Всего 13 праздников. К ним также принадлежит праздник храмового святого. В богослужебных книгах нет указаний, но здравый смысл подсказывает, что к числу праздников, в которые полагается краткий праздничный отпуст, должны быть отнесены еще три: это День Святаго Духа, Собор Пресвятой Богородицы – 26 декабря и Собор святого Иоанна Крестителя – 7 января, потому что Церковный устав в эти дни не только отменяет службы иным святым (службу священномученику Евфимию, епископу Сардийскому († ок. 840), Типикон указывает переносить с 26 декабря на какой-либо другой день – «Святаго же Евфимия служба поется во ин день» (Типикон, 26 декабря, «зри» 1-е), но в известной степени изменяет и самый порядок богослужения, придавая ему особый, праздничный характер, поскольку читаемые в течение всего года на полунощнице по первом Трисвятом тропари «Се, Жених грядет в полунощи» заменяются в данных случаях тропарем празднику, а мертвенные «Помяни, Господи», что по втором Трисвятом, – кондаком празднику, и вовсе упраздняется молитва в конце полунощницы «Помяни, Господи, в надежди воскресения». Особенность кратких праздничных отпустов составляет отсутствие в них призывания «святых славных и всехвальных апостолов» (кроме вечерни Пятидесятницы, когда они воспоминаются как участники самого события Сошествия Святаго Духа), святых храма и дня, творца совершаемой в этот день литургии и свв. праведных Богоотец Иоакима и Анны, то есть всех тех святых имен, которые призываются в дневных отпустах.«Службах на каждый день Страстной седмицы», издававшихся отдельными изданиями, указано призывание на отпусте после имени Богородицы «святых славных и всехвальных апостолов, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны», но ни в одном Служебнике, печатавшемся по благословению Святейшего Синода, ни в старопечатных московских и киевских изданиях, ни в более ранних рукописных этого не положено и нет никакого намека на то. Это явно противоречащее Служебнику указание в «Службах на каждый день Страстной седмицы» нельзя не признать ошибочным. Изданные отдельными книгами «Службы на каждый день первой седмицы Великого поста» проливают свет на происхождение этой досадной ошибки редакторов «Служб». На службах первой седмицы Великого поста, как вседневных, положен дневной отпуст, то есть с призыванием святых апостолов и вообще святых, чествуемых в седмичном круге богослужения, а также святых храма и дня и Богоотцев Иоакима и Анны. Редакторы и дали на каждый день седмицы обычный, дневной отпуст. Приступив же затем к изданию служб на каждый день Страстной седмицы, они перенесли и сюда эти дневные отпусты, соединив их с Владычными. Так получились в этих изданиях отпусты, для того времени не известные и противоречащие «Указу» Служебника.)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В Четыредесятницу на утрене до среды 6-ой седмицы и на часах до пятницы той же седмицы 407 , кроме первого, во все будние дни 408 , кроме понедельника 1-ой седмицы, когда на всех часах, включая и первый, полагается нарочитое чтение – слово Анастасия Синаит о 6 псалме, как и в Алексеевском Уставе полагается читать творения св. Ефрема Сирина 409 . На 1-ом часе ежедневно, кроме среды, пятницы и недели, а равно и на трапезе ежедневно в этот период полагается чтение из Лествицы Иоанна Лествичника 410 , в среду же, пятницу и неделю за первым часом удерживается чтение, положенное по Алексеевскому Уставу в эти дни в продолжение целого года по окончании утрени, т. е. оглашении св. Феодора Студита 411 . на каждый из первых четырех дней страстной седмицы для чтений на часах назначается по целому евангелию 412 , при чем евангелие Матфея определяется читать в понедельник на 4 части (на 1, 3, 6 и 9 часах) 413 , евангелие Марка во вторник на 3 части (на 1, 3 и 6 часах) 414 , евангелие Луки на пять частей, из которых первая падает на 9 час вторника, а остальные на часы (1, 3, 6, 9) среды 415 ; евангелие Иоанна до прощальной беседы (μεχρ τς διαθκης – в четверг на 4 части (часы 1, 3, 6 и 9) 416 . На воскресные и праздничные дни великого поста Евергетидский