Соч.: CPG, N 1092-1098; Sur la Pâque et fragments/Introd., texte crit., trad. et notes O. Perler. P., 1966. (SC; 123); On Pascha and Fragments: Texts and Transl./Ed. S. G. Hall. Oxf., 1979. (Oxford Early Christian Texts); Hall S. G. Melito «Peri Pascha»: Corrections and Revisions//JThSt. N. S. 2013. Vol. 64. N 1. P. 105-110; О Пасхе: The Homily on the Passion, with Some Fragments of the Apocryphal Ezekiel/Ed. C. Bonner. L.; Phil., 1940. (Studies and Documents; 12); Testuz M., publ. Homélie sur la Pâque. Cologny-Genève, 1960. (Biblioth. Bodmeriana Papyrus Bodmer; 13); копт. версия: The Crosby-Schoyen Cod. MS 193 in the Schøyen Collection/Ed. J. E. Goehring, 1990. (CSCO; 521; Subs.; 85); груз. версия: Birdsall J. N. Melito of Sardis «Peri tou Pasca» in a Georgian Version//Le Muséon. 1967. Vol. 80. N 1/2. P. 121–138; Esbroeck M., van. Le traité sur la Pâque de Méliton de Sardes en Géorgien//Ibid. 1971. Vol. 84. P. 373–394; лат. версия: Chadwick H. A Latin Epitome of Melito’s Homily on the Pascha//JThSt. N. S. 1960. Vol. 11. N 1. P. 76–82; Lemarié J. Un sermon occidental pseudo-augustinien, témoin du traité sur la Pâque de Méliton de Sardes//VetChr. 1980. Vol. 17. P. 301–311; сир. версия: Pitra. Analecta Sacra. 1883. T. 4. P. 199–200; Rucker I. Florilegium Edessenum anonymum (syr. ante 562)//SBA. 1933 [fragm. 74–75]; рус. пер.: О Пасхе/Пер.: иером. Иларион (Алфеев)//ЖМП. 1993. 4. С. 4–17 (переизд. с испр.: М., 1998; То же//ЦиВр. 2000. 1(10). С. 78–122 [новая ред. пер. парал. с греч. текстом по изд. SC]); То же/Предисл., пер., коммент.: С. Н. Говорун. К., 1998; То же/Пер.: В. В. Василик//УЗ РПУ. 1998. Вып. 3. С. 193–211; То же/Введ., пер., коммент.: А. Г. Дунаев//СДХА. С. 505–582; О душе и теле: Esbroeck M., van. Les oeuvres de Méliton de Sardes en Géorgien//Bedi Kartlisa. 1973. Vol. 31. P. 48—63 [груз. текст с лат. пер.]; Кларджетский многоглав/Сост.: Т. Мгалоблишвили. Тб., 1991. 59–61. С. 429–433 [на груз. яз.; улучшенное изд. груз. текста; расхождения с изд. ван Эсбрука: СДХА. С. 624–630]; Wurst G., ed. Die Homilie «De anima et corpore», ein Werk des Meliton von Sardes? Freiburg, 2000. Bd. 1: Synoptische ed., übersetz.; Bd. 2: Einleitung, komment. [полное сводное крит. изд. остальных версий на языках оригиналов с нем. пер.]; рус. пер.: О душе и теле//Логос. Брюссель; М., 1978. Вып. 1/4 (29/32). С. 197–208 [анонимный пер. груз. Версии с лат.]; То же//Ранние Отцы Церкви: Антология. Брюссель, 19882. С. 523–538; О душе и теле/Пер. с груз.: прот. И. Зетеишвили; пер. с сир.: А. В. Муравьёв; пер. с греч.: А. Г. Дунаев//СДХА. С. 601–623; Афанасий Александрийский, свт. О душе и теле и страстях Господних/Пер. с копт.: Д. Ф. Бумажнов//ЦиВр. 2000. 1(10). С. 133–153; Фрагменты: СДХА. С. 631–693 [рус. пер.]; Псевдо-Мелитон .Речь к имп. Антонину/Пер. с нем.: прот. П. Преображенский//СДХА. С. 211–220; Слово Мелитона Философа пред Антонином кесарем/Пер. с сир.: Д. Е. Афиногенов//Раннехрист. апологеты II–IV вв.: Пер. и исслед. М., 2000. С. 143–149.

http://pravenc.ru/text/Мелитона ...

