Если престольный праздник будет в понедельник 1-й седмицы Великого поста, он переносится на Сырное воскресенье; если в следующие 4 дня этой седмицы – на субботу 1-й седмицы Четыредесятницы; если в понедельник, вторник, среду и четверг Страстной седмицы – на Неделю ваий; если в пятницу и субботу этой седмицы или в 1-й день Святой Пасхи – на понедельник или вторник Светлой седмицы (храмовые главы 30–32, 45–47 Устава). Если храмовый праздник случится в среду или пятницу Сырной седмицы, то совершается служба праздника, и лишь в конце вечерни, утрени и каждого часа бывает по три великих поклона (храмовая глава 28 Устава). Согласно предписанию Устава, «того же дне», когда случится храмовый праздник, на вседневной вечерне «бывает отдание праздника за почесть храма», то есть ради чести, ради славы храма, так как праздники однодневные отдания не имеют. Порядок этой вечерни излагается в 1-й храмовой главе Устава. Таким образом, празднование престольного праздника, по Уставу, ограничивается одним днем. В храмовый праздник бывает обычно крестный ход. Глава 4. КРАТКИЕ ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЯ СЛУЖБ СЕДМИЧНОГО И ГОДИЧНОГО КРУГОВ Богослужение субботнее. Субботнее богослужение святому малому, полиелейному и со всенощным бдением имеет общую особенность – служба по Минее святому преимуществует перед службой по Октоиху; Богородичны после тропарей воскресные недельного гласа, а на литургии изобразительные антифоны. Отличительные особенности чинопоследования субботних служб в основном следующие. На вечерне в субботу стихиры на «Господи, воззвах» поются только святому из Минеи, а из Октоиха оставляются. Богородичен этих стихир поется воскресный: догматик великой вечерни недельного гласа, то есть гласа, который пели во всю седмицу, или первый Богородичен этого гласа. Стихиры стиховны из Октоиха: одна, первая, – стиховная, и две, вторая и третья, – мученичных, положенных на «Господи, воззвах». По «Отче наш» на «Слава» – тропарь святому, на «И ныне» – Богородичен воскресный недельного гласа, а не на глас тропаря святому.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Среда светлая: Исцеление Апостолами хромого ( Деян 3:1–8 ) 10 Неделя 2-ая: Фомино неверие ( Ин. 20:19–31 ) Среда 2-ой седмицы: Брак в Кане ( Ин. 2:1–11 ) 11 Неделя 3-я: Мироносицы ( Мк. 15 – Мк. 16:8 ) Среда 3-ей седмицы: Исцеление прокаженного ( Мф. 8:2–3 ) 12 Неделя 4-ая: О 10-ти драхмах ( Лк. 15:8 ) 13 и о расслабленном ( Ин. 5: 1–15 ) Среда 4-ой седмицы: Преполовение Пятидесятницы ( Ин. 7:14–30 ) Неделя 5-ая: Самаряныня ( Ин. 4:5–42 ) · Среда 5-ой седмицы: Исцеление Гадаринского бесноватого ( Мф. 8:28–34 ) 14 Неделя 6-ая: Исцеление слепорожденного ( Ин. 9:1–7 ) · Среда 6-ой седмицы: Исцеление кровоточивой ( Мф. 9:20–22 ) 15 Четверток 6-ой седмицы: Вознесение Господне Неделя 7-ая: Отцы Никейского Собора Среда 7-ой седмицы: Умножение хлебов ( Ин 6:5–14 ) 16 Неделя 8-ая: Пятидесятница В этом цикле главными темами являются две: первая – Божественная природа Спасителя, проявляющаяся в великих евангельских событиях и запечатленная Никейским " omoousioV " 17 ; вторая – духовное возрождение, тема по преимуществу пасхальная 18 . В нашем кондаке доминирует первая тема, вторая же слегка напоминает о себе в предпоследнем икосе, где чудо в Кане проецируется на чудо Евхаристического преложения Даров, а брак – на общение с Женихом-Христом. В общем, содержание кондака больше относится к области гомилетики, нежели гимнографии: с известной долей прозаизма преподобный Роман последовательно разбирает все возможные вопросы, возникающие при чтении евангельского отрывка о чуде в Кане. Исследователи не находят каких-либо заимствований в изложении темы из гомилетического наследия других Святых Отцов (что имеет место во многих кондаках), впрочем как и какого-либо новаторства преподобного Романа. Первые 3 икоса посвящаются общему вопросу о браке в Христианстве (правда, из аргументации полностью выпало установление брака в Раю): такое пространное оправдание брака песнописцем восходит к спорам с отрицающими брак еретиками (гностиками). Далее Сладкопевец останавливается на столь же апологетических вопросах:

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

