б) Канонические ответы 164 митрополита Uoahha II (1080–1088 гг.) черноризцу Иакову. Они внесены в Кормчие книги не позже 165 , а может быть и в XII веке 166 , – в качестве дополнительной статьи к каноническим правилам, перешедшим в Россию в синтагме с номоканоном XIV титулов, дополненной правилами соборов Трулльского и VII вселенского 167 . В ответах митрополита Иоанна есть и такие, которые относятся к брачному праву. В них 168 говорится: об одинаковой необходимости церковного венчания и для простых людей, как для бояр и князей 169 , о невенчании троеженца 170 , об эпитимии против двоеженства 171 и других преступлений против брака, о брачных сопряжениях троюродных и четвероюродных (в 6-й и 7-й ст.) родственников и в 6-ой степени свойства 172 , православной с иноверцем 173 , о своевольном расторжении брака 174 , о разводе брака по причине вступления в монашество 175 , об отношении жены, возвратившейся к мужу из плена 176 , и о браке клириков 177 . в) Ответы новгородского епископа Нифонта и других духовных лиц на вопросы Кирика, или „В прошение Кириково, еже впроша епископа Ноугородьского Нифонта и инех» 178 . – По своему происхождению, они относятся в XII веку, когда жил епископ Нифонт († 1156 г.). Первоначально они имели местное значение, но, занесенные в списки Кормчей книги 179 , которые употреблялись в новгородской епархии, они вместе с этими списками распространились во всей Русской Церкви и постоянно помещались в Кормчих книгах софийской редакции во все последующие века до издания печатной Кормчей 180 . Печатная же Кормчая книга не приняла ни ответов на вопросы Кирика, ни „правила» митрополита Uoahha II . – Между многочисленными ответами, данными Кирику, лишь очень не многие относятся к брачному праву. В этих ответах говорится, что брачущиеся должны приобщаться во время венчания святых таин 181 , и указываются эпитимии за прелюбодеяние супругов 182 . Из содержания канонических ответов митрополита Иоанна и епископа Нифонта о браке видно, что в источниках церковного права, принятых русскою церковью от греческой в течение X–XII веков, не находилось ответов на все вопросы относительно брака, какие возникали между членами русской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Затем крещаемый помазывался св. елеем. Самый акт крещения состоял в троекратном погружении в освященную воду с произнесением имени св. Троицы 161 . По выходе из купели крещаемый облачался в белую одежду 162 . Крещение совершалось не только над возрастными, но и над младенцами 163 . При крещении являются восприемники 164 . Временем крещения служили по преимуществу праздники: Пасха и Пятидесятница 165 . За крещением непосредственно следовало помазание миром 166 . Это миропомазание соединялось с возложением рук для призывания св. Духа 167 и произнесением приличной молитвы 168 . Так как еще в древней церкви существовало обыкновение причащать св. таин не только взрослых, но и младенцев 169 , то отсюда с полной достоверностью можно заключать, что и таинство миропомазания совершалось над младенцами; потому что по правилам древней церкви таинство причащения преподается только миропомазанным 170 . Миропомазание могло быть совершаемо не епископом только, но и пресвитером 171 . Исповедь у первенствующих·христиан совершалась открыто перед всей церковью 172 . Разрешение от грехов кающиеся могли получать от священника 173 , или епископа 174 , который налагал на них и