Да, мы имеем мученика Вонифатия, который был развратником, блудником, пьяницей, однако, когда он отправился за святыми мощами, он принес покаяние, постился, вел христианскую жизнь. И к моменту, когда он претерпел мученическую кончину, он ее удостоился! Своим покаянием удостоился, умер он христианином. Не видно, чтобы мать Мария как-то каялась в своей такой прежней жизни. Она, напротив, считала ее правильной. Да и многие ее почитатели сейчас считают, что именно филантропическая деятельность матери Марии приготовила ее к мученической кончине. Да, кончина ее была праведной, но я не хотел бы быть таким монахом, как мать Мария Скобцова, не хотел бы даже с такими монахами быть в близком общении. Если бы я встретил мать Марию при жизни — мне не было бы интересно с ней общаться, разговаривать. То, что я нахожу в монашестве, для чего я ушел в монастырь, — все это у монахини Марии совсем отсутствует или прямо противоположно этому. И писания ее оставляют тягостное впечатление. Вопросов, которые мне близки, я там не нашел. При праведной, христианской кончине жизнь ее, монашеский подвиг ее очень сомнительны. В монашеском облике матери Марии отсутствует самое главное — ее молитвенный подвиг. Его просто нет. Как мирянка, она была, может быть, праведной, но ее монашеский постриг, на мой взгляд, только внес сумбур. Как об отце Павле Флоренском сказал один из иерархов-исповедников: «Если бы он ничего не написал, то действительно был бы святой мученик». Отдавая должное монахине Марии Скобцовой, остаюсь при своем убеждении: канонизировать ее как святую нельзя. Это было бы неправильно и вредно.      Вышедшая в 1994 году книга священника-неообновленца Александра Борисова, в которой предлагалась полномасштабная реформация Русской Православной Церкви от пересмотра некоторых аспектов православного вероучения, до канонических и богослужебных реформ, а также традиционных норм аскетики. —  Прим. ред.   См., например, статью монахини Марии «Типы религиозной жизни» (Вестник РХД, 1998, 176). Критический разбор этой статьи прот. В. Асмусом напечатан в журнале  «Благодатный Огонь» 3 . —  Прим. ред.

http://ruskline.ru/opp/2022/07/20/sootve...

В дальнейшее время Свенельд исчез с политической арены и больше не фигурирует в описании войны Владимира и Ярополка. Место Свенельда при киевском князе занял воевода Блуд. Прим. автора. Парменов А. Равноапостольный князь Владимир. Часть 1: начало княжения, усиление язычества. http://ruskline.ru/monitoring_smi. Татищев В.Н. История Российская. Собрание сочинений: в 8 томах. М.: Ладомир, 1994 – 1996. Т. 1. Гл. 4. С. 111-112. Повесть временных лет. Перевод Д.С. Лихачева и О.В. Творогова. СПб.: Нова Вита, 2012. Руднев В.А. Слово о князе Владимире. М.: Советская Россия, 1989. Из засады вырвался только Варяжко, бежал к печенегам, вместе с которыми он длительное время вёл борьбу с Владимиром, мстя за смерть своего князя. В дальнейшем Владимиру с трудом удалось переманить Варяжко к себе на службу, дав клятвенное обещание не причинять ему никакого зла. Блуд же стал ближайшим сподвижником Владимира, воспитывал его сына Ярослава (Мудрого) и погиб в битве с поляками Болеслава Храброго в 1018 году. Прим. автора. Парменов А. Указ. соч. Парменов А. Указ.соч. В исторических источниках нет однозначного определения даты прихода князя Владимира к власти в Киеве. По одним данным (Повесть временных лет – это 980), по другим – 978. Поэтому целый ряд исторических событий, вплоть до крещения Руси в 988 году рассматривается с двухгодичным лагом. Соболевский А.И. «Память и похвала» св. Владимиру и «Сказание» о св. Борисе и Глебе//Христианские чтения. 1890. С. 791-795. Парменов А. Указ. соч. Там же. Повесть временных лет. С. 84. Повесть временных лет. С.58. Руднев В.А. Указ. соч. Повесть временных лет. С.58-59. Повесть временных лет. С.72. Там же. С. 74. Повесть временных лет. С.75. Десятинная церковь была особенно любима князем Владимиром. Именно в нее в 1007 году он перенес мощи своей бабушки Ольги. А четыре года спустя, в 1011 году, там же была погребена его супруга, княгиня Анна. Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X –XII в. СПб., 1913. Владимир (Василий) Святославич. Православная энциклопедия. Под ред. Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. http://www.pravenc.ru/text/159104.html.

http://ruskline.ru/opp/2020/11/07/veliki...

