Дело пастырского окормления не ограничивается душеназидательными беседами между пастырем и пасомым. Оно совершается также в священнослужении Божественных Таин, проповеди слова Божия и духовном руководстве паствой 167 . Так священные каноны повелевают, чтобы пастыри совершали Священные Тайны канонически и с должным приготовлением, чтобы давали их только достойным и ни в коем случае ни еретикам 168 . Регулярно и неопустительно проповедовали слово Божие, в согласии со Священным Писанием и Преданием отцов 169 . Руководили народ «в правой вере и добродетельной жизни» 170 . Заботились об обращении еретиков, особенно епископы 171 . Чтобы епископы распоряжались церковным имуществом 172 вместе с пресвитерами и диаконами, уделяя из него находящимся в нужде клирикам и мирянам 173 «со страхом Божиим и всяким благоговением» 174 . Также каноны обязывают (клириков) не занимать руководящие и военные должности, оставляя свои пастырские обязанности 175 . Не брать на откуп ради прибытка чужих домов и имений, как только ради попечения о сиротах и беспомощных, по поручению епископа 176 . Не обращаться с прошениями к мирскому владыке и властям, пользуясь положением духовных отцов, как только ради ходатайства об обиженных, преследуемых, сиротах, вдовах и бедняках 177 , поскольку обращения к властям ради удовлетворения личных нужд вызывают соблазн и лишают епископов дерзновения перед ними. Дело пастырей также принятие кающихся и обращающихся (от греха) и их примирение с Церковью 178 . Главным образом, епископы ответственны за наставление в вере оглашаемых и испытание их перед принятием крещения 179 . Епископ должен иметь попечение о монашествующих 180 . Епископ должен проявлять любовь к клирикам, находящимся в его подчинении, а те, в свою очередь, обязаны ему подчиняться 181 как «отцу», «ибо ему вверены людие Господни, и он воздаст ответ о душах их» 182 . Таким образом, епископ в первую очередь – для священно- и церковнослужителей и мирян своей епархии – пастырь и нежно любящий отец 183 , а не администратор и начальник, осуществляющий безличное и холодное руководство, не основанное на любви и не развивающее общение личностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

Этот факт делает «Мириобиблион» Фотия особенно ценным для истории науки в отношении разных научных дисциплин. Эрудированность патриарха Фотия наглядно видна по тематическому составу «Библиотеки», который выглядит так: Теология: cod. 1–2, 5–13, 25–26, 32, 38, 43, 51, 86, 106, 109, 110–114, 116, 125–126, 139, 141–144, 168, 170–174, 183–184, 191–207, 207, 222, 228–237, 240, 270–277; Философия: cod. 39, 44, 48, 151, 154–156, 181, 187, 212, 214, 215, 223, 241–242, 247–249, 251, 278; Полемические труды богословско-философского характера: cod. 4, 14, 21–24, 45–46, 49–50, 55–56, 75, 81, 85, 95, 102, 104–105, 107–108, 115, 117–118, 120– 123, 130, 136–138, 140, 162, 169, 176–177, 179, 182, 208, 225–227, 280; Риторика: cod. 61, 74, 90, 100–101, 132–135, 158–160, 165, 185, 209, 211, 243, 259–268; Филология: cod. 73, 87, 94, 128–129, 145–150, 152–153, 157, 161, 239, 245–246, 279; Деяния Соборов: cod. 15–20, 52–54, 59, 88; Церковная история: cod. 27–31, 40–42, 89; Историография: cod. 3, 33–35, 47, 57–58, 60, 62–72, 76–80, 82–84, 91–93, 97–99, 127, 131, 175, 213, 224, 238, 244, 250; Патристика: cod. 96, 119, 252, 256–258, 269; Мартиролог: 253–255; Мифология: cod. 180, 186, 188–190; Политика: cod. 37, 103; Медицина: cod. 163–164, 178, 216–221; Топография: cod. 36; Зоология: cod. 278; Разное: cod. 124, 166–167 8 . При этом нужно отметить, что, если судить по количеству кодексов в целом, «Библиотека» состоит на 56,4% из христианских и на 43,6% – из светских произведений. А по реальному объёму (то есть по количеству страниц) будет наоборот – на 42% из христианских и на 58% из светских текстов 9 . Иными словами, из 168 авторов, упомянутых в «Библиотеке» – 99 представители светской образованности. Всего в «Библиотеке» упоминается 386 сочинений. Обобщая, можно сказать, что «Библиотека» патриарха Фотия заключает в себе сведения о греческих грамматиках, ораторах (особенно аттических), светских и церковных историках, теологах, философах, естествоиспытателях и врачах. В ней также содержатся сведения о художественных, мифологических и агиографических произведениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

