Песнопения воскресных дней по Пасхе (вплоть до Недели о слепом) совершаются в течение седмицы или чуть меньше, последний день может называться О. (в совр. печатном Типиконе - в отношении Недели 4-й по Пасхе - о расслабленном), хотя с этим О. соединяется неск. последований. Празднование Преполовения удлиняется в Иерусалимском уставе до среды следующей седмицы (т. о., О. становится «октавой» этого праздника). Вплоть до среды 6-й седмицы (перед Вознесением) поются пасхальные песнопения, сама среда получает название «Отдание Пасхи», в службе этого дня соединяются последования Пасхи, Недели о слепом и предпразднства Вознесения. В совр. практике эти указания игнорируются, служба совершается по уставу одного из будних дней Светлой седмицы, но с нек-рыми особенностями; данный устав сложился в греч. богослужебной практике к XIX в. ( Κωνσταντνος. Τυπικν. Σ. 202-203; Βιολκης. Τυπικν. 1888. Σ. 400-401). Если О. совпадает с воскресным днем, устав службы определяется Марковыми главами , помещенными в месяцеслове после О. На случай совпадения подвижных О. Вознесения и Пятидесятницы с днем полиелейного или бденного святого имеется указание в Марковой главе под 25 мая. Отдание Богоявления 14 янв. совпадает с днем памяти свт. Саввы Сербского, из-за чего его последование переносится на 12 янв., однако в дониконовском издании 1641 г. приводится вариант соединения его последования с О., если храм носит имя этого святого (Устав. М., 1641. Л. 424). В совр. практике РПЦ О. Богоявления может соединяться с полиелейной службой равноап. Нине, а 21 сент.- со службой свт. Димитрию Ростовскому. Уставные указания на этот счет помещены в совр. изданиях Минеи расширенного состава (Минея. Сент. М., 2003. С. 579-595; Минея. Янв. Ч. 1. М., 2002. С. 573-586) и частично отражают рубрики в издании Минеи дополнительной (М., 1909. Л. 19 об.- 31, 83 об.- 89 об.). Номера перечисленных глав и указаний слегка расходятся в отношении стихир на «Господи, воззвах», устава канона и положения кондака и икоса праздника по 3-й или 6-й песни.

http://pravenc.ru/text/попразднство.html

Вопрос о сентябрьской преступке не имеет единого решения среди литургистов. Одним из исходных положений при составлении ряда чтений Четвероевангелия всегда была забота о том, чтобы Священное Писание было прочитано в течение года полностью. Пасха теку­щего года Недели по Пятиде­сятнице и количе­ство седмиц от прошлой Триоди Пасха буду­щего года 33-я 50 седмиц 34-я 51 седмица 35-я 52 седмицы 36-я 53 седмицы 37-я 54 седмицы 38-я 55 седмиц Сентябрь Декабрь Январь Январь Январь Январь Январь 11 апреля Ферваль 12 апреля 12 апреля 13 апреля 14,15 апреля Январь 16 апреля 17 апреля 17, 18 апреля Февраль 18,19 апреля 13, 19, 20апреля Апрель 14, 20, 21 апреля 25 марта-22 апреля 26 марта – 22 апреля 27 марта – 23, 24 апреля 27, 28 марта – 18, 25 апреля Февраль 22, 28 марта – 19 апреля 23, 29, 30 марта – 19 апреля 23, 31 марта 24, 31 марта; 1 апреля 26 марта; 1 апреля 27 марта; 2, 3 апреля 28 марта; 4, 5 апреля; Февраль 29 марта; 5, 6 апреля 29 марта; 6 апреля 31 марта; 6 апреля Октябрь 1 апреля; 7, 8 апреля 2 апреля; 8, 9 апреля 2, 3 апреля; 10 апреля 3 апреля; 11 апреля Февраль 4 апреля; 11, 12 апреля 6 апреля; 12 апреля 7 апреля; 14 апреля 8 апреля 8 апреля 9 апреля Глава 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КРУГА ЕВАНГЕЛЬСКИХ ЧТЕНИЙ НА ЛИТУРГИИ Евангельские зачала, читаемые ежедневно в течение года за Божественной литургией, как указывалось, представляют собой точно очерченный круг. По характеру