Ист.: Euthymius, patriarch. Werke des patriarchen von Euthymius (1375-1393)/Hrsg. E. Kaluzniacki. W., 1901. S. 181-202; SynCP. Col. 277-280; Юфу Й. Старобългарски паметници в слав.-румън. лит-ра//Изв. Ин-та за лит-ра. София, 1963. Т. 15/16. С. 253-258; Стара бълг. лит-ра. София, 1982. Т. 2: Ораторска проза. С. 150-164, 336-337 [новоболг. пер.]; Евтимий, патр. Съчинения. София, 1990. С. 148-165, 279-282 [новоболг. пер.]; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 243-244; ЖСв. Дек. С. 117-118; Павлова Р. Восточнославянские святые в южнослав. письменности XIII-XIV вв. Halle (Saale), 2008. С. 123-125 [проложное Житие]. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 43, 266, 375; Ιωννης, πσκοπος Πολυβτου//ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 1218; Lucchesi G. Giovanni il Taumaturgo//BiblSS. Vol. 6. Col. 909-910; Иванова К. Похвалното слово за Йован Поливотски от Евтимий Търновски//Старобълг. лит-ра. София, 1982. Кн. 12. С. 30-53; она же. Успение Методиево//Старобългаристика. 1999. 4. С. 7-24; СтБЛ. 1992. С. 348-350; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 232; Dumbarton Oaks Hagiography Database. Wash., 1998. P. 56; Podskalsky G. Theologische Literatur des Mittelalters in Bulgarien und Serbien, 865-1459. Münch., 2000. S. 320-321; Stiernon D. Jean, évêque de Polybote//DHGE. T. 27. Col. 459; PMBZ, N 3244; История на българската средновек. лит-ра/Съст. А. Милтенова. София, 2008. С. 436, 520, 524, 528, 577-579, 671; Павлова Р. Восточнославянские святые в южнослав. письменности XIII-XIV вв. Halle (Saale), 2008. С. 122 [исслед.]. А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: АММОН (ок. 300-между 380 и 390), еп. Оксиринхский, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви

http://pravenc.ru/text/471555.html

Существует версия (BHG, N 1378), из к-рой удалены все эпизоды, не касающиеся О. В., что, бесспорно, связано с развитием почитания святого. Эта редакция была издана дважды - по 2 разным рукописям ( Gallandi. 1781; ActaSS. Iun. T. 2. P. 527-533; на 2-е издание чаще всего ссылаются при упоминании греч. текста Жития О. В.). Краткие синаксарные версии включены под 12 июня в Василия II Минологий (1-я пол. XI в.) и в Синаксарь К-польской ц. (архетип кон. X в.) (PG. 117. Col. 496; SynCP. Col. 745-746). Также существует метафразированный, т. е. риторически переработанный вариант Жития, дошедший под именем Николая Синаита (BHG, N 1381a; изд. по разным рукописям: Halkin. 1987; Πσχος. 1990). От своего оригинала он отличается не только пышной торжественностью слога, но и наличием новых деталей и уточнений. Напр., даются описания видений диавола Пафнутию во время его путешествия по пустыне, а его состояние после чудесного причащения ангелом сравнивается с ощущениями во сне. Эта версия дошла до нас во мн. афонских рукописях, что позволяет связать если не ее появление, то ее распространение с конфликтом на Св. Горе в 70-х - 80-х гг. X в. между прп. Афанасием Афонским , утверждавшим киновии, и отшельниками, противостоявшими его начинаниям ( Войтенко. 2017. С. 111-113). Коптская традиция Войтенко считает, что сохранившиеся копт. рукописи отражают наиболее древнюю после греческой версию Жития О. В. и относит время ее составления ближе к кон. IV в. ( Войтенко. 2017. С. 69, 115, 340). Э. Амелино датировал копт. вариант 1-й пол. IV в. ( Am é lineau. 1885. P. 190-191), М. Малеве предположил, что Житие О. В. было написано в одном из мон-рей Скита между 385 и 399 гг. ( Malevez, 2003. Р. 229-230). Полный текст копт. «базовой» редакции греч. Жития О. В. содержится в 3 рукописях, 2 из к-рых написаны на саидском диалекте: Lond. Brit. Lib. Orient. 7027, 1004/05 г. (изд.: Budge. 1914. P. 205-224 [текст], P. 455-473 [пер.]; др. пер.: Vivian. 2000) и NY Morgan. M 580, 889/90 г. (изд.: Hyvernat. 1922; пер.: Vivian. 1996), а одна - на бохайрском: Vat. copt. 65, 978-979 гг. (изд.: Am é lineau. 1885). Известны также неск. фрагментов Жития из разных рукописей на саидском диалекте, 2 из них датируются VI-VII вв. (самые ранние известные тексты, относящиеся к О. В.; изд.: Lefort. 1945. P. 100 [текст], 146 [пер.]; Orlandi. 1974. P. 158-161). К кодексу, происходящему из б-ки Белого монастыря , относятся пергаментные фрагменты Vindob. K 9493. Fol. 163-164r и Lond. Brit. Lib. Orient. 3581B. Fol. 165-166v (изд.: Till. 1935. S. 14-19), а также, предположительно, Vat. сорт. 111. Fol. 28 (не изд.; см.: Proverbio. 2001. P. 410-412). Арабская традиция