епитимии соответственно тяжести греха и искренности раскаяния. Внешним знаком отпущения грехов служило возложение руки епископа на главу кающегося 175 . Священнаяиерархия , по верованию первенствующей церкви, сохраняет за собою непрерывное преемство от апостолов 176 . Как теперь, так и в древней церкви священство разделялось на три степени: епископа, пресвитера и диакона 177 . Они резко отличаются от мирян особенными благодатными дарами, которые сообщаются им через церковное посвящение. Это посвящение совершается тем торжественнее и знаменательнее, чем выше священная степень, принимаемая посвященным 178 . Брак признавался законным, и действительным только по благословении его церковью 179 . Из молений на разные случаи у древних христианских писателей упоминаются: а., водоосвящение, б., пострижение в монашество, в., погребение усопших и поминовение их 180 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Клятвы Собора 1667 г. на него не простираются, ч. 2, стр. 58–60. Почему незаконно было бы поставление особого епископа для единоверцев, ч. 2, стр. 340–344. Елеопомазание . – См. Таинство Елеопомазания. Енох пророк : Учение безпоповцев о его пришествии пред явлением антихриста: см. антихрист. Епископ – Ему дана изобильнейшая благодать, ч. 2, стр. 4–5, 25. Без него не может быть храма и дома молитвы, ч. 1, стр. 466–467. Без него не может быть Таинств, ч. 2, стр. 5–8, 35–36. Без него не может быть Церкви, ч. 2, стр. 4–25. Без него не может быти совершен христианин, ч. 2, стр. 7. Епифаний , диакон Церкви Катанской: Его свидетельство о неодоленности Церкви и непрекращаемости благодати хиротонии, ч. 2, стр. 439–443. Ерш Ив. Фед. безпоповец: Его учение о пришествии Илии и Еноха, ч. 1, стр. 128. Ефрем Сирин – Его изречения, несправедливо приводимые безпоповцами в свою защиту, ч. 1,стр. 179–180, 495–500. Его свидетельство о кресте четвероконечном, как истинном Кресте Христовом, ч. 1, стр. 381. Евфросиново житие : Суждение о нем: ч. 2, стр. 333. Евхаристия . – См. Таинство Евхаристии. Ж. Жезл Правления , изданный Собором 1667 г.: утверждает, что в троеперстном сложении двумя перстами изобразуются два естества во Христе, ч. 1, стр. 337. Жертвоприношение: Оно не прекращалось в Ветхозаветной Церкви и во время плена Вавилонскаго, ч. 2,стр.445–450. З. Завет Новый – Сущность его составляет установленное Христом Таинство Тела и Крови Его, ч. 1, стр. 452–454, 483–485, ч. 2, стр. 80, 258–261. Завет сей не обветшает, ч. 1, стр. 656–657. Закон : Различие закона ветхого и закона нового, забываемое безпоповцами, ч. 2, стр. 71–73. Златоуст Св. Иоанн – Его учение о сообщении с неверными в ядении, ч. 1, стр. 163–166. Несогласные с сим учением слова, находящиеся в Маргарите, ему не принадлежат, ч. 1, стр. 166–167. Его изречения, несправедливо приводимые глаголемыми старообрядцами в защиту их учений, ч. 1, стр. 174–175, 266–267, 270: ч. 2, стр. 65, 103–105, 139, 141–143, 146–147, 149–151. И. Иван Архипов , безпоповец: Его учение о явлении Илии и Еноха и об антихристе, ч. 1, стр. 124, 130–132.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