Типикон назначает особые, чем на будние, книги для последовательного чтения, чего не делает Алексеевский Устав; из этих книг были уже упомянуты ‘Ηθικ Василия Великого и Златоуста, толкование на Псалтирь 417 ; кроме того, указываются: слова Златоуста о статуях и Шестоднев 418 . Настоятелю предоставляется право выбора из указанного сейчас ряда произведений великопостного периода 419 и даже назначение какого-либо другого из неупомянутых в Типиконе 420 . – Каждое из перечисленных произведений седмичного круга назначается Типиконом для последовательного чтения и как таковое получает специальное определение – τ προκεμενον βιβλον каждого данного периода времени, а чтение из них – чтение κ το προκειμνου βιβλου 421 ; для каждого такого чтения Типикон определяет брать «понемногу» (πρς λγον), 422 приблизительно два или три листа (φλλα) для утрени 423 , два для 1-го часа 424 и полтора для прочих часов 425 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Священник лейб-гвардии 1-го стрелкового ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА батальона о. Виктор Зверев, за отличие в Турецкую войну 18771878 гг. Священник 4-го гренадерского Несвижского полка о. Сергий Богоявленский, за отличие в Турецкую войну 18771878 гг. Священник 5-го гренадерского Киевского полка о. Павел Соколов, за отличие в Турецкую войну 18771878 гг. Священник 7-го гренадерского Самогитского полка о. Петр Троицкий, за отличие в Турецкую войну 18771878 гг. Священник 8-го гренадерского Московского полка о. Анатолий Лебедев, за отличие в Турецкую войну 18771878 гг. Священник 10-го гренадерского Малороссийского полка о. Евстафий Семенов, за отличие в Турецкую войну 18771878 гг. Священник 1-го лейб-драгунского Московского полка о. Илия Покровский, за отличие в Турецкую войну 18771878 гг. Священник 7-го Восточно-Сибирского стрелкового полка о. Александр Венустов, за мужество, энергию и распорядительность при занятии Китайской кр. Бейтань в 1900 г. Священник 2-й Восточно-Сибирской стрелковой бригады о. Владимир Актов, за мужество, энергию и распорядительность при занятии Китайской кр. Бейтань в 1900 г. Священник 14-го Восточно-Сибирского стрелкового батальона о. Алексей Семов, за отличие и усиленны е труды во время военных действий в Китае в 1900 г. Приморского драгунского полка о. Владимир Волочков, за отличие в Китайскую войну 1900 г. Священник охранной стражи Восточно-Китайской железной дороги о. Стефан Белинский, за отличие в Китайскую войну 1900 г. Священник 2-го Восточно-Сибирского стрелкового полка о. Василий Криницкий, за усиленные труды в Китайскую войну 1900 г. Священник 14-го полевого госпиталя о. Тимофей Луганский, за усиленны е труды в Китайскую войну 1900 г. Священник 11-го Восточно-Сибирского стрелкового полка о. Николай Пивоваров, за мужество и неустрашимость в сражениях с китайцам и когда он, по словам Приказа по полку 25, «как пастырь добрый, с крестом в руках, то под огнем в передовой линии, то на перевязочном пункте утверждал воинов в исполнении своего святого долга, облегчая страдания раненых и умирающих». В воздаяние за те же подвиги удостоен награды золотым крестом на Георгиевской ленте, каковой, несомненно, и получил в свое время. Священники, раненые и контуженые

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Начиная со среды Крестопоклонной седмицы на литургиях Преждеосвященных Даров до Великой среды произносятся особые ектении о готовящихся к просвещению (крещению). В богослужении четвертой Недели (воскресенья) Церковь предлагает высокий пример постнической жизни в лице подвижника VI века преподобного Иоанна Лествичника , с 17 до 80 лет подвизавшегося на Синайской горе и в своем творении «Лествица рая» изобразившего путь постепенного восхождения человека к духовному совершенству по лествице души, возводящей от земли к вечно пребывающей славе. Таких степеней в «Лествице» указано 30, по числу лет земной жизни Спасителя до Его вступления на общественное служение роду человеческому. В четверг пятой седмицы на утрене читают весь, полностью Великий канон святого Андрея