http://pravenc.ru/text/2581421.html

Соч.: CPG, N 1092-1098; Sur la Pâque et fragments/Introd., texte crit., trad. et notes O. Perler. P., 1966. (SC; 123); On Pascha and Fragments: Texts and Transl./Ed. S. G. Hall. Oxf., 1979. (Oxford Early Christian Texts); Hall S. G. Melito «Peri Pascha»: Corrections and Revisions//JThSt. N. S. 2013. Vol. 64. N 1. P. 105-110; О Пасхе: The Homily on the Passion, with Some Fragments of the Apocryphal Ezekiel/Ed. C. Bonner. L.; Phil., 1940. (Studies and Documents; 12); Testuz M., publ. Homélie sur la Pâque. Cologny-Genève, 1960. (Biblioth. Bodmeriana Papyrus Bodmer; 13); копт. версия: The Crosby-Schoyen Cod. MS 193 in the Schøyen Collection/Ed. J. E. Goehring, 1990. (CSCO; 521; Subs.; 85); груз. версия: Birdsall J. N. Melito of Sardis «Peri tou Pasca» in a Georgian Version//Le Muséon. 1967. Vol. 80. N 1/2. P. 121–138; Esbroeck M., van. Le traité sur la Pâque de Méliton de Sardes en Géorgien//Ibid. 1971. Vol. 84. P. 373–394; лат. версия: Chadwick H. A Latin Epitome of Melito’s Homily on the Pascha//JThSt. N. S. 1960. Vol. 11. N 1. P. 76–82; Lemarié J. Un sermon occidental pseudo-augustinien, témoin du traité sur la Pâque de Méliton de Sardes//VetChr. 1980. Vol. 17. P. 301–311; сир. версия: Pitra. Analecta Sacra. 1883. T. 4. P. 199–200; Rucker I. Florilegium Edessenum anonymum (syr. ante 562)//SBA. 1933 [fragm. 74–75]; рус. пер.: О Пасхе/Пер.: иером. Иларион (Алфеев)//ЖМП. 1993. 4. С. 4–17 (переизд. с испр.: М., 1998; То же//ЦиВр. 2000. 1(10). С. 78–122 [новая ред. пер. парал. с греч. текстом по изд. SC]); То же/Предисл., пер., коммент.: С. Н. Говорун. К., 1998; То же/Пер.: В. В. Василик//УЗ РПУ. 1998. Вып. 3. С. 193–211; То же/Введ., пер., коммент.: А. Г. Дунаев//СДХА. С. 505–582; О душе и теле: Esbroeck M., van. Les oeuvres de Méliton de Sardes en Géorgien//Bedi Kartlisa. 1973. Vol. 31. P. 48—63 [груз. текст с лат. пер.]; Кларджетский многоглав/Сост.: Т. Мгалоблишвили. Тб., 1991. 59–61. С. 429–433 [на груз. яз.; улучшенное изд. груз. текста; расхождения с изд. ван Эсбрука: СДХА. С. 624–630]; Wurst G., ed. Die Homilie «De anima et corpore», ein Werk des Meliton von Sardes? Freiburg, 2000. Bd. 1: Synoptische ed., übersetz.; Bd. 2: Einleitung, komment. [полное сводное крит. изд. остальных версий на языках оригиналов с нем. пер.]; рус. пер.: О душе и теле//Логос. Брюссель; М., 1978. Вып. 1/4 (29/32). С. 197–208 [анонимный пер. груз. Версии с лат.]; То же//Ранние Отцы Церкви: Антология. Брюссель, 19882. С. 523–538; О душе и теле/Пер. с груз.: прот. И. Зетеишвили; пер. с сир.: А. В. Муравьёв; пер. с греч.: А. Г. Дунаев//СДХА. С. 601–623; Афанасий Александрийский, свт. О душе и теле и страстях Господних/Пер. с копт.: Д. Ф. Бумажнов//ЦиВр. 2000. 1(10). С. 133–153; Фрагменты: СДХА. С. 631–693 [рус. пер.]; Псевдо-Мелитон .Речь к имп. Антонину/Пер. с нем.: прот. П. Преображенский//СДХА. С. 211–220; Слово Мелитона Философа пред Антонином кесарем/Пер. с сир.: Д. Е. Афиногенов//Раннехрист. апологеты II–IV вв.: Пер. и исслед. М., 2000. С. 143–149.

