Лев Торникий , глава восстания против имп. Константина IX – 417 Лев Триполитанский (кон. IX – нач. Х в.), пират – 404, 405 Лев IX (1002–1054), папа Римский в 1049–1054 гг., укреплял централизацию Западной церкви на основе принципов Клюнийской реформы – 443 Левчеяко Митрофан Васильевич (1890–1955), историк-византинист – 88, 89 Леконт де Сегюр Луи-Филипп (Le Cornte de Segur), французский византинист – 52 Лекьен Мишель (Le Quien, 1661– 1733), французский византинист, доминиканский монах – 44 Лемерль П. (Lemerie), французский византинист – 75 Леонтий , византийский император в 695–698 гг. – 267 Леонтий Византийский (VI в.), богослов, автор догматических и полемических сочинений – 257 Леонтий (VII в.), епископ Неаполя на Кипре, агиограф – 313, 314 Либаний (Ливаний, 314 – ок. 393), позднеантичный греческий ритор (родом из Антиохии), языческий философ, виднейший представитель «второй софистики», учитель Иоанна Златоуста и Аммиана Марцеллина, учитель и панегирист имп. Юлиана – 124, 127, 152, 179, 185 Липшиц Елена Эммануиловна (1901–1990), византинист, историк права – 328 Лициний (Валерий Лициниан, ок. 265–325), римский император в 308–324 гг. – 94, 100, 103, 141, 180 Лиутпранд (ок. 920–971), епископ Кремоны, историк и дипломат – 431 Ломбар A. (Lombard), французский византинист – 340 Лоран В. (Laurent, 1896–1973), французский византинист – 468 Лот Фердинанд (Lot, 1866–1952), французский антиковед и медиевист – 99 Лукиан Самосатский (f 312), антиохийский пресвитер, ученик (?) Павла Само-сатского, основатель сирийской богословской и экзегетической школы – 107 Людовик I Благочестивый (778–840), сын имп. Карла Великого, король Аквитании с 806 г., император франков в 814–833 и 834–840 гг. (из династии Каролингов) – 360 Людовик II († 875), король Италии и император франков в 855–875 гг. (из династии Каролингов) – 403, 429, 430, 472 Людовик XIII (1601–1643), французский король в 1610–1643 гг. (из династии Бурбонов) – 41 Людовик XIV (1638–1715), французский король в 1643–1715 гг. (из династии Бурбонов) – 41, 42

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Местная школа архитектуры сформировалась на юж. побережье М. Азии. Особенным в планировке было решение алтарной части: апсиду фланкировали пастофории, скрытые за стеной вост. фасада, иногда апсиде предшествовал трансепт (базилика А в Перге, V-VI вв.). Церквей, имевших галереи над боковыми нефами, было мало, беднее по сравнению с памятниками Эгейского побережья выглядело резное убранство, хотя отдельные образцы фасадной пластики имели высокое художественное качество, напр. рельефы на портале зап. базилики Алахан-манастыра (посл. треть V в.) со сценами Вознесения Господня, видения Иезекииля и др. Техника каменно-бетонной кладки стен с рядами крупных отесанных блоков, придававшая образу храма мощь и монументальность, развивалась в Каппадокии и странах Закавказья. Крупнейшей базиликой в регионе была ц. св. Феклы в Мериамлыке (78 ´ 39 м), возведенная при поддержке имп. Зинона (474-475, 476-491), коринфские капители, мозаичные и инкрустированные полы подтверждают предание о строительстве ее мастерами, присланными из К-поля ( Krautheimer. 1986. P. 110). К кон. V в. в Киликии и Исаврии появились короткие базилики с куполом или деревянным шатром на массивном барабане, напр. вост. церковь Алахан-манастыра (80-е гг. V в.), построенная предположительно имп. Зиноном, в центральном нефе к-рой, непосредственно перед алтарем, выделена ячейка, перекрытая деревянным шатром на кубовидном снаружи и октагональном изнутри (с нишами) барабане (6,80 ´ 6,50 м), опирающемся на столпы; боковые нефы и галереи над ними открываются в «подкупольное» пространство тройными аркадами. В этом памятнике неразрывно сочетаются смелость композиционной идеи с массивным обликом кладки и архаическими чертами конструкций. В глубинных районах М. Азии сохранились памятники 3 архитектурных центров. На западе - Иераполь (Памуккале) с мартирием ап. Филиппа, сложной центрической постройкой нач. V в., октагональное ядро к-рой с 8 глубокими прямоугольными рукавами вписано в квадрат, с рядом дополнительных помещений по периметру. Ближе к востоку, в Ликаонии, в местности Бинбир-килисе, большинство храмов - сводчатые 3-нефные базилики, с аркадами на низких колоннах или столпах и галереями над боковыми нефами, выдающими к-польское влияние.

