Отдельные успехи византийцев на Балканах в правление Константина VI и св. Ирины (экспедиция патрикия Ставракия против «склавиний» в Македонию в 783-784, походы имп. Константина VI в 90-х гг. против болгар) не могли переломить ситуацию. В нач. IX в. империя оказалась под ударами могущественного хана Крума. В 809 г. он разбил стратига Македонии и овладел Сердикой (совр. София), поставив под угрозу замыслы имп. Никифора I. В 811 г. император предпринял решающее наступление в Болгарию; визант. армия захватила и разграбила болг. столицу Плиску, но в сев. предгорьях Балканского хребта попала в окружение в Вырбицком ущелье; 26 июля Никифор I и почти все войско во главе с большинством фемных стратигов погибли, а сын и соправитель Никифора Ставракий был тяжело ранен. Население фракийских городов, в т. ч. Анхиала и Филиппополя, бежало к столице и переправлялось в Азию. Ввиду смертельной болезни имп. Ставракия (811) престол достался мужу его сестры Михаилу I Рангаве (811-813), нашедшему поддержку у Патриарха св. Никифора. Стремясь укрепить свое положение, новый император официально признал имп. титул Карла Великого (812), к-рый в свою очередь признал власть Византии над побережьем Далмации. Однако Михаил, не имевший политического авторитета и попавший в зависимость от своих советников (в числе к-рых важное место занимали студийские монахи), не смог противостоять болгарам: Крум взял штурмом Месемврию, обратил в бегство визант. армию в сражении под Адрианополем и угрожал К-полю (июнь 813). Имп. Михаил I был вынужден отречься от престола в пользу стратига фемы Анатолик Льва V Армянина (813-820) и вместе с семьей принял монашеский постриг. Тем временем Крум подступил к К-полю; во время встречи имп. Льва с ханом византийцы безуспешно попытались убить Крума. Не имея сил для штурма столицы империи, болгары захватили Адрианополь и увели в рабство все население. От дальнейших испытаний Византию спасла лишь смерть Крума (весна 814). Его преемник хан Омуртаг был разбит Львом при Месемврии (816) и заключил мир с империей на 30 лет.

http://pravenc.ru/text/372674.html

де Л. после завершения «Моральной постиллы» в 1339 г. отсутствуют, вслед. чего долгое время считалось, что он умер ок. 1340 г. В качестве подтверждения этой датировки рассматривались тексты 2 эпитафий Н. де Л. Первая эпитафия была выбита на надгробии Н. де Л. в парижском монастыре францисканцев вскоре после его кончины. В 1580 г. надгробие сильно пострадало от пожара; в 1631 г. оно было отреставрировано и на нем выбили новую, дополненную эпитафию. Надгробие было уничтожено в ходе событий Французской революции (1789-1799), однако тексты 2 версий эпитафии сохранены в биографических справках о Н. де Л., составлявшихся францисканскими историками XVI-XVII вв. (см.: Labrosse. 1906. P. 396-398. N 31). Как в 1-й, так и в основывающейся на ней 2-й версии эпитафии кончина Н. де Л. датируется 23 окт. 1340 г. Однако эта датировка противоречит обнаруженному в кон. XIX в. документальному свидетельству: из регистров королевского казначея следует, что в июле 1349 г. по распоряжению Бланки Наваррской (1331-1398), супруги франц. кор. Филиппа VI, Н. де Л. был отправлен в подарок бочонок вина (см.: Ibid. P. 393. N 26). Для согласования данных этого документа с датировкой в эпитафиях Лабросс предположил, что эпитафия была повреждена при пожаре, поэтому даже в 1-й версии представлена в описаниях в искаженном виде: в указании года (MCCXLIX) оказались незамеченными последние символы (IX), а указание дня было прочитано ошибочно (XXIII вместо XIIII). Справедливость этого предположения подтверждается изданным в Париже в нач. XVI в. францисканским сборником, составитель к-рого мог видеть неповрежденную эпитафию Н. де Л. или использовал др. источник информации. В помещенной в сборнике краткой справке о Н. де Л. и его сочинениях говорится, что он «вступил на путь всякой плоти в лето Господне 1349 в день 14-й месяца октября, в год от своего вступления в орден 48-й» (Ingressus est autem viam universe carnis anno Domini M.CCC.XLIX. die XIIII mensis Octobris, anno ab ingressu ordinis XLVIII - Firmamenta trium ordinum beatissimi Patris nostri Francisci.

http://pravenc.ru/text/Николай ...