чтений он разбивается на три цикла: первый содержит в себе зачала Недель (воскресений) и седмиц от Святой Пасхи до Пятидесятницы; второй начинается от первой Недели по Пятидесятнице и продолжается до Великого поста; третий цикл включает в себя евангельские зачала, прочитываемые в Недели и седмицы Великого поста. Зачала в седмичные, или будние, дни представляют последовательные, с некоторыми выпусками, чтения из евангельских повествований от Иоанна, Матфея, Марка и Луки с возвращением в конце круга к чтению из Евангелия от Марка. Зачала воскресных дней образуют свой круг чтений. Так, чтения Светлой седмицы повествуют о событиях, изложенных в первых семи главах Евангелия от Иоанна; за Светлой седмицей следуют чтения Недели о Фоме, а к концу благовествования апостола Иоанна читается глава 20. Зачала следующих Недель и седмиц по Пасхе удерживают эти особенности. Вторая Неделя по Пятидесятнице также нарушает последовательность чтений предшествующей ей седмицы, возвращая нас от главы 7 Евангелия от Матфея, прочитанной накануне в субботу, к главе 4 того же Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В каждый день в начале утрени, литургии и вечерни священник, после начального возгласа, как в день Пасхи, поет: «Христос воскресе», трижды, и затем стихи: «Да воскреснет Бог». Священник сказано в Типиконе, стоит пред святой трапезой с кадильницей, коей, при возгласе, знаменует крестовидно (Тип., послед. Нед. Пасхи, вечера). Обыкновенно, в левой руке священник держит честный крест и свечу 1034 , а в правой кадильницу. Такое начало утрени, литургии и вечерни бывает до Фоминой Недели 1035 , до вечера, т. е. до малой вечерни Фоминой Недели. После утрени, пред отпустом 1-го часа, как в день Пасхи, произносится: «Господи, помилуй», 40 раз. «Слава и ныне», «Честнейшую Херувим», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Молитвами святых Отец наших». Лик: «Аминь». «Христос воскресе», трижды, «Слава и ныне», «Господи, помилуй», трижды, «Благослови» и отпуст. В Типиконе за сим указанием прибавлено: Сим образом поется за З-й, за 6-й час пред литургиею, такожде и пред вечерней за 9-й час, и за повечерие. Такожде и за полунощницу (Тип., послед. дня Пасхи, конец утрени). Таким образом, обыкновенно, в пасхальную седмицу бывает отпуст и после 6-го часа пред литургией, и после 9-го часа пред вечерней. В субботу пасхальной седмицы поются 1-й, З-й и 6-й часы пасхальные, а 9-й час трипсалмный (Тип. послед. Нед. ап. Фомы). В дни пасхальной седмицы, есть особенности: в конце песней канона прибавлены по два тропаря – Богородична, один на «Слава» другой на «И ныне». Пред ними не говорится: «Пресвятая Богородице, спаси нас», а пред ним произносится: «Слава», пред другим: «И ныне». В Богородичных призывается Матерь Божии к прославлению воскресения Христова 1036 . Для службы пятка светлой седмицы находится в Цветной Триоди особое указание, отличающееся от указания, находящегося в Типиконе. В Типиконе назначена для пятка Светлой седмицы служба, подобная той, которая должна для прочих седмичных дней Пасхальной седмицы. В Цветной же Триоди со службой Пасхальной соединяется служба на «Пресвятую Госпожу Владычицу Богородицу Живоносный Источник», и ради этой службы, по указанию Цветной Триоди (но не Типикона) несколько сокращается пасхальная служба, и некоторые пасхальные песнопения заменяются песнопениями службы «Живоносному Источнику».