Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Несебыр [Болг. Несебър; до 1934 - Месемврия (греч. Μεσημβρα)], город на побережье Чёрного м., в обл. Бургас (Болгария), разделяется на новый и старый. Основные археологические и архитектурные памятники находятся в Старом Н., расположенном на скалистом полуострове (длина 850 м, ширина ок. 300 м), к-рый соединен с материком узким перешейком длиной ок. 400 м (иногда затапливается). В 1956 г. он получил статус города-музея, в 1983 г.- включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. История Н. Древнее название города Мелсамбрия возводят к некоему Мелсу, его основателю, и к фракийскому слову «бриа» - «город», возможно означающее, что на этом месте существовало фракийское укрепленное поселение. В VI в. до Р. Х. здесь поселились греки-дорийцы. Впервые как Месемврия город упоминается в «Истории» Геродота. Благодаря удачному географическому расположению город вскоре стал одним из крупнейших экономических центров на зап. побережье Чёрного м., с 440 г. до Р. Х. в Месемврии чеканилась своя монета. Ок. сер. IV в. до Р. Х. эту территорию захватили войска македон. царя Филиппа II. Церковь Св. Софии (Старая митрополия). Кон. V — нач. VI в. Церковь Св. Софии (Старая митрополия). Кон. V — нач. VI в. От древнейшего периода в Старом Н. сохранились или были раскрыты во время археологических раскопок фрагменты укреплений фракийского поселения и пристани в сев. части полуострова (II тыс. до Р. Х.; также сохр. сведения о пристани в юж. части), крепостной стены, башен и ворот (кон. V-III в. до Р. Х.), фундаменты акрополя, агоры, перистиля, храма Зевса и церкви в центре полуострова (VI-V вв. до Р. Х.), театра, домов (IV-II вв. до Р. Х.), акведука (V-VI вв. по Р. Х.), терм и проч. В нач. I в. до Р. Х. город вошел во владения Митридата VI Евпатора, в 72-71 гг. до Р. Х. взят рим. войсками под командованием Луция Лициния Лукулла. Окончательно присоединен к Римской империи в нач. I в. по Р. Х., входил в состав провинций Македония, Мёзия, Фракия (со II в.), Гемимонтия (с нач. IV в.). В составе Римской империи пользовался рядом привилегий, в городе продолжали чеканить свою монету.

http://pravenc.ru/text/2565098.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БИТОЛА Бúтола [македон.; болг. Битоля, Манастир; серб. греч. Μοναστριον], второй по величине город Республики Македонии, находится на Пелагонийской равнине у подножия горы Пелистер (2601 м). Древнейшее поселение на этом месте датируется сер. V тыс. до Р. Х. Б. возникла как крепость рядом с развалинами античного г. Гераклея Линкестидская (Heraclea Lyncestis, Heraclea Pelagoniae; основана в 359 г. до Р. Х. македон. царем Филиппом II), расположенной на рим. дороге Виа Эгнатия. Из общественных сооружений сохранились театр (II в.), термы (нач. IV в.), форум и портик дикастирия (нач. II в.). В ряде рим. и визант. источников город также называется Пелагония (Πελαγονα) и Бутелион (Butelion). Битола. Малая базилика. Кон. IV в. Битола. Малая базилика. Кон. IV в. В IV в. по Р. Х. Гераклея становится епископской кафедрой (первое упоминание Евагрия, епископа Гераклеи, встречается в актах Сардикийского Собора 343 г.). Гераклея (Ираклия, Пелагония) находилась в подчинении архиепископа Фессалоники, центра епархии Первая Македония ( Darrouz è s. Notitiae. N 3). Археологами открыты остатки епископской резиденции (IV в.), Малой базилики (кон. IV в.) и Большой базилики (кон. V в.), украшенные напольными мозаиками. Мозаики Большой базилики (V-VI вв.) являются уникальными: они покрывают площадь ок. 100 кв. м, композиция в нартексе изображает христ. модель мироздания (Царство Небесное, рай, земля и вода). Город был разграблен в 472 и 479 гг. Теодорихом, но затем восстановлен. В правление визант. имп. Юстиниана I вне городских стен была воздвигнута огромная церковь, названная археологами Кладбищенской базиликой, т. к. рядом были обнаружены раннехрист. захоронения. После нашествия аваров и заселения этой местности в кон. VI-VII в. слав. племенами драгувитов и верзитов Гераклея приходит в запустение. Первое упоминание Б. относится к X в. По одной версии, название происходит от старослав. слова «обитель», по др.- от древнего названия этого города Бутелион. При царе Самуиле (997-1014) Б. становится важным стратегическим центром Болгарской державы и епископской кафедрой. В конхе алтаря базилики св. Ахиллия, возведенной в столице Самуила Преспе, помещены изображения 18 «тронов» (кафедр) Болгарского Патриархата, в т. ч. и Битольской епархии. Сын Самуила Гавриил Радомир перенес свою резиденцию в Б. В 1015-1016 гг. болг. царем Иваном Владиславом там была воздвигнута новая крепость.