Западный источник находился в гроте (ширина 26-30 м, высота 17 м), в нижнем вост. углу склона. Вероятно, в древности эта пещера была заполнена грунтовыми водами, оставившими следы на стенах. Иосиф Флавий упоминал, наверное, эту пещеру на высокой скале, с трещиной, заполненной водой ( Ios. Flav. De bell. I 405). В этой же пещере с озером могло происходить чудо с погружением жертвы, описанное еп. Евсевием Кесарийским ( Euseb. Hist. eccl. VII 17). Остатки храма Августа, построенного Иродом из белого мрамора, локализованы под упавшими камнями, заблокировавшими вход в пещеру. От храма остались 2 параллельные стены на расстоянии 10,5 м друг от друга перпендикулярно скале. Фундамент из крупных булыжников опирался на небольшую подземную камеру, перекрытую аркой. Зап. стена (длина 18 м, толщина 2 м), построенная из булыжника с бетонной забутовкой в технике opus quadratum, сохранилась до высоты 4 м. Судя по обнаруженным на внутренних сторонах стен следам, они состояли из прямоугольных квадров известняка с мраморной облицовкой. Полукруглые и квадратные ниши чередовались в шахматном порядке по всей длине стены. Наиболее близкая ко входу ниша крупнее остальных. Вероятно, они предназначались для статуй богов. Вост. стена сохранилась хуже, но и на ней заметны следы прямоугольных ниш. Ниши часто встречались в восточно-эллинистической архитектуре Иордании, Сирии и Ливана. Они украшали, напр., внешние стены храма Зевса в Герасе (ныне Джараш, Иордания), фасады южносир. святилищ I-II вв. (Слем, Мисмия). Чередование прямоугольных и полукруглых ниш характерно для рим. архитектуры Баальбека (святилище Вакха, театр). Техники opus quadratum и opus reticulatum редко использовались в Палестине и прослеживаются в основном лишь в архитектуре Ирода Великого. Фасад святилища еще не раскрыт; известен по рим. монетам. Он представлял собой тетрастиль с классическим треугольным фронтоном, поднятым на высокий подиум и украшенный ионическими капителями. При входе в грот были обнаружены 3 скульптурных фрагмента карниза. Их стиль близок к стилевым решениям храмов Баальбека; возможно, храмы К. Ф. во II-III вв. перестраивались. Скорее всего задней стенки в храме не было и адитоном являлся сам грот. По археологическим данным, Августеум был разрушен только в нач. VI в.

http://pravenc.ru/text/Кесарии ...

Кюмон Франц (Cumont, 1868–1947), бельгийский археолог, филолог, гебраист и религиовед (специалист по иудаизму и греко-римскому язычеству) – 371 Лаббе Филипп (Labbe, Labbeus, 1607–1667), французский издатель античных и византийских текстов – 42 Лависс Эрнест (Lavisse, 1842–1922), французский историк, атташе в министерстве Виктора Дюрюи – 74 Лазарь (1-я пол. IX в.), монах-иконописец – 382 Лактанций (Луций Цецилий Фирмиан, ок. 250 – ок. 325), латинский христианский писатель, историк и филолог – 101, 184 Ламаяский Владимир Иванович (1833–1914), филолог-славист, историк и этнограф – 298 Ламброс Спиридон (LamproV, 1851–1919), греческий византинист – 65, 90, 318 Лебо Шарль (Le Beau, Lebeau, 1701–1778), французский византинист, автор «Истории Византии» – 50, 51, 52, 80 Лебедев Алексей Петрович (1845–1908), историк Церкви и богослов – 344, 439 Лев (сер. IX в.), византийский математик, в годы правления имп. Феофила избран епископом Фессалоники, после 843 г. низложен за иконоборческие взгляды, впоследствии возглавлял высшую школу в Константинополе – 396, 397 Лев Грамматик (2-я пол. Х – нач. XI в.), византийский хронист – 479 Лев Диакон (Лев Азиат, Лев Кариец, Х в.), византийский историк – 409, 419, 423, 424, 440, 478 Лев I Великий , византийский император в 457–474 гг. – 64, 121, 162, 165, 175,233 Лев II Младший , византийский император в 474 г. – 121 Лев III Исавр (Лев III Сириец, ок. 675–741), византийский император в 717–741 гг., уроженец Сирии, иконоборец, законодатель (издателе Эклоги), основатель так называемой Исаврийской династии – 55, 62, 112, 267, 311, 316, 317, 318, 320–324, 326–328, 330, 332, 335–337, 339–341, 343, 344, 346, 348, 349, 352, 355–357, 360–362, 380, 384, 446 Лев IV Хазар , византийский император в 775–780 гг. – 317, 353, 358 Лев V Армянин , византийский император в 813–820 гг. – 341, 359, 364, 375, 378, 380–382, 384, 389, 390, 476 Лев VI Мудрый (866–912), византийский император в 886–912 гг. – 401, 404, 405, 418, 419, 423, 430, 437, 439, 441, 447–450, 453, 454, 461, 474, 476