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Из книги «В пост» Песнопения 1-й седмицы Великого поста Господи, спасительное воздержание двоеденствующе вопием Ти: умили сердца нас, рабов Твоих, и приими сущия со страхом молитвы наша, подая нам благотеченное поста поприще, очищение и велию милость. «Господи, второй день пребывая в спасительном воздержании, мы взываем Тебе: пошли умиление в сердца Твоих рабов и прими молитвы наши, приносимые со страхом, даруй нам успешно пройти путем постным, очищение и богатую милость». Из службы вторника первой седмицы Трезвися, бодрствуй, воздохни, прослезися, постом все бремя греха душе отвергни, теплым покаянием отбегни огня, и плачем страстей плачевную ризу раздери, одежду Божественную приемлющи. Из службы вторника первой седмицы Кто огнь угаси? Кто затче уста зверей? Пост, отроки из пещи избавлей, и пророка Даниила от львов снеди: егоже лобызаим и мы братие. «Кто погасил огонь? Кто заградил пасти диких зверей? Пост, который избавил отроков от сгорания в печи, а пророка Даниила – от съедения львами. Облобызаем же и мы, братья, этот пост». Из службы вторника первой седмицы Аще и согреших, Спасе, но вем, яко человеколюбец еси, наказуеши милостивно, и милосердствуеши тепле: слезяща зриши, и притекаеши яко Отец, призывая блудного. «Хотя и согрешил я, но знаю, что Ты человеколюбив, Спаситель: наказываешь милостиво и горячо переживаешь, видишь меня плачущим и бежишь навстречу, как Отец, призывая блудного сына». Из Великого Канона св. Андрея Критского Андрее честный, и отче треблаженнейший, пастырю Критский, не престай моляся о воспевающих тя, да избавимся вси гнева, и скорби, и тления, и прегрешений безмерных, чтущии твою память верно. Тропарь святителю Андрею Критскому, вошедший в Великий Канон О посте Пост отражает искушения, умащает (украшает) подвизающихся в благочестии, ему сопутствуют трезвость и целомудрие. Святитель Василий Великий Бедный пост! Сколько он терпит укоров, наветов, гонений! Но вот все по милости Божией стоит. Да и как иначе-то? Подпорка крепка! Господь постился, Апостолы постились, и притом – не мало, но как говорит о себе Апостол Павел: в пощениих многащи (2 Кор.11, 27); и все святые держали строгий пост, так что если б дано было нам обозревать обители райские, мы не нашли бы там ни одного, кто бы чуждался поста. Так и следует. Нарушением поста потерян рай, – подъятие строгого поста должно стоять в числе средств к возвращению потерянного рая. Мать наша, Святая Церковь, сердобольная, разве мачеха нам? Стала ли бы она налагать на нас такое бремя тяжкое и ненужное? А вот налагает! Верно, нельзя иначе. Покоримся же… Да и все, хотящие спастися, покоряются…Кто же отговаривается от поста, верно, тому не дорого спасение.

http://pravoslavie.ru/1604.html

Во вторник – в честь святого Крестителя и Предтечи Иоанна, который прославляется, после Матери Божией, прежде всех человек ( Мф.11:11 ). В лице св. Пророка и Крестителя Иоанна Церковь прославляет и всех пророков. В среду воспоминается предание Господа на смерть и совершается служба животворящему кресту, на котором Господь потерпел смерть, умер за нас. В четверток воспоминаются святые апостолы, Святитель Николай Чудотворец, а в лице его и все Святители. В пяток воспоминаются страдания Господа и смерть Его на кресте. В субботу воспоминаются преподобные, мученики и все святые, и совершается служба за умерших 785 . Молитвословия и песнопения в честь Матери Божией полагаются в каждый день седмицы (См. в Октоихе – Богородичны каноны на повечерии); но Она, по преимуществу, прославляется в Недели (воскресения), в среду и пяток, когда полагается служба