http://pravenc.ru/text/383977.html

Мученика Митры в Александрии в 249 г. М. Р. Об нем говорит св. Дионисий алекс. Евсев. Ц. И. VI, 34. У Ефиопов 5 окт. Фирса, Тарсиция, Зотика, Кириава, Аммония, Гемина, Геласия, Ипполита, Урсина, Каллиника и других 15 священнивов в Алевсандрии. Иерон. М. Р. Амоги и Афанасия. Абис. у Люд. Февраль 1. Аввы Дабнина. Копт. 1338. 2. Илии, трех жен пустынниц. Абис. Люд. 3. Муч. Павла сирина при Диоклитиане. Копт. 1425 (Павла Дамаскинского 1338). Анатолия, еп. в Адане в Киликии, современника Иоанну Златоусту . Мюллер. Пренесение тела Иосифа. Павла с Еси и Феклою. Абис. Люд. 4. Филея муч. еп. Тмуиса в Египте при Диоклитиане и Филорома трибуна, им обращенного. М. Р. и древние Мартирологи. В Деян. св. акты современника Григория о Филее. Филар. Черниг. об отцах § 68. Феофила кающегося эвонома церкви Аданав Киликии в 6 в. Чудо с ним Богоматери Деян. св. Иуста, сына импер. Нумериана. Копт. 1338 и 1425. Иакова ап. и муч. Абис. Люд. (которой неизвестно). 5. Св. Белатиана. Абис. у Люд. Св. Бетры аввы, ученика Силвана. Абис. у Люд. Леонина, Евлогия. Абис. у Люд. Муч. Вляхаиоаса (?). Копт. у Порфир. 6. Геласия исповедника, аввы нитрийского. Порфир. и друг. у Болландистов. Моисея епископа. Копт. 1338. (М. Р. 7 февр.). Сатурнина, Ревоката, Дорофеи, Феофила схоластика в Ахаии Иерон. Бернск., а по Виссенбургск. Дорофеи в Кесарии Каппадок. Дорофеи муч. девы, посвященной Богу в Египте в Александрии в начале 4 в. Позднейшие мартирологи Ричарда, Витфорда, Франциска, Мавролика, Петра Галезиния, Петра Канизия, Филиппа Феррария. См. Деян. св. 6 февр. 7. Св. Адавка или Адавкта квестора со многими сановниками и гражданами и женами в Антандро во Фригии, сожженных при Максимиане 303 г. М. Р. (в Гр. Мин. 6 мучч. во Фригии огнем). См. Деян. св. Моисея, еп. сарацын в Аравии в конце 4 в. М. Р. и древние Мартир. Сведения у Сократа, Созомена и других истор. см. Деян. св. (Копт. 6 февр.). Моисея аввы, в египет. пустыне в нач. 5 в. убитого варварами с 6-ю монахами в келье. Позднейшие мартирологи Петра де Наталибуса, Галезиния, Мавролика, Феррария. Деян. св. Февр. 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