143 Лествица, Сл. 28, гл. 16, 21 и 27. 144 См. статью под заглавием: «О еже како подобает пети».//Доброт., ч. 1. 145 Там же. 146 Св. Исаак Сирин, Слово 55. 147 Мф. 13. 44. 148 Письменный Отечник. 149 Слово 2. 150 Еккл. 11:6. 151 О безмолвии в 15 главах, гл. 2 и 8. 152 Ведение известное о безмолвии и молитве. О еже како обрести действо. 153 О безмолвии. О еже како подобает глаголати молитву. 154 Кол. 4:2. 155 Иер. 8:21. 156 Мф. 11:12. 157 О еже како подобает безмолвствующему сидети и творити молитвы. 158 Св. Исаак Сирин, Слово 89. 159 Мф. 11:12. 160 Лествица, Слово 7. 161 Ис. 21:3. 162 О безмолвии и о двух образах молитвы, в 15 главах, гл. 14. 163 Пс. 37:7—9. 164 Св. Исаак Сирин, Слово 78. 165 Прп. Нил Синайский. О молитве.//Доброт., ч. 4, гл. 61. 166 Доброт. ч. 2. 167 Главы 19 и 45. 168 Глава 38. 169 Глава 53. 170 Техническое монашеское слово. 171 Глава 24. 172 Заглавие 24 главы. 173 Притч. 22:28. 174 Еккл. 4:10. 175 Глава 14. 176 Слово 55 177 Патерик Алфавитный и Достопамятные Сказания об Арсении Великом. 178 Слово 41. 179 2 Кор. 13:5. Глава 52. 180 Лествица, Слово 4, Гл. 121. 181 Слово 74. 182 Мф. 9:17. 183 Доброт., ч.1. 184 Мк. 10. 47. 185 Иов. 2:8. 186 Мк. 2:4. 187 Преподобный авва Дорофей. Поучение 10, О еже ити в путь Божий. 188 Святейший Каллист, патриарх Константинопольский. Образ внимания молитве. Доброт., ч. 4. 189 Там же. 190 Там же. 191 Доброт., ч. 1. 192 О законе духовном.//Доброт., ч. 1, гл. 4. 193 Предисловие на главы блаженного Филофея Синайского. Письмо старца Паисия к старцу Феодосию, стр. 231. Издание Оптиной Пустыни, 1847 г. 194 Слово 1, гл. 3. Слово 2, гл. 15. 195 О молитве, гл. 139. Доброт., ч. 4. 196 Там же, гл. 9, 10 и проч. 197 Там же, гл. 91, 100. Ксанфопулов гл. 73.//Доброт., ч. 2. 198 Гл. 13. Доброт., ч. 1. 199 1 Тим. 1:7. Прп. Марк Подвижник. Слово о законе духовном, гл. 34. 200 Ис. 8:12, 13. Наставление 29. 201 Часть 2. Раскол Варлаамов. 202  Toм VI, khura 95, rл. 9. 203 Dictionnare Theologique par Bergier, Tome 4, Hesichistes. 204 Гл. 4, 2.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4145...