«Посмотри, Феодора, от каких мук избавил тебя Господь молитвами угодника Своего Василия!» Наконец Ангелы привели меня в обитель преподобного Василия и здесь оставили меня, сказав мне: «Ныне преподобный Василий творит по тебе память». И я поняла, что через сорок дней по моем исходе из тела достигла я этой обители покоя». Все это рассказала Григорию в сновидении преподобная Феодора и показала ему красоту обители и духовные богатства, собранные великими трудами преподобного Василия . Особые дни в годичном круге, предназначенные Православной Церковью для общего поминовения умерших (всех братий о Христе, в вере и уповании скончавшихся) Святая Православная Церковь в мудром попечении о душевном спасении своих верных чад издревле предназначила особые дни в году, в которые возносится за усопших церковная молитва, способствующая облегчению их загробной участи. Таких дней восемь в году: 1) суббота седмицы Мясопустной; 2) суббота 2-й седмицы Великого поста; 3) суббота 3-й седмицы Великого поста; 4) суббота 4-й седмицы Великого поста; 5) вторник 2-й седмицы по Пасхе; 6) суббота 7-й седмицы по Пасхе; 7) 29 августа, в день Усекновения главы святого Иоанна Предтечи; 8) суббота перед 26 октября, днем памяти святителя Димитрия Солунского. В субботу седмицы Мясопустной Церковь особенно молится о тех умерших, которые были похищены внезапной смертью на чужой стороне, в море, непроходимых горах, на утесах, в пропастях, от мора и голода, на войне, в пожарах, от стужи, также и бедных и немощных и вообще о всех тех, которые не получили почему-либо христианского отпевания и погребения. Святые отцы (говорится в синаксаре субботы Мясопустной) установили совершать ныне общее поминовение, показывая этим, что предстательство и молитвы Церкви об умерших приносят душам великую пользу. Поэтому заупокойное богослужение мясопустной субботы не только содержит в себе погребальное песнопение над теми усопшими, которые по разным причинам не получили христианского погребения, но и является молитвенным ходатайством пред Господом о всех вообще от Адама до сего дня, скончавшихся в вере и благочестии. Причина же поминовения вообще всех усопших, а особенно умерших внезапно, т. е. не успевших перед смертью покаяться, заключается в том, что на следующий день воспоминается Второе Пришествие Христово: это воспоминание, по мысли Церкви, выраженное в песнопениях, есть как бы действительное наступление Страшного Суда Христова. Отсюда благовременно и прилично поминовение о душах, исшедших из этой жизни, для умилостивления имеющего прийти нелицеприятного Судии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

97 В первые четыре дня 1-й седмицы Великого поста сначала читается пс. 69-й: «Боже, в помощь мою вонми...» и после него – канон св. Андрея Критского . Он разделяется на четыре части и читается в понедельник вечером, вторник, среду и четверг. Сразу по окончании канона читается псалом 4-й: «Внегда призвати...» (без слов «Приидите, поклонимся...») и прочие псалмы. В другое время псалом 69 читается в начале 3-й части великого повечерия (см. Типикон, начало Великого поста). Примечание: Если служит священник, то он на чтение канона выходит боковыми дверьми, и великий канон читается при закрытой завесе, а если епископ, то он выходит и заходит царскими вратами. 99 1. На повечерии в пятницу вечером 1-й седмицы по Трисвятом поется тропарь св. великомученика Феодора Тирона: «Велия веры исправления...», «Слава, и ныне» – «Вся паче смысла...». . На повечерии в пятницу 2-й, 3-й и 4-й седмиц – тропари: «Апостоли, мученицы и пророцы...», «Слава» – «Помяни, Господи...», «И ныне» – «Мати святая...» (см. Типикон, в пяток 2-й седмицы вечера). 3. На 5-й седмице в субботу служба особая с акафистом Божией Матери. Начало всенощного бдения с малого повечерия. 4. В пятницу 6-й седмицы вечером на великом повечерии тропарь праздника: «Общее воскресение...». 5. На великом повечерии накануне Благовещения – тропарь праздника. 6. Накануне Обретения главы Предтечи – 24 февраля, 40 мучеников – 9 марта, храмового святого – на повечерии читается тропарь праздника, «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря. Но если память этим святым случится в первую седмицу Великого поста, то в этот день им не бывает ни полиелея, ни литургии Преждеосвященных Даров (конечно, кроме среды и пятницы). Служба им переносится или на сырное воскресенье, или на субботу первой седмицы – Феодора Тирона (см. Типикон, последование 24 февраля). 100 На великом повечерии накануне Благовещения и храмового праздника вместо этих тропарей – кондак праздника. 101 Начиная с понедельника 2-й седмицы Великого поста, в седмичные дни, кроме пятница вечером, на великом повечерии к канону Богородицы из Октоиха присоединяются каноны святых из Минеи, память которых празднуется в период от Лазаревой субботы до Фоминой Недели (16 дней) (см. В. Розанов . Богослужебный Устав, ч. II, гл. 31 и Типикон, служба в понедельник 2-й недели поста).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

