Пост среды и пятка столько же важен в Православной Церкви, как и другие ее посты. Она строго предписывает нам соблюдать этот пост и осуждает произвольно нарушающих его. По 69 Апостольскому правилу, «аще который епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен». В сем Апостольском правиле пост среды и пятка хотя сравнивается с постом Четыредесятницы, но он строг менее великого поста. В продолжение последнего, кроме некоторых дней, предписано сухоядение, но пост в среду и пяток хотя так же, как в Четыредесятницу, положено хранить до вечера и вкушать единожды, но питаться не сухоядением, а сварением с елеем и проч., а в некоторые среды и пятки разрешается и на рыбу 193 . Так хранили пост в эти дни и первые христиане 194 . Сплошные седмицы Священные постановления о пощении в среду и пятницу Церковь простирает не на все среды и пятки в продолжение года. Предохраняя православных христиан от участия в заблуждениях некоторых древних лжеучителей или из благоговения к великим праздникам, она иногда разрешает пост в среды и пятки, и сии седмицы, в которые мы во все дни ее сплошь облегчаемся от поста, называются обыкновенно сплошными 195 . Таковых седмиц шесть в году. Во-первых, пост среды и пятницы разрешается в первую приготовительную ко св. Четыредесятнице седмицу, которая начинается неделею мытаря и фарисея. Разрешение поста в эту седмицу, конечно, произошло от постепенного между верующими водворения воздержания, которое, после сплошной седмицы, составляющей начало Триоди и приготовления к великому посту, в следующую, так называемую, пеструю, начинается двумя постными днями, а в третию – мясопустную или сырную еще строже увеличивается. Разрешая пост при начале приготовления нас к посту, Церковь обличает и гордого фарисея, который напрасно хвалился двукратным своим постом в седмицу, и согласно с сим обличением поступает вопреки его лицемерному и гордому посту. Смиренный мытарь и одним сокрушением своим во грехах оправдан Богом паче фарисея.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Однодневные посты 1. Среда и пятница в течение всего года, за исключением сплошных седмиц и Святок от 25 декабря/7 января до 5/18 января 2. Крещенский сочельник 5/18 января 3. День Усекновения главы Предтечи и крестителя Иоанна 29 августа/11 сентября 4. День Воздвижения Креста Господня 14/27 сентября Сплошные седмицы 1. Мытаря и фарисея 2. Сырная (масленица) 3. Пасхальная 4. Троицкая 5. Святки от 25 декабря/7 января до 5/18 января Дни, в которые воспрещается совершение таинства брака 1. Накануне среды и пятницы в течение всего года 2. Накануне воскресных, двунадесятых, храмовых и великих праздников 3. В продолжение всех постов: Великого, Петрова, Успенского и Рождественского 4. От Рождества до Богоявления: от 25 декабря/7 января до 7/20 января 5. В течение сырной седмицы (масленицы) 6. В течение Пасхальной седмицы 7. В дни (и накануне) Усекновения главы Предтечи и крестителя Иоанна 29 августа/11 сентября и Воздвижения Креста Господня 14/27 сентября Дни особого поминовения усопших 1. Суббота мясопустная 2. Суббота 2–й седмицы Великого поста 3. Суббота 3–й седмицы Великого поста 4. Суббота 4–й седмицы Великого поста 5. Радоница — вторник Светлой седмицы 6. Суббота Троицкая — накануне Пятидесятницы 7. Суббота Димитриевская 18/31 октября Х. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ХРИСТИАНСКИХ ИСПОВЕДАНИЙ Апостольские Церкви Восточно–кафолическая (Православная) Состоит из 14 автокефальных Церквей и 3 автономных (Финской, Японской и Синайской). «Первой среди равных» считается Константинопольская (Вселенский Патриархат). Общеправославные вопросы должны рассматриваться на Вселенских Соборах. Но, поскольку эти Соборы не созывались уже многие века, проблемы ставятся на Всеправославных Совещаниях. Численность православных ок. 121.000.000 чел. Римско–католическая Имеет единого для всех католиков первосвятителя (Римского папу), которому подчиняются патриархи и епископы. После VII Вселенского Собора, в котором участвовали западные и восточные христиане, католики продолжали созывать Всеобщие Соборы. Численность католиков–около 705.028.000 человек