Picchio dicata. R., 1986. P. 117-145; Contributi allo studio delle collezioni agiografico-omiletiche in area slava: Struttura e preistoria del Panegirico di Mileševa//Europa Orientalis. R., 1989. T. 8. P. 209-252; Rispetto del testo tràdito o avventura congetturale?: Su di una recente interpretazione di VC 13//Ibid. 1990. T. 9. P. 541-644; Sulla datazione di un " iscrizione pseudo-salomonica ad opera di Costantino il Filosofo//Filologia e letteratura nei paesi slavi: Studi in onore di S. Graciotti. R., 1990. P. 945-960; Ancora sul calice di Salomone//Ricerche slavistiche. 1992/1993. Vol. 39/40. P. 105-125; Sulla Vita Constantini: Questioni minori di metodo, di esegesi, di critica testuale//Europa Orientalis. 1992. T. 11. N 2. P. 295-356; L " idea di Roma in area slavoortodossa nei secoli IX-XVI//L " Idea di Roma a Mosca nei secoli XV-XVI: Fonti per la storia del pensiero sociale russo. R., 1993. P. XXIX-XXXIV; Ravanica post-equinoziale//Europa Orientalis. 1993. T. 12. N 1. P. 67-78; Sul «programma» di Costantino per la soluzione di un enigma salomonico//Ibid. 1996. T. 15. N 1. P. 237-260; Il Vangelo slavo ecclesiastico antico//I Vangeli dei popoli: Biblioteca Apostolica Vaticana. R., 2000. P. 71-75; Tradizione greca e slava degli Acta fabulosa di San Pietro (BHG 1485f)//RSBN. N. S. 2002. Vol. 39. P. 93-143; Genesi delle prime ottave a stampa della letteratura slovena//Ricerche slavistiche. N. S. 2003. Vol. 1(47). P. 201-230; Castrum Chezilonis noviter Mosapurc vocatum//Die Welt der Slaven. Münch., 2003. Bd. 21: Germano-slavistische Beiträge: FS für P. Rehder zur 65. Geburtstag. S. 53-62; Materiali e ricerche per l " edizione critica di Vita Constantini: Testimoni e gruppi di testimoni//Ricerche Slavistiche. N. S. 2004. Vol. 2(48). P. 49-66; Idem: Edizione della redazione vaticana//Ibid. 2005. Vol. 3(49). P. 63-151; Lo Spazio letterario del Medioevo. Pt. 3: Le culture circostanti. R., 2006. Vol. 3: Le culture slave. Лит.: Мирчева Б. Капалдо М.//КМЕ. 1995. Т. 2. С. 222-224; Георгиева-Гагова Н. Капалдо М.//Чуждестранна българистика през ХХ в.: Енциклопедичен справочник. София, 2008. С. 246-247. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1470309.html