112-113 ГРИЛИХЕС Леонид Ефимович (род. 1961), прот., доцент МДА, библеист, преподаватель семит. языков, переводчик 113-114 ГРИМБАЛЬД (820/30-901 или 903), прп. (пам. зап. 8 июля), мон. и препозит аббатства Сен-Бертен (Франция), позднее аббат мон-ря Ньюминстер в Уинчестере (Англия) 114-115 ГРИМЛАК (рубеж IX и X вв.), зап. церковный писатель, автор монашеского устава для затворников, известного под названием «Regula Solitariorum» (Иноческое правило) 115-116 ГРИММ Давид Иванович (1823 - 1898), архит., педагог, историк и теоретик архитектуры, один из основоположников визант. стиля в церковном строительстве 116-118 118-119 119-120 ГРИНКОВ Алексей Васильевич (1893 - 1966), хоровой дирижер, преподаватель музыки, духовный композитор 120-121 121-123 123-124 ГРОБА ГОСПОДНЯ (ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА) ХРАМ В ИЕРУСАЛИМЕ главный храм христ. мира, где заключены 2 святыни и свидетельства Воскресения Христова - Голгофа и Гроб Господень, а также др. св. места 124-136 136-150 ГРОБОКОПАТЕЛЬСТВО каноническое наименование преступления, к-рое заключается в раскапывании могил с целью их разграбления 150-151 151-166 166-167 167-169 169-172 ГРОЗДОВ Христофор Николаевич (1854 - 1919), муз. деятель, педагог, композитор, издатель, исследователь груз. церковного пения и народной музыки 172-173 173-174 174-175 ГРОСВИТА (930/5 - ок. 975), нем. религ. писательница, поэтесса, канонисса мон-ря Гандерсхайм (еп-ство Хильдесхайм, Н. Саксония) 175-176 ГРОССЕТЕСТ (ок. 1168 или 1175 - 1253), еп. Линкольнский, богослов, философ, переводчик, фактический основатель Оксфордской школы 176-179 179-180 ГРОТТАФЕРРАТА греч. мон-рь в во имя Пресв. Богородицы Гроттаферратской, в наст. время греко-католич. аббатство ордена василиан 180-182 182-187 187-188 188-190 ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ см. Грузинская Православная Церковь. Часть I, Грузинская Православная Церковь. Часть II, Грузинская Православная Церковь. Часть III 191-320 ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ I Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении

http://pravenc.ru/vol/xiii.html

священноначалия, он со своими сторонниками перешел в юрисдикцию Александрийской Православной Церкви, однако впоследствии конфликтовал и с мелькитской иерархией и был сослан патриархом в монастырь Кусайр . Проповедь Ибн аль-Кунбара вызвала ответную реакцию копт. богословов. Так, митрополит Дамиетты Михаил составил полемический трактат во утверждение традиций Коптской Церкви, отличающих ее от «еретических» исповеданий, под которыми в первую очередь подразумевалось исповедание мелькитов. Ист.: Порфирий (Успенский). Алекс. Патриархия. С. 8; Interrogationes canonicae sanctissimi patriarchae Alexandriae domini Marci, et responsa ad eas sanctissimi patriarchae Antiochiae domini Theodori Balsamonis//PG. 138. Col. 951-1012; Ρλλης, Ποτλς. Σνταγμα. 1854. Τ. 4. Σ. 447-496; The Churches and Monasteries of Egypt and Some Neighbouring Countries, Attributed to Abû-Sâlih, the Armenian/Transl. B. T. A. Evetts. Oxf., 1895. P. 31-33. Лит.: Le Quien. OC. T. 2. Col. 488-499; Neale J. M. A History of the Holy Eastern Church: The Patriarchate of Alexandria. Oxf., 1847. Vol. 2. P. 273-275; Лопарев. Каталог алекс. патриархов. С. XLI-XLII; [Матвеевский П]. Очерк истории Александрийской церкви со времен Халкидонского собора//ХЧ. 1856. Кн. 1. С. 363-364; Grumel P. Les réponses canoniques à Marc d " Alexandrie, leur caractère official, leur double rédaction//EO. 1939. Vol. 38. P. 321-333; Nasrallah. Histoire. Vol. 3. T. 1. P. 93-94, 107-108; Richards D. S. Some Muslim and Christian Documents from Sinai concerning Christian Property//Law, Christianity and Modernism in Islamic Society: Proc. of the XVIIIth Congr. of the «Union Européenne des Arabisants et Islamisants»/Ed. U. Vermeulen, J. M. F. van Reeth. Leuven, 1998. P. 161-170. (OLA; 86); Брюн С. П. Ромеи и франки в Антиохии, Сирии и Киликии XI-XIII вв. М., 2015. Т. 2. С. 180-182; Pahlitzsch J. The Melkites in Fatimid Egypt and Syria (1021-1171)//Medieval Encounters. 2015. Vol. 21. N 4/5. P. 485-515. К. А. Панченко, С. А. Моисеева Рубрики: Ключевые слова: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АГРИППИН [Агриппа], 10-й еп. (Патриарх) Александрийский (в 167-179/180), преемник св. Келандиона, св. (пам. копт. 30 янв.) АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.)