http://pravenc.ru/text/2562906.html

Picchio dicata. R., 1986. P. 117-145; Contributi allo studio delle collezioni agiografico-omiletiche in area slava: Struttura e preistoria del Panegirico di Mileševa//Europa Orientalis. R., 1989. T. 8. P. 209-252; Rispetto del testo tràdito o avventura congetturale?: Su di una recente interpretazione di VC 13//Ibid. 1990. T. 9. P. 541-644; Sulla datazione di un " iscrizione pseudo-salomonica ad opera di Costantino il Filosofo//Filologia e letteratura nei paesi slavi: Studi in onore di S. Graciotti. R., 1990. P. 945-960; Ancora sul calice di Salomone//Ricerche slavistiche. 1992/1993. Vol. 39/40. P. 105-125; Sulla Vita Constantini: Questioni minori di metodo, di esegesi, di critica testuale//Europa Orientalis. 1992. T. 11. N 2. P. 295-356; L " idea di Roma in area slavoortodossa nei secoli IX-XVI//L " Idea di Roma a Mosca nei secoli XV-XVI: Fonti per la storia del pensiero sociale russo. R., 1993. P. XXIX-XXXIV; Ravanica post-equinoziale//Europa Orientalis. 1993. T. 12. N 1. P. 67-78; Sul «programma» di Costantino per la soluzione di un enigma salomonico//Ibid. 1996. T. 15. N 1. P. 237-260; Il Vangelo slavo ecclesiastico antico//I Vangeli dei popoli: Biblioteca Apostolica Vaticana. R., 2000. P. 71-75; Tradizione greca e slava degli Acta fabulosa di San Pietro (BHG 1485f)//RSBN. N. S. 2002. Vol. 39. P. 93-143; Genesi delle prime ottave a stampa della letteratura slovena//Ricerche slavistiche. N. S. 2003. Vol. 1(47). P. 201-230; Castrum Chezilonis noviter Mosapurc vocatum//Die Welt der Slaven. Münch., 2003. Bd. 21: Germano-slavistische Beiträge: FS für P. Rehder zur 65. Geburtstag. S. 53-62; Materiali e ricerche per l " edizione critica di Vita Constantini: Testimoni e gruppi di testimoni//Ricerche Slavistiche. N. S. 2004. Vol. 2(48). P. 49-66; Idem: Edizione della redazione vaticana//Ibid. 2005. Vol. 3(49). P. 63-151; Lo Spazio letterario del Medioevo. Pt. 3: Le culture circostanti. R., 2006. Vol. 3: Le culture slave. Лит.: Мирчева Б. Капалдо М.//КМЕ. 1995. Т. 2. С. 222-224; Георгиева-Гагова Н. Капалдо М.//Чуждестранна българистика през ХХ в.: Енциклопедичен справочник. София, 2008. С. 246-247. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1470309.html