         Библиография работ автора на языке оригинала: Научные издания 1. Luther " s Theology of the Cross.  Martin Luther " s Theological Breakthrough (Blackwell: Oxford, 1985); paperback edition published January 1990. 2. The Making of Modern German Christology. From the Enlightenment to Pannenberg (Blackwell: Oxford, 1986). 3. ‘Reformation to Enlightenment (1500-1800) " , in  The History of Christian Theology I: The Science of Theology , ed. P. D. L. Avis (Eerdmans: Grand Rapids, Michigan, 1986), 105-229. [Book-length article]. 4. Iustitia Dei.  A History of the Christian Doctrine of Justification   (2 vols; Cambridge: Cambridge University Press, 1986; paperback edition 1989, 1991). Second edition (in one volume) published by CUP in 1998. Third edition, completely revised, 2005. 5. The Intellectual Origins of the European Reformation (Blackwell: Oxford, 1987); paperback edition, 1992. Second edition, completely revised, 2003. 6. The Genesis of Doctrine (Blackwell: Oxford, 1990). Second edition: Grand Rapids: Eerdmans, 1997. 7. The Renewal of Anglicanism (London: SPCK, 1993). 8. The Foundations of Dialogue in Science and Religion (Oxford: Blackwell, 1998). 9. Thomas F. Torrance: An Intellectual Biography . (Edinburgh: T. & T. Clark, 1999). 10. The Future of Christianity . (Oxford: Blackwell, 2000). 11. A Scientific Theology: Volume 1 - Nature. (Edinburgh: T. & T. Clark, 2001). 12. A Scientific Theology: Volume 2 - Reality. (Edinburgh: T. & T. Clark, 2002). 13. A Brief History of Heaven . (Oxford: Blackwell, 2002). 14. A Scientific Theology: Volume 3 - Theory. (Edinburgh: T. & T. Clark, 2003). 15. Dawkins " God: Genes, Memes and the Meaning of Life. (Oxford: Blackwell, 2004). 16. The Science of God: An Introduction to Scientific Theology . (London: Continuum, 2004). 17. The Order of Things: Explorations in Scientific Theology (Oxford: Blackwell, 2006). 18. Christianity " s Dangerous Idea: The Protestant Revolution from the Sixteenth to the Twenty-First Century . (San Francisco: HarperOne, 2007).

http://bogoslov.ru/person/315805

Лит.: Sev enko I. On Some Sources of Prince Svjatoslav, s Izbornik of the Year 1076//Orbis scriptus: D. Tschizhevsky zum 70. Geburtstag. Münch., 1966. S. 723-738; Мещерский Н. А. О некоторых источниках «Изборника 1076 г.» в связи с вопросом о происхождении их переводов//Культурное наследие Др. Руси: Истоки, становление, традиции. М., 1976. С. 34-38; он же. Взаимоотношения Изборника 1073 г. с Изборником 1076 г.//Изборник Святослава 1073 г.: Сб. ст. М., 1977. С. 90-99; Розов Н. Н. Изборник 1076 г. как памятник истории рус. книги//ИзвОЛЯ. 1976. Т. 35. Вып. 6. С. 545-554; он же. Книга Др. Руси XI-XIV вв. М., 1977. С. 23-33, 99, 110; Щепкина М. В. Изборник 1076 г.//Рус. речь. 1976. 6. С. 98-106; Veder W. R. Welche Paterica Lagen von 1976 in slawischer Übersetzung vor?//Slovo. Zagreb, 1978. Br. 28. S. 25-34; idem. Der «Sündige Johannes» und das Russisch des 11. Jh.//Studies in Slavic and General Linguistics. Amst., 1980. Vol. 1. P. 433-437; он же (Федер В.). Мелецкий сборник и история древнеболг. лит-ры//Palaeobulgarica. 1982. N 3. С. 157-158; Велчева Б. Изборникът от 1076 г. като източник на данни за историята на бълг. език//Старобълг. лит-ра. София, 1979. Кн. 5. С. 97-100; Жекова Л. За правописа на двамата преписвачи в Изборника от 1076 г.//Там же. С. 107-109; Копреева Т. Н. Из истории болгаро-рус. книжных связей: К истории взаимосвязи текстов Изборника 1073 г. и 1076 г.//Palaeobulgarica. 1980. N 1. С. 39-47; она же. Немеркнущий свет: Из истории книжных связей Болгарии и России XI - нач. XIX в. Вел. Търново, 1996. С. 48-132; СКСРК, XI-XIII. С. 41-43 [Библиогр.]; Дьячок М. Т. О месте и времени первого слав. перевода «Наставления» Агапита//Памятники лит-ры и обществ. мысли эпохи феодализма. Новосиб., 1985. С. 5-13; Творогов О. В. Изборник 1076 г.//СККДР. 1987. Вып. 1. С. 196-198 [Библиогр.]; Кусков В. В. Поэтическая фразеология «Изборника» 1076 г.//ГДРЛ. 1989. Сб. 1. С. 52-75; Буланин Д. М. Неизвестный источник Изборника 1076 г.//ТОДРЛ. 1990. Т. 44. С. 161-178; он же. Античные традиции в древнерус. лит-ре XI-XVI вв. Мюнхен, 1991. С. 114-118, 128-130, 284-286; Лихачёв Д. С. Назначение Изборника 1076 г.//ТОДРЛ. 1990. Т. 44. С. 179-184; СтБЛ. С. 185-186; КМЕ. Т. 2. С. 56-59 [Библиогр.]; Столярова Л. В. Свод записей писцов, художников и переплетчиков древнерус. пергаменных кодексов XI-XIV вв. М., 2000. С. 29-31. 12 [Библиогр.].