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

дидактических Слов на время с Недели о мытаре и фарисее до 5-й недели поста включительно. Шесть редакций З., к-рые выделял Орлов, отражают, по мнению ученого, процесс постепенного складывания сборника в XIV-XVII вв. Т. В. Черторицкая высказала мысль, что З. формировался в кон. XV - нач. XVI в. на основе триодного четьего сборника (примером такого сборника может служить ркп. РГБ. Троиц. 9) за счет увеличения числа дидактических сочинений, приуроченных к будним дням триодного круга, постепенного вытеснения ими торжественных гомилий, расширения календаря сборника до конца литургического года ( Черторицкая Т. В. Торжественник - памятник рус. лит-ры XIV-XVI вв.: Лит. история сб.: АКД. М., 1979. С. 22-23). В основе общего прототипа З. и триодных Торжественников, как доказала Черторицкая, лежит группа переводных визант. эпидейктических гомилий, дополненная оригинальными слав. сочинениями - Словами свт. Климента Охридского, свт. Серапиона Владимирского, др. слав. авторов. Текстология Книга, глаголемая Златоуст. Почаев; Клинцы, после 1796. Л. 1 (РГБ) Книга, глаголемая Златоуст. Почаев; Клинцы, после 1796. Л. 1 (РГБ) Основной состав статей каждой из разновидностей З. достаточно устойчив, большинство Слов на великопостные и приготовительные к Великому посту дни одинаково в З. всех разновидностей. Однако почти в каждом списке памятника можно встретить отклонения от общего типа, выражающиеся чаще в добавлении новых текстов, реже - в пропуске статей. Самыми малочисленными являются списки З. постного. Обычно сборники этого вида содержат ок. 65 Слов: на Неделю о мытаре и фарисее, на Неделю о блудном сыне, на субботу и воскресенье мясопустной седмицы, на среду, пятницу, субботу и воскресенье сыропустной седмицы, на все дни Великого поста, причем в некоторые дни (в четверг 1-й седмицы, во вторник 2-й седмицы, в понедельник и вторник 3-й седмицы, в четверг и субботу 4-й седмицы, во вторник 5-й седмицы, в четверг 6-й седмицы) читается по 2 Слова (см., напр.: БАН. 16.18.5; ГИМ. Увар. 43/317 и 595/313; РНБ.

http://pravenc.ru/text/199907.html

143 Чин молебна находится в Типиконе и Постной Триоди, в последовании пятка 1-й седмицы, а также в Богослужебных указаниях на 1951 г. Молитва на благословение колива находится в Служебнике, в чине освящения колива в праздники, а также в книге: «Служба на каждый день первыя седмицы святыя Четыредесятницы». Примечания: 1. Если в понедельник 1-й седмицы случится праздник Сретения Господня, то служба ему совершается в Неделю сыропустную (Прощеное воскресенье). 2. Если Обретение главы Иоанна Крестителя или храмовой праздник случится в период от вторника до пятницы (включительно) 1-й седмицы, то служба Предтече совершается или в Прощеное воскресенье, или в субботу 1-й седмицы поста, а служба храмового праздника совершается в субботу 1-й седмицы. 3. В Великом посту во многих приходах центральных и юго-западных областей нашей страны совершается трогательный церковно-богослужебный обряд, называемый Пассией («Страданием»), Этот обряд был введен при Киевском митрополите Петре Могиле (XVII в.). Он совершается на повечерии (в пятницу) или на вечерни (в воскресенье, как, например, в Москве и в Троице-Сергиевой Лавре) в 1-ю, 2-ю, 3-ю, 4-ю седмицы или Недели Великого поста и состоит из чтения Евангелия и пения некоторых песнопений Страстной седмицы («Тебе одеющагося...», «Приидите, ублажим...»), касающихся воспоминания страстей (страданий) Христовых, откуда произошло и само название обряда. О Пассиях Церковный Устав ничего не говорит. Сам чин и обряд Пассии помещен был впервые в конце Цветной Триоди, изданной в 1702 г. при Киево-Печерском архимандрите Иоасафе Кроновском; в конце описания чина сказано: «Сия вся воспоминаются по совету, а не по повелению, яже вся под разсуждение Церкви Святыя Православныя подаются». 