http://pravenc.ru/text/149239.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГОРТИНА Гортина [греч. Γρτυνα, Γρτυν], древний г., в к-ром в I-X вв. находилась архиепископская кафедра Критской Православной Церкви. Развалины Г. расположены в центральной части о-ва Крит, в 45 км к югу от Ираклио. История Первое поселение на месте Г. возникло в неолитический период (4000 г. до Р. Х.), в позднеминойскую эпоху (1600-1100 гг. до Р. Х.) город располагался на месте совр. дер. Митрополи, в 1100-700 гг. до Р. Х. переместился в район акрополя (холм Айос-Иоанис). Первоначально Г. носила название Эллотис, затем Ларисса и Кремния. При раскопках в 1884 г. были найдены плиты с текстом свода законов, т. н. Гортинские законы (нач. V в. или ок. 450 г. до Р. Х.). В эпоху поздней античности Г. соперничала с Кноссом и Кидонией (совр. Ханья), после рим. завоевания в 67 г. до Р. Х. стала главным городом пров. Крит и Киренаика. Базилика ап. Тита в Гортине. VI - VIIbb. Базилика ап. Тита в Гортине. VI - VIIbb. В Г. останавливался и проповедовал ап. Павел. Первым епископом Г. стал его ученик ап. Тит († ок. 106). Он был уроженцем о-ва Крит и происходил из знатного греч. рода. В Послании к ап. Титу, написанном ок. 65 г., ап. Павел велел, чтобы тот «поставил по всем городам пресвитеров» (Тит 1. 5). По словам Евсевия Кесарийского, «Тимофею первому выпал жребий быть епископом в Эфесской Церкви, а Титу - в Критских церквах» ( Euseb. Hist. eccl. III 4). Епископ Г. являлся главой Критской Церкви (уже во II в. существовала подчиненная ей Кносская епархия). Гортинский еп. св. Филипп (60-70-е гг. II в.) был автором сочинения против еретика Маркиона ( Euseb. Hist. eccl. IV 25). В правление имп. Деция в Г. пострадали 10 Критских мучеников († 250), а в гонения имп. Диоклетиана - митр. Кирилл († 304). По мнению Н. Томадакиса, уже со 2-й пол. III в. Гортинская епископия именуется митрополией, а правящий архиерей носит титул архиепископа. Крит, относившийся к Иллирийскому диоцезу, вместе с последним в церковном отношении считался подчиненным Риму. В 732 г. зап. епархии, входившие в состав Византийской империи, были переданы в ведение К-польского патриарха по инициативе имп. Льва III Исавра. Официально Критская Церковь перешла в юрисдикцию К-польского патриарха в нач. Х в.