http://pravenc.ru/text/293836.html

Прежде всего мы уже физически больная нация. С начала 1990-х годов заболеваемости крови и кроветворных органов увеличились на 86%. Мочеполовой системы — на 37%. Органов кровообращения, пищеварения, нервной системы — на 15-20%. Число вновь выявленных инфекционных больных выросло на 25%, причем больных туберкулезом — на 41%. Мы вымираем. С 1992-1993 годов динамика смертности резко изменила траекторию и направилась почти вертикально вверх. Ее уровень поднялся в полтора раза по сравнению с серединой 1980-х годов. Наибольший рост был среди трудоспособного населения, особенно в возрасте 20-49 лет. Одновременно произошло невероятное снижение рождаемости. Максимальная скорость спада пришлась на 1987-1993 годы — число появляющихся на свет новых жителей РФ уменьшилось почти вдвое. В результате страна потеряла более 12 млн потенциальных граждан. Спад детородной активности наблюдался у женщин всех репродуктивных возрастов, включая молодых до двадцати лет. Суммарный коэффициент рождаемости, то есть количество детей, приходящихся на одну женщину 15-49 лет, критически упал с 2,2 в 1986-1987 годах до 1,2 в 2000 году. Для простого воспроизводства населения его величина должна составлять 2,3-2,5. «Суммарные потери из-за взлета смертности и спада рождаемости за последние 13 лет составили более 17 миллионов человек. Для оценки этой величины по историческим меркам сравним ее с событиями, которые считаются наиболее трагическими в новейшей российской истории. Это Первая и Вторая мировые войны, периоды коллективизации и сталинских репрессий. Оказалось, что по интенсивности уничтожения человеческого потенциала 1990-е годы ХХ века в 1,7 раза превысили репрессии сталинского режима, сопоставимые с Первой мировой войной, и значительно уступают лишь периоду гитлеровского нашествия. Наибольшее число погибших и умерших за период реформ отмечалось в 1994-1996 годах, до 700 тысяч человек ежегодно. Для сравнения: пик политических преследований пришелся на 1937-1938 годы, когда было расстреляно соответственно 353 и 328 тысяч человек. В 1992 году уровень смертности в России превысил рождаемость. И началась депопуляция, то есть уменьшение численности коренного населения…» — пишет Иван Гундаров.

http://pravmir.ru/soxranitsya-li-nasha-s...