         Библиография работ автора на языке оригинала: Научные издания 1. Luther " s Theology of the Cross.  Martin Luther " s Theological Breakthrough (Blackwell: Oxford, 1985); paperback edition published January 1990. 2. The Making of Modern German Christology. From the Enlightenment to Pannenberg (Blackwell: Oxford, 1986). 3. ‘Reformation to Enlightenment (1500-1800) " , in  The History of Christian Theology I: The Science of Theology , ed. P. D. L. Avis (Eerdmans: Grand Rapids, Michigan, 1986), 105-229. [Book-length article]. 4. Iustitia Dei.  A History of the Christian Doctrine of Justification   (2 vols; Cambridge: Cambridge University Press, 1986; paperback edition 1989, 1991). Second edition (in one volume) published by CUP in 1998. Third edition, completely revised, 2005. 5. The Intellectual Origins of the European Reformation (Blackwell: Oxford, 1987); paperback edition, 1992. Second edition, completely revised, 2003. 6. The Genesis of Doctrine (Blackwell: Oxford, 1990). Second edition: Grand Rapids: Eerdmans, 1997. 7. The Renewal of Anglicanism (London: SPCK, 1993). 8. The Foundations of Dialogue in Science and Religion (Oxford: Blackwell, 1998). 9. Thomas F. Torrance: An Intellectual Biography . (Edinburgh: T. & T. Clark, 1999). 10. The Future of Christianity . (Oxford: Blackwell, 2000). 11. A Scientific Theology: Volume 1 - Nature. (Edinburgh: T. & T. Clark, 2001). 12. A Scientific Theology: Volume 2 - Reality. (Edinburgh: T. & T. Clark, 2002). 13. A Brief History of Heaven . (Oxford: Blackwell, 2002). 14. A Scientific Theology: Volume 3 - Theory. (Edinburgh: T. & T. Clark, 2003). 15. Dawkins " God: Genes, Memes and the Meaning of Life. (Oxford: Blackwell, 2004). 16. The Science of God: An Introduction to Scientific Theology . (London: Continuum, 2004). 17. The Order of Things: Explorations in Scientific Theology (Oxford: Blackwell, 2006). 18. Christianity " s Dangerous Idea: The Protestant Revolution from the Sixteenth to the Twenty-First Century . (San Francisco: HarperOne, 2007).