Критского и Житие преподобной Марии Египетской (V-VI вв.) из бездны порока восшедшей путем покаяния на такую высоту совершенства и святости, что она уподобилась бесплотным ангелам. Это богослужение поэтому называется иначе Марииным (или реже: Андреевым) стоянием. В практике оно совершается в среду вечером. Житие разделяется при чтении на две части: одна часть читается после кафизм, вторая – по третьей песни канона. Житие преподобной Марии составил святой Софроний, патриарх Иерусалимский (638–644), а святой Андрей Критский , присланный от патриарха Иерусалимского Феодора на Трулльский, VI Вселенский Собор (680–681), принес Житие святой Марии вместе со своим каноном. Чтение канона святого Андрея и Жития святой Марии Египетской в четверг пятой седмицы на утрене установлено на этом Соборе. В среду пятой седмицы на вечерне, относящейся к четвергу, кроме обычных стихир на «Господи, воззвах», поются 24 покаянных стихиры Великого канона – творение святого Андрея Критского . Все стихиры имеют окончание: «Господи! Прежде даже до конца не погибну, спаси мя». В четверг ради чтения Великого канона совершается литургия Преждеосвященных Даров и звон бывает в «красныя», то есть не великопостный. Суббота пятой седмицы называется Субботой Акафиста, а сама служба получила название «Похвалы Пресвятой Богородицы». В этот день на утрене читается Акафист [с греч. – неседальное (разумеется пение)] Божией Матери в память Ее заступления и избавления Константинополя в дни поста от нашествия иноплеменников в VII в. Этот первый из акафистов составлен в VII в. на основе еще более древних кондаков, в которых воспеваются события Рождества Господа и Благовещения Пречистой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Приведем свидетельство святителя Кирилла Иерусалимского (+386) именно о такой продолжительности поста в иерусалимской церкви: «…О преданной вам для исповедания Святой и Апостольской вере, сколько можно было поместить в огласительных наставленях, по благодати Господней, я сказал вам сии прошедшие дни Четыредесятницы… Впрочем, когда наступит день Святой Пасхи, и когда вы, возлюбленные, просветитесь во Христе банею пакибытия, тогда опять услышите учение о том, с каким благоговением и приготовлением должно вам званным вступить в Церковь …» (Святитель Кирилл Иерусалимский . Огласительные и тайноводственные поучения. Огласительное поучение восемнадцатое 32). Джорданвиль, 1976. С. 311–312). 15 Дьяченко Григорий , протоиерей. Уроки и примеры христианской любви. С. 401. «Пост Четыредесятницы , – отмечает епископ Никодим, – или великий всегда строго соблюдался во всей церкви, о чем имеем бесчисленные свидетельства из истории церкви… Изъясняя это правило, Вальсамон приводит и допускает отступления от него. Прежде всего, по толкованию Вальсамона, исключаются больные, которым, если и разрешается есть рыбу, то они вполне заслуживают этого снисхождения. Но никому, даже на смертном одре , не может быть разрешено есть мясо в среду или пятницу, исключая пасхальные дни и те, когда это дозволено церковью, а именно: в среды и пятницы седмицы, предшествующей мясопустной, в среды и пятницы седмицы сыропустной и седмицы пасхальной . В эти дни разрешались от поста, потому что в седмицу перед мясопустной постились армяне ради ниневитян, а на сырной седмице соблюдали строгий пост еретики тетрадиты. Что касается пасхальной седмицы, то она вся считается как великий день Господень, вследствие чего в каждый день этой седмицы читаются утренние воскресные Евангелия. Точно также исключаются из Четыредесятницы субботы и воскресенья, потому что эти дни разрешаются от поста по 66-му Апостольскому правилу. А когда говорится о разрешении поста, нельзя думать, что допускается употребление мяса, так как есть мясо в Четыредесятницу не может быть дозволено даже тем, которые находятся при последнем издыхании…