Lexikon für Theologie und Kirche. 3. Aufl. Freiburg, 1993–2001 (durchges.Ausg.,2009). 11 Bde. Mazal O. Handbuch der Byzantinistik. Graz, 1989. Nyssen W., Schulz H.-J., Wiertz P. Handbuch der Ostkirchenkunde. Düsseldorf, 1984–1989. 2 Bde. The Oxford Classical Dictionary. 3 ed. Oxford, 2003. The Oxford Dictionary of Byzantium/Ed. A. Kazhdan e.a. Washington, 1991. 3 vol. The Oxford Dictionary of the Christian Church. 3 ed. Oxford, 2005. The Oxford Handbook of Byzantine Studies/Ed. E.Jeffreys e.a. Oxford, 2008. Quasten J. Patrology. I-III [to the Council of Chalcedon]. Utrecht, 1950–1953 (repr.: Westminster, 1990). A Peoplé " s History of Christianity. Ill: Byzantine Christianity. Minneapolis, 2006. Reallexikon der Byzantinistik/Hrsg. P. Wirth. Amsterdam, 1968 [прервался на букве А]. Reallexikon für Antike und Christentum/Hrsg. E. Dassmann u.a. Leipzig; Stuttgart, 1941–2009-. Bd. 1–24– [до буквы M]. Supplementen 1–4 [A-Athen]. Reallexikon zur byzantinischen Kunst/Hrsg. K. Wessel, M. Restle. Stuttgart, 1963–2009-. Bd. 1–7– [до слова Numidien]. Schreiner P . Byzanz. München, 1994 (2. Aufl.). Tusculum-Lexikon griechischer und lateinischer Autoren des Altertums und des Mittelalters. München, 1982 (3. Aufl.). Θρησκευτικ και ηθικ γκυκλοπαιδεα. Αθναι, 1962–1968. 12 т. Просопография и биография: Prosopography of the Later Roman Empire, Ï Jones A.H.M. , Martindale J.R ., Morris J. A.D. 260–395. Cambridge, 1971. – IÏ Martindale J. R . A.D. 395–527. Cambridge, 1980; IIÏ Martindale J.R. A.D. 527–641. Cambridge, 1992. Prosopographie chrétienne du Bas-Empire, Ï La Bonnardière A.– M. Afrique (303–533). Paris, 1982; IÏ Pietri Ch. & L. (ed.). Prosopographie de l’Italie chrétienne (313–604). Paris; Rome, 1999–2009. 2 vol.; Ill: Destephen S . Prosopographie du Diocese d " Asie (325–641). Paris, 2008. Cosentino S. Prosopografia delPltalia Bizantina (493–804). Bologna, 1996–2000-. Vol. I-II/l- [до буквы О]. Lilie R.-J. u.a. Prosopographie der mittelbyzantinischen Zeit, 1:641–867. Berlin, 1998–2002. Prolegomena, 6 Bde; IÏ 867–1025. Berlin, 2009-. Prolegomena.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2. Только 17% опрошенных считают посещение библиотек обычным занятием, в то время как 29,6% рассматривают это как работу, 25,2% — как погружение в другой мир, 21,3% — как поход в музей и т. д. Таким образом, «выделяются два аспекта отношения к библиотеке — как к деловому официальному учреждению и как к “островку прошлого и культуры”, изолированному от реальной современной жизни» . 3. Библиотека рассматривается населением преимущественно как хранилище книг и информации; ее основными посетителями априори считаются школьники, студенты, пенсионеры и домохозяйки; самая нужная и актуальная информация в ней обычно отсутствует и т. д. Исследование «Библиотека: взгляд в будущее», проведенное среди жителей Тамбова, выявило различные мнения относительно библиотек, не сводимые только к какому-либо одному образу: «Для абсолютного большинства респондентов (93%) библиотека — это источник информации и знаний. Деловой спрос на информацию является основным мотивом обращения жителей города в учреждения культуры. Но книги, чтение — не единственное, что привлекает горожан в библиотеке. Каждый пятый считает ее храмом культуры, а каждый шестой центром межличностного общения и местом проведения досуга, где можно развлечься и получить новые знания на мероприятиях» . Применительно к проблеме ассоциативно-образного восприятия библиотек и библиотекарей подростками следует упомянуть опрос, проведенный Восточно-Сибирской государственной академией культуры и искусств среди школьников шестых и десятых классов (1997—1998 гг.). В ходе данного исследования было установлено, что критические оценки деятельности библиотекарей возрастают к десятому классу, а «набор» эмоций, возникающих при слове «библиотека», все более поляризуется: «На вопрос “Какие чувства и эмоции вызывает у Вас слово “Библиотека”?” некоторые старшеклассники выбрали два варианта. Первые два места заняли радость (25%) и равнодушие (25%). Затем идут уныние (17%) и скука (16%), уважение (13%) и восхищение (12%), волнение (13%), раздражение (13%), серьезность (11%)» . Противоречивым оказался и образ библиотекаря, который в данном исследовании сопоставлялся с цветком: «В ответах респондентов на первом месте оказалась ромашка (25%). На наш взгляд, цветок хороший, но зачастую употребляемый с эпитетом “скромная”. На втором месте — кактус (23%), самый распространенный эпитет которого — “колючий”, с ним трудно войти в эмоциональный контакт. То же самое можно сказать и о крапиве, занявшей четвертое место (11%)» .

http://izdatsovet.ru/pcroc/detail.php?ID...