http://bogoslov.ru/person/315805

Лит.: Sev enko I. On Some Sources of Prince Svjatoslav, s Izbornik of the Year 1076//Orbis scriptus: D. Tschizhevsky zum 70. Geburtstag. Münch., 1966. S. 723-738; Мещерский Н. А. О некоторых источниках «Изборника 1076 г.» в связи с вопросом о происхождении их переводов//Культурное наследие Др. Руси: Истоки, становление, традиции. М., 1976. С. 34-38; он же. Взаимоотношения Изборника 1073 г. с Изборником 1076 г.//Изборник Святослава 1073 г.: Сб. ст. М., 1977. С. 90-99; Розов Н. Н. Изборник 1076 г. как памятник истории рус. книги//ИзвОЛЯ. 1976. Т. 35. Вып. 6. С. 545-554; он же. Книга Др. Руси XI-XIV вв. М., 1977. С. 23-33, 99, 110; Щепкина М. В. Изборник 1076 г.//Рус. речь. 1976. 6. С. 98-106; Veder W. R. Welche Paterica Lagen von 1976 in slawischer Übersetzung vor?//Slovo. Zagreb, 1978. Br. 28. S. 25-34; idem. Der «Sündige Johannes» und das Russisch des 11. Jh.//Studies in Slavic and General Linguistics. Amst., 1980. Vol. 1. P. 433-437; он же (Федер В.). Мелецкий сборник и история древнеболг. лит-ры//Palaeobulgarica. 1982. N 3. С. 157-158; Велчева Б. Изборникът от 1076 г. като източник на данни за историята на бълг. език//Старобълг. лит-ра. София, 1979. Кн. 5. С. 97-100; Жекова Л. За правописа на двамата преписвачи в Изборника от 1076 г.//Там же. С. 107-109; Копреева Т. Н. Из истории болгаро-рус. книжных связей: К истории взаимосвязи текстов Изборника 1073 г. и 1076 г.//Palaeobulgarica. 1980. N 1. С. 39-47; она же. Немеркнущий свет: Из истории книжных связей Болгарии и России XI - нач. XIX в. Вел. Търново, 1996. С. 48-132; СКСРК, XI-XIII. С. 41-43 [Библиогр.]; Дьячок М. Т. О месте и времени первого слав. перевода «Наставления» Агапита//Памятники лит-ры и обществ. мысли эпохи феодализма. Новосиб., 1985. С. 5-13; Творогов О. В. Изборник 1076 г.//СККДР. 1987. Вып. 1. С. 196-198 [Библиогр.]; Кусков В. В. Поэтическая фразеология «Изборника» 1076 г.//ГДРЛ. 1989. Сб. 1. С. 52-75; Буланин Д. М. Неизвестный источник Изборника 1076 г.//ТОДРЛ. 1990. Т. 44. С. 161-178; он же. Античные традиции в древнерус. лит-ре XI-XVI вв. Мюнхен, 1991. С. 114-118, 128-130, 284-286; Лихачёв Д. С. Назначение Изборника 1076 г.//ТОДРЛ. 1990. Т. 44. С. 179-184; СтБЛ. С. 185-186; КМЕ. Т. 2. С. 56-59 [Библиогр.]; Столярова Л. В. Свод записей писцов, художников и переплетчиков древнерус. пергаменных кодексов XI-XIV вв. М., 2000. С. 29-31. 12 [Библиогр.].

http://pravenc.ru/text/293836.html

Прежде всего мы уже физически больная нация. С начала 1990-х годов заболеваемости крови и кроветворных органов увеличились на 86%. Мочеполовой системы — на 37%. Органов кровообращения, пищеварения, нервной системы — на 15-20%. Число вновь выявленных инфекционных больных выросло на 25%, причем больных туберкулезом — на 41%. Мы вымираем. С 1992-1993 годов динамика смертности резко изменила траекторию и направилась почти вертикально вверх. Ее уровень поднялся в полтора раза по сравнению с серединой 1980-х годов. Наибольший рост был среди трудоспособного населения, особенно в возрасте 20-49 лет. Одновременно произошло невероятное снижение рождаемости. Максимальная скорость спада пришлась на 1987-1993 годы — число появляющихся на свет новых жителей РФ уменьшилось почти вдвое. В результате страна потеряла более 12 млн потенциальных граждан. Спад детородной активности наблюдался у женщин всех репродуктивных возрастов, включая молодых до двадцати лет. Суммарный коэффициент рождаемости, то есть количество детей, приходящихся на одну женщину 15-49 лет, критически упал с 2,2 в 1986-1987 годах до 1,2 в 2000 году. Для простого воспроизводства населения его величина должна составлять 2,3-2,5. «Суммарные потери из-за взлета смертности и спада рождаемости за последние 13 лет составили более 17 миллионов человек. Для оценки этой величины по историческим меркам сравним ее с событиями, которые считаются наиболее трагическими в новейшей российской истории. Это Первая и Вторая мировые войны, периоды коллективизации и сталинских репрессий. Оказалось, что по интенсивности уничтожения человеческого потенциала 1990-е годы ХХ века в 1,7 раза превысили репрессии сталинского режима, сопоставимые с Первой мировой войной, и значительно уступают лишь периоду гитлеровского нашествия. Наибольшее число погибших и умерших за период реформ отмечалось в 1994-1996 годах, до 700 тысяч человек ежегодно. Для сравнения: пик политических преследований пришелся на 1937-1938 годы, когда было расстреляно соответственно 353 и 328 тысяч человек. В 1992 году уровень смертности в России превысил рождаемость. И началась депопуляция, то есть уменьшение численности коренного населения…» — пишет Иван Гундаров.

http://pravmir.ru/soxranitsya-li-nasha-s...