179. Robinson, Palast III, s. 477). Некоторые же исследователи, принимая во внимание направление в движении сирийских войск (с северо-востока), видят здесь Афек заиорданский (Onomast. 180), где теперь местечко Фик, в начале вади Фик, спускающейся к озеру Тивериадскому, по дороге к Дамаску (Robinson. Palast. III, 512. Kittel. Die Bucher der Konige, s. 167 168. И. Помяловский, Прав. Палест. Сборн. вып. 37-й, с. 179. Примеч. ). Снова сирийские войска представляли громадную армию пред ничтожными по числу отрядами израильскими: последние, в сравнении с первыми, казались как бы двумя малыми стадами коз (ст. 27). Однако пророк Божий ободряет израильского царя, говоря, что именно ради обличения суеверия сирийцев (ст. 23, 25), а еще более для утверждения Израиля в вере в Иегову, Он дарует Израилю победу над огромным полчищем сирийцев (ст. 28). Действительно, в 7-й день (ср. Нав. 6:15 ) произошла решительная битва, в которой победа осталась за израильтянами (ст. 29): число 100 тысяч или (по греч. коддексу 19, 64, 71, 82, 93, 108, 158 у Гольмеса, в Комлютенской, Альдинской Библиях, славянском тексте) 120 тыс. побитых израильтянами сирийцев означает, вероятно, общее число сирийского войска или является испорченной датой. Остатки сирийской армии вместе со своим царем Венададом скрылись в Афеке, но там рушившаяся (чудом или от подкопа жителей) стена дала смерть многим из войска: 27 тыс. – цифра, вероятно, испорченная. Венадад же от страха спрятался в самой внутренней комнате одного дома (евр.: хедер-бехадер, LXX: ες τν οκον το κοιτνος, ες τ, ταμεον; слав.: " в дом ложа, в чертог» (ст. 30) по И. Флавию (Иуд. Древн. VIII, 13, 4) – в подземной пещере. 3Цар.20:31 .  И сказали ему слуги его: мы слышали, что цари дома Израилева цари милостивые; позволь нам возложить вретища на чресла свои и веревки на головы свои и пойти к царю Израильскому; может быть, он пощадит жизнь твою. 3Цар.20:32 .  И опоясали они вретищами чресла свои и возложили веревки на головы свои, и пришли к царю Израильскому и сказали: раб твой Венадад говорит: «пощади жизнь мою».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

По причине утраты листов начинается с половины 15 псалма. По совершении Псалмом и Песней последование тоже, что в печат. Псалтыри, с небольшим замечанием: Сиа скончав и пакы начни Псалтырь от начала. Псалтыр бо не кончается николиже, и проч. Затем приписаны другою рукою избранные Псалмы Никифора товлемида (τ βλμμδθ) любомудреца. Ветхие листы также по краям заклеены белою бумагою. 55. (872). Псалтырь, полууст. небрежный, переходящий в скоропись, исх. XVI или нач. XVII века, в четверть, 192 листа. Состоит из Псалмов, Песней и избранных Псалмов Никифора Блеммида любомудреца. Начальные листы до псалма 5-го утрачены, равно и конечных несколько, ветхие заклеены белою бумагою. 56. (865). Псалтырь, полууст., исх. XVI века в четверть, 167 листов, начин. с псал 10 го, оканч. 149-м, также с наклейками. 57. (876). Псалтырь. полууст. четкий, XVII века, в осьмую долю, 255 листов. Начинается с псал. 11, ст. 4. Между листами 252 и 253 одного недостает – окончания песни Захариина отца Предотечева и начала статьи по совершении Псалмов, осталась одна молитва , какая в печат. Псалтыри. 58. (875). Псалтырь, полууст. мелкий, XVII века, в осьмую долю, 182 листа, заглавная заставка с золотом. После Псалмов, и Песней приписано уставом: По совершении же нескольких кафизм или всего Псалтыря и Песней, что в печат. Псалтыри. На поле против молитвы сей статьи другого рукою: Помяни Бога ради архимандрита Иосифа. См. в конце 284. На порожнем 179 листе скорописью: Сия книга, глаголемая Псалтырь, Василия Конанова сына Панова. 