На Римском Соборе 1065 г. рассматривался схожий спор между аббатом Сен-Дени и епископом Парижским. В отличие от монахов Сен-Дени монахи К. не смогли представить на Собор убедительных доказательств своих привилегий. Они ссылались на подложную грамоту Гуго Капета от 988 г., в к-рой говорилось, что епископ Амьенский не единственный, кто имеет право совершать ординации и др. обряды в К., т. к. аббат Мегингауд (986-1013/15) получил ординацию от архиепископа Реймсского, а мон-рь находится под защитой Папского престола (изд.: Boussard J. Le diplôme de Hugues Capet, de 988, pour l " abbaye de Corbie//J. des Savants. P., 1976. N 1. P. 54-64). Весной 1065 г. мон-рь К. был принят папой Римским под защиту ( Jaff é . RPR. N 4609), но не получил экземпцию. Подобная ограниченная привилегия была дана папой Урбаном II в Туре 25 марта 1096 г.; полную экземпцию К. даровал только папа Александр III в 1170-1171 гг. ( Falkenstein. 1989). Связь К. с Сен-Дени в нач. XII в. укрепилась настолько, что в 1123 г. аббатом К. стал монах Сен-Дени Роберт, ученик Сугерия и друг клюнийского аббата Петра Достопочтенного . Хотя формального присоединения К. к Клюнийской конгрегации не произошло, к 1142 г. монахи приняли клюнийские обычаи (в частности, в К. копировались «Consuetudines» мон. Бернарда - рукописи Paris. lat. 13877, XVII в.; 13874, XII в.; 10111, XVII в.; Amiens. Bibl. Louis Aragon. 524. Fol. 4-21; Ibid. 525. Fol. 15-37; см.: Peltier. 1950; Tutsch B. Die Consuetudines Bernhards und Ulrichs von Cluny im Spiegel ihrer handschriftlichen Überlieferung//Frühmittelalterliche Studien. B., 1996. Bd. 30. S. 248-293). К этому времени в К. было 36 монахов. Упадок и закрытие К. В XII-XIII вв. обострился конфликт между аббатами К. и коммуной бурга, образовавшейся в 1123/24 г. Поскольку аббаты К. поддерживали французских королей в борьбе против Папского престола, то в 1330 г. кор. Филипп VI окончательно подтвердил права аббата на бург. В честь этого было учреждено особое празднование. В 1402-1406 гг. в келье между контрфорсами ц. св. Стефана с разрешения аббата К. жила в затворе католич. св. Колетта (1381-1447), впоследствии выступавшая за реформу францисканских обителей и составившая собственный устав.

http://pravenc.ru/text/2057224.html

Остальное либо подлежало конфискации, либо продавалось церковными старостами. В Ирландии религ. законодательство 40-50-х гг. XVI в. не было одобрено парламентом и официально в силу не вступило. Приход к власти Марии Тюдор (1553-1558) ознаменовал возвращение к католицизму. 20 дек. 1553 г. парламент принял т. н. «Акт об отмене», аннулировавший религ. законодательство - Статуты кор. Эдуарда VI. Большинство приходов уже в кон. 1533 - нач. 1534 г. восстановили в своих церквах алтарь, приобрели облачения для священников, необходимые литургические книги и распятия. В 1554 г. церкви закупили прочую утварь и недостающие облачения, хоругви, занялись восстановлением алтарей в приделах. В 1555-1556 гг. большая часть церквей получила распятия, иконы и в приходах начался ремонт обветшавших зданий храмов. Но если восстановление литургической жизни англ. католич. Церкви прошло быстро, то возобновление церковного общения с Римом, прерванного еще в правление Генриха VIII, вызвало серьезные затруднения, т. к. проблема заключалась в конфискованных монастырских землях, с к-рыми не хотели расставаться ни протестанты, ни католики. Для примирения Англии с Римско-католической Церковью папой Юлием III в страну был отправлен кард. Реджинальд Пол, дальний родственник королевы. В марте 1554 г. папа особой буллой разрешил Полу договориться с владельцами «незаконно приобретенной собственности», к-рую надлежало вернуть. Подобное решение было совершенно неприемлемо для Англии. Имп. Карл V задержал легата в Брюсселе (тогда как Мария отказывала Полу в разрешении на въезд в страну) и усилил нажим на папу Юлия III. Лишь в нояб. 1554 г. папа расширил легатские полномочия Пола, предоставив ему право гарантировать владельцам монастырских земель полное прощение и сохранность имущества, после чего кард. Пол получил разрешение на въезд в Англию. 30 нояб. 1554 г. в присутствии кор. Марии и принца Филиппа, а также членов обеих палат парламента от имени всех англичан была зачитана покаянная речь; в ответ на нее кард. Пол властью папы даровал королевству прощение и снял с Англии интердикт. 3 янв. 1555 г. новый парламент принял «Акт об отмене статутов» кор. Генриха VIII, вернувшись тем самым к папской супрематии; за владельцами монастырских земель было закреплено их право на собственность. За годы правления кор. Марии Тюдор в Англии на землях, принадлежавших короне, было восстановлено 6 мон-рей.