http://pravenc.ru/text/166273.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Античный театр. II в. по Р. Х. [Босра, араб.   - Бусра; тур. Эски-Шам, совр. Бусра-эш-Шам], сел. в юго-зап. части Сирии, в горном массиве Эд-Друз (обл. Хауран), недалеко от границы с Иорданией. В прошлом - крупный адм. и церковный центр, известный в наст. время своими археологическими памятниками. Б., расположенная между пересыхающими руслами 2 притоков р. Ярмук, известна с эпохи Маккавеев. Изначально это был самый сев. форпост Набатейского царства, ставший со временем 2-й наряду с Петрой столицей набатеев. В 106 г. по Р. Х. это царство было аннексировано Римом и превращено в пров. Аравия. Город, перестроенный и укрепленный при имп. Траяне и получивший наименование Nova Trajana Bostra, стал столицей провинции, местом дислокации III Киренского легиона (во II - нач. V в.) и важным центром торговли на дороге между Дамаском и Красным м. и на границе земледельческих областей и пустыни. С момента основания пров. Аравия отсчитывалась т. н. эра Бостры (Aera Bostrensis), употреблявшаяся в местной монетной чеканке, а также в греч. и араб. эпиграфике Заиорданья. При имп. Александре Севере Б. получила статус колонии, при имп. Филиппе Арабе, родившемся в окрестностях Б., город был возведен в ранг метрополии. Важное адм. значение Б. сохраняла и в визант. эпоху. Вероятно, она не входила в состав араб. гос-ва Гассанидов , существовавшего в Хауране в VI в., а управлялась непосредственно византийцами. Мон-рь св. Сергия. Зап. фасад. IV в. Мон-рь св. Сергия. Зап. фасад. IV в. Исчезновение набатейской государственности, быстрое угасание местной культуры и религии стали благоприятными факторами для распространения христианства. Ориген в 1-й пол. III в. свидетельствует о существовании христ. общин с епископами почти во всех селениях пров. Аравия. Первым достоверно известным епископом Б. был Берилл . Еп. Тит (60-е гг. IV в.) был одним из известных церковных писателей своей эпохи. В церковно-адм. отношении митрополия Б. входила в состав Антиохийского Патриархата (см. Антиохийская Православная Церковь ), ей подчинялись 19 епископов в Хауране и Заиорданье. Большинство христиан города составляли арабы (население Б. было в основном семит. происхождения, имелось небольшое число римлян и выходцев из др. районов империи; в округе кочевали араб. племена).

http://pravenc.ru/text/153251.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церковь мон-ря Дэбрэ-Либанос. 1960-1962 гг. [эфиоп.      ], самый знаменитый эфиоп. мон-рь, центр одноименной конгрегации. Расположен в шт. Оромия, приблизительно в 100 км от столицы Аддис-Абебы. Обычный перевод названия Д.-Л.- «гора Ливанская», однако правильнее переводить его как «монастырь (св.) Ливания», одноименный древнему сев. эфиоп. мон-рю в Шимезане, названному так в память его основателя Ливания , одного из «девяти преподобных» , принесших в Эфиопию монашество в VI в. Согласно монастырской исторической традиции, Д.-Л. был основан на рубеже XIII и XIV вв. знаменитым эфиоп. св. Такла Хайманотом на горе Асбо, отчего до сер. XV в. назывался Дэбрэ-Асбо. Он стал форпостом монашеской колонизации Юж. Эфиопии и вел миссионерскую деятельность среди язычников. При жизни основателя и при 2-м настоятеле Елисее Д.-Л. представлял собой келлиотскую обитель, где насельники (мужчины и женщины) жили в отдельных пещерах, вырубленных в скале. Когда во главе обители стал Филипп Дэбрэ-Либаносский (XIV в., святой Эфиопской Церкви), он построил новый мон-рь общежительного типа на просторном месте под скалой, ставший основным местом жительства монахов, тогда как прежняя обитель почиталась как гробница основателя. Разделение монахов и монахинь было осуществлено либо Филиппом, либо др. учеником Такла Хайманота, Гонорием Старшим, как об этом повествует его Житие. В Житии Филиппа (составлено в кон. XIV в.) содержатся сведения о создании адм. системы монашеской конгрегации Д.-Л. в южных областях Эфиопии. С согласия царя Амда Сиона (1314-1344) и митр. Иакова III (ок. 1337-1344) был учрежден институт 12 мамхеров (рукоположенных, т. е. благочинных), во главе которых стоял настоятель мон-ря, «преемник Такла Хайманота». Мамхеры ежегодно собирались в Д.-Л. в день памяти основателя. В 1367 г. настоятель Иезекия торжественно перенес мощи Такла Хайманота в главный монастырь и положил под алтарем храма. В нач. XV в. игум. Феодором была построена новая церковь, освященная во имя Такла Хайманота, принявшая его мощи и ставшая усыпальницей настоятелей.