Монашество — это мое Подчиняться могут, а послушаться по любви — не очень. Причем это проблема обоюдная: если мы сами не были на послушании хотя бы какое-то время в монастыре, тогда как мы можем научить этому другого человека? Или как я могу научить молитве, если сам не молюсь? Как я могу научить поститься, если не пощусь? 14 июня, 2013 Подчиняться могут, а послушаться по любви — не очень. Причем это проблема обоюдная: если мы сами не были на послушании хотя бы какое-то время в монастыре, тогда как мы можем научить этому другого человека? Или как я могу научить молитве, если сам не молюсь? Как я могу научить поститься, если не пощусь? Распространено мнение, что в монастырь уходят неудачники — люди, не нашедшие в этой жизни себе никакого применения. Фразеологический словарь русского литературного языка объясняет, что фраза «подвести под монастырь» означает «поставить в очень нехорошее, тяжелое, безвыходное положение». Но так ли это? О своем почти двадцатилетнем иноческом пути, а также о том, почему люди идут в монастырь и почему там не остаются, рассказывает игумен Игнатий (Бузин), настоятель АнтониевоДымского монастыря.  «От юности возжелал…» Мой первый монастырь — Троице-Сергиева пустынь. Когда мы пришли туда, нас было двое — отец Николай (игумен Николай (Парамонов) — нынешний настоятель пустыни. — Прим. ред.) и я. И три тысячи милиционеров (в советское время это была школа милиции). В Троице-Сергиеву пустынь я поступил послушником в 1993 году, студентом III курса Санкт-Петербургской семинарии. А в 1994 году отец Кирилл (Начис) меня постриг в храме духовной академии. Мне тогда 20 лет было. А вообще я с 14 лет пытался в монастырь убежать (смеется). Точнее, в 14 лет я начал ходить в храм, а лет в 15–16 мне пришла мысль о том, что монашество — это мое, моя жизнь. И вот тогда я действительно думал даже о том, чтобы бросить учебу и уйти в монастырь. Но родители убедили, что надо сначала доучиться. Я окончил медицинское училище и поступил в семинарию, а родителям дал понять, что это мой выбор и меня бесполезно переубеждать.

http://pravmir.ru/monashestvo-eto-moe/

   «Таким образом, у них (еретиков) заблуждение, обман и магическое обольщение нечестиво совершается в виду людей, а в Церкви сострадание, милосердие, твердость и истина оказываются, чтобы помочь людям, не только безмездно и даром, но и мы сами употребляем из нашего имущества на благо людей и весьма часто исцеленные неимущие получают от нас то, в чем нуждаются».    Трактат Оригена «Против Цельса» издавался в русском переводе Л. Писарева в Казани в 1912 году. Отрывки -цитируемые Оригеном фрагменты «Истинного слова» Цельса -приводятся в кн.: Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М., 1990.    Автор имеет в виду прежде всего «Против ересей» святого Иринея Лионского и сочинения Тертуллиана «Против валентиниан», «Против Маркиона», «Скорпи-ак» («Противоядие против гностиков»). О некоторых изданиях творений Тертуллиана на русском языке см. примечание к главе XI.    «Философумены», или «Обличение всех ересей» -антиеретическое сочинение святого Ипполита Римского, ученика святителя Иринея Лионского; строго объективно излагая еретические (и прежде всего гностические) учения, святой Ипполит вскрывает их связь с дохристианскими философскими системами. Творения святого Ипполита в 2-х томах изданы в Казани в 1898—1899 годах.     Тертуллиан. Против валентиниан. VII. 30 и далее.    См., например: В. В. Болотов. Лекции по истории Древней Церкви. Т. И. СПб., 1910 (репринт: М., 1994). С. 245—246.     Александр, или Лжепророк. 25. Сочинения Лукиана неоднократно издавались на русском языке. См., например: Лукиан из Самосаты. Избранная проза. М., 1991.     Тертуллиан. Октавий. 8. - Прим. автора. - Отсылка к Цельсу, видимо, ошибочна: цитируется фрагмент речи Цецилия из «Октавия», из указанной автором в примечании главки. Сходные высказывания Цельса цитирует Ориген (Против Цельса. III. 50, 55). О каком фрагменте Тертуллиана идет речь, установить не удалось. - Ред.     Теодор Моммзен (1817—1903) — немецкий историк, юрист и филолог, автор «Римской истории» (в русском переводе издавалась в 1885 году в Москве).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