http://pravenc.ru/text/150119.html

письмо Е. П. Мельникова к К., 1880 г.- РГБ. Ф. 164. Карт. 17. Ед. хр. 27. Л. 1 об.). В 1864 г. К. находился в С.-Петербурге, работал в Имп. Публичной б-ке, познакомился с ее директором А. Ф. Бычковым , а также с издателем ж. «Христианские древности» В. А. Прохоровым. В кон. года книжник совершил паломническую поездку в Тихвин, Новгород, Псков, затем вернулся в Москву. В марте 1869 г. К., потерпевший поражение в защите «Окружного послания», уехал из Москвы и вскоре совершенно отошел от участия в церковных делах и от писательского труда. Жил в Калуге, в Покровском мон-ре близ Клинцов. В 1876 г. в Калуге К. встретился с Т. И. Филипповым, видным гос. чиновником и правосл. публицистом, получившим в старообрядческой среде известность благодаря выступлениям в С.-Петербургском отд-нии Об-ва любителей духовного просвещения о возможности снятия клятв Большого Московского Собора 1666-1667 гг. на старый обряд. К. и Филиппов состояли в переписке, начавшейся ранее личного знакомства и продолжавшейся неск. лет. В их письмах затрагивались вопросы совр. церковной жизни, в частности заседания С.-Петербургского отд-ния Об-ва любителей духовного просвещения, посвященные единоверию. Письмо К. от 27 мая 1879 г. является откликом на работу Филиппова «Вселенский патриарх Григорий VI и греко-болгарская распря». К. скончался и был похоронен в клинцовском Предотечевом мон-ре, где окончательно поселился в нач. 1880 г. Незадолго до смерти он был причащен и напутствован Балтским еп. Селивестром. В 1884-1885 гг. при участии Субботина на страницах «Братского слова» был опубликован ряд воспоминаний о К., авторы к-рых (преимущественно бывш. старообрядцы, присоединившиеся к единоверию) проводили мысль, что К. был близок к правосл. Церкви и стоял на пороге присоединения к ней. Подобные утверждения были опровергнуты старообрядческими писателями, близко знавшими К. Вскоре после публикаций «Братского слова» начетчик А. Е. Егоров подготовил соч. «Память праведнику с похвалами: Несколько слов относительно автора «Окружного послания» Илариона Георгиевича», составленное из писем разных лиц, в т. ч. К., в к-рых подчеркивается преданность последнего старообрядчеству.

http://pravenc.ru/text/1319734.html

султан Мехмед II (1444-1446, 1451-1481), завоеватель К-поля, завершил осаду Родоса, не достигнув цели. Но новая турецкая атака представлялась госпитальерам лишь делом времени. После осады 1480 г. и мощных землетрясений 1481 г. на Родосе были произведены масштабные строительные работы. В 1498 г. орден возобновил перемирие с османами. В 1516-1517 гг. турки овладели Сирией и Египтом, положив конец господству мамлюков. В июне 1522 г. флот тур. султана Сулеймана I из 400 кораблей с многотысячной армией на борту появился возле Родоса. Тур. армаде орден мог противопоставить войско из 600 братьев, 500 генуэзских моряков, 400 критских наемников и неск. тысяч греков - жителей города. Тем не менее госпитальерам вновь удалось успешно отразить штурмы городских стен. С наступлением зимы Сулейман предложил защитникам почетную капитуляцию, опасаясь возможного подхода подкрепления с Запада. Рыцари сначала ответили отказом, но под давлением местного населения, опасавшегося резни в городе в случае его успешного штурма турками, передумали и 9 дек. 1522 г. решили капитулировать. 20 дек. был заключен договор о почетной сдаче Родоса, а 1 янв. 1523 г. магистр с братьями ордена и нек-рыми семьями греч. подданных покинули остров. Вскоре туркам сдались замок св. Петра и о-в Кос. Госпитальеры направились на Крит, откуда 1 марта 1523 г. прибыли в Мессину. В авг. того же года начались переговоры с папой Римским Адрианом VI (1522-1523) о будущем ордена. 24 марта 1530 г. имп. Карл V передал рыцарям о-ва Мальту и Гоцо вместе с завоеванным испанцами в 1510 г. Триполи. 26 окт. 1530 г. магистр Филипп де Вилье де л " Иль-Адам (1521-1534) прибыл на Мальту. Деятельность ордена на Мальте Рыцари М. о. продолжили морскую войну против турок. В 1531 г. они атаковали Модон на юге Пелопоннеса и затем направили свои галеры на Корфу (Керкиры), Тунис и Алжир. В 1551 г. Триполи был захвачен корсаром Тургут-реисом. Пиратские нападения М. о. в Средиземноморье побудили тур. султана Сулеймана I к новой атаке против рыцарей. В мае 1565 г. многотысячная турецкая армия высадилась на Мальте и начала осаду орденских укреплений. 23 июня ценой больших потерь турками был взят форт св. Эльма. Форты Св. ангела и св. Михаила продолжали отражать все попытки штурма. В нач. июля М. о. получил 1-е подкрепление из 700 чел. К сент. в тур. войске закончились запасы воды и продуктов питания, также изменилась погода - повысилась влажность, что имело плачевные последствия для тур. артиллерии. 7 сент. на помощь ордену прибыл испан. флот, нанесший 11 сент. поражение туркам. На следующий день все тур. силы покинули Мальту.