3.  Торжественное заседание  в Храме Христа Спасителя, посвященное 150-летию отмены крепостного права в России. 4. Заседание Попечительского совета Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, прошедшее в подмосковной резиденции Президента Российской Федерации. 6.  Неделя сыропустная, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье).  Литургия в храме в честь свт. Николая Чудотворца в Покровском. 7. Понедельник первой седмицы Великого поста. Предстоятель молился за уставным богослужением в Троицком соборе Свято-Данилова ставропигиального монастыря. 8. Вторник первой седмицы Великого поста. Святейший Владыка молился за уставным богослужением в Воскресенском соборе Покровского ставропигиального женского монастыря. 9. Среда первой седмицы Великого поста. Литургия Преждеосвященных Даров в Троице-Сергиевой лавре. 10. Четверг первой седмицы Великого поста. Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным богослужением  в Богородице-Рождественском ставропигиальном монастыре. 11.  Пятница первой седмицы Великого поста. Литургия Преждеосвященных Даров в храме св. блгв. царевича Димитрия при 1-й Градской больнице в Москве. 12.  Суббота первой седмицы Великого поста день памяти великомученика Феодора Тирона и день памяти первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи. Великое освящение храма Успения Божией Матери в Печатниках и Литургия в новоосвященном храме. 13. Неделя первая Великого поста. Литургия свт. Василия Великого и чин Торжества Православия в Храме Христа Спасителя. 14. Понедельник второй седмицы Великого поста, день 35-летия архиерейской хиротонии Патриарха. Литургия Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя. 16. Первое заседание рабочей группы по подготовке к празднованию 700-летия со дня рождения прп. Сергия Радонежского в Храме Христа Спасителя. 17.  День памяти св. блгв. кн. Даниила Московского.  Литургия Преждеосвященных Даров в Свято-Даниловом монастыре г. Москвы. 20. Неделя вторая Великого поста, день памяти святителя Григория Паламы. Литургия  в храме Живоначальной Троицы в Орехово-Борисово.

http://patriarchia.ru/db/text/1394799.ht...

Порядок чтения кафисм в 1-ю, 2-ю, 3-ю, 4-ю и 6-ю седмицы Великого поста утреня 1-й час 3-й час 6-й час 9-й час вечерня суббота воскресенье понедельник вторник 10, 11, 12 19, 20, 1 четверг пятница 13, 14, 15 суббота Из приведенного графика возможно только одно исключение: накануне праздника Благовещения Пресвятой Богородицы и в сам день праздника кафисма на вечерне отменяется. На 5-й седмице Великого поста действует расписание, отличное от остальных седмиц. Причина этого в том, что в четверг 5-й седмицы на утрене читается канон преподобного Андрея Критского , вследствие чего в этот день на утрене полагается только одна кафисма (8-я), а на 1-м часе вовсе нет кафисмы. Компенсация пропущенных в четверг кафисм осуществляется за счет чтения на вечерне каждого дня рядовой кафисмы (а не 18-й, как на остальных седмицах). В остальном же чтение кафисм происходит так же, как и в другие седмицы Святой Четыредесятницы: Псалтирь прочитывается два раза в течение седмицы, на утрене читаются три кафисмы и по одной кафисме на часах. Список чтения кафисм также идет в строгом порядке в соответствии с их номерами, разве что во вторник на часах пропускается 17-я кафисма и меняется порядок чтения кафисм в пятницу и субботу: на утрене в субботу читаются кафисмы 16-я и 17-я, тогда как на часах в пятницу – 19-я и 20-я. Как и в другие периоды, отменяется кафисма в воскресенье вечером накануне понедельника, однако если в понедельник случится великий, бденный или полиелейный праздник, то поется 1-й антифон 1-й кафисмы «Блажен муж…». Весь порядок чтения кафисм в течение 5-й седмицы Великого поста можно представить в следующей таблице. Порядок чтения кафисм в 5-ю седмицу Великого поста утреня 1-й час 3-й час 6-й час 9-й час вечерня суббота воскресенье понедельник вторник 11, 12, 13 20, 1, 2 четверг пятница 13, 14, 15 суббота Если на 5-й седмице случится праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, то накануне и в сам день праздника кафисма на вечерне отменяется. Если же этот праздник случится в среду или четверг 5-й седмицы, тогда Великий канон переносится на вторник и назначается особое расписание кафисм для всей седмицы, которое приводится в отдельном параграфе 17-й главы Типикона.