(15) Конечно, с весьма различной степенью ясности и отчетливости. (16) Сцилла и харибда (скилла и харибда), в греческой мифологии два чудовища, жившие по обеим сторонам узкого пролива и губившие проплывающих между ними мореходов. «Находиться между сциллой и харибдой» означает подвергаться одновременно опасности с разных сторон. (Прим. ред.). Печатается по Новоселов М. А. Письма к друзьям. Предисловие, комментарий и научная подготовка текста Е. С. Полищука. ПСТБИ, М. 1994.  Об авторе:   МУЧЕНИК Михаил (Новоселов)   Мученик Михаил родился в 1864 году в селе Бабье Тверской губернии, в семье, корнями своими тесно связанной с сельским православным духовенством. Его мать Капитолина Михайловна была дочерью священника Михаила Васильевича Зашигранского; отец Александр Григорьевич (1834–1887) также был сыном священника села Заборовье Вышневолоцкого уезда той же губернии – Григория Алексеевича Новоселова, но избрал для себя светскую стезю – окончил Петербургский университет и стал известным педагогом, директором тульской, а затем и 4-й московской классической гимназии. Михаил Александрович Новоселов Получив под руководством отца прекрасное образование в гимназии, Михаил Новоселов продолжил его затем на историко-филологическом факультете Московского университета. К этому времени относится его горячее увлечение идеями Л. Н. Толстого, с которым он был знаком через своего отца еще с детских лет. Искренний, идеалистически настроенный юноша решил на практике осуществить пропагандируемое Толстым учение – жить на земле трудом своих рук. На деньги, оставшиеся после смерти отца, он покупает землю в селе Дугино Тверской губернии и создает одну из первых в России толстовских земледельческих общин. Эта коммуна просуществовала всего два года: интеллигенты не были приспособлены к физическому труду и не могли себя прокормить крестьянским трудом. Но не только крах толстовских идей на практике повлиял на отход Новоселова от своего учителя. В мировоззрении Толстого имелся пункт, принять который юноша не мог и в период своего самого горячего увлечения религиозными идеями писателя. Пункт этот – непризнание последним божественности личности Иисуса Христа. Согласиться с этим и жить в пустом и холодном мире нравственного долга внук священников никак не мог.

http://pravmir.ru/zabytyj-put-opytnogo-b...

На второй год моего пребывания в Париже я стал дьяконом у владыки Амфилохия в Сербской Православной Церкви, но в 90-е годы в Югославии началась гражданская война. До этого все мы были югославами, а тут я в одночасье оказался македонцем в Сербской Церкви, а для моих соотечественников македонцев стал сербом (Македонская Церковь с 1967 года находится в расколе от Сербской – Прим. ред. ). Было очень сложно вернуться на родину. Так и остался я во Франции, получил маленький приход на юге Парижа и в 1994 году стал священником. До сих пор я служу на приходе, который находится в юрисдикции Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе – Экзархата Вселенского Патриархата. – Свято-Сергиевский институт – это легенда, там преподавали известнейшие учёные-богословы и священники первой волны эмиграции: епископ Кассиан (Безобразов), архимандрит Киприан (Керн), протоиерей Сергий Булгаков, протоиерей Георгий Флоровский, протоиерей Василий Зеньковский, протоиерей Николай Афанасьев, Антон Карташёв, Георгий Федотов, Борис Вышеславцев и другие. Какова его роль сейчас, сохранил ли он своё ведущее положение? – Очень важно, что он есть и сейчас. У нас есть традиция и опыт диалога с западным миром. Сейчас у нас нет таких великих богословов, какие были раньше, но мы стараемся расти. У нас около двухсот студентов на заочной и очной формах обучения, но проблемой является материальный аспект, потому что во Франции с 1905 года разделены Церковь и государство. Государство не помогает церковным учебным заведениям. Наше служение возможно благодаря пожертвованиям православных верующих, которых во Франции немного, а те, кто есть, разделены по юрисдикциям. Но благодатью Божией мы работаем, стараемся поддерживать дух творческого богословия, которое верно Преданию, но находится в диалоге с западным миром. Этот мир жаждет найти свет Христов. – Каковы, на Ваш взгляд, как человека, живущего в Европе, перспективы христианства вообще и православия в частности в этой части света? – У нас во Франции, как и вообще на Западе, остро стоит вопрос исламизма. Великая Французская революция хотела сделать так, чтобы христианской идентичности больше не существовало. Но сейчас, с приходом исламизма, французы начинают понимать, что у них, как и у всей Западной Европы, есть христианские основы, христианская идентичность, заложенная в самой культуре, и надо, чтобы люди о них узнали.

http://pravmir.ru/protoierey-zhivko-pane...