http://pravenc.ru/text/2561764.html

Фляги для св. воды из Абу-Мины, святилища св. Иоанна в Эфесе и др.; «жетоны» (медалеобразные предметы), отражающие географию св. мест Вост. Средиземноморья. Среди сюжетов много необычных. Так, изображение корня мандрагоры и имени царя Соломона на жетоне базилики в честь царя Давида под Вифлеемом (?) - единственный случай использования ветхозаветной темы в евлогиях со Св. земли сер. VI - нач. VII в. (раскрыт израильским археологом Л. Рахмани; ампулы для масла в виде узких сосудов, часто со штампами-монограммами (лат. unguentaria)). Последние мало изучены, но широко представлены в Стамбуле и по всему Средиземноморью, включая Испанию, Сев. Африку и Причерноморье. Ампула св. Мины. V - VII вв. Ампула св. Мины. V - VII вв. Среди продукции нек-рых мастерских средневизант. эпохи (напр., в Коринфе, где часть горнов располагалась вблизи церквей), где изготавливали поливную посуду и стекло, были и сосуды для пилигримов, на что указывают отштампованные греч. монограммы имен святых (Михаил, Константин, Филипп, Георгий), а также знаки креста, звезды, треугольника и т. п. IV. Археология погребений. Памятники обряда погребения обладают для визант. археологии первостепенной важностью, однако в их изучении есть ряд особенностей, отличных от др. областей археологии. Прежде всего религ. содержание погребения усопших христиан хорошо известно из церковной и исторической, письменной и устной традиций и изучение его с т. зр. археологии может добавить только отдельные детали. Из источников можно почерпнуть и сведения об основных формах обряда (ориентации тела по сторонам света, облачение, оформление места упокоения и т. д.). Наконец, христианство предполагает при погребении скромность сопутствующего инвентаря или его полное отсутствие. Все это ориентирует археологию В. и. при изучении мест упокоения на выяснение более сложных вопросов, таких как соотношение архитектурного и художественного оформления некрополей с традицией поминальных служб и почитания останков христиан; типологическая, иконографическая и эпиграфическая интерпретация вместилищ останков (гробов, саркофагов, оссуариев и др.) и надгробных памятников; организация пространства кладбищ как вне, так и внутри церквей; оттенки исторически фиксируемых форм погребения в особые периоды (прежде всего переходный от язычества к христианству) и в особых местных или социальных условиях.