кресту (в Октоихе – каноны на утрени). Матерь Божия стояла при кресте Господа, сострадала Распятому; посему св. Церковь , прославляя страдания, смерть и воскресение Христово, при этом прославляет и Матерь Божию 786 (Служебн., Извест. учит.). Сообразно различным воспоминаниям в дни седмицы служба суббот и воскресных дней отличается от службы других дней седмицы. Служба субботы отличается от службы других дней седмицы тем, что в субботу совершается как бы отдание воскресной службы и того гласа Октоиха, который был пет в оканчивающейся седмице. А) На вечерне на субботу и на утрени в субботу поются Богородичны воскресные настоящего гласа, т. е. того гласа, который был пет в оканчивающейся седмице. Так на вечерне а) после стихир на «Господи, воззвах» (Тип. гл. 12), б) по «Ныне отпущаеши» (Тип. гл. 12 и 52), на утрени по Бог Господь и в) но великом славословии – если в субботу случится святой с полиелеем или с бдением 787 (Тип. гл. 52). Б) На утрени по кафизмах положена малая ектения, подобно тому, как указано в предпразднства, попразднства и отдания праздников (Служебн. утреня). В субботы песнопения Минеи святым в службах поются прежде песнопений Октоиха, тогда как в другие дни седмицы, если в них не случится праздника святому на 6-ть, поются сперва песнопения Октоиха.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Служба в Неделю Святыя Пятидесятницы Издание содержит полные тексты служб праздника Пятидесятницы: малой вечерни, великой вечерни с утреней, первого и девятого часов, песнопений литургии и чина великой вечерни в сам день праздника с последованием коленопреклонения, а также канон Святому Духу, читаемый на малом повечерии того же дня. Текст коленопреклонных молитв для удобства чтения напечатан крупным шрифтом. В приложении находятся уставные указания к совершению праздничной службы, беседы Иоанна Златоустого и Григория Богослова на этот день, русский перевод праздничного синаксаря, сведения по истории богослужения Пятидесятницы и акафист Святой Троице. Ранее в издательстве Сретенского монастыря выходили книги в таком же формате: «Службы Первой и Страстной седмиц Великого поста» в четырех книгах и «Службы Светлой седмицы». Из «Слова на Пятидесятницу» святителя Григория Богослова. …Евреи, на основании закона Моисеева, чтут число семь... Хотя не знаю, по каким законам соотношения или по какой силе числа семь, однако же евреи чтут его; и известно то, что Бог в шесть дней сотворил вещество, образовал и украсил его всякими видами и сочетаниями, и совершил этот видимый ныне мир, а в седьмой день почил от дел, что показывает и наименование субботы, означавшее по-еврейски покой… Даже чествование простиралось не на седмицы только, но и на седмицы седмиц, и как в днях, так и в годах. Седмицы дней производят пятидесятницу, — день у них священное собрание (Лев. 23, 21); седмицы же лет — так называемый ими юбилей, в который бывало и оставление земли и освобождение рабов и возвращение купленных владений прежним владельцам. Ибо народ этот посвящает Богу начатки не только плодов и первородных, но также дней и лет. Так чествование числа семь привело к чествованию пятидесятницы. Ибо число семь, помноженное само на себя, дает пятьдесят, причем недостает одного дня, но он занят нами от будущего века и есть восьмой, вместе же и первый, или, лучше сказать, единый и нескончаемый. Ибо там должно окончиться здешнее субботствование душ, чтобы дана была часть семи и... восьми (Екк. 11, 2), как некоторые раньше нас понимали это Соломоново изречение.