http://pravenc.ru/text/180795.html

эпоху изредка строились и центричные храмы с деревянными перекрытиями: типа тетраконха с амбулаторием (церковь в б-ке Адриана в Афинах, 2-я четв. V в.), октагональный (в Филиппах, нач. VI в.) и гексагональный (в Амфиполе, VI в.) храмы с амбулаториями. Относительно небольшие октагоны и тетраконхи иногда присутствовали в качестве баптистериев и мартириев при крупнейших базиликах (напр., св. Леонида в Лехее). Ротонда вмч. Георгия в Фессалонике (см. ст. Георгия Победоносца вмч. церковь в Фессалонике ), возведенная в качестве мавзолея, по одной из версий, имп. Галерием ок. 300-306 гг., по др.- имп. Константином Великим в 322-323 гг., первоначально не была декорирована; вероятно, при землетрясении 363 г. ее купол рухнул. Восстановление ротонды уже в качестве церкви с пристройкой апсиды и амбулатория могло быть произведено при имп. Феодосии I Великом (379-395), когда Фессалоника стала центром Балкан ( uri S. 2000. P. 10-17). Имеются мнения и о произведении этих работ в V-VI вв. К времени этой же перестройки относятся пристроенные с юж. стороны портик и гексагональное купольное сооружение погребального назначения. План ротонды вмч. Георгия в Фессалонике. IV или V-VI вв. План ротонды вмч. Георгия в Фессалонике. IV или V-VI вв. Уникальна для своего времени церковь мон-ря Осиос Давид (Латомос) в Фессалонике, к-рая датируется по мозаике в конхе ее апсиды кон. V или нач. VI в. Это постройка крестово-купольного типа (уже вполне сложившегося), с равными рукавами и 4 угловыми помещениями, соединенными с рукавами арочными проемами (перекрытие центральной ячейки не сохр.). Начиная со следующей эпохи такой тип храма окажет влияние на формирование архитектуры греч. и балканских церквей. Тема крестообразной церкви реализована в ряде греч. базилик с трансептом, выступающим, как правило, за пределы крайних нефов (базилика А в Никополе). В Македонии строились базилики с узким трансептом, к-рый не пересекался боковыми нефами, а огибался ими (3-нефная базилика А в Филиппах). В 5-нефной базилике вмч.

