Г. И. Беневича и Д. С. Бирюкова; сост. Г. И. Беневич, Москва–Санкт-Петербург, 2009 (Smaragdos Philocalias, Византийская философия 4, 5). Аристотель 1975–1983 – Аристотель, Сочинения, в 4 т., Москва, 1975–1983. Афанасий Александрийский 1994 – Святитель Афанасий Великий , Творения, в 4 т., Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902; репр.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1994. Григорий Богослов 1889 – Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова , Архиепископа Константинопольского, Москва, 1889. Григорий Богослов 1994 – Св. Григорий Богослов , Собрание творений, в 2 т., Москва, 1994. Григорий Нисский 1995 – Святой Григорий Нисский , Об устроении человека, пер., послесл. и прим. В. М. Лурье под ред. А. Л. Верлинского, Санкт-Петербург, 1995.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

С. Б. Сорочан Источники и литература Письменные источники 1 . Абд ар-Рахман ибн Абд ал-Хаким. Завоевание Египта, ал-Магриба и ал-Андалуса: Пер. с араб., предисл., прим. С. Б. Певзнера. – М.: Наука, 1985. – 440 с. 2 . Абрам Анкирский. Плач на взятие Константинополя/Пер. С. С. Аревшатяна//ВВ. – 1953. – Т 7. 3 . Абуль-Фарадж. Книга занимательных историй. Ред. и пред. Н. Пигулевской, пер. с сирийского А. Белова, Л. Вильскера. – М.; Л.: Гослитиздат, 1961. – 294 с. 4 . Абу-л-Хасан ‘Али ибн ал-Хусейн ибн-‘Али ал-Мас’уди. Золотые копи и россыпи самоцветов [История Аббасидской династии: 749–947 гг.]/Сост., пер. с араб., прим., коммент. и указат. Д. В. Микульского. – М.: Наталис, 2002. – 800 с. 5 . Авва Евагрий Понтийский . О промыслах//У истоков культуры святости. – М.: Паломник, 2002. – С. 387–477. 6 . Августин Аврелий . Исповедь Блаженного Августина , епископа Гиппонского/Под ред. А. А. Столярова. – М., 1998. 7 . Августин Аврелий . О Граде Божьем. – М., 1994. – Т. 1–4. 8 . Аверинцев С. С. Многоценная жемчужина. Переводы. – К., 2004 [изречения отцов пустыни]. 9 . Автобиография императора Михаила Палеолога. – СПб., 1885. – 52 с. 10 . Агафий Миринейский. О царствовании Юстининана. – М.: Вече, 1996. – 222 с. 11 . Агафий. О царствовании Юстиниана: Вступ. ст., пер., прим. М. В. Левченко. – М.: Изд-во АНСССР, 1953. – 221 с. (М., 1996). 12 . Акентьев К. К. «Слово о законе и благодати» Илариоан Киевского. Древнейшая версия по списку ГИМ Син. 591//Византинороссика. – 2005. – Т. 3. – С. 115152. 13 . Акты Русского на Св. Афоне монастыря Св. великомученника и целителя Пантелеймона. – К., 1873. – 619 с. 14 . Акты собора под Дубом/Пер. с греч. А. С. Балаховской//Диалог Палладия, епископа Еленопольского, с Феодором, римским диаконом, повествующий о житии блаженного Иоанна, епископа Константинопольского, Златоуста. – М.: ИМЛИ РАН, 2002. – С. 245–247. 15 . Алексей Макремволит. Разговор богатых и бедных. Что сказали бы бедные богатым и что богатые ответили бы бедным/Пер., коммент. М. А. Поляковской//ВВ. – 1972. – Т 33. – С. 278–285.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