Лит.: Hoeck J. M., Loenertz R. J. Nikolaos-Nektarios von Otranto, Abt von Casole: Beiträge zur Geschichte der ost-westlichen Beziehungen unter Innozenz III. und Friedrich II. Ettal, 1965; Acconcia Longo A., Jacob A. Poesie di Nicola d " Otranto nel Laur. gr. 58.2//Byz. 1984. T. 54. P. 371-379; Patlagean E. La «Dispute avec les Juifs» de Nicolas d " Otrante (vers 1220) et la question du Messie//La storia degli ebrei nell " Italia medievale: Tra filologia e metodologia/Ed. M. G. Muzzarelli, G. Todeschini. Bologna, 1990. P. 19-27; K[azhdan] A. Nicholas of Otranto//ODB. Vol. 2. P. 1470-1471; Jacoby D. The Jewish Community of Constantinople from the Komnenan to the Palaiologan Period//ВВ. 1998. Т. 55(80). Ч. 2. С. 31-40; Chronz M. Der Beitrag des Nikolaos von Otranto (Nektarios von Casole) zur Vermittlung zwischen den Kulturwelten des 13. Jh.//Geistesleben im 13. Jh./Hrsg. J. A. Aertsen, A. Speer. B.; N. Y., 2000. S. 555-573; Rashed M. Nicolas d " Otrante, Guillaume de Moerbeke et la «Collection philosophique»//Studi medievali. Ser. 3. Spoleto, 2002. Vol. 43. N 2. P. 693-717; Jacob A. Autour de Nicolas-Nectaire de Casole//Vaticana et medievalia: Études en l " honneur de L. Duval-Arnould/Ed. J.-M. Martin e. a. Firenze, 2008. P. 231-251; Schiano C. Il Dialogo contro i giudei di Nicola di Otranto tra fonte storiche e teologiche//Les dialogues «adversus Iudaeos»: Permanences et mutations d " une tradition polémique: Actes du colloque intern. organisé les 7 et 8 dec. 2011 à l " Univ. de Paris-Sorbonne/Ed. S. Morlet e. a. P., 2013. P. 295-317. Л. В. Луховицкий Ключевые слова: АВРААМ сирийский священник, представитель семейства византийских переводчиков и дипломатов, отстаивавших интересы империи на Востоке в 1-й пол. VI в. АГРИППА КАСТОР христ. писатель-полемист эпохи правления имп. Адриана, первым выступивший против гностического учения Василида АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/2564894.html