144 «Чин молебна в Неделю Православия» в сокращенном виде, как он совершается в настоящее время, напечатан в Богослужебных указаниях на 1949 г. (Изд. Московской Патриархии, с. 45–47). Примечание: Во все пятницы (вечером) св. Четыредесятницы на повечериях, а также во все субботы и воскресенья на утреннем и вечернем богослужении великих поклонов не бывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Традиция ежедневного совершения церковных служб восходит к апостольским временам «И каждый день единодушно пребывали в храме и преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» ( Деян.2:46 ). По примеру христиан апостольских времен Православная Церковь освящает все дни седмицы совершением церковных служб. В их содержании отражено желание святой Церкви придать богослужению не только молитвенно созерцательный, но и дидактический поучительный характер. Окончательно эта задача была решена преп. Иоанном Дамаскиным , который в основу богослужений седмичного круга, совершаемых по книге Октоих, положил свое догматическое сочинение «Точное изложение православной веры». Таким образом недельный или седмичный круг теснейшим образом связан с системой осмогласия, регулирующей последование богослужебных текстов и соответствующих им напевов, распределенных на восемь групп (гласов) 7 . В течение одной седмицы с Воскресенья (Недели) по субботу господствует один из восьми гласов. А полный круг из восьми гласов, совершаемый в течение восьми недель, называется осмогласный столп. В течение года проходит шесть осмогласных столпов. Содержание и порядок богослужений каждого из дней седмицы определяется содержанием и структурой упомянутого сочинения преп. Иоанна Дамаскина , включающего в себя догматы вероучения и историю «домостроительства нашего спасения» [ 4 54], т.е. историю христианской церкви Ветхого и Нового Завета. Каждая из служб седмичного цикла наряду с неизменяемыми, содержит и изменяемые песнопения и чтения, относящиеся к какому-либо из дней седмицы. Началом седмичного круга является день Воскресения Христова . Славянское название этого дня – Неделя (отдых, покой) соответствует названию ветхозаветной субботы (древнеевр. – шаббата), однако его предназначение совершенно иное. Воскресное (недельное) богослужение – самое важное по свое значимости из всех дней седмицы. Его называют «малой Пасхой», так как в каждый первый день седмицы мы вспоминаем события, связанные со светлым Христовым Воскресением. Уставные особенности этого дня отличают Воскресение не только от прочих дней седмицы, но и от многих больших праздников особой торжественностью и протяженностью богослужения. Наряду с пением особых воскресных песнопений, утренних тропарей, «Ангельский собор», повествующих о приходе ко гробу Господа жен мироносиц песни «Воскресение Христово видевше» евангельской стихиры, где излагаются события, относящиеся к читаемому на утрене евангельскому отрывку, увеличивается общее количество стихир на «Господи воззвах», на стиховне, на хвалитех. При совмещении воскресного дня с празднованием памяти какого-либо святого или Пресвятой Богородицы, воскресные песнопения преобладают. Празднование Воскресения отменяется лишь при совпадении первого дня седмицы с Господскими двунадесятыми праздниками Рождества Христова, Богоявления, Входа Господня в Иерусалим, Святой Троицы, Преображения, Воздвижения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