http://pravenc.ru/text/2562226.html

        См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает журналист Елена Яковлева //Фома. - — ноябрь 2019. - С.98-99/3-я стр. обложки/. - (рубрика « Эпилог »).   Вопрос номера. Как справиться с чувством вины? Чувство вины сводит с ума. Что делать? Письмо в редакцию/ Екатерина , Хабаровск; На вопрос читателя отвечает психолог Александр Ткаченко. Иллюстрации Марии Сосниной//Фома. - — ноябрь 2019. - С.18-25. - (рубрика « Вопрос номера. Как справиться с чувством вины ?»).            См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает журналист Елена Яковлева //Фома. - — ноябрь 2019. - С.98-99/3-я стр. обложки/. - (рубрика « Эпилог »). ВЕРА(раздел). – С.26-39. [ Читаем Писание: ] Марина Андреевна Журинская (1941-2013). Великие дни . Ил.: Христос в Гефсиманском саду. Николай Ге, 1869-1880; Взятие Христа стражею. Илья Репин, 1886; Совесть. Иуда. Николай Ге, 1891//Фома. - – ноябрь 2019. – С.26-31. – (раздел « Вера »). На вставках к материалу: « Евангелие от Марка, глава 14» (С.26,28,30). публикаций (см. «Фома» 141,142,143,145,148,149,151,152,154, 156,158,161,163,164,165,166, 167,168,169, 170,172,173,175,177,178,179,181,182, 185,186,189,192,195, 196,197,198) колонок М. А. Журинской о Евангелии, печатавшихся ранее на сайте журнала «Фома». См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает журналист Елена Яковлева //Фома. - — ноябрь 2019. - С.98-99/3-я стр. обложки/. - (рубрика « Эпилог »). Школа «Фомы». Именины: Виктор. [Инфографика] . Значение имени : Происходит от латинского Victor — победитель; День памяти : 11 ноября; Святой мученик Виктор :   Житие. Был древнеримским воином во времена правления императора Марка Аврелия (161-180);  Другие святые и известные люди с именем Виктор : Мученик Виктор Коринфский (III век). Жил во времена гонений императора Декия (249-251). Был одним из учеников Кондрата, известного в Коринфе своим врачебным искусством и проповедями о Христе. Священноисповедник Виктор (Островидов), епископ Шадринский (1875-1934). Вскоре после революции 1917 года назначен наместником Свято-Троицкой Александро-Невской лавры в Петрограде. Активно боролся с обновленчеством. С 1928 года — в северных лагерях, где и скончался. Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) — знаменитый русский художник, основоположник неорусского стиля (картины «Аленушка», «Богатыри», «Иван-царевич на сером волке» и др.). Виктор Иванович Тростников (1928-2017). Математик, философ и богослов (в 1980 г. в Париже вышла одна из его первых книг о православной философии «Мысли перед рассветом». Другие богословские труды: «Православная цивилизация», «Основы православной культуры», «Бог в русской истории»...; Интересные факты: Подготовил Игорь Цуканов ; Ил.: Святой мученик Виктор. Икона; Император Марк Аврелий. Скульптурный портрет; Мученическая смерть Лонгина Сотника. Миниатюра. Константинополь, 985//Фома. - – ноябрь 2019. – С.32-33. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11199-...