59. (877). Псалтырь, полууст., XVII века, в осьмую долю, 180 листов. Начальная статья: Разумно да будет, како начати иноку особь пети Псалтырь, – и конечная: По совершении же нескольких кафизм или всего Псалтыря и Песней – те же, какие в печат. Псалтыри. Последнего листа недостает. 60. (880). Псалтырь, полууст. мелкий, четкий, XVII века, в осьмую долю, 179 листов. Заглавие Псалмов и Песней писано золотом, заставки над ними и первые буквы кафизм – золотом и красками. Прибавления те же и с теми же надписями, какие в предыд. 59.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

153 . Изречение избавления от сети. 154 . Изречение, чтобы не дать телу прейти в преисподней. 155–160. 166–167. Изречения, сопровождающие возложение на мумию амулетов. 161 . Изречение открытия отверстия неба Тотом. 197 162 . Изречение, чтобы было тепло под головой. Изречения, привнесённые из другой книги, в добавление к «Выходу днём» 163–164. Изречение, чтобы не дать телу распасться в преисподней, освобождающее его от пожирателей душ, которые запирают людей в аду, даёт, чтобы грехи его не свидетельствовали против него на земле, подаёт спасение его плоти и костям от червей и всякого злодейственного бога в преисподней, вход и выход по желанию и возможность делать что угодно, без задержки. 165 . Изречение причаливания и незатемнения, чтобы тело преуспевало и пило воду. 169–170. Изречение поставления и убранства погребального ложа. 198 171 . Изречение облачения в чистое одеяние. 172 . Начало изречений церемоний, совершаемых в преисподней. 173 . Обращения Гора к своему отцу, когда он приходит видеть отца своего Осириса при его выходе из великого святилища, чтобы увидал его Ра, как Онуриса, владыку некрополя, и один из них обнимает другого, чтобы получить от этого пользу в преисподней. 174 . Изречение, дающее духу выйти из великих врат неба. 177 . Изречение возвышения духа, оживления душ в преисподней. 178 . Изречение возвышения тела, подаяния очей, обладания ушами, прикрепления головы. 179 . Изречение выхода, чтобы идти, подобно вчерашнему дню, шествовать сегодня, молиться. 180 . Изречение выхода днём, восхваление Ра. 181 . Изречение входа на судилище Осириса и его богов. 182 . Книга непрестанности Осириса, подаяния дыхания тому, чьё сердце не бьётся, действием Тота, отражение врагов Осириса. 183 . Славословие Осирису, величание и поклонение Онурису. 184 . Изречение пребывания рядом с Осирисом. 185 . Славословие Осирису, поклонение владыке веков. 186 . Славословие Хатор, владычице Запада, поклонение Мехуэрт. 187 . Изречение входа к эннеаде. 188 . Сошествие души, чтобы строить дом, выход днём в образе человеческом.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

163.В.В. Антонов. Приходские православные братства в Петрограде (1920-е годы). Минувшее. Исторический альманах 15. М-СПб. 1994. 164.Архимандрит Варлаам (Сацердотский). Письма из заточения к духовным детям. Публикация А. Воронцова. Минувшее. Исторический альманах 15. М-СПб. 1994. 165.Архивный фонд Управления Федеральной Службы Безопасности (УФСБ) Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу и области. Д 20682. т. 2. л. 72. 166.Там же. л. 54,60. 167.РГИА. Ф.815. Оп. 14. Д. 240. с. 90. 168.РГИА. Ф. 815. Оп. 14. Д. 111. Рапорты свечника Лавры о денежных суммах, поступивших в виде различных сборов (за свечи, масло, кружечный и тарелочный сборы различных назначений, пожертвования от частных благодетелей). 169.РГИА. Ф. 815. Оп. 14. Д. 241. Книга прихода и расхода церковных лаврских сумм за 1921 год. 170.