    Афанасий. Творения — Афанасий Великий, сет. Творения. Ч. 1—2. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902; репринт: То же. Т. 1—2. М., 1994.     Василий. Творения — Василий Великий, сет. Творения. Ч. 1. М., 1845; Ч. 3. М., 1846; Ч. 5. М., 1847.     Восточные отцы V в. — Восточные отцы и учители Церкви V века: антология/сост. иером. Иларион (Алфеев). М., 2000.     Григорий Богослов. Творения — Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, Архиепископа Константинопольского. В 2 т. СПб., (1912); репринт: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.     Григорий Нисский. Догматические сочинения — Григорий Нисский, сет. Догматические сочинения. В 2 т. Краснодар, 2006.     Григорий Нисский. Экзегетические сочинения — Григорий Нисский, сет. Экзегетические сочинения. Краснодар, 2009.     Григорий Палама. Беседы — Беседы (омилии) иже во святых отца нашего Григория архиепископа Фессалоникийского Паламы/пер. архим. Амвросия (Погодина). Ч. 1. Монреаль, 1965; Ч. 2. Монреаль, 1974; Ч. 3. Монреаль, 1984; репринт: Ч. 1—3. М., 1993; Ч. 1—3. М., 1994.     Григорий Палама. Против Акиндина — Григорий Палама, сет. Антирретики против Акиндина/пер. Р. В. Яшунского под ред. О. А. Родионова. Краснодар, 2010.     Григорий Палама. Сто пятьдесят глав — Григорий Палама, сет. Сто пятьдесят глав/пер., прим. А. И. Сидорова. Краснодар, 2006.     Григорий Палама. Триады — Григорий Палама, свт. Триады в защиту священно-безмолвствующих/пер. В. В. Бибихина. СПб., 2004.     Дионисий Ареопагит. Сочинения — Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник. Толкования/изд. подг. Г. М. Прохоровым. СПб., 2002.     Евагрий. Творения — Евагрий Понтийский. Творения: Аскетические и богословские трактаты/изд. подг. А. И. Сидоровым. М., 1994.     Иоанн (Зизиулас). Бытие как общение — Иоанн (Зизиулас), митр. Бытие как общение: Очерки о личности и Церкви/предисл. прот. И. Мейендорфа; пер. с англ. Д. М. Гзгзяна. М., 2006.     Иоанн Дамаскин. Источник знания — Иоанн Дамаскин, при. Источник знания/пер., ком. Д. Е. Афиногенова, А. А. Бронзова, А. И. Сагарды, Н. И. Сагарды. М., 2002 (Серия «Святоотеческое наследие». Т. 5).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3285...

Бл. Иероним 1903 – Творения Блаженного Иеронима Стридонского . Жизнь. Т. 1. С. III – CLXXXIX. Киев. 1903. Казанский 2000 – Казанский П. История православного монашества на востоке. Изд. «Паломник». 2000. Т. 1. Карташев 1994 – Карташев. А.В. Вселенские соборы. М.: изд. Республика, 1994. Книга правил 1993 – Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец. Изд. Титул. СПб. 1993. Репр. С изд. 1893 года. Ковтун 1975 – Ковтун Л. Лексикография в Московской Руси XVI– начала XVII в. Изд. «Наука». Ленинград. 1975. Лурье 2000 – Лурье В. Пизвание Авраама. Идея монашества и ее воплощение в Египте. Изд. «Алетейя». СПб. 2000 г. Лосский 1995 – Лосский В. Боговидение. Издание Свято–Владимирского Братства. М. 1995. 122 С. Максим 1859 – Максим Грек Святогорец. Прибавление к изданию творений Святых Отцов в русском переводе. Ч. 18. М. типография В. Готье. 1859. С. 144–192. Никитин 199 – Амвросий Медиоланский . Две книги о Покаянии и другие Книги. Вводная статья и библиография В. А. Никитина. Учебно–информационный экуменический центр Ап. Павла. Об устроении человека 1995 – Иже во святых Отца нашего святаго Григория, епископа Нисскаго, Об устроении человека/Перевод В. М. Лурье под ред. А. Л. Верлинского. Прим., послесловие В. М. Лурье. СПб.: Axioma, 1995. Писание 2003– Писание Мужей Апостольских. М. Издательский совет Русской Православной Церкви. 2003. 672 с. серия «Творения святых отцов и учителей Церкви». Поснов 1917 – Поснов М. Э. Гностицизм II века и победа Христианской Цекви над ним. Киев. 1917. Тип. Акц. Общ. «Петр Барский в Киеве». Фототипическое издание. Изд. «Жизнь с Богом» Брюссель. 1991 г. Сидоров 1994 – Творения Аввы Евагрия. Аскетические и Богословские трактаты. Перевод, вступительная статья и комментарии А. Сидорова . Изд. «Мартис». 1994. 363 С. Синицына 1977 – Синицына Н.В. Максим Грек в России. изд. «Наука». М. 332 С. 1977 г. Спасский 1895 – Спасский А. Апполинарий Лаодикийский. Историческая судьба сочинений с кратким очерком его жизни. Сергиев Посад. 2-я Типография А. И. Снегиревой . 1895.

http://azbyka.ru/otechnik/Didim_Aleksand...