Геннадий Костромской Любимоградский с монастырем 88, 89 Глеб, князь 59, 90 Гурий и Варсонофий Казанские 92, 93 Давид Ярославский 94 (предположительно), 95 Димитрий Прилуцкий 96–98 Димитрий царевич 101, 103 Димитрий царевич и Роман Угличский 102 Дионисий Радонежский 104 Евфросин Псковский 105 Евфросин Псковский, Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст 107 Евфросин Псковский, Иона архиепископ Новгородский 106 Евфросиния Суздальская 108 Ефрем и Аркадий Новоторжские с монастырем 109, 110 Зосима Соловецкий 111, 129 Зосима и Савватий Соловецкие 112–115 Зосима и Савватий Соловецкие с монастырем 116–126 Иаков брат Господень и Иаков Боровичский 132 Иаков Железноборовский 131 (предположительно) Иоанн Большой колпак 134–136 Иоанн Власатый Ростовский (предположительно) 141 Иоанн и Лонгин Яренгские 139 Иоанн Предтеча, Иоанн Милостивый и Иоанн (Илия) Новгородский 137 Иоасаф Каменский 140 Иона митрополит Московский 142 Иона и Филипп митрополиты Московские 143 Иосиф Волоцкий 144 Иосиф Волоцкий , Павел Комельский 138 Кирилл Белозерский 145, 147 Кирилл Белозерский и Кирилл Новоезерский 146 Леонтий Ростовский 149–151 Макарий Желтоводский 153   Макарий Желтоводский, Сергей Радонежский, Кирилл Белозерский 156 Макарий Желтоводский с монастырем 154, 155 Макарий Калязинский 157, 158 Макарий Оредежский (предположительно) 159 Максим Блаженный Московский 163 (предположительно ), 165 Максим Грек 160–162 Максим и Василий блаженные московские 164 Михаил Черниговский 166, 167 Моисей Угрин (или Ипатий Печерский ?) 168 Московские святители и чудотворцы 170–178 Московские святые 169 Московские юродивые 179 Никита Новгородский 180 Никита Переяславский 182–184 Никодим Кожеезерский и Пахомий Кенский 185 Никодим Кожеезерский Хозьюгский 133 Николай Кочанов 99 Никон и Сергий Радонежские 187, 188 Никон Радонежский 186 Нил Сорский 189 Нил Столобенский с монастырем 190–196 Новгородские святители Евфимий, Нифонт и Иона (предположительно) 197 Новгородские чудотворцы 198 Обретение тела князя Глеба 91

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

Дальнейшие детали биографии Н. не поддаются реконструкции из-за скудости источников. Т. н. Дионисиевский каталог (перечень Александрийских патриархов, составленный в XIX в. на основе разрозненных документов, хранившихся в архиве Патриархии) датирует вступление Н. на престол 1370 годом и отводит на его правление 15 лет. Позднейшие ученые (В. Грюмель , Ж. Насралла), исходя из вышеупомянутой переписки вост. патриархов с Римским престолом, отнесли начало Патриаршества Н. к сер. 60-х гг. XIV в. Его преемник Марк IV фигурирует в ряде документов 2-й пол. 80-х гг., что позволяет считать окончанием правления Н. середину 80-х гг. XIV в. Ист.: Miklosich, M ü ller. Vol. 1. P. 532; Tomus Synodicus II//PG. 151. Col. 716; RegPatr, N 2526, 2541, 2571; Abü-l-bbs Amad al-Qalqašnd. Kitb ub al-aš. Al-Qhira, Т. 11. P. 392-393. Лит.: Χρυσστομος (Παπαδπουλος). Αλεξ. Σ. 577f; Grumel. Chronologie. P. 444; Прохоров Г. М. Публицистика Иоанна Кантакузина: 1367-1371 г.//ВВ. 1968. Т. 29(54). С. 318-328; он же. [Беседа Кантакузина с легатом Павлом]//Там же. С. 328-334; Nicol D. M. The Confessions of a Bogus Patriarch: Paul Tagaris Palaiologos, Orthodox Patriarch of Jerusalem and Catholic Patriarch of Constantinople in the XIVth Century//JEcclH. 1970. Vol. 21. N 4. P. 289-300; Setton K. M. The Papacy and the Levant. Phil., 1976. Vol. 1. P. 310; Nasrallah. Histoire. Vol. 3. T. 2. P. 58, 62-63, 71; PLP, N 20678; Панченко К. А. Забытая катастрофа: К реконструкции последствий Александрийского крестового похода 1365 г. на Христианском Востоке//Арабы-христиане в истории и лит-ре Ближ. Востока. М., 2013. С. 202-219. К. А. Панченко Рубрики: Ключевые слова: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АГРИППИН [Агриппа], 10-й еп. (Патриарх) Александрийский (в 167-179/180), преемник св. Келандиона, св. (пам. копт. 30 янв.) АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.)