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

В 1-й пол. V в. К. П. окончательно уступает первенствующее положение Иерусалимской кафедре. При этом еще в нач. V в. лидерство К. П. казалось незыблемым. Так, в подписях акта Собора в Иерусалиме 400 г. Кесарийский еп. Евлогий был впервые назван митрополитом ( Hieron. Ep. 92; Hefele, Leclerq. Hist. des Conciles. Vol. 2. Pt. 1. P. 122), а епископ Иерусалима был поставлен ниже его по рангу и не имел подобного титула. Однако позднее ситуация изменилась, особенно после рукоположения на кафедру Иерусалима в 422 г. деятельного свт. Иувеналия . Уже на III Вселенском Соборе в Эфесе в 431 г. свт. Иувеналий добился признания своего первенства над всеми епископами Палестины. Точно так же он занимал лидирующее положение на Эфесском Соборе 449 г. и IV Вселенском Соборе 451 г. в Халкидоне. На последнем еп. К. П. Гликон по неизвестной причине вообще не присутствовал, предоставив право представлять его еп. Зосиме из г. Меноис (близ Газы) (ACO. T. 2. Pt. 2. 69). Сщмч. Корнилий сотник. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Сщмч. Корнилий сотник. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) В V в. объем сведений об истории К. П. заметно сократился. Утратившие политическое значение город и его христианская община редко упоминаются в источниках. Известные события в Палестине все более сосредоточивались вокруг Иерусалима. Однако нельзя говорить об упадке города в эту эпоху, т. к. в К. П., согласно археологическим данным, в V в. развернулось активное строительство, в нач. VI в. при поддержке визант. имп. Анастасия I была проведена реконструкция морского порта, о чем писал в панегирике императору Прокопий Газский ( Downey. 1975. P. 36). Блж. Иероним (нач. V в.) упоминал, что в К. П. находилась христ. базилика - видимо, главный городской храм ( Hieron. Peregrinatio S. Paulae. 5//Itinera Hierosolymitana. 1966. P. 31). В городе находилось несколько христианских святынь, к-рые регулярно посещали паломники. Многие из этих святынь были связаны с почитанием сщмч. Корнилия сотника. Уже в 333 г. анонимный паломник из Бурдигалы в «Итинерарии» упомянул, что в К. П. есть некая купальня св. Корнилия (Itinerarium a Bordigala Hierosolymam//Ibid. P. 15). Блж. Иероним (нач. V в.) знал в К. П. дом Корнилия, а также помещения, где жили Филипп и 4 его дочери ( Hieron. Peregrinatio S. Paulae. 5). Тот же дом Корнилия в VI в. посещали Феодосий и Антонин из Плаценции ( Theodos. De situ Terrae Sanctae. 25; Antoninus. Parambulatio locorum sanctorum. 46//Itinera Hierosolymitana. 1966. P. 71, 117). Кроме того, Антонин упомянул погребения почитавшихся святыми Памфила и Прокопия (возможно, Прокопия Газского). Эти святыни были утрачены в основном во время персид. и араб. завоеваний VII в.