http://pravoslavie.ru/94029.html

Ибо что значит выражение: «Тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь, – и тогда откроется беззаконник»? Признаюсь, я не понимаю этих слов. Не скрою, однако, тех человеческих догадок, какие мне пришлось слышать или читать. Некоторые думают, что в этом случае речь шла о римской власти и что апостол Павел не хотел писать об этом открыто из опасения подвергнуться преследованиям из-за недоброжелательного отношения к этой власти, которую многие считали вечной, так что говоря: «Тайна беззакония уже в действии», он якобы имел в виду Нерона, действия которого казались ему Действиями антихриста. Поэтому иные делали предположения, что Нерон воскреснет и будет антихристом. Другие же полагали, что он и не убит, а, скорее, скрыт, чтобы считали его убитым; и что в то время, как его считают убитым, он скрывается, сохраняя свой возраст, и будет так скрываться до тех пор, пока в свое время не откроется и не восстановится на царство. Но такого рода предположения мне кажутся слишком странными. Что же касается слов апостола: «Только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь», то в них не без основания видят речь о самой римской власти, как если бы было сказано: «Только повелевающий ныне да повелевает, пока не будет взят от среды удерживающий теперь», т. е. пока не выбудет из среды. «И тогда откроется беззаконник». Никто не сомневается, что под этим именем разумеется антихрист. Иные же думают, что и слова апостола «Тайна беззакония уже в действии» относятся не более, как к злым и притворным, которые находятся в Церкви, пока не возрастут до такого числа, что составят для антихриста великий народ; что это и есть «тайна беззакония», так как представляется скрытой. Верующих же апостол-де увещевает пребывать твердо в вере, которую содержат, говоря: «Не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь», т. е. пока не выйдет из среды Церкви тайна беззакония, которая в настоящее время скрыта. Полагают, что к этой самой тайне относится то, что говорит евангелист Иоанн в своем послании: «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время. Они вышли от нас, но не были наши; ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и чрез то открылось, что не все наши» ( 1Uoah. II, 18–19 ). Итак, говорят, как прежде конца в тот час, который Иоанн называет последним, вышли из среды Церкви многие еретики, которых он называет многими антихристами, так и тогда выступят оттуда все, которые будут принадлежать не Христу, а тому последнему антихристу, и тогда явится он сам.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Славословие, которое поется, есть молитвословие торжественное. Уставом положено петь его в праздничные дни в году: 1) В дни Недельные (воскресные). 2) В дни седмичные, если в них случится празднование с бдением, полиелеем, великим славословием, и если эти праздники случатся между Неделею ап. Фомы и сырной седмицей, т. е. не в Великий пост. 3) В дни отдания праздников. 4) С сырной седмицы до Недели ап. Фомы, в следующие седмичные дни: а) в субботы – сырную, пятой седмицы Великого поста, субботу Лазаря и страстную субботу; б) в понедельник, вторник и четверток сырной седмицы, если в них случится праздник Сретения Господня (2-го февраля) и день храма (Тип., храм гл. 27). Но если в понедельник, вторник, четверток сырной седмицы случится празднование святому с бдением, полиелеем (например 30-го янв., 24-го февр.), также – если во вторник и четверток сырной седмицы будет отдание праздника Сретения. то не поется великое славословие. В среду и пяток сырные, в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, δ-й, 6-й и страстной седмицы Великого поста – какое бы празднование ни случилось – великое славословие не поется. И в величайший из праздников, в Пасху и пасхальную седмицу, по Уставу, не полагается пения великого славословия, подобно тому, как тогда не читается псалом: «Помилуй мя, Боже». Когда поется великое славословие, тогда, после пения «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», – как бы для утверждения надежды на милость Господа, поется тропарь праздника однажды. В Неделю (воскресение), хотя бы случился святой с бдением или праздник храма святому, поется тропарь воскресен точию (Тип., гл. 3; храм. 52 глава), равно если случатся в Неделю (воскресение) предпразднство или попразднство, отдание праздника и двунадесятый праздник Богородицы – поется тропарь воскресен (Тип., послед. 