Стикко, Мария. Святой Франциск Ассизский/Пер. с  итальянского. – Милан: Христианская Россия, 1990. Стрелкова Г.В. Понятие " доброта " и " милосердие " в понимании Намдева и Франциска Ассизского//Вестник МГУ. – Сер. 13. Востоковедение. – 1994. – 3. Тагуэлл С. Франциск Ассизский//Страницы. – 1996. – 4. Топорова А.В. Мистика и агиография//История итальянской литературы: В 4 т. – М.: ИМЛИ РАН, " Наследие " , 2000. – Т.1: Средние века/Под ред. М.Л.Андреева, Р.И.Хлодовского.  Топорова А.В. Религиозная поэзия//История итальянской литературы: В 4 т. – М.: ИМЛИ РАН, " Наследие " , 2000. – Т.1: Средние века/Под ред. М.Л.Андреева, Р.И.Хлодовского.  Топорова А. В. Создание и распространение средневековых текстов: На прим. францискан. лит. XIII—XIV вв.//Книга в системе международных культурных связей.М., 1990. С. 5—17.     Трабукки Н. Святой Франциск Ассизский написал нам письма//Сибирская католическая газета. – 2000. – 3. Федорова Е.В. Святой Франциск Ассизский и его изображения в церкви Сан–Франческо в Ассизи//Вестник Московского университета. –  Сер–8, История. М., 2001. с. 15–22. Франк С.Л. Непостижимое//Франк С.Л. Сочинения. – М.: Правда, 1990. – С. 360. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве/Пер. с англ. – М.: Крон–пресс, 1996. Христианство: Словарь. – М.: Республика, 1994. Честертон Г.К. Св. Франциск Ассизский//Честертон Г.К. Вечный человек. – М.: Издательство политической литературы, 1991. Шевырев С. О первых поэтах Италии, предшествовавших Данту//Журнал министерства народного просвещения. – СПб.,  1837. –  3.  Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. – Т. 2: Всемирно–исторические перспективы/Пер. с нем. – М.: Мысль, 1998.   Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований. – М.: Рудомино; СПб.: Университетская книга, 1997. с.173–176. Энциклопедия мистицизма. – СПб.: Литера, 1994.   Явнилович К.В. “Цветочки” Св. Франциска Ассизского и “Житие Сергия Радонежского” Епифания Премудрого//Источниковедение и компаративный метод в гуманитарном знании. – М.: РГГУ, 1996.