http://pravenc.ru/text/1684275.html

Водосвятный крест (т. н. крест мавританки). 1710 г. (Музей Киккского мон-ря). Фотография. Нач. XX в. Водосвятный крест (т. н. крест мавританки). 1710 г. (Музей Киккского мон-ря). Фотография. Нач. XX в. В Музее К. м. хранятся серебряный с позолотой оклад Киккской иконы Божией Матери, изготовленный в 1576 г. в Никосии мастером Г. Тумазосом, и проскинитарий с инкрустацией из кости (1785), в к-рый был вставлен чудотворный образ. Здесь же находится лампада (XIX в., серебро с позолотой, цветное стекло, кораллы), ранее висевшая перед этой иконой. Декор лампады сочетает барочные и исламские мотивы (лилии, двуглавые орлы, полумесяцы), а цепи украшены фигурками ангелов, серафимов и соцветиями маргариток. Среди реликвий К. м.- энколпион с частицами Честного Креста Господня (1800, серебро с позолотой, драгоценные камни, жемчуг); серебряные ковчеги с мощами: 6-гранный с пирамидальным завершением (мастер Панайотис Ювелир, 1779), содержащий частицы мощей мн. святых; прямоугольный с пирамидальным завершением (1782), в к-ром хранится глава св. Иоанна Потамита; в форме митры (XVIII в.) - с частью главы свт. Епифания Кипрского, а также деревянные в серебре мощевики в виде книги с изображениями на обороте верхней створки Киккской иконы Божией Матери, изготовленные в 1776, 1799, 1801 (мастер Хаджи-Лампринос из Смирны), 1833, 1834, 1864 гг. (мастер Филипп Ювелир из Невшехира в Каппадокии), и др. В деревянный антиминс 1653 г. с частицами мощей (вклад архиеп. Никифора) вставлены пластина из слоновой кости с фигурой ап. Петра (VI в.) и камея с поясным изображением вмч. Димитрия Солунского (XII в.). Вкладами Никифора также являются литийный крест (серебро с позолотой, мастер Христофор, 1636) и водосвятная чаша (ножка - серебро с позолотой, мастер Христофис Аргирос, 1639, купель - серебро, XIX в.). Плащаница. 1703 г. (Музей Киккского мон-ря). Фотография. Нач. XX в. Плащаница. 1703 г. (Музей Киккского мон-ря). Фотография. Нач. XX в. На подставке деревянного резного креста со сценами из ВЗ и НЗ сохранились дата и имя мастера - 1545 г., Георгий Ласкарис. Среди водосвятных крестов XVIII-XIX вв. (Ιερ Μον Κκκου. 2010. Σ. 388-405) выделяется деревянный резной крест в серебряной оправе (1710), украшенной эмалью, кораллами, жемчугом, бирюзой, разноцветным стеклом и называемый крестом мавританки, потому что спустя некоторое время после разграбления обители он был возвращен в К. м. смуглой мусульманкой. Большой литийный серебряный с позолотой крест со сценами из истории К. м. выполнен в XVIII-XIX вв. Серебряные с позолотой оклады Евангелий изготовлены в мастерских разных регионов правосл. мира, напр. в Трансильвании (1693), в России (1802), а также на Кипре (братьями Иоанном и Георгием, 1813; Хаджи-Иоанном из с. Оду близ Лефкары, 1864).

http://pravenc.ru/text/1684602.html

В слав. студийских Минеях XI-XII вв. 11 окт. дан канон 8-го гласа, ирмос:    , нач.:        . А. А. Лукашевич Иконография Изображения Вселенских Соборов существовали в монументальной живописи уже в доиконоборческое время. Цикл из 6 Вселенских Соборов с многочисленными портретами участников украшал стены имп. дворца в К-поле. В нач. VIII в. император-монофелит Филиппик Вардан (711-713) приказал уничтожить во дворце изображение VI Вселенского Собора, осудившего монофелитство. На своде расположенных напротив дворца ворот Милиона он распорядился изобразить 5 Вселенских Соборов, свой портрет и портрет патриарха-еретика Сергия. В 764 г., при императоре-иконоборце Константине V , эти изображения были заменены сценами на ипподроме. О действиях имп. Филиппика Вардана сообщил Римскому папе Константину I диак. Агафон, после чего в старой базилике св. Петра в Риме папа Константин повелел изобразить шесть Вселенских Соборов. Изображения Вселенских Соборов находились также в нартексе ц. ап. Петра в Неаполе (766-767). Самыми ранними дошедшими до наст. времени изображениями Вселенских Соборов являются мозаики центрального нефа базилики Рождества Христова в Вифлееме (680-724). На сев. стене сохранились изображения трех из шести поместных Соборов, на юж.- фрагменты восстановленного в 1167-1169 гг., при имп. Мануиле I Комнине , изображения Вселенских Соборов. Сцены носят символический характер - лишены каких бы то ни было фигурных изображений. На сложных архитектурных фонах в виде аркад, завершающихся башенками и куполами, под центральными арками изображены Престолы с Евангелиями, выше помещены тексты соборных постановлений и кресты. Каждое изображение Вселенского Собора отделяется от другого растительным орнаментом. Следующее по времени изображение находится в рукописи Слов свт. Григория Богослова (Parisin. gr. 510. Fol. 355, 880-883 гг.), где представлен I К-польский Собор (II Вселенский). В центре на царском троне с высокой спинкой изображено раскрытое Евангелие, ниже на церковном Престоле - закрытая книга между 2 свитками с изложением обсуждаемых учений. По сторонам сидят участники Собора: правую группу возглавляет имп. Феодосий Великий, изображенный с нимбом, все епископы представлены без нимбов. В этой композиции сочетаются предшествующая традиция изображения Вселенских Соборов с Евангелием в центре и восстановленный обычай - представление портретов участников Собора.