лит-ры. Пг., 1919. 9. С. 10-11; Соболевский А. И. Ю. А. Кулаковский: Некр.//Изв. РАН. Сер. 6. Пг., 1919. Т. 13. 12. С. 567-568; Деревицкий А. Н. Ю. А. Кулаковский: (Некр.)//Изв. Таврической УАК. Симф., 1920. 57. С. 324-336; Маркевич А. Памяти проф. Ю. А. Кулаковского//Там же. С. 337-340; Асмус В. Ф. Философия в Киевском ун-те в 1914-1920 гг.: Из восп. студента//ВФ. 1990. 8. С. 90-108; Грушевой А. Г. Ю. А. Кулаковский (1855-1919) и его «История Византии»// Кулаковский Ю. А. История Византии. СПб., 19962. Т. 1. С. 435-445; Пучков А. А. Юлиан Кулаковский и его время: Из истории антиковедения и византинистики в России. К., 1999. СПб., 20042; он же. Ю. Кулаковский и его исследование тектоники античного мировоззрения// Кулаковский Ю. А. Эсхатология и эпикуреизм в античном мире. СПб., 2002. С. 5-44; он же. Ю. Кулаковский и его «История Византии» в пространстве рос. византиноведения: Последний классик летописного жанра и культура жанра// Кулаковский Ю. А. История Византии. СПб., 20033. Т. 1. С. 5-48; он же. Ю. Кулаковский: Профессор и лекции// Кулаковский Ю. А. История рим. лит-ры от начала Республики до начала Империи. К., 2005. С. V-LXVI; он же. Владимир Соловьёв и Юлиан Кулаковский: Три встречи// Пучков А. А. Культура антикварных несходств: Силуэты, профили, личины. К., 2012. С. 299-386; Перевалов С. М. Ю. А. Кулаковский и его труды по истории аланов// Кулаковский Ю. А. Избр. труды по истории аланов и Сарматии. СПб., 2000. С. 5-42; Матвеева Л. В. Юлиан Кулаковский. К., 2002; Непомнящий А. А. Подвижник изучения боспорских древностей: Ю. А. Кулаковский//Боспорские исслед. Симф., 2003. Вып. 3. С. 366-379; он же. Доктор римской словесности: Ю. Кулаковский// Он же. Подвижники крымоведения. Симф., 2006. [Т. 1.] С. 205-236. Рубрики: Ключевые слова: АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич (1937 - 2004), русский филолог, историк христианской культуры, литературовед, поэт АЛЕКСЕЕВ Леонид Васильевич (род. в 1921), историк-археолог, специалист по истории и культуре Зап. Руси, д-р исторических наук ВЕНЕЛИН Юрий Иванович (1802 - 1839), один из зачинателей российской болгаристики, историк, филолог, этнограф, фольклорист

http://pravenc.ru/text/2462227.html

В новейшей истории Русской Православной Церкви было 16 Архиерейских Соборов – в 1925, 1943, 1944, 1961, 1971, 1988, 1989, 1990 (трижды), 1992 (дважды), 1994, 1997, 2000 и 2004 годах. Собор 1925 года носил наименование «Архиерейского совещания» и был созван для избрания местоблюстителя патриаршего престола после кончины Святейшего Патриарха Тихона. Собор 1943 года избрал Святейшего Патриарха Сергия. Соборы 1944, 1971, 1988 и июня 1990 годов созывались для подготовки Поместных Соборов. Архиерейский Собор 1961 года был созван для принятия нового Устава Русской Православной Церкви. Частота созыва Архиерейских Соборов в период с 1989 по 1997 годы была обусловлена серьезными изменениями в правовом положении Русской Церкви в период распада СССР и возникновения на его территории новых государств, а также необходимостью реагировать на украинский раскол, стремительно набиравший силу. Архиерейский Собор 2000 года носил название «Юбилейного» и был посвящен 2000-летию христианства. Наконец, Собор 2004 года был первым Архиерейским Собором, созванным в соответствии с новым Уставом, предписывающим созывать Архиерейские Соборы раз в 4 года. Патриарх Предстоятель Русской Православной Церкви носит титул «Святейший Патриарх Московский и всея Руси». В истории Русской Православной Церкви было 15 патриархов: свт. Иов    с 11 декабря 1586 г. митрополит Московский; с 26 января 1589 г. по начало июня 1605 патриарх Всероссийский свт. Гермоген    3 июля 1606 – 17 февраля 1612 г. Филарет    24 июня 1619 – 1 октября 1633 г. Иоасаф I    6 февраля 1634 – 28 ноября 1640 г. Иосиф    27 марта 1642 – 15 апреля 1652 г. Никон    25 июля 1652 – 12 декабря 1666 г. Иоасаф II    10 февраля 1667 – 17 февраля 1672 г. Питирим    7 июля 1672 – 19 апреля 1673 г. Иоаким    26 июля 1674 – 17 марта 1690 г. Адриан    24 августа 1690 – 16 октября 1700 г. свт. Тихон    5 ноября 1917 – 7 апреля 1925 г. Сергий    с 14 декабря 1925 г. заместитель патриаршего местоблюстителя, затем местоблюститель; 11 сентября 1943 – 15 мая 1944 г. патриарх Московский и всея Руси

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010