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Накануне праздничных и воскресных дней перед всенощной, начинающейся великой вечерней, служат малую вечерню (Типикон, гл. 1). Когда нет празднования с полиелеем или бдением, совершается вседневная вечерня. Если праздники с полиелеем или бдением совпадают с седмичными днями Великого поста или с сырной седмицей, накануне совершается вседневная вечерня (Типикон, 9 гл., 24 февраля, 9 марта, 30 января; Храм. гл. 35, 36). Великое повечерие соединяется с утреней на Рождество Христово и Богоявление; на Благовещение, если оно совпадает со вторником, средой или четвергом Страстной седмицы или теми днями Великого поста, на которые положено совершать великое повечерие (Типикон 25 и 26 марта); на храмовые праздники, если они приходятся на субботу 1-й седмицы Великого поста, и др. дни (Типикон, главы 32 и 35). Великое повечерие совершается самостоятельно накануне вторника, среды, четверга, пятницы и субботы Великого поста (исключая четверг 5-й седмицы, когда читают великий канон, и субботы 5-й седмицы, когда читают акафист Богоматери), накануне вторника и среды Страстной седмицы, а также на среду и пяток сырные, если не случится праздник Сретения Господня или храмовый праздник (см. Типикон 2 февраля и храмовый, гл. 28). ВЕЧЕРНЯ Богослужение, которое совершается в конце дня и является началом суточного круга церковных служб, называют вечерней. Вечерня содержит молитвословия, песнопения и священнодействия, в которых Святая Церковь прославляет Бога Творца за Промышление Его о мире и человеке. Она переносит верующих в ветхозаветные времена, напоминая о блаженном пребывании прародителей в раю, их нуждах и скорбях по грехопадении, об обетовании, данном им и всем людям о Спасителе мира; о вере ветхозаветного человека в искупление рода человеческого крестной смертью Единородного Сына Божия. В службе вечерни мы благодарим Бога за все Его благодеяния, явленные нам, и особенно в истекший день, каемся в грехах, совершённых в течение дня; испрашиваем у Господа мира и безгрешности на остаток дня и ночь, мирной жизни и блаженной кончины, подобной той, которой удостоился праведный Симеон Богоприимец.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вселенские родительские субботы ). В 1-ю субботу В. п. совершается память вмч. Феодора Тирона, в воскресенье - память святых пророков и воспоминание торжества иконопочитания (см. Православия неделя ). 3-е воскресенье - это Крестопоклонная неделя , 5-е посвящено прп. Марии Египетской; в отношении 2-го и 4-го воскресений В. п. различные редакции уставов помещают неодинаковые указания. Особое значение имеет 2 будних дня В. п.: среда 4-й (крестопоклонной) седмицы (др. названия: средопостная среда, преполовение поста) и четверг 5-й седмицы. В эти дни к обычным текстам Триоди прибавляются полные службы - Креста (в среду 4-й седмицы) или Великого канона прп. Андрея Критского (в четверг 5-й седмицы); во мн. Типиконах эти дни отмечены нек-рым послаблением поста. В субботу 5-й седмицы В. п. совершается празднование в честь Пресв. Богородицы, за службой поется акафист (нек-рые памятники приурочивают акафист не к этой субботе, а к Благовещению Пресв. Богородицы ). В. п. заканчивается в пятницу перед Лазаревой субботой, к-рая уже предначинает Страстную седмицу, считающуюся отдельным постом. Порядок служб суббот и воскресений В. п. в целом достаточно близок к обычному (при этом за субботами закреплено совершение литургии свт. Иоанна Златоуста, за воскресеньями В. п. (с 1-го по 5-е) - литургии свт. Василия Великого), тогда как богослужение седмичных дней характеризуется регулярными особенностями, отличающими его от будничного богослужения в остальное время года: каждая из служб суточного круга оканчивается земными поклонами с молитвой прп. Ефрема Сирина; на утрене (с «Аллилуия» ) поется трипеснец; не только на вечерне и утрене, но и на часах стихословятся кафизмы Псалтири; трапеза устраивается только один раз в день (1-я, а иногда и 4-я седмицы выделяются тем, что в эти дни указывается сухоядение, т. е. невареная и нежареная пища); совершается литургия Преждеосвященных Даров (или литургии вовсе нет) и др. Особенности седмичных служб В. п. в студийских Типиконах По Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г.