12. Понедельник 2-й седмицы. Прп. Феофана исп., Сигрианского. Свт. Григория Двоеслова, папы Римского. Прп. Симеона Нового Богослова. Прп. Феоктиста Сербского. Сщмч. Сергия Скворцова пресвитера . Вечерня . Подробное изложение порядка богослужения в Неделю вечера см. 4 марта. Кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: 4 стихиры покаянные Октоиха, глас 1-й (две – из стихир на стиховне вечера, две другие – из стиховных утрени), Триоди, глас 4-й и глас 6-й – 3, и прп. Феофана исп., Сигрианского (с 12 марта), глас 8-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Радуйся, Света Божественнаго носило...». Вход с кадилом. «Свете Тихий». Поется великий прокимен, глас 8-й: «Дал еси достояние...», со стихами (по обычаю). На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Небесная поют Тя...». Молитва прп. Ефрема Сирина читается с тремя великими поклонами (без малых). Окончание вечерни великопостное (см. 4 марта). На малом повечерии в Неделю 1-ю Великого поста, накануне понедельника 2-й седмицы, поется канон (без ирмосов) святых пророков, глас 5-й, со стихирами, глас 1-й (см. в Триоди Постной) . Примечание. Канон Богородицы (Октоиха) не поется, так как накануне совершалось всенощное бдение. Полунощница, утреня, часы с изобразительными и вечерней. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 5 марта. На утрене – кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. На 1-м часе – кафизмы нет; на 3-м часе – кафизма 7-я; на 6-м часе – кафизма 8-я; на 9-м часе – кафизма 9-я. На вечерне – кафизма 18-я. О чтении Евангелия на часах Великим постом Устав придает особое значение прочтению на часах в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы всех четырех Евангелий. В этом сказывается глубокое отличие Страстной седмицы от других седмиц Великого поста, когда по Уставу в будние дни не полагается Евангельских чтений . Однако ввиду того, что положенное по Уставу чтение Евангелия всех четырех евангелистов на часах первых трех дней Страстной седмицы весьма увеличивает продолжительность и без того не кратких служб этих дней, с давних времен во многих храмах и обителях Русской Церкви установилась практика чтения Евангелия первых трех евангелистов на часах 6-й седмицы. Так было в XVI веке, например, в Сийском монастыре (ср.: Дмитриевский А. А. Богослужение в Русской Церкви в XVI веке. Ч. 1. С. 205) и в первой половине XVII века в Московском Успенском соборе (ср.: Голубцов А. П. Чиновники Московского Успенского собора. С. 108). В современной практике существует также обычай начинать чтение Евангелия на великопостных часах со 2-й седмицы Великого поста, хотя это и придает будничным великопостным службам несвойственную им по Уставу торжественность .

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-25/

В субботу и воскресенье Великого Поста разрешается вкушение черепокожных — водных животных, не имеющих крови (в наших условиях это раки, крабы). (Вопрос: как поститься в Крестопоклонную неделю? Почему сейчас ее выделяют в смысле строгости? Ответ: Я не сказал об этом по той причине, что в Крестопоклонную неделю мы постимся точно так же, как и в прочие седмицы, кроме первой и Страстной. Другой вопрос, почему в прочие седмицы, кроме первой и Крестопоклонной, почему-то благословляют ослаблять пост. Но об этом надо спросить тех, кто благословляет так делать. Вообще-то устав никак не выделяет Крестопоклонную седмицу как особо постную. Говорится только, что в среду и пяток Крестопоклонной седмицы, когда совершается поклонение Кресту на 1–м Часе, не подобает разрешать елей и вино, занеже дни покаяния паче нежели радости есть. То есть существует указание, что не надо ослаблять пост в эту седмицу, но пост, вообще говоря, не является более строгим, чем в прочие седмицы.) Каким образом исчисляется Святая Четыредесятница? Есть два основных способа исчисления. Блж. Симеон Солунский пишет: «Четыредесятница начинается понедельником первой седмицы и кончается пятком шестой седмицы, считая субботы и воскресные дни, ибо и в эти дни поступаем по уставу: едим хотя дважды в день, но не употребляем мяса, сыра и рыбы. И Спаситель постился сорок дней и ночей. Об этом говорит и Климент, епископ Римский, в постановлениях, как выше было сказано. Это и предали все отцы. Божественный же Савва (Освященный), Иоанн Дамаскин в Иерусалимском уставе и исповедники братья Иосиф Солунский и Феодор Студит, написав на дне