86 «Философумены», или «Обличение всех ересей» -антиеретическое сочинение святого Ипполита Римского, ученика святителя Иринея Лионского; строго объективно излагая еретические (и прежде всего гностические) учения, святой Ипполит вскрывает их связь с дохристианскими философскими системами. Творения святого Ипполита в 2-х томах изданы в Казани в 1898—1899 годах. 87 Тертуллиан. Против валентиниан. VII. 30 и далее. 88 См., например: В. В. Болотов. Лекции по истории Древней Церкви. Т. И. СПб., 1910 (репринт: М., 1994). С. 245—246. 89 Александр, или Лжепророк. 25. Сочинения Лукиана неоднократно издавались на русском языке. См., например: Лукиан из Самосаты. Избранная проза. М., 1991. 90 Тертуллиан. Октавий. 8. - Прим. автора. - Отсылка к Цельсу, видимо, ошибочна: цитируется фрагмент речи Цецилия из «Октавия», из указанной автором в примечании главки. Сходные высказывания Цельса цитирует Ориген (Против Цельса. III. 50, 55). О каком фрагменте Тертуллиана идет речь, установить не удалось. - Ред. 91 Теодор Моммзен (1817—1903) — немецкий историк, юрист и филолог, автор «Римской истории» (в русском переводе издавалась в 1885 году в Москве). 92 Против ересей. I. 10. 2. 93 См.: Евсевий. IV. 26. 5. 94 Сочинения Афинагора. — В кн.: Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т. 5. Сочинения древних христианских апологетов. М., 1864. 95 «Такова душа, которая готова, когда надо будет, отрешиться от тела... И чтобы готовность эта шла от собственного суждения, а не из голой воинственности, как у христиан, — нет, обдуманно, строго, убедительно и для других, без театральности». Марк Аврелий Антонин. Размышления. XI. 3. 96 Евсевий. IV. 23. 97 Анналы. XV. 44. 98 Свидетельство лионских христиан приведено у Евсевия. V. 1—4. 99 Евсевий. IV. 26, 5—6. 100 Послание к Поликарпу. 8. 101 Против ересей. I. 13. 102 Евсевий. V. 24. И. 103 См.: Против ересей. I; предисловие. 2—3. 104 О монтанистах см. примечание к главе V 105 «Малый лабиринт» — сочинение святителя Ипполита Римского, представляющее обзор еретических учений.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3450...