Там же. Книга прихода и расхода церковных лаврских сумм за 1922 год. 171.Там же. Книга прихода и расхода церковных лаврских сумм за 1923 год. 172.РГИА. Ф. 815. Оп. 14. Д. 165. Журналы Духовного Собора Лавры за 1922 год. 173.Там же. Журналы Духовного Собора Лавры за 1923 год. 174.РГИА. Ф. 815. Оп. 14. Д. 118. Приходно-расходные документы Лавры за январь-май 1922 года. 175.РГИА. Ф. 815. Оп. 14. Д. 119. Приходно-расходные документы Лавры за июнь-сентябрь 1922 года. 176.РГИА. Ф. 815. Оп. 14. Д. 120. Приходно-расходные документы Лавры за октябрь-декабрь 1922 года. 177.РГИА. Ф. 815. Оп. 14. Д. 122. Приходно-расходные документы Лавры за 1923 год. 178.РГИА. Ф. 815. Оп. 14. Д. 165. Журналы Духовного Собора Лавры за 1922год. Журнал 26. с. 116 и т. д. 179.Новые документы Ленина (1920–1922). Известия ЦК КПСС. 1990. 4. с. 191–193. 180.Архив Президента Российской Федерации. Ф. 3. Оп. 60. Д. 63. 181.Красная газета. 1922. 14 апреля. 182.Там же. 1922. 31 мая. 183.ЦГАСПб. Ф. 1000. Оп. 6. Д. 108. л. 68. 184.РГИА. Ф. 815. Оп. 14. Д. 114. с. 41. 185.РГИА. Ф. 815. Оп. 14. Д. 165. Журнал 14. с. 70. 186.Вопросы религии. СПб. 1906. Выпуск 1. 187.Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти 1917–1943 годы. М. 1994.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

164b. Одна и та же наука - говорить и молчать. 165а. Лучше быть побежденным, говоря истину, чем победить обманом. 165b. Побеждающий с помощью обмана побеждается нравственно. 165с. Лживые слова становятся свидетелями порока. 165d. Велико искушение, когда ложь кажется необходимой. 165е. Если ты согрешаешь, говоря правду, то в таком случае, говоря ложь, ты с необходимостью не согрешаешь. 165f. Никого не обманывай, особенно нуждающегося в совете. 165g. Разговаривая со множеством людей, более обычного следи за приносимой разговором пользой. 166. Вера - предводитель всех без исключения добрых дел. 167. Мудрость руководит душой на ее пути к Богу. 168. Нет ничего более сродного мудрости, чем истина. 169. Невозможно одной и той же натуре быть верной и лжелюбивой. 170. Трусливой и несвободной натуре вера едва ли свойственна. 171а. Будучи верным, предпочитай слушать, не говорить даже то, что следует. 171b. Находясь среди верных, больше слушай, чем говори. 172. Сластолюбивый муж ни к чему не годен. 173. Будучи безответным, не разглагольствуй о Боге. 174. Ошибки невежд - позор их учителей. 175. Мертвы у Бога те, из-за которых хулится Имя Божье. 176. Мудрый муж - первый после Бога благодетель. 177. Пусть жизнь твоя подтверждает слова твои в глазах внимающих тебе. 178. То, чего делать не должно, даже и не предполагай совершить. 179. Того, чего не хочешь претерпеть, - не делай. 180. То, что делать постыдно, постыдно и поручать другому. 181. Очищай от прегрешений даже и ум свой. 182. Начальствуя над людьми, помни, что над тобой начальствует Бог. 183. Судящий человека судится Богом. 184. Судящий находится в большей опасности, чем судимый. 185. Лучше навредить человеку чем угодно, но не словом. 186. Человека обмануть словом возможно, но Бога - невозможно. 187. Не невозможное дело - знать и одновременно быть побежденным в слове. 188. В дурной славе наиболее повинно проявляющееся в вере славолюбие. 189. Чти верность посредством собственного пребывания в вере. 190. Почитай мудрого мужа как живой образ Божий.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/17/f...