http://pravenc.ru/text/166461.html

Фольери предположила, что 12 мучеников во главе с мч. Ардомием пострадали от язычников, а в X в. их останки перенесли в Лариссу, чтобы спасти от разграбления болгарами или венграми. Для того чтобы связать этих святых с Н. Н., автор Мученичества назвал их его соратниками. Мон. Николай не имел точных сведений о святых, чьи мощи были найдены на горах, но, стараясь придать своему сочинению историческую достоверность, упомянул имп. Льва V, Филиппа, еп. Ларисского, описал нападения аваров. Кроме того, к 12 мученикам он присоединяет 2 жен, также пострадавших на Тернавоне, имена к-рых неизвестны из др. источников. Для того чтобы выделить главного героя повествования - Н. Н., автор не только наделяет его мученическим венцом, но и приписывает ему отшельническую жизнь в уединении. При этом автор не смог избежать нек-рых несоответствий: Н. Н. спасается, тогда как все его союзники погибают от аваров на Тернавоне ( Follieri. 1975. P. 345-348). Среди исследователей нет единого мнения об исторических событиях, описанных в Мученичестве, т. к. к нач. X в. племя аваров не существовало: нек-рые из них считали, что под аварами, напавшими на Фессалию, следует понимать болгар (см., напр.: Αβραμα Α. Η Βυζαντιν Θεσσαλα μχρι το 1204. Συμβολ ες τν Ιστορικν Γεωγραφαν. Αθναι, 1974. Σ. 89-96). Ф. Филиппу предложил отождествить аваров с венграми ( Θιλππου Θ. Ποιο ταν οι «Αβρεις» που επδραμεν στην Θεσσαλα κατ τον 9 αινα//Ιστορικογεωγραφικ. Γιννενα; Θεσ., 1995. Τ. 5. Σ. 123-132). Софианос утверждал, что речь идет об арабах, поскольку болгары во время правления имп. Льва VI уже приняли христианство и не могли преследовать своих единоверцев в Фессалии. Фольери в целом поддержала мнение Софианоса ( Follieri. 1975. P. 347). К. Киррис считает, что Н. Н. и 12 мучеников, к-рые пострадали вместе с ним, а не ранее от язычников (как предположила Фольери), были убиты арабами, вторгшимися в Фессалию в 901 или 902 г. ( Kyrris K. P. The Ideological and Cultural Dimensions of Hagiography in South-East Europe, Particularly in the Byzantine Empire//RESEE.

http://pravenc.ru/text/2566128.html

Святые мученики Сергий и Вакх. VI в. (КМЗиВИ) Святые мученики Сергий и Вакх. VI в. (КМЗиВИ) Древнейшими молитвами, видимо, являются 1-я и 4-я, т. к. чин Б. сводится только к одной из них в отражающих доиконоборческую практику рукописях Sinait. gr. 959, XI в. (1; то же - в Sinait. gr. 957, X в.) и Vat. Barb. gr. 336, VIII в. (4; то же - в Sinait. gr. 1036, X-XII вв.). В Евхологиях Crypt. Γ. β. I, XI в., и Paris. Coislin. 213, 1027 г., отражающих к-польскую традицию XI в., основой чина Б. служит молитва 1, к к-рой прибавлены 2 и 3 (в Crypt. Γ. β. I молитва 3 входит в чин Б., в Coislin. 213 выписана отдельно). В Евхологиях, отражающих периферийную (палестинскую и южноитал.) практику X-XII вв., основой последования, как правило, служит молитва 4; к ней могут прибавляться молитвы: 5 (РНБ. Греч. 226, X в.), 6 (Crypt. Γ. β. VII, X в. и Sinait. gr. 966, XIII в.). В глаголическом Евхологии Sinait. slav. 37, X-XI вв., приведены, с одной стороны, молитвы к-польской традиции (1, 3), с др.- молитва 4; соединение молитв 1 и 4 наблюдается и в ряде греч. рукописей XV в. (напр., S. Sepulcri. gr. 8; Pantel. gr. 364), где к этим молитвам добавлены еще и 7 и 8 (однако в Евхологии Patm. gr. 104, XIII в., чин Б. содержит только молитвы 1 и 8). Молитвы 9-12 встречаются в рукописях редко (напр., 9, 10 - в Sinait. gr. 966; 11 - в Crypt. Γ. β. VII; 12 - в Sinait. gr. 973, 1153 г.), как правило, в комбинации с характерными для периферийных Евхологиев молитвами 4 и 6 (тем не менее в Sinait. gr. 973 в чин Б. входят только 5, 12). В слав. Требниках встречается набор молитв, характерный для чистой к-польской традиции (молитвы 1, 2 - ГИМ. Син. 675, кон. XIV-XV вв.), и смешанный тип (1, 3, 4 - РГБ. Ф. 87 (Григор.). 34/М. 1715, XIV-XV вв.; 1, 2, 4 - ГИМ. Син. 310, нач. XVI в.). В рус. печатных дореформенных Потребниках московских изданий 1625, 1633, 1636, 1639, 1651 гг. чин Б. содержит молитвы 1, 2, 4 (в изд. 1639 г. присутствует также 3-я). Во всех молитвах испрашивается укрепление братской любви (γπη). Напр., в молитве 1 говорится о «возлюбивших друг друга любовию духовною», к-рые пришли в храм за благословением, чтобы имели «веру непорочну и любовь нелицемерну». В 4-й вспоминаются св. апостолы Петр и Павел, Филипп и Варфоломей, мученики Сергий и Вакх, ставшие братьями не по крови, но по вере и любви. В др. молитвах содержатся прошения о даровании любви и единомыслия вступающим в братский союз. Большое разнообразие молитв на Б. может свидетельствовать как о нестабильности чина, так и о его широком распространении. Чинопоследование