Lexikon für Theologie und Kirche. 3. Aufl. Freiburg, 1993–2001 (durchges.Ausg.,2009). 11 Bde. Mazal O. Handbuch der Byzantinistik. Graz, 1989. Nyssen W., Schulz H.-J., Wiertz P. Handbuch der Ostkirchenkunde. Düsseldorf, 1984–1989. 2 Bde. The Oxford Classical Dictionary. 3 ed. Oxford, 2003. The Oxford Dictionary of Byzantium/Ed. A. Kazhdan e.a. Washington, 1991. 3 vol. The Oxford Dictionary of the Christian Church. 3 ed. Oxford, 2005. The Oxford Handbook of Byzantine Studies/Ed. E.Jeffreys e.a. Oxford, 2008. Quasten J. Patrology. I-III [to the Council of Chalcedon]. Utrecht, 1950–1953 (repr.: Westminster, 1990). A Peoplé " s History of Christianity. Ill: Byzantine Christianity. Minneapolis, 2006. Reallexikon der Byzantinistik/Hrsg. P. Wirth. Amsterdam, 1968 [прервался на букве А]. Reallexikon für Antike und Christentum/Hrsg. E. Dassmann u.a. Leipzig; Stuttgart, 1941–2009-. Bd. 1–24– [до буквы M]. Supplementen 1–4 [A-Athen]. Reallexikon zur byzantinischen Kunst/Hrsg. K. Wessel, M. Restle. Stuttgart, 1963–2009-. Bd. 1–7– [до слова Numidien]. Schreiner P . Byzanz. München, 1994 (2. Aufl.). Tusculum-Lexikon griechischer und lateinischer Autoren des Altertums und des Mittelalters. München, 1982 (3. Aufl.). Θρησκευτικ και ηθικ γκυκλοπαιδεα. Αθναι, 1962–1968. 12 т. Просопография и биография: Prosopography of the Later Roman Empire, Ï Jones A.H.M. , Martindale J.R ., Morris J. A.D. 260–395. Cambridge, 1971. – IÏ Martindale J. R . A.D. 395–527. Cambridge, 1980; IIÏ Martindale J.R. A.D. 527–641. Cambridge, 1992. Prosopographie chrétienne du Bas-Empire, Ï La Bonnardière A.– M. Afrique (303–533). Paris, 1982; IÏ Pietri Ch. & L. (ed.). Prosopographie de l’Italie chrétienne (313–604). Paris; Rome, 1999–2009. 2 vol.; Ill: Destephen S . Prosopographie du Diocese d " Asie (325–641). Paris, 2008. Cosentino S. Prosopografia delPltalia Bizantina (493–804). Bologna, 1996–2000-. Vol. I-II/l- [до буквы О]. Lilie R.-J. u.a. Prosopographie der mittelbyzantinischen Zeit, 1:641–867. Berlin, 1998–2002. Prolegomena, 6 Bde; IÏ 867–1025. Berlin, 2009-. Prolegomena.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Другой представитель гуманистической психологии Р. Мей делает акцент на чувстве собственничества, которое возрастает прямо пропорционально бессилию человека. То есть степень угрозы, которую представляет для него потеря другого, есть степень, в которой он чувствует ревность. Поэтому ревность, чаще всего, характерна для отношений, в которых человек ищет скорее власти, чем любви. Она имеет место, когда человек не способен выстроить достаточную самооценку и чувство собственной силы, собственного права на жизнь ЛИТЕРАТУРА  1. Адлер А. Наука жить. - К.: Port-Royal, 1997, - 352 с.  2. Белов В.Г., прот. Г. Григорьев, В.А. Кулганов, Ю.А.Парфенов. Профилактика аддиктивного поведения: опыт медико-психологического исследования и богословские основания: учебное пособие.- СПб.: РХГА, 2016. - 428 с.  3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М.: Русский язык, 1978.  4. Ильин Е.П. Психология любви. - СПБ.: Мастера психологии, 2012. - 550с.  5. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Сексуальность в постсовременном мире. М.: Академический проект; Культура, 2011. – 326 с.  6. Мей Р. Сила и невинность. - М: Сфинкс, 2002, - 149с  7. Паисий Святогорец. Слова. Том 5. Страсти и добродетели – М.:.Святая гора, 2002.  8. Сергеева А. В. схильних до переживання Херсонського державного 2015, науки», Випуск 3. с.70-75.  9. Феофан Затворник, святитель. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М.: ООО Отчий дом, 2005. - 301 с.  10. Франкл В. Человек в поисках смысла - М: Прогресс, 1990.  11. Фрейд З. Собрание сочинений в 10 томах. Том 7. Навязчивость, паранойя и перверсия. М.: ООО «Фирма СТД», 2006. - 336 с.  12. Фромм Эрих. Человек для себя. - Мн.: Коллегиум, 1992.  13. B. K. Weinhold & J.B. Weinhold. Breaker tree of the Co-Dependency Trap. NH. Stillpoint International, 2000.  При необходимости, автор сообщает информацию о проекте, в рамках которого подготовлена статья (название организации-спонсора, гранта/соглашения, название проекта), которая оформляется в виде подстрочного примечания на первой странице статьи