http://pravenc.ru/text/150109.html

  Соборное богослужение Константинополя до VIII века К сожалению, о соборном богослужении Константинополя доиконоборческой эпохи сведений сохранилось недостаточно — если иерусалимская традиция старше VII века представлена как в описаниях современников, так и непосредственно в литургических текстах того времени (см. ниже), то литургические памятники Константинополя доиконоборческого происхождения до нас не дошли, и о традиции Царствующего града до VII века можно судить только на основании косвенных свидетельств. Цикл памятей Страстной седмицы доиконоборческого Константинополя можно восстановить по набору страстных кондаков прп. Романа Сладкопевца (VI в.). Древние кондаки представляли собой многострофные песнопения, состоящие из вступительной строфы-проимия (в современной литургической терминологии «кондаком» называют именно ее) и серии строф-икосов (число которых могло меняться от десяти-двенадцати до тридцати-сорока; те древние многострофные кондаки, которые до сих пор сохраняются в современных богослужебных книгах православной Церкви , обычно сокращены до единственного икоса, исключение составляют лишь кондаки в Неделю сыропустную и в Чине погребения священнического, а также Акафист Пресв. Богородице, чья форма основана на форме кондака ). В византийских Кондакариях приводится по два кондака прп. Романа на дни Страстной седмицы с понедельника по пятницу (для среды — только один), а также шесть кондаков Воскресению Христову. Романовы кондаки Великого понедельника посвящены ветхозаветному рассказу об Иосифе Прекрасном, Великого вторника — евангельской притче о десяти девах, кондак Великой среды — евангельскому рассказу о блуднице, помазавшей ноги Господа миром; кондаки Великого четверга говорят о предательстве Иуды (первый), и об отречении Петра (второй); кондаки Великой пятницы посвящены Страстям Христовым и плачу Божией Матери у Креста (первый) и Страстям Христовым (второй). Среди помещенных в современной Триоди кондаков Страстной седмицы кондак Великой пятницы — это Романов кондак на Страсти Христовы и плач Божией Матери, а кондаки Великих вторника и среды представляют собой переработки соответствующих Романовых гимнов; кондаки Великих понедельника и четверга не совпадают с Романовыми, но тождество их литургической тематики с доиконоборческой константинопольской — очевидно.