Св. Четыредесятницы свои песни и самогласны, в пяток Лазарев положили петь, душеполезную совершивши Четыредесятницу». Это более позднее отеческое мнение: Четыредесятница должна продолжаться 40 дней, поскольку Господь постился 40 дней. ачалом Четыредесятницы, согласно этому исчислению, является понедельник первой седмицы Поста, а окончанием — пяток шестой седмицы. И если вы откроете Постную Триодь и посмотрите утреню пятка Ваий, то увидите, что там неоднократно повторяется самогласник: «Душеполезную совершивши (то есть закончив) Четыредесятницу». Итак, получается: шесть седмиц без Вербного Воскресения и Лазаревой субботы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

Состав: 1) воскресныя службы восьми гласов (1–171); 2) службы на каждый день седмицы (171–246); 3) утренния воскресныя евангелия и евангельския стихиры (246–262); 4) троичны гласа (262–265). 216. Шестоднев, в четвертку, неполный, 266 лл., полууставом XVI в., в кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 96, 100, 153 и 193. На полях внизу листов 1–8 приписка скорописью: «Октай церкви Благовещения Пресвятыя Богородицы что в Коданове». Состав: 1) службы Октоиха 5-го гласа (1–110); 2) службы воскресныя 6–8 гласов (110 об.–167 об.); 3) светильны воскресные и евангельския стихиры (167 об.– 171 об.). оканчиваются 5-м гласом; 4) службы на каждый день седмицы (172–266 об.) 217. Шестоднев , в восьмушку, 561 л., полууставом второй половины XVI в., без переплета; между 2-м и 3-м листами вырвано несколько листов. На полях внизу листов: 2–18, 107–122, 317 приписки, в коих указаны годы продажи рукописи: 7149 и 7176. Состав: 1) воскресныя службы восьми гласов (1–373); начинаются воскресными седальнами 1-го гласа; 2) утренния воскресныя евангельския чтения, светильны воскресные и евангельския стихиры (374–405 об.); 3) столп от (недели) Всех Святых, столп по Ильине дне и столп по Воздвижении апостольских и евангельских чтений (405 об.–406 об.); 4) службы на каждый день седмицы (408–561 об.). Служба в пяток вечер без конца. 218. Шестоднев , в четвертку, без начала и конца, 342 х, полууставом XVI–XVII в.в., в кожаном переплете. Состав: 1) конец канона Пресвятей Богородице (1–3 об.); 2) канон молебен к Пресвятей Богородице в неделю на повечернице (3 об.–7); 3) последование вечерни в субботу (8–12 об.); 4) канон Пресвятей Богородице в субботу на повечернице (12 об.–18 об.); 5) последование полунощницы по вся воскрееениа (18 об.–25); 6) последование утрени по вся недели (25–38); 7) «Блаженны» на литургии в неделю (38–39); 8) служба в неделю вечер, гласа первого (39–41); 9) службы воскресныя 2–8 гласов (41–227); 10) припевы Григория Синаита певаемые по вся воскресениа по троичном каноне вместо достойна (227–228); 11) молитва Живоначальной Троице – творение Марка инока (228 – 229); 12) службы на каждый день седмицы (230–316 об.); 13) кондаки и икосы воскресные на 8 гласов (317– 319 об.); 14) светильны воскресные, евангельокия стихиры и утренния воскресныя евангелия (320–334 об.); 15) троичны восьми гласов (335 об.–337); 16) несколько схихир гласа 6-го; 17) последование о усопших в пяток вечер (339 об.–342 об.), без конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прежде всего, выражение: от среды будет, не значит непременно насильственное удаление кого-либо, например, убиение. Апостол не сказал: будет удалён или изгнан от среды. Слова: от среды будет, выражают понятие удаления мягче. Они могут означать и добровольное удаление лица из среды, которая для него стала неподходящей, не соответствующей его характеру. Будет от среды, это значит – сам выйдет, отойдёт от среды. Но возможно ли, чтобы Иисус Христос Сам добровольно отошёл от среды? Да, это не возможно, если под средой разуметь Церковь ; ибо в Церкви Иисус Христос обещал пребывать до скончания века. Но это вполне возможно, если под средой разуметь поприще мира. Замечательно, что в Откровении Иоанна земля и море представляются местом, куда сошёл