http://bogoslov.ru/event/5741634

Лит.: Hoeck J. M., Loenertz R. J. Nikolaos-Nektarios von Otranto, Abt von Casole: Beiträge zur Geschichte der ost-westlichen Beziehungen unter Innozenz III. und Friedrich II. Ettal, 1965; Acconcia Longo A., Jacob A. Poesie di Nicola d " Otranto nel Laur. gr. 58.2//Byz. 1984. T. 54. P. 371-379; Patlagean E. La «Dispute avec les Juifs» de Nicolas d " Otrante (vers 1220) et la question du Messie//La storia degli ebrei nell " Italia medievale: Tra filologia e metodologia/Ed. M. G. Muzzarelli, G. Todeschini. Bologna, 1990. P. 19-27; K[azhdan] A. Nicholas of Otranto//ODB. Vol. 2. P. 1470-1471; Jacoby D. The Jewish Community of Constantinople from the Komnenan to the Palaiologan Period//ВВ. 1998. Т. 55(80). Ч. 2. С. 31-40; Chronz M. Der Beitrag des Nikolaos von Otranto (Nektarios von Casole) zur Vermittlung zwischen den Kulturwelten des 13. Jh.//Geistesleben im 13. Jh./Hrsg. J. A. Aertsen, A. Speer. B.; N. Y., 2000. S. 555-573; Rashed M. Nicolas d " Otrante, Guillaume de Moerbeke et la «Collection philosophique»//Studi medievali. Ser. 3. Spoleto, 2002. Vol. 43. N 2. P. 693-717; Jacob A. Autour de Nicolas-Nectaire de Casole//Vaticana et medievalia: Études en l " honneur de L. Duval-Arnould/Ed. J.-M. Martin e. a. Firenze, 2008. P. 231-251; Schiano C. Il Dialogo contro i giudei di Nicola di Otranto tra fonte storiche e teologiche//Les dialogues «adversus Iudaeos»: Permanences et mutations d " une tradition polémique: Actes du colloque intern. organisé les 7 et 8 dec. 2011 à l " Univ. de Paris-Sorbonne/Ed. S. Morlet e. a. P., 2013. P. 295-317. Л. В. Луховицкий Ключевые слова: АВРААМ сирийский священник, представитель семейства византийских переводчиков и дипломатов, отстаивавших интересы империи на Востоке в 1-й пол. VI в. АГРИППА КАСТОР христ. писатель-полемист эпохи правления имп. Адриана, первым выступивший против гностического учения Василида АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/2564894.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010