165d. Велико искушение, когда ложь необходимой. 165е. Если ты согрешаешь, говоря правду, то в таком случае, говоря ложь, ты с необходимостью не согрешаешь. 165f. Никого не обманывай, особенно нуждающегося в совете. 165g. Разговаривая со множеством людей, более следи за пользой. 166. Вера — предводитель всех без исключения добрых дел. 167. Мудрость руководит душой на ее пути к Богу. 168. Нет ничего более сродного мудрости, чем истина. 169. Невозможно одной и той же натуре быть верной и лжелюбивой. 170. Трусливой и несвободной натуре вера едва ли свойственна. 171а. Будучи верным, предпочитай слушать, не говорить то, что следует. 171b. среди верных, больше слушай, чем говори. 172. Сластолюбивый муж ни к чему не годен. 173. Будучи безответным, не разглагольствуй о Боге. 174. Ошибки невежд — позор их учителей. 175. Мертвы у Бога те, из-за которых хулится Имя Божье. 176. Мудрый муж — после Бога благодетель. 177. Пусть жизнь твоя подтверждает слова твои внимающих тебе. 178. То, чего делать не должно, даже и не предполагай совершить. 179. Того, чего не хочешь претерпеть, — не делай. 180. То, что делать постыдно, постыдно и поручать другому. 181. Очищай от прегрешений даже и ум . 182. Начальствуя над людьми, помни, что над тобой начальствует Бог. 183. Судящий человека судится Богом. 184. Судящий в большей опасности, чем судимый. 185. Лучше навредить человеку чем угодно, но не словом. 186. Человека обмануть словом возможно, но Бога — невозможно. 187. Не невозможное дело — знать и быть побежденным в слове. 188. В дурной славе наиболее повинно в вере славолюбие. 189. Чти верность посредством пребывания в вере. 190. Почитай мудрого мужа как живой образ Божий. 191. Мудрый муж, даже и будучи нагим, пусть представляется тебе мудрым. 192. Не почитай никого из-за обладания большим богатством. 193. Трудно спастись богатящемуся. 194. Хулить мудрого мужа и Бога — равное прегрешение. 195. Держа речь о Боге, считай, что души слушающих даны тебе в залог. 196. Невозможно жить хорошо, не веруя искренне.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3914...

Репин И. Е. 198 Рерих Н. К. 200 Римская-Корсакова Л. 101, 123 Римские-Корсаковы 145 Розанов В. В. 200, 201, 230, 241 Розов А. Н. 8 Романовы, династия 338 Ртищев Ф. М. 122 Рубакин H. A. 223 Руфина, племянница Сергиевой Е. К. 179, 181 Саблер В. К. 155 Савва Соловецкий, пустынник 32 Савва (Тихомиров) , епископ 166, 232, 233, 244 Салтыков-Щедрин М. Е. 141 Самохин А. 141 Самуил, пророк 59 Сац Л. 159 Свентицкий В., протоиерей 83 Святополк-Мирские 145 Семен, секретарь о. Иоанна 195 Серафим Саровский , преподобный 57,115, 138, 221, 222, 223, 232, 242, 297, 327, 328, 330, 331 Сергей Александрович, великий князь 148, 15 Сергиев И. М. 22, 23, 215, 218 Сергиев И. И., протоиерей (о. Иоанн Кронштадтский ) 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 51, 52, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 119, 120, 121, 122, 123, 124, 125, 126, 127, 128, 129, 130, 131, 132, 133, 134, 135, 136, 137, 138, 139, 140, 141, 142, 143, 144, 145, 146, 147, 148, 149, 150, 151, 152, 153, 154, 155, 156, 157, 158, 159, 160, 161, 162, 163, 164, 165, 166, 167, 168, 169, 170, 171, 172,173, 174,175, 176, 177, 178, 179, 180, 181, 182, 183, 184, 188, 190, 191, 192, 193, 194, 195, 196, 197, 198, 199, 200, 201, 202, 203, 204, 205, 206, 207, 208, 209, 211, 212, 213, 214, 215, 216, 217, 218, 219, 220, 221, 222, 223, 224, 225, 226, 227, 228, 229, 230, 231, 232, 233, 234, 235, 236, 237, 238, 242, 243, 244, 245 ; 246, 247, 248, 249, 250, 251, 252, 253, 254, 255, 256, 257, 258, 259, 260, 261, 262, 263, 264, 265, 266, 267, 268, 269, 270, 272, 273, 275, 277, 278, 279, 280, 281, 282, 283, 284, 286, 288, 289, 290, 291, 292, 293, 294, 295, 296, 297, 298, 299, 300, 301, 302, 303, 304, 305, 306, 307, 308, 309, 310, 311, 312, 313, 314, 315, 316, 317, 318, 319, 321, 322, 323, 324, 325, 326, 327, 328, 329, 330, 331, 332, 333, 334, 335, 336, 337, 338, 339, 340, 341, 342, 344, 345, 346, 347, 348 Сергиева Е. К. 24, 42, 43, 44, 179, 180, 181, 189, 219, 338, 339

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010