http://bogoslov.ru/article/397608

Исключи мне среды и пятки седмицы, предшествующей седмице мясопустной, седмицы сыропустной и седмицы пасхальной; ибо в эти седмицы мы разрешаем, потому что в седмицу, предшествующую мясопустной постятся Армяне ради ниневитян, и в сыропустную седмицу соблюдают великий пост еретики Тетрадиты. А пасхальная седмица считается как самый великий день Господень; ибо, поэтому каждый день тогда читаются и утренняя воскресная Евангелия. Точно также исключи мне и из четыредесятницы субботы и воскресные дни; ибо подобным образом мы разрешаем и в эти дни по 64-му Апостольскому правилу. А когда слышишь о разрешении, не говори, что это разрешение на мясо. Ибо вкушать мясо в великую четыредесятницу не должно быть дозволяемо никому, хотя бы находился и при последнем издыхании. Мы знаем, что в разные времена об этом были вопросы на соборах, но разрешения не дано. Заметь из настоящего правила, что собственно существует один пост, сорокадневный, пред Пасхою; ибо если бы были и другие посты; то упомянуло бы правило и о них. Впрочем, если мы постимся и в другие посты, как — то: в пост Святых Апостолов, Успения Святыя Богородицы и Рожества Христова, не подвергнемся за сие стыду. Читай и написанное нами на третий вопрос синодальных ответов, бывших в дни патриарха господина Николая.     Славянская кормчая. Великий пост, и среды и пятки во все лето в посте пребывати. Аще который епископ, или пресвитер, или диакон, или поддиакон, или чтец, или певец, в 40, дней, сиречь в великий пост не постится, и во все лето во всякие среды и пятки, да извержен будет, токмо аще не пакостит ему телесная болезнь. Немощному бо прощено есть по силе вкушать масла и вина. Аще же мирский человек не постится, да отлучится (Никон. 57). Глава 70 Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из списка клира, постится с иудеями, или празднует с ними, или приемлет от них дары праздников их, как то, опресноки, или нечто подобное: да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен.     Зонара. Если тот, кто молится вместе с лишенным общения, или с изверженным, по прежде писаным правилам, состоит под епитимиею; то празднующий с иудеями, или постящийся с ними, или принимающий от них какие нибудь чисти праздников их (людей, не отлученных и не общения лишенных, но христоубийц и удаленных от общества верующих, или лучше людей проклятых) каким бы образом не был достоин — посвященный извержения, а мирянин отлучения? Ибо таковый, хотя и не единомыслен с ними; но многим подает повод к соблазну и подозрение против себя, будто отдает честь иудейским обрядам.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

IV. Учение об искуплении. Оно тесно связано с учением о падении и равным образом ожидает от проповедника полнейшего, подробнейшего и самого глубокого изложения. Службы Страстной Седмицы должны быть перенесены в поучение об искуплении; жизнь Искупителя, Его Евангелие, всё дело Его, совершённое Им на земле и во гробе должно раскрыться в проповедях пастырских. Образец – Страстная Седмица. V. Догмат о почитании Икон и многие другие догматы и постановления церковные, указуемые Чином Православия. VI. Учение об отлучении церковном и вообще о власти и правах Церкви. VII. По примеру Отцов церкви – Иоанна Златоуста , Василия Великого и других – можно в продолжение поста изъяснять те самые книги писания, из которых выбраны Паремии для великопостных Служб: книги Бытия, Иова, Притчей, Исаии и проч. Но это можно делать только тогда, когда слушатели хорошо уже знакомы с главными вышеизложенными предметами. XXI. Пентиикостарион или Триодь Цветная §§ 144. Характер сей Триоди и разделение Служб, в ней содержащихся. 145. Службы Светлой Седмицы. 146. Назидательная обрядность и обычаи Светлой Седмицы 147. Службы прочих Седмиц до отдания Пасхи. 148. Службы Вознесения Господня. 149. В неделю Св. Богоносных Отец. 150. Служба заупокойная в Субботу перед Пятидесятницей. 151. В день Пятидесятницы. 152. Вечерняя Служба в тот же день. 154. В Понедельник Пятидесятницы. 154. В неделю всех Святых. 155. Главные предметы поучений по руководству Цветной Триоди. § 144. По возвышенности и торжественности предметов, стройному расположению обстоятельств, священному восторгу песнопений, не величественной простоте, свежести, можно сказать, цветности благочестивых картин, Пентикостарион справедливо носит характеристическое название Цветной Триоди. В нём содержатся Службы, начиная с первого дня Пасхи (по некоторым изданиям с Лазаревой Субботы) до недели Всех Святых включительно. Его можно, как и Триодь постную, разделить на три части, по числу трёх великих праздников Господских: I. Службы Светлой Седмицы и последующие за нею недельные простодневные до отдания праздника Пасхи, т. е. до Вознесения Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/c...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010