http://pravenc.ru/text/2577719.html

П. был последовательным сторонником экуменического движения и межрелиг. диалога, придавал большое значение усилиям по достижению межхрист. единства. 20-23 сент. 1990 г. он посетил Ватикан, где имел встречу с папой Римским Иоанном Павлом II . 12-15 апр. 1994 г. в качестве наблюдателя участвовал в работе 1-го Синода африканских епископов Римско-католической Церкви в Риме и вновь встречался с папой. В 1991 г. был избран президентом ВСЦ, в 1994-1996 гг. являлся сопредседателем Ближневосточного Совета Церквей . В церковных кругах за П. закрепился неофиц. титул «Патриарх диалога» как признание его многолетнего вклада в экуменическое движение. П. скончался от сердечного приступа в летней резиденции на о-ве Аморгос. Отпевание состоялось 30 июля 1996 г. в кафедральном соборе свт. Николая в Каире. Погребен в крипте каирского мон-ря вмч. Георгия. П.- автор ряда исследований, посвященных вопросам межхрист. единства, богословия, истории Церкви и совр. церковной жизни. Арх.: ОВЦС МП. Лит.: Палладий (Шиман), еп. Интронизация Блаженнейшего Парфения III, Папы и Патр. Александрийского и всей Африки//ЖМП. 1987. 7. С. 55-59; Πνταινος. Αλεξνδρεια, 1987-1996; Визит Блаженнейшего Патр. Александрийского Парфения III//ЖМП. 1988. 7. С. 13-18; Петлюченко В., прот. Блаженнейший Патр. Парфений III - гость РПЦ//Там же. С. 18-21; Белавенец С. Братский визит к Предстоятелям Александрийской и Антиохийской Поместных Церквей//Там же. 1992. 2. Офиц. ч. С. 2-6 [внутр. паг.]; Коммюнике о визите Папы и Патр. Александрийского Парфения III к РПЦ//ИБ ОВЦС МП. 1993. 11. С. 1; Орлов Н., прот. Блаженнейший Папа и Патр. Александрийский и всей Африки Парфений III//ЖМП. 1997. 2. С. 59-61; Οι πατριρχες Αλεξανδρεας και πσης Αφρικς Νικλαος ΣΤ (1915-1986) και Παρθνιος Γ (1919-1996). Αλεξνδρεια; Αθνα, 2007. С. А. Монахов Рубрики: Ключевые слова: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АГРИППИН [Агриппа], 10-й еп. (Патриарх) Александрийский (в 167-179/180), преемник св. Келандиона, св. (пам. копт. 30 янв.)

http://pravenc.ru/text/2579109.html

В июне 1944 года отряды партизан стали скапливаться на горных массивах Копаоник и Голия. Для усиления позиций этого батальона в данный район был переброшен 5-й полк под командованием полковника Рогожина, хотя его подразделения еще не закончили свое обучение и пополнение. 5-й полк занял высоты над долиной Ибра, по которой проходила железная дорога, охраняемая подразделениями 3-го полка. Силы 5-го полка были объединены немецким командованием в маневренную группу. 3 августа немецкая горно-стрелковая дивизия очистила пути сообщения на город Нови Пазар. Хотя партизаны ушли в близлежащие горы, немецкое командование отдало приказ маневренной группе стянуться в северном направлении. Противник, воспользовавшись этим, стал скапливаться на правом берегу Ибра. 4 августа 7-я рота маневренной группы попала под огонь противника и укрылась в бункере номер 171, где несло службу подразделение 3-го полка. Бункер попал в осаду превосходящих сил противника, стремившегося овладеть переправой через Ибр. В результате суточной осады подразделение в бункере выстояло, хотя и потеряв убитыми большую часть личного состава, в том числе почти всех солдат и унтер-офицеров 7-й роты. Тяжелую осаду выдержали и остальные бункера данного участка. Так, оборонявшие мосты через Ибр, бункера 176, 177, 178, 179, 180 под командованием лейтенанта Лабинского, а также личный состав остановленного немецкого эшелона двое суток были в полном окружении превосходящих сил противника. Русские потеряли шестерых убитыми, а остальные все были ранены. Немцы потеряли 33 убитыми и четверых ранеными. Бункера 172 и 173, охранявшие туннель, имели соответственно два и пять человек, а бункер 174, контролировавший мост, охраняло 7 человек во главе с лейтенантом Шевченко, которые все погибли. Бункер 175 охранял мост, из 9 человек потерял троих убитыми, а остальные были ранены. Бункер 181 в Слатине нападение отбил и объект удержал. Также удержали позиции бункера 170, 169, 168,167 (как и гарнизон станции Лешак), благодаря поддержке маневренной группы.

http://ruskline.ru/opp/2023/03/15/traged...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010