http://bogoslov.ru/person/3177073

1161 Левкас (греч. λευκς белый, светлый, ясный) – название грунта, представляющего собой мел, смешанный с животным или рыбьим клеем с добавлением льняного масла. Особо значимое применение имеет в подготовке под иконопись и сусальное золочение. – прим. эл. ред. 1163 Бусева-Давыдова И. Л. Об идейном замысле Нового Иерусалима патриарха Нико­на//Иерусалим в русской культуре/Сост.: А. Л. Баталов, А. М. Лилов. М., Наука., 1994. С. 175. 1164 Ценинник – изразцовых дел мастер. «Согласно документам XVII века, все изразцы делились на два вида – «муравленые» (почти все зелёные) – одноцветные и «ценинные» многоцветные. Кто-то считает, что «ценина» – это изделие, покрытое синей поливой, другие связывают слово с чем-то дорогим и ценным. Именно этой версии придерживался Владимир Даль. Он считал, что «ценинный есть синоним слова ценный, цененный, которым первоначально наши предки, избегая чужестранных слов фарфор, фаянс, называли вообще всякую хорошую каменную посуду, привозную из-за рубежа…». Есть ещё мнение, что «ценинный» происходит от немецкого Zinn или польского zing – олово, входящее в состав многоцветных эмалей. Учёные спорят до сих пор». Баранова С. И. «Москва изразцовая». АНО ИЦ «Москвоведение», 2006 г. – прим. эл. ред. 1165 Соколова И. М. Новый Иерусалим в Кремле. Незавершённый замысел паря Фёдора Алексеевича. Русские государи покровители православия//Художественные памятники Московского Кремля. Материалы и исследования. Вып. XVI. М., 2003. С. 53–63. 1166 Баталов Л. Л. Гроб Господень в замысле «Святая Святых» Бориса Годунова//Иерусалим в русской культуре. С. 154–173. Наиболее важным компонентом замысла Годунова была реликвия – смысловой, сакральный центр нового собора. Это скульптуры, которые должны были играть центральную роль в новом чине богослужения в этом храме: фигура Христа, Пречистая Богородица, архангелы, или архангел Гавриил, ангелы и 12 апостолов. В центре должна была быть установлена плащаница «господень гроб злат, кован весь и ангели великие литы». Помещение Гроба Господня в задуманном Годуновым храме «Святая Святых» связано в Москве с введением нового чина погребения. Развитие подобных обрядов, творимых во образ евангельских событий, вводивших и храм зримый образ Святого Гроба, было заимствовано из Новгорода, но мысль о введении его в Москве была связана с иерусалимской ориентацией всего замысла. Введение в Москве нового чина богослужения (которого в XVI веке не существовало ни в Иерусалиме, ни в Константинополе, чина, перенесённого из Новгорода, где сохранялся устав Великой церкви, существовавший в Царьграде до разорения его крестоносцами, восходивший, в свою очередь, к древнему уставу Святого Гроба, бытовавшему в Иерусалиме, до взятия его Хозроем) говорит о том, что годуновская программа стимулировала изменение богослужебного чина, выбор из местной богослужебной практики того типа службы, который делал более читаемыми иерусалимские образы богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

1108 Опись 1743 г. См.: Гордиенко, Маркина. Вып. 2, с. 29; Вып. 3, с. 117; Опись Новгородского кафедрального Софийского собора 1803 года. Отдел письменных источников НГОМЗ. 25982/11389. Ф. 11, ед. хр. 93. Л. 127, 127 об.; Соловьев П. 1109 Макарий, архим. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Т. II, с. 173, прим. 83. 1110 См.: Конкордин А. И. Описание Новгородского кафедрального Софийского собора. Новгород, 1901, с. 139–140. 1111 Хождение игумена Даниила//Библиотека литературы Древней Руси. Т. IV: XII век. СПб., 1997, с. 36–37. 1114 Баталов А. Л. Гроб Господень в замысле «Святая Святых» Бориса Годунова//Иерусалим в русской культуре. М., 1994, с. 165 (далее – Баталов А. Л., 1994). 1115 Штендер Г.М., 1968, с. 88; Штендер Г. М., Сивак С. И. Архитектура интерьера Новгородского Софийского собора и некоторые вопросы богослужения//Византинороссика. Т. 1: Литургия, архитектура и искусство византийского мира/Ред. -сост. К. К. Акентьев. СПб., 1995, с. 296 (далее – Штендер Г. М., Сивак С. И., 1995). 1119 «...И у Гроба Господня став на орле, сотворит прощение ко Гробу Господню, и целует плащаницу на Гробе Господни...» – Там же, с. 204; «...И положат плащаницы на Гроб Господень...»; «...идут с плащаницами изо алтаря в северные двери, мимо Гроба Господня...» – там же, с. 205. 1121 Каргер М. К. Отчет археологических работ в южном нефе Софийского собора. 1955 г.//Архив Софийского собора. 1123 Баталов А. Л. Гроб Господень в сакральном пространстве русского храма XVI–XVII веков//Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира. Тез. докл. и материалы междун. симпозиума/Ред.-сост. А.М. Лидов. М., 2000, с. 74 (далее – Баталов А. Л., 2000). 1124 С. Чурчич предполагает, что они происходят из одной константинопольской мастерской (uri S. Cat. 167: Epitaphios//Byzantium at Princeton. Catalogue of an exhibition at Firestone Library, Princeton University/Ed. S. uri and A. St. Clair. Princeton, 1986, p. 138). 1125 uri S. Late Byzantine Loca Sancta? Some Questions Regarding the Form and Function of Epitaphion//The Twilight of Byzantium. Aspects of Cultural and Religious Hustory in the Late Byzantine Empire. Princeton, 1991, p. 251–273 (далее – uri S., 1991).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010