дьявол, где он стал свирепствовать против Церкви и против людей, сохраняющих заповеди Божии и имеющих свидетельство Иисуса Христа. Горе живущим на земле и на море! Потому что к вам сошёл дьявол в сильной ярости, зная, что не много ему остаётся времени (12:12). Замечательно ещё и то, что на этой земле и на этом море, на которые простёрлось яростное действование дьявола, уже не осталось места для Церкви; она вынуждена была бежать отсюда, от яростных преследований дьявола, в пустыню, в особое уединённое место, которое названо её местом. И даны были жене два крыла большого орла, чтоб она летела в пустыню в своё место от лица змея, и там питалась в продолжение времени, времён и полвремени (12:14). При этом указание на время, времена и полвремя ясно свидетельствует, что здесь разумеется время царствования антихриста. Итак, от среды мира отойдёт Иисус Христос, а вместе с Ним удалится отсюда, и даже быстро убежит, и Церковь Его, с которой Он пребудет и во времена антихриста. Иисус Христос, как Бог, вездесущ; но Он удалится от среды мира, как глава благодатного царства, как глава царства Божия на земле, как Богочеловек и Спаситель. Точно также удалится и Дух Святой, как освятитель и благодатный раздаятель. Возрастающее перед пришествием антихриста нечестие на земле или отступление будет препятствовать благодатному воздействию Духа Божия на людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Вот что будет на лекции: — общие особенности Страстных служб. Что общего и чем отличаются Страстные службы и великопостные? Каково содержание воспоминаний каждого дня? — Литургия в дни Страстной седмицы. В какой день и в какое время какая Литургия совершается и почему? — рассказ о каждом дне недели с понедельника по субботу. Значение дня, какие службы служатся в этот день, основные чтения и песнопения. Данный текст — расшифровка лекции, проведенной порталом Предание.ру (видео и аудио записи лекции - ) Предание.ру - самый крупный православный мультимедийный архив в Рунете: лекции, выступления, фильмы, аудиокниги и книги для чтения на электронных устройствах; в свободном доступе, для всех. Добрый вечер. Сегодня тема нашей беседы — это Страстная Седмица . Все знают, что Страстная Седмица - это последняя неделя перед Пасхой, и дни Страстной Седмицы традиционно в Церкви называются Великими. Поэтому и вся седмица может носить название Великой Седмицы. Великий Понедельник, Великий Вторник, Великая Среда, Великий Четверг и т.д. Страстная Седмица представляет собой отдельный пост и исторический и по смыслу. Она не принадлежит Великому Посту. Великий Пост заканчивается в пятницу перед Лазаревой Субботой. То что начинается с понедельника Страстной Седмицы - это новый пост. Как это было в древности, прям так и считалось 2 разных поста. И, действительно, содержание этого нового поста настолько отличается от прошедшего Великого поста, что их смешивать никак нельзя. Как можно назвать этот новый пост, который со Страстного Понедельника вступает в силу? В древности его называли Пасхальным постом, потому что он “вырос” из поста Великой Пятницы. Великая Пятница — это древняя Крестная Пасха. Мы, кажется, уже говорили о том, что в древности в Церкви отмечалась не только воскресная Пасха, но и Крестная. Крестная — это ни что иное, как наша Великая Пятница, то есть день воспоминания страстей, распятия и крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа. Это тоже многими называлось Пасхой. Затем, после IV века, этот день перестали называть Пасхой, и осталась только воскресная Пасха. Но тем не менее этот пост, который “вырос” из поста Страстной Пятницы (потому что эта Крестная Пасха отмечалась строжайшим постом — это была Пасха Креста или Пасха Скорби) постепенно дорос до размеров целой седмицы перед ней, то есть нашей Страстной Седмицы, поэтому может по праву называться Пасхальным постом.

http://predanie.ru/book/216458-v-pomosch...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010