http://pravenc.ru/text/153343.html

ап. Тит (64 или 67 - ок. 106, пам. 25 авг.); св. Филипп (60-70-е гг. II в., пам. зап. 11 апр.); Диодор или Диоскор (2-я пол. II или 1-я пол. III в.); свт. Мирон (255 - ок. 280 или ок. 330-340, пам. 8 авг.); сщмч. Кирилл (ок. 280-304, пам. 9 июля, 6 сент.); сщмч. Петр Новый (после 304, пам. греч. 14 и 16 июля); Павел (упом. ок. 325); Елиан (упом. в 343); Василий I (упом. в 381-382); св. Диоскор (2-я пол. IV - нач. V в., без пам.); прп. Евмений (кон. IV - нач. V в. или ок. 668, пам. 18 сент.); Сапий (упом. в 422); Иконий (упом. в 431); Мартирий (упом. в 449-457); Феодор (упом. в 536-553); Синесий (V-VI вв.); Еварест (V-VI вв.); Георгий (?) (VI в.); Иоанн I (упом. в 597-599); Еклиссиодор († 624); Павел (упом. в 667-668); Василий II (упом. в 681-691); Стефан I (нач. VIII в.); Георгий (VIII в.); свт. Андрей Критский (ок. 710-740, пам. 4 июля); Илия I (упом. в 787); Никита I (VIII в.); Никита II (VIII в.); Иоанн II (VIII в.); Георгий (кон. VIII в.); свт. Василий III (847-858, впосл. архиепископ Фессалоникийский, пам. греч. 1 февр.); Василий IV (упом. в 880); Илия II (после 920, не позднее 961); Андрей II (кон. X в.); Никита III (X в.); Стефан II (упом. в 1027-1030); Иоанн III (упом. в 1089); Лев (кон. XI в.); Михаил (кон. XI в.); Константин I (кон. X - нач. XI в.); Илия III (упом. в ок. 1120-1130); Василий IV (1-я пол. XII в.); Константин II (1-я пол. XII в.); Николай I (сер. XII в.); Иоанн IV (упом. в 1166-1172); Мануил I (2-я пол. XII в.); Мануил II (2-я пол. XII в.); Николай II (упом. в 1195-1221); Никифор I Мосхопул (упом. в 1285-1322); Антоний Омологет (упом. в 1306); Илия IV (XIV в.); Макарий (упом. в 1357); Анфим, митр. Афинский (1365/66-1370); Игнатий, митр. Ст. Патр (упом. в 1381); Прохор, митр. Ставропольский (упом. в 1410); Паисий Гортинский (упом. в 1439); Неофит (Пателарий) (1646/47 или 1652-1679); Никифор II (Скотакис) (1679-1683); Каллиник I (1683-1687); Арсений I (1687-1688); Афанасий (Каллиполитис) (1688-1697); Каллиник II (1697-1699); Арсений II (1699-1701); Иоасаф (Киминис) (1702 - ок. 1710); Константин (Халкиопулос) (1711-1716, 1719-1722); Герасим I (1716-1719); Даниил (1722-1725); Григорий, еп. Гортинский (ок. 1725); Герасим II (Летидзис) (1725-1755); Анфим (1756); Герасим III (1756-1769); Захария (Маридакис) (1769-1786); Максим (Прояннакопулос) (1786-1800); Герасим IV (Пардалис) (1800-1821); Мефодий (1823); Каллиник III (1824-1830); Мелетий I (Николетакис) (1831-1839); Порфирий (Фотиадис) (1839); Каллиник IV (Гаргаладос) (1839-1842); Каллиник V (Хугиас) (1842-1843); Хрисанф (1843-1850); Софроний I (1850); Дионисий I (1850-1856); Иоанникий (1856-1858); Дионисий II (Харитониадис) (1858-1868); Мелетий II (1868-1873); Софроний II (1873-1877); Мелетий II (1877-1882); Тимофей I (Кастринояннакис) (1882-1897); Евмений II (Ксирудакис) (1898-1920).