http://pravenc.ru/text/155488.html

Вмч. Димитрий с ангелом. Мозаика. Базилика вмч. Димитрия в Фессалонике. V–VI вв. Вмч. Димитрий с префектом Леонтием и архиеп. Иоанном. Мозаика базилики вмч. Димитрия в Фессалонике. VII в. Вмч. Димитрий с префектом Леонтием и архиеп. Иоанном. Мозаика базилики вмч. Димитрия в Фессалонике. VII в. Частицы мощей Д. С., миро от них и кровь великомученика неоднократно приносились на Русь церковными иерархами в разное время. Кровь Д. С. значится среди реликвий драгоценного креста прп. Евфросинии Полоцкой (1161) ( Рыбаков Б. А. Русские датированные надписи XI-XIV вв. М., 1964. Табл. XXXI). Мощи Д. С. находились в серебряном новгородском мощевике рубежа XIII и XIV вв. и в 2 суздальско-нижегородских княжеских нач. XV в.- кнг. Марии 1409/10 г. и кн. Иоанна Даниловича 1413/14 г. (Там же. С. 53-56. 4, 5), миро - в мощевике новгородской работы 1561/62 г., подаренном Семеном Трусовым, игум. Соловецкого мон-ря (впосл. митрополит), свт. Филиппу (Колычеву) (Там же. С. 59-63. 12) и в кресте-мощевике 2-й трети XVII в. из с. Большие Вязёмы (Христианские реликвии. 2000. С. 136-137. 37). В ризнице Благовещенского собора Кремля хранится ампула рус. работы кон. XVII - нач. XVIII в. для мира Д. С. (Царский храм. 2003. С. 296-297. 107). В XVII - 1-й пол. XVIII в. частицы мощей Д. С. находились помимо Благовещенского собора также в Образной палате (опись 1669) и в ризнице новгородского Софийского собора (опись 1736 - Христианские реликвии. 2000. С. 34, 114-115). В 1369 г. свт. Алексий Московский установил в числе новых седмичных постов Димитриевский в память избавления Москвы от осады вел. кн. Литовским Ольгердом: «...положили есмо пост неделю Дмитрову дни, а заговети октябра 19 день» ( Бенешевич В. Н. Митр. Алексия «Слово о новых постах»//Библиогр. летопись. Пг., 1917. Вып. 3. С. 105-110; Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 543-544. Коммент. 160; ПЭ. Т. 1. С. 642). Этот пост не укоренился в рус. церковной практике, но, возможно, повлиял на установление в скором времени (после Куликовской битвы 1380) празднования Димитриевской родительской субботы . В 1627 г. в Новгороде митр. Киприан по благословению патриарха Филарета установил особое празднование Д. С. в 4-ю Неделю Великого поста с крестным ходом в ц. во имя Д. С. на Славкове ул. по случаю бывшего там чуда, когда в храме слышались церковное пение и колокольный звон ( Бегунов. 1998; СККДР. Вып. 3. Ч. 4).