http://pravenc.ru/text/372678.html

власть в Г. и Италии - с другой. Противниками политики Генриха VI в Г. были Вельфы и архиеп. Кёльнский Адольф. Намереваясь расширить влияние империи в Св. земле, император планировал новый крестовый поход, основал Тевтонский (Немецкий) орден св. Девы Марии . Генрих VI посетил Г. лишь в 1195-1196 гг., чтобы провести избрание своего сына Фридриха (впосл. имп. Фридрих II ) герм. королем. В 1197 г., во время подготовки к крестовому походу, Генрих VI неожиданно скончался в Мессине. В кон. XII - нач. XIII в. ослабление империи в период малолетства Фридриха повлекло укрепление власти папы в Италии и имперских князей в Г., возобновление борьбы за трон между Штауфенами и Вельфами. В Г. престолоблюстителем Фридриха стал его дядя герц. Филипп Швабский, в 1198 г. он был избран штауфеновской партией герм. королем, в то время как сторонники Вельфов избрали антикороля Оттона IV. Борьба шла с переменным успехом, и решающим фактором стало вмешательство папства. Основываясь на носившем до этого номинальный характер праве папы утверждать и короновать императором избранного герм. короля, папа Иннокентий III вмешался в борьбу в Г. и определил ее исход - его роль арбитра внесла вклад в разработку концепции папского примата и обоснования в 1-й пол.- сер. XIII в. права папы низлагать императора и др. светских государей. Папа поддержал Оттона IV в обмен на закрепление новых границ папских владений в Италии. После смерти Филиппа Швабского (в 1208 он был убит сторонниками Вельфов в Бамберге) Оттон IV Вельф добился своего признания в Г. и примирился со штауфеновской партией, взяв в жены дочь Филиппа Швабского (1208/09). В 1209 г. он подтвердил условия соглашения с папой, заключенного в1201 гг. в Нойсе, об отказе от имперских регалий в Италии и от права сполиации имущества умерших нем. прелатов, о соблюдении свободы церковных выборов и судебных апелляций в Римскую курию, о борьбе с еретиками, после чего папа короновал его в Риме императором. Однако, став императором, Оттон IV отказался от своих обещаний и отправился на Сицилию, чтобы восстановить ее связь с империей.

http://pravenc.ru/text/164803.html

Астрид, ж. норвежского кор. Олафа Святого, д. шведского кор. Олафа I Шётконунга VII, 131 Аттила, предводитель гуннов (ум. в 453 г.) 222, 354, 354 «Аугсбургские анналы» (нач. XII в.) 161–162 Афанасий Александрийский , еп., св. (ум. в 373 г.) 103 Бабенберги, династия мгр. Баварской вост, марки и австрийских герц. (X – сер. XIII в.) 331, 338 Балдуин (Бодуэн) I, кор. иерусалимский (1100–1118) 212, 212 Балдуин (Бодуэн) V, гр. фландрский (1035–1067) II, 153 Балдуин, еп. краковский (1103–1106) 177, 207 Бартоломей, канцлер чешского кн. Владислава II (сер. XII в.) 264 Баумгартен Н. A. (Baumgarten N.) 190, 198, 201–202, 231, 255, 264, 309–310, 329, 356, 361 Беатриса, ж. германского имп. Фридриха I Барбароссы (ум. в 1184 г.) II, 249 Беатриса, ж. германского имп. Оттона IV, д. германского кор. Филиппа Швабского (ум. в 1212 г.) II, III Беда Достопочтенный , англо-саксонский хронист (ум. в 735 г.) 215 Бейлис В. М. 28 Беккер И., см. Becker I. Бела I, кор. венгерский (1061–1063) IV–VI, 137, 175, 210, 302, 351, 351–352, 355–357, 355–358, 361, 365 Бела II Слепец, кор. венгерский (1131–1141) IV, V, 202, 202–203, 236, 240–241, 240–241, 247, 247, 255, 307, 310, 364–365, 364, 367, 367–369, 369 Бела III, кор. венгерский (1173–1196) V, 313, 313, 322, 371, 371 Бела IV, кор. венгерский (1235–1270) V, IXa, 332, 372, 372 Белёвский А., см. Bielowski А. Бенедикт VI, п. римский (972–974) 117, 186, 187 Бенедикт VIII, п. римский (1012–1024) 87, 87 Бенедикт Нурсийский , св., основатель западного монашества (ум. ок. 560 г.) 47, 164, 164, 185, 185 Бенин, прозвище венгерского кор. Белы I 355, 365 Бенне, предок германского имп. Лотаря III 328 Беренгар I, герц, фриульский, кор. итальянский (888–924) I, 328 Беренгар II, мгр. иврейский, кор. итальянский (950–962, ум. в 966 г.) I, 36, 47–48, 47–48, 85, 106, 110 Беренгар, гр. зульцбахский (ум. в 1125 г.) III, IXb Берингер II, аб. м-ря св. Эммерама в Регенсбурге (1170-е гг.) 275 Бернард Клервоский, св., аб. м-ря в Клерво, основатель Ордена цистерцианцев (ум. в 1153 г.) 204, 204–205, 207, 207, 263, 279, 281

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010