http://pravenc.ru/text/166273.html

451); Лонгин (упом. 536; не значится в епископских списках); Иоанн (упом. 553); с кон. VI до кон. VIII в. известны: Савва, Константин, Даниил, Сергий, Панфирий, Евстафий, Мирон, Георгий, Христодул, Евстафий, Феодосий, Феодор, Иосиф; сщмч. Мануил (упом. 787, в 814/15 убит во время нашествия болг. хана Крума; пам. 22 февр.); Григорий; Филипп (ок. 879 или 880); Василий; Константин; Даниил; Стефан (нач. X в.); Никита (сер. X в.); Афанасий; Николай; Константин; Сергий (кон. X - нач. XI в.); Агапит или Агапий (1025-1043); Стефан; Евсевий (упом. 1054); Панферий (упом. 1072); Никифор (1082); Евстафий (кон. XI в.); Мирон; Марк (1-я пол. XII в.); Лев (1157-1170); Георгий (1173); Христодул; Евстафий; Феодосий (кон. XII - нач. XIII в.); Феодор; Герасим (сер. XIII в.); Герман (с 1265 - К-польский Патриарх); Василий или Варлаам (после 1265 - ок. 1280); Феоктист (ок. 1280-1283); Арсений (после 1307); Игнатий (ок. 1324); Григорий (ок. 1331); Иосиф (до 1344 - после 1351); Герасим (после 1351 - до 1365); Поликарп (1365 - после 1372); Матфей (1381-1391); Фаддей (1401); Никифор Мелессин или Меллисург (после 1428); Герасим (1433-1457); Марк Ксилокаравис (ок. 1464-1466); Макарий (ок. 1467); Феофан (ок. 1474); Матфей (ок. 1499); Иоахим (до 1528-1529); Софроний; Герасим (ок. 1536); Иоасаф (до 1541-1555, затем К-польский Патриарх); Арсений (до 1561 - после 1565); Иеремия (до 1572 - после 1580); Каллист (до 1583 - после 1593); Анфим (до 1600-1623, затем К-польский Патриарх); Парфений (1623-1639, затем К-польский Патриарх); Парфений (1639-1644, затем К-польский Патриарх); Неофит (1644-1650); Климент (ок. 1650); Неофит вторично (1651-1688, затем К-польский Патриарх); Герасим Палладас (1686-1688); Климент (до 1689-1692); Афанасий Критский (1692 - после 1701); Афанасий Адрианополит (до 1710 - между 1718 и 1721); Панарет (ок. 1721); Афанасий Адрианополит вторично (до 1721 - до 1739); Дионисий (ок. 1739); Кирилл (ок. 1744); Дионисий вторично (до 1746 - до 1757); Герасим (ок. 1757); Дионисий в 3-й раз (ок.

http://pravenc.ru/text/82160.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010