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Ни апостолы, ни, в частности, апостол Павел, ни пророк Илия не могут быть признаны держащими уже потому, что держащий в словах апостола Павла представляется присутствующим и действующим до пришествия антихриста. Даже и Ангела, хотя бы и самого высшего, трудно признать держащим, ибо Ангелам вообще принадлежит в Царсте Божием служебное действование, а не первенствующее и руководительное. Если держащий есть Иисус Христос, то под удерживающим весьма прилично разуметь Духа Святаго. На греческом языке слово дух – πνεμα, среднего рода. Поэтому и удерживающее – τ κατχον поставлено в среднем роде. Как Иисус Христос, так и Дух Святый пребывает с верующими ( Ин. 14, 17 ). Дух Святый в Царсте Божием есть освятитель, раздаятель даров благодати, источник добра и святости, совершитель спасения. Против нашего объяснения могут возразить: мог ли апостол Павел сказать об Иисусе Христе, что Он будет от среды? Мы полагаем, что мог сказать. Прежде всего, выражение от среды будет не значит непременно насильственное удаление кого-либо, например, убиение. Апостол не сказал: будет удален, или изгнан от среды. Слова от среды будет выражают понятие удаление мягче. Они будут означать и добровольное удаление лица из среды, которая для него стала неподходящей, не соответствующей его характеру. Будет от среды, это значит – сам выйдет, отойдет от среды. Но возможно ли, чтобы Иисус Христос Сам добровольно отошел от среды? Да, это невозможно, если под средой разуметь Церковь ; ибо в Церкви Иисус Христос обещал пребывать до скончания века. Но это вполне возможно, если под средой разуметь поприще мира. Замечательно, что в Откровении Иоанна земля и море представляются местом, куда сошел диавол, где он стал свирепствовать против церкви и против людей, сохраняющих заповеди Божии и имеющих свидетельство Иисуса Христа. Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени (12, 12). Замечательно еще и то, что на этой земле и на этом море, на которые простерлось яростное действование диавола, уже не осталось места для Церкви; она вынуждена была бежать отсюда, от яростных преследований диавола, в пустыню, в особое уединенное место, которое названо ее местом.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

– воскресное евангелие недели 12-той ( Мф.19:16–26 ), о богатом юноше, и недели 30-той ( Лк.18:18–27 ). Дабы избежать этих повторений и расширить содержание воскресных евангельских чтений на литургии, желательно: – воскресное евангельское чтение недели 5-той ( Мф.8:28–9:1 ), об исцелении бесноватых, в субботнее евангельское чтение седмицы третьей по Пятидесятнице ( Мф.7:24–8:1 ), об исполнении воли Отца Небесного, переставить одно на место другого, причем это новое евангельское чтение недели 5-той начинать не со стиха 24-го главы 7 от Матфея, как указано для субботы седмицы третьей, а со стиха 21 и заканчивать 29 стихом; апостольское чтение этой субботы ( Рим.3:28–4:3 ) оставить на своем месте, апостольские же чтения недели 5-той ( Рим.10:1–10 ) и понедельника седмицы 5-той ( Рим.12:4–5, 15–21 ) переставить одно на место другого; – воскресное евангельское чтение недели 10-той, об исцелении бесноватого отрока ( Мф.17:14–23 ), и евангельское чтение среды седмицы 9-той ( Мф.20,1–16 , о работниках в винограднике, переставить одно на место другого, соответственно переставив и апостольские чтения этих дней; – воскресное евангелие недели 30-той ( Лк.18:18–27 ), повторяющее евангелие недели 12-той, и евангельское чтение четверга седмицы 22-й ( Лк.9:49–56 ) переставить одно на место другого. Для лучшего соответствия евангельских чтений на литургии по воскресным дням Святого Великого Поста желательно заменить евангельский текст первого, второго и четвертого воскресений Великого Поста, а именно: – вместо зачала 5-того от Иоанна (1:43–56), о призвании Филиппа и Нафанаила, читать в воскресенье первое Великого Поста зачало 75 от Матфея (18:10–20), о власти, данной Господом Своей Церкви, зачало же 5 от Иоанна оставить для дня памяти апостола Филиппа 14 ноября, а также читать его и в день памяти апостола Нафанаила 25 августа; – евангельское чтение недели второй Великого Поста ( Мк.2:1–12 ), повторяющее содержание евангелия недели 6-той, объединить с зачалом 9-тым евангелия от Марка (2:18–22), читаемым в пятницу седмицы 12, а вместо него в