8-го сент., аще в Неделю и др.). Но в праздник Господень (напр., 6-го авг.) поется тропарь праздника. В крестопоклонную Неделю (воскресение), по выносе креста, поется тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Сказание I не сообщает, какую именно седмицу следует повторить, указывая только: «возвращайс вспть, и нюдже хощеши, чт пть дней». На практике календари и Богослужебные указания, издаваемые Московской Патриархией, обычно указывают повторять чтения 11-й седмицы (т. е. последней седмицы от Матфея) 32 , а реже – 17-й седмицы 33 . Однако повторение чтений 17-й седмицы нежелательно ввиду того, что эти же чтения указаны и для 32-й седмицы (опять см. Таблицу I) и при повторении будут звучать в течение года 3 или даже 4 раза. Исходя из предписаний Сказания I, практика повторения чтений 11-й (и, при необходимости, 10-й) седмицы допустима. Но если учесть, что чтения 17-й седмицы не являются первичными для комплекторных частей византийского Лекционария, а лишь повторяют чтения 32-й седмицы, то возможна также и практика чтения перед чтениями 17-й седмицы чтений 31-й (и, при необходимости, 30-й) седмицы. Такой подход соблюдает хронологическую целостность евангельского повествования и позволяет опустить некоторые рядовые чтения в январе (о чем см. ниже). Если же Пасха выпадает поздняя и количество седмиц между Пятидесятницей и Неделей по Воздвижении будет меньше 17, то начиная с понедельника после Недели по Воздвижении читаются рядовые чтения от Луки (18-й седмицы), а рядовые чтения от Марка здесь опускаются (на практике самый ранний срок начала чтения Евангелия от Луки – понедельник 15-й седмицы по Пятидесятнице, т. е. происходит преступка на 3 седмицы). Об этом также сообщает Сказание I. Аналогичная ситуация происходит и в конце цикла лукиных зачал: если мы достигаем конца 33-й седмицы чтений и следующий воскресный день еще не является Неделей о мытаре и фарисее, то происходит отступка и повторяется необходимое количество зачал вплоть до Недели о мытаре и фарисее. На практике может оказаться необходимым повторить до 4-х седмиц чтений, т. е. за чтениями 33-й седмицы могут последовать опять чтения 29-й седмицы. Об этом сообщается в 48-й главе типикона, в шестом «зри» на 7 января 34 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

е. после чтений 33-й седмицы, так как чтения 34-й седмицы выпадают уже после Недели о мытаре и фарисее), а перед чтениями 30-й седмицы. Опять, таким образом, сохраняется хронологическая последовательность зачал из Евангелия от Марка. Таблица I. Распределение марковых зачал по седмицам года Седмица по Пятидесятнице Евангельские зачала от Марка, 21–26 от Марка, 27–32 от Марка, 48–53 от Марка, 33–41 от Марка, 42–46 от Марка, 48–53 от Марка, 54–58 от Марка, 59–63 В качестве примера приведем порядок седмичных рядовых чтений для года с ключевой буквой , т. е. с Пасхой 14 апреля (см.: Таблицы 24а и 24б) 36 . С 9 по 13 сентября за литургией читаются чтения 15-й седмицы по Пятидесятнице, после чего 16 сентября ввиду преступки начинаются чтения 18-й седмицы, а чтения 16-й седмицы пропускаются. Переходя теперь к 27-й седмице по Пятидесятнице (которая выпадает на 2–6 декабря), мы видим, что на ней читаются евангельские чтения 29-й седмицы. После этого в течение 28-й седмицы по Пятидесятнице (с 9 по 13 декабря) следует читать пропущенные в сентябре евангельские чтения 16-й седмицы. Затем следует перейти к евангельским чтениям 30-й седмицы (на 29-й седмице по Пятидесятнице, 16–20 декабря) и читать далее последовательно чтения 31-й (23–27 декабря), 32-й (30 декабря – 3 января) и 33-й (6–10 января) седмиц. Далее, если в следующем году Пасха выпадает 29 или 30 марта (см.: Таблица 24а), следует повторить чтения 33-й седмицы (с 13 по 16 января), т. к. неделя о мытаре и фарисее выпадает на 19 января; если же следующая Пасха выпадает 5 или 6 апреля (см.: таблица 24б), следует повторить чтения 32-й и 33-й седмиц, т. к. неделя о мытаре и фарисее выпадает на 26 января. В обоих случаях из-за перестановки чтений 16-й седмицы перед чтениями 30-й седмицы все указанные Лекционарием чтения Евангелия от Марка будут прочитаны и будет сохранена последовательность евангельского повествования. 5.2. Порядок субботних и воскресных чтений Евангелия Перейдем теперь к правилам, описывающим выбор субботних и воскресных зачал.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010