Женщинам же, которым доступ на Афон по-прежнему запрещен, и вообще всем, кому побывать там не удастся, Александр Китаев посоветовал читать книги про монашеский полуостров: " Книг написано много, среди них есть и злобные, но злобные не читайте: в любом месте, в том числе и на Афоне, можно найти и хорошее, и плохое, зависит от желания. Самые лучшие книги - " Письма святогорца " (написаны иеросхимонахом Сергием (Весниным) в XIX веке. - Прим. ред.) и " Афон " Бориса Зайцева, русского писателя-эмигранта, посетившего остров в 1920-е " . На вопрос, планирует ли он снова посетить Афон, Александр Китаев сказал, что вряд ли: " Пусть он останется в моей памяти таким, каким был в 2000-е. Сейчас, говорят, многое благоустроено, появилось даже такси, но мне больше по душе такой вот полузаброшенный вид " . Александр Китаев родился в Ленинграде в 1952 году. Начальное фотографическое образование получил в фотоклубе " ВДК " и на курсах фотокорреспондентов Дома журналистов. С 1975 года ведет активную творческую выставочную деятельность - автор более 30 персональных и участник более 70 групповых выставок в России и за рубежом. Член Союза фотохудожников России (1992), Союза художников России (1994). Произведения находятся в российских и зарубежных государственных и частных собраниях. " Благотворительный университет " - проект, в рамках которого лекторы работают бесплатно, а слушатели оставляют небольшие пожертвования (от 250 руб.). В феврале все собранные средства пойдут в БФ " АдВита " (помощь онкобольным) и БФ " Точка опоры " (поддерживает спортсменов с инвалидностью). ИА " Вода живая " , 19.02.16 Поделиться 11 мая 2017 19 декабря 2016 14 декабря 2016 11 декабря 2016 8 декабря 2016 29 марта 2024 18 ноября 2023 27 сентября 2023 26 сентября 2023 25 сентября 2023 21 апреля 2024 21 апреля 2024 21 апреля 2024 18 апреля 2024 14 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Тезис 4. Любить — значит принимать, не ставя условий. Поэтому часто любовь проявляется как терпение Мы уже сказали, что любить другого — значит жертвовать собой ради него. Но и жертвовать можно по-разному. Как часто, уступая в чем-то другому, мы раздражаемся, доходим до ссор, начинаем предъявлять друг другу упреки и претензии: «Да я ради тебя вон от чего отказался, все для тебя, а ты, такая-сякая!..» Или пусть даже молчим — а слова эти написаны у нас на лице. И понятно, это не слова любви. Потому что про любовь мы знаем совсем другое: она долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не мыслит своего, не раздражается…  (1 Кор 13:4,5). Как часто, жертвуя чем-то ради другого, мы втайне рассчитываем, что он как-то оценит наши старания. Но «того, у кого настоящая любовь, не волнует, оценят его любовь или нет, — говорил афонский старец Паисий Святогорец (1924–1994, прославлен в лике святых в 2015 году). — Жертву, которую он совершает ради ближнего по чистой любви, он даже не помнит». А преподобный Исаак Сирин писал: «Где любовь, там нет возмездия (платы, воздаяния. — Прим. ред. ); а где возмездие — там нет любви». Идеальный пример любви , не ищущей своего,  мы находим в евангельской притче о блудном сыне . Сын требует у отца «причитающуюся ему» часть отцовского имения (ту, которая досталась бы ему после смерти отца), получает ее — и отбывает невесть куда, «на страну далече», где живет распутно и расточительно. Наконец, все растратив и опомнившись, он решает вернуться к отцу и заранее складывает в уме покаянную речь: Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.  Но на деле он едва успевает вымолвить и половину этих слов: отец, завидев сына, выбегает ему навстречу, обнимает, дает лучшую одежду, надевает на руку перстень (знак хозяйской власти в доме) и устраивает пир. И — ни словом не укоряет его (см.: Лк 15:11–32). Ясно, что эта притча о наших отношениях с Богом. И она показывает, кáк любит нас Бог — безусловной принимающей любовью.

http://foma.ru/ljubit-boga-chto-jeto-zna...

Святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский Эти слова сказал святитель Иоанн Шанхайский (Максимович) , явившись уже после своей кончины одной женщине. А приходил он к разным людям, и жизнь всегда переполняла его, утоляя жажду многих и многих. Сегодня особенно уместно вспомнить, что Иоанн Шанхайский, Сан-Францисский чудотворец, – наш современник, почивший всего лишь полвека назад, в 1966 году, то есть совсем недавно. Это еще одно яркое свидетельство единства Русского Mipa, поскольку святитель Иоанн охватывает и связует своей земной судьбой Слобожанщину (Слободская Украина, историческая область на северо-востоке современной Украины и юго-западе Черноземья в России. – Прим.ред. ), Малороссию, Китай, Западную Европу, Америку. Русская Православная Церковь заграницей причислила к лику святых этого дивного угодника Божия 2 июля 1994 года. 24 июня 2008 года святитель Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн прославлен для общецерковного почитания Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. 2 июля того же года в Полтаве прошло первое торжественное соборное богослужение в честь новопрославленного святого. Трогательно звучали слова молитвословий, посвященных святому Иоанну, который учился в Полтаве и молился в здешних храмах. Архиепископ Иоанн (Михаил Борисович Максимович) родился 4/17 июня 1896 года в селе Адамовка Харьковской губернии, в дворянской православной семье, которая материально поддерживала Свято-Успенский Святогорский монастырь на Северском Донце. Отец будущего святителя, Борис Иванович Максимович (1871-1954), был изюмским уездным предводителем дворянства Харьковской губернии. После революции родители владыки эмигрировали сначала в Белград, потом в Венесуэлу. Братья святителя также жили в эмиграции; один получил высшее техническое образование и работал инженером в Югославии, другой, после окончания юридического факультета Белградского университета, работал в югославской полиции. Архиепископ Иоанн со своими родителями Борисом и Глафирой Максимовичами в Каракасе (Венесуэла) в 1950-е гг. /

http://pravoslavie.ru/71905.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010