воскресенье второе Великого Поста читать зачало 10-тое от Иоанна (3:16–21): «Тако возлюби Бог мир...»;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Праздник бывает в дни Великого поста или Светлой седмицы, в промежутке от четверга 3-й седмицы Великого поста до среды Светлой седмицы (включительно). Предпразднство и попразднство праздника 19 Если Благовещение приходится на Лазареву субботу, то не имеет попразднства. А если Благовещение бывает в Неделю ваий или в Страстную или Светлую седмицы, то не имеет ни предпразднства, ни попразднства, а празднуется один день. Всенощное бдение Всенощное бдение иногда начинается великим повечерием (как в праздник Р. X.), иногда великой вечерней, а иногда – сразу утреней: Великим повечерием всенощное бдение праздника начинается тогда, когда в канун его (т.е. 24 марта) была совершена днем вечерня (со входом и паремиями) особо или в соединении с литургией Преждеосвященных Даров (если праздник случается во вторник, среду, четверг, пятницу и субботу св. Четыредесятницы и во вторник, среду и четверг Страстной седмицы). Великой вечерней всенощное бдение начинается, если Благовещение случится в Недели (воскресенья) и в понедельники Великого поста и во все дни Светлой седмицы. Утреней начинается всенощное бдение, если Благовещение случится в Великий Пяток (вечерня была накануне, в четверг перед литургией св. Василия Великого ) и в Великую Субботу (вечерня совершалась особо накануне, в пятницу). На благословении хлебов, на «Бог Господь...» и в конце утрени поется тропарь праздника (гл. 4-й): «Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление; Сын Божий сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». (Кондак: «Взбранной Воеводе победительная...».) На утрени: полиелей и величание: «Архангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!» (Евангелие (Лк., зач. 4).) Канон праздника по обычаю читается двумя чтецами (до 9-й песни) 20 : один читает тропари Ангела, другой Богородицы. Тропари 9-й песни читаются одним чтецом с припевом, который поет хор. По 8-й песни канона «Честнейшую...», как правило, не поется, а поется припев и ирмос 9-й песни или одного праздника благовещения (до Недели ваий), или вместе с припевом и ирмосом Триоди (начиная с Недели ваий и в Пасхальную седмицу).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Итак, в одних и тех же богослужениях бывают молитвословия, священнодействия трех кругов; во-первых, из круга дневного – молитвословия неизменяемые, во-вторых, из круга седмичного – молитвословия изменяемые с каждым днем седмицы, и из круга годового – молитвословия изменяемые с каждым днем года, и притом одни молитвословия – для неподвижных дней богослужения, другие – для подвижных. В каждом круге, сообразно с воспоминаемыми событиями и соответственно времени, в которое совершается богослужение, Церковь назначила песнопения радостные, торжественные и молитвословия о наших грехах и об умерших. Глава первая. О вседневных службах Воспоминания и молитвословия в каждом круге божественных служб следуют в известном порядке и в последовательности одни за другими, и потому каждый круг, по воспоминаемым событиям и молитвословиям, есть как бы отдельный от другого, подобно тому, как в нашем представлении отделяется часть дня от дня седмицы, от дня года 270 . Но как часы дня принадлежат дням седмицы и дням года, равно и каждый день года есть вместе который-либо день седмицы и состоит из часов, то службы кругов дневного, седмичного и годового имеют между собою взаимную связь. По причине этой связи, службы круга дневного, т. е. службы вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, часов, литургии не всегда одинаково совершаются в разные дни седмицы и в разные дни года, но они, приноровительно к воспоминаниям кругов седмичного и годичного, видоизменяются. Каждого рода служба имеет свои виды. Так, вечерня бывает: малая, вседневная, великая; повечерие бывает: малое и великое; полунощница бывает: вседневная, субботняя, воскресная; утреня бывает: непраздничная, со славословием, с полиелеем, пасхальная; часы бывают: обычные (не великопостные), великопостные, царские, пасхальные; литургия бывает (полная): св. Иоанна Златоустог о, св. Василия Великого и Преждеосвященных даров. Каждый вид службы (например – малая вечерня) отличается молитвословиями, песнопениями, священнодействиями от другого вида той же службы (например – вечерня малая от вседневной и великой).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010