http://pravenc.ru/text/178231.html

Саркофаги раннехрист. некрополя в Салоне (совр. Солин. Хорватия). IV–V вв. Саркофаги раннехрист. некрополя в Салоне (совр. Солин. Хорватия). IV–V вв. С кон. XIX в. зона открытий распространилась на территорию Греции и Балкан. Комплексы базилик и некрополей IV-V вв. были изучены в Фессалонике, Софии, Никополисе-на-Истре (Болгария) и др. городах. Решающим для развития А. х. в Греции был период массовых раскопок базилик в сер. 20-70-х гг. XX в. под рук. А. Орландоса , Г. Сотириу . К 1929 г. было изучено ок. 40 базилик, к 40-м гг.- 75, к 1954 г.- ок. 100, а к нач. 70-х гг.- ок. 300, что позволило приступить к разработке типологии храмов (Ш. Дельвуа, П. Лемерль ). Гигантские размеры и роскошь базилик Греции кон. IV - нач. V в. в Коринфе, Филиппах, Никополе (Эпир), в Фессалии (Неа-Анхиалос), Македонии (Стоби) представили особый стиль церковной архитектуры, ориентированной на Сирию и зап. провинции. Были изучены перестроенные в христ. церкви языческие храмы (Гефеста на агоре, Парфенон и Эрехтейон на акрополе Афин; ротонда-мавзолей имп. Галерия в Фессалонике). А. х. дала также представление о процессе христианизации Балкан и островов архипелага (Кипр, Лесбос, Делос, Крит) кон. IV - сер. V в. Коринф. Руины визант. Базилики в Коринфе на месте проповеди ап. Павла. Вима алтаря. Коринф. Руины визант. Базилики в Коринфе на месте проповеди ап. Павла. Вима алтаря. Удалось проследить распространение раннего христианства из Средиземноморья на запад (Испания, Португалия), север (Британия, Шотландия, Исландия, Ирландия) и юг (Сев. Африка, Египет, Нубия, Эфиопия). В 60-80-х гг. XX в. активизировалось изучение копт. древностей. В Н. Египте открыли первые обители кон. IV - сер. V в. антониевой и пахомиевой традиций, сотни скитов отшельников ( Келлии ), мон-ри пещерного типа (Эсна, VI в.). В Нубии раскопана столица митрополии Фарас (Пахорас) (К. Михаловский ) и собор Ст. Донголы (630) с портретами епископов и точными датами эпитафий (первый храм на месте собора был построен в сер.- 2-й пол. V в.; христианство сохранялось в течение 900 лет в исламском окружении: титулатура и формуляры остались визант., сохранялся греч. язык богослужения). Собираются сведения о зарождении христианства в Эфиопии (экспедиция Д. У. Филлипсона 1993-1994; Аксум ).

http://pravenc.ru/text/археологии ...

О том, как в этот период были позабыты к-польские реалии ранневизант. эпохи, церковные и общественные (прежде всего, языческие), лучше всего свидетельствуют относящиеся к VIII в. части Patria Constantinopolitana ( Dagron. 1984; Constantinople in the Early Xth Cent. 1984; Accounts of Medieval Constantinople. 2013). В визант. придворной культуре, а также вообще в жизни элиты К. в эту эпоху в условиях упадка светской культуры все большую роль играет церковная традиция. Так, в период обострения междоусобной борьбы за престол в нач. VIII в. важнейшим выражением политических программ императоров оказывались мозаики, украшавшие здания в центре К. В 711 г. имп. Филиппик Вардан, свергнувший Юстиниана II, приказал уничтожить мозаику с изображением VI Вселенского Собора (680-681) на Милии; в 713 г. после свержения Вардана ее восстановили (LCI. Bd. 2. S. 551). Подобным образом ок. 726 г. имп. Лев III Исавр, провозгласив иконоборчество офиц. доктриной Церкви, приказал разбить образ Христа на Халке, воротах Большого дворца. Образ был восстановлен в 787 г., в период проведения в К. VII Вселенского Собора, осудившего иконоборчество. Морские стены Константинополя. Фотография. 2000 г. Морские стены Константинополя. Фотография. 2000 г. Многочисленные вражеские нападения на город делали необходимым в первую очередь укрепление и возведение новых фортификационных сооружений. В VIII в. впервые упоминается натяжная железная цепь, перегораживавшая вражеским кораблям вход в Золотой Рог, которую использовали в этих целях до 1203 г. В 820 г. после попытки захвата К. болг. ханом Крумом имп. Лев V строит дополнительную стену-протейхисму во Влахернах с 4 башнями снаружи в 25 м от стены Ираклия, идущую параллельно ей и соединяющуюся с морской стеной у Золотого Рога ( Freely, Ç akmak. 2004. P. 161-162; Asutay-Effenberger. 2007. P. 14-15). В последующие десятилетия имп. Михаил II (820-829) и Феофил (829-842) расширили протейхисму, построив еще 3 башни. Также Феофил перестроил морскую стену вдоль Золотого Рога длиной ок. 5 км, доведя ее высоту до 10 м и укрепив ее 11 башнями на равном удалении друг от друга. Сохранилось трое ворот этой стены: Джибалыкапы, Аякапы, Зинданкапы. Также вдоль Мраморного м. была перестроена стена высотой в 12-15 м и длиной 8 км, со 188 башнями и 13 воротами. Стены имп. Феофила украшены его строительными надписями ( Freely, Ç akmak. 2004. P. 164-165).

http://pravenc.ru/text/2057122.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010